|
|||
«ГРОМ ПОБЕДЫ, РАЗДАВАЙСЯ!..». (75-летию Великой победы посвящается)
Малышев Юрий Михайлович «ГРОМ ПОБЕДЫ, РАЗДАВАЙСЯ!.. » (75-летию Великой победы посвящается) Аннотация. Дворцы и парки рассматриваются как памятники-символы победоносного шествия нашей жизни, как прообразы постепенно открывающегося суператтракторного будущего, его выражения в конкретной культурно-исторической эпохе. Ключевые слова: путь жизни, дворцы, суператтрактор, победа, каузохронотоп. Abstract. Palaces and parks are considered as monuments-symbols of the victorious March of our life, as prototypes, expressions of the gradually opening super-tractor future in a specific cultural and historical epoch. Key words: way of life, palaces, superattractor, victory, causochronotopes. « Мне бой знаком – люблю я звук мечей …» [1, с. 49] [1]. « Я жажду боя, горячего боя – в этом в настоящие минуты заключается счастье моей жизни … Вперёд – вперёд! – твердит моё сердце, стремясь туда, куда ведёт его красота. .. Будь что будет за всё, вперёд – последнее бесповоротное вперёд! » [2] [2].
Тематизация военных побед, их отражение в различных видах русского искусства носит традиционный, особо замечательный характер. Испокон веку в культурном пространстве России присутствует некая, порой едва уловимая мистика победоносного существования, что теоретически может быть представлено как устремлённость к сверхпривлекательному или суператтракторному (на языке социальной синергетики) будущему, нетленному космосу Красоты, Разума и Доброй Воли. Эта мистика победоносного существования наиболее ярко и полно выражена в знаменитых дворцах – Большом Екатерининском в Царском Селе, Большом петергофском, в Зимнем, Русском музее, в других шедеврах отечественной архитектуры. Это исторические вехи победоносного пути нашей жизни – что необходимо понять и по достоинству оценить! − и Русского проекта мироздания, суть которого – освоение прекраснейшим (каким оно представляется на каждом конкретном этапе нашего исторического развития) космической данности, в которой все мы находимся от рождения до самой смерти! Проект этот непрерывно обновляемый, мировоззренческо-эстетический. Его обновления происходят в контексте конкретных достижений искусства и философии, экономики и политики, науки и техники, расширения связанных с ними возможностей и технологий, а также мировоззренческой культуры в целом, включая и процесс космической деятельности в широком смысле. А учитывая наш исторический путь – сложный, трудный, «боевой, кипучий» (вспомним ужасы не раз организованной великой бойни народов, уничтожение их культуры; но ни один народ в истории человечества не выдерживал такого геноцида, как русские! ) – это ещё и вновь возрождающийся Проект[3], как неуклонно воплощающаяся, бесконечно возрождающаяся и обновляемая идея! Её обновление подобно существованию суператтрактора [3; 4][4] или вечно юной, бесконечно обновляемой Вселенной, что является залогом её истинности и верности! Человечество, по всей видимости, ещё не осознало в полной мере этой гениальной догадки основателя мировой космонавтики – Циолковского. Каждый раз, сталкиваясь с очередным кризисом, предсказанием «конца света» и тому подобным, весьма полезно ещё раз обратиться к наследию великого учёного [5][5] и русскому космизму в целом как Проекту [6][6]. Чтобы не сбиться с пути, важно всегда и везде, при любых обстоятельствах, различать приемлемые и неприемлемые ценности, растворяющие нас не в том «человечестве», о котором мечтали наши великие предки, оставившие нам эти удивительные, прекрасные памятники духовно-культурного развития России, на которое они работали, за которое сражались и умирали. Необходимо раз и навсегда усвоить, что проективная идеология актуальна во все времена, от неё никуда не денешься – либо мы выдвигаем и воплощаем свой Проект, либо участвуем и растворяемся в чужом – таков «постав» геополитической реальности. Но сегодня, в век гибридных, нечётких войн, компьютерных технологий и зарождающегося искусственного интеллекта, это проявляется особенно. Происходит нарастание «борьбы без правил» и появление «мира без правды» [7, 24-ая мин. ][7], истина же в таком мире вообще становится табуированным понятием. В такой ситуации, чтобы не пасть жертвой сознательного тоталитарного управления, необходимо приобрести знание культурных контекстов, превосходящее по формам и содержанию не только тот уровень, с которого нами пытаются управлять (манипулировать), но и все прежние уровни. Именно такое мировоззренческое знание и дают нам подлинная русская история и культура, призывающие к продолжению борьбы и вере, что в «нас… обитают вечные силы всего мироздания» [8, с. 118–119][8], которые рано или поздно победят! Если мы утратим стратегический, государственный, национальный, культурный, духовный суверенитет и приоритет, а вместе с ними и русскую идентичность – о каком «смысле жизни» и «назначении нашей истории» может идти речь, о какой «свободе», если эта дорога ведёт не к свободе, а к изощрённому рабству! Уроки Истории надо выучить наизусть: в мире, в котором мы находимся, никто нас так просто вперёд, в так называемое «царство свободы» и благополучия, не пропустит, не даст уйти в космос Добра, Разума и Красоты! От общего предисловия, задающего определённый контекст рассмотрения конкретного материала, попадающего в поле нашего зрения, перейдём к дворцам и дворцово-парковым комплексам, прежде всего, интересующим нас в этой статье. Дворцы – особенно дворцово-парковый ансамбль Петергоф с его знаменитыми победоносными символами − фонтами или [Большой Екатерининский дворец] Большой Царскосе́ льский дворец – символизируют культуру победителей, как её понимали в России в начале и в конце XVIII века, соответственно. Более того, они сами представляют собой культ победы, передающийся из поколения в поколение – это очень важный момент, который ни в коем случае нельзя упускать из виду. Создание этих удивительных творений рук человеческих с их уникальной неповторимостью, и не только на уровне сравнения отдельных произведений большого зодчества, но и убранства на первый взгляд мелких, но великих по своей сути элементов, в конечном итоге и может рассматриваться – а мы полагаем, и является – тем духовно-культурным суператтрактором в контекстах живой речи, неологизмах современного человека, особенно молодёжи, что и получает своё выражение в матрице данности духовно-культурного богатства в формах его непосредственного культурно-предметного существования. Искусство даёт нам всеобщее в предметно-конкретных формах его существования в нашем мире. Эта всеобщая значимость духовно-культурного развития, через существующие институты сохранения, преумножения, передачи опыта от одних поколений к другим, и решает задачу саморазвития культуры человека, причастного к государствообразующему народу и его историческому пути, в конкретных пространственно-временных и причинно-следственных отношениях, в каузохронотопах нашего существования во Вселенной. Понятие каузохронотопа вводится нами для обозначения онтологического единства пространства, времени и причинности [6, т. 3, с. 21–31, 96–97] [9]. Это единство в общих чертах может быть пояснено и проиллюстрировано на конкретном историческом материале. Так, вспоминая победоносное взятие русскими войсками неприступной крепости Измаил во второй половине XVIII века или штурм Берлина весной 1945-го, мы начинаем всё более отчётливо понимать – уже за пределами контекста В. С. Соловьёва [8, с. 118–119][10], расширяя и обобщая его до философского или научно-мировоззренческого уровня, – что во всех этих событиях действовала некая вполне реальная космическая или даже вселенская сила, действие которой выносить за скобки рассуждений ни в коем случае нельзя. Поэтому описывая эти события, совершенно недостаточно указывать, где это происходило и когда, то есть обозначать место и время, необходимо ещё иметь в виду и действующую силу, её объективные и субъективные составляющие. Иначе говоря, все события следует рассматривать в конкретно-историческом, реально действующем каузохронотопе, тогда возникает более полная и ясная картина происходящего и наступающего. Итак, гром побед, раздающийся из глубин нашей цивилизации и культуры, вещает о том, что путь нашей жизни исторически успешен, достоин, обладает рядом выдающихся преимуществ, мы обязательно победим! Всё утраченное вернём и восстановим в ещё более устойчивом и прекрасном состоянии! ЛИТЕРАТУРА
1. Пушкин А. С. Стихотворения. 1820. Т. 1. Стихотворения 1813− 1820. 2. Дневник Розы Шаниной (1924 – 1945). URL: https: //warhead. su/rosa_diary? page=4 (дата обращения 08. 07. 2020). 3. Бранский В. П. Искусство и философия: роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. Калининград: Янтарный сказ, 1999. — 704 с. [Электронный ресурс]. URL: http: //www. vixri. ru/d3/Branskij%20V. P. %20-%20Iskusstvo%20i%20filosofija%20-%201999. pdf (дата обращения: 19. 05. 2019). 4. Синергетическая философия истории. Коллективная монография под редакцией В. П. Бранского и С. Д. Пожарского. Рязань: Копи-принт, 2009. [Электронный ресурс]. URL: http: //philosophy. spbu. ru/bransky/sinergetics_philosophy_of_history. 5. Школа Русского Космизма как мировоззренческая основа Русского Космического общества // Сайт РКО. Статьи. URL: https: //vk. com/@cosmatica-shkola-russkogo-kosmizma-kak-mirovozzrencheskaya-osnova (дата обращения 02. 05. 2019). 6. Малышев Ю. М., Семенов А. Г., Семёнов О. П., Сергеев В. М. Русский космизм как проект. В 3 т. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та Петра Великого, 2018. 7. Вечер с Владимиром Соловьевым. Эфир от 24. 05. 2020. URL: https: //russia. tv/video/show/brand_id/21385/episode_id/2393803/video_id/2301801/ 8. Соловьев В. С. Сочинения. В 2-х т. Т. 2. Чтения о богочеловечестве. Философская публицистика. М.: Правда, 1989. — 738 с. [1] Пушкин А. С. Стихотворения. 1820. Т. 1. Стихотворения 1813-1820. С. 49. [2] Из дневника бойца отдельного взвода снайперов-девушек 3-го Белорусского фронта, кавалера ордена Славы Шаниной Р. Е. от 27. 11. 1944; 06. 12. 1944; 17. 01. 1945. URL: https: //warhead. su/rosa_diary? page=4 (дата обращения 08. 07. 2020). [3] Показать слайды разрушенных дворцов и парков. [4] См.: Бранский В. П. Искусство и философия: роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. Калининград, 1999 (www. vixri. ru/d3/Branskij%20V. P. %20-%20Iskusstvo%20i%20filosofija%20-%201999. pdf; дата обращения 19. 05. 2019). [5] Школа Русского Космизма как мировоззренческая основа Русского Космического общества // Сайт РКО. Статьи. URL: https: //vk. com/@cosmatica-shkola-russkogo-kosmizma-kak-mirovozzrencheskaya-osnova (дата обращения 02. 05. 2019). [6] Малышев Ю. М., Семенов А. Г., Семёнов О. П., Сергеев В. М. Русский космизм как проект. В 3 т. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та Петра Великого, 2018. — 1366 с. [7] Вечер с Владимиром Соловьевым. Эфир от 24. 05. 2020. 24-ая мин. URL: https: //russia. tv/video/show/brand_id/21385/episode_id/2393803/video_id/2301801/ [8] Соловьев В. С. Сочинения. В 2-х т. Т. 2. Чтения о богочеловечестве. Философская публицистика. М.: Правда, 1989. — 738 с. С. 118–119. [9] Малышев Ю. М., Семенов А. Г., Семёнов О. П., Сергеев В. М. Русский космизм как проект. В 3 т. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та Петра Великого, 2018. Т. 3. С. 21–31, 96–97. [10] Соловьев В. С. Сочинения. В 2-х т. Т. 2. Чтения о богочеловечестве. Философская публицистика. М.: Правда, 1989. С. 118–119.
|
|||
|