|
|||
Из опыта работыМного лет занимаюсь лепкой из глины с детьми. Именно этот вид творческой деятельности позволяет педагогу наблюдать за ребёнком, помогает понять его душевное состояние и, нередко, оказать помощь. В процессе лепки дети выражают свои чувства, мысли, восприятие окружающего мира. Я давно обратила внимание, что детские работы похожи на них самих внешне и очень ярко передают их настроение, неосознанно ребенок отражает в своей игрушке свой внутренний мир. Я работаю с детьми дошкольного возраста. У каждого возраста свои особенности, но с удовольствием лепят и школьники и дошколята. Для дошкольников организована Школа развития «Радуга детства», где дети занимаются разными видами деятельности: ритмопластикой, шахматами, изобразительным творчеством и музыкальной деятельностью. Изобразительное творчество объединяет в себе рисование, лепку и бумажную пластику. К нам приходят дети, которые не посещают детский сад, у них тоже свои проблемы: у кого-то дефицит общения, а кто-то гиперактивный, есть наоборот дети очень замкнутые. А те, что пришли из сада, вечером – может уже уставшие. Я остановлюсь на лепке. Лепим из солёного теста, шарикового пластилина, но предпочтение отдаю глине. Занятия проводятся: 2 раза в неделю по 30 мин, в группе 6-8 человек. Конечно, столько времени находиться в одном положении трудно и для школьника, а здесь совсем малыши. Я выстраиваю занятие таким образом, чтобы оно не было утомительным. В начале занятия беседа, развивающие игры по теме занятия, подвижная игра, практическая часть. Подвижная игра отвлекает детей от главной деятельности, поэтому необходим плавный переход. Вот так возникла необходимость в создании комплекса упражнений. Цель этих упражнений: знакомство со свойствами глины, развитие сенсорных ощущений, обучение приёмам лепки, создание условий для снятия мышечного напряжения, восстановления эмоционального равновесия, доброжелательной обстановки. На занятия к нам приходит колокольчик Глинчик. Он предлагает детям выполнить определённые упражнения. Глинчик - глиняная игрушка Позванивая я привлекаю внимание, чтобы сделать какие -то замечания, кого-то приободрить или похвалить. Все упражнения начинаются с подготовки глины, или вымешивания. Я предлагаю детям проверить, послушная ли сегодня глина. В процессе вымешивания дети «слушают» глину, они стараются почувствовать её пластичность, податливость, и всегда высказывают свои ощущения. Дети отвлекаются от посторонних раздражителей, и у них появляется желание что-то лепить, производить какие-то манипуляции с глиной. В работе с глиной меня привлекает ещё тот факт, что формирование энергии собирания, удержания и расслабления - это один из глубинных смыслов лепки из глины. Можно научиться собирать, накапливать, удерживать энергию и расслабляться. Лепка куба на уровне подсознания формирует энергию собирания, лепка шара формирует энергию удержания, лепка плоскости позволяет расслабиться. Я считаю, что каждое движение, манипуляция у разных детей вызывает свои ощущения, свои ассоциации, какие-то воспоминания, желания выразить свои чувства, от чего-то, даже избавится. Резкие движения помогают вынести негативные воспоминания, перенести их на действия с глиной; мягкие, плавные помогают расслабиться, вспомнить о тепле, добром отношении. Таким образом, я в своих упражнениях чередую действия разного характера стараясь помочь детям достичь внутренней гармонии, эмоциональной разрядки.
|
|||
|