В ПОМОЩЬ СТУДЕНТУ
В процессе создания текста исследовательской работы могут быть использованы определенные речевые обороты.
| Версия (гипотеза)
| Определение класса задач, подлежащих разгадке
| Чтобы создать версию (сформулировать гипотезу) объяснения, истолкования... определим класс этого явления.
| Разделение класса задач на виды
| Класс этих явлений, как известно, можно разделить на следующие виды:...
Сопоставление нашего конкретного случая с каждым из выделенных выше вариантов позволяет предположить, что наш конкретный случай относится к тому из видов перечисленных выше, которые мы называем...
| Определение мотивов, целей, причин, обстоятельств, которые обычно приводят к тому или иному результату, — факту, явлению, процессу, сходному с обсуждаемым
| Известно, что результаты (факты, процессы, явления), сходные с нашим конкретным случаем, высказываются, как правило... (указываются типичные цели, мотивы, причины, обстоятельства).
| Анализ косвенных свидетельств и их последовательное соотнесение с выделенными мотивами, целями, причинами, обстоятельствами
| Соотнесем теперь те косвенные свидетельства, которые имеются в нашем распоряжении, с выделенными мотивами, целями, причинами, обстоятельствами.
| Выбор наиболее вероятного варианта
| Результаты такого соотнесения позволяют предположить, что наиболее вероятным вариантом события является...
| Проверка «прочности» версии с точки зрения всего комплекса имеющихся свидетельств, как подтверждающих версию, так и противоречащих ей
| Проверим теперь нашу версию с точки зрения ее надежности, т. е. проверим, насколько она устойчива в свете противоречащих ей фактов. Так, например, то обстоятельство, что... не может опровергнуть версию в целом, поскольку... Более серьезным является факт... Но у нас есть косвенные свидетельства о том, что эти обстоятельства не могли повлиять на… Менее существенные противоречия версии требуют проверки дополнительных фактов и обстоятельств, но все же позволяют вести исследование в избранном направлении.
| Выделение главных (опорных) звеньев версии
| Исходя из того, что причинно-образующими фактами события могли быть лишь три из общего числа, определенных в версии, сосредоточим свое внимание на их проверке…
| Последовательная проверка опорных звеньев версии
| Анализ упомянутых фактов привел к следующим результатам: 1)... 2)... 3)... Они подтверждаются и дополнительной разработкой вопросов, косвенно связанных с проблемой исследования.
| Обобщение результатов проверки гипотезы
| Итак, гипотеза, сформулированная в процессе... подтверждается (не подтверждается).
|
| Комментарий
| Введение в комментарий
| Здесь, очевидно, целесообразно сделать некоторые пояснения...
Здесь важно иметь в виду следующее...
Дальнейшее обсуждение... может оказаться недостаточно эффективным без дополнительной характеристики введенного (упомянутого, привлеченного к обсуждению) факта (группы фактов, понятия и т. д. )
| Привлечение фоновых знаний
| В литературе (... ) дано следующее истолкование...
Обратимся к характеристике... такими известными... как...
| -отсылка к источникам
| Изложим представление о... в трактовке...
Вот несколько цитат из...
| -указание на историю вопроса
| Известно, что...
Несколько позже...
Затем...
В наше время...
| -обзор разных точек зрения
| Факт... по-разному истолковывается...
Одни полагают, что...
Другие обращают внимание на то, что...
Третьи считают самым главным в... так как...
| Оценка обсуждаемого материала
| Наиболее обоснованной нам представляется точка зрения тех, кто...
В этом направлении мы и продолжим...
| -выделение наиболее перспективных аспектов обсуждения
чего-либо и объяснение причин отрицания
| Ни с одной из приведенных точек зрения на уровне современных представлений о... согласиться нельзя. Дело в том, что...
Кроме того...
Вспомним также …
Наконец, нельзя не считаться с тем, что...
Поэтому нам придется выявить другие критерии оценки... и предложить иную интерпретацию...
| Указание на возможность разных толкований в зависимости от целеустановки
| Следует учесть, что в зависимости от... материал можно рассматривать с разных точек зрения.
И все дело в том, чтобы найти вершину иерархии в этих разных подходах. Нам представляется, что такой точкой отсчета может быть …
| Объяснение смысла, назначения чего-либо, детали и т. д.
| Попробуем осмыслить материал в этом направлении. Обратим внимание на... Чему она служит?
| Указание на новые обстоятельства, которые позволяют что-то переосмыслить
| Представляется, что смысл... заключается в...
Новые данные, полученные... позволяют переосмыслить значение... в следующем аспекте: ...
| Домысливание
| Попробуем осмыслить материал в этом направлении. Обратим внимание на... Чему она служит?
| Выбор наиболее объективных толкований
| Заканчивая наше отступление-комментарий и возвращаясь к основной теме, будем...
|
| Осмысление
| Общее осмысление темы, предмета мысли, осознания
| Определим ту область, к которой относится предмет нашего обсуждения. Это область… Она касается следующего круга вопросов… Проблема может быть сформулирована следующим образом…
| Выделение понятий, входящих в формулировку темы
| Основные вопросы, которые определят содержание темы, - это вопрос о…, а также о… Это круг явлений, которые определяются следующими понятиями: …
| Определение содержания терминов (понятий) темы, т. е. выявление существенных признаков понятий, называющих явления, которые подлежат обсуждению.
| Определим содержание понятий, перечислим существенные признаки, характеризующие явления, входящие в них.
Первое понятие «…». Существенными признаками явлений, входящих в … являются …
Второе понятие «…». Здесь важно…
Третье понятие «…». Укажем здесь … а также…
| Выявление и учет смежных понятий
| Характеристика существенных признаков … определяет целый ряд смежных явлений, которые расширяют общее понимание обсуждаемой проблемы. Это …
| Определение отношений между выделенными явлениями, процессами
| В каких отношениях (родовидовых, причинно-следственных, взаимодополняющих и т. д. ) находятся явления, имеющие непосредственное отношение к обсуждаемой теме?
| Отбор фактического материала, иллюстрирующего выделенные отношения
| Здесь необходимо отметить и выделить следующее: ... Примерами, подтверждающими правомерность сделанных предположений, являются такие факты, как... Укажем также... Вспомним, что... подтверждает …
| Выделение фактов, явлений, процессов, не укладывающихся в сферу установленных отношений
| Вместе с тем имеются факты (явления, процессы), которые невозможно объяснить в свете установленных отношений, закономерностей фактов. Вот некоторые из них:...
| Формулировка гипотезы
| Можно предположить, что объяснение этих фактов требует других исходных посылок и учета более общих закономерностей, которые охватывают как те факты, которые можно объяснить, так и те, которые...
Можно предположить и другое: факты, не объяснимые с точки зрения... относятся к другой области явлений и должны быть осмыслены в другой системе координат. Для проверки выдвинутых предположений необходимо проанализировать:... Рассмотрим проблемы, связанные с первой задачей. Определим общее и различное в фактах, объяснимых с точки зрения... и фактов, которые не укладываются в..
| Постановка задач
| Выделение общего при этом менее важно, так как оно объяснимо. Попробуем понять, почему не укладываются в закономерности... те стороны, которые...
| Последовательное решение задач с обязательным соотнесением результатов с основными положениями гипотез
| Анализ показывает, что факты, которые … относятся к другой области … Проверим предположение, попытавшись …
|
| Анализ темы исследования
| Ограничение темы
| В …рассматриваются лишь...
При всей важности... из сообщения исключаются... При... не затрагиваются вопросы, касающиеся... Разумеется, при этом приходится считаться с тем, что... Другое обстоятельство, которое здесь следует оговорить, заключается в том, что...
Мы отдаем себе отчет в том, что... И поэтому ограничиваем... лишь двумя аспектами этой проблемы.
| Указание на обстоятельства обсуждения темы
| Здесь необходимо оговорить ряд условий (обстоятельств), в которых …
В работе мы рассматривали этот вопрос лишь с точки зрения... Справедливости ради следует сказать, что здесь есть и положительные примеры...
Было бы несправедливым не учитывать и... Не принимая в целом... отметим, что при... открываются некоторые перспективы в...
| Перечисление вопросов, которые автор выносит на обсуждение, характеристика проблем и фактов, которые рассматриваются автором во введении, обзор разных точек зрения.
| Сверх указанного нужно еще сказать и о том, что... Однако и этим еще не исчерпывается сложность... Больше того, этот перечень... можно расширить за счет...
Следует, пожалуй, добавить...
Равным образом представление о... не исчерпывают и...
Однако и этим еще не исчерпывается сложность... Надо сказать и о том, что...
Вспомним также...
Здесь можно добавить к уже приведенным фактам и то, что...
А вот еще ряд сходных (аналогичных) ситуации...
В дополнение к... отметим и...
Следует, пожалуй, добавить, что ...
Больше того...
Сверх указанного... Кстати... К тому же...
Наконец... Вдобавок к...
| Расширение первоначальной формулировки темы
| Рассмотрим эти (факты, явления, события) в более широком контексте...
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо рассмотреть проблему в более широком аспекте...
Однако такой подход к... представляется нам неоправданно обедняющим... рассмотрим... на более широком фоне.
Эта тема относится к такой более общей проблеме, как...
| Указание на автора, название реферируемого источника, область знаний, к которой он относится, тему, цель и другие фоновые сведения
| Статья... посвящена вопросу о...
Тема, обсуждаемая в статье, относится к области...
Целью... является... рассмотрение проблем... с точки зрения...
Основной … была задача получить... осветить... показать... раскрыть суть...
Материалом исследования в... стали...
| Указание на структуру реферируемого материала, пересказ и комментарий каждой его части с разделением на тематическую, фактуальную и концептуальную информацию
| Статья... делится на... частей.
Первая... представляет собой краткий обзор... и характеристику …
Вторая часть... отводится...
Третья — посвящается проблеме …
Рассмотрим их в порядке следования. В... как уже говорилось, обсуждаются вопросы... и заключение о... Автор приводит... и обнаруживает тенденцию...
Во второй части... предпринимается попытка … дается определение... намечается программа …
В третьей и четвертой частях... приводится... исследуется … выделяется... обнаруживается и доказывается... (пересказ и комментарий содержания каждой части реферируемого материала
| Оценка реферируемого источника
| Заключая... можно сказать, что основное достоинство... состоит в том, что... и т. д.
|
| Анализ литературы
| Типичные компоненты содержания реферативных статей
| Способы и средства введения
| Предмет обсуждения
| Предметом обсуждения в реферируемом источнике является...
| Осмысление и отражение в реферате целей автора статьи
| Целью... является рассмотрение... с точки зрения...
| Определение задач, решаемых автором оригинала
| Основной задачей... была задача получить... осветить... доказать...
| Характеристика материала, использованного автором
| Материалом исследования в... стали...
| Указание на структуру реферируемого материала
| ... состоит из... разделов, включающих...
| Пересказ и комментарий содержания каждой части (фрагмента) реферируемого произведения
| ... состоит из... разделов, включающих... В... обсуждаются способы... и делается заключение о... В первой части предпринимается попытка... Во второй части намечается... В третьей и четвертой части приводятся доказательства...
| Оценка обработанного материала
| Основное достоинство... заключается в том, что...
|
|