|
|||
Ответ. Письмо 38-еОтвет Да, я просто потрясен этим случаем. Хотя немного стало полегче, когда вы подсказали, что все же я-то потрясен больше, чем вы с мамой, а то я и о вас обоих очень переживал. Вы вежь в самом деле духовно опытнее, и на вас происшедшее повлияло не так сильно. Хотя если посмотреть на маму, то не скажешь, что она потрясена меньше, чем я. Может быть вы воспринимаете все более спокойно, а мама беспрестанно пьет валерьянку. Интересную мысль вы написали. Выходит, приобретая духовный опыт, человек начинает относиться к своим грехам спокойнее? Получается как-то странно. Чем становишься лучше, тем легче относишься ко греху. Неужто правда? Значит, мой шок -- только от неопытности? А когда я стану духовно опытным и изобью кого-нибудь, то и внимания не обращу? Все же вы, наверное, имели в виду что-то другое. Но я правда никак не ожидал, что начав духовную жизнь, вдруг тут же кого-то изобью. Я такого и вообразить не мог. Ведь вроде бы решил относиться к врагам по-христиански, с любовью. Даже настраивался подставить щеку, если вдруг оскорбят. А когда реально оскорбили, моментально забыл все добрые намерения. Они сразу вылетели из головы. По неопытности? Наверное. Чувства и эмоции меня захлестнули так, что от гнева в глазах стало темно. В тот момент я не думал ни о грехе, ни о последствиях. Потому я и был так потрясен. Потому что решил, что теперь моей натуре уже противоестественно совершать большие грехи. Да, я думал, что буду становиться только лучше и лучше. А случилось прямо наоборот: избил парня, который даже дотронуться до меня не успел. Я такого не делал даже когда не занимался никакой духовной жизнью. Сдачи давал, но первым никогда не бил, только в ответ: удар на удар. Вот уж никак не думал, что мое желание спасти душу и даже успехи в этом деле ничео не значат. Оказывается, несмотря на это, в любой момент ярость может ослепить так, что можешь упасть еще ниже, чем был. Согласен с вами: такого опыта у меня не было. Теперь появился. Но что дал мне этот опыт? Наверное, ничего. Я пока не могу его переварить и извлечь пользу. Поэтому прошу вашего совета. И еще не понял, что вы написали про темные силы. Они напали, овладели мной и заставили драться? И гнев возбудули во мне бесы? А по-моему, тот парень возбудил. Может, темные силы и суетились вокруг, подталкивали, но бил я сам, и гнев во мне был мой собственный, а не бесовский. Я не чувствовал никакого чужого влияния. Если что и ощущал, так собственную злобу. Вы пишите, что для решения возникшей проблемы надо найти ее причину. Пытаюсь, но никакой причины не нахожу. Просто уж такое стечение обстоятельств. Просто я учусь именно в этом классе, именно с этим парнем, а он в неподходящий момент начал свои насмешки. Почему я оказался в такой ситуации? Да, по-моему, она сама так сложилась. Я ее не творил, это она меня настигла. Наверное, надо было вести себя по-другому. Например, обозвать -- с чего я и начал -- и на этом остановиться. Тоже грех, но все-таки меньший. Я ведь решил: на его злобу внимания больше не обращать, а его самого полюбить как своего врага. Но у меня ничего не получилось. Желание осталось желанием, и я каким был, таким и остался. В чем причина моего греха? В том, что во мне сидит зло, и я еще не преодолел его. Я не могу еще полюбить своего врага и подставить щеку, могу только дать ему в нос. Вот и вся причина. Ну, и в любом случае мне надо решить, что делать дальше. Мама пристает и требует, чтобы я попросил прощения, иначе меня выгонят со дня на день из школы. А я преодолеть себя не могу и просить прощения не хочу. Письмо 37-е Меняет ли человек отношение к своим грехам по мере того, как приобретает духовный опыт? Безусловно, меняет, но не таким образом, как ты понял. Человек идущий путем спасения, не может относиться к грехам с легкостью. Наоборот, с течением времени его отношение к грехам становится намного серьезнее, чем в начале пути. Улетучивается мальчишеский задор -- мол, отныне я не буду грешить вовек! -- человек становится духовным реалистом. Смотри, что произошло с тобой: ты встал на путь спасения и сделал несколько шагов, но совершил грех и испытал от этого потрясение. Опытного христианина грехопадение не потрясет, потому что жизнь научила его простой истине: каждый человек может впасть в любой грех. Опыт учит видеть свою немощь. Ее не замечает только тот, кто не занимается духовной жизнью. Немало людей сейчас увлекаются так называемыми психотехниками. Эти методики учат человека развивать позитив, силу воли и сверхъестественные таланты. Христианство же учит познавать собственную немощь. Зачем нам фантазировать и приписывать себе то, что в реальности не существует? А если и существует, то в очень далеком от идеала виде. Зачем развивать сверхъестественные способности, если они никоим образом не способствуют спасению души? И к тому же становятся причиной гордости, которая растет вместе с ними. Увлечение психотехниками мешает человеку увидеть реальное состояние своей души. Все люди -- грешники. Мы не можем спасти себя самостоятельно. Нас спасает Господь Иисус Христос. В этом -- суть духовной жизнь. И к пониманию этой сути приводит духовный опыт. Если вдруг согрешит праведник, то для него грех -- великое горе. Но при этом он не испытывает шока, потому что всегда помнит о своей немощи. И праведнику не надо долго размышлять о том, что послужило причиной согрешения. Она всегда одна и та же -- гордость. Она скрывается под разными личинами, и ее не сразу различишь. Но духовно опытный человек, какое бы согрешение ни совершил, тотчас видит истинную причину своего падения. Гордость носит не только житейские наряды, она надевает и духовные облачения. И праведники грешат, если услаждаются своей святостью. Даже если человек на самом деле духовно возвысится над всем человечеством, но усладит этим, то непременно падет. Диавол наблюдает за праведниками намного пристальней, чем за лбычными людьми. И стоит только праведнику возгордиться, как диавол тотчас подчиняет его своей власти и ввергает в грех. То же происходит и с обычными христианами: и с тобой, и со мной. Например, стоило тебе сделать пару шагов в духовной жизни и решить, что ты стал лучше одноклассников, как темные силы посмеялись над тобой, ввергнув в грех. Обрати внимание на то, когда именно темные силы смогли победить тебя. После того, как ты возгордился своими успехами в духовной жизни. До этого ты был защищен благодатью Божией, и они не могли приступить к тебе. Но гордость отвергла божественную благодать. Если человек считает, что уже обрел духовные силы, Господь дает гордецу возможность побороться с темными духами самостоятельно. Но как только человек понимает, что заблуждается относительно своего духовного потенциала, и приносит покаяние, Господь вновь покрывает его Своим благодатным покровом и защищает от злых духов. Когда противник стал насмехаться над тобой, ты мог ответить на его зло любовью и таким образом исполнил бы заповедь Божию. Но вместо этого ты ударил его. Чему должен научить тебя этот случай? Ты должен изменить свое отношение к грехам, которые могут случиться в твоей жизни в будущем. Каждый грех воспринимай как вопиющее и безобразное событие. Настраивайся на то, чтобы не совершать никаких грехов. Но при этом помни, что в любой момент можешь впасть в любой грех. Именно этому учит нас духовный опыт. Ты считаешь, что избил мальчика бех всякого вмешательства темных сил. О чем это говорит? О том, что ты еще не научился чувствовать влияние нечистых духов. И это не удивительно. Далекие от духовной жизни люди совершенно не понимают, что согрешают многое в своей жизни именно под воздействием бесов. Попробуй скажи таким людям об этом: они только рассмеются в ответ. Будучи материалистами, они совершенно не чувствуют и не воспринимают духовный мир. Чтобы ощущать его, надо самому быть духовным человеком. Встать на путь спасения, человек вступает в битву с нечистыми духами. Испытывая их нападения, христианин постепенно получает навык различать воздействия темных сил на свою душу. Для духовного человека борьба с бесами -- повседневная реальность. Христианин и становится духовно опытным именно потому, что приобретает опыт в борьбе с темными духами. Пока у тебя нет подобного опыта. Поэтому тебе трудно понять, что в момент грехопадения на тебя воздействовали нечистые духи. Ты не чувствовал этого во многом из-за их скрытности. Они всегда скрывают свое нападение. Иногда их атаку не сразу замечает даже опытный подвижник. Бесы внушают человеку, что он грешит сам, а они не при чем. Если бы бесы явились видимым образом, ты ужаснулся бы их страшного вида и тотчас забыл о своем противнике. Ты не согрешил бы, если бы увидел, кто искушает тебя. Ты желал бы только одного: спастись от этих злых духов. Поэтому они и действуют всегда очень скрытно. Да, мы сами решаем напасть на противника, сами наносим удар. Однако за этим нередко стоят темные силы, внушающие нам зло. Ты не прав, считая, что ситуация с избиением мальчика сложилась сама собой. каждая жизненная ситуация является плодом предшествующих обстоятельств. Вся наша жизнь -- это цепь ситуация. Каждая из них связана с предыдущей и следующей. Наше будущее зависит напрямую от того, что мы делаем в настоящем. От того, как мы решаем насущную проблему, зависит, в каком направлении будет развиваться наша будущая жизнь. Твое сталкновение с мальчиком было обусловлено всей твоей предыдущей жизнью. Если бы ты раньше помирился с ним, то эта ситуация и не возникла. Сейчас ты жил бы спокойно, наслаждаясь духовным миром. Однако ты избил мальчика, и поэтому теперь пожинаешь горькие плоды. Гнев к противнику захватил тебя и не отпускает до сих пор. Какой выход из сложившейся ситуации? Надо преодолеть злобу, которую испытываешь к противнику. Для этого найди в себе силы, наберись мужества. Проси Господа о помощи, и Он даст ее в изобилии. Сейчас ты проходишь, по сути, первое серьезное искушение на пути спасения. Его надо преодолеть. И это будет твоим реальным вкладом в дело спасения души. Преодолеть искушение можно, только попросив прощения и примирившись с одноклассником. Если ты не сделаешь этого, то дальше не сможешь вести полноценную духовную жизнь. Ответ Батюшка, я ушел из дома. Уже два дня ночую у товарища. Его родители уехали в Турцию отдыхать, и он пустил меня пожить к себе. Вот мы с ним ту и живем теперь вдвоем. Ему так даже веселее. А ушел я потому, что больше не могу терпеть. Мать ко мне приставала с утра до вечера. Добивалась, чтобы я пошел с ней к мальчишке и его родителям просить прощения. Сначала по-хорошему просила, потом стала ругаться. Я молчал. Потом она по-другому начала меня давить. Стала плакать. И плачет, и плачет весь день. Подходит ко мне и все просит, просит. Обнимает, гладит, целует, уговаривает. Ну, я терпел, терпел. Потом все же сломался -- согласился пойти. Но как представил, как она будет унижаться перед мальчишкой и его родителями, так во мне все перевернулось, и я опять отказался. Сказал, что не позволю ей унижаться и сам не буду. Гордость -- это плохо. Но самоуважение надо иметь. Почему только я должен просить прощения? Да, я избил его. Но кто довел меня до этого? Он и довел. Что посеял, то и пожал. Вражда у нас была взаимная, и до этого мы дрались несколько раз. И никто жаловаться не ходил, в полицию не заявлял. А теперь вдруг я стал виноват во всем один и ответить должен за все тоже один. А он ходит со своими дружками, смеется, говорит, что его родители меня засудят, посадят, а мать разведут на деньги за моральный и физический ущерб. И я должен терпеть и выслушивать все это? Короче, батюшка, поругались мы с мамой очень сильно, и я из дома ушел. Пускай выгоняют меня из школы. Ничего, как-нибудь проживу самостоятельно. В тюрьму меня не посадят. Избил я его совсем немного. Никаких увечий не нанес. Подрались два парня, ну и что такого особенного? Даже если до суда дойдет, все равно не посадят. Может быть, дадут какой-нибудь срок условный. это мне знающие люди точно сказали. Ох, ах -- я школу не закончу и в институт не поступлю! Ну и что? Из-за этого наступит конец света? И без института приобрету какую-нибудь профессию. Да хоть пойду на стройку, хоть чернорабочим, а потом освою там какую-нибудь строительную специальность. Но унижаться не хочу и не буду! А мать тоже должна думать о собственном самоуважении. У меня email теперь другой -- пишите на почту моего товарища. С этого адреса и я вам буду отвечать. Письмо 38-е Твое последние письмо поразило меня вновь. Но затем я подумал: а чему, собственно, поражаться? В духовной жизни, если не идешь вперед, непременно будешь отброшен назад. Ты остановился, не желая мириться с мальчикош, а теперь -- оступился и сорвался. Ты стоял на краю пропасти, ныне же падаешь в нее. Что к этому привело? Тебя одолевали колебания и сомнения: ты был не против примирения, но не хотел просить прощения. такое шаткое состояние опасно для духовной жизни. Чаша сомнений, когда нет духовных сил держать ее, перевешивает в нежелательную для христианина сторону. Господь сказал, что никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия. (Лк. 9, 62). Тебе надо было уповать на Господа и просить Его о помощи в разрешении проблемы, а ты вместо этого зациклился на " уважении" к собственной персоне. Тебя оправдывает твой переходный возраст. В этот период жизни человек часто реагирует на события с повышенной возбудимостью. Юноши воспринимают проблемы чересчур болезненно. Это характерная черта, свойственная всем в этом возрасте. Информационные агенства постоянно сообщают, что юноши и девушки кончают жизнь самоубийством из-за неразделенной любви, ссоры с родителями или двойки на экзаменах. С возрастом и опытом мы совсем по-другому смотрим на многие проблемы, возникающие в жизни. Преодолевая их, мы со временем постепенно этот драгоценный опыт приобретаем. Пожилые люди переносят неприятные события жизни намного спокойнее. Конечно, некоторые не могут научиться ничему до старости. Про таких пословица и говорит, что горбатого могила исправит. Вы с мамой, как два уставших боксера, вошли друг с другом в клинч. Каждый хочет победить другого, но не может, так как на это нет сил. Обессилев окончательно, ты вырвался из клинча и убежал. Однако побег не решит проблему. Тебе не понравилось, как мама вела себя, уговаривая попросить прощения. Не думаю, чтобы она специально выбирала какую-либо тактику. Она воздействовала на тебя так, как могла. Женщины по сравнению с мужчинами намного эмоциональней. Для них плакать и причитать, обниматься и целоваться -- обычное дело. Женщины чаще всего действуют под влиянием чувств, а мужчины -- рассудка. Поэтому твоей мужской природе трудно перенести, когда весь день тебя уговаривают с плачем. Женщины действуют так, как умеют, и теми средствами, которые у них есть. Наверное, в будущем тебе предстоит создать семью. И как же ты собираешься терпеть свою жену? Она ведь тоже будет действовать на тебя теми же средствами, что и мама. В Священном Писании сказано: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал. 6, 2). Нам, мужчинам, надо спокойно относиться к слабостям женской природы. Ты сам довел маму до того, что она была вынуждена тянуть тебя за ручку и просить прощения. Ты можешь решить эту проблему и без помощи матери. Надо поступить так, как поступают настоящие мужчины: сам создал проблему, так и решай ее самостоятельно. Надо не стенать, не бежать от льющихся на твою грудь материнских слез, а набраться мужества, испросить помощи у Бога и идти добиваться прощения. Когда сам решишь проблему, мама будет радоваться твоему по-настоящему, мужскому поведению. Поведению человека, который сам исправляет свои ошибки, проявляя при этом волю, мужество и благородство. Я не упрекаю тебя за то, что ты впал в истерику и убежал из дома. Просто ты еще не готов вести себя в искушении как мужчина и как истинный христианин. Не готов ни эмоционально, ни духовно. Ты пишешь, что не мог вынести причитаний матери. Однако без терпения жить на земле невозможно. Наши предки говорили: терпение и труд все перетрут. В будущем тебя ждет множество жизненных проблем. Ты не решишь ни одну из них без терпения. Оно -- ключ к разрешению всех наших затруднений и искушений. По сути, вся земная жизнь -- одна большая проблема. Проблема спасения души. Как ее спасти? Господь отвечает на этот вопрос: Терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21, 19). Терпение -- это наш личный духовный подвиг. Ты не перенес настойчивых уговоров матери. А ведь это был урок терпения. Без таких уроков ему не научишься. Если у тебя не хватает терпения, проси его у Господа. Надо было не убегать из дома, а молиться Богу о помощи. Он дал бы тебе терпение, и ты смог бы выслушать мамины причитания совершенно спокойно. К твоему удивлению, эти стенания, так раздражавшие тебя, вызвали бы у тебя умиление от материнской заботы. Ты бы проникся к маме еще большей любовью и мирно объяснил ей, что тебе нужно время, чтобы решиться просить прощения. Мама перестала бы нервничать и оставила тебя в покое. Кновь и вновь ты забываешь в трудные минуты жизни просить у Бога помощи и пытаешься разрешить проблему самостоятельно. Опыт должен уже убедить тебя, что без помощи Божией нельзя добиться в жизни ничего доброго! Когда мама, как ты пишешь, окончательно тебя достала, надо было выйти на улицу и пройтись несколько раз вокруг дома, молясь Богу. После этого ты успокоился бы и помирился с мамой. Ты пишешь, что не хочешь унижаться сам и не хочешь, чтобы унижалась мама. А что означает слово " унизиться"? Оно означает -- стать перед кем-то ниже или, как пишут в словарях, потерять свое достоинство. И что же это за драгоценное достоинство, которым так сильно дорожат многие люди? Словари сообщают, что человек, обладающий достоинством, считает себя носителем положительных качеств или совокупности таких качеств, а также сознает ценность этих свойств и имеет уважение к себе. Как видим -- это просто-напросто человек, лишенный смирения. Унижение и христианское смирение не имеют ничего общего. Это совершенно противоположные понятия. Унижения -- понятие, которое употребляют мирские люди. Так как они считают свою личность большой ценностью, то унизиться изначает для них потерять самоуважение и уважение со стороны других людей. Для некоторых это равносильно самоубийству личности, потому что их личность является порождением гордости. Унижение совершается вынужденно, смирение -- добровольно и осознанно. Смиренный христианин не видит в себе никаких положительных свойств. Он считает себя прахом земным. Великий святой пророк и цать Давид сказал о себе: Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе (Пс. 21, 7). Достигнув духовного совершенства, святые искренне считали себя хуже всех окружающих. Имея смирение, человек с легкостью просит помощи и примиряется с врагами. Ему не надо перед ними унижаться, потому что он изначально видит себя ниже их. Преклоняя голову перед другим человеком, смиренный ничего не теряет, так как не считает себя обладателем каких-либо личностных ценностей. С христианской точки зрения унижение предосудительно, когда человек унижается ради корысти, выгоды, лукавства, обмана. В основе такого унижения лежит все та же гордость. Притворно унижаясь, человек в своем сердце считает себя намного выше того, перед кем унижается, и кого он мысленно ругает на чем свет стоит, чтобы умаслить свое травмированное самолюбие. Христианин преклоняет голову с искринним чувством любви. Он преклоняет ее перед человеком как образом Божиим. В сиянии божественного образа христианин не видит никаких недостатков своего ближнего. Заповеди Христовы говорят нам о том, как надос троить взаимоотношения с другими людьми. Фундамент этих отношений -- смирение. Заветы Господа прямо противоположны тому, чем живет душа гордых неверующих людей. Гордыня неверующих воспринимает заповеди не иначе как призыв к унижению. Посмотри внутрь себя внимательней, и увидишь, что твоя гордость говорит о том же. Пока будешь внимать ей, ты не сможешь покаяться и попросить прощения. Исполняя заповеди, мы унижаем так называемого достоинства не перед людьми, а перед Бого. Умаляемся перед Творцом вселенной. Однако что мы, собственно, умаляем? Неужели, находясь в здравом уме, человек может считать, что достиг некоего величия в очах Божиих? Когда человек исполняет заповедь, он исполняет волю Божию, заключенную в этой заповеди. Гордость мешает исполнить заповедь, она внушает человеку, что он центр вселенной и нет ничего главнее, чем его собственная воля. Заповеди выявляют гордость, коренящуюся в нашем сердце, и учат преодолевать ее. Исполняя заповеди, мы вырываемся из пут диавола, который порабощает нас посредством гордости. Жизнь Господа нашего Иисуса Христа должны быть для нас всегда примером. Смотри, как Он умалился ради нашего спасения. Воплотившийся Бог претерпел насмешки, злословие, хулу, пытки и даже смерть на Кресте! Всемогущий Бог унизился так, как не может унизиться ни один из людей. Если Сам Бог так уничижился ради нашего спасения, то неужели мы не будем смиряться для собственного блага? Господь Иисус Христос показал нам, как надо идити путем спасения. Разве после спасительного подвига Господа можно назвать унижением исполнение Его заповедей? Когда мы смиряемся перед другими людьми, подставляем щеку и просим прощения у врагов, мы идем по стопам Господа. Другого пути спасения нет. Тебя волнуют мысли, почему просить прощения должен именно ты? Почему твой противник остался в стороне, ведь вражда была взаимной? Скажи мне: от этих мыслей тебе становится лучше? Нет, наоборот, только хуже. Так почему тебя захватили эти мысли? Потому, что ты пишешь правду, но не правду Божию, а собственную. И это мешает тебе видеть истину, которая заключается в том, что ты должен возлюбить своего врага и попросить у него прощения. Правда Божия содержится в заповедях, а наша правда -- в гордости. Правду Божию не найти, рассуждая о том, кто прав, а кто виноват. Как сказал, по-моему, Достоевский, у каждого человека -- своя правда. Когда эти правды сталкиваются, между людьми начинается вражда. И примириться они могут только тогда, когда один из них отказывается от своей правды. Господь сказал: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33). Поэтому отринь свою правду и взыщи правду Божию. Если поступишь так, то Господь даст тебе все необходимое для мирной и благоденственной жизни. Скажи в своем сердце: Господи, ищу правду Твою, дай мне сил попросить прощения у моего обидчика, перед которым я и сам согрешил. Господь откликнится на твою молитву и подаст необходимую помощь. И когда ты попросишь прощения, то удивишься тому блаженству, которое испытываешь. Мальчишка и его дружки смеются над тобой? Ими крутят бесы. Темные духи хотят, чтобы вы еще более озлобились друг на друга и не помирились. Ты хочешь спасти свою душу и войти в Царство Божие? тогда заткни уши и не слушай насмешки, которые бесы вкладывают в уста этих мальчиков. Вместо них слушай Бога и исполняй заповеди Его. Чтобы решить твою проблему, надо действовать, как я думаю, следующим образом. Сначала вернить домой и помирись с мамой. Пойми: ты терзаешь ее материнское сердце. Сердце, которое любит тебя больше всего на свете. Затем попроси прощения и помирись с одноклассником. Иного пути нет. другие действия только усугубят твое и без того незавидное положение.
|
|||
|