Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





 Ответ.  Письмо 36-е



 Ответ

 Я сейчас, батюшка, прочел ваше письмо. Вы пишите все правильно, но только как это применить на практике?

 С того времени, как я вам писал последний раз, произошло событие, которое не знаю, чем кончится. А суть такова.

 Я давно враждую с одним одноклассником. Даже имени его не хочу называть. Он постоянно надо мной смеется, задевает, провоцирует на драку. Я чаще всего отвечаю тем же. Раза два мы с ним дрались. Наверное, не надо было обращать на него внимания: ведь я тоже в чем-то был не прав.

 И вот недавно он в очередной раз начал смеяться надо мной при всех в классе. В присутствии девчонок, а одна из них мне нравится. Я в ответ обозвал его. Сразу спохватился, подумал, что надо действовать по-христиански: простить его. Даже начал пытаться полюбить его в душе, отделив его от злобы. Но, видимо, не хватило времени, и я не смог настроиться на смирение.

 Он подошел ко мне и начал махать кулаками перед моим лицом. Ну, я в ответ ударил кулаком ему в живот. В этот момент у меня в голове все помутилось, и я забыл и о любви к врагу, и о смирении, и вообще о том, что я верующий человек.

 А чтобы он, разогнувшись не ударил меня в ответ, я ему еще коленкой в лицо добавил. Может быть, на этом все и закончилось бы, но последний мой удар увидела директриса. Она как раз зашла к нам в класс, а я этого не заметил.

 Ну, она тут такой вой подняла! Вызвала охранника, и он меня отвел в ее кабинет. Затем она с завучем целый час меня чихвостили. Сказали, чтобы я без матери в школу не приходил. Обещали заявить на меня в полицию. А тот парень, которого я побил, -- сын ее лучшей подруге. Вот такие дела. Завтра с матерью идем к директрисе. Мама в шоке, пьет сердечные лекарства.

  Письмо 35-е

 Я потрясен твоим письмом. Никак не ожидал от тебя такого поступка. Когда прочитал твое письмо, ужаснулся. А потом я вспомнил себя в детстве и юности. Я не был лучше тебя, а, скорее всего, намного хуже. Тоже дрался со сверстниками. И не видел в этом ничего плохого.

 Правда, в отличие от тебя, я рос в совершенно другой среде. Тогда в нашей стране был социализм и господствовала атеистическая идеология. Я и мои сверстники были очень далеки от Церкви. И наши взаимоотношения мало чем отличались от поведения каких-нибудь зверят. Самоутвердиться в такой среде можно было только силой. Если ее не было, мальчишка был обречен юлить перед тем, у кого она была.

 Ты же воспитан в христианстве, поэтому с тебя другой спрос. Я не могу осуждать и учить тебя, ведь я не имею опыта жизни юноши-христианина среди агрессовных сверстников. В юности я сам был забиякой и обижал слабых. Какой из меня советник? Одно недоразумение. Конечно, я могу прочесть тебе нотацию на христианско-нравственную тему. Но морального права я на это не имею!

 Ответ

 Спасибо вам, батюшка, за письмо. Вы не ожидали от меня, что я изобью одноклассника. Да я и сам от себя такого не ожидал.

 Раньше я дрался, но в последнее время сдерживался. А уж после того, как стал с вами переписываться, думал заняться духовной жизнью серьезно, и уж драки в будущем никак не входили в мои расчеты. Кое-что в духовной жизни у меня стало получаться, и я решил, что начал духовно совершенствоваться.

 А тут вот такое произошло! Я сам поражен. Что уж говорить о вас! А для моей мамы это настоящий шок.

 Однако, батюшка, что же мне сейчас делать? Мы с мамой ходили в школу к директрисе. Она ругала меня при маме до тех пор пока у мамы не схватило сердце. Ее еле-еле лекарствами отпоили.

 Что сказала директриса? Что выгонит меня из школы, если я не попрошу прощения у мальчишки, которого избил, и если его родители не простят меня. Они уже ходили в полицию и написали на меня заявление. Если я с мамой не урегулирую проблему, меня ждет отчисление из школы. И это еще самый лучший вариант. Ведь родители мальчишки могут меня привлечь к ответственности за хулиганство.

 И каково мне просить прощения у этого негодяя, который мне уже столько нервов испортил?! Он теперь ходит героем и продолжает издеваться надо мной. А ребята с девчонками слушают его и хихикают за моей спиной. Правда, только некоторые. Большинство на моей стороне и считают, что я правильно сделал, что остепенил его, а то он уже всех достал своими приставаниями.

 Директриса дала мне на раздумье несколько дней. А я думать ни о чем не хочу. Лучше уйти из школы, чем унизиться и прогнуться перед этим негодяем!

 Конечно, я -- христианин и понимаю, что надо подставлять другую щеку. Но неужели ее надо подставлять этому наглецу, чтобы он еще больше в своем негодяйстве утвердился?

 Вот, вы пишите, что в вашей юности все было по-другому. Так вам тогда было намного легче, чем мне. О смирении и прощении врагов никто и не помышлял. С вас и спроса тогда такого не было. А потом вы стали взрослым, обрели веру, стали спасать души и духовно совершенствоваться. Сейчас на вас никто руку не поднимет, а если кто-то посмеет, то прихожане и полиция тотчас защитят. А если над вами кто-нибудь смеется, так вы об этом и не знаете. А если знаете, так это никак не задевает вас, потому что вы всех прощаете и вообще выше всякой глупости.
 А мое положение совсем иное. Я еще не возвысился над миром и не стал настолько мудрым, чтобы меня ничто из себя не выводило. Мои нервы на пределе, я еле сдерживаюсь.

 Честно говоря, вы меня тоже удивили. Когда я вас не просил, вы мне советовали и учили меня уму-разуму. А как только случилось в моей жизни тяжелое событие и когда мне не самом деле понадобился совет, так вы, оказалось, советовать не можете. Не имеете на это морального права, потому что в юности поступали так же, как я, а не так, как надо было поступать с вашей нынешней точки зрения.

 С одной стороны, я согласен -- как вы будете читать мне мораль, если в юности никакую щеку не подставляли, а сами били в нос. К тому же, как пишете, и слабых обижали. Я, кстати, таких не обижаю, а только сильным негодяям не даю спуска.

 А с другой стороны, где мне искать батюшку, который в юности был уже истинным христианином и исполнял заповедь, подставляя щеку своим врагам? Где такой батюшка? Я такого не знаю. Со мной только вы переписываетесь. Если у вас есть такой знакомый батюшка, то попросите его, чтобы он написал письмо с советом, как мне дальше действовать.

 Честно сказать, я не ожидал, что вы не поддержите меня в трудную минуту. Мама, вон, вообще в отчаянии находится. Только плачет и просит, чтобы я смирился и попросил прощения. Иначе меня выгонят из школы и дадут такую характеристику, что в другую не возьмут и я не смогу поступить в институт.

 Ну, просить мне у него прощения? Если попрошу, так он совсем возомнит себя героем и полностью распояшется. Разве не так?

 Хоть и без морального на то права, все же напишите, батюшка, ваше мнение о происходящем со мной. С кем мне еще сейчас посоветоваться, кроме вас?

 Письмо 36-е

 Ожидал я или не ожидал, что ты изобьешь своего одноклассника? Конечно, не ожидал! Да и вообще я не ожидаю от людей, что они могут сделать что-либо плохое. Зачем мне это нужно?

 Мы, христиане, должны заниматься духовной жизнью, а не следить за поведением других людей и тем более прогнозировать их грехи. В первую очередь мы должны думать о себе, чтобы исправить собственные недостатки и покаяться в своих грехах. Тот же, кто следит за другими, не может в принципе очиститься от грехов и страстей.

 Внимательно взирая на себя, отчетливо понимаешь, что не застрахован ни от чего на свете. Согрешить можно почти в любой момент жизни. Почему? Отвечает апостол Павел. Он пишет: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не делаю то, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7, 19-24).

 Духовная жизнь учит нас тому, что мы немощные существа. Иногда порываемся исправить себя и жить по воле Божией, чтобы войти в Царство Небесное. Но как только начинаем исполнять заповеди, чувствуем, насколько страсти и грехи поработили наши души.

 Когда человек не стремится спасти душу, он не ощущает тяжести страстей. Он валяется в грязи греха и получает от этого удовольствие, словно свинья от грязи. Но стоит ему захотеть очиститься от греховной грязи и стать белым лебедем, сразу понимает, насколько трудно исправить свою натуру, полюбившую грязь. Необходима необыкновенная сила, чтобы свинья превратилась в лебедя.

 Пытаясь жить по заповедям Божиим, мы видим, что мы духовно слабые и никчемные люди. Заповеди смиряют нашу гордыню, показывают нам собственную духовную слабость. Человек, начав духовную жизнь, сразу понимает, что без Бога и Его помощи он не способен ни на что доброе.

 Господь Иисус Христос пришел на землю для того, чтобы спасти все человечество и в том числе каждого из нас. Мы называем Его своим Спасителем, потому что без Его помощи не можем спасти свою душу. Если кто-то пытается спастись, уповая на собственные силы, то очень быстро падает под натиском темных сил.

 Бесы особенно сильно нападают на христиан. Если бы верующих не защищала божественная благодать, бесы уничтожали бы их под корень. С людьми, не желающими жить по заповедям Божиим, диавол не борется: ведь они и так находятся в его руках. Диавол обрушивается только на тех, кто пытается вырваться из его уз и встать на путь спасения.

 Ты начал жить по заповедям и добился некоторого успеха. После этого, как пишешь, ты решил, что будешь идти по пути спасения только вперед и становиться день ото дня все лучше и лучше. И надо же случиться такому падению, которое потрясло и твою маму, и меня.

 Однако я считаю, что еще большее потрясение от случившегося испытал ты сам. Я и твоя мама уже пожили на этом свете и немало испытали. Мы и сами пережили различные падения, и видели их в жизни других людей. Нас, взрослых, уже не очень удивляют падения и грехи людей. Мы знаем, что и сами можем впасть в любой грех, если Господь лишит нас помощи.

 Твой поступок -- настоящее потрясение для тебя самого. На самом пике духовного взлета (который произошел на самом деле только в твоем воображении) случилось внезапное падение. До сих пор ты веришь в реальность происшедшего с трудом. Происходит это потому, что ты воспринял случившееся как нечто противоестественное.

 Ты уверился, что уже преобразил свою страстную природу и стал неприступным для греха. На самом же деле ты только начал духовную борьбу, и до полной победы в ней еще далеко.

 Случившееся потрясло тебя так сильно и потому, что оно явилось твоим первым падением после начала сознательной духовной жизни. Ты решил, что большие грехи остались в прошлом и впредь они не появятся в твоей жизни. Но это не так. Чтобы перестать грешить, надо много потрудиться над исправлением души и приобрести опыт борьбы с нечистыми духами. Именно они довели тебя до грехопадения, напав невидимым образом. Так они мстят каждому, кто вступил на путь спасения.

 Что надо предпринять в такой ситуации, в которой ты оказался? Хотя не имею морального права, тем не менее дам совет из-за любви к тебе.

 В первую очередь надо найти ответ на вопрос: почему ты оказался в такой ситуации. Только узнав причину падения, сможешь найти выход из положения, в котором находишься. Из твоего же письма не видно, чтобы ты хоть немного искал причину своего греха.

 Ты хочешь исправить ситуацию. Но при этом тебя волнует больше всего то, как бы не нанести ущерб собственной гордости. Однако попросить прощения, не поправ гордыню, невозможно. Чтобы тебя простили, надо смириться.

 Решение твоей проблемы кроется в источниках твоего падения. Только устранив причину греха, можно избежать его пагубных последствий. Постарайся ответить на вопрос: почему, начав жить духовно, ты вскоре избил твоего ближнего? Подумай об этом.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.