Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





 Ответ.  Письмо 34-е



 Ответ

  Батюшка, тогда что же есть смирение? После ваших слов я о нем глубже задумался, и возникли новые вопросы. Как смирение проявляется в реальных случаях жизни? Да, теоретически известно: надо смиряться перед ближними, перед дальними, перед врагами. А как конкретно?

 Что представляет из себя это самое смирение в тот момент, когда надо не вообще " быть смиренным", а смиряться вот перед этим человеком, стоящим перед тобой? Ведь ситуаций в жизни много, и люди, с кем сталкиваешься, все разные.

 Вы пишите, что надо отделить врага от его злобы. Хорошо, например, я это сделал. Затем я полюбил врага, который стал в моем воображении прекрасным человеком. А что же дальше? Ведь все это произошло в моей фантазии, а в реальности враг остался врагом и готовится напасть на меня еще с пущей злобой.

 Если смиряться перед мамой, то она быстро успокоиться и перестанет нападать на меня. Это потому, что она меня любит. А вот одноклассники-хулиганы, сколько их не отделяй в своем сознании от их злобы, лучше от этого не станут. Я их полюблю, а они задавят меня окончательно. Так как мне конкретно перед ними смиряться? Что смирение должно представлять собой в данном случае?

 А надо ли смиряться перед хулиганом? Может быть, любя в нем образ Божий, я могу бороться с его злобой? Если это возможно, то каким образом? Вы, наверное, не разрешите дать ему в нос? А иначе он не поймет, потому что стал законченным отморозком.

 Письмо 34-е

 Ты задаешь серьезные вопросы, которые касаются сути смирения. И это меня очень радует. Значит, ты осознанно стремишься наладить отношения не только с мамой, но и с другими людьми, с которыми не ладишь.

 Нецерковные люди, как правило, считают смирение совершенно ненужным. Они подразумевают под смирением черты характера, которые мешают жить на земле, а именно: приниженность, забитость, убогость, никчемность. Они не видят в смирении ничего положительного. И если подразумевают под смирением нечто положительное, то только в отношении своих врагов, которых надо унизить и смирить.

 Неверующие не понимают сути христианского смирения -- той добродетели, которая лежит в основе христианской духовности.

 Слово " смирение" само указывает на суть того, что оно обозначает. Но мало кто из людей об этом задумывается. Смиренный человек живет именно с миром в душе ко всему и ко всем. Причем его мирное состояние не нарушают никаких обстоятельства жизни.

 Душевный мир несовместим с гордостью. Когда начинаешь гордиться чем-то или перед кем-то, мир тотчас исчезает из души.

 Смирение во всем противоположно гордости. Из этого делай вывод о том, как быть смиренным в конкретных обстоятельствах жизни. Главное, чтобы во время общения с людьми в дуще сохранялся мир. Если он исчезает -- значит, ты возгордился перед человеком, который стоит перед тобой.

 Особенно старайся не терять мирное состояние души в то время, когда противодействуешь злу, которое исходит от твоего противника. А для этого не возносись над ним, не поноси его, не унижай, не суди. Бог ему судья.

 Святые Отцы считают, что сердце является духовным центром души. Поэтому отделяй своего врага от его злобы не только в воображении, но в первую очередь в сердце.

 Гнев -- естественная сила души. Адам должен был гневаться только на зло. Однако после грехопадения он и все его потомки потеряли контроль над силами души. Люди стали гневаться и не по назначению.

 Наше сердце часто воспринимает врага и его зло как одно целое. Гнев распространяется и на противника, и на его злобу одновременно. Однако если мы отделяем врага от его злобы, то можем направить гнев по назначению -- на его грехи и злобу, а самого врага полюбить по заповеди Господа.

 Когда ты отделишь врага от творимого им зла, твое сердце изменит к нему отношение. Раньше оно не могло полюбить его, так как чувствовало в нем зло. Сердце же не может любить зло. Сердце -- средоточие духа, который есть образ и подобие Самого Бога. Дух чужд злу и не может иметь с ним никакого общения, тем более любить.

 Как только мы отделяем человека от зла, все встает на свои места. Наше сердце начинает любить врага как создание Божие. Наш гнев направляется в правильное русло: он обрушивается на зло, творимое врагом.

 Я согласен с тобой: когда мы отделяем в своем сердце врага от его злобы, сам враг не изменяется. В этот момент он остается злым и агрессивным по отношению к нам.

 Однако в это время меняемся мы сами. Гнев и ответная агрессия уступают в нашем сердце место любви. Помрачние ума и терзание сердца прекращаются, и мы продолжаем наслаждаться миром, даже в большей степени. Потому что в ответ на нашу любовь к врагу Господь усиливает наслаждение.

 Что делать, когда враг продолжает нападать, несмотря на твою любовь? Дать ему в нос?

 Если враг угрожает безопасности других людей, обществу или государству, то Церковь не запрещает обороняться. Защита Отечества даже поощряется.

 Однако в личном плане дело решается подругому. Господь сказал: Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (Мф. 5, 39).

 Эта заповедь -- подвиг. Не надо быть великим героем, чтобы дать сдачи. Не ответить на удар и подставить другую щеку -- удел очень мужественных людей. И имя им -- истинные христиане. Христианство -- вера героев, твердых и мужественных людей. Наша вера не для слюнтяев и маменькиных сынков. Хочешь быть христианином -- значит, желаешь стать героем духа, победителем зла и греха.

 Ты не проиграешь духовную битву, когда подставишь щеку. Наоборот, твое смирение победит врага и диавола, который стоит за его спиной. Как только ты смиришься, на твою защиту встанет Сам Господь. Ты когда-нибудь видел человека, подставившего щеку врагу и после этого растоптанного врагом? Не видел и никогда не увидишь.

 Господь никогда не дает в обиду Своих учеников. Если и случается иногда, что враг уничтожает истинного христианина, то это редкий и особый случай. такой христианин становится святым мучеником. Такую кончину надо заслужить всей своей жизнью. Обычных же христиан, еще не достигших духовного совершенства и не готовых стать мучениками, Господь хранит и защищает от нападения врагов, которые могли бы нанести им непоправимый вред.

 Нередко, когда мы подставляем щеку, происходит изменение и с нашим врагом. Если он окончательно не осатанел, то приходит в себя. Видя нашу любовь и искреннее смирение, противник перестает злобствовать и проникается к нам симпатией.

 Любовь несравненно сильнее зла, она побеждает его с легкостью. Если вооружишься любовью, тебе не страшен никакой враг.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.