|
|||
Ответ. Письмо 33-еОтвет Согласен: человек должен смиряться перед Богом и Его волей. Он -- наш Создатель, мы -- Его творения. Он лучше знает, что нам надо в земной жизни. Поэтому брыкаться и жить по своей воле и гордыне глупо, лучше жить по заповедям Бога. Это понятно. Но вот в чем вопрос: зачем мне смиряться перед другими людьми? Конечно, надо смиряться перед родителями, учителями, начальниками -- так устроена жизнь. Иначе все общество развалится и наступит хаос. Но зачем мне смиряться перед преступниками, негодяями и прочими, кто как раз и разрушает общество? Или перед ними надо смиряться в меньшей степени? Или пусть даже человек не совсем негодяй, но вредит мне, портить жизнь? Я таких не хочу знать, хотя приходится их терпеть, потому что деваться от них некуда. Например, от одноклассников-хулиганов. Так перед ними еще и смиряться надо? Я и так еле от них отбиваюсь, а если вдруг не отвечу ударом на удар и подставлю им другую щеку, то они сядут на меня верхом и будут погонять. Нет, перед ними смиряться нельзя. Ну никак нельзя! Вот смиряться перед мамой -- другое дело. Уже несколько раз смирился перед ней сознательно и после каждого раза ощущаю очень хорошее чувство в душе. Ей тоже очень приятно, я это отлично вижу! Письмо 33-е Без смирения невозможно наладить отношений ни с одним человеком: ни с другом, ни с врагом. Это ты должен усвоить на примере твоих взаимоотношений с мамой. Конечно, смириться перед врагом намного труднее, чем перед собственной матерью. Однако это делать необходимо. Господь заповедал нам любить всех людей, в том числе и врагов. А без смирения полюбить их невозможно. Если считаешь врага плохим, то, значит, ты уже гордишься и превозносишься над ним. А если так, то полюбить его и исполнить заповедь не сможешь. Люди, не понимающие глубины христианства, недоумевают: как можно любить плохих людей и зачем смиряться перед врагами?! Это недоумение происходит оттого, что злодея отождествляют с его грехами и плохими качествами. Запомни: человек, каким бы он ни был великим грешником, остается созданием Божием и надо относиться к нему с любовью. Другое дело грехи и злодейства этого человека. Зло надо ненавидеть и пресекать. Иначе зло захлестнет и уничтожит мир. Поэтому Церковь, заботясь об исправлении и спасении преступников, никогда не выступала против их наказания. Ты должен отделять своих врагов от их действия против тебя. Каждый человек может исправиться. Жизнь демонстрирует много случаев, когда враги становятся закадычными друзьями! Почему так происходит? Потому что, враждуя, люди смогли познакомиться друг с другом, разглядеть положительные качества противника и проникнуться к нему уважением. Если подобное происходит даже с людьми, далекими от истинной веры, то тем более мы, христиане, должны обращать внимание не на грехи наших недругов, а на их положительные качества и особенно на образ Божий, по которому они созданы. Мы смиряемся не перед злобой и силой врагов, а перед образом Божиим, который в них еще остался. Злу же, которое они сеют, нужно противостоять допустимыми для христианина мерами.
|
|||
|