|
|||
Тема: Первая революция в России (12 часов).Тема: Первая революция в России (12 часов). Практическое занятие 9, 10. Практическое задание: Задание 1. На основе изученного материала сформулируйте основные черты характерные для историографии 1 русской революции советского периода. Использованная литература: 1)Смирнов, Я. А. Историография Первой российской революции в период культа личности / Я. А Смирнов // Вестник социально-политических наук. – 2017. – №16 – С. 77–81. 2)Иерусалимский Ю. Ю., Марасанова В. М. «ПЕРВАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1905 – 1907 ГГ. »: учебное пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2006. С. 11 – 15. Основные черты характерные для историографии 1 русской революции советского периода · Влияние культа личности(которое нашло отражение в «Истории ВКП (б). Кратком курсе» (1938 г. ). Составители «Краткого курса» давали крайне упрощенный, схематичный взгляд на историю революционного движения, участие в нем народных масс, деятельность политических партий и политику самодержавия) - «иллюстративный» метод(большевистская печать (листовки и пресса) периода революции использовалась авторами в качестве подтверждения тезиса о безграничном влиянии большевиков на массовое движение) - авторы немногочисленных публикаций использовали формулировки И. В. Сталина, в понимании которого революция 1905–1907 гг. выглядела как «история борьбы кадетов и большевиков за крестьянство» - резкое сокращение количества публикаций и переоценку исторической реальности( исторические проблемы революционного движения были закрыты для историков) -были невозможны свободный поиск истины, обмен мнениями; на долгое время забывается историографическая полемика между разными авторами и, как следствие, сокращается объем публикаций вплоть до полного их прекращения. - утвердилась единая мысль о гегемонии партии большевиков и авангарде революции — «сознательном» пролетариате · Изменение контингента историков революции(предвоенный период) · Научное затишье было характерно для страны в целом (в годы ВОВ) · Оживление исследовательских процессов и возобновление издания мемуарной литературы, а так же воспоминаний членов местных организаций большевиков (послевоенный период) · Подготовка диссертационных работ- с одной стороны, указывало на возросшее научное значение проблемы, особенно в свете юбилея; с другой стороны, было вызвано необходимостью обобщения накопившихся знаний и включения в научный оборот нового круга источников, прежде всего архивных материалов ( начало 1950-х гг. ) -так же в 1950-е гг. на местных историков были возложены задачи популяризации знаний о Первой революции в обществе и приобщения к ним широких масс советских трудящихся. - с середины 1950-х гг. в регионе не появилось ни одной фундаментальной работы о революции, что во многом связано с решениями XX съезда партии. Историкам потребовалось время для пересмотра некогда непреложных представлений, пересмотра методологии исторического исследования применительно к революции 1905–1907 гг. - Перестройка научного творчества историков, пересмотр большинства неоспоримых ранее суждений и оценок · С начала 1990-х годов история революций в России оказалась под прицелом не всегда обоснованной критики. В то же время остро встала проблема выработки новых подходов и методологий к рассмотрению данных вопросов Изучая данный вопрос о характерных чертах первой российской революции можно сделать вывод о том, что данная проблема довольно значима и остается актуальной для изучения отечественной истории. Задание 2. Работаем с Петицией рабочих и жителей Петербурга для подачи царю Николаю II в день 9 января 1905 г. (текст находите в интернете). Ознакомьтесь с ее содержанием и ответьте на вопросы:
1. Что согласно петиции явилось причиной народных бедствий? Причиной народных бедствий стал конфликт между недовольными своим положением рабочими и хозяевами вершившими произвол. Рабочие высказывали свое недовольство относительно того положения в котором они находятся, а это: неблагоприятные, а порой и жуткие условия труда, в свою очередь хозяева расценивали просьбы трудящихся как противозаконную дерзость.
2. Звучат ли обвинения в адрес государя? Прямых обвинений в адрес государя со стороны рабочих нет, напротив трудящиеся обращаются к государю, как к своему единственному спасителю моля о помощи и понимании.
3. Каков порядок требований в петиции, чем вы можете его объяснить? Народ обращаясь к государю выдвинул меры в следующем порядке: I. Меры против невежества и бесправия русского народа. II. Меры против нищеты народной. III. Меры против гнета капитала над трудом. НО самой главной и первоочередной просьбой выступало создание такого представительского (народного) органа который бы смог включать в свой состав представителей разных сословий, которые в свою очередь будут помогать формулировать и решать вопросы основных нужд населения.
4. Отвечают ли требования всем нуждающимся сословиям? Да, отвечают.
5. Отметьте требования, которые были реализованы в ходе 1 русской революции? Используемая литература: В. В. Виноградов «Манифес т от 17 октября 1905 г.: юридическа я природа и содержание(из истории российского конституционализма)»
· Царь был вынужден публично «даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов» · Главной уступкой со стороны императораявилось обещание учредить выборный законодательный орган – Государственную думу, а также наделить избирательными правами помере возможности «те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательныхправ», предоставить «дальнейшее развитиеначала общего избирательного права» · Повышение заработной платы рабочим, сокращение рабочего дня до 9-10 часов · Отмена выкупных платежей · Образование профсоюзов, отмена уголовной ответственностиза участие в стачках
6. Можно ли на основе документа составить представление об условиях труда рабочих Петербурга? Основываясь на данные выдержки из петиции, можно составить представление об условиях труда рабочих: «лечить нас внимательно и без оскорблений; устроить мастерские так, чтобы в них можно было работать, а не находить там смерть от страшных сквозняков, дождя и снега»:
«Незаконны также оказались наши просьбы: уменьшить число рабочих часов до 8 в день; устанавливать цену на нашу работу вместе с нами и с нашегосогласия; рассматривать наши недоразумения с низшей администрацией заводов; увеличить чернорабочим и женщинам плату за их труд до 1 руб. в день; отменить сверхурочные работы;
Задание 3. К этой Петиции придумайте и запишите 2 задания (вопроса).
Задание №1 (в формате ЕГЭ) Прочтите отрывок из петиции и ответьте на вопросы
«Государь! Разве это согласно с божескими законами, милостьюкоторых ты царствуешь? И разве можно жить при таких законах? Не лучше ли умереть, – умереть всем нам, трудящимся людям всейРоссии? Пусть живут и наслаждаются капиталисты – эксплуататоры рабочего класса и чиновники – казнокрады и грабители русского народа. Вот, что стоит перед нами, государь, и это-то нас и собрало к стенам твоего дворца. Тут мы ищем последнего спасения. Не откажи в помощи твоему народу, выведи его из могилы бесправия, нищеты и невежества, дай ему возможность самому вершить свою судьбу, сбрось с него невыносимый гнет чиновников. Разрушь стену между тобой и твоим народом, и пусть он правит страной вместе с тобой. Ведь ты поставлен на счастье народу, а это счастье чиновники вырывают у нас из рук, к нам оно не доходит, мы получаем только горе и унижение. Взгляни без гнева, внимательно на наши просьбы: они направлены не ко злу, а к добру, как для нас, так и для тебя, государь! »
1. В каком году была опубликована данная петиция? 2. К какому политическому деятелю обращается народ? 3. Назовите, с каким историческим событием связано данное обращение?
Задание №2 Почему царь согласился подписать Манифест 17 октября? Почему значительная часть социалистов и либералов не поверила в его искренность?
Задание 4. Сформулируйте причины первой русской революции.
· Промышленный спад · Расстройство денежного обращения · Неурожай и огромный государственный долг · Низкий уровень жизни большей части страны, бедность · Поражение русской армии и флота в ходе русско-японской войны (1904 – 1905 гг. ) · неудовлетворённость существовавшим уровнем гражданских свобод: отсутствовали свободы слова, печати, равенство всех перед законом, неприкосновенность личности · Резкая активизация радикально настроенной интеллигенции и либерально-демократических кругов (как показатель системного кризиса) · Падение престижа царской династии, церкви, официальной идеологии
|
|||
|