|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ. 9-й класс. Еще один вариант подготовки к ГИА, Или ВСЁ по девятьГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ 9-й класс Еще один вариант подготовки к ГИА, Или ВСЁ по девять
9 простых предложений (ПП), 9 сложносочиненных предложений (ССП), 9 сложноподчиненных предложений (СПП), 9 СПП с двумя и более придаточными (СПП2), 9 сложных бессоюзных предложений (БСП), 9 сложных предложений с разными видами (союзной и бессоюзной) связи (СП). 1) Берг старался найти стиль своего времени но эти попытки были полны неудач и неясностей. ССП 2) Жизнь поворачивалась как призма новой гранью и в ней свежо и временами не совсем для Берга понятно преломлялись старые чувства: любовь ненависть мужество страдание и наконец чувство Родины. ССП 3) Озеро лежало косо, как бы подымалось к горизонту а за ним просвечивали сквозь тонкую мглу заросли золотых берез. ССП 4) Берг собирал ягоды шиповника и пахучий можжевельник длинную хвою листья осин, где по лимонному полю были разбросаны черные и синие пятна хрупкие лишаи и вянущую гвоздику. СПП 5) Он тщательно рассматривал осенние листья с изнанки где желтизна была чуть тронута легкой свинцовой изморозью. СПП 6) Журавли бросали без сожаления этот пустынный лесной и торжественный край, полный безымянных озер, непролазных зарослей, сухой листвы мерного гула сосен и воздуха, пахнущего смолой и болотными мхами. ПП 7) Татьяна называла ему имена знаменитых кустарей, расписывавших деревянные ложки и блюда золотом и киноварью, но Берг никогда не слышал этих имен и краснел. ССП 8) Паутина летала над озером каждый желтый лист на траве горел от света как бронзовый слиток. 9) Берг взял краски бумагу и не напившись даже чаю пошел на озеро. 10) Уже листья летели ливнем и спасаясь от грозы низко неслись над мелколесьем испуганные птицы. 11) Берг быстро спрятал этюд в ящик снял куртку обернул ею ящик и схватил маленькую коробку с акварелью. 12) Пришлите мне если есть какая возможность книгу про наши леса и всякие деревья и цветных карандашей очень мне охота рисовать. 13) Мы дышали теплым воздухом трав вокруг нас гулко жужжали шмели трещали кузнечики. 14) Ловить в коряжистых местах было очень заманчиво там пряталась крупная и ленивая рыба. 15) Брала она медленно и верно глубоко топила поплавок потом запутывала леску о корягу и обрывала ее вместе с поплавком. 16) Дед оказался прав к вечеру пришла гроза. 17) Бабы завидев нас бросили работу и смотрели на линя прикрыв ладонями глаза как смотрят на нестерпимое солнце. (Предварительно извинившись перед девочками за Паустовского, даю девятиклассникам это предложение под диктовку. Жанна: “А завидев пишется слитно? ”. Общее смятение и недоумение… Потом начинает доходить: просто Жанна вместо деепричастия почему-то подумала о его каламбурной омоформе зови дев (не иначе как в пику писателю…). Неисповедимы пути детской логики, Господи! – И. Г. ) 18) Татьяна Петровна долго не могла привыкнуть после Москвы к пустынному городку к его домишкам скрипучим калиткам к глухим вечерам когда было слышно как потрескивает в керосиновой лампе огонь. 19) Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями чтобы поймать ту незаметную долю секунды когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. 20) Созвездия Персея и Ориона проходили над землей свой медлительный путь дрожали в воде озер тускнели в зарослях где дремали волки и отражались на чешуе рыб спавших на отмелях в Старице и Прорве. 21) Ветер бросал горсти листьев на стол на койку на пол на книги а по дорожкам сада было трудно ходить приходилось идти по листьям как по глубокому снегу. 22) Берг хотел всю силу красок все умение своих рук и зоркого глаза все то что дрожало где-то на сердце отдать этой бумаге чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов умирающих величаво и просто. 23) Его просили сообщить сколько своих вещей и под каким названием он выпустит. 24) С этим Петькой у нас были свои счеты он срезал у Рувима английский крючок и выследил места где мы прикармливали рыбу. 25) Гроза долго ворчала в лесах потом поднялась к зениту пепельной стеной и первая молния хлестнула в далекие стога. 26) Солнечный свет упал на воду сквозь заросли ветел и я увидел под водой яркий бронзовый блеск это изгибалась и пятилась в глубину пойманная рыба. 27) Дядь а дядь на што (так у К. Паустовского – И. Г. ) клюнуло? 28) Мы боялись что от первой же спички лес вспыхнет и затрещит как сухой можжевельник и белый дым лениво поползет к солнцу. 29) В конце деревни в уличке заросшей по твердому белому песку чистой травой стояла одинокая изба. 30) Мы услышали хруст и хищное щелканье кот вцепился зубами в рыбью голову. 31) То ему снилось что большая щука таскает его вместе с резиновой лодкой по озеру и лодка ныряет в воду и вылетает обратно с оглушительным бульканьем то снился пронзительный разбойничий свист это из лодки распоротой корягой стремительно выходил воздух. 32) Хорошо было зарывшись в теплое сено слушать звуки этой ночи представлять себе это полесье темные дороги быструю и холодную реку где на берегу крепко спят перевозчики и только дотлевают в тумане угли костра. 33) Действительно Тихон Петрович как бы крепко брал неопытного человека за руку водил его по грядкам и не торопясь рассказывал как надо делать землю питательной и жирной чтобы на ней разрослись нежные и пахучие цветы которым мы давно уже перестали удивляться. 34) Давно уже замечено что человек лишенный на время возможности заниматься любимым делом постоянно к нему готовится. 35) Рыболовы например плетут лески и красят поплавки моряки рисуют карты. 36) На поверку выходило что холостая жизнь хотя она и независима и отведена хорошему нужному труду все же плоха без семейной радости. 37) А потом навалились густые, тяжелые туманы зимние дороги проржавели насквозь порыжели из леса дохнуло сыростью от тесовых крыш повалил пар. 38) Девочке худенькой бледной и любопытной она никак не хотела уходить с палубы было лет шесть. 39) Тотчас наступила тишина и в ней остался только один слабый звук журчание речной воды около колес парохода. 40) Если свет падал на кусты сирени то было видно как в засиявших как бы зардевшихся от смущения слабым, чуть пунцовым румянцем чашечках сирени дрожат капельки росы. 41) Законы литературы заставляют подчас еще туманную мысль писателя входить в берега точного замысла и затем уже плавно несут ее к конечному выводу к завершению книги подобно тому как река несет свою воду к широкому устью. 42) Показывали картину работникам кино так как думали что обыкновенный зритель на такой картине будет зевать и уйдет из кинотеатра в полном недоумении. 43) Обширные луга были политы ночным дождем а это значило что не только в каждом венчике блестела капля воды но все великое множество трав и кустов издавало резкий и освежительный запах. 44) Дело в том что к нам приехала после экзаменов в московской школе городская девочка Маша любительница растений и я решил набрать ей в подарок букет из всяких хороших цветов. 45) Цветение шиповника совпадало с самыми короткими ночами – нашими русскими, немного северными ночами когда соловьи гремят в росе всю ночь напролет зеленоватая заря не уходит с горизонта и в самую глухую пору ночи так светло что на небе хорошо видны горные вершины облаков. 46) В какую бы лесную озерную или болотную глухомань я ни попадал всюду я заставал мальчишек предававшихся самым разнообразным и порой удивительным занятиям. 47) Я конечно не говорю о том что в сентябре на ледяной и туманной утренней заре заставал их трясущихся от холода в мокрых зарослях ольхи на берегу глухого озера в двадцати километрах от жилья. 48) Они сидели притаившись в кустах с самодельными удочками и только характерный звук который называется “шмыганье носом” выдавал их присутствие. 49) Большей частью мальчишки помогали взрослым пасли телят возили хворост резали лозу окучивали картошку чинили изгороди и приглядывали в отсутствие взрослых за маленькими детьми. 50) Миллионы листьев стеблей веток и венчиков преграждали дорогу на каждом шагу и мы терялись перед этим натиском растительности останавливались и дышали до боли в легких терпким воздухом столетней сосны. 51) Недаром дядя Леша все беспокоился вздыхал и ждал дождя уж очень пересохли леса. 52) Девушки неистово терли мелом и без того ослепительные зубы а вечером вышли в горницу к чаю в шуршащих праздничных платьях смуглые золотоволосые. 53) Обычай был соблюден и с этой минуты бабка Ариша засуетилась захлопотала и начала заботиться о нас как о родных детях. 54) Цветы стояли не только на подоконниках но и на полу и ярко цвели им было хорошо должно быть в этой теплой светлой избе. (Из произведений К. Паустовского) ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ I. Подчеркните грамматические основы всех предложений. (Подсказка: их ровно 125! ) II. Расставьте знаки препинания. III. Укажите номера предложений в соответствии с их видами.
Задание. Впишите в клетки квадрата номера простых предложений. IV. В СПП графически обозначьте главное и придаточное предложения, укажите типы придаточных, союзы или союзные слова. V. Произведите синтаксический разбор всех простых предложений (ССП, БСП…). VI. Постройте схемы СПП2. VII. Укажите номера предложений, в которых есть: • обособленные обстоятельства; • сравнительные обороты: • обособленные определения; • обособленное приложение; • обобщающее слово при однородных членах; • вводные слова и вводные предложения.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|