|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДУНЯ ДЫНЕЙ,а слово «МИЛО» превращалось в обыкновенное МЫЛО. «Ну и пусть я не стою в начале слов, зато я встречаюсь и в середине слов, и в конце... » подумал звучок [Ы]. Он хитро улыбнулся и повесил табличку над входом в свой домик: «Добро пожаловать в гости к Ы! »
Игры пяти звучков Пять братцев, пять звучков [А], [О], [У], [Ы], [Э] собрались однажды все вместе и решили спеть. Это было их любимое занятие. [А] и [О] решили спеть арии из опер, [У] и [Ы] решили ужасно завывать, [Э] решил вызывать у всех при этом сплошные эмоции. Но вот беда, пока отсутствовал дирижер, все они попрятались, разбежались кто куда и превратились кто в кого. Может быть, ты поможешь найти их и собрать вместе, ведь ты знаешь, ихдолжно быть ровно пять. Только мы их отыскали, а они хитрецы, развалились все на половинки. Попробуй собери. Вот и выстроили мы хор из [А], [О], [У], [Ы], [Э]. Давай вспомним наши любимые песни и споем их так: - только одним звуком; - одну строчку на А, другую строчку на О. Отлично! Браво! А тебе самому какая песенка больше всего понравилась? Звучки так полюбили тебя, что их от тебя не оторвать. Что у тебя в карманчике? Звучок [А]! В туфельках? - [У]! В гольфиках? - [О]! В волосах запуталось? - [Ы]! А в кулачке? - Да, [Э]! А теперь давай поиграем в игру «Горячо - холодно». Я разложу игрушки по комнате, а ты должен найти предмет, который начинается с определенного звука. ( Если нет этих предметов, можно спрятать картинки с изображением этих предметов). [А] - Айболит [О] - Ослик [У] - Улитка [Э] - Экскаватор
Звучка [И] в своем домике отыскать было трудно. Больше всего на свете он любил играть. Особенно [И] любил игру в индейцев: будто они нашли изумруды, которые потом кто-то у них похитил. Звучок [И] так быстро бегал во время этой игры, что искры разлетались у него из-под ног. Как-то, перелезая через изгородь, звучок [И] порвал свои индейские брюки. Пришлось ему взять в руки иголку, чтобы зашить дырку. Лишь зимой, когда деревья покрывал иней, а на окнах появлялись синие узоры, звучок [И] исчезал в своей избушке, читал «Мур-зилку» и жевал ириски с изюмом. Мы очень подружились. В знак дружбы звучок [И] подарил нам свое фото с автографом.
Всем хорошо было в нашем хоре, вы помните? Но вот пробрался туда самый хитрый звучок [Й]. - Пустите меня, я тоже хочу и могу петь. Послушайте меня! - И Йотик запел свою песенку. - А хотите, я фокусы вам покажу? Иди сюда, звучок [А], и встань, пожалуйста, за мной. А теперь попробуйте произнести меня, а потом сразу [А]. Хорошо у вас получается, молодцы. А теперь посмотрите, что получилось на фотографии: [Й]+[А] Я Все очень просто: [Й] плюс [А] получилась буква Я. - Здравствуйте, - сказала новенькая Я. И от ее слов сразу солнце стало ярким, а небо - ясным - ясным. - Пойдемте со мной на ярмарку, - предложила Я. Я угощу вас яблоками, возьму для вас целый ящик, хотите? А хотите ягод? А свежие куриные яйца? Не хотите? Может вам драгоценные камни яшму и янтарь показать? Все ясно, и это вы не хотите. Ну, как знаете, как знаете... И вдруг на глазах у всех Я превратилась в ящерицу и спряталась в ямку, но ямка ей чем-то не понравилась. Тогда Я превратилась в японца, села на яхту и уплыла в Японское море. Вот тебе и ярмарка! Браво, [Й], молодец! Покажи нам еще фокус! Пожалуйста! - Ну что ж, вот вам и второй фокус! - сказал звучок [Й] и встал [Й]+[0] Ё - Не подходите ко мне! - сразу закричала новенькая буква Ё, - Я И перед нами сразу возник дремучий лес из ёлочек, под каждой ёлочкой было видимо-невидимо ползающих ёжиков, а когда мы решили спастись от их колючек в речке, не тут-то было. В речке нас встретила рыба ёрш. Ох, и колючая тоже оказалась! - Хватит, хватит! Верим! - сказали мы. - Ну тогда у меня тоже все, - сказала Е. Ерзала-ёрзала у ног и изчезла вместе с ёлочками, ёжиками и ёршиками. - А вот и третий фокус, - продолжал осмелевший Йотик и прыгнул перед У. - Посмотрите-ка, что получилось! [Й]+[У] Ю И не успели мы опомниться, как все тут же завертелось, закружилось, как юла. И почему-то все мы от этого кружения оказались на юге. И там нас Ю стала охотно знакомить с друзьями-южанами: ювелиром, юристом, юнгой, с юношей-юнкером и даже с югославом, который приехал на юг отмечать свой юбилей. Да, веселое получилось путешествие! Но не обошлось без очередного фокуса. Буква Ю вдруг юркнула куда-то и исчезла. - Так и быть, - сказал [Й] - покажу вам четвертый фокус- И встал [Й]+[Э] Е - Да она ведь очень похожа на Ё! Неужели и она тоже колючая? И не успели мы так подумать, как сразу возникла перед нами высокая ель, усеянная шишками. И, неизвестно откуда, появился енот в ермолке, да еще и говорящий: - Еловых шишек хотите? Так что же вы? Ешьте, ешьте... - Но мы вовсе не хотим шишек! - запротестовали мы. - Ерунда! Где это вы видите еловые шишки? Это же ежевика. Ох! Мы еле - еле опомнились. Точно ведь, ежевика! Но почему на елях-то? Какой-то прямо ералаш получается! Вы согласны с нами? Естественно! Вот таким фокусником оказался хитрый [Й]. Но он был все-таки очень добрый, потому что от его появления портреты - буквы очень подружились, и все нашли себе друга! А подружилось с Я О подружилась с Ё У подружилась с Ю Ы подружилась с И Э подружилась с Е А что может быть лучше дружбы?
Давайте-ка, друзья, попробуем собрать вновь все голосистые звучки в хор. Но что такое? Все куда-то попрятались. Не могут прожить и дня без любимой игры в прятки. Им хорошо, они спрятались, а нам искать придется. Поможете? Тогда за дело! Еще не лучше! Сейчас они превратились кто в зверя, кто в птицу, прямо зоопарк какой-то получился! Давай попробуем разобраться А - антилопа О - ослик У - утконос Я - ящерица Ё - ёжик Ю - юрок (птица) И - игуанна Е - енот Э - эму Ы - хорошо, хоть оно ни в кого не превратилось Догадались, где они спрятались? Сейчас они превратились в цветы, деревья, ягоды и прячутся непременно в самом начале каждого из названий. А - астра О - одуванчик У-укроп Я - яблоня Ё- ёлочка Ю - юкка И - имбирь, ирга Е -ежевика Э - эдельвейс Ы - бедненький, снова не успел ни в кого превратиться! Ну вот, вроде наигрались. Тем более, мы всех с помощью взрослых отыскали. Можно и в хоре попеть. Пусть каждый выберет себе любимые звучки и поет их.
Итак, ваш ребенок познакомился со всеми гласными руского языка. Если он еще не твердо запомнил их и испытывает какие-то трудности, не спешите переходить к следующим занятиям. Попробуйте лучше проверить его еще в других играх. Например, таких: 1. Назови имена на заданный звук. Кто больше, тот и выиграл. Вперед!
2. Найдите каждую из 10 гласных в тексте (любом, можно даже в заголовках газет), у кого сколько? 3. Интересными эти поиски могут быть и на карте, которая висит у вас на стене. 4. Буквы А, О, У, Ы, Ю, Я, Э, И, Е, Ё ребенок с удовольствием поищет в своей самой любимой книжке. 5. Известная игра «Чудесный мешочек». Все гласные помещаются в мешочек, а ребенок на ощупь определяет и называет их. Не забудьте о поощрении за правильный ответ. Кстати, поощрением может быть и доброе слово. 6. Эти буквы можно рисовать в воздухе, выкладывать их из обычного шнурочка, проволо 7. Если вы где-то отдыхаете, эти буквы можно весело прошагать, пропрыгать и даже проползти на четвереньках. Для этой роли очень подходит мокрый песочек, а зимой - чистый снежок. 8. Разложите 3 буквы в ряд, дайте возможность ребенку запомнить их расположение. Поменяйте их местами. Пусть он постарается теперь поставить их так, как было раньше. Обязательно попробуйте в одном случае ничего не менять. Проверьте его внимание. Аналогично поиграйте, используя 5, 7, а может быть, и все 10 букв. 9. Некоторые из букв преднамеренно можно перевернуть или положить вверх ногами. Сможет ли ребенок их заметить, обратит ли внимание сразу?
10. Напишите с ребенком первый в его жизни диктант. Скажите ему, что это будет послано в письме бабушке, Хрюше на передачу «Спокойной ночи, малыши», кому угодно... Пусть этот диктант ему диктует любимая игрушка. Не забывайте хвалить, даже если буквы получились кривые и с исправлениями. Вы увидите, что вместе с вашим ребенком и его игрушки будут старательно «писать» диктанты. 11. Разучите «Смешную песенку». Можно переделать, исправить, попробуйте! А пока споем такую: а-а-а - мы видели кота я-я-я - вот ползет змея о-о-о - открыли мы окно ё-ё-ё - купили мы ружьё е-е-е - все деревья в серебре у-у-у - белка на суку ю-ю-ю - ей песенку спою - Какую? - а-а-а - мы видели кота... (и так до бесконечности, как в сказке про белого бычка) Кто такие согласные? Вспомните, друзья, как легко было нам знакомиться с предыдущими звуками и буквами, их обозначающими. Произносим их - и ничего не мешает: ни губы, ни язык, ни зубы. Даже мечта появилась: было бы в нашем языке б звуков: [А], [О], [У], [Ы], [Э], [И] и все! Ох и поговорили бы! А, кстати, может, и вправду поговорим? Начали! -Ау! - У-у-у... • С7-Э~Э.. * - Ы-ы-и... Да! Ничего не понятно! Никакой радости от этого разговора не получается. Если бы все было так просто! Вот послушай, назову я одно имя, буду произносить его медленно, как бы растягивая до предела (ты можешь взять в руки резиночку и повторять за мной, растягивая ее в стороны): А-а-н-н-н-д-р-р-р-е-е-й-й А теперь для девочек: М-м-м-а-а-а-ш-ш-ш-а-а-а А теперь для любимой мамочки: М-м-м-а-а-а-м-м-м-а-а-а Ты почувствовал, что стало происходить с твоим язычком? Он, как спортсмен, стал делать зарядку: то упирался в верхние зубы, то в нижние, то к небу поднимался, то вообще начинал дрожать. Подобное происходит с ним, когда я произношу и другие слова, вот послушай: РОДИНА МИР ДОМ ЗЕМЛЯ Оказывается, самый главный фокусник - это человек, потому что только человек (не кошка и не собака, даже самые любимые-прелю-бимые) могут произнести столько звуков. И все звуки прячутся у нас во рту. Посади перед собой собачку или кошку и попроси их поймать те звуки, которые ты произнесешь вместе с нами: Вначале с губ. Кидай! [Б] - [П] А эти звуки прячутся между зубами и губами. Проверь! А теперь кидай! [В] - [Ф] А теперь с конца языка. Лови, они уже прыгают: [Д]-[Т] Ого, даже у корня языка спрятались. Трудно их достать, но попробуем: [Г] - [К] Получилось? Слушатели еще не разбежались? Это, дружок, еще что! Есть ведь еще и такие звуки, которые жужжат и шипят, вот послушай:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|