Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ДУНЯ ДЫНЕЙ,



а слово «МИЛО» превращалось в обыкновенное МЫЛО.

«Ну и пусть я не стою в начале слов, зато я встречаюсь и в середине слов, и в конце... » подумал звучок [Ы]. Он хитро улыбнулся и повесил табличку над входом в свой домик: «Добро пожаловать в гости к Ы! »



 


Игры пяти звучков

Пять братцев, пять звучков [А], [О], [У], [Ы], [Э] собрались однаж­ды все вместе и решили спеть. Это было их любимое занятие.

[А] и [О] решили спеть арии из опер,

[У] и [Ы] решили ужасно завывать,

[Э] решил вызывать у всех при этом сплошные эмоции.

Но вот беда, пока отсутствовал дирижер, все они попрятались, разбежались кто куда и превратились кто в кого. Может быть, ты поможешь найти их и собрать вместе, ведь ты знаешь, ихдолжно быть ровно пять.

Только мы их отыскали, а они хитрецы, развалились все на поло­винки. Попробуй собери.

Вот и выстроили мы хор из [А], [О], [У], [Ы], [Э].

Давай вспомним наши любимые песни и споем их так:

- только одним звуком;

- одну строчку на А, другую строчку на О.

Отлично! Браво! А тебе самому какая песенка больше всего понра­вилась?

Звучки так полюбили тебя, что их от тебя не оторвать.

Что у тебя в карманчике? Звучок [А]!

В туфельках? - [У]!

В гольфиках? - [О]!

В волосах запуталось? - [Ы]!

А в кулачке? - Да, [Э]!

А теперь давай поиграем в игру «Горячо - холодно».

Я разложу игрушки по комнате, а ты должен найти предмет, который начинается с определенного звука. ( Если нет этих предме­тов, можно спрятать картинки с изображением этих предметов).

[А] - Айболит

[О] - Ослик

[У] - Улитка

[Э] - Экскаватор



 


Звучка [И] в своем домике отыскать было трудно. Больше всего на свете он любил играть. Особенно [И] любил игру в индейцев: будто они нашли изумруды, которые потом кто-то у них похитил. Звучок [И] так быстро бегал во время этой игры, что искры разлетались у него из-под ног. Как-то, перелезая через изгородь, звучок [И] порвал свои индейские брюки. Пришлось ему взять в руки иголку, чтобы зашить дырку. Лишь зимой, когда деревья покрывал иней, а на окнах появ­лялись синие узоры, звучок [И] исчезал в своей избушке, читал «Мур-зилку» и жевал ириски с изюмом.

Мы очень подружились. В знак дружбы звучок [И] подарил нам свое фото с автографом.



 


Всем хорошо было в нашем хоре, вы помните? Но вот пробрался туда самый хитрый звучок [Й].

- Пустите меня, я тоже хочу и могу петь. Послушайте меня! - И Йотик запел свою песенку.

- А хотите, я фокусы вам покажу? Иди сюда, звучок [А], и встань, пожалуйста, за мной. А теперь попробуйте произнести меня, а потом сразу [А]. Хорошо у вас получается, молодцы. А теперь посмотрите, что получилось на фотографии:

[Й]+[А] Я Все очень просто: [Й] плюс [А] получилась буква Я.

- Здравствуйте, - сказала новенькая Я. И от ее слов сразу солнце стало ярким, а небо - ясным - ясным.

- Пойдемте со мной на ярмарку, - предложила Я. Я угощу вас яблоками, возьму для вас целый ящик, хотите? А хотите ягод? А свежие куриные яйца? Не хотите? Может вам драгоценные камни яшму и янтарь показать? Все ясно, и это вы не хотите. Ну, как знаете, как знаете...

И вдруг на глазах у всех Я превратилась в ящерицу и спряталась в ямку, но ямка ей чем-то не понравилась. Тогда Я превратилась в японца, села на яхту и уплыла в Японское море.

Вот тебе и ярмарка!

Браво, [Й], молодец!

Покажи нам еще фокус! Пожалуйста!

-    Ну что ж, вот вам и второй фокус! - сказал звучок [Й] и встал
перед звучком [О]. - Прошу! Фото готово!

[Й]+[0] Ё

-    Не подходите ко мне! - сразу закричала новенькая буква Ё, - Я
очень колючая. Не верите? Смотрите же!


И перед нами сразу возник дремучий лес из ёлочек, под каждой ёлочкой было видимо-невидимо ползающих ёжиков, а когда мы ре­шили спастись от их колючек в речке, не тут-то было. В речке нас встретила рыба ёрш. Ох, и колючая тоже оказалась!

- Хватит, хватит! Верим! - сказали мы.

- Ну тогда у меня тоже все, - сказала Е. Ерзала-ёрзала у ног и изчезла вместе с ёлочками, ёжиками и ёршиками.

- А вот и третий фокус, - продолжал осмелевший Йотик и прыгнул перед У. - Посмотрите-ка, что получилось!

[Й]+[У] Ю И не успели мы опомниться, как все тут же завертелось, закружи­лось, как юла. И почему-то все мы от этого кружения оказались на юге. И там нас Ю стала охотно знакомить с друзьями-южанами: ювелиром, юристом, юнгой, с юношей-юнкером и даже с югославом, который приехал на юг отмечать свой юбилей.

Да, веселое получилось путешествие! Но не обошлось без очеред­ного фокуса. Буква Ю вдруг юркнула куда-то и исчезла.

- Так и быть, - сказал [Й] - покажу вам четвертый фокус- И встал
перед Э.

[Й]+[Э] Е

- Да она ведь очень похожа на Ё! Неужели и она тоже колючая? И не успели мы так подумать, как сразу возникла перед нами высо­кая ель, усеянная шишками. И, неизвестно откуда, появился енот в ермолке, да еще и говорящий:

- Еловых шишек хотите? Так что же вы? Ешьте, ешьте...

- Но мы вовсе не хотим шишек! - запротестовали мы.

- Ерунда! Где это вы видите еловые шишки? Это же ежевика.
Поняли? Е - же - ви - ка.

Ох! Мы еле - еле опомнились. Точно ведь, ежевика! Но почему на елях-то? Какой-то прямо ералаш получается!

Вы согласны с нами?

Естественно!

Вот таким фокусником оказался хитрый [Й]. Но он был все-таки очень добрый, потому что от его появления портреты - буквы очень подружились, и все нашли себе друга!

А подружилось с Я

О подружилась с Ё

У подружилась с Ю

Ы подружилась с И

Э подружилась с Е

А что может быть лучше дружбы?



 



 


Давайте-ка, друзья, попробуем собрать вновь все голосистые звучки в хор. Но что такое? Все куда-то попрятались. Не могут про­жить и дня без любимой игры в прятки. Им хорошо, они спрятались, а нам искать придется. Поможете? Тогда за дело!

Еще не лучше! Сейчас они превратились кто в зверя, кто в птицу, прямо зоопарк какой-то получился! Давай попробуем разобраться

А - антилопа        О - ослик               У - утконос

Я - ящерица         Ё - ёжик                 Ю - юрок (птица)

И - игуанна          Е - енот                   Э - эму

Ы - хорошо, хоть оно ни в кого не превратилось

Догадались, где они спрятались?

Сейчас они превратились в цветы, деревья, ягоды и прячутся непременно в самом начале каждого из названий.

А - астра              О - одуванчик        У-укроп

Я - яблоня           Ё- ёлочка               Ю - юкка

И - имбирь, ирга Е -ежевика               Э - эдельвейс

Ы - бедненький, снова не успел ни в кого превратиться!

Ну вот, вроде наигрались. Тем более, мы всех с помощью взрос­лых отыскали. Можно и в хоре попеть. Пусть каждый выберет себе любимые звучки и поет их.



 



 


Итак, ваш ребенок познакомился со всеми гласными руского языка.

Если он еще не твердо запомнил их и испытывает какие-то трудности, не спешите перехо­дить к следующим занятиям. Попробуйте лучше проверить его еще в других играх. Например, таких:

1. Назови имена на заданный звук. Кто больше, тот и выиграл. Вперед!

 

  А  
Аглая   Адам
Агния   Александр
Ада   Алексей
Акулина   Анатолий
Алевтина   Андрей
Александра   Антон
Алина   Аполлон
Алиса   Аркадий
Алла   Артем
Анастасия   Артур
Ангелина   Арсений
Анжелика   Архип
Анна    
Анфиса    
Ариадна  
Ольга   Олег
Олеся   Онуфрий
Оксана    
  У     
Ульяна   Ульян
Устинья   Устин
  э  
Эльвира   Эдуард
Элеонора   Эмиль
Элла   Эммануил
Эвелина   Эраст
Эмилия   Эрнест
Эмма    

  я  
Ядвига   Яков
Яна   Ярослав
  Е  
Ева   Евгений
Евгения   Евдоким
Евдокия   Елисей
Елена   Ефим
Екатерина    
Елизавета    
  Ю  
Юлия   Юлий
    Юрий
  И  
Изабелла   Иван
Инна   Игнат
Ирина   Игорь
Инесса   Илья
Ирма   Иннокентий Исаак

2. Найдите каждую из 10 гласных в тексте (любом, можно даже в заголовках газет), у кого сколько?

3. Интересными эти поиски могут быть и на карте, которая висит у вас на стене.

4. Буквы А, О, У, Ы, Ю, Я, Э, И, Е, Ё ребенок с удовольствием поищет в своей самой любимой книжке.

5. Известная игра «Чудесный мешочек». Все гласные помещаются в мешочек, а ребенок на ощупь определяет и называет их. Не забудьте о поощрении за правильный ответ.

Кстати, поощрением может быть и доброе слово.

6. Эти буквы можно рисовать в воздухе, выкладывать их из обычного шнурочка, проволо­
ки, пластилина и даже теста, и получится тогда «печеная азбука».

7. Если вы где-то отдыхаете, эти буквы можно весело прошагать, пропрыгать и даже проползти на четвереньках. Для этой роли очень подходит мокрый песочек, а зимой - чистый снежок.

8. Разложите 3 буквы в ряд, дайте возможность ребенку запомнить их расположение. Поменяйте их местами. Пусть он постарается теперь поставить их так, как было раньше. Обяза­тельно попробуйте в одном случае ничего не менять. Проверьте его внимание. Аналогично поиг­райте, используя 5, 7, а может быть, и все 10 букв.

9. Некоторые из букв преднамеренно можно перевернуть или положить вверх ногами. Сможет ли ребенок их заметить, обратит ли внимание сразу?

 

10. Напишите с ребенком первый в его жизни диктант. Скажите ему, что это будет послано в письме бабушке, Хрюше на передачу «Спокойной ночи, малыши», кому угодно... Пусть этот диктант ему диктует любимая игрушка. Не забывайте хвалить, даже если буквы получились кривые и с исправлениями. Вы увидите, что вместе с вашим ребенком и его игрушки будут старательно «писать» диктанты.

11. Разучите «Смешную песенку». Можно переделать, исправить, попробуйте! А пока споем такую:

а-а-а - мы видели кота я-я-я - вот ползет змея о-о-о - открыли мы окно ё-ё-ё - купили мы ружьё е-е-е - все деревья в серебре у-у-у - белка на суку ю-ю-ю - ей песенку спою

- Какую?

- а-а-а - мы видели кота... (и так до бесконечности, как в сказке про белого бычка)


Кто такие согласные?

Вспомните, друзья, как легко было нам знакомиться с предыду­щими звуками и буквами, их обозначающими. Произносим их - и ничего не мешает: ни губы, ни язык, ни зубы. Даже мечта появилась: было бы в нашем языке б звуков: [А], [О], [У], [Ы], [Э], [И] и все! Ох и поговорили бы! А, кстати, может, и вправду поговорим? Начали! -Ау!

- У-у-у...

• С7-Э~Э.. *

- Ы-ы-и...
-АУИ.

Да! Ничего не понятно! Никакой радости от этого разговора не получается. Если бы все было так просто! Вот послушай, назову я одно имя, буду произносить его медленно, как бы растягивая до предела (ты можешь взять в руки резиночку и повторять за мной, растягивая ее в стороны):

А-а-н-н-н-д-р-р-р-е-е-й-й А теперь для девочек: М-м-м-а-а-а-ш-ш-ш-а-а-а А теперь для любимой мамочки: М-м-м-а-а-а-м-м-м-а-а-а

Ты почувствовал, что стало происходить с твоим язычком? Он, как спортсмен, стал делать зарядку: то упирался в верхние зубы, то в нижние, то к небу поднимался, то вообще начинал дрожать. Подобное происходит с ним, когда я произношу и другие слова, вот послушай: РОДИНА МИР ДОМ ЗЕМЛЯ Оказывается, самый главный фокусник - это человек, потому что только человек (не кошка и не собака, даже самые любимые-прелю-бимые) могут произнести столько звуков. И все звуки прячутся у нас во рту. Посади перед собой собачку или кошку и попроси их поймать те звуки, которые ты произнесешь вместе с нами: Вначале с губ. Кидай!

[Б] - [П] А эти звуки прячутся между зубами и губами. Проверь! А теперь кидай!

[В] - [Ф] А теперь с конца языка. Лови, они уже прыгают:

[Д]-[Т]


Ого, даже у корня языка спрятались. Трудно их достать, но по­пробуем:

[Г] - [К] Получилось? Слушатели еще не разбежались? Это, дружок, еще что! Есть ведь еще и такие звуки, которые жужжат и шипят, вот послушай:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.