Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Примечания 6 страница



78 Всевышний—здесь Шива.

79 Здесь имеется в виду один из эпизодов сказания о Гопичондро и Монамоти, см. примеч. 46. Гопичондро не хотел становиться йогом и отказаться от удовольствий царской и супружеской жизни, как его ни уговаривала Монамоти. Он не верил в бессмертие Хари-пха и, чтобы подвергнуть натха испытанию, приказал связать его, зарыть глубоко под землей в конюшне и придавить ему грудь тяжелым камнем. Хари-пха пробыл в этой могиле пять лет, пока его не освободил его ученик Кан-пха. Только после этого Гопичондро согласился стать натхом и принять посвящение от Хари-пха, см. [ГШ, с. 339—358].

80 Повелитель закона (Dharmma adhikari)—одно из имен Ямы, как судии умерших (см. примеч. 74).

80а... записи—имеются в виду те записи, которые ведет Читрагупта, писец Ямы (см. примеч. 74).

81 дваждырожденный (dvija) —здесь брахман, представитель жреческого сословия.

82 Вишвакарма, бенг. Бишшокормо (Visvakarrnma)—в мифологии индуизма божественный покровитель ремесел, мастер, изготовляющий для богов оружие, украшения, возводящий для них города.

83 священный шнур (paita) — шнур, сплетенный из девяти, как правило, хлопчатобумажных нитей. В древней и средневековой Индии эти шнуры обычно носили представители трех высших сословий: жреческого, воинского (кштарии) и сословия вайшья, объединявшего торговцев, землевладельцев и ремесленников, и он был их отличительным признаком. Надевался шнур на левое плечо, спускался на правое бедро. Подробно об этом см. Капе Р. V. History of Dharmasastra. Vol. 2, Poona, 1958, с. 287—294.

84 агуру, бенг. огуру (aguru)—благовоние, его получают из древесины алойного дерева Aquilaria agollacha.

85 тола (tola)—мера веса, равная примерно двенадцати граммам.

86 каури, бенг. коури (kauri) — вид ракушек Cyprae moneta, в Индии в древности и в средние века они служили мелкой денежной единицей [НВ, vol. 2, с. 217]. По свидетельству миссионера У. Уорда, приехавшего в Индию в 1799 г., в это время одну рупию условно составляли более шести тысяч таких ракушек [Ward, с. 46}.

87 пачхора (pachara)—род накидки.

88 раул (raula, r+ayla, аскет) —в бенгальских текстах о натхах так называются йоги, живущие семейным домом и не странствую-щие, другое их название grhastha-yoga — йоги-домохозяева, более подробно см. [Моллик, с. 93—99; ГБ, предисловие, с. 29]; о йогах-домохозяевах в XX в. в разных частях Индии см. [Briggs, с. 46—48, 56—58]. В Пенджабе же именем raola называются йоги-домохозяева, которые зарабатывают себе на жизнь песнями, как правило, это мусульмане [Моллик, с. 94].

89 Амаравати, бенг. Омоработи (Amaravati) — в мифологии индуизма обитель бога-громовержца, повелителя молний Индры, сказочно прекрасный город, где дворцы построены из золота и украшены драгоценными камнями.

90 чакара, бенг. чокор (cakara)—вид куропатки; в древней и средневековой индийской поэзии ее изображают питающейся только лунными лучами.

91 Мадана, бенг. Модон (Madana, букв. «любовь, страсть»)— одно из имен Камы (см. примеч. 35).

92... на южную окраину города... — судя по средневековым памятникам, например эпическим поэмам «монгол», в южной части города располагалось место для кремации, а рядом место казни. Юг во многих архаических верованиях связан со смертью. Вероятно, поэтому Яма, бог смерти, является повелителем Юга — Daksi-napati.

93... домохозяином... — в тексте grhavasi употреблено в том же смысле, как grhastha и raula. См. примеч. 88.

94... люди знающие..., —в тексте: jnani; здесь подразумевается «знающие йогу».

95 дхоти (dlioti) —род мужской одежды, короткая или длинная набедренная повязка.

96 Дхарма, бенг. Дхормо (Dharma, букв. «божественный закон»)—одно из имен Ямы; в текстах натхов это часто одно из имен Творца, отождествленного с Шивой, см. [БНППП, с. 14].

97 свисток (singhanad) — атрибут йогов-натхов длиной примерно пять сантиметров делается из рогов (singha — «рог») оленей, черного буйвола, носорога; это фаллический символ. В свисток йоги обычно дуют перед едой, отправлением естественных нужд, утром и вечером перед религиозным ритуалом. Носят его на шнуре, который тоже считается священным, но отличается от шнура, являющегося атрибутом трех высших каст (см. примеч. 83). Носят его на шее, а не на боку и плетут из девяти нитей, спряденных из шерсти черной овцы, см. [Briggs, с. 11—13].

98 В других списках — daksine «на юге», см. [ГБ, с. 75, разночтения]. См. примеч. 92.

99 мекхоли (mekhali)—род рубашки без рукавов.

100 мондира (mandira) и портал (kartala — один и тот же музыкальный инструмент, только мондира меньше. Состоят они из двухмаленьких чашеобразных тарелок, которые держат за шнуры, продернутые через середину тарелок. При ударе тарелки, соприкасаясь краями, издают мелодичный звон, см. [Т. Ch. Dasgupta, с. 85].

101 канкана, бенг. конкон (kankana) — браслет, который носили между плечом и локтем, ближе к локтю, см. [Т. Ch. Dasgupta, с. 55].

102 уджхот (ujhata), другие названия—унчхот (unchata) и па-шули (pasuli) — сложное женское украшение для стоп, состоящее из колец для пальцев, соединенных цепочками на плюсне, см. IT. Ch. Dasgupta, с. об].

103 кончали (kancali) — род женской одежды, короткий лиф, прикрывающий только грудь, иногда доходил до талии, на спине завязывался ленточками или шелковыми шнурами с кисточками, см. (Т. Ch. Dasgupta, с. 288— 289].

104 мриданга, бенг. мридонго (mrdanga, в тексте — madala) — один из самых популярных ударных инструментов в Индии. Более подробно см. Алендер И. 3. Музыкальные инструменты Индии. М., 1979, с. 28—30.

105 видьядхари, биддадхори (vidyadhari, букв. «обладательница [магических] знаний») — в мифологии индуизма полубожественные создания женского рода, прекрасные собой, обладающие колдовскими способностями.

106 Шубочони (Suvacam) — букв. «благо говорящая».

107... о поре [своей] жизни... — различаются последовательно десять этапов (состояний—dasa) жизни: эмбриональное, рождение, младенчество, детство, юность, зрелость, старость, дряхлость, умирание и смерть. Здесь имеется в виду дряхлость.

стк. 1000-1499


108... под звон бубенцов — имеются в виду бубенцы на кинкини и нупурах (см. примеч. 55, 56).

109 соверши обряд тела... — в тексте: kaya sadha. Имеется в виду сложный комплекс йогических упражнений kayasadhana (" ритуал тела" ) или kayasiddhi (букв. " совершенствование тела" ); у буддистов ваджраяны — skandhasiddhi. Они призваны помочь натхам обрести власть над всеми физиологическими и психическими процессами в теле, очистить тело, сделать его совершенным, прекрасным, не подверженным старению и разрушению. Согласно санскритскому трактату по йоге " Горакша-сиддханта-санграха", авторство которого приписывается Горокхонатху, этот ритуал не может быть воспринят из книг, а только непосредственно от гуру, духовного наставника. Он предполагает очищение тела, закрытие " врат тела" (см. примеч. 62), задержку дыхания, погружение в медитацию, когда внешний мир перестает воздействовать на чувства и восприятие адепта и наступает состояние внутреннего торможения, но сознание при этом не утрачивается. Подробно об этом см. [Моллик, с. 511— 552; Mahapatra, с. 93—95].

110 Повелитель ночи (Nisapati) —одно из имен бога луны Чандры; у него двадцать семь жен.

111 Горокхаи (Gorakhai)—суф. аi, выражающий почтение.

112... богатство... — здесь прана, которая на физиологическом уровне у натхов отождествляется с семенем.

113... сокровищница бесстрашия... —т. е. сокровищница жизненной силы, сохранение которой дает возможность натху не бояться смерти.

114... при доме... (grha)—на языке йогов " дом" означает " человеческое тело".

115 лодка, челн (nauka)—в текстах йогов-натхов часто означает " человеческое тело", ср. [ГШ, с. 80, 179], иногда это " прана", см. [Моллик, с. 143—144].

116 Смысл иносказаний фрагмента (стк. 1202—1205): ничто не поможет, когда наступит смерть.

117... опустел дом... —позволив желаниям и чувствам овладеть телом (домом), Мин впустил в себя смерть (вора). Ср. [ГШ, с. 175].

118 Повелитель мира (Jagatisvara)—одно из имен Шивы.

119 Дигамбара, бенг. Дигоммор (Digambara, букв. " прикрытый [лишь] сторонами света" ) — одно из имен Шивы в ипостаси нищенствующего аскета.

120 Самосущий (Bhava)—здесь одно из имен Шивы.

121 В данном случае (стк. 1246—1251)—попытка устранить противоречие между заповедями натхов, предписывавшими аскетизм, и тем образом жизни, который ведет Шива в мифах индуизма. См. примеч. 65.

122 Удержи, о гуру... всё сохранится... —это одни из самых загадочных стихов поэмы. Несомненно, здесь дано зашифрованное описание существенных элементов практики натхов, связанной с исполнением ритуала тела йогом-натхом (см. примеч. 109). Подобные фрагменты (иногда они совпадают с данным) встречаются и в других сочинениях натхов, ср. [БНППП, с. 153—155; ГШ, с. 168— 169]. Среди современных немногочисленных исследователей текстов натхов нет единого мнения даже о том, что подразумевается под каждой из четырех лун. Так, К. Моллик считает, что " луна яда" (garalacandra)—это семя [Моллик, с. 140], Раджмохон Натх считает, что—моча [БНППП, с. 154], а Абул Калам Мохаммод Джа-кария [ГШ, с. 169] ошибочно связывает " луну яда" с легендой о том, что Горокхонатх проглотил супругу Шивы (см. стк. 380—401 данного перевода). Интересно, что в эзотерической секте баулов (baula), также использующей йогические обряды, существует тайный ритуал " четырех лун" — can candrabheda, или gayatri-kriya. Баулы под четырьмя лунами понимают четыре субстанции, постоянно вырабатывающиеся в человеческом теле и свидетельствующие о его жизнедеятельности: кровь, семя, кал и моча [Моллик, с. 140]. Но у натхов это явно нечто другое. Вероятно, " первичная луна" (adi candra)—это семя [БНППП, с. 154], половая энергия, которую натхи не должны расходовать, а удерживать и поднимать вверх с помощью хатха йоги. " Луна безумия" (unmattacandra), по мнению Раджмохана Натха, это уже исторгнутое семя. Оно с помощью обряда " ваджроли" (vajroli) может быть сохранено. Описание " ваджроли" см. [Briggs, с. 333—334]. Но ваджроли носит явный його-сексуальный характер, который в большей мере свойствен практике баулов, а не натхов. Подробно о секте баулов см. [Маhapatra, с. 9—74, 149—151]. " Собственная луна" (mja candra)— это та луна, 1/16 которой наполнена напитком бессмертия и которая находится в голове, над нёбом [HYP, с. 53], или в чакре Сахасрара [Briggs, с. 31 б], а по мнению Раджмохона Натха, —в чакре Аджна [БНППП, с. 154]. Возможно, это образное выражение для обозначения психической, духовной энергии. В области пупка (чакра Манипура) или в чакре Муладхара [Briggs, с. 313, 318], по представлениям йогов, находится солнце, которое пожирает нектар бессмертия, льющийся из луны, что является причиной старения [НУР,. с. 61—62]. С помощью специальных йогических поз, воспринятых от гуру, натх должен воспрепятствовать этому.

123... перевернувшись... — в тексте: ulatiya, особый термин в учении натхов (см. предисловие, с. 12). В данном случае это может означать призыв Горокхонатха к Минонатху принять йогическую позу Випаритакарини (Viparitakaram, букв. " обратное действие" ). ( У выполняющего ее затылок, шея, лопатки и руки выше локтей покоятся на земле, а таз и прямые ноги подняты вверх под углом к телу и поддерживаются руками, согнутыми в предплечье, более подробно см. [Смирнов, с. 188]. Согласно " Хатха-йога-прадипике", с ее помощью обезвреживается солнце, пожирающее лунный нектар, так как солнце и луна меняются местами, см. [НУР, с. 62].

124... свои мантры... — возможно, имеются в виду сакральный слог " ом" (см. примеч. 1) и мантра дыхания " ханса" (см. примеч. 200).

125 Трипини (Tripini от Trivem)—место слияния трех священных в индуизме рек—Ганги, Ямуны и Сарасвати—и место паломничества индусов в районе Праяга (совр. г. Аллахабад). На языке же йогов это место, где сходятся основные токи (нади) человеческого тела—Ида, Пингала и Сушумна (см. предисловие, с. 10). Оно находится в чакре Муладхара, а также в чакре Аджна.

126... протоки и каналы (khala, jora) —здесь нади, по которым идет жизненная сила — прана. Их в теле, по разным источникам, от 72000 до 200 тысяч, основных же десять, см. [Briggs, с. 307—308].

127 Сосуд из высушенной продолговатой тыквы " лау" служит натхам для хранения питьевой воды.

128... горсть земли... — по-видимому, имеется в виду обряд погребения йогов-натхов. Их после смерти не кремируют, как принято в индуизме, а хоронят в земле, часто в пещерах, см. [Briggs, с. 39—43].

129... кормчий — здесь гуру, духовный наставник. Ср. [ГШ. предисловие, с. 111].

Здесь типичное для натхов иносказание: река—нади в человеческом теле, вода—прана, лодка—тело. Ср. [ГШ, с. 179. 181, 197].

130 Лодку... реку Ямуну—также иносказание: неберег (bigha-ta)—небытие, смерть; Ганга—ток Ида, Ямуна—ток Пингала.

131... выкипает молоко... —т. е. уходит прана. О солнце и луне см. примеч. 122.

132... в тройном очаге — условный перевод tihari — особый род очага, составленного из трех кирпичей или камней [X. Бондопаддхай, с. 1042]. Здесь же, по-видимому, имеется в виду чакра Муладхара, где сходятся Ида, Пингала и Сушумна (см. примеч. 125). Ср. [ГШ, с. 150]. Когда с помощью йогических упражнений шакти Кундалини (она находится в чакре Муладхаре, спящей и закрывающей своей пастью вход в Сушумну—дверь Брахмы—brahma-dvara) пробуждается и выпрямляется, то йог якобы ощущает, будто эту чакру охватил огонь, о чем свидетельствует повышение температуры в данном месте тела, см. [Avalon, с. 19—20; Моллик, с. 141—142]. Следовательно, иносказание " нет огня в тройном очаге" можно понять так, что Кундалини продолжает спать, так как Минонатх не исполняет ритуала кайясиддхи (совершенствование тела), см. примеч. 109.

133 Светильник погасишь... — т. е. если не сохранишь прану, то наступит смерть.

134 Учителем Минонатха в мифах натхов выступает Шива.

135 чандал, бенг. чондал (candala) — представитель одной из самых низших неприкасаемых каст.

136... б городе (nagara) — в текстах йогов под городом подразумевается человеческое тело, ср. [ГШ, с. 177].

137 Кхемаи (Khemai, от санскр. глагола ksi — " властвовать", " контролировать", " повелевать" ) — в текстах натхов означает " обуздывание", " подавление страстей и чувств", " воздержание". Это понятие часто персонифицируется в образе стража, который не позволяет чувствам и страстям овладеть телом йога и разрушать его, см. [Mahapatra, с. 94; Sh. Dasgupta, с. 267—268]. Кхемаи часто, как и в данном случае, противопоставляется богу любви Каме, его атрибутам, ср. [ГШ, с. 165].

138 куркума (желтый аронник) —корнем куркумы йоги часто окрашивают свои одежды в желтый цвет; желтый цвет символизирует и плодородие, и смерть, а по некоторым народным представлениям, защищает от злых духов-людоедов, см. [Briggs, с. 18—19].

159... бетель с камфорой... —листья бетеля (Piper betel) с добавлением камфоры, измельченных арековых (бетелевых) орешков и извести употребляются в Индии для жевания и обладают легким наркотическим воздействием.

140 рудракша, бенг. рудраккхо (rudraksa)—дерево Eleocarpus. ganitrus. Четки из твердых ягод этого священного дерева Шивы особенно популярны у йогов-шиваитов. Длинные четки из 32, 64, 84 или 108 плодов носятся на шее, более короткие из 18 или 28 плодов—на запястье [Briggs, с. 13—15]. О серьгах см. примеч. 19.

141 Смысл данной строки не совсем ясен. Возможно, имеются в виду двенадцать ночей новолуния в течение года. В это время строго запрещается близость с женщиной. Тантристы и суфии в Индии считают, что состояние мужского семени прямо зависит от лунных фаз. Сходные мотивы встречаются и в других произведениях натхов, ср. [ГГ, с. 547; ГШ, с. 158].

142 священная смоковница (asvatha) —дерево Ficus religiosa.

143 Айравата, бенг. Ойработ (Airavata, букв. " рожденный из океана" ) — в мифологии индуизма боевой слон бога Индры.

144 анкуш (ankusa) — железный крюк на деревянной рукоятке, которым погоняют слона.

145... поток... —здесь учение йоги.

146 Божественный храм (Srimandira) — по-видимому, здесь имеется в виду головная чакра Сахасрара, куда должна подняться Кундалини и там слиться с Шивой — Параматмой, атманом (божественный абсолют, чистое сознание), ср. с Небесным храмом (Gagana mandira) в [ГШ, с. 158].

147 Угасло лунное сияние... —здесь двойной смысл: 1) истрачена жизненная энергия (на физиологическом уровне—семя); 2) нектар бессмертия, наполняющий луну в теле, пожрал огонь, см. примеч. 122.

148... щелкая пальцами—по-видимому, имеется в виду магическое действие. В тантрических обрядах щелканием пальцев отгоняют злых духов, см. [X. Бондопаддхай, с. 1048].

149 душа (тапа—" разум", " душа", " сознание" )—в текстах натхов это слово часто употребляется в смысле " нечистое, неправедное сознание", т. е. находящееся во власти желаний, страстей, ср. [ГШ, с. 165; там же, предисловие, с. III].

150 Нет воды.... берега... — иносказание о пруде, если следовать Абулу Каламу Мохаммоду Джакарии [ГШ, с. 178], можно расшифровать следующим образом: пруд на языке йогов—это человеческое тело, вода — мирские страсти, желания. С помощью хатха йоги тело и сознание натха не испытывают желаний (" в пруду нет воды" ), и он перестает воспринимать окружающий мир, сознание сливается с первоначальной космической пустотой (шуньятой); так натх достигает бессмертия — жизненной силой " затопило берега". Ср. [ГШ, с. 177].

151... в гнезде... крыши... —гнездо без яйца—это, видимо, совершенное тело йога-натха, летящий птенец — его сознание, умиротворенное, не знающее желаний, слившееся с космическим сознанием в чакре Сахасраре. И далее тот же смысл: город — тело, люди — желания, чувства, город без людей—бесстрастное тело йога, сознание которого чисто, исполнено покоя.

152 Слепец продает... — это иносказание получило различные толкования. У Абула Калама Мохаммода Джакарии мы находим следующее объяснение: " слепец" — это наставник в учении натхов. Он свой мистический опыт, который, как полагают натхи, невозможно ни воспринять, ни сообщить с помощью органов чувств, передает ученику (" глухому" ) сверхъестественным образом [ГШ, с. 178]. Другую интерпретацию дает Ш. Дасгупта: слепой—это невежественный человек, не посвященный в йогу, который разрушает свое тело (" продает" ), а глухой, покупающий у слепого, —смерть, см. [Sh. Dasgupta, с. 277].

153 рот... землю — иносказательное описание кхечари мудры*, с помощью которой йог, как считают, препятствует утробному огню (солнцу) пожирать амриту, льющуюся из луны, расположенной в голове над нёбом (см. примеч. 122). Этот нектар бессмертия течет из луны в рот по нади Шанкхини, бенг. Шонкхини (Sankhini), нижнее отверстие которой йоги-натхи называют десятой дверью (dasami dvara). При выполнении кхечари мудры язык заводится назад так, чтобы конец его закрыл заднее отверстие носовых раковин (т. е. десятую дверь). Для этого йоги постепенно подрезают уздечки языка. Выполняя кхечари мудру, йог якобы пьет нектар " бессмертия и наполняет им все тело, которое становится " прекрасным. благоуханным и неувядаемым", подробнее см. [HYP, с. 52— 56]. Домохозяин — здесь йог, который владеет своим телом и всеми процессами в нем.

* Мудра (mudra, букв. " знак", " жест" ) — в хатха йоге " выразительное положение тела при медитации" [Смирнов, с. 34]. В трактате " Хатха-йога-прадипика" дано следующее толкование кхечари (khecari): " движущийся в акаше" (kha — " акаша", car — " двигаться" ) (HYP, с. 51). Акаша—один из пяти основных элементов материального мира, центром его в человеческом теле является чакра Вишудха.

154 стража (prahara) — восьмая часть суток, отрезок времени в три часа. Первая стража ночи длится с шести до девяти часов вечера.

Здесь и далее (стк. 1492—1506)—сложное иносказание. По аналогии с подобным фрагментом в [БНППП, с. 157—158j можно понять, что четыре стражи ночи—это срок жизни человека, не следующего учению натхов, чей разум спит. Но так как ниже [см. стк. 1506] говорится о четырех стражах сознания, можно этот текст расшифровать иначе, в духе концепции о четырех состояниях сознания, описанных еще в Упанишадах через психологию сна как четыре состояния атмана (см. примеч. 146), как процесс познания его человеком. Первое состояние " бодрствования", когда субъект всеми органами чувств (в индийской философии их четырнадцать) воспринимает внешний мир. Второе состояние — " сон со сновидениями", когда человек отстраняется от восприятия раздражителей внешнего мира (звук, цвет, запах) и воспринимает всё лишь внутренними " органами" (разумом — manas, самосознанием — aharhkaга). Третье состояние—" глубокий сон без сновидений", когда человек ничего не воспринимает и сознание уходит. И, наконец, четвертое состояние (caturtha или tyriya)—самадхи, когда наступает некий транс, внутреннее торможение, при котором сознание не утрачивается, как в третьем состоянии, но не воспринимает внешний мир — индивидуальное сознание сливается со всеобщим, чистым сознанием—атманом. Подробнее см.: Древнеиндийская. философия. Начальный период. М., 1972, 2-е изд., предисл., с. 18—19; [Смирнов, с. 163—164]; Dasgupta S. Yoga as Philosophy and Religion. L., 1924, с. 136—137, 147—149. Натх с помощью йогических упражнений стремится, пройдя последовательно три первых состояния, достичь состояния самадхи.

155... мучительный сон... — т. е. человек находится во власти страстей и желаний и растрачивает жизненную энергию. Чтобы избежать этого, ему следует обратиться к йоге " обратного действия" (в тексте " движение против течения" ), см. предисловие, с. 12 к примеч. 109.

156 Внимай же радостно звукам... — занимаясь йогой, поднимаж, жизненную силу вверх, через чакры, йог-натх слышит внутри себя соответствующие разным этапам йоги и чакрам звуки, которые как бы являются разновидностями одного божественного космического звука—нады. Нада, бенг. над (nada) возникает при акте творения и через него мир проявляет себя (о наде подробно см. [Avalon с. 33—34; Моллик, с. 468]). Слышимые йогом звуки соответствуют четырем ступеням, соотносимым с четырьмя состояниями сознания (см. примеч. 155). Как указано в " Хатха-йога-прадипике", на начальных низших этапах это громкие звуки, затем они становятся все тише. Сначала это грохот океана, гром, барабанный бой, затем—звуки рога, колокола, и на последнем, высшем этапе—тихие нежные звуки колокольчиков, флейты, щипковой семиструнной вины и жужжание пчел. Самососредоточение на внутренних звуках помогает йогу отключиться от внешнего мира [HYP, с. 90—92]. Здесь по-видимому, наступает момент, когда йог слышит радостные звуки в области сердца—в чакре Анахате, эти звуки свидетельствуют о том, что жизненная энергия поднялась по току Сушумне до этой чакры. Именно тогда, как утверждают трактаты по йоге, тело йога освобождается от болезней, обретает молодость и красоту [Моллик, с. 463—469].

157 Вор—здесь женские чары, масло—прана.

158... атману—атман, атма (atmana, atma)—первичная реальность, всеобщая абсолютная субстанция, чистое космическое сознание, отождествляемое натхами с Шивой, царящим в чакре Сахасраре.

159... бесценный, драгоценный камень—на языке йогов—мужское семя.

стк. 1500-2169

160 действие (karma) — имеется в виду карма йога, одна, из разновидностей йоги—йога действия; подразумеваются бескорыстные действия, ведущие к достижению поставленной религиозной цели, в основе которых лежит представление, что во всех чувствующих. существах присутствует высшая божественная субстанция, подробнее см. The Cultural Heritage of India, vol. 3. Calcutta, 1953, с. 453-и [Briggs, с. 262—264].

161 Владыка знания (Jnananatha) — здесь эпитет Шивы.

162 Божественный храм—см. примеч. 146. Здесь имеется в виду достижение состояния самадхи, см. примеч. 154.

163 В данном фрагменте (стк. 1512—1538)—сложное иносказание о йогическом ритуале натхов " кайясиддхи" (см. примеч. 109) которым надлежит заниматься ежедневно — все дни недели.

Ветер (vayu, pavana)—в йогичёских текстах жизненное дыхание, жизненная энергия, подробно см. [Avalon, с. 75—78]; сверкающий огонь — возможно, здесь ток Сушумна, который символизирует огонь. С помощью йогических упражнений, в частности дыхательных, следует заставить прану (ветер) покинуть Иду (в тексте—Ганга или Ингала) и Пингалу (Ямуна) и подняться вверх по Сушумне (в тексте—" посередине" ). Этот процесс называется единением луны, солнца и огня, т. е. Иды, Пингалы и Сушумны. Считается, что в этот момент Ида и Пингала как бы отмирают, см. [hyp, с. 27—29, 46, 48—49]. Тогда прана не уйдет из тела — " положить вора" (стк. 1515). Впрочем, последнее можно понять и иначе—будут преодолены желания и страсти и в теле сохранится семя.

164 Сумеру, или Меру, бенг. Шумеру (Sumery) —в мифологии индуизма название горы, центра земли. На языке йогов—это позвоночный столб в теле, в нем проходит ток Сушумна.

166... в небе полнолуния... солнце — по-видимому, это то место над нёбом, где находится луна с амритой, солнце — здесь утробный огонь, который может пожрать капающий из луны напиток бессмертия, см. примеч. 122, ср. [БНППП, с. 159].

166... с самого основания — по-видимому, имеется в виду чакра Муладхара.

167 вода (pani)—здесь на языке йогов—семя, ср. [ГШ, с. 180; БНППП, с. 159], которое является источником праны и которое следует оберегать от огня страстей и в то же время соединить с огнем Сушумны, т. е. поднять вверх по Сушумне.

168 Сригола (Srigola) —то же, что Божественный храм, см. примеч. 146, 162, о музыке см. примеч. 156.

169 Мир Индры (Indrer bhuvana) —в мифологий индуизма один из семи небесных миров, который расположен между солнцем и Полярной звездой. По представлениям йогов, в человеческом теле, микрокосмосе, также существуют семь миров [БНППП, с. 112—ИЗ]. Здесь имеется в виду чакра Сахасрара, где находится Великий отшельник (mahamuni) Шива.

170... удержи слона внутри храма—уподобление сознания слону встречается и в песнях " чорджо" поэтов, принадлежавших к секте сахаджья, см. [Sh. Dasgupta, с. 114, 127]. " Буйный слон" —это неуспокоенное сознание, мучимое желаниями и страстями. Умиротворению сознания, по представлениям йогов-натхов, способствуют дыхательные упражнения (пранаяма), так как пока дыхание в теле не обуздано и не контролируется, сознание беспокойно [HYP, с. 26].

171 двуротую змею — под двуротой змеей имеется в виду нади Шанкхини, верхнее отверстие которого и есть десятая дверь, см. примеч. 153. Через второе, нижнее отверстие поднимается семя (половая энергия), наполняя Шанкхини жизненной силой, амритой, см. [Моллик, с. 143].

172 шуя (suya) — вид мелкого попугая, в бенгальском фольклоре сказочная птица, обладающая даром предвидения. Здесь же под туей подразумевается чистое космическое сознание, обращенное не во внешний мир, а в себя, ср. [ГШ, с. 180]. Пустой храм—головная чакра Сахасрара.

173 агрон (agrana от agrahayana) — восьмой месяц индийского календаря (ноябрь—декабрь). В Индии различают шесть времен года; хемонто (зима) — пятое время года.

174 проток Брахмы (brahmanala) — одно из названий Сушумны [Моллик, с. 144]. Очищению нади в теле способствуют дыхательные упражнения (пранаяма), подробнее см. [HYP, с. 33—44].

175 враги — здесь, по-видимому, старость и смерть.

176 Арундхати, бенг. Орундхоти (Arundhati) — в мифологии индуизма название утренней звезды, персонифицированной как преданная жена святого мудреца Васиштхи, на языке йогов же означает шакти Кундалини [HYP, с. 66]. Абхайя, бенг. Обхойя (Abhaya, букв. " бесстрашная, уносящая страх" )—в мифологии индуизма одно из имен супруги Шивы, здесь же употреблено в смысле " небоязнь смерти" или, возможно, как еще одно название Кундалини, которую с помощью йоги следует поднять в чакру Сахасрару.

Небо (akasa) — здесь, по-видимому, космическое пространство—чакра Сахасрара.

177 патала—см. примеч. 5, здесь чакра Муладхара; вода—см" примеч. 167, слон—см. примеч. 170.

178 магх (magha)—десятый месяц индийского календаря, соответствует январю—февралю.

179 пхальгун (phalguna) — одиннадцатый месяц индийского календаря (февраль—март).

180 четыре врага—это любовная страсть, гнев, алчность и невежество, без обуздания которых натх не достигнет своей цели, ср. [ГШ, с. 172, БНППП, с. 161].

181 Пятизвучная (рапса sabdi) музыка—т. е. звуки пяти инструментов [X. Бондопаддхай, с. 1254]. О звуках, слышимых йогом внутри себя, см. примеч. 156.

182 дундубхи (dundubhi, в тексте: dhundhumi)—вид древнего барабана. В некоторых трактатах по йоге указывается, что йог слышит звуки барабана, когда прана по Сушумне доходит до чакр Анахата (в области сердца) и Аджна (межбровье) [Briggs с. 341—342].

183 пчелы—в тексте: bhramara (м. р. ) и bhramari (ж. р. )— по-видимому, это Шива, восседающий в Тысячелепестковом лотосе—чакре Сахасраре, и Кундалини. Ср. [ГШ, с. 151], где Сахасpapa называется пчелиным ульем.

184 бойшакх (baisakha) — первый месяц индийского календаря, соответствует апрелю—маю.

185... в пещере—пещера (gahana) также " уединение", " лес"; заниматься йогой предписывается в уединении. Подробно см. [HYP, с. 5—9; Моллик, с. 400—401]. На западе Непала существует пещерный храм, где, по преданию, жил сам Горокхонатх [Briggs с. 78—79].

186... отказавшись от сандала... — т. е. пренебрегая йогой, заповедями натхов.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.