![]()
|
|||||||
Герман Гессе. 44 страница[1_1_0_06] ... в знаменитом зале заседаний паломников -- между Бремгартеном и Морбио... -Очередной заговорщический намек одновременно на реалии приватной жизни писателя и на детали довести " Паломничество в страну Востока". Бремгартен -- замок в Щвейцарии, владелец которого Макс Вассмер был другом Гессе и гостеприимным хозяином, умевшим собирать вокруг себя близких по духу людей; Гессе обессмертил эти сборища в " Паломничестве в страну Востока", сообщив им сказочно-преображенный облик. Морбио Инфериоре -- реально существующее глубокое ущелье между швейцарскими озерами Комо и Лугано; Гессе сделал его сценой, где разыгрываются драматические события, приводящие к мнимому крушению Братства паломников в страну Востока.
[1_1_0_07] Бастиан Перро из Кальва. -- Бастиан Перро -имя ремесленника из Кальва (родины Гессе), в учениках которого состоял подростком будущий писатель. Характерно, что опыт ремесленной ручной работы был осмыслен Гессе как духовный опыт, благодаря чему скромная фигура швабского мастера оказалась вознесенной в его фантазии на интеллектуальные вершины Игры в бисер.
[1_1_0_08] ... средоточием духовного и мусического... -Мусический (гpeч. musikos) -принадлежащий музам.
[2_11_01] Помни о смерти (лат. ).
[2_11_02] Массагеты -варварский народ, населявший в древности северо-восточное побережье Каспийского моря. Геродот изображает массагетов как племя с весьма грубыми и дикими нравами.
[2_11_03] ... не впадая в теолого-поэтические мечтания романтической философии истории и не причислив весь аппарат убийства и уничтожения, находившийся на службе творящих историю сил, к методам мирового разума. -- Имеется в виду учение Гегеля о всемирно-историческом процессе как реализации надличного смысла, пользующегося злыми страстями людей как неизбежными инструментами. Это учение, утверждающее примат государства над личной моральной волей и готовое заранее оправдать все возможные насилия необходимостью саморазвития абсолютной идеи, резко критически воспринималось рядом западноевропейских мыслителей XX в. самых разных направлений, потрясенных победой фашистской диктатуры.
[2_12_01] Преступать пределы (лат. ).
[2_12_02] Помните ли вы легенду о святом Христофоре? -- Согласно средневековым житиям, святой Христофор был простодушным силачом, решившим служить лишь самому великому в мире господину. Жития описывают, как он поступает на службу к царю, но замечает, что царь боится черта, после этого он решается быть слугой Сатаны, но, убедившись, что Сатана боится креста, становится служителем Иисуса Христа.
[2_12_03] " Мудрость браминов" -- цикл дидактических четверостиший немецкого поэта-романтика Фридриха Рюккерта (1788--1866).
[2_1_01] Демон, гений-хранитель (греч. ). Daimonion (демон -- греч. ). -- В такой форме слово ассоциируется с рассказами Платона и Ксенофонта о Сократе, который признавался, что часто и притом в самых важных случаях действует по иррациональному, подсознательному побуждению, в котором сам философ и его ученики усматривали голос персонифицированной личной судьбы человека, его " демона".
[2_1_010] К абсурду (лат. ).
[2_1_011] Друг (лат. ).
[2_1_012] ... который ранее обозначали также выражением, заимствованным у поэта Гете, -" Педагогическая провинция"... -- Здесь Гессе сам называет классический прообраз своей Касталии из " Годов странствий Вильгельма Мейстера". Между Педагогической провинцией, как она изображена у Гете, и гессевской Касталией действительно существует некоторое сходство: и здесь и там мудрые и жречески преданные своему служению наставники работают над кропотливым выявлением и всесторонним культивированием задатков своих подопечных; и здесь и там господствует настроение некоего нецерковного " благочестия" -- почтительного вживания в космический ритм бытия, что облекается в формы своеобразной обрядности (ср. у Гете систему ритуальных жестов, соответствующих долгу " троякого благоговения" -- перед высшим, перед равным и перед низшим). Но утопия Гессе отмечена большей меланхолией, нежели утопия Просвещения: если перед адептами Педагогической провинции Гете " открываются неизмеримые поприща деятельности", то служители Касталии добровольно замыкаются в границы культурного микрокосмоса.
[2_1_013] ... и знаменитой ясеневой роще. -- " Эшгольц" (нем. ) и значит " ясеневая роща".
[2_1_014] Отто, Шарлемань. -- Характерная для Гессе игра в имена. Покинувшие Касталию ученики наделены именами императоров раннего средневековья. Шарлемань -по-французски имя Карла Великого; что касается имени Отто, то это весьма обычное немецкое имя в комбинации с " Карлом Великим" вызывает в памяти многочисленных " Оттонов" на императорском троне, давших имя " Оттоновской эпохе" (X-XI вв. ).
[2_1_02]
[2_1_03] Избранные (лат. ).
[2_1_04] Цвет юношества (лат. ).
[2_1_05] Искусство для искусства (франц. ).
[2_1_06] Людовик Жестокий (лат. ). ... небезызвестный Lodovicus Crudetis... (Людовик Жестокий) -- латинизация прозвища " Луи Жестокий", которое Гессе дал своему другу, живописцу Луи Мулье (под таким прозвищем он фигурирует, между прочим, в повести " Последнее лето Клингзора", относящейся к 1920 г. ).
[2_1_07] Хатт II из Кальва (лат. ). Хатт II из Кальва. -- Хатты -- латинское название древнегерманского племени, с которым связано наименование земли Гессен, а также появление фамилий типа " Гесс", " Гессе", " Гессен" и т. п. По воспоминаниям Гессе, гимназический учитель-латинист, оставивший у писателя на всю жизнь благодарную память, в шутку именовал маленького Германа " Chattus" (ср. написанный между 1944 и 1950 гг. очерк " Прерванный урок" ). Кальв -родной город Гессе: значит, Хатт II из Кальва -- двойник самого писателя. Эта биографичность подготовлена тем, что перед этим только что был поименован близкий Друг Гессе " Луи Жестокий". (См. комм. выше. ) Соблазн " чудаковатой" отрешенности от суеты мира и замыкания в бескорыстно-бесполезных играх духа -- это соблазн, пережитый самим автором и описываемый им в тонах исповеди.
[2_1_08] " Ум весьма восприимчив, занятия не скудны, поведение заслуживает похвалы" (лат. ).
[2_1_09] " Ум одаренный и чрезвычайно жадный до новых успехов, снискивает расположение своей обязательностью" (лат. ).
[2_2_01] Игроки (лат. ).
[2_2_02] Слуга (лат. ).
[2_2_03] Карло Ферромонте -- итальянская форма имени и фамилии Карла Изенберга, немецкого музыковеда-фольклориста, друга и родственника Гессе. По собственному признанию писателя, образ Ферромонте -- наиболее портретный образ во всем романе.
[2_2_04] ... ричеркары Фробергера... -- Ричеркар -музыкальное произведение полифонического склада, имевшее распространение в западноевропейской музыке XIV-XVII вв. Фробергер Иоганн Якоб -- немецкий композитор и органист XVII в. Все имена композиторов в романе подлинные.
[2_2_05] ... помышлял о том, чтобы стать бродячим музыкантом и кочевать со свадьбы на свадьбу... -- Образ нищего музыканта, со времен шубертовского " Шарманщика" органично входящий в образную систему немецкой романтической традиции, был с очень большой непосредственностью пережит самим Гессе в период рассказов о Кнульпе (см. предисловие). Таким образом, эта фраза Магистра музыки есть прощание Гессе с меланхолически-безответственной мечтой, когда-то близкой ему самому.
[2_3_01] В своем роде (лат. ).
[2_3_010] " Ши-цзин" (" Книга песен" ) -- классическая антология древнекитайской песенной лирики, составленная, по преданию, самим Конфуцием.
[2_3_011] Чжуан Цзы -древнекитайский мыслитель Чжуан Чжоу, живший, по преданию, в IV-III вв. до н. э., парадоксалист, высмеивавший рационалистическую этику Конфуция и стремившийся постигнуть диалектическое тождество истины и иллюзии, добра и зла, морали и аморализма; его идеал -- отказ от вмешательства в самоущий распорядок бытия. Книга Чжуан Цзы дает образ чудаковатого юродивого мудреца, который насмехается над претензиями государства к человеку, попирает общепринятые нормы и облекает свою мудрость в нарочито причудливые внешние формы. Именно этот образ мудреца важен в данном случае для Гессе.
[2_3_02] " Сто новелл", или " Новеллино" -- составленный на рубеже XIII и XIV вв. сборник новелл, являющий собой первый образец итальянской повествовательной прозы.
[2_3_03] Мартин Опиц (1597--1639) -- важнейший представитель немецкой придворной поэзии XVII в.
[2_3_04] ... он намеревался выступить в роли швабского теолога... -- Это жизнеописание, перемещающее касталийскую проблематику в обстановку {1_01} пиетистской Швабия первой пол. XVIII в., было наполовину написано Гессе в 30-е гг. и посмертно издано в 1965 г. Сын ремесленника Кнехт, унаследовавший от отца чувственно-художнческую музыкальную одаренность, а от матери -- вкус к теологической " духовности", ищет подлинного служения духу, изучает теологию и претерпевает сильное воздействие личности {2_3_05}Бенгеля, однако устает от интеллектуализма и тоскует по музыке, по скромному предметному творчеству.
[2_3_05] Иоганн Альбрехт Бенгель (1687-1752) -- швабский теолог пиетистского направления. Сочинения Бенгеля причудливо сочетают в себе фантастические чаяния конца света с незаурядными историко-филологическими исследованиями: он осуществил первое-в истории филологии научно-критическое издание греческого оригинала Нового завета, а его мистические догадки о диалектике истории повлияли на концепции Гамана, Шеллинга, Гегеля и др. философов. Духовный мир швабского пиетизма, отмеченный одновременйо тонкой культурой самоуглубления и сектантской узостью, был знаком Гессе еще по атмосфере родительского дома.
[2_3_06] Этингер Фридрих Кристиан (1702-1782) -- швабский теолог, лютеранский церковный деятель и мистик. Искания Этингера носили подчас неортодоксальные черты: он был почитателем народного философа-мистика Беме и другом знаменитого " духовидца" Сведенборга. Философская система Этингера была направлена на синтез мира природы и мира духа.
[2_3_07] Цинцендорф Николай Людвиг (1700--1760) -- швабский теолог, религиозный деятель и поэт. В своем творчестве апеллировал к жизненно-эмоциональным сторонам человеческой сущности против просветительского рационализма.
[2_3_08] Инь и Ян -древнекитайский символ двуполярности бытия. Инь -положительный полюс (небо, тепло, мужское качало), Ян -- отрицательный полюс (земля, холод, женское начале). Оба необходимо связаны друг с другом. Исходный смысл обоих слов -обозначение двухсклонов горы: солнечного и затененного.
[2_3_09] ... " И-цзин" -памятник древнекитайской прозы (1 тысячелетие до н. э. ). Это оракульская книга, предназначенная для гададия по " гуа", то есть чертежам, состоящим из трех черт -цельных или врерывистых. Цельная черта символизирует Инь, прерывчатая -- Ян. Одна из восьми комбинаций обозначает соответственно небо, землю, гром, воду, гору, ветер, огонь, водоем. Комбинируясь по две, триграммы складываются в шестьдесят четыре гексаграммы, каждой из которых соответствует афористическая словесная формула более или менее загадочного содержания, требующая особой интерпретации (вроде тех, которые фигурируют у Гесее). Особый интерес к " И-цзину" проявлял известный швейцарский психоаналитик Карл Густав Юнг (1875-1962), оказавший влияние на творчество Гессе. Юнг усматривал в чертежах и речениях древнекитайской книги фиксацию извечных структур человеческого бессознательного (так наз. архетипов). Нетрудно усмотреть сходство между принципом " И-цзин" и идеей гессевской " Игры", которая также являет собой некий калейдоскоп символов...
[2_4_00] Товарищи (лат. ).
[2_4_01] Отцы (лат. ).
[2_4_02] Также (лат. ).
[2_4_03] Деятельная жизнь (лат. ).
[2_4_04] Франке Август Герман (1663-1727) -- немецкий теолог-{22_1_01}пиетист, профессор университета в г. Галле. Создал с филантропическими целями комплекс образовательных учреждений для народа, устроенных по последнему слову педагогической науки того времени. Много занимался теорией воспитания.
[2_5_01] Господин (лат. ).
[2_5_02] Чаровник (франц. ).
[2_5_03] Добрый гений (лат. ).
[2_5_04] О делах касталийских (лат. ).
[2_5_05] Специальные занятия с целью посвящения в касталийские дела (лат. ).
[2_5_06] Томас фон дер Траве -- стилизованный портрет Томаса Манна, с которым Гессе поддерживал близкие дружеские отношения.
[2_5_07] ... этой редкой чести удостоился великий Томас фон дер Траве... за его новые аббревиатуры алхимических значений знаков Зодиака... -- Возможно, намек на ту роль, которую играют алхимические символы в романе Т. Манна " Волшебная гора".
[2_6_01] Ежегодная, или торжественная Игра (лат. ).
[2_6_02] Творческий дух (лат. ).
[2_6_03] Магистр математики (лат. ).
[2_6_04] Магистр грамматики (лат. ).
[2_6_05] Новый человек (лат. ).
[2_6_06] Отец Иаков -стилизованный и идеализированный образ швейцарского историка Якоба Буркхардта (1818-1897). Гессе не только много изучал труды Буркхардта, но и имел перед собой некий живой образ его личности; хотя они не был непосредственно знаком с ним, нов годы юности в Базеле застал еще атмосферу " присутствия" знаменитого ученого, беседовал с людьми, лично его знавшими, слушал рассказы о нем и до конца жизни любил вставлять в дружеские письма обороты, заимствованные из обихода Буркхардта. В трудах Буркхардта Гессе привлекало соединение верности классическому гуманизму Гете и Шиллера с трагическим осознанием исторического развития.
[2_7_01] Созерцательная жизнь (лат. ).
[2_7_02] Руководство, настольная книга (лат. ).
[2_7_03] Студент (лат. ).
[2_7_04] Студент Петр (лат. ).
[2_7_05] Тускул -город в античной Италии (в Лациуме), в окрестностях которого была расположена вилла Цицерона, служившая знаменитому оратору местом ученых занятий. На этой вилле происходит действие " Тускуланских бесед" -философско-моралистического диалога Цицерона, трактующего о мудро-уравновешенном отношении к жизни и смерти.
[2_8_01] Для вещего прославления Касталии (лат. ).
[2_8_02] За стенами (лат. ).
[3_1_10_01] " Сумма против язычников" (лат. ). " Сумма против язычников" -- наряду с " Суммой богословия" -- один из двух важнейших трудов крупнейшего философа-схоласта Фомы Аквинского (1225-1274). Обе " Суммы" в соответствии со своим наименованием стремятся дать законченный итог всего смыслового содержания средневековой христианской культуры. Гессе, увлекавшийся идеями Фомы Аквинского, сделал одним из героев своего романа " Нарцисс и Гольдмунд" -- монаха Нарцисса, истового и безупречного служителя " чистой духовности" средневековья; таким образом, мотив " Сумма против язычников" как бы перекидывает мост между двумя романами Гессе, выявляя некое тождество Нарцисса и Кнехта.
[3_1_4_01] " Алфавит". -- Гессе в поэтической форме намечает ту проблему, над которой бьются многие современные западные представители философии культуры (начиная от Шпенглера до структуралистов), -- проблему культуры как знаковой системы, фиксирующей свой смысл в ряде формальных условностей и обессмысливающейся для людей, не посвященных в эти условности.
[3_1_8_01] ... " О квадратуре круга" -- oн гласил! -- Неразрешимая математическая задача о разыскании квадрата, равновеликого данному кругу, была с древних времен до эпохи барокко излюбленным символом религиозно-философских исканий равновесия между божеским и человеческим, между вечностью и временем.
[3_1_8_02] ... " Как Адам || И от другого древа плод вкусил". -- Наряду с древом познания добра и зла, вкушение плодов которого ввергло Адама и Еву в первородный грех, в библейском Эдеме находится, согласно Ветхому завету, и другое древо -- Древо Жизни: его плоды сообщают вкусившему бессмертие и совершенство.
[3_2_2_01] Святой Иларион. -- Имеется в виду Илариои (291-372) -основатель палестинского монашества, перенесший в палестинские пустыни обыкновения египетских анахоретов. Иларион был учеником {3_2_2_02}Антония.
[3_2_2_010] " И увидел бог все, что он создал, и вот, хорошо весьма" -- слова ветхозаветной Книги Бытия, 1, 31.
[3_2_2_011] И вот были духовные учители, говорившие: бог, который сотворил мир и в нем Адама и Древо Познания, -- не единый, не всевышний бог... -- Это учение было введено еретическим епископом Синопы Маркионом (середина II в. ) и принято рядом гностических сект.
[3_2_2_02] Святые Павел и Антоний -- первые пустынножители, основатели монашества, жившие в пустынях Египта (III-IV вв. н. э. ). Упоминавшийся ранее {3_2_2_01}Иларион был учеником Антония.
[3_2_2_03] ... как это изображено на одной фреске пизанского Кампо-Санто. -- Пострадавшая во время второй мировой войны фреска XIV в. на стене Кампо-Санто (кладбища) в Пизе изображает наряду со сценами мирской суеты ц триумфа смерти пустыню, среди которой размышляют и беседуют анахореты; один из них доит лань, другой в изумлении смотрит на это чудо.
[3_2_2_04] " ars moriendi" -искусства умирания, -выражение из лексикона средневековой назидательной литературы.
[3_2_2_05] То был дар слушания. -- Особое служение Иосифа Фамулуса, состоящее в терпеливом выслушивании исповедующихся, описано в явно автобиографических тонах. Дело в том, что Гессе во второй половине своей жизни и особенно к концу ее получал неимоверное количество писем от незнакомых людей -- от юных кандидатов в самоубийцы, от зрелых людей, усомнившихся в смысле своей жизни и претерпевающих тяжелый душевный кризис, от жертв фашизма, ищущих утешения, и от вчерашних правоверных фашистов или националистов, нащупывающих путь к иному, более гуманному миру идей. Все эти корреспонденты обращались к писателю с безотчетным доверием, как к врачу. Таким образом, мучения и искушения Иосифа Фамулуса, были отлично, знакомы самому писателю.
[3_2_2_06] ... Дионом Пугилем... -- Латинское слово pugil означает " кулачный боец".
[3_2_2_07] ... подобно тому, кто предал Спасителя. -- Ср. евангельский рассказ о конце Иуды Искариота: " И бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился" (Матф., 27, 5).
[3_2_2_08] ... следовать примеру Иуды или же, если угодно, примеру Распятого... -- Парадоксальное сближение Христа и Иуды характерно для гностической мысли. Иуда повесился, но и Христос в новозаветных, литургических и богословских текстах неоднократно именуется " повещенным на древе" -- и притом специально ддя того, чтобы применить к нему формулу Ветхого завета -- " проклят всяк висящий на древе". Христос принял на себя всю полноту тяготевшего над человечеством проклятия, а потому его предельная святость оказывается тождественна предельной сакральной нечистоте.
[3_2_2_09] У этого человека, как явствовало из его рассказа, были друзья среди магов и звездочетов. -- Рассказ ученого незнакомца содержит подлинные понятия и учения позднеантичного гностицизма, а также стилизованные в гностическом духе моменты доктрины Юнга (см. комм. к стр. 138).
[3_2_3_01] ... носил имя Равана... -- Имена героев этой новеллы довольнo свободно выбраны из сокровищницы имен, фигурирующих в наиболее известных индийских сказаниях. Демон Равана, участвовавший в битве демонов с Рамой, известен по " Рамаяне". Васудева -- имя брахмана, который был министром последнего представителя династии Шунга и в результате переворота сам основал новую династию Kaнваяна ок. 72 г. до н. э. Нала, соперник Дасы в борьбе за власть и за женщину, носит то самое имя, которое со времен Жуковского известно русскому читателю как " Наль". Имя " Правати" заставляет вспомнить обольстительную супругу бога {1_04}Шивы Парвати, любострастными мыслями о которой Камадева пытался отвратить Шиву от аскетического подвига. То же относится и к прочим именам, кроме имени Дасы, по сбоему смыслу соответствующего именам " Кнеxт", " Слуга", " Фамулус".
[3_2_3_02] Майя -- в индийской религиозной философии понятие мирозиждительной, космической иллюзии, которая должна быть преодолена усилием самоуглубления. " Для того, кто достиг состояния истины и действителъности, весь видимый мир исчезает" (" Веданта-сутра-бхашья", II, 1, 14).
[3_2_3_03] ... а на коленях у нее лежал его сын Равана. -- Образу Правати с мертвым сыном на коленях Гессе придает явственные черты изученного Юнгом архетипа Великой Матери, которая вновь и вновь рождает свое Дитя, губит его в своих смертоносных объятиях и застывает в плаче над его окровавленным телом. Эта всерождающая и всегубящая, беспредельно ласковая и беспредельно жестокая Мать, лгущая самим своим бытием, -- символ все той же " майи".
[3_2_3_04] Леса он больше не покидал. -- Эта фраза, замыкающая не только новеллу, но и всю книгу в целом, намечает, наряду с главным движением рассказа о Кнехте, то есть движением от касталийской духовности к " миру", встречное, обратное движение и возвращает нас к эпиграфу, возвещавшему желательность Касталии как оплота " истинной духовности" и бескомпромиссных поисков смысла жизни.
|
|||||||
|