Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Рандеву с Васильевским островом.



Рандеву с Васильевским островом.

Галерная гавань.

Санкт-Петербург всегда был неразрывно связан с водой. Нева, являющаяся центральной водной артерией северной столицы,  с огромным количеством притоков, суровый Финский залив, Ладожское озеро. Город и задуман был, прежде всего, как город-порт.

 Это, во многом, и определило его будущее развитие.

 

Современная Галерная гавань

 

 

Набережная Галерной гавани

 

Сегодня мы прогуляемся в район Галерной гавани, расположенной в юго-западной части Васильевского острова. Мы с вами поговорим об истории этого инженерного сооружения и посмотрим на знаменитые Кроншпицы — памятники архитектуры петровского барокко.

 

Немного истории

Истоки Галерной гавани

История формирования ансамбля Галерной гавани берёт своё начало в XVIII в. Строительство гавани было начато в 1721 году по распоряжению Петра I. Именной указ государя о начале возведения " фортеции" — Галерной гавани Гребного порта вышел 21 сентября 1721 г.

Местом для её строительства выбрали устье Глухого или Чёрного протока. В дельте Невы было немало безыменных речек, которые называли глухими или чёрными по цвету воды.

Руководить работами был назначен шаутбенахт (первый адмиральский чин) российского галерного флота — Матвей Христофорович Змаевич. Автор проекта знаменитый архитектор — Доменико Трезини.
Проект Трезини включал прямоугольный бассейн, соединённый каналом с Финским заливом, а также сооружение дока для ремонта галер. Для укрытия судов здесь был вырыт прямоугольный бассейн, соединённый с Финским заливом 400-метровым каналом —

входным Гаванным (Петровским) каналом.


 

 


По берегам Большого бассейна были установлены подъемные устройства для снятия пушек с галер. Чёрный проток, начинавшийся в районе болот Смоленского поля, был засыпан. Где-то в 1722 году по проекту Трезини на конце молов, ограждающих канал, у залива были построены 2 деревянные дозорные башни — Кроншпицы в стиле петровского барокко.

Это были небольшие караульные павильоны со световыми фонарями или " маячными огнями", и шпилями — сигнальными флагштоками. Сначала они были сооружены из бревен, обшитых досками.

 

 

 


Осенью 1723 года был уже сооружён бассейн для гавани, куда из Галерной верфи в устье реки Фонтанки перевели 94 галеры.

В 1724 году в гавань перевели ещё 90 судов, построенных в то время в Адмиралтействе.

В казармах разместили команду из 2000 человек. В 1728-1729 годах на берегу бассейна построили эллинги для галер по проекту архитектора — И. К. Коробова. После смерти Трезини, с 1734 года, строительными работами в Галерной гавани уже полноценно руководил И. К. Коробов.

Но уже в 1739 году встал вопрос о переносе Галерного двора с Адмиралтейского острова на Васильевский, что потребовало увеличения территории гавани и количества построек. Выбрав с галерными мастерами участок, И. К. Коробов представил план и смету по реконструкции бассейна.

 

 

 


С 1730-1740-х каменное строительство велось по типовым проектам:  одинаковые галерные сараи расположены по обеим сторонам Большого бассейна.
В начале 1741 года архитектор Коробов предложил облицевать бассейн плитами. Галерная верфь была переведена сюда в 1740-х гг. Мол был облицован известняковым камнем по проекту архитектора — С. И. Чевакинского в 1753-1754 гг.
В 1754 году по проекту архитектора М. А. Башмакова были перестроены Кроншпицы в камне с сохранением архитектурного решения XVIII в. Это были небольшие квадратные в плане башни с высокими изогнутыми кровлями, завершенными фонариками с флагштоками. Кроншпицы — единственные сооружения, сохранившиеся от построек XVIII в.

 


 


Несмотря на то, что Кроншпицы ремонтировались и переделывались в XIX-XX столетиях, они сохранили до наших дней свой первоначальный внешний облик.



Вместе со строительством производственных помещений гавани возводились и небольшие постройки для размещения караула, охранявшего территорию Галерной гавани, впоследствии Главного Гребного порта.
Также ещё по указу Петра I было заложено небольшое селение в низменной части

Васильевского острова. Оно называлось матросской слободкой. В 1794 году в слободке были уже хорошие улицы, и гавань получила название — Главного Гребного порта. Одновременно сохранилось и прежнее название Галерной гавани.

В 1796 году сараи и мастерские, построенные Петром I, были уничтожены пожаром вместе с хранившимися там судами. После этого порт потерял свое назначение и сохранил

лишь характер складского места.

 

 

 

В 1901 году часть территории на южном берегу Шкиперского протока отведена Гаванскому парусному обществу. Из-за участившихся краж на заводе потребовалось усилить караульную службу. Вследствие чего сделали надстройку Караульного дома, находились караул, дежурный полицейский, канцелярия заведующего Гребным портом и содержатель порохового содержания.

 

 


В 1904-1906 годах для завода возвели сушильню для пороха с ограждающим валом, котельную, пороховую мастерскую и другие здания. В начале 1906 года были перенесены склады взрывчатых веществ далеко за город — на Охтинский полигон. Тогда же были значительно подняты некоторые улицы гавани для снижения рисков затопления.

 


 

 


Опасный Пироксилиновый завод в том же 1906 году с Васильевского острова перевели на Обуховский полигон.

 

 Водонапорная башня функционировала до конца ХХ в. В этот период засыпали основную часть Шкиперского протока, его набережная превратилась в улицу.


Водонапорная башня

 

 

В 1906 году участок Гребного порта на берегу залива был передан Невскому яхт-клубу. Его территорию огородили кирпичным забором. На углу клуба в 1910 году установили беседку работы архитектора — А. В. Кенеля.

В 1911 году близ Галерной гавани разместили радиотелеграфное депо Морского министерства. Оно было создано на базе кронштадтских радиомастерских — А. С. Попова. В 1902 году 6 сентября здесь была открыта опытная авиационная станция для испытаний отечественных гидросамолётов и для подготовки лётчиков

 

.


С водной поверхности Галерной гавани 8 мая 1913 впервые взлетел гидроаэроплан. Это был С-10 " Гидро" русского авиаконструктора — Игоря Ивановича Сикорского.

В 1920-х годах было засыпано устье реки. В 1920-1930-х годах Караульный дом занимала администрация Авиазавода, размещавшегося в Гавани. Позже в нем располагалась администрация Яхт-клуба морской базы.

 


В 1950-х годах проводилась реставрация Кроншпицев на молах. В конце ХХ столетия в Галерной гавани работала научная лаборатория. Здесь проводились испытания электричества на кораблях и проверялись на прочность первые подводные лодки.

 

Сейчас на берегу этой гавани находится старейший яхт-клуб в России. Получил своё название Невский яхт-клуб, как стало уже понятным из названия, верно — в честь князя Александра Невского.

Пётр I учредил в Санкт-Петербурге в 1713 году " Потомственный Невский флот" — прообраз всех современных яхт-клубов. Имя яхтенному клубу было дано тоже по распоряжению Петра I при его основании в 1718 г. Но, увы, сразу после смерти царя, он был закрыт

В 1892 году совет из 20 учредителей во главе с моряком и путешественником — великим князем, Александром Михайловичем — внуком Николая I, провозгласил о создании Императорского морского Невского яхт-клуба как продолжателя петровского " Невского флота".

Клуб снова утвердили высочайше по велению императора — Александра III. Официально яхт-клуб был зарегистрирован 12 сентября (30 августа) 1894 г. Клуб носил элитарный характер, его почётными членами были государь император Николай II и многие великие

князья.

 


Местом зимней стоянки яхт был выбран участок земли в петербургской Галерной гавани. В 1906 году участок Гребного порта на берегу залива был передан Невскому яхт-клубу, состоявшему под покровительством великой княгини — Ксении Александровны.

 


 


В северном углу этой территории возвели беседку-ротонду по проекту архитектора — Ф. В. Кенеля в 1910 г. Просуществовал яхт-клуб 23 года — до 1917 г. При советской власти его закрывали. К счастью, позже восстановили в составе 81 спортивного клуба ВМФ. До 1990-х годов клуб назывался — " 55-й Яхт-клуб ВМФ". Сейчас это спортивный яхт-клуб.

Сегодня Галерная Гавань- одно из любимейших мест василеостровцев. Туда даже ходят загорать, удить рыбу, купаться и даже кататься на лодке.

 

В 2015 году союз архитекторов Москвы объявил конкурс на лучший проект квартиры в одном из кроншпицевТрезини. Посмотрите, что получилось. Квартира-мечта!

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.