|
|||
Рандеву с Васильевским островом.Рандеву с Васильевским островом. Галерная гавань. Санкт-Петербург всегда был неразрывно связан с водой. Нева, являющаяся центральной водной артерией северной столицы, с огромным количеством притоков, суровый Финский залив, Ладожское озеро. Город и задуман был, прежде всего, как город-порт. Это, во многом, и определило его будущее развитие.
Современная Галерная гавань
Набережная Галерной гавани
Сегодня мы прогуляемся в район Галерной гавани, расположенной в юго-западной части Васильевского острова. Мы с вами поговорим об истории этого инженерного сооружения и посмотрим на знаменитые Кроншпицы — памятники архитектуры петровского барокко.
Немного истории Истоки Галерной гавани История формирования ансамбля Галерной гавани берёт своё начало в XVIII в. Строительство гавани было начато в 1721 году по распоряжению Петра I. Именной указ государя о начале возведения " фортеции" — Галерной гавани Гребного порта вышел 21 сентября 1721 г. Местом для её строительства выбрали устье Глухого или Чёрного протока. В дельте Невы было немало безыменных речек, которые называли глухими или чёрными по цвету воды. Руководить работами был назначен шаутбенахт (первый адмиральский чин) российского галерного флота — Матвей Христофорович Змаевич. Автор проекта знаменитый архитектор — Доменико Трезини. входным Гаванным (Петровским) каналом.
Это были небольшие караульные павильоны со световыми фонарями или " маячными огнями", и шпилями — сигнальными флагштоками. Сначала они были сооружены из бревен, обшитых досками.
В 1724 году в гавань перевели ещё 90 судов, построенных в то время в Адмиралтействе. В казармах разместили команду из 2000 человек. В 1728-1729 годах на берегу бассейна построили эллинги для галер по проекту архитектора — И. К. Коробова. После смерти Трезини, с 1734 года, строительными работами в Галерной гавани уже полноценно руководил И. К. Коробов. Но уже в 1739 году встал вопрос о переносе Галерного двора с Адмиралтейского острова на Васильевский, что потребовало увеличения территории гавани и количества построек. Выбрав с галерными мастерами участок, И. К. Коробов представил план и смету по реконструкции бассейна.
Васильевского острова. Оно называлось матросской слободкой. В 1794 году в слободке были уже хорошие улицы, и гавань получила название — Главного Гребного порта. Одновременно сохранилось и прежнее название Галерной гавани. В 1796 году сараи и мастерские, построенные Петром I, были уничтожены пожаром вместе с хранившимися там судами. После этого порт потерял свое назначение и сохранил лишь характер складского места.
В 1901 году часть территории на южном берегу Шкиперского протока отведена Гаванскому парусному обществу. Из-за участившихся краж на заводе потребовалось усилить караульную службу. Вследствие чего сделали надстройку Караульного дома, находились караул, дежурный полицейский, канцелярия заведующего Гребным портом и содержатель порохового содержания.
Водонапорная башня функционировала до конца ХХ в. В этот период засыпали основную часть Шкиперского протока, его набережная превратилась в улицу.
Водонапорная башня
В 1906 году участок Гребного порта на берегу залива был передан Невскому яхт-клубу. Его территорию огородили кирпичным забором. На углу клуба в 1910 году установили беседку работы архитектора — А. В. Кенеля. В 1911 году близ Галерной гавани разместили радиотелеграфное депо Морского министерства. Оно было создано на базе кронштадтских радиомастерских — А. С. Попова. В 1902 году 6 сентября здесь была открыта опытная авиационная станция для испытаний отечественных гидросамолётов и для подготовки лётчиков
.
В 1920-х годах было засыпано устье реки. В 1920-1930-х годах Караульный дом занимала администрация Авиазавода, размещавшегося в Гавани. Позже в нем располагалась администрация Яхт-клуба морской базы.
Сейчас на берегу этой гавани находится старейший яхт-клуб в России. Получил своё название Невский яхт-клуб, как стало уже понятным из названия, верно — в честь князя Александра Невского. Пётр I учредил в Санкт-Петербурге в 1713 году " Потомственный Невский флот" — прообраз всех современных яхт-клубов. Имя яхтенному клубу было дано тоже по распоряжению Петра I при его основании в 1718 г. Но, увы, сразу после смерти царя, он был закрыт В 1892 году совет из 20 учредителей во главе с моряком и путешественником — великим князем, Александром Михайловичем — внуком Николая I, провозгласил о создании Императорского морского Невского яхт-клуба как продолжателя петровского " Невского флота". Клуб снова утвердили высочайше по велению императора — Александра III. Официально яхт-клуб был зарегистрирован 12 сентября (30 августа) 1894 г. Клуб носил элитарный характер, его почётными членами были государь император Николай II и многие великие князья.
Сегодня Галерная Гавань- одно из любимейших мест василеостровцев. Туда даже ходят загорать, удить рыбу, купаться и даже кататься на лодке.
В 2015 году союз архитекторов Москвы объявил конкурс на лучший проект квартиры в одном из кроншпицевТрезини. Посмотрите, что получилось. Квартира-мечта!
|
|||
|