Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СОВРАЩЕНИЕ 3 страница



И все же, дни «красно-коричневого» саксонца были сочтены. Другой молодой гитлеровец добился большего успеха в карьерных играх и добился благосклонности фюрера. Бальдур фон Ширах был избран в июле 1928 года на пост руководителя национал-социалистического студенческого союза. Так началась крутая карьера Шираха, в

результате которой Грубер должен был уйти со сцены.

Во время второго «штурма власти» Гитлер вопреки своему характеру решил проявить политическую терпимость и использовать все слабости и недостатки «проклятой Веймарской системы», чтобы добиться власти над Германией легальным путем. Отныне «коричневым» было крайне важно привлечь новых сторонников из мелкобуржуазной среды. Необходимо было отказаться от революционных и социалистических лозунгов, которые так охотно повторялись «левыми» национал-социалистами. В самом Гитлерюгенде псевдосоциалистические идеи «эпохи борьбы» продолжали существовать до 1933 года. Смесь из социалистических, националистических идей, воинственного «прусского духа» овладела умами многих молодых немцев. Их энтузиазм питала вера в сказки о «трудящемся» Адольфе Гитлере и его бесклассовом народном сообществе.

Бальдур фон Ширах - выходец из семьи крупных буржуа охотно использовал подобные юношеские заблуждения в своей деятельности. Он заявил: «Только одно знамя развивается над Гитлерюгендом. Сын миллионера и сын рабочего носят одну и ту же форму. Лишь молодежь в этом смысле свободна от предрассудков и представляет собой настоящее сообщество. Да, молодежь - это социализм». Подобная пастораль была нужна нацистам для воспитания унифицированного поколения. Ширах и нацистская идеология для достижения своих целей преступно пользовались юношеской наивностью, ее легко вспыхивающим энтузиазмом, ее преданностью и самоотверженностью. Ширах был одним из создателей почти религиозного культа фюрера. Ему удалось превратить молодых немцев в послушных исполнителей воли политического авантюриста, за фантазии о мировом господстве которого отдали жизнь тысячи юнцов из Гитлерюгенда, особенно, в последние дни войны. Являлся ли сам Ширах, служивший фанатично своему хозяину до печального конца, обманутым идеалистом?

Вот что сказал сам Ширах в 1946 году Нюрнбергскому трибуналу во время суда над военными преступниками: «Я воспитал это поколение в духе преданности и веры Гитлеру. Я считал, что служение фюреру сделает наш народ и нашу молодежь счастливыми, свободными и сильными. Таким образом думали и миллионы молодых немцев. Они видели в национал-социализме свой идеал. Многие погибли за это. Моя вина заключается в том, что я воспитывал молодежь для человека, который убил миллионы. Я верил этому человеку. Вот что я могу сказать в свое оправдание». Поздее раскаяние обманутого. Суд приговорил его к 20 годам тюремного заключения, которые он до последнего дня провел в берлинской военной тюрьме Шпандау под охраной стран-участниц антигитлеровской коалиции. И все же его судили не как проповедника чудовищного, смертельно опасного учения, а как пособника в деле истребления народов: будучи гауляйтером Вены он отвечал за депортацию тысяч евреев.

Детство Бальдура фон Шираха не содержало ни единого намека на ту карьеру, которую ему предстояло сделать на службе у Гитлера. Бальдур был прекрасно образованным наследником богатой семьи крупных буржуа с космополитическими взглядами. Эмма Мидлтон Ширах родила своего второго сына в Берлине в 1907 году. Эта состоятельная американка из Филадельфии вышла замуж за прусского капитана Карла Бейли Нориса фон Шираха, который тоже имел американские корни. После увольнения из армии отец Бальдура был управляющим театра в Веймаре. Дома родители разговаривали исключительно на английском, и Бальдур начал учить немецкий лишь в возрасте пяти лет. В детстве он писал стихи и играл на скрипке. Долгое время он мечтал о карьере музыканта.

Ребенок с нежным лицом воспитывался в лучших либеральных традициях. Когда ему исполнилось десять лет, родители отправили его в закрытый интернат в местечко Бад Берка в Тюрингии. Тамошние воспитатели придерживались идей педагога-реформатора Германа Литца. Исходя из ранних традиций движения «Вандерфогель», они всячески искореняли «пагубное влияние больших городов» и пытались сделать из воспитанника самостоятельную личность с чувством собственного достоинства. Наряду с физическим и нравственным воспитанием большое внимание уделялось преподаванию научных дисциплин. Между учениками и преподавателями существовали доверительные отношения, а старшие по возрасту дети отвечали за младших.

С завершением первой мировой войны закончилось и беззаботное детство Бальдура. Его старший брат Карл покончил жизнь самоубийством. Он был старше Бальдура на семь лет, и когда началась война, он мечтал стать прусским офицером и отправиться на фронт. Отречение кайзера, принятие условий версальского договора национальным собранием в Веймаре означали для него конец света. В своей предсмертной записке он написал, - «я не хочу пережить Германию». Смерть брата усилила ненависть Бальдура по отношению к республике. Его родители также были недовольны наступившими временами. В знак протеста против нового правительства Ширах старший покинул свой пост в театре. Тем не менее, Ширахи продолжали оставаться весьма состоятельной семьей, и их дом на Гартенштрассе был центром артистической жизни Веймара. Бальдур вернулся из интерната и получал домашнее образование. К тому времени, когда ребенок достиг совершеннолетия, на улицах немецких городов развернулись настоящие сражения между восставшими рабочими и националистически настроенными добровольцами. Бальдур всем сердцем и душой был на стороне тех бывших фронтовиков, которые в составе корпуса добровольцев потопили в крови восстания левых. Годы спустя Ширах вспоминал: «У всех нас в Тюрингии было чувство, что нож приставили к нашему горлу. И если бы мы сами себя не защитили, коммунисты разгромили бы нас».

На волне воинственных настроений вступил семнадцатилетний Ширах в народный союз «оруженосцев», которым руководили бывшие офицеры из нелегальной организации «Черный рейхсвер». Бальдур находился среди «оруженосцев», когда те в марте 1925 года охраняли зал, в котором выступал недавно освободившийся из тюрьмы Гитлер. Голос бродячего проповедника гипнотизировал зеленых юнцов. Позднее Ширах скажет: «У него был глубокий голос, напоминавший звук виолончели. Его непривычный акцент заставлял прислушиваться к словам». Зачарованно молодой Ширах внимал гневным тирадам «барабанщика» в адрес Версальского договора. В глазах Бальдура неизвестный солдат был революционером, который предпринял марш на «Фельдхернхалле» мюнхенское городское собрание и рисковал своей жизнью ради спасения нации. Когда собрание закончилось, Бальдур фон Ширах был лично представлен партийному вождю. В этом он увидел знак судьбы и разразился восторженным стихотворением в честь «незабываемого события»:

Ты протянул нам руку и посмотрел на нас,

Заставив учащенно биться юные сердца

Эта встреча как чудесное счастье

Будет сопровождать нас всю жизнь.

В наших сердцах звучит горячая клятва:

Ведь ты недаром протянул нам руку,

Мы добьемся нашей высокой цели,

Судьба отечества в наших руках.

И если тебя предадут и осудят,

Тебя защитит чистота твоих великих деяний,

Мы верим тебе всем сердцем и душой,

Ибо ты один - будущее Германии

 

Едва Шираху исполнилось 18 лет, он поспешил вступить в партию и СА. «Приезжайте ко мне в Мюнхен. Мне нужны такие люди как Вы», - приглашал его Гитлер во время своего очередного визита в Веймар. «Партайгеноссе Nо 17251» не заставил себя долго ждать. В 1927 году после окончания Веймарской гимназии Ширах отправился в Мюнхен. Там он приступил к изучению истории искусств, германистики и англистики. Однако учеба была для него второстепенным делом. В мюнхенском университете он подыскивал единомышленников, создавая группу национал-социалистических студентов. Для своей пропаганды Ширах умело использовал послевоенную ситуацию в Германии, когда студенты лишились своего прежнего привилегированного положения и больше не могли рассчитывать на быструю карьеру в высших слоях общества. Он подбирал новых сторонников в рядах правых националистически настроенных студенческих кружках, которых не смущало аристократическое происхождение Шираха. Ему удалось наладить тесные связи с партийным штабом и подружиться с секретарем фюрера Рудольфом Гессом. По просьбе Гесса он даже занимался бумажной работой в «коричневом доме».

В один из осенних вечеров 1927 года Ширах встретил Гитлера, совершавшего прогулку по Максимилианштрассе. Фюрер узнал своего молодого почитателя из Веймара и пригласил его к себе домой. Воодушевленный Ширах немедленно предложил Гитлеру выступить с речью на большом студенческом мероприятии. Поначалу Гитлер, который в свое время провалился на вступительных экзаменах в венскую художественную академию, был настроен скептично. Он сомневался в том, что среди университетской молодежи найдутся люди, желающие вступить в нацистскую партию. Именно, по этой причине он боялся выступать перед студентами. Однако, не выдержав напора Шираха, Гитлер все же согласился при условии, что двадцатилетний веймарец сумеет заполнить студентами пивной зал «Хофбройхаус». Ширах мобилизовал все свои агитаторские способности, и за час до условленного времени пивная была полна студентов. Появился Гитлер. Он произнес речь и сорвал бурю восторженных оваций. Подобный успех не остался незамеченным даже среди мюнхенской интеллигенции. Казалось, Ширах заранее предвидел такой оборот событий: «С той поры фюрер охотно стал выступать перед студентами. В то время они были более предрасположены влиянию гипноза во время массовых мероприятий по сравнению с рабочими. Это было то, чего они были лишены в своей собственной повседневной жизни».

Авторитет Шираха заметно вырос. Он удостоился похвалы фюрера, который после этой истории установил почти отеческую опеку над Бальдуром. Вскоре Ширах стал руководителем многочисленной мюнхенской студенческой организации. При поддержке Гитлера он включился в борьбу с другими претендентами внутри партии за право руководить «коричневым» студенчеством. В июле 1928 года двадцатиоднолетний Ширах был избран райхсфюрером национал-социалистического студенческого союза и членом партийного руководства НСДАП.

Тем же летом в жизни Шираха произошло событие, едва не изменившее всю его дальнейшую судьбу. Во время поездки в Америку со своей матерью он встретился с дядей Альфредом Норрисом, преуспевающим банкиром с Уолл-Стрита. Тот встретил родственников в своем бюро с видом на Манхэттен и предложил племяннику занять солидный пост в фирме. Но молодой романтик, давно грезящий о возрождении немецкой нации, с благодарностью отклонил заманчивое предложение. Его тянуло обратно в Германию, обратно к фюреру.

Ширах без устали продолжал вербовку университетской молодежи в ряды нацистов. Вопросы и проблемы высшей школы едва ли интересовали его. Его заботил больше всего вопрос численности новообращенных нацистов. Он стал мыслить категориями Гитлера, который охотно выступал на многочисленных сборищах, организованных его молодым протеже. Иногда казалось, что мысль о молниеносной карьере целиком захватила Шираха. Образованный, интеллигентный сын аристократа (современники впоследствии описывали его как «спокойного, сдержанного мужчину с хорошими манерами») вошел в роль веселого рубахи-парня, знающего толк в выпивке и девчонках. Однажды в состоянии сильного подпития он вытащил пистолет во время студенческой сходки и прицелился в портрет своего кумира. Однако этот проступок для «любимца фюрера» обошелся без последствий. Некоторое время спустя он прибыл на молодежный митинг с хлыстом для верховой езды в сопровождении огромной свиты эсэсовцев. Возмущенные руководители студенческого движения потребовали его отставки. Однако успехи на поприще пропаганды и вербовки надежно страховали его от неприятностей и обеспечили ему доверие Гитлера: «Партайгеноссе Ширах понимает, куда мы шагаем. Мы шагаем в направлении создания массового движения. Весь мой авторитет на стороне Шираха».

Все больше студентов примыкали к коричневому движению. Талантливый ловец человеческих душ был готов к выполнению более сложных поручений. Теперь он желал привлечь всю немецкую молодежь на сторону НСДАП. С этой целью Ширах решил дать бой вождю Гитлерюгенда Груберу и завоевать для достижения этой цели как можно больше сторонников среди других националистических молодежных союзов. Грубер принял вызов и показал всем прочность своих позиций. Весной 1929 года он проехал по Германии, встретился с руководителями Гитлерюгенда на местах и провел тридцать два больших митинга с участием членов своей организации. На одном из них почти как во время партийного съезда в Нюрнберге 2000 гитлерюгендовцев промаршировали мимо трибуны своего «фюрера» под гром аплодисментов. Казалось, на этой ноте проба сил должна завершиться.

Тем не менее, в затяжной битве за власть Грубер проиграл более удачливому и сильному оппоненту. Социал-революционные лозунги Грубера устарели и больше не соответствовали новой политической ситуации. Гитлер рвался к власти, и без поддержки буржуазных слоев населения его попытки были бы безуспешны. С тех пор, как Груббер стал рейхсфюрером Гитлерюгенда, численность организации выросла с 700 до 20 000 человек к весне 1930 года. Они состояли в 450 местных организациях. Совместно с другими националистическими юношескими союзами Гитлерюгенд выступил против принятого правительством Германии плана Янга, по условиям которого немецкие выплаты по репарациям должны были длиться вплоть до 80-х годов XX века. Тысячи членов Гитлерюгенда приняли участие в мощной пропагандистской компании во время выборов в рейхстаге. НСДАП, получив 107 мест, добилась успеха и стала второй по влиянию партией рейхстага после СПД.

Во время всемирного экономического кризиса, когда дела у нацистов пошли в гору, карьера Груббера подошла к концу. Борьба за господство в нацистской партии никогда не прекращалось. Социал-революционеры во главе с Отто Штрассером открыто выступили против Гитлера и потерпели поражение. Старший товарищ Грубера шеф СА Пфеффер фон Саломон после неудавшегося восстания берлинского СА был смещен с должности. На его место Гитлер назначил Эрнста Рема, который до этого момента два года проработал военным советником в Боливии. Свежеиспеченный глава штурмовиков не захотел долго терпеть самостоятельность Гитлерюгенда и потребовал подчинить ему молодежную организацию. Гитлер приказом от 27 апреля 1931 года выполнил его требование. Все ячейки Гитлерюгенда на местах перешли в распоряжение соответствующих отрядов СА. Под предлогом улучшения контроля за деятельностью молодежной организации штаб Гитлерюгенда был переведен из провинциального Плауэна в Мюнхен поближе к партийной верхушке. Шансы Шираха на победу возросли. Теперь он открыто агитировал против Грубера: «Грубер был вполне пригоден, пока Гитлерюгенд был чисто провинциальной организацией. Сейчас, когда надо решать задачи в масштабе всей страны, его ограниченность и недальновидность очевидна. Мы обязаны исключительно Грубберу тем, что националистические молодежные организации до сих пор не объединились под знаменем Гитлерюгенда».

Для своих интриг Ширах нашел твердую поддержку в лице нового шефа штурмовиков. С ним у него установились почти дружеские отношения. В конце концов Ширах признался Гитлеру в своих стремлениях руководить Гитлерюгендом. Гитлер ответил: «Ширах, не смешите меня. Вы хотите заниматься этими детьми? » И все же Шираху удалось переубедить своего покровителя: «Тогда я сказал ему: „Я создам самую большую молодежную организацию в истории Германии". Эти слова произвели впечатление. Гитлер назначил 30 октября 1931 года Бальдура фон Шираха „райхсюгендфюрером" НСДАП и подчинил ему Гитлерюгенд, студенческий и школьный национал-социалистические союзы.

Члены нацистской партии настороженно отнеслись к выходцу из аристократии. Молодые гитлеровцы «первого призыва» не видели в Ширахе человека, который соответствовал бы их представлениям о молодежном вожаке рейха. «В Бальдуре фон Ширахе было на наш взгляд слишком много от барона, а его американское родство и благородная приставка „фон" не располагали к доверию», - признался его полномочный представитель в течении многих лет Хартман Лаутербахер, создавший в свое время на территории Австрии организацию «Немецкая молодежь»- предтечу Гитлерюгенда. Сам Ширах был далек от образа спортивного, боевитого гитлерюгендовца, который он пропагандировал среди немецкой молодежи. Ширах, несмотря на свою полноту и неспортивную внешность, старательно пытался сыграть роль крепкого парня. Многие из его подопечных сетовали на то, что их босс «не заводила, не борец, и что с ним вряд ли вспотеешь». Он был скорее эстет, чем аскет, и предпочитал роскошный гостиничный номер, а не лагерную палатку и горшок с гороховой похлебкой. Упорно ходили слухи о его якобы гомосексуальных наклонностях и шикарно обставленной спальне в белых тонах.

Как прежде восемнадцатилетние члены Гитлерюгенда в обязательном порядке вступали в СА. Эрнст Рем превратил эту организацию в мощное ударное полностью милитаризированное подобие армии. Старая проблема с командными кадрами в самом Гитлерюгенде снова стояла на повестке дня. Ширах, занимавший пост группенфюрера в высшем руководстве СА, потребовал независимости. В мае 1932 года Гитлер восстановил самостоятельность молодежной организации, а Ширах стал полноправным руководителем самостоятельного управления в руководстве НСДАП. Его уравняли в правах с Ремом. Отныне над ним был только один вождь и никто более. Свое новое положение Ширах сразу же использовал для борьбы против своего давнего соперника Адриана фон Рентельна, который временно вместо снятого Грубера исполнял обязанности руководителя Гитлерюгенда и национал-социалистического союза школьников. Всего под его началом было 35000 молодых людей. В результате интриг ему пришлось оставить занимаемую должность. И снова Ширах показал себя непревзойденным мастером борьбы за власть.

В последние годы Веймарской республики Гитлерюгенд тоже внес свой вклад в эскалацию насилия на улицах немецких городов. Германия стояла на пороге гражданской войны. Политические экстремисты умело использовали растущую безработицу и обнищание населения в своих целях. Все чаще манифестации нацистов и коммунистов перерастали в жестокие побоища. Группы Гитлерюгенда нападали на кинотеатры, где шли показы антивоенного фильма «На западном фронте без перемен». Насилие против владельцев кинотеатров и зрителей привело к тому, что фильм был изъят из проката на территории целых регионов Германии.

Иногда чиновники пытались утихомирить разбушевавшуюся молодежь запретительными мерами. Так, в январе 1930 года городской голова Ганновера и бывший военный министр Густав Носке запретил школьникам вступать в Гитлерюгенд. Его примеру последовали и других землях страны. Однако подобными мерами с Гитлерюгендом было невозможно справиться. Нацисты использовали репутацию гонимых властями народных борцов для пропаганды и привлечения новых членов в свою молодежную организацию. Подвергнутые наказанию активисты выдавали себя за жертв «коричневого движения», пострадавших за правду. Едва власти запрещали какую-нибудь ячейку Гитлерюгенда, как та возрождалась под каким-нибудь другим названием, например как «Друзья природы» или «Юные народные филателисты». Фантазия не знала границ. В Киле, например, по улицам маршировала группа учеников из мясных лавок в своих заляпанных кровью фартуках, когда власти запретили ношение формы Гитлерюгенда. «Враги трепетали при появлении этой группы. Они знали; у каждого под фартуком был здоровенный нож», - вспоминал один из очевидцев.

С энтузиазмом члены Гитлерюгенда повсеместно участвовали в предвыборной компании. Они распространяли листовки и брошюры, приклеивали плакаты и писали на стенах лозунги. Многие родители беспокоились за здоровье своих детей, так как их участие в агитационной работе на улице было небезопасным делом. Бывший активист Гитлерюгенда Хайнц Гиезе рисует такую картину: «Перед выборами в рейхстаг в октябре 1932 года мы распространяли листовки. Наши противники - парни из Рот Фронта всячески мешали нам. Зачастую мы, когда были в меньшинстве, спасались бегством. Иногда они нападали на нас, и дело заканчивалось дракой. Часто я ходил с подбитым глазом, но были и ранения, требовавшие вмешательства доктора».

Временами кровавые стычки заканчивались смертью участников. С 1931 года до конца января 1933 года в стычках при исполнении «служебного долга во имя фюрера» было убито больше двадцати членов Гитлерюгенда. Количество погибших юношей из прокоммунистических молодежных объединений, которых убили во время схваток с Гитлерюгендом, до сих пор не установлено. Имя гитлерюгендовца из Берлина, павшего от рук «красной молодежи» в районе Моабит, быстро стало известно каждому молодому немцу. Его звали Герберт Норкус. Его овдовевший отец в результате экономического кризиса был вынужден продать свою маленькую продовольственную лавку. Вскоре он вступил в НСДАП. Утром 24 января 1932 года пятнадцатилетний Герберт с товарищами раздавал прохожим листовки. На них напала группа таких же подростков из коммунистической организации. Члены Гитлерюгенда бросились бежать, но преследователи догнали Норкуса и несколько раз ударили его ножом. Юноша скончался от потери крови. Его убийцы скрылись.

Церемония похорон на кладбище Плётцензее была превращена нацистами в пропагандистскую акцию. Пастор Венцль, служивший на похоронах, заявил в прощальном слове, что «Герберт Норкус есть пример для всей немецкой молодежи». Тогдашний нацистский гауляйтер Берлина Йозеф Геббельс призвал собравшихся к мщению: «Никто не отнимет у нас надежду на то, что наступит день мести. И тогда те, кто болтает о гуманности и любви к ближнему, но убили нашего товарища без суда, узнают силу новой Германии. Тогда они будут молить о пощаде. Слишком поздно. Новая Германия требует искупления».

Бальдур фон Ширах распорядился внести имя погибшего в почетный мартиролог Гитлерюгенда. Он ежегодно навещал могилу Норкуса и в присутствии своих подопечных обращался к «духу» павшего героя: «Тем, чем стал Гитлерюгенд в январе 1932 года, мы во многом обязаны святому символу героизма и жертвенности юного Герберта Норкуса». Ширах, который славился своим цинизмом по отношению к цене человеческой жизни, всячески преувеличивал стремление к самопожертвованию своего погибшего воспитанника и призывал расценивать эту смерть как плату за легализацию Гитлерюгенда: «Чем больше людей погибнет во имя нашего движения, тем скорее они обессмертят свои имена. На обвинения наших критиков у Гитлерюгенда есть ответ, подтвержденный историей: речь идет о наших погибших товарищах. От этого ответа не отмахнешься. Это символ. Нет никаких аргументов против молодежного движения, которое во имя высокой идеи жертвует людьми и безостановочно продвигается вперед, которое воспринимает смерть, ранения и гонение как неизбежное последствие борьбы».

Писатель Карл Алоис Шенцингер положил судьбу юного Норкуса в основу своего романа «Гитлерюгендовец Квекс». Хайни Фёлькер - герой романа выступает на стороне национал-социалистов против своего отца-коммуниста. Прозвище «Квекс» ему дали друзья из-за его невероятной подвижности («Квекс» - живчик, прим. переводчика). В конфликте поколений Хайни борется за «новую молодую Германию», которая воскреснет под знаком свастики. Шенцингер в стиле нацистской пропаганды изобразил смерть юноши как «кровавую жертву» во имя торжества дела Гитлера. В 1933 году роман был экранизирован. Миллионы детей просмотрели фильм в рамках учебной программы Гитлерюгенда. В финальной сцене Хайни умирает на руках товарищей. Его лицо обращено к морю колыхающихся знамен со свастикой. Для финала картины сам Ширах сочинил марш. Вскоре члены Гитлерюгенда по всей Германии распевали его как «Знаменную песню»:

Наше знамя веет над нами,

Мы идем в будущее шеренга за шеренгой,

Во имя Гитлера мы шагаем сквозь тьму и нужду,

Под знаменем молодежи за свободу и правду.

Наше знамя веет над нами,

Наше знамя есть новое время,

Знамя ведет нас в вечность,

Знамя значит больше чем смерть.

 

Жить для Гитлера и быть готовым к смерти ради Гитлера - этот принцип стал судьбой целого поколения. Целое поколение немцев распевало эту героическую песню о готовности к самопожертвованию во имя страшных преступных химер Гитлера.

Шествия под знаменами, распевание воинственных песен, скандирование речевок и лозунгов привлекали все большее количество молодых людей в ряды Гитлерюгенда. В конце 1932 года их численность возросла до 100 000 человек. И все таки Гитлерюгенд продолжал оставаться лишь одной из многих молодежных организаций. Тогда Ширах решил доказать Гитлеру, что за Гитлерюгендом идут огромные массы молодых немцев, и объявил о проведении молодежного съезда в Потсдаме. Однако Гитлер, как и прошлый раз, сомневался в организационных талантах своего ученика. Успехи могли оказаться дутыми. В июле 1932 года НСДАП едва удалось стать самой представительной партией рейхстага. В ходе выборов Геринг стал президентом рейхстага, а Ширах самым молодым депутатом в народном представительстве. Тем не менее, борьба за пост канцлера между Гитлером, Куртом фон Шляйхером и Францем фон Папеном продолжалась с удвоенной силой. Назначение на этот пост зависело всецело от рейхспрезидента Гинденбурга. Гитлер не мог позволить себе опозориться в такой момент. Он поставил перед Ширахом жесткое условие: историческая речь «вождя» на слете будет возможна лишь при условии полного заполнения Потсдамского стадиона.

И на этот раз пропагандистский эффект превзошел все ожидания Шираха. Со всей Германии в город, где размещалась резиденция прусских курфюрстов, на всех видах транспорта и пешком прибывали толпы детей и подростков. Ширах рассчитывал на прибытие 50 000 человек. К 1 октября 1932 года в гигантском палаточном городке на окраине Потсдама собралось более 70 000 детей. Бывший член Гитлерюгенда Вернер Порш вспоминает: «Эта встреча стала большим событием для молодых людей. Те, кто обычно собирались небольшими отрядами, теперь стояли огромной массой и были связаны с этой массой своей причастностью к политической жизни».

«Мой фюрер, Ваша молодежь собралась, чтобы выразить свою веру и любовь к Вам. Ни один из живущих сегодня людей не удостаивался такого обожания», - обратился Ширах к своему кумиру на забитом до отказа стадионе. Позднее он вспоминал: «Ликование прервало мои слова. Гитлер был впечатлен. На его глазах выступили слезы».

В ответной речи Гитлер призвал собравшуюся молодежь стать миссионерами идеи «народного сообщества»: «Я знаю, что у многих из вас отцы потеряли работу, а вы сами не знаете, что ожидает вас и ваши семьи в ближайшее время. Вы должны быть выше профессиональных и социальных различий, которые разделяют вас. Вы должны искать и найти пути к немецкой общности. Вы должны беречь и охранять ее. Прежде всего, вы должны научиться чувствовать себя немцами. Национал-социалистическое молодежное движение должно служить не партии, а на благо немецкого народа. Само молодежное движение когда-нибудь должно стать Германией. Подтверждением этому может служить всеобщая готовность к жертвам немецкой молодежи во имя идеи национал-социализма. Кто-то может смеяться и иронизировать, но однажды вы станете будущим Германии».

Фюрер не поскупился на похвалы в адрес своего «первого гитлерюгендовца». Он сказал Шираху: «Вы устроили нечто необыкновенное. Трудно представить что-то более разрушительное для правительства Шляйхера, чем эту грандиозную манифестацию молодежной организации рядом с Берлином». Молодежь, возвращавшаяся домой, агитировала по всему рейху в пользу нацистов.

Назначение Гитлера на пост рейхсканцлера 30 января 1933 года и принятие закона «о предоставлении правительству чрезвычайных полномочий» от 24 марта подписали приговор Веймарской демократии. «Огонь национальной революции» сопровождался арестами и преследованием коммунистов, социал-демократов и других политических противников новой власти. Вечером 27 февраля вспыхнул рейхстаг. Предполагаемым поджигателем оказался голландский коммунист. У нацистов появился отличный предлог развернуть «охоту на ведьм». Школьники и студенты, поддерживающие нацистов, публично жгли книги левых и еврейских интеллектуалов. Ширах, который немедленно перевел штаб-квартиру Гитлерюгенда в Берлин поближе к своему «фюреру», был солидарен ними: «Все, что противоречит нашему единству, следует бросить в костер».

Ширах стремился подчинить себе все молодежные организации Германии, уцелевшие после волны запретов и ликвидаций. Утром 5 апреля 1933 года 50 членов Гитлерюгенда напали на берлинское бюро «Имперского комитета немецкого молодежного движения». Под крышей этой организации существовали крупные молодежные союзы, насчитывавшие более 5 миллионов человек. Она же обеспечивала взаимодействие между молодежным движением и государственными институтами Веймарской республики. Под командованием Карла Наберсберга, ближайшего помощника Шираха, гитлерюгендовцы устроили погром служебных помещений комитета. Захваченные документы и картотека пригодились нацистам для дальнейшего разгрома всех оппозиционных Гитлерюгенду молодежных организаций на территории Германии. Пять дней спустя другой отряд Гитлерюгенда напал на «Имперский союз немецких молодежных гостиниц». Шираху не терпелось превратить гостиницы в «очаги культуры для немецкой молодежи».

Одурманенные эйфорией «национального подъема», миллионы молодых немцев записывались в Гитлерюгенд. Инга Шоль вспоминает о своих ощущениях и ощущениях своих сестер в тот период: «Нам нравилось это. Мы хотели внести свой вклад. Таинственная сила влекла нас к марширующим колоннам под развевающимися флагами. Глаза смотрели вперед. Люди пели и отбивали барабанную дробь. Разве это единение, это сообщество не было чудом? » Напрасно предостерегал отец Шоль своих дочерей. Хотя прежде сестры посещали молодежную католическую организацию, они не устояли перед чарующей мелодией флейты «крысолова». Десять лет спустя Ханс и Софи Шоль, создавшие группу сопротивления «Белая роза», были приговорены нацистским трибуналом к смертной казни.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.