|
|||
Дыхание в процессе речи1. Дыхательное движение в большой мере подчинено воле. 2. Вдох более короткий, быстрый, а выдох замедленный. 3. Порядок элементов дыхательного процесса: вдох, выдох (прерываемый в связи с произнесением слов; фраз). Учитывая разницу между обычным газообменным и фонационным дыханием, следует различать виды тренировочной работы по воспитанию навыков в работе над дыханием и упражнения, укрепляющие мышцы и обеспечивающие правильное дыхание. Это могут быть упражнения по лечебной физкультуре. Кроме того, для развития речевого голоса необходима тренировка дыхания со звуком или мысленным чтением. В связи с этим заслуживает большего внимания концепция рефлекторной деятельности дыхания и речевого голоса, которая изучалась и изучается нашими учеными. Согласно этой концепции, в физиологии дыхательного аппарата большую роль играют бронхиальные (гладкие) мышцы, регулирующие внутрибронхиальное дыхание, на работу которых косвенным путем влияет звуковая волна. Соотношение работы голосовых складок и работы внутрибронхиального дыхания в речевом голосообразовании имеет большое значение. Особого внимания требует правильная дозировка вдоха, создающая верное соотношение между надскладочным и подскладочным давлением в процессе колебания голосовых складок. Эта же концепция говорит и о большой пользе тренировки дыхательного аппарата со звуковым или мысленным чтением. Обычной ошибкой начинающих заниматься речевым голосом является стремление набрать как можно больше воздуха. Они перебирают дыхание, поднимают плечи, тем самым переполняя легкие воздухом. При таком дыхании очень затруднен выдох, а речевой голос теряет присущий ему тембр, звучит сдавленно и неприятно, теряется ровность звучания. Следует придавать также большое значение упражнениям по дыханию в движении — рук, ног, корпуса (с ходьбой, танцем, бегом). По существу, все упражнения, за исключением первоначальных, делаются с движением, которое косвенным путем способствует установлению правильного дыхания. Упражнения делаются сначала плавно, легко, без резких движений, затем, по мере освоения, убыстряются. Правильное использование дыхания проверяется в ходьбе, беге, танце. Дыхание, тренированное длительное время в статическом положении и без звука, во время движения и речи расстраивается. Нарушается его правильность и ритмичность, дискоординируется грудное и брюшное дыхание, выключается носовой вдох, что ведет на практике к ухудшению речевого звучания и появлению одышки. Итак, рациональная тренировка речевого дыхания должна, в конечном счете, привести к тому, чтобы занимающийся во время движения (бега, ходьбы и т. д. ) не задыхался и мог использовать лучшие качества речеголосового звучания. О дыхательной гимнастике с мысленным чтением Одной из наиболее эффективных форм тренировочной работы по освоению правильного дыхания является дыхательная гимнастика с мысленным чтением на фазе выдоха. Мысленная — «внутренняя» речь может быть использована в комплексе с дыхательной гимнастикой, так как во время мысленного произнесения фразы сама мысль (как это доказывает наука) вызывает артикуляцию (языка, гортани, губ). А колебания органов речи, в свою очередь, действуют на головной мозг, заставляют его работать в требуемом направлении. Если человек выдыхает воздух и мысленно, про себя, произносит одновременно фразу, пословицу, поговорку, он тренирует тем самым как дыхательный, так и произносительный аппарат. Известный отечественный психофизиолог Л. А. Чистович разработал на основе «внутренней речи» моторную теорию восприятия. Оказывается, что человек в процессе разговора воспринимает речь партнера не пассивно (просто слушая), а беззвучно имитирует ее, сам того не замечая. Занимаясь дыхательной гимнастикой с мысленным чтением, человек точно распределяет свой выдох, способствует сохранению своего голоса, так как освобожден от форсирования звука и напряжения мышц, участвующих в голосообразовании.
|
|||
|