Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Дыхание в процессе речи



1. Дыхательное движение в большой мере подчинено воле.

2. Вдох более короткий, быстрый, а выдох замедленный.

3. Порядок элементов дыхательного процесса: вдох, выдох (прерываемый в связи с произнесением слов; фраз).

Учитывая разницу между обычным газообменным и фона­ционным дыханием, следует различать виды тренировочной работы по воспитанию навыков в работе над дыханием и упражнения, укрепляющие мышцы и обеспечивающие пра­вильное дыхание. Это могут быть упражнения по лечебной физкультуре. Кроме того, для развития речевого голоса необ­ходима тренировка дыхания со звуком или мысленным чтением.

В связи с этим заслуживает большего внимания концепция рефлекторной деятельности дыхания и речевого голоса, которая изучалась и изучается нашими учеными.

Согласно этой концепции, в физиологии дыхательного ап­парата большую роль играют бронхиальные (гладкие) мышцы, регулирующие внутрибронхиальное дыхание, на работу которых косвенным путем влияет звуковая волна. Соотношение работы голосовых складок и работы внутрибронхиального ды­хания в речевом голосообразовании имеет большое значение.

Особого внимания требует правильная дозировка вдоха, создающая верное соотношение между надскладочным и под­складочным давлением в процессе колебания голосовых складок.

Эта же концепция говорит и о большой пользе тренировки дыхательного аппарата со звуковым или мысленным чтением.

Обычной ошибкой начинающих заниматься речевым голо­сом является стремление набрать как можно больше воздуха. Они перебирают дыхание, поднимают плечи, тем самым пере­полняя легкие воздухом. При таком дыхании очень затруднен выдох, а речевой голос теряет присущий ему тембр, звучит сдавленно и неприятно, теряется ровность звучания.

Следует придавать также большое значение упражнениям по дыханию в движении — рук, ног, корпуса (с ходьбой, танцем, бегом). По существу, все упражнения, за исключением перво­начальных, делаются с движением, которое косвенным путем способствует установлению правильного дыхания.

Упражнения делаются сначала плавно, легко, без резких движений, затем, по мере освоения, убыстряются. Правильное использование дыхания проверяется в ходьбе, беге, танце.

Дыхание, тренированное длительное время в статическом положении и без звука, во время движения и речи расстраивается.

Нарушается его правильность и ритмичность, дискоординируется грудное и брюшное дыхание, выключается носовой вдох, что ведет на практике к ухудшению речевого звучания и появлению одышки. Итак, рациональная тренировка речевого дыхания должна, в конечном счете, привести к тому, чтобы занимающийся во время движения (бега, ходьбы и т. д. ) не задыхался и мог использовать лучшие качества речеголосового звучания.

О дыхательной гимнастике с мысленным чтением

Одной из наиболее эффективных форм тренировочной ра­боты по освоению правильного дыхания является дыхательная гимнастика с мысленным чтением на фазе выдоха.

Мысленная — «внутренняя» речь может быть использована в комплексе с дыхательной гимнастикой, так как во время мысленного произнесения фразы сама мысль (как это доказывает наука) вызывает артикуляцию (языка, гортани, губ). А колебания органов речи, в свою очередь, действуют на головной мозг, заставляют его работать в требуемом направлении.

Если человек выдыхает воздух и мысленно, про себя, произносит одновременно фразу, пословицу, поговорку, он тренирует тем самым как дыхательный, так и произносительный аппарат.

Известный отечественный психофизиолог Л. А. Чистович разработал на основе «внутренней речи» моторную теорию вос­приятия. Оказывается, что человек в процессе разговора вос­принимает речь партнера не пассивно (просто слушая), а беззвучно имитирует ее, сам того не замечая.

Занимаясь дыхательной гимнастикой с мысленным чтением, человек точно распределяет свой выдох, способствует сохране­нию своего голоса, так как освобожден от форсирования звука и напряжения мышц, участвующих в голосообразовании.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.