Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Поклонником и другом кучкистов был Ференц Лист.



  2 слайд: «Могучей кучкой» называли творческое содружество русских композиторов во главе с Милием Балакиревым. Оно сложилось в Санкт-Петербурге в конце 1850-х — начале 1860-х годов. «... сколько поэзии, чувства, таланта и уменья есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов»- Владимир Стасов

 Идейным вдохновителем и консультантом кружка был художественный критик и литератор Владимир Стасов. Он и дал ему название «Могучая кучка». В мае 1867 года в газете «Санкт-Петербургские ведомости» критик написал в рецензии, посвященной кон­цер­ту в честь славянской де­ле­га­ции на Все­российской этнографической выставке:

 

3-4: В него входили Модест Мусоргский, Александр Бородин, Николай Римский-Корсаков и Цезарь Кюи.

5: Модест Петрович Мусоргский

(1839, 1881, ) — русский композитор,. Работал в различных жанрах: в его творческом наследии — оперы, оркестровые пьесы, циклы вокальной и фортепианной музыки, романсы и песни, хоры.

В творчестве Мусоргского нашли оригинальное и яркое выражение русские национальные черты, но самобытность его при жизни не была в полной мере оценена. С начала XX века и поныне его оперы «Борис Годунов» и «Хованщина», цикл фортепианных миниатюр «Картинки с выставки», вокальные циклы «Песни и пляски смерти», «Детская» признаются шедеврами мирового музыкального искусства.

 

6; Под влиянием М. А. Балакирева, В. В. Стасова и других участников этого творческого объединения сложилась музыкально-эстетическая позиция Бородина как приверженца русской национальной школы в музыке и последователя М. И. Глинки.

Большой занятостью Бородина, а также высокой требовательностью к себе объясняется малое количество законченных музыкальных сочинений. Наиболее значительное произведение Бородина — опера «Князь Игорь», над которой композитор работал в течение 18 лет, но так и не окончил её. После смерти Бородина оперу дописали и сделали оркестровку по материалам Бородина Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов. В этой редакции опера была впервые поставлена в 1890 году в Санкт-Петербургском Мариинском театре. В последней трети XX века были предприняты новые попытки реконструкции оперы. В редакции Ю. А. Фортунатова и Е. М. Левашёва она была поставлена в 1974 году в Вильнюсе, в 1993 — в Генуе и Москве. По величию концепции, по яркости раскрытия национальных характеров оперу Бородина в конце XX века сравнивали с романом «Война и мир» Л. Н. Толстого и художественными полотнами В. И. Сурикова.

 

7 Никола́ йАндре́ евичРи́ мский-Ко́ рсаков - русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки». Среди его сочинений — 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка. В шесть лет началось домашнее обучение Римского-Корсакова, в том числе и игре на фортепиано, однако в сравнении с книгами, музыка производила на него меньшее впечатление: из последней ему больше нравилась церковная музыка, а также русские народные песни. В 11 лет он начал сочинять свои первые музыкальные произведения. Римский-Корсаков был создателем композиторской школы, среди его учеников около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов,

8: русский композитор и музыкальный критик, и Беляевского кружка, заслуженный профессор фортификации, инженер-генерал. Творческое наследие композитора довольно обширно: 14 опер, 4 детских опер произведения для оркестра, камерных инструментальных ансамблей

русский композитор и музыкальный критик, член «Могучей кучки» и Беляевского кружка, заслуженный профессорфортификации, инженер-генерал (1906).

Творческое наследие композитора довольно обширно: 14 опер, в их числе «Сын мандарина» (1859), «Вильям Ратклифф» (по Генриху Гейне), «Анджело» (на сюжет драмы Виктора Гюго), «Сарацин» (по сюжету Александра Дюма-отца), «Капитанская дочка» (по А. С. Пушкину, 1909), 4 детские оперы; произведения для оркестра, камерных инструментальных ансамблей, фортепиано, скрипки, виолончели; хоры, вокальные ансамбли, романсы (более 250), отличающиеся лирической выразительностью, изяществом, тонкостью вокальной декламации. Среди них популярны «Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя» (слова А. С. Пушкина), «Эоловы арфы».

 


9: Кучкисты называли себя наследниками Михаила Глинки: они считали главным направлением развития музыки идею народности, к которой искали новые подходы.

Чтобы подчеркнуть эту преемственность, композиторы именовали свое содружество «Новой русской музыкальной школой».

10. В то время среди русской интеллигенции все популярнее становились идеи народничества. Следуя этой тенденции, композиторы «Могучей кучки» стремились сделать музыку более близкой и понятной широкой публике.

Они исследовали фольклор, вдохновлялись эпосом, сказками и национальными историями и использовали народные песни в своих сочинениях. Так появились оперы «Князь Игорь» Бородина, «Снегурочка» Римского-Корсакова и «Борис Годунов» Мусоргского.

11. Кроме того, балакиревцы хотели сделать музыкальные знания доступными для всех сословий и вели общественно-просветительскую работу. В 1862 году они с помощью хормейстера Гавриила Ломакина открыли Бесплатную музыкальную школу. Также члены «Могучей кучки» — Кюи, Бородин, Римский-Корсаков — писали критические музыкальные статьи и рецензии в прессе.

12. Уже к концу 1870-х — началу 1880-х годов творчество композиторов стало популярно, причем не только на родине, но и за рубежом. Там кружок называли «Русской пятеркой».

Поклонником и другом кучкистов был Ференц Лист.

Однако в 1870-е годы, как писал Бородин, индивидуальность взяла верх над школой, и «Могучая кучка» распалась.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.