Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема урока «Симфонический оркестр. Волшебная палочка дирижера»



Задание к уроку:

1. Читать текст по теме «Симфонический оркестр. Волшебная палочка дирижера»

2. Просмотреть видео ролики: «Кто такой дирижер? »; «Симфонический оркестр и дирижер»; «Юденич Эдуард. Маленькая симфония», «Удивительные, смешные дирижеры»

3. Записать в тетради тему урока.

4. Выучить хорошо тексты песен «Орленок», «Море»

 

Домашнее задание:

1. Письменно ответить на вопросы:

- как в древнегреческом театре называли дирижера управляющего хором?

- как называли в 18 веке дирижера,  и как называлась палка, которой он дирижировал.

- почему в итальянской опере дирижеров было двое?

- что значит «тихое дирижирование? »

- чем дирижировали дирижеры ранее, как появилась дирижерская палочка?

- кто первым применил для дирижирования деревянную палочку?

2. Посмотреть видео ролик «Удивительные, смешные дирижеры», понаблюдать за жестами дирижера, как они меняются и письменно ответить, что дирижер своими жестами хочет передать.

3. Повторить и спеть песни «Орленок» и «Море».

                                              

Представьте, выпришли в театр изанялисвоиместавзале. Спектакльещененачался. Новнизупередсценойужесобралисьмузыканты. Выслышите, каконинастраиваютсвоиинструменты. Довасдоноситсяневообразимыйшум! Кажется, чтоизэтихзвуковничегокрасивогонеполучится. Аведьещебудутпевцы-солистыихор! Новототкрываетсязанавес, и... полиласьпрекраснаямузыка.

       Втом, чтовсеинструментызвучатслаженноичетко, заслугадирижера - онруководитогромныморкестром. Апроисходитвсеспомощьюнебольшойдеревяннойпалочки.

Этутоненькуюпалочкуиногданазываютволшебной. Ведьодинеевзмахможетвызватьгромлитавризвукитруб, пениескрипокинежныетрелифлейт. Волшебнойпалочкастановитсятольковрукахдирижера. Оннуженвопереивсимфоническоморкестре, вхореивансамбле - везде, гдемузыкуисполняетбольшойколлектив.

Вдревнегреческомтеатреглавнойфигуройбыл корифей - ондирижировалхором, емуподчинялисьимузыканты. Ритмкорифеиотбивалиподошвой, окованнойжелезом, адирижировалируками.

Всредниевекацерковныедирижерыпользовалисьособымуважением. Символомихмузыкальнойвластибылтяжелый, искусноотделанныйжезл.

Вопере 18 векадирижераназывали «дровосеком», потомучтовегорукахбылапалкадлиной 1 метр 80 сантиметров. Этойпалкой-по-итальянскиееназывали «баттута » - вовремяспектакляотбивалигромкоритм. Неочень-топриятнобылослушатьмузыкувтакомсопровождении, ведьруководительоркестраколотилвпол, отбиваяритм.

Авитальянскойопередирижеровбылодвое: один, скрипач, руководилоркестром, другой, клавесинист, - певцами. Местозаклавесиномбылоопасным, тамобычносиделавтороперы. Емучастенькоприходилосьиспытыватьнасебереакциюпубликинаегопроизведении. Еслитемпераментнымитальянцамненравиласьмузыка, внесчастногоавторалетелигнилыепомидорыитухлыеяйца.

В 19 векесоставсимфоническогооркестраувеличился, исталопростоневозможноодновременноигратьнаинструментеидирижировать. Ивоттогда первыйскрипачоркестра, егоназываликонцертмейстер, отложилсвоюскрипкуисталдирижером.

 

Сразвитиеморкестровойигрыиусложнениеммногоголосияпоявиласьнеобходимостьвболеечеткойритмическойорганизацииоркестраивозникло тихоедирижирование – жестамируки. Номузыкантамневсегдаудавалосьуследитьзадвижениямирукидирижераичтобысделатьжестболеезаметным, мастерасталииспользоватьразличныепредметы.

Чащевсегоинструментомдирижированиябылскрипичныйсмычокилинескольконотныхлистков, свернутыхврулон. Некоторыемаэстровыбиралиболеегабаритныепредметы – композиторМендельсондирижировалтростью, обтянутойкожей, аГекторБерлиозивовсесчиталидеальнымпредметомобычнуюсучковатуюветку.

Однаковседирижерыстояливсегдалицомкпублике - показыватьейспинусчиталосьсталавернойпомощницейдирижера.

Говорят, когдазамечательныйрусскийкомпозиторАлександрГлазуновприехалвАнглию, гдедолженбылдирижировать, то, незнаяанглийскогоязыка, выучиллишьоднуфразу, скоторойиобратилсякоркестрантам:

 «Господа, прошувассыгратьто, чтоянарисуюсвоей дирижерской палочкой».

 

ПервымтрадициюнарушилРихардВагнер. ОниегосовременникиМендельсон, Лист, Берлиозибылипервымидирижерамивсовременномпонимании. Онивелизасобойоркестр.

АнебольшуюдеревяннуюпалочкудлядирижированиявпервыепримениликомпозиторыидирижерыКарлВебериЛюдвигШпор.

Сделалиониэтонезависимодруготдруга. Новыйспособдирижированиятакпонравился, чтопалочкастала постоянной спутницей и инструментом дирижера.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.