|
|||
Тема урока «Симфонический оркестр. Волшебная палочка дирижера»Задание к уроку: 1. Читать текст по теме «Симфонический оркестр. Волшебная палочка дирижера» 2. Просмотреть видео ролики: «Кто такой дирижер? »; «Симфонический оркестр и дирижер»; «Юденич Эдуард. Маленькая симфония», «Удивительные, смешные дирижеры» 3. Записать в тетради тему урока. 4. Выучить хорошо тексты песен «Орленок», «Море»
Домашнее задание: 1. Письменно ответить на вопросы: - как в древнегреческом театре называли дирижера управляющего хором? - как называли в 18 веке дирижера, и как называлась палка, которой он дирижировал. - почему в итальянской опере дирижеров было двое? - что значит «тихое дирижирование? » - чем дирижировали дирижеры ранее, как появилась дирижерская палочка? - кто первым применил для дирижирования деревянную палочку? 2. Посмотреть видео ролик «Удивительные, смешные дирижеры», понаблюдать за жестами дирижера, как они меняются и письменно ответить, что дирижер своими жестами хочет передать. 3. Повторить и спеть песни «Орленок» и «Море».
Представьте, выпришли в театр изанялисвоиместавзале. Спектакльещененачался. Новнизупередсценойужесобралисьмузыканты. Выслышите, каконинастраиваютсвоиинструменты. Довасдоноситсяневообразимыйшум! Кажется, чтоизэтихзвуковничегокрасивогонеполучится. Аведьещебудутпевцы-солистыихор! Новототкрываетсязанавес, и... полиласьпрекраснаямузыка. Втом, чтовсеинструментызвучатслаженноичетко, заслугадирижера - онруководитогромныморкестром. Апроисходитвсеспомощьюнебольшойдеревяннойпалочки. Этутоненькуюпалочкуиногданазываютволшебной. Ведьодинеевзмахможетвызватьгромлитавризвукитруб, пениескрипокинежныетрелифлейт. Волшебнойпалочкастановитсятольковрукахдирижера. Оннуженвопереивсимфоническоморкестре, вхореивансамбле - везде, гдемузыкуисполняетбольшойколлектив. Вдревнегреческомтеатреглавнойфигуройбыл корифей - ондирижировалхором, емуподчинялисьимузыканты. Ритмкорифеиотбивалиподошвой, окованнойжелезом, адирижировалируками. Всредниевекацерковныедирижерыпользовалисьособымуважением. Символомихмузыкальнойвластибылтяжелый, искусноотделанныйжезл. Вопере 18 векадирижераназывали «дровосеком», потомучтовегорукахбылапалкадлиной 1 метр 80 сантиметров. Этойпалкой-по-итальянскиееназывали «баттута » - вовремяспектакляотбивалигромкоритм. Неочень-топриятнобылослушатьмузыкувтакомсопровождении, ведьруководительоркестраколотилвпол, отбиваяритм. Авитальянскойопередирижеровбылодвое: один, скрипач, руководилоркестром, другой, клавесинист, - певцами. Местозаклавесиномбылоопасным, тамобычносиделавтороперы. Емучастенькоприходилосьиспытыватьнасебереакциюпубликинаегопроизведении. Еслитемпераментнымитальянцамненравиласьмузыка, внесчастногоавторалетелигнилыепомидорыитухлыеяйца. В 19 векесоставсимфоническогооркестраувеличился, исталопростоневозможноодновременноигратьнаинструментеидирижировать. Ивоттогда первыйскрипачоркестра, егоназываликонцертмейстер, отложилсвоюскрипкуисталдирижером.
Сразвитиеморкестровойигрыиусложнениеммногоголосияпоявиласьнеобходимостьвболеечеткойритмическойорганизацииоркестраивозникло тихоедирижирование – жестамируки. Номузыкантамневсегдаудавалосьуследитьзадвижениямирукидирижераичтобысделатьжестболеезаметным, мастерасталииспользоватьразличныепредметы. Чащевсегоинструментомдирижированиябылскрипичныйсмычокилинескольконотныхлистков, свернутыхврулон. Некоторыемаэстровыбиралиболеегабаритныепредметы – композиторМендельсондирижировалтростью, обтянутойкожей, аГекторБерлиозивовсесчиталидеальнымпредметомобычнуюсучковатуюветку. Однаковседирижерыстояливсегдалицомкпублике - показыватьейспинусчиталосьсталавернойпомощницейдирижера. Говорят, когдазамечательныйрусскийкомпозиторАлександрГлазуновприехалвАнглию, гдедолженбылдирижировать, то, незнаяанглийскогоязыка, выучиллишьоднуфразу, скоторойиобратилсякоркестрантам: «Господа, прошувассыгратьто, чтоянарисуюсвоей дирижерской палочкой».
ПервымтрадициюнарушилРихардВагнер. ОниегосовременникиМендельсон, Лист, Берлиозибылипервымидирижерамивсовременномпонимании. Онивелизасобойоркестр. АнебольшуюдеревяннуюпалочкудлядирижированиявпервыепримениликомпозиторыидирижерыКарлВебериЛюдвигШпор. Сделалиониэтонезависимодруготдруга. Новыйспособдирижированиятакпонравился, чтопалочкастала постоянной спутницей и инструментом дирижера.
|
|||
|