Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





III. История возникновения дирижерской палочки.



 

Урок музыки по теме " Волшебная палочка дирижера"

- Мы отправимся с вами в удивительное волшебное путешествие. Но для того, чтобы отправиться в путь, нужно вспомнить, где мы были на прошлом уроке? - Что такое музыкальный театр? (мир волшебства, мир удивительных приключений и превращений, историй, мир, в котором живет музыка).

- Вот в этот удивительный мир мы и отправимся сегодня.

- Но для начала вспомним правила поведения в театре, в концертном зале.

1. Нельзя опаздывать на концерт. Лучше прийти на 15-20 минут и настроиться на встречу с искусством. В случае опоздания следует дождаться перерыва между исполняемыми произведениями. Входить в зал во время исполнения запрещается.

2. Непременным условием, без которого невозможно воспринимать музыку, является абсолютная тишина в зале. Недопустимы любые разговоры, шепот, обмен мнениями, шелест страницами. Все это отвлекает самого слушателя, мешает окружающим и исполнителям.

3. Аплодисменты, вызов на сцену в заключение концерта - лучшая награда артистам.

- А мы с вами отправляемся в зрительный зал, где начинается волшебство.

Слушание фрагмента из балета “Щелкунчик”

- Кто исполнил эту музыку?

Симфонический оркестр.

- Что такое оркестр?

Оркестр-это коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах.

- Посмотрите на слайд, как вы думаете, эти исполнители сидят, кто где захочет или есть определенный порядок?

Есть порядок, одинаковые инструменты находятся рядом, для того, чтобы инструменты одной группы слышали своих соседей.

- Взгляните, какой большой оркестр, как много разных инструментов. Давайте вспомним группы инструментов, которые входят в состав симфонического оркестра.

- Интересно, как им удается играть так согласованно? Может, есть главный в оркестре? (Дирижер, он держит в руках палочку)

Взмахнет волшебной палочкой,
И музыка звучит.
Палочка застынет,
И весь оркестр молчит.
Палочка подскажет,
Кому пора вступать,
Палочка укажет,
Как музыке звучать.

Палочка волшебная оркестром управляет.

А как назвать волшебника, кто, ребята, знает?

(Дирижер)

- Он главный в оркестре, руководит оркестром. В руке держит дирижерскую палочку

- Сегодня на уроке мы будем говорить о симфоническом оркестре, о дирижёрах симфонического оркестра, о группах музыкальных инструментов, которые входят в симфонический оркестр. Тема урока называется “ Волшебная палочка дирижёра”.

III. История возникновения дирижерской палочки.

- Эту палочку иногда называют волшебной. Почему?

- Ведь один ее взмах может вызвать гром барабанов и звуки труб, пение скрипок и трели флейты.

- Не только у дирижера есть волшебная палочка, давайте вспомним, где можно еще встретить волшебную палочку.

- У сказочных героев – фея. В мультиках – волшебники, звездочеты.

- История появления дирижерской палочки очень необычна и интересна.

В 18 веке в опере дирижера называли “дровосеком” потому, что в рукаху него была палка из дерева длинной 1 метр 80 см, называли ее “батута”. Батутой громко ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование называлось “громким”.

- И мы с вами сейчас это проверим. Звучит музыка, а мы в такт музыке будем стучать карандашами о парту.

- Скажите, мешал ли стук батуты слушанию музыки?

(Воспринимать музыку под такой стук очень сложно.

Я, думаю, что стук батуты мешал слушанию музыки)

Стук батуты очень мешал восприятию музыки. В 19 веке появился первый скрипач оркестра, который отложил скрипку и стал дирижером. С развитием оркестровой игры появилась необходимость в более четкой ритмической организации оркестра. Возникло “тихое дирижирование” жестами рук.

деревянную палочку для дирижера впервые применил композитор и дирижер Людвиг Шп

Музыкантам очень неудобно было видеть жесты дирижера, который стоитк ним спиной. Первым, кто повернул дирижера к оркестру, стал немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер.

Чтобы дирижерская палочка была более заметной, ее делают светлой. Палочка явилась как бы продолжением руки дирижера.

 

 в переводе с французского Дирижер - направлять, управлять, руководить, а помогает ему в этом его волшебная палочка.

- Все музыканты должны очень внимательно следить за жестами дирижера, если дирижер поднимает руки выше, значит инструменты должны звучать громче, если опускает ниже – тише.

 

Д. Задание Ответь на вопрос!

- Ребята, как вы думаете, трудно быть дирижером?

- Какими способностями, качествами должен обладать дирижер?

- Продолжите фразу “Чтобы быть дирижером нужно... ”

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.