|
|||
Бубны различных культур
1. Название. Бубен, тамбурин., плоские и узкие рамочные барабаны (Frame drums). Плоскими называют барабаны, высота корпуса которых меньше их диаметра. Их отличают компактные габариты, колоритный внешний вид, используемые при изготовлении материалы, а также оригинальное звучание. В настоящее время различаются два основных вида бубнов: —Народный или этнический, деревянный обод с натянутой кожаной мембраной. В зависимости от предназначения бубны бывают всевозможных размеров. Инструменты этого типа используются в ритуальных целях шаманами коренных народов. В их конструкции могут быть небольшие бубенчики, привязанные к проволоке, протянутой под мембраной. —Оркестровый бубун самый распространённый вариант, с кожаной или пластиковой мембраной и металлическими тарелочками, укреплёнными в специальных прорезях на ободе. Инструмент твёрдо укрепился в профессиональной музыке, став одним из основных ударных инструментов симфонического оркестра. Бубны различных культур ñ Даф(гавал)— инструмент, известный в восточных странах. ñ Рик (араб. ق ) )— инструмент арабской музыки. ñ Пандейру— Южная Америка, Португалия. ñ Тюнгу́ р (дюнгюр)— (алт. — тӱ ҥ ӱ р) тюркский бубен. Используется шаманами Алтая, Якутиии других тюркских народов Центральной Азии, один из важнейших атрибутов обрядов. ñ Канджира— бубен в индийской музыке. ñ Дангыра— бубен казахов. ñ Бойран— в Ирландии ñ Топ — древний ударный инструмент евреев, используемый женщинами[3] ñ Доира— в Таджикистане, Дайре - на Балканах ñ Зенбаз — среднеазиатский ударный инструмент
2. Внешний вид. Несмотря на то, что рамочные барабаны различаются размерами и конструкцией, они имеют общую черту - это обод (чаще круглой формы), обычно обтянутый мембраной. Например, Тар (Tar) имеет узкий корпус и тонкую мембрану, благодаря которой звук при игре получается низким, проникновенным. В ободе может иметь отверстие для большого пальца не ведущей руки. Даф (Daf) - имеет большой диаметр мембраны и металлические кольца на внутренней стороне, которые при игре издают звенящий (шелестящий) звук. Бендир (Bendir) - на внутренней стороне обычно имеет струны, которые при игре создают вибрирующий звук. Тамбурин (Tambourin) может быть как круглым с кожаной мембраной, с закрепленными по ободу металлическими тарелочками (джинглами), так и вообще не иметь мембраны - тамбурины из пластика с корпусами самой различной формы (в виде полумесяца, цветка, рыбки, бабочки, с ручкой и без нее). 3. Происхождение. Эти древнейшие инструменты имеют широкий ареал распространения и в зависимости от конкретного вида - происхождение. Тар считается североафриканским инструментом, но также встречается на ближнем востоке и в балканских странах; Даф имеет персидские корни (его аналог - Тэф (teff) имеет турецкое происхождение); Бендир - арабские корни, Тамбурин - первоначально имеет корни в Египте, Ираке, позже получил распространение во Франции. 4. Материал изготовления. Традиционные рамочные барабаны имеют круглый деревянный обод и кожаную мембрану. Современные инструменты могут изготавливать с использованием синтетических материалов, например, мембрану и корпус делают из пластика, при этом на некоторых инструментах мембрана отсутствует. 5. Способ игры. Инструмент держат в руке (могут поддерживать второй), повернув мембрану к себе или от себя (если есть мембрана). По мембране ударяют как руками (ладонью, пальцами), так и палочками (колотушкой). Для извлечения звуков используют открытые удары, шлепки, щелчки, дробь, трель и др.
6. Истории, сказания, сказки. http: //cyberleninka. ru/article/n/ob-odnom-shamanskom-bubne-vasyuganskih-hantov
Бубен известен восточным славянам с древнейших времён. Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов. В прежние времена бубном называли ударные инструменты, на которых натянута кожа. Возможно, когда в русских летописях встречается название «бубен», под этим следует разуметь инструмент, который позже стал называться «барабаном«. Одно из описаний бубна вместе с трубами в качестве военно-музыкального инструмента относится к X в. (960-е годы) и включено в описание похода князя Святослава Игоревича. Число бубнов в войске определяло его численность. Бубен служил знаком командного достоинства, исполнители на бубнах находились в непосредственном распоряжении начальников отрядов. Бубен ратный представлял собой котёл с натянутой кожаной мембраной. В древности удар по мембране производился с помощью вощаги — колотушки в виде кнута с плетённым шаром на конце. Ратные бубны применялись как пехотой, так и конницей. Известны разновидности ратных бубнов: тулумбас и набат. Предполагают, что русские набаты были огромных размеров, для их перевозки использовалось 4 лошади. А звук, точнее грохот, извлекали одновременно 8 набатчиков. При помощи условных сигналов бубнов в русской рати осуществлялась звуковая связь, подавались разные команды. Во время боя ударные инструменты объединялись с трубами и сурнами и создавали устрашающий врага грохот. В более поздние века бубном широко пользовались скоморохи и медвежьи повадыри. Скомороший бубен похож на современный инструмент. Он представляет собой неширокую деревянную обечайку круглой формы с натянутой на одну сторону кожаной мембраной и подвешанными с внутренней стороны бубенчиками и колокольчиками. Ударяли по мембране пальцами, кистью. Бубнисты в то время играли в ансамбле с балалаечниками или гармонистами, а иногда просто аккомпанировали пению лихих песен. Кроме того бубен использовался как сольный инструмент. Вот как описывали игру на этом инструменте: «Народные виртуозы при игре на бубне выделывают разные фокусы, подбрасывая его и схватывая на лету, бьют бубном то по своим коленкам, то ударяя по голове, подбородку, даже по носу, барабанят по бубну кистью рук, локтём, пальцами, делают тремоло и вой, проводя по коже большим пальцем правой руки и прочее».
|
|||
|