Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В Башкортостане



Большевики затянули с ответом на предложение башкир, переданное Шаляпиным. Валиди и члены правительства уже не знали, чего ожидать, потеряли терпение. Они не могли в полную силу воевать с красными, но и остановить войну не могли. Также они не порвали с белыми окончательно. В такой момент пришла новость, что союзники России, то есть страны Антанты: Англия, США, Франция собрали представителей на острове Принц и приняли решение прекратить интервенцию. Они оставили решение вопроса на самих жителей страны. Теперь красные и белые остались один на один. Это сыграло на руку красным, потому что теперь у них была армия. Они призвали в армию военных специалистов, что повысило качественный уровень управления. Положение белых ухудшалось. Они были заняты междуусобицей, больше думали о сохранении своих жизней, нежели о победе, поэтому оставляли город за городом и откатывались в глубь Сибири. Это в свою очередь ухудшило положение башкир.

Если отступать вслед за белыми, то придется оставить страну и народ. Если оставаться, то как одним противостоять наступлению красных? Башкиры оказались в положении медведя, на которого напала стая волков. И как бы ни силен был медведь, но волки все равно его одолеют. Оставался один путь – заключить мир с большевиками.

На заседании правительства обсудили это и решили направить представителей с миром к красным. Только не в Оренбург, а в Уфу. Потому что в Оренбурге был Зеленков, который хотел мстить башкирам за поражение. В Уфе конечно, знали про этот бой, но все же не были так настроены, ведь не они испытали неудачу. Решили отправить двоих. Ракипа Муллаянова и Хайретдина Сагитова. Муллаянов до этого участвовал в работе правительства и на переговорах разного уровня, в том числе в Уфе. Поэтому председатель Уфимского совета Эльцин встретил его как старого знакомого.

-Ракип Гаянович, надеюсь Вы передали своим руководителям наши предложения?

-Разумеется. Мы рассмотрели условия заключения перемирия.

-Например?

-Например, мы решили, что Башкирская армия останется в Башкортостане и будет служить внутри республики.

-А как вы будете строить отношения с Российским правительством, с Центром?

-Автономия передает некоторые свои полномочия Центру, допустим охрану границ, межгосударственное общение, а сама платит какой-то налог в казну.

-А как Вы представляете устройство Башкирской автономии?

- Автономия разделяется на волости, которые образуют кантоны. Ими руководит правительство.

-А какя будет политическая система?

-Это народная автономия и народ на прямых выборах тайныи голосованием избирает делегатов. Так обеспечивается народное управление и принципы демократии. На курултае делегаты определяют политическое устройство. Башкирской автономии не обязательно коммунистическое устройство, но и это обсуждаемо.

-Значит, Вы собрались построить буржуазную республику. Мы категорически против заключения перемирия на таких условиях. Вы хотите что мы согласимся в центре пролетарской России создать буржуазную автономию? Не-еет, этому не бывать.

-Эльцин эфенди…

Эльцин вскочил:

-Какой я Вам эфенди? Мы господ давно вымели метлой…Короче, больше с таким предложением не приходите.

-Не горячитесь. – Муллаянов решил использовать последний довод. – И я, и ты лишь посредники между сторонами. Я докладываю Бикбову, Валиди, ты – Сталину и Ленину.

Эльцин вздрогнул от этих слов, в глазах его появилось опасение. Неужели они прознали, что он не выполнил указание от Сталина и Ленина доложить об условиях Башкирского правительства? В Кремле ждали его телеграммы. А он воспротивился такому повороту дел и проявил самоуправство. А за это по головке не погладят, могут и к стенке поставить. Может, башкиры сами прознали все и теперь Муллаянов намекает на это? Поэтому Эльцин пошел на уступки:

-Хорошо, я доложу ваши условия Ленину и Сталину телеграммой. Только добавлю свое мнение об этом.

-Пожалуйста. Воля твоя.

Муллаянов передал проект соглашения, написанный Валиди Эльцину. Потом они пошли с Сагитовым пообедать в столовую и устроились в гостиницу. Уставшие от дороги они быстро уснули и проснулись довольно поздно. В жверь постучали и вошел посыльный.

-Вы Муллаянов и Сагитов? – спросил он.

-Да.

-Товарищ Эльцин Вас приглашает к себе.

-Сейчас.

Они быстро умылись и поспешили в Совет. Когда пришли к Эльцину, тот протянул телеграмму: «Прошу не напугать, не оттолкнуть прибывших на переговоры башкир. Выясните их требования и переправьте в Симбирск командующему фронтом. Ленин».

Муллаянов прочел и уставился на Эльцина:

-Что нам делать дальше?

-Там же написано. Езжайте в Симбирск. Я написал свое мнение, но они не приняли его во внимание.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.