Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





После праздника 7 страница



-Все сказанное верно и нужно. Но нам надо обсудить более близкие к жизни моменты, - сказал Юлдаш.

-Хочешь сказать, пора с небес спуститься на землю, Юлдаш?

-Вот именно. До башкирского курултая осталось мало времени. А у нас еще полно нерешенных дел. Вот, например, Заки, мы по твоему предложению объявили, что курултай пройдет в Каравансарае. Но сегодня ведь там хозяева другие люди.

-Хорошо, это я беру на себя. Сейчас напишу письмо и отнесу губернским властям. Попрошу большой зал для Курултая. Кстати, курултай казахов тоже пройдет в один день с нашим. Им тоже нужно помещение.

А зачем они хотят с нами в один день?

-Это покажет всем, что наши народы выступают за свои республики совместно, заодно. Так, что еще?

-Нужна повестка дня. –сказал Юлдаш.

-Здесь Сагит мастер. Он хороший организатор.

-Хорошо, я составлю повестку, потом вместе посмотрим. – Согласился Сагит.

Но Юлдаш не успокоился на этом.

-Требуется выбрать председателя собрания, президиум, исполком будущего центрального Шуро, секретариат и редакционную комиссию, список комитетов и кандидатов для избрания.

-Так ведь ты занимался этими делами, все уже подготовил? –Заки засмеялся.

Юлдаш смутился:

-Да, я все написал. Но требуется все перепроверить.

- Очень хорошо. Вот пройдемся по всем вопросам, а потом посмотрим твой список.

Юлдаш напомнил:

-По каждому вопросу повестки дня Курултай должен принять резолюцию. Значит и они должны быть подготовлены. Заки, это дело для тебя. Работать с документами ты умеешь. Основные мысли сам и изложишь.

-Довертесь, мои единомышленники, с удовольствием это сделаю. В Туркестане я подготовил столько бумаг. Казахи тоже взяли за основу эти документы.

Юлдаш:

-Наш Салих что-то притих. Видать боится, что без работы останется.

Салих ответил по-своему:

Свои песни золотые,

Свои песни золотые

Я пою не ради славы,

Я пою их для народа.

-Прекрасно! Нурсалих, на тебя возлагается выпуск номера газета «Башкорт» к открытию курултая, организация концертной программы, но самое важное – ведение протокола заседания. Надеюсь, с помощью грамотных и умных парней ты с этим справишься?

-Можете не волноваться.

Юлдаш продолжил:

-Есть еще один существенный вопрос, который требует обсуждения. Перейдем к нему.

Заки:

-Какой вопрос?

-После революции все совещания велись на русском языке: в Москве, в Питере, в Уфе. На каком языке мы будем вести наш башкирский Курултай? Неужто на русском? –Юлдаш очень серьезно поставил вопрос. Пока Сагит раздумывал, Заки объявил:

-Нет, без всяких сомнений, нет. Курултай мы проведем на родном языке. При необходимости перейдем и на русский язык. Все понимают по-русски, но большинство говорит на своем. Ведь цель самоопределения – раскрытие характера человека. А наша натура заложена в нас на языке отцов. Наш родной язык равен всем другим языкам и требует освобождения и признания.

-Очень хорошо. Но дело в том, что решения Курултая нужно будет направить в правительство России и в губернии.

-Решения напишем на двух языках. Зачитаем на своем языке, потом на русском и подпишем оба документа.

-Договорились. Пора браться за работу, засучив рукава.

 

***

Башкирский Курултай начал свою работу с молитвы к Аллаху. Имам громко пропел аяты Корана. Народ слушал их с вниманием. На собрании находились также и две женщины: Минзада туташ и Зинзиля ханум. Они молились рядом с мужчинами.

Собрание открыл Заки Валиди. Перед выступлением он еще раз оглядел собравшихся. Здесь были разные делегаты: богачи, торговцы, учителя, деятели религии, несколько солдат, молодежь.

-Граждане! Господа и дамы! Вот уже долгое время мы живем в свободной стране. Царь низложен. Всем дана свобода и равенство, начал Заки. – Мы, башкиры, долгие века ждали кончины самодержавия. Но не просто ждали, а боролись. С тех пор как триста пятьдесят лет назад мы заключили договор с царем, в котором признавалось наше право на свою землю, воду, леса, на язык, на обычаи и религию. Но за соблюдение этого договора нам пришлось долгие годы вести постоянную борьбу, проливая кровь, жертвуя тысячами жизней лучших сынов народа. И вот пришла справедливость и наступило равенство. Царя нет. И мы, башкиры, многие из них здесь, и я ваш покорный слуга, написали обращение Временному правительству с просьбой выполнить договор, который заключил наш народ с Иваном Грозным. Мы обращались не раз. Посылали с письмом человека, отправляли по телеграфу. Нам сказали, ждите Учредительного собрания. Съезд мусульман России не стал рассматривать вопросы земли, ограничившись лишь культурой и искусством. Губернский съезд крестьянских депутатов в Уфе даже не ставил вопроса о возврате наших земель. Мы обратились к министерствам Временного правительства с просьбой выдать нам охранные грамоты на наши леса и реки. Ответа не было. Временное правительство оказалось глухим и немым. Царь хоть отвечал на наши требования градом пуль, а эти молчат. Вот и вся разница. В этих условиях, граждане, мы решили пригласить вас и посоветоваться, что нам делать дальше. Как должны жить дальше башкиры –вот о чем мы хотим обменяться мнениями.

Собравшиеся одобрительно зашумели.

-Правильно.

-Надо посоветоваться.

-Если сами себе не поможем, кто нам поможет?

-Общество – продолжил Заки. – В первую очередь мы должны обсудить проблему земли, лесов, воды.

-Этого недостаточно, - крикнул один делегат и продолжил: - В центре внимания должен быть вопрос об руководящем органе по организации башкирских дел. Ведь вопросы земли и воды не решить без твердой руки. Например, нам нужно устроить Башкирское шуро.

Тут закричал Култан, сидевший в середке.

-Нет. Не нужно Башкирское шуро. Башкиры живут на мусульманской земле, в мусульманском мире. И относятся к Мусульманскому центру. Этот вопрос уже решен.

Зал зашумел.

-Кто же так решил?

-Кто и с кем говорил о передаче башкирских земель под контроль мусульман?

-Там башкир не было.

-Тихо провернули, хозяин земли и не узнал.

-Култангали эфенди правильно говорит.

-Если каждый начнет отделяться, то русские нам ничего не отдадут.

-У всех мусульман должна быть единая земля и центр.

-Башкирская земля принадлежит башкирам. Она не делится и не присоединяется ни к кому.

Шум в зале поднялся, унять его было непросто. Заки громко объявил:

-Граждане! – сказал он. – Давайте отложим вопрос о башкирском шуро. – Заки прибег к тактической уловке. Он понимал суть земельного вопроса. Если решится земельный вопрос, то автоматически возникнет вопрос об органах управления. – Прошу высказаться по земельному вопросу, только по-очереди, не перебивая друг-друга.

-Открывая собрание, Заки эфенди очень правильно сказал, - начал Курбангали, делегат из самых дальних мест. – Башкиры жили здесь издревле, защищали свои земли и реки, проливали свою кровь. Еще до присоединения к Москве башкиры бились с Сибирским и Казанским ханством, не допуская их на Урал. Наши предки были прозорливы. Они решили сами присоединиться к Белому царю, который обещал не вмешиваться во внутренние дела башкир и не трогать их земли, иначе нас постигла бы участь Казани. Понимали предки, что и мы станем защитой Москвы от восточных набегов. Тогда им удалось уберечь нашу страну. Но когда следующие цари, позабыв про обещания стали зариться на наши земли и богатства, башкиры стали воевать за свои интересы. Кровь лилась, башкир грабили нещадно. В наш край стали заселяться кто угодно, вырубали леса, заводы наносили вред рекам. И терпению народа пришел конец. Многие башкиры, потеряв свои земли превратились в батраков, стоят на грани смерти. Если не вернуть народу землю, он вымрет. Нужно вернуть землю башкирам!

-Правильно! – большинство поддержало выступающего. – Сколько можно жить, склонив голову? Что это за жизнь, когда нет места пасти скот, нет леса для строительства дома, нет рыбы в реках?

После долгих споров и пререканий, когда уже были готовы взяться за воротнички, была принята резолюция о возвращении прежних земель коренному хозяину – башкирам.

О лесах и реках было сказано также. Леса и реки – это неразрывная часть земли. Значит и они должны быть в распоряжении хозяина.

-Вот вы написали, что земля, вода, леса – принадлежит башкирам. – Закричал Култан. – Но, в наше демократическое время, разве это не возвышение башкир над другими? Свобода дала равенство всем.

-Башкортостан – для башкир! – закричали в ответ.

-Кому не нравится, пусть катится отсюда. У каждого равноправного народа есть своя земля.

-Это неправильно! – вскочил Салих. - Всевышний создал всех равными: и башкир, и татар, и русских, и марийцев. Но нарушение равенства привело к тому, что одни угнетают других. Поэтому наша задача сделать жизнь на башкирской земле справедливой для всех народов. Если мы станем возвышать одних над другими, то чем мы лучше прежних угнетателей. Башкортостан должен быть страной равенства и справедливости, стать кусочком рая на земле. Башкирский народ никогда не давил другие народы, не был кровожадным, и не будет теперь. Это не в нашем характере.

Салих говорил с воодушевлением, его слушали не перебивая. То ли слова поэта оказали сильное впечатление на делегатов, то ли каждый подумал о своих соседях другой национальности, или был высок авторитет президиума, но предложение о равенстве Салиха хоть и с сопротивлением, но прошло.

Взяла слово и Минзада. Когда раздался женский голос, народ удивился.

-Прошу вас, туташ! – сказал председатель.

-Вот только что вы приняли очень важное решение. Вы заявили, что все народы в Башкортостане равны. Но вы забыли о правах женского пола. Равны ли права женщин с мужскими?

Мужчины стали переглядываться. Никто из них не решался что-то ответить. Минзада взглянула на Юлдаша, на Салиха, оглядела весь зал. Пауза затянулась, мужчины стали перешептываться. Не дождавшись ответа, Минзада, сверкнув глазами, сказала:

- Господа, все вы рождены своими матерями, они вас растили, кормили грудью и подмывали. Ваше первое слово было: «Мама! ». Она вас оберегала от невзгод. Но потом вы выросли и стали смотреть на свою мать свысока. Как и на жену, на мать ваших детей. Но чем ниже ваша мать, чем ваш отец? Она наравне с мужем разделяет все трудности жизни. А вы утверждаете, что ее место возле дверей, отказываете ей в праве учиться, свободно говорить, не даете прав на землю. Почему так? Потому что в ваших душах живет угнетатель. Этот шайтан толкает вас на то, чтобы вы помыкали кем-то, кричали, били кого-то. Вы так поступаете. Если хватает сил. На женщин сил хватает. На нее вы набрасываетесь как хищники… Если присутствующие здесь господа серьезно хотят построить справедливое общество, если они принимают идеи равенства, данные нам революцией, то они обязаны принять резолюцию о равенстве женщин и мужчин и объявить об этом всему миру.

- Очень хорошо сказали, Минзада туташ! – Подхватила с места Зинзиля. – Если женщина будет равна мужу, то и жизнь станет лучше, мир вокруг станет красивей. Вот мой муж Култангали, например, никогда не ругает меня. Да и свекор Гайнетдин всегда советуется со мной в делах. Я уверена, что Нурсалих эфенди считает равной Минзаду туташ, как и Юлдаш эфенди свою супругу. Или я ошибаюсь? Тогда скажите, кто считает свою мать или жену низкой душой?

Мужчины сидели молча, опустив головы. Кто же заявит, что избивает жену или что жена его плохая. Даже если они не могли принять полностью слов Минзады и Зинзили, то и возразить им не посмели.

- Возражений нет, - продолжила Зинзиля. – Значит, все считают женщин равноправными с собой. А раз так, то осталось лишь признать это от имени собрания.

-О, Аллах! О, Аллах! Спаси рабов твоих от умопомешательства, - воскликнул один имам.

-Что вы сказали? – быстро спросила Минзада. Но имам замолчал.

-Никто не просит слова по этому вопросу? – Заки оглядел зал. – Если нет желающих, продолжим. Вернемся к отложенному вопросу. О необходимости создания Башкирского шуро. Слово имеет Култангали Талипов.

Култан не ожидал такого поворота. Он не думал, что слово дадут прямо сейчас. Вот ведь, какой хитрый «лис» этот Заки, подумал Култангали. Узнав его аргументы и доводы в самом начале, Заки непременно расколошматит их с помощью других выступающих.

-Так Вы будете выступать, Култангали эфенди? Если нет, потом не говорите, что мы вас не послушали. Отказываетесь выступать?

Култан наконец решился, выпрямился, поправил тюбетейку.

- Граждане, я уже высказался по этому вопросу сегодня…Были времена, когда наши народы жили привольно, потрясая мир. Еще несколько веков назад русские кафыры боялись нас, встречая на пути кланялись. Но эти неверные захватили нашу цветущую страну и распахали ее своими свиными рылами. Теперь они ругают нас «грязными татарами». Почему так произошло? Потому что мы потеряли единство. Мы растратили наследство великого Чингисхана. Ханы стали воевать меж собой, разваливая страну на части. Кафыри очень умело этим воспользовались и одолели. Сами видете, что мы рабы, а они господа. Мы живем в страхе, боясь сказать слово… Хватит, мы долго страдали, долго угнетались. Пора выпрямить свою спину. Пора сорвать с шеи колодку неверных и нацепить ее им обратно. Но допустят ли они этого? Нам нужно объединить наши силы. Если сейчас мы татары, башкиры, тюрки выступим вместе, то тогда победим. А если как раньше будем тянуть каждый в свою сторону, то ничего не изменится… Один делегат говорил, что татар завоевали, а башкиры сами склонили голву перед Белым царем. Какая разница? Все одно мы рабы сейчас: и татары, и башкиры. Только вместе мы сможем разбить наши кандалы рабства. Да поможет нам Аллах возродить наше государство под знаменем ислама. Разделение же мусульман на татар, башкир и других приведет к поражению.

Члены мусульманского комитета и еще несколько их сторонников громко зааплодировали.

-Да здравствует мусульманский комитет.

-Великий Аллах, помоги нам, твоим рабам!

-Единство, нам нужно единство!

Култан с очень довольным видом сел на место. Его выступление и вправду было сильным и аргументированным. Салих подметил, что Култан стал большим оратором.

Когда шум стих, один делегат сказал:

-Уважаемый Култангали эфенди, разрешите задать вопрос?

-Конечно, спрашивайте. – ответил Култангали, ему было лестно уважительное обращение, но все же он напрягся, нет ли тут подвоха?

- Вы красноречиво поведали о том, как хорошо было в Казани до разгрома Белым царем. Но другой выступающий говорил, что башкиры притеснялись со стороны Казанского и Сибирского ханства. Если мы вернемся к прошлому, то не ждет ли снова башкир та же участь?

- Господа, - Култангали сделал весьма удивленный вид. – Как вам такое вообще могло придти в голову? И татары, и башкиры – дети Чингиса. Мы должны вечно жить мирно, как братья.

Услышав эти слова Салих вспомнил как Култан с Зинзилей на днях хотели подкупть его. Вот ведь как бывает даже среди родных. Тут кто-то из зала словно расслышал его мысли и воскликнул:

-Так ведь и родные братья дерутся.

Култан тут же вскочил:

-Братья ссорятся, но потом мирятся, когда опасность угрожает обоим.

-Култангали эфенди, Вы только что сказали много красивых слов о равноправии. – Сказал Салих. – А ведь совсем недавно Вы утверждали на Мусульманском комитете, что нет такой нации как башкиры. Что нет башкирского языка, а что это испорченный татарский язык. Если Вы не признаете башкир за народ сейчас, то. когда возникнет большой мусульманский центр, то тогда с нами совсем не станут считаться.

Култан не знал, что сказать. Теперь это был не прежний вопрос, похожий на щипок, нет, слово Салиха было как прямой удар кинжалом в грудь. Култан говорил о том, что башкиры используют общее татарское письмо, о близости языков. Но не нашел точных аргументов для ответа. Тут прозвучал еще один вопрос:

-Култангали эфенди, а где же будет располагаться мусулманский центр, и кто его возглавит?

-Центр- в Казани, во главе будет муфтий.

-А почему центр не в Оренбурге или в Уфе? Уфа ведь центр, Духовное собрание мусульман там.

-Так решено.

Последние вопросы совсем поставили Култана в тупик. Он не знал, что и ответить, потому сам никогда над этим не задумывался.

Заки поднялся с места.

-Есть такая поговорка, от медведя сбежал, да к волку попал. Если башкиры войдут в мусульманский центр, то так и выйдет. Убежав от русского царя, они попадут к татарскому хану. По словам Култангали получается, что пока башкиры сами не станут себе хозяевами, они не освободятся от гнета, не смогут жить привольно. Поймите это, господа!

Раздались крики:

-Правильно! Нам нужен свой совет –Шуро!

-Сколько можно перед царями головы склонять?

-Не отворачивайтесь, если отделитесь, вас русские уничтожат.

-Без нас все равно вам не прожить!

Перепалка грозила перерасти в потасовку. Некоторые горячие головы пытались протолкнуться к Култану и взять его за воротник.

Время было уже позднее. Заки посмотрел на часы.

-Граждане! Предлагаю на сегодня прекратить прения. Завтра на свежую голову подведем итоги.

Закончился первый день Курултая. Делегаты расходились, горячо споря и доказывая свою точку зрения, свою правоту.

Култан не отпустил своих сторонников, а пригласил к себе в дом.

-Что будем делать? – спросил он. – Ветер не в нашу сторону. И не ветер, а целая буря.

-Надо их всех разогнать. Как они смеют нас учить?

-Нужно браться за оружие и разогнать их. Здесь все равно не слушают наших слов.

Култан задумался. Один раз они уже пытались применить силу. Но все закончилось плачевно. Зачем рисковать еще раз?

Култан выступил против насилия.

-Что же будем делать тогда?

На этот вопрос никто не смог ответить.

-Надо поразмышлять. Завтра обсудим, - ответил Култан.

Люди разошлись. Култан не смог заснуть всю ночь. Но ничего не мог придумать. Что же делать? Зинзиля тоже беспокоилась за мужа, не спала. Что же делать? Она надеялась, что муж найдет выход. И в самом деле, утром он пришел к решению.

-Собирайся, пойдем.

-Не подождем остальных? – Зинзиля имела ввиду остальных членов Мусульманского комитета. Култан отмахнулся.

Каравансарай к их приходу уже гудел как улей, как вскипевший самовар. Когда в зал вощли Култан и Зинзиля председатель собрания обратился к делегатам стоя:

-Граждане, продолжим наши прения.

Все расселись по местам. Один Култан возвышался над залом.

-Вы хотите что-то сказать, эфенди?

-Да.

Култан прошел к трибуне:

-Общество! Я вчера высказал перед вами глубоко ошибочные слова. Шайтан попутал и некоторые недобрые люди. Я поддался их влиянию. Прошу меня простить, господа. Теперь я глубоко огорчен этим, каюсь. Господа, прошу считать, что я не говорил слов против башкир и против создания Башкирского шуро. Я глубоко ошибался. Я размышлял всю ночь и осознал ошибку и пришел к выводу: Башкирское шуро должно быть провозглашено! Я первым голосую за него!

Култан очень четко произнес свои слова. Затем сел в зале рядом с Зинзилей. Наступила тишина. Люди потеряли дар речи. Потом придя в себя, они стали галдеть. Члены Мусульманского комитета закричали:

-Предатель!

-Позор Култану!

Другие молчали.

Многие не знали, как относиться к этим признаниям Култана.

Заки поднялся с места:

-Общество! Есть ли еще желающие выступить по вопросу создания Башкирского шуро для руководства башкирскими делами?

-Нет. Много говорили уже.

-Пора нам взять свою судьбу в свои руки.

Мусульманские комитетчики:

-Не нужно! Башкирское щуро не может быть отдельно. Против! –кричали они.

Заки:

-Кто за организацию Башкирского шуро - прошу проголосовать! – сказал он. Все стихли. – Большинство. Значит, собрание приняло решение о создании Башкирского шуро!

-Нет! Это неправильно. Ваше решение -это лишь хлам.

-Мы более не участвуем в вашем собрании!

-С таким предателем как Култангали нельзя серьезно работать.

Мусульманские активисты покинули зал.

Все посмотрели на Култана.

- А вы, Култангали? – спросил Заки.

Култангали пожал плечами:

-Я свою точку зрения уже выразил. И слов своих обратно не возьму.

Заки опять поднялся:

-Общество! Мы подошли к последнему вопросу повестки дня. Курултай должен принять резолюцию в которой будут наши самые святые пожелания. Этот документ прочтет от имени провозглашенного Башкирского шуро наш соратник Юлдаш Ягофаров.

Юлдаш вышел на трибуну:

- Основной оплот башкир – Урал с древних времен был колыбелью башкирского народа. Башкиры материально и духовно крепко связаны с ним, воспевали Урал в своих песнях, народ не забыл о богатствах своего края, о привольной жизни до середины XVIII века, когда усилилась колонизация Башкортостана. Теперь в свободной Российской республике вся башкирская земля вместе со всеми её богатствами должна стать собственностью башкир.

Устранение следов материального, политического и духовного гнета, сохранение единства башкир среди других тюркских народов, развитие башкирского края в национальных границах полностью связано с правом быть хозяевами на своей земле и завоеванием совместно с восточными и восточно-южными степными тюркскими народностями национально-политической автономии.

По особенностям языка башкиры отличаются от других живущих в башкирских землях мусульман. Являясь хозяевами земли и воды, башкиры не имеют в должной мере возможности пользоваться собранными в земстве налогами.

Окруженные с разных сторон другими нациями, башкиры не имели возможность развивать свою национальное хозяйство, поэтому для проведения воли башкирских волостей должны быть созданы специальные районные земства.

В вопросе военного строительства мы поддерживаем позицию Казанского мусульманского съезда о формировании национальных воинских частей, но заявляем, что башкирские национальные полки должны создаваться отдельно. Вместе с этим, требуем остановить империалистическую войну, развязанную кровожадным старым правительством без аннексий и контрибуций.

По женскому вопросу было принята решение, что женщины имеют равные с мужчинами выборные права т могут быть избранными. Также нужно усилить культурно-просветительскую работу среди женщин.

Курултай принял решение об учреждении национального фонда из средств башкир, хранящихся в разных учреждениях.

Затем Курултай выбрал членов Центрального Башкирского Шуро (Совета), также должны были быть созданы местные шуро для претворения в жизнь этих решений.

 

После праздника

 

У одного аксакала спросили:

-Чем отличается праздничный день от будней?

-Если болит голова или живот, а на душе пустота – значит вчера был праздник, - ответил аксакал.

Подобно этому после провозглашения решений Курултая о строительстве Башкортостана, о возврате земель, о равноправии члены Центрального Башкирского шуро собрались в Каравансарае и не знали, с чего начать. Они обсуждали меж собой вчерашние впечатления.

Заки Валиди сидел над бумагами, завершая работу с документами. Он оглядел присутствующих и спросил Хурматуллу Идельбаева, сидящего на подоконнике:

-Ну, и где твой Раскольников?

Услышав это все рассмеялись. Хурматулла был начитан и успел раздать прозвища из имен героев русской литературы всем присутствующим.

-Он ведь председатель Шуро, не станет с утра приходить на работу, как мы. – Был ответ. – Раскольников говорил, что знает немецкий и французский языки. Я как-то спросил у нашего председателя: «Шариф, как по-твоему, есть ли влияние востока в описании ада в поэме Данте? ». Он не ответил, перевел разговор в другую сторону. А еще спросил: «Фауст как пантеист был ли искренним? » И здесь он ушел от ответа. На сегодня я приготовил еще вопросик.

И тут распахнулась дверь и вошел избранный на Курултае председателем Башкирского Шуро молодой Шариф Манатов. Он был одет во все кожаное: пальто, сапоги, кепку. В руках он держал кожаную папку. Шариф, громко топая ногами прошел к столу и швырнул на него свою папку. Затем расстегнул пальто, сел в кресло, закинул ногу на ногу и обвел глазами присутствующих. Когда его взгляд встретился с Идельбаевым, тот заискивая произнес:

-Дядя Шариф, почему же Ницше в «Заратустре» был негативно настроен к женщине? Не разъясните ли нам этот момент? – спросил он.

Тот проигнорировал вопрос и повернулся к Заки:

-У других и спрашивать не стану, твое мнение мне важно: идет ли мне кожанка? Я по этому делу был занят.

-Идет, - ответил Заки, стараясь спрятать смех. – Очень идет тебе эта шуба. Узбеки от жары два сапана одевают. Но от летней жары нет ничего лучше кожаного тулупа.

-Ты что, смеешьсянадо мной? Я же серьезно спрашиваю.

-Кто смеется? Вон же хищники носят же меховую шубу и зимой, и летом.

Шариф поглядел на новые сапоги.

-Я оделся так, чтобы вы рассмотрели форму. Если хотите можно всем такую достать.

Заки еле сдерживал себя от смеха.

- И какой богач решил нас одарить? Курбангали?

-А что, если Курбангали? Плохо?

-А что он потребует взамен?

-Не потребует. Как он может чего-то требовать от шуро?

-Нет, он не требует, он просит изменить только одно слово в решении Курултая. Не так ли, дядя Шариф? Тот раз ты не ответил на мой вопрос, но теперь ответь серьезно. – стал серьезным Идельбаев.

-Ну, да. Они просят о небольшом изменении резолюции в вопросе земли. –Голос Шарифа был осипшим.

Глаза Заки вспыхнули от гнева, он готов был наброситься на Манатова.

- Ты считаешь себя социалистом. А социалисты требуют отдать землю бедным крестьянам. А ты хлопочешь об интересах богачей, продавшись за кожаную тужурку. Как можно тебе доверять после этого?

Сагит вскочил не в сидах сдержаться:

-Шариф, уходи от нас, из Шуро. Это будет лучше для всех. –Сказал он громко.

-А, вот значит, как? Хотите выгнать председателя Шуро? Но меня выбрали не вы, а Курултай. Он только может решать этот вопрос.

- Хорошо, братцы, оставим этот разговор, все равно сейчас мы не договоримся, сгоряча. – Заки остановил конфликт, успокоил всех. –Я предлагаю всем пройти по органам власти и организациям в Оренбурге. А их теперь много. Нужно установить контакты с ними, найти общие интересы, чтобы затем совместно работать. Я сам пойду к представителю Временного правительства. Предлагаю всем выбрать какой-либо орган. А после обеда снова встретимся тут и подведем итоги.

Вскоре члены шуро разошлись по городу. В комнате остались лишь Шариф и Заки. Манатов увидел, что все послушно пошли выполнять поручение Валиди. Когда Шарифа избрали председателем, то он думал, что сегодня все будут смотреть ему в рот, а оказалось, что никто его всерьез не воспринимает. Заки, видя его разочарование, решил смягчиться:

-Шариф, а ты решил не ходить в организацию?

- Ходить по поручениям не для председателя.

-Возможно, но в нашем шуро нет ни порученцев, ни поломоек, ни уборщиц, ни машинисток, ни писарей – проще говоря нет работников. А вот нанять на службу, дать им жалование, найти средства для разных расходов – это все лежит на плечах председателя. Тогда ты и займись этими делами.

-Для этого у меня есть заместитель. А я должен думать о будущем.

-Действительно… - Заки замолчал ненадолго, потом:

-Шариф, ты бывал за границей, в Турции, в Скандинавии, говоришь, что знаешь иностранные языки. Нашему Шуро нужен такой человек для работы с другими странами. Будучи председателем, ты мог бы возложить эту работу на себя.

-Я и сам об этом думал.

- Вот видишь, наши мысли совпали. Вести работу с зарубежными странами удобнее, само собой, через Петроград. Там находятся посольства многих стран. Кроме того, у нас должен быть представитель возле российских центральных властей. И самое удобное иметь там человека с полномочиями –председателя Шуро. Поэтому было бы хорошо, если ты перебрался в столицу для выполнения этих представительских дел. Согласен, Шариф?

-Я так далеко не заглядывал. Наверное, ты прав.

Разговор на этом завершился. Заки пошел по своему адресу. Шариф остался.

Забегая вперед, надо сказать, что так и вышло. Вскоре Шариф поедет в Питер, а потом в Москву. В архиве не сохранилось документов, указывающих на установление Манатовым каких-либо связей с зарубежными странами от лица Шуро. Но не скоро он смог вновь вернутся в Башкортостан. Известно, что он сотрудничал с большевиками, под началом Сталина работал по национальному вопросу. Затем он уехал в Азербайджан, а потом и в Турцию.

После обеда члены Башкирского Шуро собрались в Каравансарае и рассказали о проделанной работе. Не было Шарифа и Идельбаева. Шариф с первых дней вел себя вальяжно. Поэтому никто не обращал на это внимание. Подлинным лидером был Заки Валиди. На Курултае его кандидатуру предлагали в председатели. Но он отказался. Потому что нужно было ехать в Туркестан, в Ташкент. Валиди полагал, что здесь в Башкортостане достаточно людей для выполнения задач. И это было так. Члены Центрального шуро были образованными людьми, знали иностранные языки.

-Встреча с представителем Временного правительства не дала каких-то результатов, - рассказывал Заки. – Этот человек по фамилии Архангельский не стал даже знакомиться с решениями Курултая, но он готов при возможности нас всех расстрелять. Он оказался из продолжателей политики Татищева и Тевкелева. Архангельский сказал, что не допустит здесь ни башкирскую автономию, ни самоопределения.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.