|
|||
После праздника 5 страницаМы уходим, больше мы сюда ни ногой. Наливкин: -Подождите, чуть не забыл показать одну важную бумагу. Заки Валиди: -Какую бумагу? -Вот это ответ на Вашу жалобу председателю Временного правительства Керенскому. Его прислали сюда, Вас не нашли. -Телеграмма? От Керенского? Что пишет? Наливкин: -Вот, прочтите. Заки: -Убайдулла, прочти вслух, я очки забыл. Убайдулла: -- Вопрос решайте на месте сами. Керенский. Заки: -Что еще? - Все. -Ясно. Правительство России отвернулось от решения таких острых вопросов, как продовольствие для мусульман и Хивинского восстания. Тюркские народы не интересны ни правительству России, ни губернатору Туркестана, ни российским партиям. Значит, мы сами должны о себе заботиться. –Категорично закончил свою мысль Валидов и покинул кабинет… В это время мусульманские народы Урала, Алтая, Поволжья, Кавказа, Каспия имели разный уровень развития и достатка. Народы Средней Азии были излишне доверчивы к пришлым (русским, англичанам, татарам) и верили на слово. Представители разных политических партий, прибывшие сюда в период революционных перемен, продолжали убеждать месное население, что вопросы управления нужно доверить им, а местный народ пусть продолжает трудиться на полях, шахтах и пастбищах. И народ, подавляемый много веков, был к сожалению, согласен с такой постановкой вопроса. Заки Валидову с его сторонниками пришлось проводить разъяснительную работу среди местного населения о том, что у них есть такие же права быть избранными в парламент или в исполком, как и у пришлых, для того чтобы, помочь преодолеть рабскую психологию, вывести на дорогу борьбы за равноправие. Заки все время отдавал выборам в парламент, проводил совещания, встречи, готовил необходимую документацию и выступал с публикациями в печати. Он был измотан, спал от силы четыре часа в сутки, порой забывая про еду. Но результаты были, провели выборы новых политических партий, причем Заки стал членом сразу трех из них. Основные дела в Туркестане завершились и наступила пора ехать в Москву для участия в конгрессе мусульман России. Зайдя в купе Заки рухнул на кушетку. Махмут Хужа удивился: -Неужто днем будешь спать? -Да вот полежать хочу, поразмышлять. А сам как лег, так сразу уснул и проспал двое суток. Хорошо, что Махмут разбудил его, чтобы перекусить в дороге.
МОСКВА
Когда представители Ташкента прибыли на мусульманский конгресс в Москву, там уже собрались избранные делегаты со всех уголков страны. На ловца и зверь бежит. Заки думал, как быстрее разыскать башкир, когда лицом к лицу столкнулся с Юлдашем Ягафаровым. Тот выходил из гостиницы, в которую заселялась ташкентская делегация. Увидев Заки, Юлдаш широко улыбнулся и хлопнул себя по ляжкам. -А я-то думаю, чеготайцы довольно рослый народ, а этот почему такой маленький? – засмеялся Юлдаш, намекая на внешний вид Заки, одетого в просторный узбекский сапан и надвинутую на лоб большую тюбетейку. - Здравствуй, Ахметзаки! Как я соскучился по тебе, соратнику по борьбе! Юлдаш имел право так сказать, потому что по письму Заки Валидова день и ночь занимался подготовкой выборов делегатов на конгресс российских мусульман, собирая их с долины Агидели, Урала и со степей. Поэтому часто вспоминал советы Заки. Он писал, что нужно стремиться построить автономный Башкортостан. Но как это сделать – никто себе не представлял. А спросить было не у кого, ведь сам Заки находился в Туркестане. Поэтому Юлдаш увидев Заки, очень обрадовался, так как о многом хотел его расспросить. Заки обнялся с могучим Юлдашем, но отстранив его сказал требовательно: -Давай, рассказывай! -Что рассказывать? -Сколько человек приехало? Какие настроения? Придерживаетесь одного мнения или есть разные группы? -Погоди, Заки, не спеши, сначала расскажи, как здоровье… -Хорошо, ты подожди меня здесь, я помогу нашим туркестанцам устроиться в гостинице и приду. А то они по-русски не знают, а ты подожди. Заки умчался в гостиницу. Вскоре он вышел и снова принялся расспрашивать. - Нас с Уфы и Оренбурга 52 делегата. Все мы избраны в своих волостях. Среди нас есть имамы, учителя, студенты, землевладельцы, офицеры. Все предложенные тобой кандидатуры прошли в делегаты. А вот есть такой Габделхай Курбангали, так он еще с двумя сыновьями приехал – тоже делегаты. Все наши делегаты хотят добиваться, как и ты местного самоуправления. -Хвала Всевышнему, я боялся, что наши как Максуди ограничатся только требованиями религиозной свободы. -Нет, башкир знает цену своей земли. Потому-то и бились за нее сотни лет, отдали тысячи жизней. -А что думают военные? Они ведь привыкли выполнять приказы властей. Не ждут ли указаний сверху и здесь? -Самое удивительное, что они оказались федералистами. Вот генерал Давлетшин выступает за автономные башкирские штаты. -Как интересно, а при встрече в Ташкенте он был другого мнения. -Что сказал? Заки помолчад, вспоминая детали встречи. -Так он ничего не сказал тогда конкретно. -Значит, потом пришел к мнению. -Возможно… Что там надумали казанские тюрки? -Честно скажу, я их не понимаю. Их много, человек сто приехало. Разговоры только про религию, про шейх-уль-ислама, да еще про язык… -Вон как… А, что думают азербайджанцы, нугаи, крымские татары? -С ними пока не успел пообщаться. Через два начался съезд мусульман в Москве. Первым слово для открытия собрания взял член Центрального мусульманского шуро, созданного вместо прежней мусульманской фракции Государственной Думы Алимардан бей Топчибаши. -Граждане мусульмане, - сказал он. –На съезд должны были быть выбраны на местах 600 делегатов. Но прибыло 717 человек. Поскольку за всех голосовали братья по вере, считаю, что все они имеют равные права и являются делегатами. Поэтому предлагаю начать нашу работу. Народ воодушевленно аплодировал его словам. -Для ведения работы съезда необходимо выбрать председателя и сопредседателя. Кому Вы окажете доверие? -Топчибаши, ты хорошо начал съезд, давай так и продолжай! – крикнул кто-то с места. Топчибаши улыбнулся в лтвет. -Благодарю, -сказал он. Заки после такого вздохнул облегченно. Ведь от председателя съезда многое зависит. А в вопросах ведения собрания Топчибаши поднаторел, но главное, он единомышленник Заки – федералист. А ведь в Ташкенте собрание было в руках унитаристов. Поэтому там пришлось вести бесконечные споры, вступая в борьбу за свои убеждения. Как и ожидалось, в повестке дня стоял вопрос о будущем государственном устройстве России. Делегаты требовали начать с этой животрепещущей проблемы. Сначала выступил сам Топчибаши, затем Мухамет Амин Расулзада, затем Ягофар Саит Ахмет из Крыма, от казахов Джиханшах Дустумухаммет, который говорил очень аргументированно. Но выступления кадета Садри Максуди, редактора Гаяз Исхаки, Кабира Бакира, Ахмета Цаликова были категорически против местного самоуправления. Садри Максуди взяв слово вышел неспеша на трибуну, поправил тюбетейку, прокашлялся и, устремив взор на людей, произнес: -Спасибо. За то, что, уважая мой авторитет, дали мне слово раньше, чем этому мальчишке Заки Валиди. Иначе в Ташкенте меня унизили два раза, давая слова после него. Поэтому я уехал из Туркестана. Я не привык тратить время на пустые разговоры. Но некоторые уважаемые господа, выступавшие сейчас перед нами (не буду перечислять, вы сами видели), продолжают повторять за этим мальчишкой какие-то несбыточные планы. Я говорю о так называем федерализме. И эта идея, и местное самоуправление – все это выдумки Заки. Первый раз он говорил об этом еще в феврале, в дни революции в Питере на заседании мусульманской фракции. Вот с тех пор он кукарекает о федерализме. Вот осел тоже кричит одно и то же, но ведь сено не падает к нему с неба. Поэтому сколько бы не выступали башкиры, киргизы-казахи, азербайджанцы – никогда мы не получим прав наровне с русскими, этому не бывать. Среди башкир девяносто девять из ста невежды. Среди казахов из ста весемьдесять восемь не видели мечети. Не то что университета, но и школы они не знают. Как они могут считать себя равными с русскими, которые построили железную дорогу, морские параходы, радио, провели электричество? Конечно, через какое-то время эти народы преодолеют свое невежество. Вот тогда-то и будем требовать равенства с Россией. А пока нам нужно бороться со своей отсталостью, на первый план выдвигая просвещение, религиозное образование. Вот это и будет самоуправлением. И не нужно мечтать о далеких звездах. Спасибо. Мнения в зале разделились, одни хлопали в ладоши, другие сидели тихо. Председатель съезда: -Садри эфенди сказал довольно резко, что ответит на это Заки эфенди? -Алимардан бей, спасибо за возможность выступить, - начал Заки. –Но я не пришел сюда, чтобы спорить с Максуди эфенди, тем более ругаться. Спасибо ему что снизошел до того, что вспомнил обо мне в выступлении. Я хочу провести краткий обзор о положении и судьбе мусульманских народов, живущих здесь в Подмосковье, на Волге, Каме, Агидели, Тоболе, Иртыше, Оби, в киргизо-кайсакских степях, в Средней Азии, на Кавказе, обитающих возле двух морей, рассказать об их обычаях, условиях жизни, количестве населения. Валиди поведал, опираясь на труды греческих, арабских, персидских, венгерских, тюркских, русских, еврейских историков и путешественников о жизни тюркоязычных и угроязычных народов. -Упомянутые мною народы живут на своих землях несколько тысяч лет, плодятся, разводят скот, строят деревни и города. И сегодня они живут каждый на своей земле. Но по разным причинам они подпали под власть русского царя. Так почему же народы, живущие на своих землях издревле, не могут теперь, когда мы провозгласили свободу и демократию, быть равными русскому народу, если мы хотим установить свое правление? Все народы равноправны. Надо это признать и громогласно объявить на весь земной шар. Реакция зала была бурной: они стоя аплодировали Валидову. И те, кто выступал за унитаризм, и те, кто за федерализм. Хлопали вместе с делегатами и Садри, и Гаяз. А председатель съезда подбежал и пожал руки Заки. Но и после этого еше многие выступали за и против федерализма и унитаризма. Они во многом подтвердили мнение выступивших ранее. Было ясно, что делегаты уже определились по вопросу государственного устройства. Голосование по вопросу будущего устройства России показало, что за равноправные штаты или республики, делегирующие некоторые свои права центру, выступило четыреста сорок шесть делегатов, а двести семьдесят один были против. Таким образом, идея федерализма, впервые высказанная Валидовым, была одобрена большинством голосов. И, хотя, в дальнейшем стало легче продвигать эту идею, все равно было еще далеко до ее воплощения. Съезд продолжал колебаться, когда пришло время от теории перейти до практических шагов. После голосования по вопросу федерализма от башкир выступил Сагит Мрясов. -Граждане, я прошу внести в повестку дня съезда дополнение. Предлагаю исходя из принципа равноправия народов России и права их на самоопределение, объявить о строительстве Башкортостанского штата и признать его равноправным другим штатам. Кто-то крикнул с места: -А какие другие штаты? В России еще штатов нет. Тут выступил с места Валиханов: -Будут! Нужно организовать строительство киргизо-кайсакских штатов как и Башкортостанских. Прошу также внести в повестку вопрос создания Башкортостанского и киргиз-кайсакского штатов. Раздались аплодисменты башкирской и казахской делегации. Исхаки, давно просивший слова поднятой рукой тут не выдержал: -Вот видите! – закричал он. От волнения его голос осип, но все же продолжил. - Вот видите! Прозвучавший вопрос башкир и казахов вызвал отклик только их самих, ведь это касается их интересов. Поэтому предлагаю не поддерживать это предложение. Вопрос создания башкирских и казахских штатов пусть они решают сами. Это их внутреннее дело, а не забота всех мусульман. Господин председатель, прошу поставить на голосование. Делегаты, как и председатель устали заседать с утра, спорить, слушать долгие выступления и повторы сказанного, поэтому даже обрадовались таким словам. -Граждане, -сказал Топчибаши, - согласно порядка ведения съезда вношу на голосование предложение Мрясова и Валиханова. Кто за? Однако в усталом зале, где многие уже стали дремать, многие отвлеклись на разговоры, проголосовавших за этот вопрос было очень немного. Поэтому председатель даже не стал выносить вопрос о голосовании против: -На этом сегодняшнее заседание объявляю закрытым, -завершил работу Топчибаши. Делегаты стали расходиться. Тут раздался мощный голос Мрясова. Его все услышали: -Башкирские делегаты! Прошу не расходиться! Подойдите ко мне ближе! Башкиры обступили Мрясова. -Граждане! –Мрясов продолжил. - Мы договорились, что наша задача – это строительство своей государственности. Но сами видите, съезд не одобрил наших действий. Как нам поступить? Должны ли мы завтра вернуться к нашему вопросу? Народ молчал. Видимо не хватало политического опыта, никто не ожидал, что большинство окажется равнодушным к башкирам. Многие ждали ответа от Валиди: что скажешь, Ахметзаки? Уловив их взгляды, Валиди прокашлялся. - Скажу честно, я очень надеялся, что мы сможем дойти до создания Туркестана, в котором возникнут самостоятельные республики башкир, киргизов и мишар. А Мрясов сегодня поставил вопрос по-другому. В данной ситуации я еще не думал, что можно сделать. Поэтому считаю, что нам нужно вместе обсудить проблему и найти ее решение. Раздался голос Юлдаша. -Общество! Давайте обсудим этот вопрос, когда вернемся домой. Соберем самых передовых людей страны. Ведь речь идет о судьбе нашей нации. А наш народ издревле решал такие вопросы на курултаях. Вот и мы должны следовать этому обычаю. -Верно! -Правильно! Послышались одобрительные возгласы. Тогда Мрясов взял управление в свои руки. -В таком случае, -продолжил Мрясов. – Необходимо созвать курултай для вынесения решения о создании автономии Башкортостана! Кто за это, прошу проголосовать. Все проголосовали «за». -Спасибо, -поблагодарил Мрясов. –Тогда надо выбрать ответственных за организацию курултая. Какие будут предложения? Я предлагаю включить Ахметзаки Валидова. -Пусть войдут Юлдаш Ягофаров и Сагит Мрясов. Они хорошо организовали выборы делегатов на этот съезд, - предложил кто-то. -Правильно! -Достаточно. Давайте ограничемся этими тремя. Если больше - только мешать будут. -Хорошо, ставлю на голосование. Кто за? Единогласно. Таким образом, оргкомитет создан. Желаю успехов. Вернувшись в гостиницу, Валиди продолжен мысленно «прокручивать» события съезда. Вспомнив о единстве башкир, он порадовался их уму, сплоченности. Сагит встретил Заки в коридоре: -На концерт не опаздывай, мест может не хватить. -На какой концерт? -А, ты не знал? Ведь ты прямиком из Ташкента. Это концерт для участников нашего конгресса. Все народы привезли своих мастеров культуры. -И наши есть? -А чем хуже других? Привезли настоящих певцов. Вот увидишь. Не опоздай. - Сагит пошел к себе. Заки сменил рубашку и спустился в фойе. Там был большой ресторан. Заки стал искать оренбуржцев. -Заки, мы здесь, - раздался голос. – Это ташкентцы оставили ему место. Валиди пошел к ним. -Только делегаты приступили к ужину, как на сцену ресторана вышел молодой артист. -Предлагаем делегатам гостинцы из песен, музыки и стихов. Сейчас выступят артисты из Азербайджана, затем абхазы, а потом башкиры. И так в алфавитном порядке, чтобы никого не обидеть. Азербайджанцы исполнили народную песню на сазе, потом с небольшим оркестром арию из оперы. Абхазы тоже исполнили народную песню и танец. Заки с нетерпением ждал, что исполнят башкиры. Наконец на сцене появился молодцеватый башкир в национальной рубашке, в зиляне и полосатых шароварах с кураем в руке. -Меня зовут Зубаир. По обычаю, перед исполнением песни полагается рассказать о чем эта мелодия. А называется она «Перовский». Семьдесят лет назад на народные пожертвования был построен башкирский Каравансарай в Оренбурге. А организатором строительства был сам генерал-губернатор Перовский. Башкиры его очень уважали. Они ходили с ним в военные походы, одержали победы. Перовский в знак благодарности решил построить Каравансарай. Башкиры сочинили в честь него мелодию и танец «Перовский». Затем Зубаир начал играть на курае. На сцене появился еще артист в форме генерала Башкирского войска. Он стал плясать. Заки был очень рад такому выступлению артистов. Ох, и молодцы! Они рассказали небольшую историю народа, сыграли на курае, станцевали в военной форме, которая была только у башкир. Одним выстрелом поразили четырех зайцев. Кураиста на сцене сменил худощавый человек в гражданском костюме. -Меня зовут Нурсалих. Мой инструмент – башкирский язык, а эта деревяшка – моя певучая мандолина. Он исполнил стихи, где поэт извинялся перед Луной, за то, что похитил ее лучи для песни. На что Луна сказала: бери лучи и свети народу, ведь и я их взяла у Солнца. Затем он продолжил выступление декламируя стих о том, что земля наша мать, наш отец, что земля - это наша жизнь и смерть. Заки сам не заметил, как вскочил и стал аплодировать. Все делегаты горячо приветствовали выступающего. Валиди радовался и гордился за своих земляков. Он подумал, что надо познакомиться с поэтом Нурсалихом, очень талантливым человеком. Но сделать это сразу же Заки не получилось.
Оренбург
Из Москвы до Оренбурга Валиди ехал в одном вагоне с башкирскими делегатами. В дороге они с Сагитом и Юлдашем подробно обсудили план подготовки курултая башкир. Заки на своем опыте подготовки и проведения Российского съезда мусульман в Москве и губернского в Ташкенте предложил много полезного для планируемого башкирского собрания. Они договорились выбрать примерно семьдесят делегатов из башкир Оренбургской губернии, обеспечить их работу в Оренбурге, курултай назначили на июль. Организацией обеспечения работы курултая занимались Сагит и Юлдаш, а Заки поручили подготовить все документы. По древней башкирской традиции съезд народа назвали курултаем. Пока обсуждали предстоящую работу поезд уже доехал до Оренбурга. Башкирские делегаты остались, а Заки Валиди поехал дальше в Ташкент. Для выполнения решений мусульманского съезда нужно было многое успеть проделать. Но самое главное – предстояло создать равноправный с Россией Туркестан.
***
Вот уже стали съежаться в Оренбург делегаты из Уфы, Самары, Перми. Юлдаш, Салих, Минзада, а также Култан с Зинзилей готовились принять участие в работе первого башкирского курултая. Пожалуй, такой серьезный курултай не проводился уже сто пятьдесят лет. Царское правительство сильно опасалось объединения башкирских сил и возможных выступлений, поэтому ввело запрет на такие собрания. После свержения царской власти проведение такого курултая было первым долгожданным плодом свободы и рвноправия для башкир. Провести курултай оказалось не так-то просто. Было много организационных вопросов. Пока еще люди надеялись на перемены к лучшей жизни от Временного правительства. Они ждали, что их проблемы будут скоро решены. Но это было напрасно, Временное правительство ничего не сделало для народа. Култан от осведомителей прознал, что Юлдаш готовит курултай. В дом, где поселились Култан и Зинзиля собрали группу людей из мусулманского комитета. Долговязый Култан встал и обратился к единомышленникам. - Господа! Вы все знаете, что готовятся совершить эти башкиры. – Култан уже привык называть своих противников «башкирами», а сторонников «тюрками-татарами». –Они наносят серьезный вред нашему великому делу. Но с помощью Аллаха мы добьемся своего. Без всяких сомений. Наши родственники из Казани, Сарапула, Симбирска, Саратова, Перми, Кургана, Екатеринбурга и Уфы с нетерпением ждут, когда мы поднимем знамя борьбы за нашу веру, язык и жизнь. И не страшны нам попытки башкир отделиться. Если Учредительное собрание и образованное им правительство одобрит наши стремления, то башкиры никуда от нас не денутся. Но до тех пор необходимо добиться, чтобы они были с нами, действовали под нашу диктовку. В эти дни намечен башкирами курултай. Култан говорил долго, рассказывал политические новости, вести с фронта, огорчался бездействием Временного правительства. Затем его сторонники стали ругать башкир, которые не знают благодарности, как говорится, сколько волка не корми, а он в лес смотрит. Выступающие требовали применить силу и разоружить башкирскую дружину, заставив подчиниться. Другие предлагали не допустить в Оренбург башкирских делегатов, перехватывая их и заключая под стражу. -Если мы применим оружие, - сказал человек из состава губернского исполкома, - тогда мы моментально противопоставим себе башкир. Ведь каждый делегат выбран от тысячи человек. Если схватим одного, то поднимется целая тысяча. Не нужно этого забывать. -После долгого обсуждения и споров решили выбрать сразу два способа. Во-первых, всячески препятствовать прибытию делегатов на курултай. Если понадобится, там, где возможно, пригрозить оружием. Во-вторых, добиться включения в состав курултая представителей от Мусульманского комитета Оренбургской губернии с целью не дать будоражить земельные вопросы. -Неужели Вы думаете, что башкиры согласятся включить нас делегатами? Это невозможно, - говорили с сомнением некоторые. -А почему нас не включить? Мы же тоже из Оренбурской губернии, из которой их делегаты. Если откажут, возьмемся за оружие. Если не выполнят наших требований, то сейчас же пойдем в гарнизон, поднимем солдат и арестуем активистов. -Если мы их не разгонем, то они навредят всему нашему делу, внесут раздор среди живущих в губернии. Если изолируем верхушку, то остальные и не посмеют выступать. -В казармах сейчас содержится почти полк из мусульман. Офицеры тоже наши люди. Договоримся с ними и окружим дома Юлдаша, Сагита, Аллабирды и других башкир. -Да поможет нам Аллах, решено. Члены мусульманского комитета прямиком направились в казармы к знакомым офмцерам. По тревоге подняли батальон и построили на плацу. Солдаты не могли понять, почем им на ночь глядя приказали выйти с оружием, некоторые думали, что собираются отправлять на фронт. Среди них оказался и Насретдин, который успел снять повязку с выздоровевшей руки. Несколько офицеров и Култан вышли на плац. -Солдаты, -обратился к ним офицер. – Вы хорошо знаете, что наш долг защищать Родину не только от внешнего врага, но и от внутреннего. Сегодня в городе начались волнения. Нашлись те, кто решил не подчиняться нашему правительству. Насретдин тоже не сразу понял, куда клонит офицер. Про выступление рабочих он бы знал заранее. Тогда кто способен на мятеж? Офицер продолжил: -Сейчас по командам вместе с командирами пойдете по указанным адресам и арестуете зачинщиков бунта. Разрешаю применить оружие, если окажут сопротивление. По нашим сведениям, они вооружены. Насретдин наконец догадался, против кого собираются отправить солдат. Про назначенный курултай башкир он знал. Насретдин рещил предупредить земляков и громко выкрикнул: -В какие дома нас ведете? Туда, где живут башкиры – организаторы курултая? Офицер гаркнул: -Молчать! Стоять смирно! Выполняйте приказы! Тут на подмогу пришел Шамсетдин, который крикнул громче офицера: -Башкиры! Нас ведут против башкир, собравшихся на курултай. Разве вы поднимете руку на своих? -Это провокация! – заорал офицер. – Вот стоят два провокатора. Взять их! Но никто в строю не пошевелился. Тогда два офицера подскочили к Насретдину и Шамсетдину. Но солдаты предупредили: - Назад! Не тронь! Но офицеры и не думали останавливаться. Они пытались разоружить Насретдина и Шамсетдина. -Сдать оружие! Но тут солдаты, стоявшие рядом, наставили свои винтовки на офицеров. -Не трогай наших товарищей! Офицеры отпрянули от неожиданности. Наступила пауза. Чем закончится это происшествие, никто не знал. В эту минуту Насретдин крикнул: -Солдаты! Вот стоит Култан, который требует башкирской крови. Я знаю его, это купец из Уфы. Кто-то крикнул с другого конца строя: -Арестуйте офицеров за попытку напасть на наших братьев, бейте Култана, гоните прочь! Строй рассыпался, раздались крики и ругательства, послышались удары кулаками. Хлопнул выстрел из нагана. Но офицеров быстро скрутили, связали и бросили в казарму. Култан с приятелями получили пару затрещин по лицу и были пинками изгнаны за ворота. Все стихло. Солдаты разошлись, гадая, чем обернется сегодняшнее происшествие. Насретдин тогда сказал: -Солдаты! За такое вас по головке не погладят. Расходитесь по домам. Никто не пойдет вас искать. Только винтовки свои не бросайте. Они могут пригодиться. Через какое-то время только ветер играл распахнутой дверью, а на полу пустой казармы лежали, проклиная солдат, связанные офицеры. Выйдя из казармы Насретдин поспешил к дому Салиха. Там он рассказал о происшествии в полку. Узнав о такой ситуации Салих быстро переговорил с Юлдашем. Затем они вместе с Насретдином поспешили в типографию. По дороге они прихватили наборщика, который уже собирался спать. Всю ночь кипела работа в типографии. Салих написал статью о попытке арестовать делегатов курултая. Тут же она была набрана и распечатана в новом номере газеты. Эта новость наутро подняла в Оренбурге бурю. Башкиры были разгневаны за попытку помещать курултаю проведением арестов. Но они не спешили сразу же начать мстить членам Мусульманского комитета. Не хотели открытого конфликта, стали думать, что предпринять. Юлдаш собрал в доме участников курултая. Когда утихли споры и призывы к мести, Юлдаш сказал: -Общество, не рубите сплеча. Народ не зря говорит: кто бросит в тебя камень, в того брось куском еды. Я против требований сжечь Мусульманский комитет или посадить их самих в тюрьму. Не нужно насилия. Нам надо с ними переговорить, погладить по шерстке. Думаю, в дальнейшем это себя оправдает… Тут ему принесли письмо. -Это письмо от Мусульманского комитета. Они требуют своего участия в работе курултая. Что скажете? -Это невозможно! - вскочили несколько человек. -Башкортостан – для башкир, так должно быть. Не хотим ни с кем делиться своей землей и страной. Тут в дверях показался Заки Валиди, который стал слушать разговор. -Они нам грозят оружием, а мы, значит, будто ни в чем не бывало, пригласим их заседать в курултае? Не бывать этому! Заки разобрался, о чем шумят люди. Он уже знал о происшествии в казармах. И хотел переговорить об этом с Юлдашем. -Граждане! Вот послушал я вас и решил напомнить нашу историю. – Вступил в разговор Валиди. – Неужели вы забыли, что вместе с Салаватом сражались бок о бок татары, русские и чуваши? Ведь у них была тогда общая цель – завоевать свободу. После разгрома Казани Иваном Грозным башкиры приняли к себе много бежавших татар. Потому что были добры и помогали соседям. Очень много татар приняло участие в башкирских восстаниях. Жизнь татар в Оренбургской ли, в Уфимской ли губернии ничем не легче доли башкир. Наоборот, их положение гораздо хуже. У башкир еще есть своя земля. А что есть у татарина в хозяйстве кроме козы без молока, маленькой тележки и пара серпов, чтобы наниматься на сбор хлеба? Если мы прогоним их обратно, куда они пойдут и что станут делать? Я считаю, что на башкирском курултае должны быть и татары, и русские, и другие народы. Если не делегатами, то в качестве почетных гостей. Некоторые общественники знали Валиди, другие видели впервые. Кто-то спросил, а кто это выступает? Заки услышал вопрос и представился: -Я Ахмезаки Валиди. Только что вернулся на поезде из Ташкента. Поэтому не знаю всех деталей подготовки курултая. Но что касается татар, то еще раз подчеркиваю: они наши братья. А мы ничего не скрываем от братьев. Пусть участвуют в курултае. -Дело ведь не в тех татарах, о которых ты говоришь, а в Мусульманском комитете, который лезет в драку с башкирами стенка на стенку. - Других татар, желающих участвовать в курултае у нас нет. Придется звать этих. Но я убежден, что и татары, и русские, и другие народы должны принять участие в курултае. - Заки настойчиво повторил свое мнение, чтобы не оставлять сомнений. Но сомнения были у многих: -Так ведь они грозились разогнать курултай, если мы не согласимся их пригласить. Это они могут устроить. Вот в чем опасность. -А меня беспокоит вот что: власти ввели в город новые войска. Для чего им тут солдаты, не знаю. Но теперь у них есть сила. – напомнил Юлдаш. -Пусть участвуют. – согласился один из курултаевцев. –Башкирских делегатов все равно больше. Если даже Мусульманский комитет начнет нам мешать, то не одержит вверх. Решили написать письмо Култану: «Проведем курултай вместе». Култан криво усмехнулся, прочтя записку. Подумал: струсили, отступили. Ну, тогда, мы вам еще покажем, распетушился он. Култан обратился к Зинзиле. -Умница моя, есть одно дело… Зинзиля, быстро оделась и отправилась по делу. Вскоре она постучалась в дом Салиха. Дверь открыла Минзада. -Вы к кому? -Дома ли Нурсалих эфенди? -Дома. Проходите, как мне Вас представить?
|
|||
|