Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ Д.Б. БРОМЛЕЙ (1966)



 

Наиболее полная, с точки зрения психологии, периодизация Бромлей опирается на анализ изменений психологических и социальных характеристик, смену способов ориентации, поведения и коммуникации во внешней среде.

 

Человеческая жизнь в этой периодизации рассматривается как совокупность пяти циклов: утробного, детства, юности, взрослости и старения. Каждый из циклов состоит из ряда стадий. Первый цикл состоит из 4 стадий до момента рождения (зиготы, эмбриона, плода, момента рождения). Второй цикл — детство — состоит из трех стадий: младенчество, дошкольное детство и ранее школьное детство и охватывает 11-13 лет жизни. Цикл юности состоит из двух стадий: стадии полового созревания, или подросткового возраста (11-13-15 лет) и поздней юности (16-21). Цикл взрослости состоит из четырех стадий: ранняя взрослость (21-25 лет); средняя взрослость (26-40 лет); поздняя взрослость (41-55 лет), предпенсионный возраст (56-65 лет). Цикл старения состоит из 3 стадий: удаление от дел (66-70 лет), старость (71-90 лет); дряхлость — после 90 лет. Необходимо учитывать при этом, что скорость возрастного развития, созревания и старения характеризуется очень большой индивидуальной вариативностью.

 

 

1-я постнатальная стадия развития начинается с момента перерезки пуповины и характеризуется рядом качественных изменений: ребенок впервые соприкасается с условиями внешней среды, атмосферными влияниями. Резко меняются условия поступления кислорода и питательных веществ, начинается легочное дыхание; устанавливается постоянное кровообращение, начинается внешняя секреция пищеварительных желез; изменяются морфологические и физико-химические особенности крови; изменяется обмен энергии, повышается основной обмен; наступают сдвиги активности внутриклеточных ферментов. Этот период является чрезвычайно важным для всего последующего развития.

 

Возрастной кризис первого года жизни характеризуется следующими изменениями в развитии: начинают образовываться швы между костями свода черепа, прорезываются первые коренные зубы; начинается снижение константы скорости роста с 1, 3 до 0, 67; уровень основного обмена достигает максимальных значений и после года начинает плавно снижаться до 13 лет, организм достигает определенной физиологической зрелости, гормоны, ферменты и антитела в достаточной степени продуцируются организмом; происходит реализация и закрепление позы стояния, овладение ходьбой, что означает свободное овладение пространством. К этому периоду относится начало интенсивного развития речи — к году словарный запас ребенка составляет примерно 8 слов, происходит формирование 2-й сигнальной системы; наступает сенсомоторная стадия развития интеллекта.

 

В начале 2-го года жизни ребенок перестает покорно подчиняться взрослому, становится способным действовать не только под влиянием непосредственных впечатлений, но и под влиянием представлений, все большую роль начинает играть память. Ребенок освобождается от скованности данной конкретной ситуацией и становится субъектом. Значимые сдвиги происходят почти на всех уровнях индивидуальности, и как организм и как субъект ребенок приобретает относительную автономию от взрослого.

 

 В 3 года начинается кризис противопоставления, а затем подражания, становление самосознания, возникновение «системы Я», резко возрастает потребность в общении со сверстниками. Не случайно в этот период большинство детей начинают посещать детские учреждения. Существенно важным является развитие психомоторной сферы: становление бега и прыжка, увеличение скорости реакций.

 

 В 7-летнем возрасте возникают центры окостенения в эпифизах пястных и основных фаланг, начинается смена молочных зубов постоянными. Происходят сдвиги в сердечно-сосудистой системе: частота пульса снижается до 85-88 уд/мин. Острота зрения достигает взрослых норм, происходит становление константы восприятия. Формируется физиологическая готовность к новому виду деятельности — учению. У ребенка появляется осознание своего социального «Я», появляется новый уровень самосознания, впервые происходит осознаваемое самим ребенком расхождение между его объективным общественным положением и его внутренней позицией, перестает удовлетворять прежний образ жизни. Он хочет занять позицию школьника, стремится занять новое, более «взрослое» положение в жизни. Возникает устойчивая иерархическая структура мотивов, которая превращает ребенка из существа ситуативного в существо, обладающее внутренним единством и организованностью. Формируется действительно дифференцированная самооценка. Ребенок способен осознавать и самого себя, и то положение, которое он занимает в жизни.

 

 

 11-13 лет — период полового созревания и так называемого подросткового кризиса, одного из самых острых кризисов развития. В это время происходит слияние зон окостенения лобковой и седалищной костей, заканчивается смена молочных зубов постоянными. Константа скорости роста, начиная с 12 лет увеличивается с 0, 67 до 1, 55 и сохраняется на этом уровне до 19-20 лет, то есть имеет место ростовой скачок. Интенсивность основного обмена, начиная с 13 лет, увеличивается. Происходит формирование вторичных половых признаков. Поле зрения достигает норм взрослого человека, память также достигает уровня взрослого. Функция внимания характеризуется увеличением всех показателей объема, переключения, избирательности, устойчивости. Складывается система формальных операций и логических структур. Поведение ориентировано на взрослые нормы, возникает способность ориентироваться на цели, выходящие за пределы сегодняшнего дня, способность к целеполаганию.

 Процесс развития личности подростка характеризуется двумя противоположными тенденциями: с одной стороны усиливается ориентация на группу сверстников, устанавливаются все более тесные межиндивидуальные контакты, с другой стороны происходит рост самостоятельности, стремления к эмансипации от влияния взрослых, усложнение внутреннего мира и формирование личностных свойств.

 

 

 Начало периода взрослости (19-20 лет) характеризуется завершением главной фазы биологического развития, завершением роста: константа скорости роста снижается с 1, 553 до 0, 619 с 19 до 23 лет, затем рост прекращается. Заканчивается формирование скелета, происходит синостозирование затылочно-основного синхондроза, что является морфологическим признаком зрелости. Масса тела начинает увеличиваться на фоне прекратившегося роста. Интенсивность основного обмена после 20 лет уменьшается на 0, 12 ед. в год (от года до 20 лет уменьшалась на 0, 7 ед. в год). Таким образом, возраст 20 лет является пиком общесоматического развития. Вес желез внутренней секреции интенсивно увеличивается до 20 лет, после 20 лет прирост их веса начинает значительно уменьшаться. Систолическое артериальное давление достигает уровня взрослой нормы — 118-120 мм рт. ст. Пик всех видов чувствительности наблюдается также в 20 лет. Вместе с тем пик психофизиологических, психических и интеллектуальных функций отмечен Ананьевым и его сотрудниками в 19 лет, когда имеется фронтальное повышение функционального уровня психомоторных характеристик, внимания, памяти, мышления, пик динамичности возбудительного и тормозного процессов. К 21 году происходит завершение формирования высших эмоций: эстетических, этических, интеллектуальных и самосознания. Бромлей, описывая динамику социальных характеристик, отмечает в этом возрасте появление собственной семьи, уход из родительского дома, рождение первого ребенка, освоение профессиональных ролей, установление круга знакомых, связанных с работой. Личностное развитие в этот период тесно связано с профессиональными и семейными ролями и его можно охарактеризовать следующим образом. Ранняя взрослость — это период «вхождения» в профессию, социально-профессиональная адаптация, осознание гражданских прав и обязанностей, социальной ответственности; образование семьи, налаживание внутрисемейных отношений, решение бытовых и бюджетных проблем, выработка стиля воспитания детей.

 

 

32-34 года — это возраст максимальных достижений по показателям физического развития: силы, роста и веса, жизненной емкости легких, оптимальных характеристик некоторых психофизиологических и психологических показателей: динамичность торможения имеет оптимум в 33 года, оптимум объема, избирательности и устойчивости внимания. Один из пиков интеллектуального развития приходится на возраст 35 лет, пик невербального интеллекта приходится на возраст 33 года, после чего начинается снижение его уровня. Существенно повышается стабильность функционирования организма. На этот возраст приходится нормативный кризис 30-33 лет, обусловленный рассогласованием между жизненными планами человека и реальными возможностями.

 Человек отсеивает незначимое, пересматривает систему ценностей. Нежелание идти на пересмотр системы ценностей приводит к росту внутриличностных противоречий.

 

 

 Стабильный период 33-40 лет характеризуется тем, что в этом возрасте человек делает наиболее успешно то, что хочет. Он имеет цели, которые ставит, и добивается их достижения. Человек показывает грамотность, компетентность в избранной профессии и требует признания.

 

 

 Возраст 40-45 лет для многих является кризисным, его называют кризисом середины жизни. Характерными являются морфологические и физиологические изменения: происходит стирание и выпадение зубов, облитерация черепных швов, начинается менопауза, происходит снижение мышечной силы и жизненной емкости легких, снижается скорость движений. Отмечается снижение некоторых психических функций, таких как функция внимания и мышления. Для этого возраста характерно установление специальных и социальных ролей, ослабление внутрисемейных связей в связи с уходом из семьи выросших детей. Происходит усиление противоречий между целостностью мировоззрения и однолинейностью развития. Человек теряет смысл жизни. Для выхода из кризиса необходимо обрести новый смысл — в общечеловеческих ценностях, в развитии интереса к будущему, к новым поколениям. Если же человек продолжает сосредотачивать силы на себе, своих потребностях, это ведет его к уходу в болезнь, к новым кризисам.

 

 Период от 45 до 50 лет является стабильным, человек достигает реальной зрелости, он хорошо уравновешивает потребности для себя и для других, обнаруживает сострадание и согласие с другими людьми. Для многих этот период является периодом лидерства и квалифицированности.

 Трудности, сопутствующие определенным этапам жизни, преодолеваются желанием самого человека развиваться, становиться более зрелым и ответственным. Зрелая личность в ходе развития все более самостоятельно выбирает или изменяет внешнюю ситуацию своего развития, и благодаря этому изменяет и себя. Процесс развития личности во многом зависит от уровня социальной активности и степени продуктивности самой личности.

 

 

 Существенные качественные изменения показателей развития происходят в начальном периоде старения, временные границы этого периода приходятся на возраст от 55 до 65 лет. После 50 лет начинается уменьшение длины и массы тела. С 55 лет происходит почти полное заращение всех швов на черепе, за исключением чешуйчатого, кости черепа истончаются, выпадение зубов приводит к атрофии альвеолярных отростков. Детородная функция прекращается, после детородного периода затухает самообновление протоплазмы. С 60 лет начинает снижаться вес желез внутренней секреции (околощитовидных, гипофиза, надпочечников). Вес половых желез начинает уменьшаться несколько раньше. Происходит снижение уровня основного обмена с 24 ккал/кг до 17-20 ккал/кг. Окислительные процессы в лимфоцитах крови в 59 лет почти достигают уровня 20-29-летних людей и начинают прогрессивно снижаться. После 60 лет снижается уровень РНК в крови, который, начиная с 20 лет, был стабилизирован. В 55 лет резко снижается амплитуда аккомодации, что ведет к снижению остроты зрения, аккомодация в эти годы достигает своего низшего уровня, затем стабилизируется. Начиная с 50 лет снижается различительная чувствительность глаза, увеличивается нижний порог светоощущения. Происходит повышение пороговых величин по всем четырем видам вкусовой чувствительности. Реакция вестибулярного аппарата крайне слабая или вообще отсутствует. Порог вибрационной чувствительности повышается от 17-20 до 35 (амплитуда вибрации при частоте 100 Гц). Время простой реакции на звук увеличивается, начиная с 60 лет. Увеличение времени реакции Биррен считает наиболее общим и универсальным признаком старения. Снижаются зрительно-кинестетические координации. Вербально-логические функции, которые до 50 лет возрастали, к 60 годам начинают снижаться. Сохранность интеллекта в этом возрасте во многом определяется характером деятельности и степенью активности самого человека. Так, у инженеров наиболее сохранными оказываются невербальные подструктуры интеллекта, у бухгалтеров — математические, у ученых — вербальные. Вместе с тем этот возраст является годами пика для социальных достижений, положения в обществе, власти и авторитета. Происходит изменение всей мотивации в связи с подготовкой к пенсионному возрасту жизни.

 

 Следующий этап в развитии человека связан со старением и старостью. В периодизации геронтогенеза выделяют три градации: пожилой возраст для мужчин — 60-74 года, для женщин — 55-74 года; старческий возраст — 75-90 лет; долгожители — 90 лет и старше. В процессе старения происходит снижение интенсивности обменных процессов, уменьшается способность клеток осуществлять окислительно-восстановительные процессы. В ЦНС происходит ослабление возбудительного и тормозного процессов. Гетерохронный характер носит снижение разных видов чувствительности: слуховая чувствительность в наибольшей мере снижается в высокочастотном диапазоне, в меньшей мере в области средних частот — частот человеческой речи и низких частот (шумы, шорохи). Цветоразличительная чувствительность быстрее снижается в области красного и синего цветов, и медленнее — в области желтого и зеленого. Глазомерная функция и поле зрения отличаются высокой сохранностью вплоть до 70 лет. Страдает функция памяти, особенно механической. Лучше всего сохраняется логическая вербальная память. Характерно повышение чувствительности к нарушениям жизненного стереотипа, повышение потребности в коммуникации, обострение чувства родства и привязанности к близким людям. Человек адаптируется к новым условиям жизни без постоянных и напряженных занятий, к растущей социальной изоляции, сокращению круга сверстников. В позднем онтогенезе усиливается роль личности, ее социального статуса и включенности в систему общественных связей в сохранении трудоспособности человека.

 

 

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ Д. Б. БРОМЛЕЙ (1966)

Первый цикл – утробный:

           первая стадия                зигота (оплодотворенное яйцо)

вторая стадия                эмбрион (ранняя стадия биологического развития)

третья стадия                 плод (поздняя стадия биологического развития)

четвертая стадия          момент рождения(смена жизни во внутренней среде организма на жизнь во внешней среде)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.