Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПОВОРОТЫ СУДЬБЫ



 

 

 

ПОВОРОТЫ СУДЬБЫ

 

 

Уфа

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА…

Повествование хочется начать именно с этих строк знаменитой песни, которая прозвучала в известном фильме. И проникнув в душу каждого, застряла так глубоко, что даже те, которые себя считают жесткими и жестокими, боятся в этом признаться.  

Наши родные места очень живописные. Высокие горы, холмы, пригорки, прекрасные озера, реки, чудесные леса… Природа Зауралья особенная, в ней сочетаются и таежное, и степное, и горное, и равнинное многообразие.

Когда читаем строки песни, подразумеваем не только природу, но и родных, близких нам людей. Наши родители — педагоги. Как они пришли к этой профессии, заслуживает особого внимания. Наш папа родился в деревне Наурузоводолгожданным, потому что до его рождения суждено было его родным уйти из жизни в младенчестве. Судьба его предков очень сложная. Его дед Халил обучался в медресе при мечети деревни Ново-Байрамгулово, научился читать, писать арабской вязью, для своего времени хорошо владел русским языком. Он— участник нескольких войн, потом отказался от участия в братоубийственной Гражданской войне. К тому моменту он сполна на себе ощутил все горечи войны. Женился на Фатиме — уроженке деревни Карагужино, что ныне располагается недалеко от поселка Миндяк. Родилось трое детей, но выжил только наш дед. Рос физически здоровым, немного наивным, в большие дела не вмешивался, предпочитал оставаться в стороне, возможно, по совету отца (Халиля). Итак, наш папа родился перед самой Великой Отечественной войной. В майские праздники деда призвали в ряды доблестной Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Прабабушки Фатимы уже не было в живых. Наша бабушка Асия осталась с четырехмесячным сыном на попечении у свекра. Бабушка Асия тоже была родом из Карагужино. Когда-то ее родители Ханафи и Умикамал Низаметдиновы были очень состоятельными. Как обычно бывает, завистников было немало. После очередной поездки в город Верхнеуральск они не вернулись домой, по дороге были убиты. В момент трагедии Асии было 8 лет, ее брату Сальману — 12. Их никто не взял на воспитание. Так они и прожили вдвоем до совершеннолетия Сальмана на оставшихся запасах их родителей, почти впроголодь. Он пошел работать на шахту, женился, привел невесту в дом. Потом и нашу бабушку сосватали. Несмотря на то, что бабушка Асия была для своего времени достаточно грамотной, хорошо владеющей русским языком, из-за тяжелой жизненной ситуации была вынуждена отказаться от дальнейшей учебы. В Наурузово работала передовой дояркой, поэтому только в их доме стоял сепаратор для получения сметаны. Вся деревня ходила к ним. Со слов отца ежедневно по очереди народ к ним ходил с ведрами молока из-за сепаратора. Полагаю, что это ему надоедало. Ежедневный шум-гам мешал сосредоточиться в учебе. Бабушка Асия была расторопной, иногда на повозке с кем-нибудь из соседних женщин ездила в Верхнеуральск, продавала излишки домашнего хозяйства на покупку одежды и обуви. Папа в шуточку рассказывал, что его могли отдать в русскую семью, что он понравился русским тетенькам в городе. Бывало и его брали в поездку. Русские бездетные женщины допытывались у бабушки, не русский ли ее муж, сын голубоглазый и белобрысый. Если русский, отдай на воспитание нам, видим, что тебе и так тяжело. На что бабушка обижалась до слез. То ли бог услышал молитвы бабушки, то ли была причина в здоровье, ближе к 12 годам у папы волосы почернели. Когда мы переехали в его деревню в середине 70-х годов, соседская слепая бабушка расспросила меня, кто я буду, потом гладит мои волосы и спрашивает, у тебя тоже необычные светлые волосы, как у папы. Я отвечаю, нет, у папы смолисто черные. Наоборот, моя мама русоволосая. Прибегаю кродителям и рассказываю, что соседская бабушка из-за слепоты, наверно, с ума сходит, говорит, у папы светлые волосы. Папа рассмеялся и говорит, она права, я когда-то был беленьким мальчиком. Вот такая странная штука — жизнь, со временем волосы стали черными. Мне показывают мою фотографию, снятую в фотосалоне города Миасса. Несмотря на то, что фотография черно-белая, заметно, что волосы светлые. А потом они у меня тоже стали смолисто черными.

В Наурузово к папе всегда относились как к чужаку. Хотя во всех документах в графе место рождения указана именно эта деревня. Загадку разгадала только в начале 2000-х годов. Оказывается, когда началась Великая Отечественная война, брату бабушки Асии дали бронь, как шахтеру. Немного спустя, его жена ушла из жизни. Дед Сальман овдовел с четырьмя детьми. Тогда бабушка Асия с разрешения свекра — деда Халиля переезжает в Миндяк. Два года она помогала брату растить детей, пока тот не женился. Кстати, самый младший из них дядя Вазир после тяжелой болезни перестал говорить, хотя до четырех лет нормально разговаривал. Во взрослой жизни познакомился с девушкой по имени Вера, тоже не говорящей. С нашим отцом разговаривали с блокнотом, то есть писали. Они поженились, а потом выяснилось, что она родственница маршала Малиновского. С тетей Верой наш дядя Вася (Вазир) прожил в Амвросиевке. У них родилась дочь — Аня. Она говорит, как все; окончила Горловское медучилище. К сожалению, тетя Вера ушла из жизни чуть раньше. Дядю Вазира во время первой войны с Украиной контузило, он не смог выкарабкаться, скончался. Их внук Максим живет в Макеевке.

По возвращении в Наурузово, полагаю, что наш папа в первое время разговаривал по русски. Возможно из-за этого соседние детишки относились к нему как чужаку, что продолжалось и во взрослой жизни. Но папа сам этого никогда не говорил. Есть фраза в его стихах…

Дед погиб на фронте, вернее, получили сообщение, без вести пропал. Когда папа учился в выпускном 10-м классе, написал запрос в Учалинский райвоенкомат (районный военный комиссариат). Ему ответное письмо отправили с указанием даты, пропал без вести 6 октября 1942 года. Дед Халиль скончался, пока папа учился в старших классах.

Папу в первый класс привел дед Халиль (купил в сельмаге 5 тетрадей и карандаш), потому что бабушка Асия в тот момент со скотиной молочно-товарной фермы находилась на летовке. Учеников в классе было много, 44. Но к началу третьего класса их осталось 23. У папы развивалась близорукость, плохо видел с доски, списывал у своих старших троюродных братьев, которые оказались с ним за одной партой. Один из них был второгодником, второй только в девять лет пошел в школу. Времена были такие. Нашему папе было 7 лет, его дед в школу отправил вовремя. В первые два года учиться было сложно в таком большом количестве, еще и близорукому. Ехать в районный центр выписывать очки было некогда и не на что. В третьем классе учительницу поменяли, назначили очень строгую и требовательную. Начали выдавать каждому учебники. В первых двух классах обучающийся только на «тройки», по итогам первой четверти оказался среди хорошистов. С того времени папа планку не снижал. В аттестате была единственная «тройка» по русскому языку. По воспоминаниям отца в школе работали учителя с образованием. Потому что на то время Наурузовская школа была единственной средней школой с обучением на башкирском языке. Со всего района приезжали дети, чтобы получить среднее образование. По химии и биологии преподавал участник Великой Отечественной войны, выпускник и бывший преподаватель Бирского учительского института Муса Мустафеевич Хадисов. Историком работала выпускница школы имени В. И. Ленина (ныне Башкирская республиканская гимназия-интернат имени Р. Гарипова), БГУ, уроженка Татарстана СарияСибагатовнаСафаргалеева. Математику вели выпускница Магнитогорского педагогического института ФлюраЛатыповна Мустафина, в старших классах — супруга главного инженера МТС Л. Малышева. О ней были интересные воспоминания. Она не владела башкирским языком, темы объясняла на русском. Далее просила решать примеры, задачи. Когда она заметила, что папа решает правильно, просила его объяснить на башкирском остальным учащимся. Так, сам того не замечая, папа стал приобщаться к работе учителя. Стал первым помощником учителя математики. Когда его односельчане приехали на прощание с ним, они, в первую очередь, отметили его, как лучшего математика своей школы. В год окончания школы на страницах газеты «Ленинец» появилась статья — призыв комсомольцев Сакаевской школы Кармаскалинского района остаться работать в своей деревне. По этому поводу состоялось комсомольское собрание и весь класс, в котором учился папа, поступать учиться не поехал, все пошли работать в колхоз. Через несколько месяцев кто-то из них выяснил, что из тех самых кармаскалинцев в деревне никто не остался. Бывшие одноклассники отца очень расстроились, решили, что они все поедут учиться, к сожалению, на следующий год. Наш папа поехал учиться в Белорецкое педучилище. А в конце октября 1960 года после продолжительной болезни не стало бабушки Асии, ей было 48 лет. По воспоминаниям отца, казалось, жизнь закончилась, решил бросить учебу, пойти работать в колхоз, как-то надо было себя содержать. Папа потом всю свою жизнь был благодарен односельчанину РашитуРизаевичу Фаттахову, который пришел к нему «вправить мозги». Без рукоприкладства объяснил, что люди поступить учиться не могут, а ты решил бросить. Мол, если завтра не пойдешь учиться, я до самого Белорецка буду гнать тебя плеткой. То ли сыграли роль слова внушения, то ли грозный вид, папа пообещал, что на утро пойдет в сторону Белорецка. Пойдет, потому что никакого транспорта не было, вынуждены были ходить пешком. Для сравнения, сейчас на своем автомобиле этот путь занимает 1, 5—2 часа. В педучилище его ждали. Об этом нам потом поведала его преподаватель Ибрагимова Римма Александровна. Где бы мы не жили, она нас навещала. Нам рассказывала, каким талантливым студентом был папа. Когда я окончила 8-й класс, сдала все экзамены, Римма Александровна приехала уговорить меня ехать с ней в Белорецк, учиться в педучилище. Родители отказали, сказав, пусть десятый окончит, потом посмотрим, что делать. Итак, папа успешно окончил педучилище, преподаватель математики ему предложил ехать в Уфу поступать на математический факультет БГУ. К сожалению, не хватило 0, 5 балла, чтобы пройти по конкурсу. Вернулся в Учалы. Так как у него был диплом педучилища, его направили учителемначальных классов в глубинку— деревню Батталово. С райцентра пешком дошел до места работы. Для сравнения, этот путь на своем автомобиле ныне занимает два с лишним часа. Работал в четырех классах одновременно в маленьком деревянном здании. К концу 1-й четверти, как и полагалось, приехал с проверкой директор Казаккуловской школыГазизАюпович. Посмотрев на старания папы, он объявил, в этой школе поработает любая выпускница школы, а ты мне нужен в Казаккуловской школе. В первое время поживешь у меня. Не задумываясь, папа отправился с ним. Какого же было его удивление, когда увидел многодетную семью директора. Но, был вынужден некоторое время у них ютиться. Директор его назначил учителем математики и башкирского языка. Когда об этом я узнала, удивилась странному сочетанию предметов. Объяснение было простое: математику знал на «отлично»; по поводу башкирского — в школьные годы посещал кружок юнкора (юного корреспондента) и иногда на страницах районной газеты появлялись его заметки. ГазизАюпович внимательно следил за новостями на страницах районки, соответственно, уже заочно знал о нашем отце. Один из учеников Казаккуловской школы, министр лесного хозяйства Республики Башкортостан Риф ГумеровичКазаккулов сказал, что, если бы не ИшмухаметАхмадуллович, он никогда математику бы не знал, никуда бы не поступил учиться. Доступно объяснял, но и требовал, как следует, поэтому ученики вспоминают с благодарностью. В конце учебного года случилось интересное. Папу назначили членом экзаменационной комиссии по математике. Все, кто выпускался в советское время, помнят, что, кроме обязательных, было дополнительное задание «со звездочкой». В тот год по всему району ни один учитель не решил, но нашлись ученики, которые решили. Как-то надо проверить и поставить оценку. Тщательно расспрашивали, кто попытался решить? ГазизАюпович поинтересовался у папы. Папа ответил, что решил. Тогда директор отвез решение в РОНО. По решению папы оценили работы учащихся. Узнав об этом, его одноклассник ГалимьянЯрмухаметов(до заслуженного отдыха работал учителем математики, ученики Комсомольской школы его хорошо помнят) предложил поступать на физико-математический факультет Стерлитамакского пединститута. Тем более, что в Учалы приехала выездная приемная комиссия, экзамены можно сдать в Учалах. Дядя Галимьян попросил помочь сдавать экзамены. По крайней мере, кода сдавали письменный экзамен по математике, папа решил два варианта заданий, за себя и за друга. Их приняли в институт в конце июля. В это время к папе пришел другой одноклассник АсгатНуретдинов (долгие годы проработал директором Юлдашевской школы). Он стал уговаривать ехать в Уфу, поступать на филологический факультет БГУ. Просил помочь поступить. Папа ответил, что аттестат о среднем образовании уже в Стерлитамаке. Дядя Асгат не унимался, посоветовал поступать с дипломом Белорецкого педучилища. Папа решился с ним ехать в Уфу. В последний день приема сдали документы, а наутро экзамен. Так как в поезде ехали на третьей полке общего вагона, надо было по-человечески выспаться. Утром пришли на письменный экзамен. Ситуация повторилась. Папа написал за себя и за друга. После сдачи всех экзаменов выяснилось, они поступили. Теперь нужно было решать, где учиться. Никто не подсказал, что в одном из вузов можно было бы учиться очно, в другом заочно. Выбор пал на БГУ только из-за размера стипендии. Там платили 32 рубля (как университет), в Стерлитамаке — 28 (институт). Эти самые четыре рубля сыграли странную роль в выборе. Папу можно понять, когда не у кого просить помощи, по меркам того времени на 4 рубля можно прожить целую неделю. Так наш папа, сам того не замечая, стал филологом. В годы учебы ему предложили совмещать работу в редакции газеты. Учился успешно, получал Радищевскую стипендию (была учреждена тем, кто экзамены сдавал на «хорошо» и «отлично»; в 80-е годы у меня такая добавка составляла 15% от базовой). Жить стало веселее. Но тем студентам, которые приносили папе задачи по математике, никогда не отказывал, решал. Так получилось, отцу на старших курсах предложили ехать в Киевскую школу КГБ. Он был очень удобной кандидатурой, родных нет, родителей нет, аналитический ум (математик), грамотность хорошая (филолог). кто-то из мудрых посоветовал отказаться. Но … Доучиться дали возможность. а в аспирантуру дорогу наглухо закрыли. Вынужден был уехать в район. Там тоже ожидало много странностей с выбором места жительства. Через год, через два после окончания университета пытался поступить в аспирантуру. Как бы он не старался, ему было отказано. Его друг —ДанисСултановичТикеев в Стерлитамаке пытался в этом помочь. Но… «Друзья» из серьезной организации не дремали… В Учалах их сотрудник — выпускник Наурузовской школы регулярно нас посещал, пока не переехал в Белорецк 15. Как-то нас с работы водили в музей ФСБ в Уфе. Я увидела информацию об этом человеке на одном из стендов. Тогда я удостоверилась, что это было не шуткой, как в начале казалось. Но папа, несмотря на препятствия, все равно при первой же возможности старался самостоятельно вести исследовательскую работу. Обидно то, что запрет коснулся не только аспирантуры. Когда за добросовестную работу выдвинули на награждение Почетной грамотой, руководству района очень хорошо объяснили, что нельзя выдвигать его кандидатуру. Первый секретарь Учалинского горкома КПСС ФарвазРахимович Шакиров в приватной беседе (его супруга была дальней родственницей мамы; его младший брат — ученик отца) извинился, объяснил ситуацию. Поэтому первую большую награду — Почетную грамоту РСФСР папа получил в 80‑ е годы, а «Заслуженного учителя Республики Башкортостан» — в 90‑ е годы.

О родственниках мамы я напишу со слов бабушкиГурры. В очень маленьком возрасте вместо народных сказок я слушала ее рассказы о происхождении их семьи. Начну с того, что из уст в уста передаётся история переселения. Причём переселения, аж, из самой Казани. И куда? В самую глухомань — Зауралье. Как гласит наша легенда, жили в Казани некие купцы. Произошла нехорошая ситуация, возможно это связано с какой-нибудь денежной махинацией… Но их выдворили из Казани. Они бежали от расправы в далёкое Зауралье. По некоторым данным, вначале поселились в деревне Аминево Троицкого уезда, ныне Челябинской области. А потом какая-то часть родственников переехала жить на территорию современного Учалинского района Республики Башкортостан. Я, как неверующий Фома, подвергла сомнению информацию о переселении издалека. Но тот факт, что на кладбище деревни Кучуково есть надгробный памятник и на нем высечено место рождения человека из деревни Менгирово Казанской губернии, рассеял все мои сомнения. Сколько семей бежало из Казани, к сожалению, история умалчивает. Единственное, что для меня известно, — бабушку моей бабушки вывезли из Казани десятилетней девочкой. Она к этому возрасту уже посещала учебное заведение, умела читать, писать. Весь рассказ начинается с неё. Она вышла замуж за ШакираГиззатуллина. У них было пятеро детей. Их старшая дочь — Гайнисафа — моя прабабушка, которая вышла замуж за уроженца села КаримовоТунгатаровской волости Верхнеуральского уезда (кстати, тоже из приезжих), ныне Учалинского района, — АхмедьянаКарабаева. У них было трое детей — Гуррательгаин (моя бабушка), Марьям, Ишкильде. Вторая дочь — Нурэльгаин вышла замуж за Тагира Аюпова, уроженца деревни Кучуково. Их дети: Зубайля, Хажи, Губайда, Нажи. Третья дочь — Гильминиса вышла замуж за приезжего татарина — Юмагужу Хусаинова. Их дети: Салях, Рахима, Фарзана. Четвёртая дочь — Тюрфатэльгаин. Ее дочь — Гулюстан. Тюрфатэльгаин работала обходчиком на железной дороге на территории Казахской ССР. В годы Великой Отечественной войны за 3 минуты до проезда военного эшелона с техникой для артиллерии обнаружила обрыв рельсов. Необходимо было обеспечить бесперебойное снабжение. Она этот обрыв закрыла лопатой. Смогла удержать до последнего вагона. А последний ее унёс с собой. Погибла при исполнении долга. Пятый — сын — Салях. Был женат на ЗайтунеБайбуриной, которая была представительницей рода с хорошим достатком. Её родственники жили в городе Миассе, а вообще, Байбурины — выходцы тех населённых пунктов, которые сейчас на территории современного Чишминского района. Начнём с семьи моей прабабушки. Жили они вначале в деревне Каримово, по сегодняшним меркам, в среднем достатке. У них была швейная машина “Зингер”, на ней моя прабабушка обшивала всю округу. в том числе русскоязычных женщин из Златоуста и Миасса. Ниток, наверное, не было. Со слов бабушки вместо ниток использовалась тонкопряденая шерсть. В доме у них стояло высокое зеркалос тумбочкой от пола до потолка. Я себе представляю, как нынешнее трюмо. На рынке Миасса были куплены Бухарские, персидские ковры, домашняя утварь. Подрастая, дети ходили на учёбу, которая была организована при мечети. По крайней мере, моя бабушка, кроме молитв — сур Корана, прекрасно знала арифметику. Она в уме могла за считанные секунды умножить трёхзначное число на трёхзначное. Её знание арифметики потом, во взрослой жизни, очень пригодилось. Так случилось, что в 1917 году произошла революция. К сведению, бабушка 1911 года рождения, её сестра Марьям была 1914 года, а их брат 1916 года рождения. В связи с тем, что их семья была с достатком, их решили раскулачить. Для начала убили прадеда. Затем отобрали всё крупное, в том числе швейную машину “Зингер” и то большое зеркало с тумбочкой. А всё, что осталось, — это тряпки, досталось им в шести вёдрах. Почему я так пишу? Потому, что со слов бабушки и её сестры, они втроём на коромыслах несли оставшийся скарб в шести вёдрах, а их маленький брат бежал рядом. Они шли пешком из Каримово в Кучуково. По пути остановились в деревне Мулдакаево. Там жил родственник — Сагадаткартатай. Когда прабабушка с детьми вернулась из Каримово, жила очень тяжело. Но со временем встали на ноги, окрепли. Из воспоминаний бабушки: у её деда в деревне Мулдакаево был двухэтажный большой дом. На первом этаже располагался магазин, на втором — жилые комнаты. Бабушка, видимо, была сладкоежкой. В магазине продавали пряники в форме животных, покрытые глазурью, натуральным сиропом. Пряники были розового цвета. Бабушка любила пряники в форме лошадок.

Из ярких воспоминаний её детства — переход территории от одних войск к другим во время Гражданской войны. Столько книг написано, столько фильмов снято, столько спектаклей поставлено об этом периоде. Но для меня более убедительным является рассказ бабушки.

Вначале сказали: наступают “белые” (царская армия). Бабушку с сестрой спрятали в каменном погребе. Потом было некоторое затишье. Донеслись слухи, что особо зверствуют “красные” (войска Советской России). Мало того, что грабят, убивают, ещё и насилуют женское население. На этот раз решили спрятать далеко в горах. Там находился подземный склад продуктов. Более трёх суток они с сестрой просидели в землянке возле этого склада. Потом опять власть перешла в другие руки. Их опять в горы. Так и спаслись. Это только в фильмах показывают, что благородные белые офицеры, справедливые и честные красные командиры. Возможно, и такие, как исключение, служили среди них. Но большинство так бесчинствовало, что до самой смерти бабушка об этом периоде рассказывала шёпотом…

Итак, жизнь наладилась в Кучуково, бабушку выдали замуж за старателя — ШарифуллуКутлубаева, уроженца деревни Мулдашево. Старатели — люди, добывающее россыпное золото, промывая золотоносные пески на берегах рек. У деда мама умерла очень рано. Видимо, сказалось прошлое, скитания по казахским степям. Почему я вдруг решила остановиться на этом подробно, узнаете чуть далее. О маме деда бабушка говорила мало, или не говорила совсем. Этот момент память мне уже, к сожалению, стёрла. Однажды в районной газете об этом было написано очень подробно. Тогда мы жили в деревне Наурузово Учалинского района. Выписывали газету “Ураҡ һ ә м сү кеш”, на русском языке издавалась газета “Серп и молот”, но она не повторяла информацию с газеты на башкирском языке. Было так заведено, с четырёх лет я бабушке вслух читала от начала до конца районную газету на башкирском языке. В один прекрасный день журналист (тогда ещё и главный редактор газеты) Рауф Насыров опубликовал статью об известном башкирском просветителе — МифтахетдинеАкмулле, о том, что он был убит возле города Миасса и похоронен там. Не забыл написать о его жене — Сагире, уроженке деревни Сулейменово Верхнеуральского уезда, ныне Учалинского района. Из-за того, что Акмулла часто ездил по степям, учительствовал, супруге было очень тяжело. И однажды она решила сбежать. Как ей это удалось, нам неизвестно. Но в этой статье было написано, за кого же вышла замуж Сагира потом. После удачного побега Сагира выходит замуж за жителя деревни Мулдашево — за моего прадеда. У неё было четверо детей. Старшая дочь — Мархаба. Сыновья —Шарифулла — мой дед — и Ахмадулла, погибли в Великой Отечественной войне. Младшая дочь — Амина. Итак, вернёмся к рассказу бабушки. Она оказалась в семье, где властвовала мачеха — Нагима. Она вела себя очень странно. Муку, крупу, другие продукты молодой снохе выдавала по граммам на человека. Бабушка ежедневно на песчаном берегу до блеска чистила медный самовар. Иначе старшая хозяйка не принимала. После долгих мытарств дед решил перевезти семью в Кучуково. Тем более, что и Ленинск рядом. Что такое Ленинск? Это тот самый Царёво-Александринск, который был основан в честь приезда царя. Где царь якобы нашёл самородок на реке Ташкутарган. В советское время переименован в Ленинск. Пункт приёма россыпного золота от старателей так и остался в этом посёлке. Бабушка никак не могла себе простить, что Амина осталась одна без поддержки. Потому что позднее произошла страшная трагедия. Нагима решила избавиться от Амины. Для этого она с дочерью (имени называть не буду) крепко затопила баньку. Отправила Амину туда. Потом заткнули трубу, дверь снаружи закрыли. Амина задохнулась, умерла в расцвете сил.

У бабушки первый ребёнок — сын умер прожив недолго. Его нарекли именем Рафкат. Потом родилась дочь (1932 года рождения), её назвали Венерой. Следующей была дочь Фарида 1936 года рождения, далее был дядя Хамидулла 1938 года рождения. А вот с рождением моей мамы связана интересная история, которую хочется вспомнить. Дед ждал сына. Повивальные бабки тоже говорили — будет сын. Приготовил имя — Альберт. Настало 8 марта 1940 года. Бабушка родила дочь. Деду не сказали правду, но потом он узнал, что его обманули. Очень расстроился, уехал в Ленинск. В их деревне жила семья Пичугова, с которым дед вместе работал. Он сказал, что девочки — это хорошо, на старости лет будет ухаживать, уговорил деда имя не менять. То есть имя Альберт перенести на женский лад — Альбера. К сожалению, раньше в сельсоветах было много “грамотеев”. Поэтому моя мама стала Альверой, а в документах день рождения — 1 апреля 1940 года, потому что дед от обиды оттаял именно в этот день. В 1942 году родилась тетя Роза. Не знаю, что бы было потом? По неизвестным мне причинам сняли “бронь” и деда мобилизовали на фронт. А через некоторое время долетела весточка “без вести пропал”. Так закончилась жизнь деда. Хотя о нем хочется еще кое-что написать. В годы войны дед был уполномочен возить намытое россыпное золото из Ленинска в город Свердловск (ныне Екатеринбург), ездил на лошади. Причем об этом знали немногие. Бабушка очень долго хранила эту тайну. Лично мне рассказала только в начале 80-х годов. Если посчитать, 40 лет спустя… Для охраны перевозимого груза по закону военного времени деду полагалось табельное оружие. Поэтому бабушка не поверила в смерть деда. Посчитала, что без вести пропал — это не значит погиб. В то время в Мулдакаево, по словам местных, жила женщина, по моим рассуждениям, что-то типа ведьмы. Многие к ней ездили гадать. А, чем черт не шутит? Бабушка тоже решилась на такой шаг. Она сходила к ней. Та ей нагадала. По местному об этом говорили так: фалсы ҡ арсыҡ китап асты. А нагадала она очень непонятное: мол, твой муж жив, живет под другим именем, живет с инородной (то есть другой веры) женщиной. Бабушка то ли в отчаянии была, то ли в каком-то помутнении, поверила. Эта странная история нечаянно-негаданно вылезла в 1982 или 1983 году, немного подзабыла. Мои родители решили перевести пенсию бабушки на более престижный уровень — вдовы участника Великой Отечественной войны. После подтверждения суда бабушка стала получать военную пенсию 45 рублей вместо своей колхозной пенсии 28 рублей. Разница ощутимая. Но до перевода у бабушки со мной состоялся разговор. Непонятно, с чего вдруг она решила повторить мне легенду переезда ее родни из Казани. Попросила меня, если вдруг так случится, окажешься в Казани, то сходи в главную мечеть, ты должна дать “хаер”, чтобы прочитали молитву за наших сородичей. Я пообещала. Слава аллаху! Это состоялось. В 2006 году меня отправили в командировку в город Казань. Нам организовали экскурсию по Кремлю. Я сбежала с экскурсии, осталась в мечети “Куль-Шариф”, выполнила свое обещание. Вернемся к разговору с бабушкой. Потом вспомнила историю с гаданием. И спросила: внученька, как ты думаешь, дед твой, на старости лет не объявится, не стребует свою пенсию? Ведь гадалка сказала, что он жив. Так бабушка до последних своих дней думала, что дед живой.

Наша мама, когда училась в седьмом классе, вынуждена была временно оставить учебу. Можно считать, взяла «академ». Бабушка оказалась лежачей. Наша мама ухаживала за ней, иногда ей помогали перенести бабушку в баню, или из бани ее двоюродные братья, их мама — мамина тетя Марьям. Когда бабушка встала на ноги, начала ходить, мама учебупродолжила. В связи со сложившимися обстоятельствами после окончания восьмого класса Мулдакаевской школы она выехала на работу в город Миасс. Сначала работала на стройке штукатуром-маляром, иногда поручали шлифовать паркетные полы. Через год попросилась на Миасский автозавод (в годы войны Завод имени Сталина эвакуирован из Москвы, выпускает грузовые автомобили «Урал»), там их односельчанин работал мастером. Освоила работу 6 станков, когда людей не хватало, работала одновременно на 6 станках в течение всей смены, а иногда еще и 2 смены подряд. Делала сцепление для автомобилей «Урал». Комсомольские вожаки увидели ее активность, предложили ехать по вербовке на Кубу. По совету бабушки наша мама отказалась. После отказа оставаться на заводе было уже нельзя. Она этот вопрос решила просто, поехала учиться в Троицкое педучилище. После его окончания распределили в поселок Фершемпенуаз —центр Нагайбакского района Челябинской области. Но там вышла какая-то ошибка, маме дали открепление, и она приехала работать в родной район. Вакансии учителя начальных классов не оказалось. А в деревне Истамгулово не было учителей русского языка и литературы, рисования. Туда маму и отправили. В школе ей поручили еще быть старшей пионервожатой на общественных началах (то есть работать без оплаты). Началась подписная компания на периодические издания. Представителем редакции газеты приехал некий Шарапов Ишмухамет. Так началось знакомство родителей. Поженились. Вместе прожили без пяти дней 48 лет.

У МЕНЯ РОДИЛСЯ БРАТ…

В марте 1972 года дома появился маленький. Право выбора имени было предоставлено мне. Не могу объяснить, почему именно это имя выбрала. Родители согласились. В начале было интересно наблюдать, пытаться с ним играть. Я ведь не предполагала, что совсем скоро начнется другая жизнь. В Советском Союзе в те годы мамочкам предоставляли декретный отпуск — 2 месяца. У мамы, как у каждого педагога, был очередной отпуск около 2 месяцев. Итого, 4 месяца. А дальше она вышла на работу. Хорошо, что учебный год еще не начался, у нее была возможность прибегать домой, кормить братика. Как настоящий педагог, мама перед выходом на работу провела детальный инструктаж в течение недели, как ухаживать за маленьким. Напоминаю, мне было 3 с половиной года. По объективным и субъективным причинам помочь некому. Началась моя бурная жизнь в роли “Арины Родионовны”. Много раз задавали мне вопрос, было ли тяжело? Только в первый день. А дальше, как по накатанной колее… Я себя чувствовала очень взрослой. Тем более, ежедневно, вернее, в течение дня несколько раз родители повторяли, возможно, даже внушали, что я большая (Апа! ), что у меня есть маленький братик. Со всей ответственностью старалась выполнять все, что от меня требуется. Наловчилась выполнять главную процедуру. Так как поднимать было нельзя, а нужно менять на сухое, мама научила одной рукой (я выполняла левой) по возможности приподнимать за ноги, а второй вытаскивать из-под него использованные пеленки. Чтоб сухую положить, также одной рукой приподнимала за ноги, а второй аккуратно подтягивала под него сухую. Помню, приехали родственники. Застали меня за этой процедурой. Тогда младшая сестра мамы изрекла интересную фразу: “У моей ученой сестры дети рождаются с десятиклассным образованием”. Я тогда смысл слов не поняла. Много лет спустя, задала ей вопрос, почему она так думает. Моя тетя от удивления на меня закатила глаза и говорит, что видела такое впервые. А мне казалось, что все так взрослеют…

Чтоб брат не скучал, старалась всячески развлекать. Современные шоумены точно позавидовали бы… Песни пела, плясала, рассказывала придуманные мной сказки… Как всякий ребенок, изображая сказочных героев, корчила рожицы… По своему разумению изображала всех животных, которых знала на тот момент. Пыталась изображать танцоров балета, фигуристов, которых видела по телевизору. Телевизор включать не умела, да и не разрешали. Свобода творчества. Для себя уяснила главное — нужно внятно комментировать каждое свое движение. А он так привык к такому повороту дела, всегда ждал, что же я дальше буду делать, о чем буду говорить. Внимательно следил. Бывало обидно, как бы не старалась рассмешить, ничего не получалось. Все тем же серьезным видом смотрел на меня. А как только родители появлялись дома, все лицо у него расплывалось в улыбке. Спросить у взрослых, почему же мне не улыбается, было стыдно. Я же большая, апа!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.