Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





БОМБЫ В САХАРНОЙ ГЛАЗУРИ 11 страница



Впрочем, и тут, если вдуматься, рационализм дает осечку. Теоретически - да, боль терпеть людям не хочется, а хочется иметь здоровые зубы, здоровые ноги, здоровый желудок. Но кроме потребности в телесном комфорте, у человека есть еще потребность в любви. И эта потребность уж во всяком случае не меньшая (а может, и большая). Ина­че не страдали бы так даже вполне здоровые и ухоженные детдомовские дети, лишенные материнской ласки. В ме­дицине есть специальный термин, обозначающий болез­ненное состояние, вызванное недостатком родительской любви - «депривация». У ребенка с депривацией могут возникнуть на нервной почве самые разные расстройства. В том числе и болезни органов.

Давайте задумаемся: многим ли здоровым людям до­стается столько внимания, заботы и любви, сколько неред­ко получают больные? Взять хотя бы человека, попавшего в больницу. И родственники, и друзья, и сослуживцы - все рвутся его навестить, утешить, рассказать что-то интерес­ное, принести деликатес. Больного ребенка часто избало­вывают так, что потом сами не знают, куда деваться от его капризов. И хотя на сознательном уровне люди, конечно, стремятся поскорее избавиться от своей болезни, бес­сознательно они могут ее продлевать, чтобы тем самым продлить заботу и любовь окружающих. В крайнем своем проявлении это выливается в психиатрический симптом под названием «уход в болезнь».

Вы замечали, как старики любят во всех подробностях рассказывать о своих недугах и хворях. Повторяют одно и то же по многу раз. Не для того же, чтобы снова и снова услы­шать давно известные советы выпить корвалол и побольше лежать. Нет, им (опять-таки, скорее всего, бессознательно) хочется сочувствия, внимания - словом, любви.

А как часто слышишь от родителей, у которых есть ребенок-инвалид, что они его почему-то любят больше своих здоровых детей. Они и сами не понимают, в чем тут секрет, ведь с рациональной точки зрения это абсурд: такой ребенок требует гораздо больше усилий и затрат, которые к тому же никогда не окупятся, поскольку он не будет опорой в старости, не совершит ничего выдающе­гося, скорее всего, не продолжит род и даже неизвестно, доживет ли до зрелого возраста. И все равно его любят и жалеют больше, чем здорового. От чего другие дети не­редко очень страдают. Порой они даже мечтают заболеть (а то и симулируют болезнь! ), как бы пытаясь занять место больного любимца семьи.

Так что сцепка «счастье - здоровье» не столь безуслов­на, как кажется на первый взгляд. Правда, с одной оговор­кой сказанное справедливо для традиционного общества, в котором милосердие и защита слабых - одна из базовых ценностей, безоговорочная этическая норма.

Однажды мы слышали очень интересное выступление на конференции в Архангельске. Докладчик, настоятель университетского храма во имя святого праведного Ио­анна Кронштадтского Евгений Соколов, иронизируя над тем, что здоровье сегодня становится чуть ли не главной ценностью, вспомнил такой случай. Когда один важный чи­новник сказал ему дежурную поздравительную фразу типа «главное - здоровье, остальное приложится», священник огорошил его довольно неожиданным ответом. А вернее, вопросом: «За что вы меня так не уважаете? » Чиновник, понятное дело, изумился. Дескать, как не уважаю? Тогда отец Евгений продолжил: «Для кого важнее всего здоро­вье? Например, здоровые зубы? »

Немного подумав, чиновник ответил: «Ну, не знаю... наверное, для волка».

- Правильно, - кивнул батюшка. - А ноги? Кто с пере­ломанной лапой не убежит от волка?

- Заяц, - сразу угадал собеседник.

- Но я же не волк и не заяц, а человек! - заключил отец Евгений. - Зачем же меня приравнивать к бессловесной твари?

Зал весело рассмеялся, и докладчику, собственно, уже не обязательно было делать вывод о том, что здоровье - главная ценность животного мира, и что, подхватывая псевдогуманные, а на самом деле очень коварные лозунги, мы невольно низводим человека, созданного по образу и подобию Божию, до уровня зверя.

Впрочем, и в животном мире царят не такие уж звери­ные законы неумолимого отбора, как те, о которых нам рассказывали на уроках «научного дарвинизма». Здоровые

Самцы оленей в мину­ту опасности становятся кругом, заслоняя и защи­щая (подчас ценой соб­ственной жизни) не только самок и детенышей, но и вроде бы бесполезных, старых и увечных сородичей.


А чего стоят крысы-«звезды», сросшиеся хвостами, абсолютно беспомощные, предоставляющие собой обу­зу, поскольку они ни кормиться, ни передвигаться сами не могут, находясь в состоянии глубокой инвалидности! И тем не менее остальные крысы, этот символ злобы и беспощадности, не уничтожают «сиамских близнецов», а берут на полное социальное обеспечение: кормят, поят и бережно переносят с места на место в период миграции.

Выходит, даже сравнение с животным миром отнюдь не в пользу человека, который постепенно превращает здо­ровье в главную ценность? А если это не просто озверение, тогда что же? Какие еще аналогии могут прийти на ум?

 

Сила немощных

 

Как же учит христианство относиться к здоровью? Во­прос этот теснейшим образом связан с вопросом о смысле жизни, ведь именно ее позволяет продлить хорошее здо­ровье и укорачивает плохое. Но для христианина смысл жизни лежит совсем в другой плоскости и находится за пределами жизни земной. Это стяжание Духа Святаго и спасение души для жизни вечной. И здоровье вовсе не залог вечного спасения. «Любовь к Богу осуществляется чрез одно только душевное действование, не нуждаясь для этого в содействии тела; подобным образом и вера есть показатель одной только психической энергии; точно также и надежда совершается одною только психической энергией; равно как и смиренномудрие действует и под­держивается чрез энергию души. И вообще говоря, все не­обходимые (для спасения) духовные добродетели, корень и основание которых есть чистота сердца, совершаются при помощи одной только духовной энергии нашей раз­умной души, не нуждаясь для своего выполнения в теле. Поэтому и увечные, и больные, и неподвижимые телом чрез эти добродетели, посредством душевного действования, могут благоугодить Богу», - поучал преподобный Анастасий Синаит, святой, живший в VII веке (Святоотече­ская христология и антропология. Пермь, Православное общество «Панагия». М., Православно-просветительский центр «Пересвет», 2003. С. 18).

И даже наоборот. По крайней мере, в современной жиз­ни отменное здоровье, дающее человеку силы не столько на подвиги, сколько на удовлетворение разнообразных страстей, нередко уводит его от Бога, препятствует спасе­нию. А поворот к Богу начинается как раз, когда здоровье пошатнется, порой очень серьезно. Тогда-то, поскольку немощь мешает полнокровной жизни тела, появляется время остановиться, оглядеться, подумать о чем-то вы­ходящем за пределы сиюминутных житейских проблем.

Конечно, мы, приветствуя кого-то при встрече, всегда желаем ему здоровья («здравствуй! »). И Церковь молится о здравии своих чад. Но одновременно - помните «По­каянный канон ко Господу Иисусу Христу»? - предупре­ждает: «Не уповай, душе моя, на телесное здравие и на скоромимоходящую красоту».

А вот как отвечал старец Паисий на вопрос: «Геронда, болезнь всегда приносит человеку пользу»?

«Да, она приносит огромную пользу всегда. Болезни помогают людям, у которых нет добродетелей, уми­лостивить Бога. Здоровье - это большое дело, но то доброе, что приносит человеку болезнь, здоровье ему дать не может! Болезнь приносит человеку духовное добро. Болезнь - это великое, великое благодеяние. Она очищает человека от греха, а иногда «гарантирует» ему < небесную> мзду. Душа человека подобна золоту, а болезнь подобна огню, которая это золото очищает. Посмотри, ведь и Христос сказал апостолу Павлу: «Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12, 9). Чем больше мучается человек от болезни, тем более чистым и более святым он становится - лишь бы он терпел и принимал болезнь с радостью» (Семейная жизнь. М., Святая Гора, 2004, С. 232).

В этой книге, для которой тема здоровья вовсе не основная, - она о семейной жизни - так много простых, понятных и в то же время очень мудрых поучений о том, как должно человеку относиться к своему здоровью и недугам, что их хочется цитировать целыми страницами.

«Когда человек в полном порядке в отношении здоро­вья, то это как раз значит, что-то у него не в порядке. Лучше бы ему чем-то болеть. Я получил от своей болезни [старец болел раком] такую пользу, какую не получил от всего подвига аскезы, который совершал до того, как заболел. Поэтому я говорю, что если у человека нет обязанностей [по отношению к другим], то ему лучше предпочитать здоровью болезни. Будучи здоровым, человек остается в должниках, а вот от болезни, относясь к ней с терпе­нием, - он получит мзду. Когда я жил в общежительном монастыре, туда однажды приехал один святой епископ, очень старый, по имени Иерофей. Он был на покое и под­визался в скиту Святой Анны. Когда, уезжая, он садился на лошадь, у него задрались брюки и все увидели его страшно опухшие ноги. Монахам, которые помогали ему сесть на лошадь, стало жутко. Епископ понял это и сказал: «Это самые лучшие дары, которыми наградил меня Бог. Я прошу Его, чтобы Он у меня их не забирал» (Тамже. С. 235. )

А здесь Паисий Святогорец как будто заочно полемизи­рует с митрополитом Антонием: «Те, кто с любовью и терпе­нием ухаживает за больными, калеками и тому подобными, своей жертвой стирают свои грехи» (Тамже. С. 244).

У старца Паисия есть даже глава с таким названием: «О том, что телесное увечье - это благословение Божие». Читая ее, лишний разубеждаешься: православный взгляд на телесное здравие и болезнь  диаметрально противоположен либеральному.

«Если человек имеет красоту, удальство, здоровье и при этом не подвизается, не старается отсечь свои недостатки, то Бог скажет ему: «В жизни земной ты насладился данными тебе благами: удальством и тому подобным! Что еще Я тебе должен? Ничего». А вот человек, имеющий увечье: родился ли он с ним, унаследовал ли его от роди­телей или приобрел позднее, должен радоваться, потому что в жизни иной он получит воздаяние. Особенно в том случае, если он не виноват в своем увечье» (Тамже. С. 261).

Один из разделов этой главы тоже имеет красноречи­вый подзаголовок: «Правильное отношение родителей к увечью своих детей».

«Есть такие матери, - говорит старец Паисий, - кото­рые, узнав во время беременности, что ребенок родится увечным или умственно отсталым, делают аборт и убивают свое дитя. Они не думают, что у этого ребенка тоже есть душа. Многие отцы приходят и говорят мне: «Мой ребенок будет ущербным? Почему Бог делает так? Я не могу этого вынести». Какое же бесстыдство по отношению к Богу несет в себе такое отношение, какое упрямство, какой эгоизм! » (Тамже. С. 267).

Старец Паисий вовсе не идеализирует тяжкую участь ребенка-калеки, не закрывает глаза на страдания. «Как же мучаются несчастные матери, имеющие умственно отсталых детей. Эти дети постоянно устраивают шумные сцены, все пачкают... Настоящее мученичество! » - пишет он. Но тут же рассказывает про одного умственно отста­лого малыша, которого родители привозили в монастырь, где старец подвизался: «Какой разумный человек имеет доброту, которая есть у него? Как же он молится, как же он кладет поклоны! Когда, страдая от грыжи, я не мог де­лать поклоны, родители сказали ему: «Батюшка заболел, не может делать поклоны». - «Я за него сделаю! » - сказал малыш и начал совершать за меня поклоны... Сколько же у него было любочестия, сколько великодушия! Как-то один из соседских детей его поколотил, а он, в ответ на побои, протянул ему руку и сказал: «Будь здоров! » Видишь как? Кто из людей «разумных» так поступает, даже если читает Евангелие и целую кучу духовных книг?.. Этот малыш ни­чего не хочет для себя, он все хочет для других. Он и сам пойдет в Рай «без экзаменов», но и родителей своих тоже приведет в Рай» (Там же. С. 263).

Заканчивается этот рассказ словами, в искренности которых невозможно усомниться. «Как бы я хотел быть на его месте! - восклицает старец Паисий. - И пусть я ничего бы не понимал, и пусть я бы не мог говорить! Бог дал мне все блага, но, несмотря на это, я эти блага неблагодарно расточил. В жизни иной в сравнении с этим малышом даже богословы отойдут на задний план. Помысл говорит мне, что на Небе святые богословы не будут в лучшем по­ложении по отношению к познанию Бога, чем такие дети. И может быть, таким детям праведный Бог даст и что-то большее, потому что в жизни земной они были многого лишены» (Там же).

«Что ни говори, те, у кого есть умственная отсталость, находятся в положении лучшем, чем другие, - делает вы­вод старец Паисий. - С таких людей не может быть ника­кого спроса, и поэтому они переходят в иную жизнь «без экзаменов» (Там же. С. 266).

Людям, далеким от православия, все эти речи могут по­казаться полным безумием. «Мы безумны Христа ради», -писал апостол Павел в послании к членам коринфской церкви (1 Кор. 4, 10). Даже некоторые воцерковленные христиане, которые хоть и читают духовную литературу, но на практике больше руководствуются советами журнала «Здоровье» и рецептами газеты «ЗОЖ» («Здоровый образ жизни»), воспримут подобные поучения старца как нечто далекое от нашей повседневной реальности.

Не в назидание ли скептикам, а также тем, кто готов согласиться с глобальным переустройством мира, где больным и немощным уже не будет места («Зачем плодить уродов и продлевать жизнь калекам? Чтобы они мучились и мучили других? »), не в назидание ли всем нам, возвед­шим здоровье в абсолют, Господь в последнее столетие так часто являл чудеса именно через самых немощных, самых больных, самых, казалось бы, никчемных людей?

Ярчайший тому пример - блаженная Матрона Москов­ская, одна из наиболее почитаемых святых последнего времени. Она была не просто незрячая от рождения. У нее, как у евангельского слепца, даже не было глазных яблок. А в семнадцать лет еще и отнялись ноги.

Как будто специально для современных женщин сохра­нились сведения о том, что Матрона была нежеланным ре­бенком. «При той нужде, в которой жили Никоновы [роди­тели Матроны], четвертый ребенок мог стать прежде всего лишним ртом. Поэтому из-за бедности еще до рождения последнего ребенка мать решила избавиться от него, -повествуется в книге о блаженной (Житие и чудеса святой праведной блаженной Матроны Московской. М., Свято-Покровский ставропи-гальный женский монастырь, 1999. С. 5). - Об убийстве младенца во чреве матери в патриархальной крестьянской семье не могло быть и речи. Зато существовало множество приютов, где незакон­норожденные и необеспеченные дети воспитывались за казенный счет или на средства благотворителей. Мать Матроны решила отдать будущего ребенка в приют князя Голицына в соседнее село Бучалки, но увидела вещий сон. Еще не родившаяся дочь явилась Наталии во сне в виде белой птицы с человеческим лицом и закрытыми глазами и села ей на правую руку. Приняв сон за знамение, богобоязненная женщина отказалась от мысли отдать ребенка в приют. Дочь родилась слепой, но мать любила свое «дитя несчастное» (Там же).

Но как раз это, по мирским понятиям, «несчастное дитя» вскоре стало кормилицей и славой семьи. И именно Матрону, беспомощную калеку, а не кого-то более «полно­ценного» праведный Иоанн Кронштадский назвал своей сменой, «восьмым столпом России».

Поразительна и история Григория Журавлева, который родился в Самаре, как сейчас говорят, «обрубком» - без рук и без ног. Если бы такой плод продиагностировали на УЗИ, то наверняка рекомендовали бы аборт. И очень многие люди, в том числе православные, поддержали бы такую рекомендацию. Но в конце XIX века УЗИ еще не было, поэтому младенец с таким страшным увечьем появился на свет. А поскольку он был еще и девятым (! ) ребенком в семье, естественно, пошли разговоры про лишний рот.

Но одна прозорливая старица предсказала родным Григория, что именно этим ртом он и накормит всю семью. Как часто бывает с предсказа­ниями, смысл проявился не сразу. Кто бы мог подумать, что Григорий станет церковным художником и будет ри­совать ртом?! В музее Самарской се­минарии хранятся иконы его письма. А в деревне Утеевка он расписал целый храм! Братья держали его на руках, а он держал в зубах кисть. Трудно даже вообразить те муки, которые испытывал этот великий подвижник. По крайней мере, известно, что он полностью сточил себе зубы. А пророчество сбылось буквально: император Александр III назначил Григорию Журавлеву пожизненную пенсию, на которую смогла прожить вся его родня.

Можно вспомнить и блаженную исповедницу Матрону Анемнясевскую, физически недоразвитую настолько, что



она помещалась в небольшом ящичке, но укреплявшую многих людей во время гонений на цер­ковь; и Дуню Дивеевскую, кото­рая в детстве почти не двигалась, а потом и вовсе перестала, но была знаменита своим благо­датным душепопечительством - множество заблудших людей она наставляла на путь правед­ности; и не прославленного еще


блаженного старца Димитрия из села Пески Московской области, разбитого параличом. Его дар прозорливости подтвержден множеством свидетельств, которые публи­ковались в прессе. Сколько их было - сильных в немощи!

В заключение хочется отметить, что в Священном Пи­сании о здоровье говорится всего два раза!

Первый раз, когда Иосиф, увидев братьев, «... сказал: здоров ли отец ваш старец, о котором вы говорили? » (Быт. 43, 27). И второй раз в Притчах Соломоновых: «Не будь мудрецом в глазах твоих, бойся Господа и удаляйся от зла: это будет здравием для тела твоего и питанием костей твоих» (Притч. 3, 7-8).

Вот такой рецепт здоровья дает нам Библия.

 

Глава IX

КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ


 

 

Яйца курицу учат

 

«Белые платочки»... Этот образ уже прочно вошел в нашу жизнь и вызывает вполне определенные ассоциа­ции, прежде всего, со старческим возрастом. Хотя белые косынки можно увидеть и на молодых женщинах, и на девушках, и даже на малютках, еще не умеющих ходить, «белыми платочками» называют церковных старушек. Словом, наблюдается несоответствие ассоциативного образа реальной действительности. И еще одно, быть может, более загадочное несоответствие относится к области психолингвистики. Ведь белое-символ чистоты, а также праздничности. Уменьшительно-ласкательный суффикс в слове «платочки» должен настраивать на уми­ление, симпатию. То есть «белые платочки» теоретически должны были бы вызывать ассоциации сугубо положи­тельные, а вызывают усугубленно-отрицательные. («Эти злые бабки, которые только шикают, одергивают, все им не так. Не так крестишься, не так стоишь, не так одеваешься. Видите ли, колени и плечи надо при­крывать. Щас! Мне не до того было, на душе тоска, а тут старухи учат жить. Вообще больше не пойду никогда! »)

В общем, мы наблюдаем очень грубое искажение словесно-образной связи, которое произошло, конечно, не само по себе, а потому что разные авторитетные люди многократно употребляли и продолжают употреблять сло­восочетание «белые платочки» в отрицательном контексте.

В результате сформировалось устойчивое негатив­ное представление о церковных старушках как о некоем враждебном классе, преграждающем молодежи дорогу к храму. Иногда, правда, раздаются возражение: дескать, не надо так нападать на бедных старух. Ведь именно «бе­лые платочки» вкупе со священством в советское время спасли Церковь. Но возражения эти погоды не делают, утопая во множественных рассказах о злодеяниях наглых бабок. И соответственно люди, волнующиеся за будущее Церкви, встают на сторону молодежи. Настоятели многих храмов строго-настрого запретили бабушкам делать за­мечания молодым. И бабушки эти стали тише воды, ниже травы. Но разговоры про «белые платочки» не утихли. На них продолжают вешать всех собак.

А некоторые пошли дальше. Однажды мы присутство­вали на церковной конференции, где старшеклассница поучала с трибуны уже не только бабушек, но и самих свя­щенников, как надо правильно обращаться с молодежью, чтобы произвести на нее благоприятное впечатление. А то иные батюшки так бестактно себя ведут, что оскорбленные ребята могут больше никогда не прийти в храм. «Какое право имеют священники делать замечания девушке в брюках или с непокрытой головой? А если ей не идут юбка или платок? Это же такая мелочь! Зачем цепляться? »

Правда, юная наставница батюшек не нашлась, что от­ветить на вопрос: «Если это мелочь, то почему вам должны уступать, а не вы? Когда приходишь в гости, делаешь так, как принято у хозяев. Разве вы будете спорить, если вас в чужом доме попросят переобуться в тапочки или вытереть руки определенным полотенцем? »

Однако большинство в зале,                                

судя во всему, наших взглядов не разделяло, и девушке торжествен­но вручили приз: ее сочинение, которое она и зачитала в качестве доклада, было признано лучшим


на конкурсе детских работ по теме «Православная культура в современном обществе». То есть девочку наградили за осуждение старших, причем облеченных священническим саном. И наградили не сотрудники какого-нибудь, условно говоря, фонда Сороса, а именно те, которых она с таким апломбом учила жить - священники. Хотя все они, наверное, много раз слышали пословицу «яйца курицу не учат». А ведь эта народная мудрость простым, но весьма доходчивым образом иллюстрирует библейскую заповедь, служа своео­бразной профилактикой греха хамства. И нам кажется, что ее, эту пословицу, сейчас надо бы вспоминать почаще.

О преднамеренном разжигании конфликта поколений написано, в том числе и нами, довольно много. Уже по­нятно, что стравливание «отцов» и «детей» есть важнейшая задача глобалистского проекта. Делается это для разру­шения традиций и морально-этических установок, которые обычно передаются от старших к младшим и которые, по замыслам глобалистов, необходимо заменить антитра­диционными, антихристианскими и античеловеческими «ценностями». Без дискредитации нормальных взрослых это невозможно.

К сожалению, в последние годы разрушительные про­цессы начали проникать и в церковную среду. Кампания против «белых платочков» - яркое тому подтверждение, что неудивительно: Церковь у нас хоть и отделена от го­сударства, но ее члены живут не в вакууме, а в том самом обществе, о котором сейчас идет речь.

Наверное, какие-то охранительные механизмы меша­ют нам по-настоящему увидеть, в насколько искаженной реальности мы живем. Когда начинаешь серьезно задумы­ваться, вздрагиваешь. Нет, конечно, нельзя сказать, что старость у нас в принципе считается чем-то презренным. До такого мы пока не докатились. Но спросим себя, какое место занимает старшее поколение в традиционных куль­турах, и сравним с сегодняшним днем. А также с тем, что намечается на день грядущий.

Поскольку глобализм еще не утвердился по всей пла­нете, на ней пока что довольно много мест, где можно воочию увидеть традиционное отношение к старости, традиционную роль стариков в жизни общества. В Не­пале, например, пожилые и старые родственники до сих пор имеют решающее право голоса, когда молодые собираются вступить в брак. Жрецы, выполняющие там, помимо всего прочего, роль психиатров, тоже весьма преклонного возраста.

А вот свидетельство сирийца: «Мой отец - очень про­грессивный, очень демократичный человек. Таких широких взглядов у нас мало кто придерживается. Представляете? Я при нем могу даже выпить бокал вина! » (Сириец был христианином, а не мусульманином, поэтому в принципе вино потреблял. ) Заметим, что на момент разговора сыну прогрессивного отца было около сорока лет, он имел уже своих детей и в недалеком будущем мог стать дедушкой.

Да надо ли так далеко ходить, когда и на Кавказе, при­чем в курортной полосе, где гораздо более «продвинутые» нравы, до сих пор существует совет старейшин, к которому апеллируют как к истине в последней инстанции при реше­нии разных спорных вопросов: от конфликтов в семье до конфликтов государственного масштаба.

Но старику для того чтобы его почитали, не обязательно входить в совет старейшин. Ему достаточно войти в комна­ту - все немедленно встают и не садятся, пока не получат от вошедшего разрешение. Абхазская невестка и сегодня, в век компьютера (который она, между прочим, если есть


 

нужда, прекрасно осваивает), в буквальном смысле слова не подает голоса в присутствии свекра. Так она выражает ему свое сугубое почтение. Когда в тех краях умирает старик, скорбь полагается выражать сильнее, чем по молодому. Вро-


де нелепость: один пожил, сколько положено, другой ушел преждевременно. Но абхазцы считают, что у старого чело­века больше заслуг, оттого и утрата его более значительна.

Сейчас нам все это кажется экзотикой, но не так давно (во всяком случае в историческом масштабе) старики и в России играли совсем не ту роль, что играют сейчас. «Во главе крестьянской семьи стоял один человек - большак. Это положение его как главы в религиозно-нравственном, хозяйственном и даже административном отношениях при­знавали все члены семьи, община и власти. Из таких глав каждой семьи, а, следовательно, и хозяйственного двора, состояла сходка общины. Большаком, как правило, стано­вились по праву старшинства» (Громыко М. М., БугановА. В. О воззрениях русского народа. М., Паломник, 2000. С. 341).

Хотя в семье и в более широких социальных средах главенствовал мужчина, почитали и пожилых женщин. «Каждое сложное семейство повинуется одному хозяину... а женщины, кроме хозяина, еще и хозяйке, - рассказывал в середине XIX века этнограф А. Архангельский. - Все в семействе твердо знают и опытом научены, что для счастья семейства необходимо, чтобы все повиновались одному старшему, умнейшему и опытнейшему в семей­стве, от которого бы зависели все хозяйственные рас­поряжения» (Тамже. С. 345).

Собственно говоря, в последней цитате вполне опре­деленно обозначено, какие свойства старости получали особое признание общества, что давало пожилым такой высокий статус, почему этот возраст даже назывался «почтенным». Мудрость - вот качество, особо ценимое в людях данного возраста. Качество, иному возрасту, как правило, не присущее, потому что оно приходит с жиз­ненным опытом.

Да и на нашей детской памяти эта роль стариков была еще актуальной. Обе мы проводили много времени со своими бабушками и дедушками и хорошо помним, как к ним приходили соседи, знакомые, бывшие сослуживцы -самые разные люди более молодого возраста. Приходили именно как к старшим, чтобы получить совет в какой-то затруднительной ситуации. Другие члены семьи воспри­нимали это как нечто само собой разумеющееся: с кем еще советоваться как не с людьми, прожившими жизнь? И гордились тем, что к их родственнику столь многие обра­щаются за советом. Хотя им, учитывая тогдашние жилищ­ные условия, это доставляло определенные неудобства. И так деваться было некуда, а тут еще чужие люди сидят.

Старики в глубине души тоже гордились оказываемым им доверием и подходили к делу очень ответственно. В каких-то особо сложных случаях они отвечали не сразу, а посоветовавшись с другими стариками.

Важно подчеркнуть, что наставническую роль давала человеку сама старость, а не профессиональные заслуги, не богатство или социальное положение. Наши бабушки, например, всю жизнь были домохозяйками. Но их мнение



во многих вопросах ценилось не меньше (а то и больше! ), чем мнение иных ученых с ре­галиями. Для того, чтобы стать «мудрецом местного значе­ния», старику нужна была лишь открытость, лишь готовность делиться своим житейским опытом с другими.


Старость в традиционной системе координат была в каком-то смысле наградой за правильно прожитую жизнь. Почитая в юности старших, молодежь знала, что когда она доживет до седин, почтение бумерангом вер­нется к ней. Это помогало вытерпеть отца с крутым харак­тером, ворчливую свекровь, и перспектива старости уже не рисовалась столь печальной, несмотря на неизбежные в этом возрасте скорби.

К концу 60-х ситуация стала вроде бы не очень заметно, а на самом деле довольно быстро меняться. Сказывалось бурное строительство городов, но главное, давали о себе знать новые тенденции. Ведь именно тогда мир начали активно переделывать под глобалистский проект. Хотя мы еще долго этого не подозревали и даже слов таких, как «глобализм», «глобализация» до последнего времени не слышали.

 

 

Дежурные по храму

 

Старики, переезжая в новостройки, лишались своего привычного мирка, и молодежь уже потихоньку настраи­валась на новый лад. Вошло в обиход понятие «бабушки на лавочках», окрашенное отрицательно и обозначавшее праздных, вредных и злобных старух. Они от нечего делать целыми днями сидят у своих подъездов, лузгают семечки, сплетничают, смотрят, кто с кем и к кому пришел. У них досье на всех жильцов, но особенно они ненавидят молодых, шипят вслед. Брюки надела - выглядишь «как мужик», мини-юбки -«разврат»... Житья от них нет! Лучше бы занялись чем-нибудь полезным вместо того, чтобы нос совать в чужие дела.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.