Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Раз­но­вид­но­сти по­ми­на­ния



74) Зикр бы­ва­ет двух ви­дов.

Пер­вый из них — по­ми­на­ние имен и ат­ри­бу­тов Гос­по­да, вос­слав­ле­ние Его ими, Очи­ще­ние Его от все­го то­го, что не по­до­ба­ет Ему. Он то­же под­раз­де­ля­ет­ся на два ви­да.

Пер­вый из них — вос­слав­ле­ние по­ми­наю­щим Его имен. Этот вид упо­мя­нут в ха­ди­сах, как, на­при­мер: «Свят Ал­лах и хва­ла Ал­ла­ху и нет бо­же­ст­ва, кро­ме Ал­ла­ха и Ал­лах ве­лик, свят Ал­лах и хва­ла Ему, нет бо­же­ст­ва, кро­ме Ал­ла­ха, Един­ст­вен­но­го, нет Ему со­то­ва­ри­щей. Толь­ко Ему при­над­ле­жит власть и хва­ла и Он на ка­ж­дую вещь мо­щен».

Луч­ший ва­ри­ант по­доб­но­го по­ми­на­ния — это ко­гда в нем со­еди­ня­ют­ся во­еди­но и обоб­ща­ют­ся сло­ва вос­хва­ле­ния. На­при­мер, сло­ва: «Свят Ал­лах, столь­ко раз, сколь­ко су­ще­ст­ву­ет Его тво­ре­ний», пред­поч­ти­тель­нее, не­же­ли про­стое про­из­но­ше­ние «Свят Ал­лах». Сло­ва «Сла­ва Ал­ла­ху, столь­ко, сколь­ко Он соз­дал на не­бе, на зем­ле и что ме­ж­ду ни­ми, столь­ко, сколь­ким су­ще­ст­вам Он Тво­рец», луч­ше, чем про­стое: «Сла­ва Ал­ла­ху». При­вел Мус­лим.

    В ха­ди­се от Джу­вей­рии[201] пе­ре­да­ет­ся, что про­рок (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) ска­зал ей: «По­сле те­бя я ска­зал по три раза че­ты­ре фра­зы, ес­ли взве­сить их, то они бы пе­ре­ве­си­ли то, что ты ска­за­ла за се­го­дняш­ний день из по­ми­на­ния Ал­ла­ха. Эти сло­ва: « Свят Ал­лах и хва­ла Ему, столь­ко, сколь­ко су­ще­ст­ву­ет Его соз­да­ний, свят Ал­лах, столь­ко раз, сколь­ко Ему бу­дет угод­но, пусть вес этих сла­во­сло­вий бу­дет ра­вен ве­су Его тро­на, а их ко­ли­че­ст­во бу­дет рав­но чис­лу Его слов»[202].

В сбор­ни­ках Тир­ми­зи и Абу Дау­да со слов Са'да бин Абу Вак­ка­са, да бу­дет до­во­лен им Ал­лах, пе­ре­да­ет­ся, что (как-то раз) он вме­сте с по­слан­ни­ком Ал­ла­ха, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, за­шёл к од­ной жен­щи­не, ко­то­рая по­ми­на­ла Ал­ла­ха, пе­ре­би­рая ле­жав­шие пе­ред ней кос­точ­ки (или: мел­кие ка­меш­ки). (Уви­дев это, Про­рок, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, ) ска­зал: Я ука­жу те­бе на то, что бу­дет для те­бя лег­че и луч­ше). (Го­во­ри): «Сла­ва Ал­ла­ху по чис­лу Его тво­ре­ний в не­бе­сах, и сла­ва Ал­ла­ху по чис­лу Его тво­ре­ний на зем­ле, и сла­ва Ал­ла­ху по чис­лу (Его тво­ре­ний) ме­ж­ду не­бом и зем­лёй, и сла­ва Ал­ла­ху по чис­лу (все­го) то­го, что Он (соз­дал и соз­даст)» (Суб­ха­на-Лла­хи 'адада ма ха­ля­ка фи-с-са­ма'и, ва суб­ха­на-Лла­хи 'адада ма ха­ля­ка фи-ль-ар­ди, ва суб­ха­на-Лла­хи 'адада ма бай­на за­ли­кя, ва суб­ха­на-Лла­хи 'адада ма ху­ва Ха­ли­кун), - (и то же са­мое го­во­ри) о сло­вах «Ал­лах Ве­лик» (Ал­ла­ху Ак­бар), «Хва­ла Ал­ла­ху» (Аль-хам­ду ли-Лла­хи), «Нет бо­га, кро­ме Ал­ла­ха» (Ля иля­ха ил­ля-Лла­ху) и «Нет мо­щи и си­лы ни у ко­го, кро­ме Ал­ла­ха» (Ля хау­ля ва ля кув­ват­та ил­ля би-Лла­хи)[203].

     Вто­рой вид — по­ми­на­ние Все­выш­не­го, в ви­де со­об­ще­ния о том, в чем вы­ра­жа­ют­ся Его име­на и ат­ри­бу­ты. Как, на­при­мер, ко­гда вы го­во­ри­те, что Ал­лах слы­шит го­ло­са сво­их ра­бов, ви­дит их дви­же­ния, ни­что из их дел не скры­то от Не­го, то что Он до­б­рее к ним, чем их ро­ди­те­ли к ним, то что Он на вся­кую вещь мо­щен, то что при по­кая­нии ра­ба, Он ра­ду­ет­ся боль­ше че­ло­ве­ка по­те­ряв­ше­го сво­его верб­лю­да, в без­жиз­нен­ной пус­ты­не, на ко­то­ром бы­ла его про­ви­зия, а по­том на­шед­ше­го его.

Луч­ший спо­соб по­доб­но­го по­ми­на­ния — вос­слав­ле­ние Его тем, чем Он вос-хва­лил са­мо­го Се­бя или тем, чем вос­хва­лил Его по­слан­ник Ал­ла­ха, без ис­ка­же­ний этих слов, без их от­ри­ца­ния, упо­доб­ле­ния и срав­ни­ва­ния с чем-то или кемто. Этот вид зи­кра под­раз­де­ля­ет­ся на три ви­да, на хва­лу, вос­слав­ле­ние и воз­ве­ли­чи­ва­ние.

Хва­ла Все­выш­не­го — это со­об­ще­ние о Его со­вер­шен­ных ат­ри­бу­тах с лю­бо­вью и до­воль­ст­вом. Нель­зя на­звать мол­ча­ще­го влюб­лен­но­го хва­ля­щим, так­же как и то­го, кто вос­хва­ля­ет Его, не ис­пы­ты­вая к Не­му чув­ст­ва люб­ви. Толь­ко при со­во­куп­но­сти все­го это­го, то есть про­из­не­се­ния слов хваль­бы и чув­ст­ва люб­ви, по­лу­ча­ет­ся хва­ла в ис­тин­ном смыс­ле это­го сло­ва.

Вос­слав­ле­ние же — это пе­ре­чис­ле­ние Его вос­хва­ляе­мых черт, од­ну за­дру­гой. Ес­ли вос­хва­ля­ют­ся ат­ри­бу­ты сла­вы, ве­ли­чия, воз­вы­шен­но­сти и вла­ды­че­ст­ва, то это на­зы­ва­ет­ся — воз­ве­ли­чи­ва­ни­ем. Все­выш­ний Ал­лах со­еди­нил все три ви­да в на­ча­ле су­ры «От­кры­ваю­щая» и ко­гда раб про­из­но­сит: «Хва­ла Ал­ла­ху Гос­по­ду ми­ров», Ал­лах го­во­рит: «Раб Мой вос­хва­лил Ме­ня». Ко­гда он го­во­рит: «Ми­ло­сти­вый, Ми­ло­серд­ный», то Он от­ве­ча­ет: «Раб Мой вос­сла­вил Ме­ня». Ко­гда же он го­во­рит: «Царь Суд­но­го Дня», Он от­ве­ча­ет: « Раб Мой воз­ве­ли­чил Ме­ня»[204].

76) Вто­рой вид зи­кра: по­ми­на­ние Его при­ка­зов, за­пре­тов и за­ко­нов. Оно бы­ва­ет двух ви­дов:

Пер­вое из них — ко­гда по­ми­на­ешь Его, со­об­щая, что Он при­ка­зал то-то, за­пре­тил от то­го-то, лю­бит это, гне­ва­ет­ся тем-то, до­во­лен этим. Вто­рой вид — ко­гда по­ми­на­ешь Его, ко­гда при­шел при­каз от Не­го и спе­шишь вы­пол­нить его и ко­гда, ус­лы­шав за­прет, бе­жишь от не­го. Знать наи­зусть при­ка­зы и за­пре­ты — это од­но, пом­нить Его при них — со­вер­шен­но дру­гое. Со­во­куп­ность всех вы­ше­пе­ре­чис­лен­ных ви­дов для по­ми­наю­ще­го — луч­ший, слав­ней­ший и наи­по­лез­ней­ший зикр.

Так­же к зик­ру Ал­ла­ха от­но­сит­ся по­ми­на­ние Его ми­ло­стей, до­б­ра, бла­го­дея­ний и по­мо­щи, слу­ча­ев, ко­гда Он удо­стаи­вал ко­го-то чем-то. Та­ким об­ра­зом, по­лу­ча­ет­ся пять ви­дов по­ми­на­ния Все­выш­не­го Ал­ла­ха. Наи­луч­ший спо­соб со­вер­ше­ния по­ми­на­ния — это ко­гда од­но­вре­мен­но за­дей­ст­во­ва­ны серд­це и язык. По­сле нее идет зикр серд­цем, это вто­рой спо­соб. Тре­тий — по­ми­на­ние Все­выш­не­го од­ним лишь язы­ком.

По­ми­на­ние серд­цем луч­ше, чем зикр язы­ком, так как по­ми­на­ние серд­цем пло­до­но­сит по­зна­ни­ем, по­ро­ж­да­ет лю­бовь, вы­зы­ва­ет скром­ность, про­бу­ж­да­ет страх, при­во­дит к са­мо­кон­тро­лю, от­тал­ки­ва­ет от про­яв­ле­ния не­ра­ди­во­сти в под­чи­не­ние и пре­неб­ре­же­ния гре­ха­ми и про­ступ­ка­ми. По­ми­на­ние од­ним лишь язы­ком не ока­зы­ва­ет та­ко­го влия­ния, ес­ли у не­го и есть бла­гие по­след­ст­вия, они очень не­зна­чи­тель­ны.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.