|
|||
Сокровищницы верыМощность и убедительность дел и слов находятся в прямой зависимости от света веры в сердце раба. Из верующих есть такие, чей луч деяний, поднявшийся к Всевышнему Аллаху, подобен свету солнца, такова же лучезарность его духа, когда он направляется ко Всевышнему Аллаху, при переходе моста, таково же сияние его лица в День Воскрешения. 37. Поминание Аллаха — вершина всех дел, путь всей общины, входная дверь к Всевышнему Аллаху, кому она открыта, тот должен очистить себя и войти к нему и там он найдет все то, что пожелает. Нашедший Аллаха, нашел все, что ему надо, потерявший же Его, потерял абсолютно все. 38. Сердцу присуща недостаточность и нищета, ее может покрыть только поминание Всевышнего. Однако это произойдет только тогда, когда зикр становится эмблемой его сердца, он постоянно поминает Аллаха, язык следует ему. При этом подобный человек становится богатым без имущества, сильным, без семейной поддержки и внушающим уважение, без власти. У небрежного же к поминанию все наоборот. Он нищ, даже с большим капиталом, унижен, обладая властью, слаб, имея поддержку. 39. Зикр собирает разрозненное, разделяет соединенное, приближает далекое и удаляет близкое. Соединяет рабу то, что в беспорядке у него на сердце и в желаниях, его заботы и намерения. Очень тяжело, когда они в неупорядоченном состоянии, жизнь и наслаждение чувствуется лишь при собранности сердца, его забот, намерений и желаний. Разбивает же то, что собралось в нем из беспокойств, тревог, печалей и горестей из-за упущенных требований и целей. Убирает из него то, что собралось в нем из грехов, ошибок и проступков, так что они спадают с него, стираются и уничтожаются. Также поминанием разбиваются полчища дьявольских войск. Иблис постоянно посылает своих воинов, при этом, чем больше в человеке стремления к Всевышнему, связи и намерения к Нему, многочисленнее, сильнее и опаснее его войска. Уничтожить это войско возможно только постоянным поминанием Аллаха. Приближает Потусторонний мир, который удаляет от нас Сатана и наши мечты. Увлеченному зикром кажется, что он уже там. Для него теряется значимость этого бренного мира, потусторонний мир занимает его сердце. Удаляет близкое, то есть этот мир, который ближе к нам, нежели потусторонний. Приближает будущий мир к сердцу, удаляет от него мир преходящий. Чем он ближе к ней, тем дальше от той. Достигается это только при постоянном поминании Аллаха. 40. Зикр будит сердце ото сна, выводит его из дремоты. Спящее сердце далеко от выигрышных и выгодных сделок, оно всегда — банкрот. Проснувшись и осознав это, возникает обостренное чувство самопорицания, и человек полноценно проживает остаток жизни, нагоняя то, что упустил. Зикр — это пробуждение. Небрежность — глубокий, крепкий сон. 41. Поминание Всевышнего — древо, плодоносящее познаниями и состояниями, к которым стремятся идущие. Это плоды, которые срываются только с этого дерева. Чем величественней дерево, мощнее его корни, тем больше у него плодов. От зикра исходят все стадии духовного пути, начиная от пробуждения и кончая единобожием. Основа любой стадии — поминание Всевышнего. Оно для нее как фундамент для здания, стены для ее потолка. Спящий раб не в состоянии идти по пути познания, а прежде уже упоминалось, что пробуждение достигается лишь зикром, и то, что небдительность — глухой, тяжелый сон сердца или вовсе его смерть. 42. Поминающий близок к Воспоминаемому, Он вместе с ним. «Ма'ия»[163] связанное со знанием и общим всеобьемленьем, отличается от него тем, что эта связана с близостью, покровительством, любовью, поддержкой и содействием. Всевышний говорит: «Поистине, Аллах — с теми, которые страшатся /Его гнева/»[164], «Поистине, Аллах — с терпеливыми»[165], «…и поистине, Аллах, конечно же, с добродеющими»[166], «Не печалься, ведь поистине, Аллах — с нами»[167]. Поминающему перепадает огромная доля этого индивидуального совместного пребывания. В Божественном предании пришло: «Я вместе с моим рабом, когда он поминает Меня и губы его произносят имя Моё»[168]. В другом месте упоминается, что: «Поминающие Меня — Мои друзья, благодарящие — Мои гости. Грешников, Я не ввожу в отчаянье в Своей милости. Если они покаются, то они найдут Меня любящим их, ведь поистине Я люблю кающихся, и люблю очищающихся. Однако если они не будут каяться, то ведь Я — Целящий, очищу их от /греховных/недостатков, испытывая их бедами и несчастиями»». «Ма'ия» поминающего не сравнимо ни с чем, оно ярче «ма'ия» добротворящего или страшащегося Его. Слова не могут объять её смысла, она не подаётся описанию и познаётся лишь только интуицией. На этом месте, поскользнулись стопы тех, кто не отличает Вечного от преходящего, Господа от раба, Создателя от сотворенного, поклоняющегося от объекта поклонения, и они впали либо в панентеизм[169], уподобившись христианам, либо в пантеизм[170], примкнув к секте «единства бытия», утверждающей об отсутствии разницы между сущностью Бога и сущностью раба. У них нет таких понятий: Господь и раб, вселенная и Истина, так как по их убеждению, Всевышний — это раб, а раб — это Аллах. Тленный мир — это чистая, непреходящая Истина. Аллах выше всех этих лживых измышлений. Если человек не имеет здоровую, правильную систему мировоззрения, то во время погружения в зикр, он растворится в Его поминании, забыв, как поминание Всевышнего, так и самого себя и обязательно войдет или во врата панентеизма или же пантеизма. 45. Самые почитаемые Аллахом богобоязненные существа — это те, чей язык не прекращает поминать Аллаха. Те, чья богобоязненность проявляется в безупречном выполнении приказов и запретов Всевышнего, а также в том, что поминание Всевышнего для них — образ жизни. Богобоязненность служит причиной вхождения в Рай и защитой от огня, то есть является воздаянием и наградой, а поминание Аллаха — приближает их к Нему, служит причиной возвышения раба перед Всевышним. «Воистину, для мужчин и женщин, которые раздавали милостыню и одолжили Аллаху прекрасный заем, он будет увеличен. Им уготована щедрая награда. Уверовавшие в Аллаха и Его посланников – это правдивейшие люди. А павшие мученики находятся возле своего Господа, и им уготованы их награда и их свет. Ате, которые не уверовали и сочли ложью Наши знамения, являются обитателями Ада» [171]. «Да, вы станете одними из приближенных». Они сказали: «О Муса (Моисей)! Либо ты бросишь, либо бросим мы» [172]. 46. Черствые сердца, размягчаются только при поминании Всевышнего Аллаха. Хаммад ибн Зайд передавал от Ма'ли ибн Зиада, да будет доволен ими Аллах, что один человек сказал Хасану Басри: «О, Аба Са'ид, я хочу пожаловаться тебе на жесткость своего сердца! ». На что тот ответил: «Размягчи его поминанием Всевышнего». Чем небрежнее сердце, тем оно черствее. При поминании смягчается жесткость сердца, так же как плавится свинец на огне. Зикр — наилучшее средство от этой болезни. 47. В зикре — исцеление сердца. Оно, в нем лекарство от болезни небрежности. души. Абу Абдулла Макхуль ибн Абдулла, да помилует его Аллах, говорил: «Поминание Всевышнего — исцеление, поминание людей — хворь». От него же Бейхаки, да помилует его Аллах, передавал: «Когда она (душа) поминает Его, Он лечит её и исцеляет, когда же она забывает Его — деградирует». 48. Зикр — главнейшая предпосылка покровительства Всевышнего, в то время как рассеянность — основная причина вражды Всевышнего. Раба, постоянно поминающего своего Господа, Он возлюбит, введет под своё покровительство, небдительного же, возненавидит и сделает своим врагом. Абу Амр Аузаи передавал, что Хассана ибн Атии, да помилует их Аллах, говорил: «Наиболее яркое проявление вражды раба к Господу — ненависть Его поминания и того, кто вспоминает Его». Зародыш вражды — небдительность, раб будет испытывать это чувство, до тех пор, пока не исчезнет его неприязнь к поминанию Аллаха, и к тому, кто им занимается. И он враг Всевышнему, в то время как поминающий, его покровитель — сам Аллах. 49. Ничто не способствует появлению Божественных благ, и отталкиванию бедствий так, как зикр. Поминание — магнит, с одной стороны, притягивающий милости, с другой стороны отталкивающий /Божью/ кару. Всевышний сказал: «Поистине Аллах хранит тех, которые уверовали…»[173]. Его охрана напрямую связана с силой и полнотой веры. Сущность и мощь веры в свою очередь, зависит от практики поминания Аллаха. Чем совершеннее вера, чем больше он в зикре, тем тщательней Всевышний охраняет его. Также аналогично обратное. Всевышний сказал: «И возвестил ваш Господь: «Если вы будете благодарить / за милости, проявленные Мною к вам /, Я приумножу вам / Свои блага /, однако если вы станете неблагодарны / к ним /, то ведь Мое наказание, поистине, сильно! »[174] Зикр — это вершина благодарности, как мы уже отмечали выше, она причина нисхождения благ, позыв для их прибавки. Некоторые праведные предшественники, милость им от Всевышнего, говорили, что: «Как отвратительна, небрежность к поминанию того, Кто постоянно помнит о тебе». 50. Зикр причина благословения Всевышнего и ангелов поминающего, а кого благословил Аллах и Его ангелы, тот крупно преуспел и одержал великую победу. Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Вспоминайте Аллаха частым поминанием и прославляйте Его утром и вечером! Он — тот, который благословляет вас, и Его ангелы, — чтобы вывести вас из мрака к свету. И Он Милостив к верующим! »[175]. Благословения Всевышнего и Его ангелов удостаиваются лишь те, кто много поминает Его. И это благословение — причина выхода их из тьмы к свету. Что может быть лучше этого!? А есть ли что-нибудь страшнее того чтобы быть лишенным всего этого?! Позор тому, кто небрежен к поминанию своего Господа, ведь скольких благ и милостей Его они лишены. 51. Тот, кто желает пожить в садах Рая в этом мире, пусть посещает собрания поминания Аллаха. Абу Дунья упоминал хадис Джабира ибн Абдуллы, в котором он, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Однажды к нам подошел посланник Аллаха, и сказал: «О люди, насладитесь в садах Рая! ». Мы переспросили: «Посланник Аллаха! Что это за сады Рая? ». Он ответил: «Собрания поминания Всевышнего». Потом он добавил: «Уходите, уходя утром, и возвращайтесь, возвращаясь вечером, и, поминайте Аллаха. Кто хочет узнать своё положение у Всевышнего, пусть проанализирует, что Он сам означает для него, а его степень перед Ним напрямую зависит от этого»»[176]. 52. Только на собраниях, где поминается имя Всевышнего, присутствуют ангелы. В обеих достоверных сборниках хадисов от Агмаша от Абу Салиха от Абу Хурайры приводятся слова пророка, мир ему: «У Всевышнего Аллаха есть ангелы, свободные от записи дел рабов. Они странствуют по земле в поисках людей поминающих Аллаха. Когда они находят людей, поминающих Аллаха». 53. Всевышний Аллах гордится поминающими перед ангелами. В сборнике Муслима от Аби Са'ида Худари, да будет доволен им Аллах, приводится следующий хадис: «Однажды Му'авия ибн Аби Суфьян подошел к кружку /поминающих/ в мечети, и спросил их: « Что заставило собраться вас здесь? ». Они ответили: «Мы сидим, вспоминаем Всевышнего Аллаха». Тогда он переспросил: « Заклинаю вас Аллахом, ответьте мне, вы собрались только ради этого? ». Они ответили: «Клянёмся Аллахом, мы собрались здесь только ради этого». Тогда он сказал: «Я попросил вас поклясться, не из-за того, что я вас в чем-то подозреваю. Нет никого, кто меньше меня передал хадисов от посланника Аллаха. Поистине он (да благословит его Аллах и приветствует) однажды также вышел к своим сподвижникам, и спросил их: «Что заставило собраться вас здесь? » Они ответили: «Мы сидим, вспоминаем Всевышнего Аллаха, благодарим Его, за то Он ввел нас в Ислам, одарил нас этим» Тогда он переспросил их: « Заклинаю вас Аллахом, ответьте мне, вы собрались только ради этого? » Они ответили: «Клянёмся Аллахом, мы собрались здесь только ради этого». Тогда он сказал: «Я попросил вас поклясться, не из-за того, что я вас в чем-то подозреваю, просто ко мне пришел Джибриил и сообщил: «Поистине, Аллах, Благословен Он и Возвышен, гордится вами перед ангелами»»[177]. Гордость Всевышнего этими людьми — доказательство на достоинство зикра, указание на любовь Всевышнего к ней и на её превосходство над другими делами. 54. Постоянно практикующий поминание Всевышнего, войдёт в Рай, улыбаясь. Абу Дарда, да будет доволен им Аллах, говорил, что: «Тот, чей язык постоянно занят поминанием Аллаха, Велик Он и Славен, войдет в Рай, улыбаясь». 55. Выполнение религиозных обрядов имеет одну цель — претворение в действительность поминания Всевышнего. Всевышний сказал: «… и совершай молитву в Мое воспоминание! »[178]. Буква «в» несет оттенок причинности, то есть, «совершай молитву для Моего поминания». Притом, исходя из этого, уже, само собой разумеется, то, что совершение молитвы происходит во время Его поминания[179]. Также Всевышний сказал: «Следуй тому, что открылось тебе из Писания, и выстаивай молитву. Поистине молитва удерживает от мерзости и неодобряемого [180]. А поминание Аллаха более велико»[181]. Смысл этих божественных слов следующий: в молитве вы поминаете Всевышнего, в то время как Он сам, поминает всех тех, кто вспоминает Его. Причем, Его поминание вас намного величественнее поминания Его вами. Подобное толкование передается от ибн Аббаса, Салмана Фарси, Аби Абу Дарды и ибн Мас'уда, да будет доволен ими Аллах. Ибн Аби Дунья передавал от Фудайла ибн Марзука, что Атыи, да помилует их Аллах, сказал: «А поминание Аллаха более велико» объясняется аятом: «Помяните же Меня, Я помяну вас... »[182]. Поминание Всевышнего вас, более велико, чем ваше поминание Его»» Ибн Зайд и Катада ибн Ду'ама, да будет доволен ими Аллах, объясняли этот аят так: «Поминание Всевышнего превыше всего». Однажды Салмана Фарси, да будет доволен им Аллах, спросили: «Какое из дел наиболее предпочтительно? ». Он ответил: «Неужели вы не читали в Коране, что: «А поминание Аллаха наиболее велико». Шейху-ль-ислам Абу Аббас ибн Таймия, да помилует его Аллах, рассказывал: «Верно то, что смысл аята в следующем: у молитвы две грандиозные цели, одна из которых больше другой — это удержание от впадения в мерзость и неодобряемое, и то, что она содержит в себе поминание Всевышнего, причем поминание Всевышнего значимей удерживания от порицаемого». У Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, однажды спросили: «Какое дело самое наилучшее? ». Он ответил: «Поминание Всевышнего превыше всего». 58. Поминание Всевышнего — наилучшая помощь для служения и подчинения Ему /Всевышнему/. Именно зикр внушает рабу любовь к ней, облегчает и делает ее приятной. Превращает ее в отдохновение для очей его, в наслаждение и радость до такой степени, что он не находит в ней даже малейшего неудобства, бремени или тяжести, которую ощущает небрежный. Практика тому свидетель. А если быть более точным, то: 59. поминание Всевышнего дает облегчение при трудностях, упрощает сложное, уменьшает тяжесть проблем. Как только вспоминается Аллах, любая трудность, становится нипочем, любая возникшая сложность отступает, проблема, какой бы она не была, разрешается, печали рассеиваются. Поминание Аллаха — радость после несчастий, облегчение после трудностей, утешение от беспокойств и печали, это объясняется тем, что: 60. зикр прогоняет все внутренние страхи и удивительным образом создаёт чувство безопасности. Нет ничего полезней для боящегося, чем поминание Всевышнего. По мере того насколько он в зикре, настолько ему спокойней, даже возможно, что вещь, в которой он видел угрозу, предстаёт перед ним в ином, совершенно безопасном виде. Небдительный, испытывает страх, даже будучи в полной безопасности. Имеющий даже скромную духовную практику знаком с этим. 61. Зикр дает поминающему силу, позволяющей ему делать то, что он не способен совершить без него. Я сам, лично, видел необыкновенно удивительную силу шейху-ль-ислама ибн Таймии проявляющуюся в его походке, речи, отваге и в его письме. Он мог за один день написать столько трудов, сколько переписывал профессиональный переписчик в выходной день, а иногда и больше. Солдаты, тоже свидетельствуют о его поразительной силе на поле боя[183]. Пророк, посоветовал свой дочке Фатиме и Али, да будет доволен ими Аллах, чтобы они перед сном прославляли Всевышнего 33 раза, восхваляли Его 33 раза и возвеличивали Его 34 раза, когда она попросила его нанять ей прислугу и пожаловалась ему на тяжесть домашней работы и добавил, что: «Это лучше для вас обоих, чем прислуга»[184]. Считается, что тот, кто будет постоянно практиковать это, почувствует в своем теле силу, которая избавит его от нужды в прислуге. Произнесение слов: «Нет силы и могущества, кроме как у Аллаха», оказывает удивительное воздействие при выполнении тяжелой работы, перенесении трудностей, во время вхождения к правителям, при страхе и в экстремальных ситуациях. Эти слова любил произносить Хабиб ибн Салама при встрече с врагами или когда он брал крепость. Однажды он потерпел неудачу при захвате римской цитадели, тогда все мусульмане произнесли эту фразу и крикнули: «Аллаху Акбар». Неприступная крепость пала. 64. Райские здания возводятся зикром. Ангелы останавливают строительство, когда поминающий прекращает зикр, и начинают ее, когда тот возобновляет поминание. Абу Дунья в своей книге слова Хакима ибн Мухаммада Ахнаси: «Мне рассказали то, что здания Рая возводятся с зикром. Когда поминание Всевышнего отсутствует, строительство останавливается. Их спрашивают насчет этого и они отвечают: «Нет материала»». Возведение зданий происходит с зикром, так же как саженцы для ее садов тоже — зикр. Выше уже упоминался хадис пророка от Ибрахима (да благословит его Аллах и приветствует) гласящий: «земли Рая благодатны, воды ее пресны и прозрачны. Саженцы для ее долин — это слова: «Свят Аллах и хвала Ему, нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха и Велик Аллах»»[185]. 65. Зикр — барьер между рабом и Геенной. Дорога в Ад выложена соответствующими делами, поминание же Всевышнего своеобразная преграда на этом пути. Чем усерднее практикуется поминание Всевышнего, тем надежней и мощнее этот заслон. Абдуль-Азиз ибн Аби Рауад рассказывал: «Один человек сделал себе молельню в пустыне, сторону ее киблы он огородил семью камнями. Всякий раз после молитвы он произносил: «О камни! Я прошу вас засвидетельствовать, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха! ». Однажды, во время болезни, он увидел следующий сон: «Я увидел во сне что, когда меня потащили в Огонь, один из знакомых камней увеличился в размерах и заслонил собою одну из врат Ада, тогда меня потащили к другой двери, второй камень тоже прикрыл ее. И так случилось со всеми вратами Геенны»». 66. Ангелы испрашивают прощения за поминающего Аллаха, так же как за кающегося. Абдулла ибн Амр ибн А'ас, да будет доволен им Аллах, говорил: «Я нахожу в ниспосланной Книге Аллаха то, что если раб произносит: «Хвала Аллаху! », ангелы добавляют: «Хвала Аллаху Господу миров! », ангелы просят: «О Аллах, прости Твоему рабу». Если он произносит «Свят Аллах! », ангелы добавляют «И хвала Ему! ». Если же раб произнес: «Свят Аллах и хвала Ему! », ангелы просят «О Аллах, прости Твоему рабу». Если же он произнес: Нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха», они добавляют Велик Аллах! ». Если он произнес: «Нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, Велик Аллах! », ангелы просят: «О Аллах, прости Твоему рабу». 67. Горы и пустыни хвастаются друг перед другом и радуются тем, кто вспоминает Аллаха на их поверхности. Абдулла ибн Мас'уд, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что: «Поистине, одна гора, зовя другую, спрашивает «Не проходил ли на тебе сегодня, тот, кто поминал Аллаха, Велик Он и Славен? ». И она очень сильно радуется, если та отвечает: «Да! »». Долины также переговариваются друг с другом. А'ун ибн Абдулла, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что одна из них спрашивает другую: «Не проходил ли на тебе сегодня кто-либо, поминая Аллаха? ». И кто-то из них отвечает: «Да», кто-то же: «Нет». 68. Постоянное поминание Всевышнего, Велик Он и Славен — гарантия безопасности от лицемерия, так как отличительная черта лицемеров — вялое поминание Аллаха. Про них Всевышний сказал следующие слова: «И вспоминают они Аллаха, только изредка»[186]. Ка'б говорил: «Обережен от лицемерия тот, кто много поминает Всевышнего Аллаха». Наверно поэтому, Аллах более сведущ насчет этого, Всевышний закончил суру «Лицемеры» следующим аятом: «О вы, которые уверовали, не разрешайте своему имуществу и детям, отвлечь вас от поминания Аллаха. А кто позволит это, те — потерпевшие убыток»[187]. В нем предостережение от смуты лицемеров, чьи сердца небрежны к зикру. Некоторых сподвижников[188], да будет доволен ими Аллах, спрашивали про Хавариджей[189]: «Лицемеры ли они? ». Они отвечали: «Лицемеры — это те, кто поминают Аллаха, лишь изредка». Признак лицемерия — редкость поминания Всевышнего, частый зикр — безопасность от впадения в него. Аллах не таков, чтобы испытывать подобное сердце лицемерием, ведь это удел — небрежных сердец. 69. При зикре, в отличие от многих других дел, возникает особое, ни с чем не сравнимое наслаждение. Если бы вся награда за зикр заключалась в той сладости, которая возникает в сердце, этого было бы достаточно. Поэтому собрания для поминания Аллаха называются садами Рая. Малик ибн Динар, да будет доволен им Аллах, говорил: «Нет ничего приятней для наслаждающихся, чем поминание Всевышнего Аллаха. Из всех дел, оно самое легкое для совершения, нет ничего сладостнее, радостнее и веселее нее для сердца». 70. Придаёт лицу свежий вид в этом мире и озарит его светом в будущем. У поминающих Всевышнего — наиприятнейшие лица в этом мире, лучезарнейшие в будущем. 71. Постоянное поминание Аллаха в дороге, дома, при оседлом образе жизни и в путешествиях, в долинах увеличивает число свидетельствующих за него в День Суда. Долина, дом, гора, земля будут свидетельствовать за раба в День Суда. Всевышний сказал: «Когда сотрясется земля своим сотрясением, и изведет свои ноши, и скажет человек: «Что с ней? » В тот день она расскажет свои вести, потому что Господь твой внушит ей»[190]. Тирмизи, да помилует его Аллах, в своем «Сборнике» приводит хадис Саи'да Макбари от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах. Он сказал: «Посланник Аллах прочитал аят: «В тот день она расскажет свои вести», и спросил: «Вы знаете, что у нее за вести? ». Мы ответили: «Аллах и Его посланник знают про это больше». Он сказал: «Вести ее в том, что она будет свидетельствовать за каждого раба или рабыню, то, что они творили на ее поверхности, говоря: «В такой-то день он сделал то-то и то-то»» [191]. Тирмизи сказал, что этот хадис хороший, достоверный. Поминающий Аллаха на различных участках земли увеличивает число своих свидетелей, все они или большинство из них будут ручаться за него в День Суда, и он почувствует неописуемую радость и ликование от их свидетельства. 72) Занятие поминанием отвлекает от ненужных разговоров, в виде клеветы, сплетен, пустых слов, льсти, хулы людей и много другого. Язык никогда не останавливается, он либо поминает Всевышнего, либо занимается пустословием. Это однозначно. Если ты не займешь свою душу Истиной, она будет отвлекать тебя чепухой. Если ты не заполнишь сердце любовью к Нему, она сама засорится привязанностями к созданиям. Не заставишь язык поминать Всевышнего, она отвлечет тебя пустословием словоблудием, что непременно будет использовано против тебя. Так что выбирай один из этих двух путей и вставай на одну из них. 73) Это то, с чего мы начали и делали на нее намеки. Рассмотрим ее теперь подробнее, из-за ее большой пользы и потребности, даже можно сказать нужды в ней каждого. Дьявольские силы постоянно окружают раба, они его враги. Подумайте, что будет с человеком, вокруг которого люди, полные ненавистью к нему, всячески пытающеюся нанести ему зло. Единственный способ борьбы с этими полчищами — это поминание Аллаха, славен Он и велик.
|
|||
|