Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Со­кро­вищ­ни­цы ве­ры



Мощ­ность и убе­ди­тель­ность дел и слов на­хо­дят­ся в пря­мой за­ви­си­мо­сти от све­та ве­ры в серд­це ра­ба. Из ве­рую­щих есть та­кие, чей луч дея­ний, под­няв­ший­ся к Все­выш­не­му Ал­ла­ху, по­до­бен све­ту солн­ца, та­ко­ва же лу­че­зар­ность его ду­ха, ко­гда он на­прав­ля­ет­ся ко Все­выш­не­му Ал­ла­ху, при пе­ре­хо­де мос­та, та­ко­во же сия­ние его ли­ца в День Вос­кре­ше­ния.

37. По­ми­на­ние Ал­ла­ха — вер­ши­на всех дел, путь всей об­щи­ны, вход­ная дверь к Все­выш­не­му Ал­ла­ху, ко­му она от­кры­та, тот дол­жен очи­стить се­бя и вой­ти к не­му и там он най­дет все то, что по­же­ла­ет. На­шед­ший Ал­ла­ха, на­шел все, что ему на­до, по­те­ряв­ший же Его, по­те­рял аб­со­лют­но все.

38. Серд­цу при­су­ща не­дос­та­точ­ность и ни­ще­та, ее мо­жет по­крыть толь­ко по­ми­на­ние Все­выш­не­го. Од­на­ко это про­изой­дет толь­ко то­гда, ко­гда зикр ста­но­вит­ся эмб­ле­мой его серд­ца, он по­сто­ян­но по­ми­на­ет Ал­ла­ха, язык сле­ду­ет ему. При этом по­доб­ный че­ло­век ста­но­вит­ся бо­га­тым без иму­ще­ст­ва, силь­ным, без се­мей­ной под­держ­ки и вну­шаю­щим ува­же­ние, без вла­сти. У не­бреж­но­го же к по­ми­на­нию все на­обо­рот. Он нищ, да­же с боль­шим ка­пи­та­лом, уни­жен, об­ла­дая вла­стью, слаб, имея под­держ­ку.

39. Зикр со­би­ра­ет раз­роз­нен­ное, раз­де­ля­ет со­еди­нен­ное, при­бли­жа­ет да­ле­кое и уда­ля­ет близ­кое.

Со­еди­ня­ет ра­бу то, что в бес­по­ряд­ке у не­го на серд­це и в же­ла­ни­ях, его за­бо­ты и на­ме­ре­ния. Очень тя­же­ло, ко­гда они в не­упо­ря­до­чен­ном со­стоя­нии, жизнь и на­сла­ж­де­ние чув­ст­ву­ет­ся лишь при со­б­ран­но­сти серд­ца, его за­бот, на­ме­ре­ний и же­ла­ний. Раз­би­ва­ет же то, что со­бра­лось в нем из бес­по­койств, тре­вог, пе­ча­лей и го­ре­стей из-за упу­щен­ных тре­бо­ва­ний и це­лей. Уби­ра­ет из не­го то, что со­бра­лось в нем из гре­хов, оши­бок и про­ступ­ков, так что они спа­да­ют с не­го, сти­ра­ют­ся и унич­то­жа­ют­ся. Так­же по­ми­на­ни­ем раз­би­ва­ют­ся пол­чи­ща дья­воль­ских войск. Иб­лис по­сто­ян­но по­сы­ла­ет сво­их вои­нов, при этом, чем боль­ше в че­ло­ве­ке стрем­ле­ния к Все­выш­не­му, свя­зи и на­ме­ре­ния к Не­му, мно­го­чис­лен­нее, силь­нее и опас­нее его вой­ска. Унич­то­жить это вой­ско воз­мож­но толь­ко по­сто­ян­ным по­ми­на­ни­ем Ал­ла­ха.

При­бли­жа­ет По­тус­то­рон­ний мир, ко­то­рый уда­ля­ет от нас Са­та­на и на­ши меч­ты. Ув­ле­чен­но­му зик­ром ка­жет­ся, что он уже там. Для не­го те­ря­ет­ся зна­чи­мость это­го брен­но­го ми­ра, по­тус­то­рон­ний мир за­ни­ма­ет его серд­це.

Уда­ля­ет близ­кое, то есть этот мир, ко­то­рый бли­же к нам, не­же­ли по­тус­то­рон­ний. При­бли­жа­ет бу­ду­щий мир к серд­цу, уда­ля­ет от не­го мир пре­хо­дя­щий. Чем он бли­же к ней, тем даль­ше от той. Дос­ти­га­ет­ся это толь­ко при по­сто­ян­ном по­ми­на­нии Ал­ла­ха.

40. Зикр бу­дит серд­це ото сна, вы­во­дит его из дре­мо­ты. Спя­щее серд­це да­ле­ко от вы­иг­рыш­ных и вы­год­ных сде­лок, оно все­гда — бан­крот. Про­снув­шись и осоз­нав это, воз­ни­ка­ет обо­ст­рен­ное чув­ст­во са­мо­по­ри­ца­ния, и че­ло­век пол­но­цен­но про­жи­ва­ет ос­та­ток жиз­ни, на­го­няя то, что упус­тил. Зикр — это про­бу­ж­де­ние. Не­бреж­ность — глу­бо­кий, креп­кий сон.

41. По­ми­на­ние Все­выш­не­го — дре­во, пло­до­но­ся­щее по­зна­ния­ми и со­стоя­ния­ми, к ко­то­рым стре­мят­ся иду­щие. Это пло­ды, ко­то­рые сры­ва­ют­ся толь­ко с это­го де­ре­ва. Чем ве­ли­че­ст­вен­ней де­ре­во, мощ­нее его кор­ни, тем боль­ше у не­го пло­дов. От зи­кра ис­хо­дят все ста­дии ду­хов­но­го пу­ти, на­чи­ная от про­бу­ж­де­ния и кон­чая еди­но­бо­жи­ем. Ос­но­ва лю­бой ста­дии — по­ми­на­ние Все­выш­не­го. Оно для нее как фун­да­мент для зда­ния, сте­ны для ее по­тол­ка. Спя­щий раб не в со­стоя­нии ид­ти по пу­ти по­зна­ния, а пре­ж­де уже упо­ми­на­лось, что про­бу­ж­де­ние дос­ти­га­ет­ся лишь зик­ром, и то, что не­бди­тель­ность — глу­хой, тя­же­лый сон серд­ца или во­все его смерть.

42. По­ми­наю­щий бли­зок к Вос­по­ми­нае­мо­му, Он вме­сте с ним. «Ма'ия»[163] свя­зан­ное со зна­ни­ем и об­щим все­обь­ем­лень­ем, от­ли­ча­ет­ся от не­го тем, что эта свя­за­на с бли­зо­стью, по­кро­ви­тель­ст­вом, лю­бо­вью, под­держ­кой и со­дей­ст­ви­ем. Все­выш­ний го­во­рит: «По­ис­ти­не, Ал­лах — с те­ми, ко­то­рые стра­шат­ся /Его гне­ва/»[164], «По­ис­ти­не, Ал­лах — с тер­пе­ли­вы­ми»[165], «…и по­ис­ти­не, Ал­лах, ко­неч­но же, с доб­ро­дею­щи­ми»[166], «Не пе­чаль­ся, ведь по­ис­ти­не, Ал­лах — с на­ми»[167]. По­ми­наю­ще­му пе­ре­па­да­ет ог­ром­ная до­ля это­го ин­ди­ви­ду­аль­но­го со­вме­ст­но­го пре­бы­ва­ния. В Бо­же­ст­вен­ном пре­да­нии при­шло: «Я вме­сте с мо­им ра­бом, ко­гда он по­ми­на­ет Ме­ня и гу­бы его про­из­но­сят имя Моё»[168]. В дру­гом мес­те упо­ми­на­ет­ся, что: «По­ми­наю­щие Ме­ня — Мои дру­зья, бла­го­да­ря­щие — Мои гос­ти. Греш­ни­ков, Я не вво­жу в от­ча­я­нье в Сво­ей ми­ло­сти. Ес­ли они по­ка­ют­ся, то они най­дут Ме­ня лю­бя­щим их, ведь по­ис­ти­не Я люб­лю каю­щих­ся, и люб­лю очи­щаю­щих­ся. Од­на­ко ес­ли они не бу­дут ка­ять­ся, то ведь Я — Це­ля­щий, очи­щу их от /гре­хов­ных/не­дос­тат­ков, ис­пы­ты­вая их бе­да­ми и не­сча­стия­ми»».

«Ма'ия» по­ми­наю­ще­го не срав­ни­мо ни с чем, оно яр­че «ма'ия» доб­ро­тво­ря­ще­го или стра­ша­ще­го­ся Его. Сло­ва не мо­гут объ­ять её смыс­ла, она не по­да­ёт­ся опи­са­нию и по­зна­ёт­ся лишь толь­ко ин­туи­ци­ей. На этом мес­те, по­скольз­ну­лись сто­пы тех, кто не от­ли­ча­ет Веч­но­го от пре­хо­дя­ще­го, Гос­по­да от ра­ба, Соз­да­те­ля от со­тво­рен­но­го, по­кло­няю­ще­го­ся от объ­ек­та по­кло­не­ния, и они впа­ли ли­бо в па­нен­те­изм[169], упо­до­бив­шись хри­стиа­нам, ли­бо в пан­те­изм[170], примк­нув к сек­те «един­ст­ва бы­тия», ут­вер­ждаю­щей об от­сут­ст­вии раз­ни­цы ме­ж­ду сущ­но­стью Бо­га и сущ­но­стью ра­ба. У них нет та­ких по­ня­тий: Гос­подь и раб, все­лен­ная и Ис­ти­на, так как по их убе­ж­де­нию, Все­выш­ний — это раб, а раб — это Ал­лах. Тлен­ный мир — это чис­тая, не­пре­хо­дя­щая Ис­ти­на. Ал­лах вы­ше всех этих лжи­вых из­мыш­ле­ний.

Ес­ли че­ло­век не име­ет здо­ро­вую, пра­виль­ную сис­те­му ми­ро­воз­зре­ния, то во вре­мя по­гру­же­ния в зикр, он рас­тво­рит­ся в Его по­ми­на­нии, за­быв, как по­ми­на­ние Все­выш­не­го, так и са­мо­го се­бя и обя­за­тель­но вой­дет или во вра­та па­нен­те­из­ма или же пан­те­из­ма.

   45. Са­мые по­чи­тае­мые Ал­ла­хом бо­го­бо­яз­нен­ные су­ще­ст­ва — это те, чей язык не пре­кра­ща­ет по­ми­нать Ал­ла­ха. Те, чья бо­го­бо­яз­нен­ность про­яв­ля­ет­ся в безу­преч­ном вы­пол­не­нии при­ка­зов и за­пре­тов Все­выш­не­го, а так­же в том, что по­ми­на­ние Все­выш­не­го для них — об­раз жиз­ни. Бо­го­бо­яз­нен­ность слу­жит при­чи­ной вхо­ж­де­ния в Рай и за­щи­той от ог­ня, то есть яв­ля­ет­ся воз­дая­ни­ем и на­гра­дой, а по­ми­на­ние Ал­ла­ха — при­бли­жа­ет их к Не­му, слу­жит при­чи­ной воз­вы­ше­ния ра­ба пе­ред Все­выш­ним. «Во­ис­ти­ну, для муж­чин и жен­щин, ко­то­рые раз­да­ва­ли ми­ло­сты­ню и одол­жи­ли Ал­ла­ху пре­крас­ный за­ем, он бу­дет уве­ли­чен. Им уго­то­ва­на щед­рая на­гра­да. Уве­ро­вав­шие в Ал­ла­ха и Его по­слан­ни­ков – это прав­ди­вей­шие лю­ди. А пав­шие му­че­ни­ки на­хо­дят­ся воз­ле сво­его Гос­по­да, и им уго­то­ва­ны их на­гра­да и их свет. Ате, ко­то­рые не уве­ро­ва­ли и со­чли ло­жью На­ши зна­ме­ния, яв­ля­ют­ся оби­та­те­ля­ми Ада» [171]. «Да, вы ста­не­те од­ни­ми из при­бли­жен­ных». Они ска­за­ли: «О Му­са (Мои­сей)! Ли­бо ты бро­сишь, ли­бо бро­сим мы» [172].

46. Чер­ст­вые серд­ца, раз­мяг­ча­ют­ся толь­ко при по­ми­на­нии Все­выш­не­го Ал­ла­ха.

Хам­мад ибн Зайд пе­ре­да­вал от Ма'ли ибн Зиа­да, да бу­дет до­во­лен ими Ал­лах, что один че­ло­век ска­зал Ха­са­ну Бас­ри: «О, Аба Са'ид, я хо­чу по­жа­ло­вать­ся те­бе на же­ст­кость сво­его серд­ца! ». На что тот от­ве­тил: «Раз­мяг­чи его по­ми­на­ни­ем Все­выш­не­го». Чем не­бреж­нее серд­це, тем оно чер­ст­вее. При по­ми­на­нии смяг­ча­ет­ся же­ст­кость серд­ца, так же как пла­вит­ся сви­нец на ог­не. Зикр — наи­луч­шее сред­ст­во от этой бо­лез­ни.

47. В зик­ре — ис­це­ле­ние серд­ца. Оно, в нем ле­кар­ст­во от бо­лез­ни не­бреж­но­сти. ду­ши. Абу Аб­дул­ла Мак­хуль ибн Аб­дул­ла, да по­ми­лу­ет его Ал­лах, го­во­рил: «По­ми­на­ние Все­выш­не­го — ис­це­ле­ние, по­ми­на­ние лю­дей — хворь».

От не­го же Бей­ха­ки, да по­ми­лу­ет его Ал­лах, пе­ре­да­вал: «Ко­гда она (ду­ша) по­ми­на­ет Его, Он ле­чит её и ис­це­ля­ет, ко­гда же она за­бы­ва­ет Его — де­гра­ди­ру­ет».

48. Зикр — глав­ней­шая пред­по­сыл­ка по­кро­ви­тель­ст­ва Все­выш­не­го, в то вре­мя как рас­се­ян­ность — ос­нов­ная при­чи­на вра­ж­ды Все­выш­не­го. Ра­ба, по­сто­ян­но по­ми­наю­ще­го сво­его Гос­по­да, Он воз­лю­бит, вве­дет под своё по­кро­ви­тель­ст­во, не­бди­тель­но­го же, воз­не­на­ви­дит и сде­ла­ет сво­им вра­гом.

Абу Амр Ау­заи пе­ре­да­вал, что Хас­са­на ибн Атии, да по­ми­лу­ет их Ал­лах, го­во­рил: «Наи­бо­лее яр­кое про­яв­ле­ние вра­ж­ды ра­ба к Гос­по­ду — не­на­висть Его по­ми­на­ния и то­го, кто вспо­ми­на­ет Его».

За­ро­дыш вра­ж­ды — не­бди­тель­ность, раб бу­дет ис­пы­ты­вать это чув­ст­во, до тех пор, по­ка не ис­чез­нет его не­при­язнь к по­ми­на­нию Ал­ла­ха, и к то­му, кто им за­ни­ма­ет­ся. И он враг Все­выш­не­му, в то вре­мя как по­ми­наю­щий, его по­кро­ви­тель — сам Ал­лах.

49. Ни­что не спо­соб­ст­ву­ет по­яв­ле­нию Бо­же­ст­вен­ных благ, и от­тал­ки­ва­нию бед­ст­вий так, как зикр. По­ми­на­ние — маг­нит, с од­ной сто­ро­ны, при­тя­ги­ваю­щий ми­ло­сти, с дру­гой сто­ро­ны от­тал­ки­ваю­щий /Бо­жью/ ка­ру. Все­выш­ний ска­зал: «По­ис­ти­не Ал­лах хра­нит тех, ко­то­рые уве­ро­ва­ли…»[173]. Его ох­ра­на на­пря­мую свя­за­на с си­лой и пол­но­той ве­ры. Сущ­ность и мощь ве­ры в свою оче­редь, за­ви­сит от прак­ти­ки по­ми­на­ния Ал­ла­ха. Чем со­вер­шен­нее ве­ра, чем боль­ше он в зик­ре, тем тща­тель­ней Все­выш­ний ох­ра­ня­ет его. Так­же ана­ло­гич­но об­рат­ное. Все­выш­ний ска­зал: «И воз­вес­тил ваш Гос­подь: «Ес­ли вы бу­де­те бла­го­да­рить / за ми­ло­сти, про­яв­лен­ные Мною к вам /, Я при­ум­но­жу вам / Свои бла­га /, од­на­ко ес­ли вы ста­не­те не­бла­го­дар­ны / к ним /, то ведь Мое на­ка­за­ние, по­ис­ти­не, силь­но! »[174]

Зикр — это вер­ши­на бла­го­дар­но­сти, как мы уже от­ме­ча­ли вы­ше, она при­чи­на нис­хо­ж­де­ния благ, по­зыв для их при­бав­ки.

Не­ко­то­рые пра­вед­ные пред­ше­ст­вен­ни­ки, ми­лость им от Все­выш­не­го, го­во­ри­ли, что: «Как от­вра­ти­тель­на, не­бреж­ность к по­ми­на­нию то­го, Кто по­сто­ян­но пом­нит о те­бе».

50. Зикр при­чи­на бла­го­сло­ве­ния Все­выш­не­го и ан­ге­лов по­ми­наю­ще­го, а ко­го бла­го­сло­вил Ал­лах и Его ан­ге­лы, тот круп­но пре­ус­пел и одер­жал ве­ли­кую по­бе­ду. Все­выш­ний Ал­лах ска­зал: «О те, ко­то­рые уве­ро­ва­ли! Вспо­ми­най­те Ал­ла­ха час­тым по­ми­на­ни­ем и про­слав­ляй­те Его ут­ром и ве­че­ром! Он — тот, ко­то­рый бла­го­слов­ля­ет вас, и Его ан­ге­лы, — что­бы вы­вес­ти вас из мра­ка к све­ту. И Он Ми­ло­стив к ве­рую­щим! »[175].

Бла­го­сло­ве­ния Все­выш­не­го и Его ан­ге­лов удо­стаи­ва­ют­ся лишь те, кто мно­го по­ми­на­ет Его. И это бла­го­сло­ве­ние — при­чи­на вы­хо­да их из тьмы к све­ту. Что мо­жет быть луч­ше это­го!? А есть ли что-ни­будь страш­нее то­го что­бы быть ли­шен­ным все­го это­го?! По­зор то­му, кто не­бре­жен к по­ми­на­нию сво­его Гос­по­да, ведь сколь­ких благ и ми­ло­стей Его они ли­ше­ны.

    51. Тот, кто же­ла­ет по­жить в са­дах Рая в этом ми­ре, пусть по­се­ща­ет со­б­ра­ния по­ми­на­ния Ал­ла­ха. Абу Ду­нья упо­ми­нал ха­дис Джа­би­ра ибн Аб­дул­лы, в ко­то­ром он, да бу­дет до­во­лен им Ал­лах, рас­ска­зы­вал: «Од­на­ж­ды к нам по­до­шел по­слан­ник Ал­ла­ха, и ска­зал: «О лю­ди, на­сла­ди­тесь в са­дах Рая! ». Мы пе­ре­спро­си­ли: «По­слан­ник Ал­ла­ха! Что это за са­ды Рая? ». Он от­ве­тил: «Со­б­ра­ния по­ми­на­ния Все­выш­не­го». По­том он до­ба­вил: «Ухо­ди­те, ухо­дя ут­ром, и воз­вра­щай­тесь, воз­вра­ща­ясь ве­че­ром, и, по­ми­най­те Ал­ла­ха. Кто хо­чет уз­нать своё по­ло­же­ние у Все­выш­не­го, пусть про­ана­ли­зи­ру­ет, что Он сам оз­на­ча­ет для не­го, а его сте­пень пе­ред Ним на­пря­мую за­ви­сит от это­го»»[176].

52. Толь­ко на со­б­ра­ни­ях, где по­ми­на­ет­ся имя Все­выш­не­го, при­сут­ст­ву­ют ан­ге­лы. В обе­их дос­то­вер­ных сбор­ни­ках ха­ди­сов от Аг­ма­ша от Абу Са­ли­ха от Абу Ху­рай­ры при­во­дят­ся сло­ва про­ро­ка, мир ему: «У Все­выш­не­го Ал­ла­ха есть ан­ге­лы, сво­бод­ные от за­пи­си дел ра­бов. Они стран­ст­ву­ют по зем­ле в по­ис­ках лю­дей по­ми­наю­щих Ал­ла­ха. Ко­гда они на­хо­дят лю­дей, по­ми­наю­щих Ал­ла­ха».

53. Все­выш­ний Ал­лах гор­дит­ся по­ми­наю­щи­ми пе­ред ан­ге­ла­ми. В сбор­ни­ке Мус­ли­ма от Аби Са'ида Ху­да­ри, да бу­дет до­во­лен им Ал­лах, при­во­дит­ся сле­дую­щий ха­дис: «Од­на­ж­ды Му'авия ибн Аби Суфь­ян по­до­шел к круж­ку /по­ми­наю­щих/ в ме­че­ти, и спро­сил их: « Что за­ста­ви­ло со­брать­ся вас здесь? ». Они от­ве­ти­ли: «Мы си­дим, вспо­ми­на­ем Все­выш­не­го Ал­ла­ха». То­гда он пе­ре­спро­сил: « За­кли­наю вас Ал­ла­хом, от­веть­те мне, вы со­бра­лись толь­ко ра­ди это­го? ». Они от­ве­ти­ли: «Кля­нём­ся Ал­ла­хом, мы со­бра­лись здесь толь­ко ра­ди это­го». То­гда он ска­зал: «Я по­про­сил вас по­кля­сть­ся, не из-за то­го, что я вас в чем-то по­доз­ре­ваю. Нет ни­ко­го, кто мень­ше ме­ня пе­ре­дал ха­ди­сов от по­слан­ни­ка Ал­ла­ха. По­ис­ти­не он (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) од­на­ж­ды так­же вы­шел к сво­им спод­виж­ни­кам, и спро­сил их: «Что за­ста­ви­ло со­брать­ся вас здесь? » Они от­ве­ти­ли: «Мы си­дим, вспо­ми­на­ем Все­выш­не­го Ал­ла­ха, бла­го­да­рим Его, за то Он ввел нас в Ис­лам, ода­рил нас этим» То­гда он пе­ре­спро­сил их: « За­кли­наю вас Ал­ла­хом, от­веть­те мне, вы со­бра­лись толь­ко ра­ди это­го? » Они от­ве­ти­ли: «Кля­нём­ся Ал­ла­хом, мы со­бра­лись здесь толь­ко ра­ди это­го». То­гда он ска­зал: «Я по­про­сил вас по­кля­сть­ся, не из-за то­го, что я вас в чем-то по­доз­ре­ваю, про­сто ко мне при­шел Джиб­ри­ил и со­об­щил: «По­ис­ти­не, Ал­лах, Бла­го­сло­вен Он и Воз­вы­шен, гор­дит­ся ва­ми пе­ред ан­ге­ла­ми»»[177].

Гор­дость Все­выш­не­го эти­ми людь­ми — до­ка­за­тель­ст­во на дос­то­ин­ст­во зи­кра, ука­за­ние на лю­бовь Все­выш­не­го к ней и на её пре­вос­ход­ст­во над дру­ги­ми де­ла­ми.

54. По­сто­ян­но прак­ти­кую­щий по­ми­на­ние Все­выш­не­го, вой­дёт в Рай, улы­ба­ясь. Абу Дар­да, да бу­дет до­во­лен им Ал­лах, го­во­рил, что: «Тот, чей язык по­сто­ян­но за­нят по­ми­на­ни­ем Ал­ла­ха, Ве­лик Он и Сла­вен, вой­дет в Рай, улы­ба­ясь».

55. Вы­пол­не­ние ре­ли­ги­оз­ных об­ря­дов име­ет од­ну цель — пре­тво­ре­ние в дей­ст­ви­тель­ность по­ми­на­ния Все­выш­не­го. Все­выш­ний ска­зал: «… и со­вер­шай мо­лит­ву в Мое вос­по­ми­на­ние! »[178].

Бу­к­ва «в» не­сет от­те­нок при­чин­но­сти, то есть, «со­вер­шай мо­лит­ву для Мое­го по­ми­на­ния». При­том, ис­хо­дя из это­го, уже, са­мо со­бой ра­зу­ме­ет­ся, то, что со­вер­ше­ние мо­лит­вы про­ис­хо­дит во вре­мя Его по­ми­на­ния[179]. Так­же Все­выш­ний ска­зал: «Сле­дуй то­му, что от­кры­лось те­бе из Пи­са­ния, и вы­стаи­вай мо­лит­ву. По­ис­ти­не мо­лит­ва удер­жи­ва­ет от мер­зо­сти и не­одоб­ряе­мо­го [180]. А по­ми­на­ние Ал­ла­ха бо­лее ве­ли­ко»[181].

Смысл этих бо­же­ст­вен­ных слов сле­дую­щий: в мо­лит­ве вы по­ми­нае­те Все­выш­не­го, в то вре­мя как Он сам, по­ми­на­ет всех тех, кто вспо­ми­на­ет Его. При­чем, Его по­ми­на­ние вас на­мно­го ве­ли­че­ст­вен­нее по­ми­на­ния Его ва­ми.

По­доб­ное тол­ко­ва­ние пе­ре­да­ет­ся от ибн Аб­ба­са, Сал­ма­на Фар­си, Аби Абу Дар­ды и ибн Мас'уда, да бу­дет до­во­лен ими Ал­лах.

Ибн Аби Ду­нья пе­ре­да­вал от Фу­дай­ла ибн Мар­зу­ка, что Атыи, да по­ми­лу­ет их Ал­лах, ска­зал: «А по­ми­на­ние Ал­ла­ха бо­лее ве­ли­ко» объ­яс­ня­ет­ся ая­том: «По­мя­ни­те же Ме­ня, Я по­мя­ну вас... »[182].

По­ми­на­ние Все­выш­не­го вас, бо­лее ве­ли­ко, чем ва­ше по­ми­на­ние Его»» Ибн Зайд и Ка­та­да ибн Ду'ама, да бу­дет до­во­лен ими Ал­лах, объ­яс­ня­ли этот аят так: «По­ми­на­ние Все­выш­не­го пре­вы­ше все­го».

Од­на­ж­ды Сал­ма­на Фар­си, да бу­дет до­во­лен им Ал­лах, спро­си­ли: «Ка­кое из дел наи­бо­лее пред­поч­ти­тель­но? ». Он от­ве­тил: «Не­у­же­ли вы не чи­та­ли в Ко­ра­не, что: «А по­ми­на­ние Ал­ла­ха наи­бо­лее ве­ли­ко». Шей­ху-ль-ис­лам Абу Аб­бас ибн Тай­мия, да по­ми­лу­ет его Ал­лах, рас­ска­зы­вал: «Вер­но то, что смысл ая­та в сле­дую­щем: у мо­лит­вы две гран­ди­оз­ные це­ли, од­на из ко­то­рых боль­ше дру­гой — это удер­жа­ние от впа­де­ния в мер­зость и не­одоб­ряе­мое, и то, что она со­дер­жит в се­бе по­ми­на­ние Все­выш­не­го, при­чем по­ми­на­ние Все­выш­не­го зна­чи­мей удер­жи­ва­ния от по­ри­цае­мо­го».

У Ибн Аб­ба­са, да бу­дет до­во­лен им Ал­лах, од­на­ж­ды спро­си­ли: «Ка­кое де­ло са­мое наи­луч­шее? ». Он от­ве­тил: «По­ми­на­ние Все­выш­не­го пре­вы­ше все­го».

58. По­ми­на­ние Все­выш­не­го — наи­луч­шая по­мощь для слу­же­ния и под­чи­не­ния Ему /Все­выш­не­му/. Имен­но зикр вну­ша­ет ра­бу лю­бовь к ней, об­лег­ча­ет и де­ла­ет ее при­ят­ной. Пре­вра­ща­ет ее в от­дох­но­ве­ние для очей его, в на­сла­ж­де­ние и ра­дость до та­кой сте­пе­ни, что он не на­хо­дит в ней да­же ма­лей­ше­го не­удоб­ст­ва, бре­ме­ни или тя­же­сти, ко­то­рую ощу­ща­ет не­бреж­ный. Прак­ти­ка то­му сви­де­тель. А ес­ли быть бо­лее точ­ным, то:

59. по­ми­на­ние Все­выш­не­го да­ет об­лег­че­ние при труд­но­стях, уп­ро­ща­ет слож­ное, умень­ша­ет тя­жесть про­блем. Как толь­ко вспо­ми­на­ет­ся Ал­лах, лю­бая труд­ность, ста­но­вит­ся ни­по­чем, лю­бая воз­ник­шая слож­ность от­сту­па­ет, про­бле­ма, ка­кой бы она не бы­ла, раз­ре­ша­ет­ся, пе­ча­ли рас­сеи­ва­ют­ся. По­ми­на­ние Ал­ла­ха — ра­дость по­сле не­сча­стий, об­лег­че­ние по­сле труд­но­стей, уте­ше­ние от бес­по­койств и пе­ча­ли, это объ­яс­ня­ет­ся тем, что:

60. зикр про­го­ня­ет все внут­рен­ние стра­хи и уди­ви­тель­ным об­ра­зом соз­да­ёт чув­ст­во безо­пас­но­сти. Нет ни­че­го по­лез­ней для боя­ще­го­ся, чем по­ми­на­ние Все­выш­не­го. По ме­ре то­го на­сколь­ко он в зик­ре, на­столь­ко ему спо­кой­ней, да­же воз­мож­но, что вещь, в ко­то­рой он ви­дел уг­ро­зу, пред­ста­ёт пе­ред ним в ином, со­вер­шен­но безо­пас­ном ви­де. Не­бди­тель­ный, ис­пы­ты­ва­ет страх, да­же бу­ду­чи в пол­ной безо­пас­но­сти. Имею­щий да­же скром­ную ду­хов­ную прак­ти­ку зна­ком с этим.

61. Зикр да­ет по­ми­наю­ще­му си­лу, по­зво­ляю­щей ему де­лать то, что он не спо­со­бен со­вер­шить без не­го. Я сам, лич­но, ви­дел не­обык­но­вен­но уди­ви­тель­ную си­лу шей­ху-ль-ис­ла­ма ибн Тай­мии про­яв­ляю­щую­ся в его по­ход­ке, ре­чи, от­ва­ге и в его пись­ме. Он мог за один день на­пи­сать столь­ко тру­дов, сколь­ко пе­ре­пи­сы­вал про­фес­сио­наль­ный пе­ре­пис­чик в вы­ход­ной день, а ино­гда и боль­ше. Сол­да­ты, то­же сви­де­тель­ст­ву­ют о его по­ра­зи­тель­ной си­ле на по­ле боя[183].

Про­рок, по­со­ве­то­вал свой доч­ке Фа­ти­ме и Али, да бу­дет до­во­лен ими Ал­лах, что­бы они пе­ред сном про­слав­ля­ли Все­выш­не­го 33 раза, вос­хва­ля­ли Его 33 раза и воз­ве­ли­чи­ва­ли Его 34 раза, ко­гда она по­про­си­ла его на­нять ей при­слу­гу и по­жа­ло­ва­лась ему на тя­жесть до­маш­ней ра­бо­ты и до­ба­вил, что: «Это луч­ше для вас обо­их, чем при­слу­га»[184].

Счи­та­ет­ся, что тот, кто бу­дет по­сто­ян­но прак­ти­ко­вать это, по­чув­ст­ву­ет в сво­ем те­ле си­лу, ко­то­рая из­ба­вит его от ну­ж­ды в при­слу­ге.

Про­из­не­се­ние слов: «Нет си­лы и мо­гу­ще­ст­ва, кро­ме как у Ал­ла­ха», ока­зы­ва­ет уди­ви­тель­ное воз­дей­ст­вие при вы­пол­не­нии тя­же­лой ра­бо­ты, пе­ре­не­се­нии труд­но­стей, во вре­мя вхо­ж­де­ния к пра­ви­те­лям, при стра­хе и в экс­тре­маль­ных си­туа­ци­ях.

Эти сло­ва лю­бил про­из­но­сить Ха­биб ибн Са­ла­ма при встре­че с вра­га­ми или ко­гда он брал кре­пость. Од­на­ж­ды он по­тер­пел не­уда­чу при за­хва­те рим­ской ци­та­де­ли, то­гда все му­суль­ма­не про­из­нес­ли эту фра­зу и крик­ну­ли: «Ал­ла­ху Ак­бар». Не­при­ступ­ная кре­пость па­ла.

64. Рай­ские зда­ния воз­во­дят­ся зик­ром. Ан­ге­лы ос­та­нав­ли­ва­ют строи­тель­ст­во, ко­гда по­ми­наю­щий пре­кра­ща­ет зикр, и на­чи­на­ют ее, ко­гда тот во­зоб­нов­ля­ет по­ми­на­ние.

Абу Ду­нья в сво­ей кни­ге сло­ва Ха­ки­ма ибн Му­хам­ма­да Ах­на­си: «Мне рас­ска­за­ли то, что зда­ния Рая воз­во­дят­ся с зик­ром. Ко­гда по­ми­на­ние Все­выш­не­го от­сут­ст­ву­ет, строи­тель­ст­во ос­та­нав­ли­ва­ет­ся. Их спра­ши­ва­ют на­счет это­го и они от­ве­ча­ют: «Нет ма­те­риа­ла»».

Воз­ве­де­ние зда­ний про­ис­хо­дит с зик­ром, так же как са­жен­цы для ее са­дов то­же — зикр. Вы­ше уже упо­ми­нал­ся ха­дис про­ро­ка от Иб­ра­хи­ма (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) гла­ся­щий: «зем­ли Рая бла­го­дат­ны, во­ды ее пре­сны и про­зрач­ны. Са­жен­цы для ее до­лин — это сло­ва: «Свят Ал­лах и хва­ла Ему, нет ни­че­го дос­той­но­го по­кло­не­ния, кро­ме Ал­ла­ха и Ве­лик Ал­лах»»[185].

65. Зикр — барь­ер ме­ж­ду ра­бом и Ге­ен­ной. До­ро­га в Ад вы­ло­же­на со­от­вет­ст­вую­щи­ми де­ла­ми, по­ми­на­ние же Все­выш­не­го свое­об­раз­ная пре­гра­да на этом пу­ти. Чем усерд­нее прак­ти­ку­ет­ся по­ми­на­ние Все­выш­не­го, тем на­деж­ней и мощ­нее этот за­слон.

Аб­дуль-Азиз ибн Аби Рау­ад рас­ска­зы­вал: «Один че­ло­век сде­лал се­бе мо­лель­ню в пус­ты­не, сто­ро­ну ее киб­лы он ого­ро­дил се­мью кам­ня­ми. Вся­кий раз по­сле мо­лит­вы он про­из­но­сил: «О кам­ни! Я про­шу вас за­сви­де­тель­ст­во­вать, что нет ни­ко­го дос­той­но­го по­кло­не­ния, кро­ме Ал­ла­ха! ». Од­на­ж­ды, во вре­мя бо­лез­ни, он уви­дел сле­дую­щий сон: «Я уви­дел во сне что, ко­гда ме­ня по­та­щи­ли в Огонь, один из зна­ко­мых кам­ней уве­ли­чил­ся в раз­ме­рах и за­сло­нил со­бою од­ну из врат Ада, то­гда ме­ня по­та­щи­ли к дру­гой две­ри, вто­рой ка­мень то­же при­крыл ее. И так слу­чи­лось со все­ми вра­та­ми Ге­ен­ны»».

66. Ан­ге­лы ис­пра­ши­ва­ют про­ще­ния за по­ми­наю­ще­го Ал­ла­ха, так же как за каю­ще­го­ся. Аб­дул­ла ибн Амр ибн А'ас, да бу­дет до­во­лен им Ал­лах, го­во­рил: «Я на­хо­жу в ни­спос­лан­ной Кни­ге Ал­ла­ха то, что ес­ли раб про­из­но­сит: «Хва­ла Ал­ла­ху! », ан­ге­лы до­бав­ля­ют: «Хва­ла Ал­ла­ху Гос­по­ду ми­ров! », ан­ге­лы про­сят: «О Ал­лах, про­сти Твое­му ра­бу». Ес­ли он про­из­но­сит «Свят Ал­лах! », ан­ге­лы до­бав­ля­ют «И хва­ла Ему! ». Ес­ли же раб про­из­нес: «Свят Ал­лах и хва­ла Ему! », ан­ге­лы про­сят «О Ал­лах, про­сти Твое­му ра­бу». Ес­ли же он про­из­нес: Нет ни­че­го дос­той­но­го по­кло­не­ния, кро­ме Ал­ла­ха», они до­бав­ля­ют Ве­лик Ал­лах! ». Ес­ли он про­из­нес: «Нет ни­че­го дос­той­но­го по­кло­не­ния, кро­ме Ал­ла­ха, Ве­лик Ал­лах! », ан­ге­лы про­сят: «О Ал­лах, про­сти Твое­му ра­бу».

67. Го­ры и пус­ты­ни хва­ста­ют­ся друг пе­ред дру­гом и ра­ду­ют­ся тем, кто вспо­ми­на­ет Ал­ла­ха на их по­верх­но­сти. Аб­дул­ла ибн Мас'уд, да бу­дет до­во­лен им Ал­лах, рас­ска­зы­вал, что: «По­ис­ти­не, од­на го­ра, зо­вя дру­гую, спра­ши­ва­ет «Не про­хо­дил ли на те­бе се­го­дня, тот, кто по­ми­нал Ал­ла­ха, Ве­лик Он и Сла­вен? ». И она очень силь­но ра­ду­ет­ся, ес­ли та от­ве­ча­ет: «Да! »». До­ли­ны так­же пе­ре­го­ва­ри­ва­ют­ся друг с дру­гом. А'ун ибн Аб­дул­ла, да бу­дет до­во­лен им Ал­лах, рас­ска­зы­вал, что од­на из них спра­ши­ва­ет дру­гую: «Не про­хо­дил ли на те­бе се­го­дня кто-ли­бо, по­ми­ная Ал­ла­ха? ». И кто-то из них от­ве­ча­ет: «Да», кто-то же: «Нет».

68. По­сто­ян­ное по­ми­на­ние Все­выш­не­го, Ве­лик Он и Сла­вен — га­ран­тия безо­пас­но­сти от ли­це­ме­рия, так как от­ли­чи­тель­ная чер­та ли­це­ме­ров — вя­лое по­ми­на­ние Ал­ла­ха. Про них Все­выш­ний ска­зал сле­дую­щие сло­ва: «И вспо­ми­на­ют они Ал­ла­ха, толь­ко из­ред­ка»[186].

Ка'б го­во­рил: «Обе­ре­жен от ли­це­ме­рия тот, кто мно­го по­ми­на­ет Все­выш­не­го Ал­ла­ха».

На­вер­но по­это­му, Ал­лах бо­лее све­дущ на­счет это­го, Все­выш­ний за­кон­чил су­ру «Ли­це­ме­ры» сле­дую­щим ая­том: «О вы, ко­то­рые уве­ро­ва­ли, не раз­ре­шай­те сво­ему иму­ще­ст­ву и де­тям, от­влечь вас от по­ми­на­ния Ал­ла­ха. А кто по­зво­лит это, те — по­тер­пев­шие убы­ток»[187].

В нем пре­дос­те­ре­же­ние от сму­ты ли­це­ме­ров, чьи серд­ца не­бреж­ны к зик­ру. Не­ко­то­рых спод­виж­ни­ков[188], да бу­дет до­во­лен ими Ал­лах, спра­ши­ва­ли про Ха­ва­рид­жей[189]: «Ли­це­ме­ры ли они? ». Они от­ве­ча­ли: «Ли­це­ме­ры — это те, кто по­ми­на­ют Ал­ла­ха, лишь из­ред­ка». При­знак ли­це­ме­рия — ред­кость по­ми­на­ния Все­выш­не­го, час­тый зикр — безо­пас­ность от впа­де­ния в не­го. Ал­лах не та­ков, что­бы ис­пы­ты­вать по­доб­ное серд­це ли­це­ме­ри­ем, ведь это удел — не­бреж­ных сер­дец.

     69. При зик­ре, в от­ли­чие от мно­гих дру­гих дел, воз­ни­ка­ет осо­бое, ни с чем не срав­ни­мое на­сла­ж­де­ние. Ес­ли бы вся на­гра­да за зикр за­клю­ча­лась в той сла­до­сти, ко­то­рая воз­ни­ка­ет в серд­це, это­го бы­ло бы дос­та­точ­но. По­это­му со­б­ра­ния для по­ми­на­ния Ал­ла­ха на­зы­ва­ют­ся са­да­ми Рая. Ма­лик ибн Ди­нар, да бу­дет до­во­лен им Ал­лах, го­во­рил: «Нет ни­че­го при­ят­ней для на­сла­ж­даю­щих­ся, чем по­ми­на­ние Все­выш­не­го Ал­ла­ха. Из всех дел, оно са­мое лег­кое для со­вер­ше­ния, нет ни­че­го сла­до­ст­нее, ра­до­ст­нее и ве­се­лее нее для серд­ца».

70. При­да­ёт ли­цу све­жий вид в этом ми­ре и оза­рит его све­том в бу­ду­щем. У по­ми­наю­щих Все­выш­не­го — наи­при­ят­ней­шие ли­ца в этом ми­ре, лу­че­зар­ней­шие в бу­ду­щем.

71. По­сто­ян­ное по­ми­на­ние Ал­ла­ха в до­ро­ге, до­ма, при осед­лом об­ра­зе жиз­ни и в пу­те­ше­ст­ви­ях, в до­ли­нах уве­ли­чи­ва­ет чис­ло сви­де­тель­ст­вую­щих за не­го в День Су­да. До­ли­на, дом, го­ра, зем­ля бу­дут сви­де­тель­ст­во­вать за ра­ба в День Су­да.

Все­выш­ний ска­зал: «Ко­гда со­тря­сет­ся зем­ля сво­им со­тря­се­ни­ем, и из­ве­дет свои но­ши, и ска­жет че­ло­век: «Что с ней? » В тот день она рас­ска­жет свои вес­ти, по­то­му что Гос­подь твой вну­шит ей»[190].

Тир­ми­зи, да по­ми­лу­ет его Ал­лах, в сво­ем «Сбор­ни­ке» при­во­дит ха­дис Саи'да Мак­ба­ри от Абу Ху­рай­ры, да бу­дет до­во­лен им Ал­лах. Он ска­зал: «По­слан­ник Ал­лах про­чи­тал аят: «В тот день она рас­ска­жет свои вес­ти», и спро­сил: «Вы знае­те, что у нее за вес­ти? ». Мы от­ве­ти­ли: «Ал­лах и Его по­слан­ник зна­ют про это боль­ше». Он ска­зал: «Вес­ти ее в том, что она бу­дет сви­де­тель­ст­во­вать за ка­ж­до­го ра­ба или ра­бы­ню, то, что они тво­ри­ли на ее по­верх­но­сти, го­во­ря: «В та­кой-то день он сде­лал то-то и то-то»» [191]. Тир­ми­зи ска­зал, что этот ха­дис хо­ро­ший, дос­то­вер­ный.

По­ми­наю­щий Ал­ла­ха на раз­лич­ных уча­ст­ках зем­ли уве­ли­чи­ва­ет чис­ло сво­их сви­де­те­лей, все они или боль­шин­ст­во из них бу­дут ру­чать­ся за не­го в День Суда, и он по­чув­ст­ву­ет не­опи­суе­мую ра­дость и ли­ко­ва­ние от их сви­де­тель­ст­ва.

72) За­ня­тие по­ми­на­ни­ем от­вле­ка­ет от не­нуж­ных раз­го­во­ров, в ви­де кле­ве­ты, спле­тен, пус­тых слов, льсти, ху­лы лю­дей и мно­го дру­го­го. Язык ни­ко­гда не ос­та­нав­ли­ва­ет­ся, он ли­бо по­ми­на­ет Все­выш­не­го, ли­бо за­ни­ма­ет­ся пус­то­сло­ви­ем. Это од­но­знач­но. Ес­ли ты не зай­мешь свою ду­шу Ис­ти­ной, она бу­дет от­вле­кать те­бя че­пу­хой. Ес­ли ты не за­пол­нишь серд­це лю­бо­вью к Не­му, она са­ма за­со­рит­ся при­вя­зан­но­стя­ми к соз­да­ни­ям. Не за­ста­вишь язык по­ми­нать Все­выш­не­го, она от­вле­чет те­бя пус­то­сло­ви­ем сло­во­блу­ди­ем, что не­пре­мен­но бу­дет ис­поль­зо­ва­но про­тив те­бя. Так что вы­би­рай один из этих двух пу­тей и вста­вай на од­ну из них.

73) Это то, с че­го мы на­ча­ли и де­ла­ли на нее на­ме­ки. Рас­смот­рим ее те­перь под­роб­нее, из-за ее боль­шой поль­зы и по­треб­но­сти, да­же мож­но ска­зать ну­ж­ды в ней ка­ж­до­го. Дья­воль­ские си­лы по­сто­ян­но ок­ру­жа­ют ра­ба, они его вра­ги. По­ду­май­те, что бу­дет с че­ло­ве­ком, во­круг ко­то­ро­го лю­ди, пол­ные не­на­ви­стью к не­му, вся­че­ски пы­таю­щею­ся на­нес­ти ему зло. Един­ст­вен­ный спо­соб борь­бы с эти­ми пол­чи­ща­ми — это по­ми­на­ние Ал­ла­ха, сла­вен Он и ве­лик.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.