Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Прит­ча про жи­во­тво­ря­щий дождь



Схо­жи с эти­ми прит­ча­ми, при­ме­ры, упо­мя­ну­тые в су­ре «Гром». Все­выш­ний ска­зал: «Он низ­вел с не­ба во­ду, — и на­пол­ни­ла она рус­ла в за­ви­си­мо­сти от их раз­ме­ров, а по­том по­ток (сель) унес пе­ну взды­мав­шую­ся»[144].

Эта прит­ча — вод­ная. От­кро­ве­ние, ко­то­рое ни­спос­ла­но для ожив­ле­ния сер­дец, упо­доб­ле­но в ней во­де с не­ба. Серд­ца при­ни­маю­щие ее — рус­лам вы­со­хших рек, не­су­щим эту во­ду.

Боль­шие серд­ца мо­гут вме­стить в се­бе мно­го зна­ний, по­доб­но боль­шим, су­хим рус­лам, вме­щаю­щих боль­шое ко­ли­че­ст­во во­ды. Ма­лень­кие серд­ца спо­соб­ны при­нять лишь ма­лую до­лю зна­ний, точ­но так же как ма­лень­кие рус­ла на­пол­ня­ют­ся не­боль­ши­ми объ­е­ма­ми во­ды.

По­ток, не­су­щий­ся по рус­лу, на са­мом вер­ху не­сет с со­бой пе­ну, под ней, пре­сная, жи­ви­тель­ная во­да. Пе­на ос­та­ет­ся на бе­ре­гах, вы­сы­хая там, а са­мой во­дой Все­выш­ний Ал­лах по­ит зем­лю, ожив­ляя ее стра­ны, лю­дей, де­ре­вья и жи­вот­ных. Зна­ния и ве­ра, ни­спос­лан­ные с не­ба на серд­ца, вы­пол­ня­ют те же функ­ции. При кон­так­те с ни­ми они вы­мы­ва­ют муть стра­стей и пе­ну лож­ных со­мне­ний, на­пол­няя кор­ни сер­дец зна­ни­ем, ве­рой и вер­ным пу­тем. Про­рок (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) го­во­рил, что: «Ве­ра сни­зош­ла в са­мые кор­ни серд­ца муж­чин»[145]. Этот ха­дис при­вел Бу­ха­ри от Ху­зай­фы. Та­ким об­ра­зом, гряз­ная пе­на по­сте­пен­но уно­сит­ся, и ос­та­ет­ся по­лез­ное зна­ние и кри­сталь­но чис­тая ве­ра в ос­но­ве серд­ца, ко­то­рую чер­па­ют лю­ди, пьют ее, по­ят и оро­ша­ют её.

    В «Дос­то­вер­ном сбор­ни­ке Мус­ли­ма» при­во­дит­ся ха­дис Абу Му­сы Аша'ри от про­ро­ка, мир ему. В нем он ска­зал, что: «То ру­ко­во­дство и зна­ния, с ко­то­ры­ми по­слал ме­ня Все­выш­ний Ал­лах, по­доб­ны до­ж­дю, по­пав­ше­му на зем­лю. Хо­ро­ший уча­сток из нее, впи­тав во­ду, про­из­ра­стил мно­го тра­вы и рас­ти­тель­но­сти. Дру­гая часть зем­ли ока­за­лась бес­плод­ной, од­на­ко, она за­дер­жа­ла в се­бе во­ду, и лю­ди ста­ли ис­поль­зо­вать ее для пи­тья и для хо­зяй­ст­вен­ных це­лей. Тре­тий уча­сток зем­ли, пред­став­ляю­щий со­бой ка­ме­ни­стую до­ли­ну, не при­нял во­ду, и на нем ни­че­го не вы­рос­ло. Эти уча­ст­ки зем­ли по­доб­ны тем, кто про­све­тил­ся в ре­ли­гии Все­выш­не­го, и ему при­нес­ло поль­зу то, с чем по­слал ме­ня Ал­лах, и он, уз­нав, учил дру­гих и тем, кто не под­нял для это­го го­ло­вы и не при­нял то ру­ко­во­дство, с ко­то­рым я был по­слан»[146].

Про­рок (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) раз­де­лил лю­дей на три ка­те­го­рии, в за­ви­си­мо­сти от их по­ло­же­ния к зна­нию и ру­ко­во­дству. Пер­вая груп­па — это на­след­ни­ки по­слан­ни­ков Все­выш­не­го, пре­ем­ни­ки про­ро­ков, да бла­го­сло­вит их Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет, дер­жа­щие­ся за ре­ли­гию зна­ния­ми и де­ла­ми, зо­ву­щие к Ал­ла­ху и Его по­слан­ни­ку, мир ему. Имен­но они ис­тин­ные по­сле­до­ва­те­ли по­слан­ни­ков. Это они — та пло­до­род­ная зем­ля, ко­то­рая при­ня­ла во­ду и по­кры­лась пыш­ной зе­ле­нью, при­не­ся поль­зу се­бе и дру­гим.

Это те, кто объ­е­ди­нил про­ни­ца­тель­ность, даль­но­ви­де­ние в ре­ли­гии с си­лой в при­зы­ве, став, та­ким об­ра­зом, на­след­ни­ка­ми про­ро­ков, да бла­го­сло­вит их Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет, при ко­то­рых  Все­выш­ний ска­зал: «И вспом­ни ра­бов На­ших Иб­ра­хи­ма, Ис­ха­ка и Яа'куба, об­ла­да­те­лей си­лы /при вы­пол­не­нии при­ка­за Все­выш­не­го/ и про­ни­ца­тель­но­сти /в ре­ли­гии Ал­ла­ха/»[147].

Про­ни­ца­тель­ность по­зво­ля­ет им уз­реть Ис­ти­ну, по­нять ее, а си­ла по­зво­ля­ет рас­про­стра­нить, во­пло­тить ее жизнь и при­зы­вать к ней. Этой ка­те­го­рия при­су­ща цеп­кая па­мять, по­ни­ма­ние ре­ли­гии и спо­соб­ность к тол­ко­ва­нию, бла­го­да­ря это­му они вы­би­ли из Бо­же­ст­вен­ных тек­стов клю­чи раз­но­об­раз­ных на­ук, от­кры­ли в них со­кро­вен­ные кла­де­зи, рас­кры­ли их осо­бен­ные от­тен­ки в по­ни­ма­нии. Од­на­ж­ды пра­ви­те­ля пра­во­вер­ных, Али ибн Абу Та­ли­ба спро­си­ли: «Вы­де­лял ли вас чем-ни­будь по­слан­ник Ал­ла­ха от дру­гих? ». Он от­ве­тил: «Нет, кля­нусь тем, кто рас­ще­пил се­мя и со­тво­рил че­ло­ве­ка. Раз­ве толь­ко по­ни­ма­ни­ем, ко­то­рое да­ет Все­выш­ний ра­бу, в его Кни­ге»[148].

По­ни­ма­ние — эта та бур­ная рас­ти­тель­ность, зе­лень, ко­то­рую про­из­ра­сти­ла зем­ля. Имен­но её от­ли­чие пер­вой и вто­рой ка­те­го­рии лю­дей.

Вто­рая груп­па — это те, кто вы­учи­ли Бо­же­ст­вен­ные тек­сты наи­зусть. Это бы­ло их за­бо­той, что­бы по­том ос­таль­ные лю­ди, пе­ре­няв у них этот ма­те­ри­ал, и, изу­чив его, из­влек­ли из них со­кро­ви­ща и по­лу­чи­ли поль­зу. Это те, кто ки­ну­ли се­ме­на на зем­лю, год­ную для об­ра­бот­ки и по­се­ва, а из нее дру­гие уже со­бра­ли раз­лич­ные сек­ре­ты и та­ин­ст­ва, ка­ж­дый взяв то, что ему на­до: «Все лю­ди зна­ли ме­сто сво­его во­до­поя»[149].

    Про них про­рок (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) ска­зал сле­дую­щие сло­ва: «Все­выш­ний сде­ла­ет све­жим ли­цо че­ло­ве­ка, ус­лы­шав­шим мои сло­ва, за­пом­нив­ше­го их, а по­том пе­ре­дав­ше­го как слы­шал, дру­го­му. Впол­не воз­мож­но, что за­пом­нив­ший, не об­ла­да­ет нуж­ным по­ни­ма­ни­ем, а тот, ко­му он пе­ре­дал бо­лее про­ни­ца­тель­ный»[150].

На­при­мер, Аб­дул­ла ибн Аб­бас — уче­ный этой об­щи­ны, тол­ко­ва­тель Ко­ра­на, чис­ло пе­ре­дан­ных им ха­ди­сов от про­ро­ка, в ко­то­рых он го­во­рит: «я слы­шал», «я ви­дел», не пре­вы­ша­ет два­дца­ти. Од­на­ко он учил­ся у мно­гих спод­виж­ни­ков, и так как был бла­го­сло­вен в со­об­ра­зи­тель­но­сти и по­ни­ма­нии, он на­пол­нил мир раз­лич­ны­ми зна­ния­ми.

Абу Му­хам­мад ибн Хазм пи­сал о нем: «Его фа­та­вы[151] бы­ли за­пи­са­ны в се­ми боль­ших то­мах, при этом сле­ду­ет от­ме­тить, что это то, что смог­ли со­брать. На са­мом же де­ле его зна­ния — оке­ан. Он пре­взо­шел всех в по­ни­ма­нии, ана­ли­зе Ко­ра­на. Он слы­шал, как и все, вы­учил Ко­ран, как и все ос­таль­ные, од­на­ко его зем­ля бы­ла наи­луч­шей, наи­при­год­ной для об­ра­бот­ки. Бро­шен­ные в нее се­ме­на Бо­же­ст­вен­ных тек­стов, да­ли при­нес­ли пре­крас­ные пре­крас­ней­шие пло­ды.

«Это — ми­лость Ал­ла­ха, да­ру­ет Он ее ко­му по­же­ла­ет. Ал­лах — об­ла­да­тель ве­ли­кой ми­ло­сти»[152].

Раз­ве мож­но срав­нить фа­та­вы ибн Аб­ба­са, его ком­мен­та­рии к Ко­ра­ну и его ана­лиз, с фа­та­ва­ми Абу Ху­рай­ры и его ком­мен­та­рия­ми, хо­тя Абу Ху­рай­ра имел са­мую цеп­кую па­мять.  Мож­но ска­зать, что он хра­ни­тель этой об­щи­ны: он пе­ре­да­вал ха­дис, как слы­шал, но­ча­ми учил их, его за­бо­та бы­ла на­прав­ле­на на за­учи­ва­ние и пе­ре­да­чу вы­учен­но­го в том ви­де, как слы­шал. Ибн Аб­бас же за­ни­мал­ся в ос­нов­ном по­ни­ма­ни­ем и ана­ли­зом, об­ра­бот­кой Бо­же­ст­вен­ных тек­стов, вы­би­ва­ни­ем из них род­ни­ков и из­вле­че­ни­ем из них со­кро­вищ.

Та­ким об­ра­зом, лю­дей мож­но под­раз­де­лить на две ка­те­го­рии. Пер­вая — это те, чья за­бо­та в со­би­ра­ние, в за­учи­ва­нии и точ­ной пе­ре­да­че ус­лы­шан­но­го; они не за­ни­ма­ют­ся ана­ли­зом и из­вле­че­ни­ем кла­де­зей из то­го, что вы­учи­ли. Вто­рые, те, кто за­ни­ма­ет­ся ана­ли­зом, вы­во­дом за­ко­нов из тек­стов и их по­ни­ма­ни­ем.

Пер­вая ка­те­го­рия — это Абу Зар'а, Абу Ха­тим и Ибн Ва­ра, до них Бан­дар Му­хам­мад ибн Баш­шар, Амр На­кид и Абд-ар-Раз­зак, а еще рань­ше них Му­хам­мад ибн Джа'фар Гун­дар, Са'ид Ибн Аби А'руба. Они — об­ла­да­те­ли фе­но­ме­наль­ной па­мя­ти, ре­ги­ст­ри­рую­щие то, что слы­ша­ли, без ком­мен­та­ри­ев, из­ме­не­ний и вы­во­дов за­ко­нов из тек­стов.

Вто­рая ка­те­го­рия — это Ма­лик, Лайс, Суфь­ян, ибн Му­ба­рак, Ша­фи'и, Ау­за'и, Ис­хак, Имам Ах­мад ибн Хан­бал, Бу­ха­ри, Абу Да­уд, Му­хам­мад ибн Наср Ма­ру­зи. Они те, кто за­ни­мал­ся ана­ли­зом и по­ни­ма­ни­ем пе­ре­да­вае­мых тек­стов.

Эти два ти­па, са­мые сча­ст­ли­вые лю­ди по от­но­ше­нию к то­му, что по­слал Все­выш­ний Ал­лах сво­его по­слан­ни­ка, да бла­го­сло­вит его Ал­ла­ха и при­вет­ст­ву­ет, они те, кто при­ня­ли и под­ня­ли ее го­ло­ву.

    Тре­тья же ка­те­го­рия — не­сча­ст­ней­шие тво­ре­ния, ко­то­рые не при­ня­ли ру­ко­во­дства Все­выш­не­го, не под­ня­ли им го­ло­вы. У них нет ни па­мя­ти, ни по­ни­ма­ния, они не спо­соб­ны ни пе­ре­дать, ни по­нять или же со­хра­нить.

То есть пер­вая ка­те­го­рия — это лю­ди спо­соб­ные на пе­ре­да­чу, со­хра­не­ние и по­ни­ма­ние.

Вто­рая — это те, чье вни­ма­ние на­прав­лен­но на пе­ре­да­чу и со­хра­не­ние, ес­те­ст­вен­но у них есть спо­соб­но­сти на по­ни­ма­ние, од­на­ко спо­соб­но­сти на пе­ре­да­чу луч­ше.

Тре­тья ка­те­го­рия — это не­сча­ст­лив­цы, они не мо­гут при­нять и пе­ре­дать, по­нять и со­хра­нить. «Они как ско­ты и да­же боль­ше даль­ше ско­тов сби­лись с пу­ти»[153].

Имен­но они ус­лож­ня­ют жизнь во всем ми­ре, по­вы­ша­ют це­ны. Их един­ст­вен­ная за­бо­та на­бить же­лу­док и удов­ле­тво­рить свою по­хоть. Лю­ди из этой же ка­те­го­рии, чей уро­вень раз­ви­тия по­вы­ше, мо­гут ин­те­ре­со­вать­ся сво­ей оде­ж­дой и ук­ра­ше­ния­ми, ин­те­рес дру­гих, соз­на­тель­ность ко­то­рых по­вы­ше, на­прав­лен на обу­ст­рой­ст­во сво­его до­ма, са­да и сред­ст­ва пе­ре­дви­же­ния. Чьи по­мыс­лы бо­лее утон­чен­ны, за­ни­ма­ют­ся удов­ле­тво­ре­ни­ем жа­ж­ды вла­сти и за­щи­той сво­ей со­бачь­ей на­ту­ры. По­верх них сто­ит по­бор­ник сво­ей хищ­ни­че­ской ду­ши. Ан­гель­ская ду­ша не вхо­дит в эту ка­те­го­рию.

Ду­ша бы­ва­ет — ша­ка­лья, хищ­ни­че­ская и ан­гель­ская.

Ша­ка­лью на­ту­ру мож­но ус­по­ко­ить кос­тя­ми, па­да­лью и экс­кре­мен­та­ми.

Хищ­ни­че­ская же ду­ша не до­воль­ст­ву­ет­ся этим, она тре­бу­ет под­чи­не­ния ей дру­гих душ, же­ла­ет дос­тичь воз­вы­сит­ся над ни­ми вла­сти лю­бы­ми прав­да­ми и не­прав­да­ми.

   Ан­гель­ская же ду­ша вы­ше все­го это­го. Она уст­рем­ле­на к Все­выш­не­му, ее цель — зна­ние, ве­ра, лю­бовь к Ал­ла­ху, по­сто­ян­ное об­ра­ще­ние к Не­му, спо­кой­ст­вие и опо­ра на Не­го, пред­поч­те­ние Его люб­ви и до­воль­ст­ва пе­ред всем иным. Она ис­поль­зу­ет этот брен­ный мир для со­еди­не­ния с ее Твор­цом, Гос­по­дом и По­кро­ви­те­лем, а не для че­го -то дру­го­го.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.