Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Цен­но­сти по­ми­на­ния Ал­ла­ха



Про­рок, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет, ска­зал: «…Так­же я при­ка­зы­ваю вам по­ми­нать Ал­ла­ха. По­ми­наю­щий по­хож на че­ло­ве­ка, ко­то­ро­го пре­сле­до­ва­ли вра­ги, и он спря­тал­ся от них в не­при­ступ­ном зам­ке, та­ким об­ра­зом, обезо­па­сив се­бя от них. Раб спо­со­бен за­щи­тить се­бя от дья­во­ла толь­ко при по­мо­щи по­ми­на­ния Все­выш­не­го Ал­ла­ха».

   Толь­ко это дос­то­ин­ст­во по­ми­на­ния дос­та­точ­но, что­бы под­толк­нуть ра­ба к по­сто­ян­но­му зик­ру. Един­ст­вен­ная воз­мож­ная за­щи­та от Дья­во­ла — по­ми­на­ние Ал­ла­ха, а са­мая боль­шая сла­бость пе­ред вра­гом — пре­неб­ре­же­ние зик­ром. Са­та­на все­гда на че­ку и при ма­лей­шей рас­се­ян­но­сти ра­ба, мгно­вен­но бро­са­ет­ся на не­го, что­бы рас­тер­зать его. Ес­ли раб по­ми­на­ет Ал­ла­ха, Са­та­на от­сту­па­ет, умень­ша­ет­ся в раз­ме­рах, по­ка не ста­но­вит­ся как во­ро­бей, или как му­ха. По­это­му его на­зы­ва­ют «нау­ща­тель-скры­ваю­щий­ся», то есть он на­во­дит сму­ту в серд­це, но ко­гда по­ми­на­ет­ся имя Ал­ла­ха он ис­че­за­ет.

Ибн Аб­бас го­во­рил, что: «Дья­вол вос­се­да­ет на серд­це сы­на Ада­ма. Ес­ли че­ло­век рас­слаб­ля­ет­ся — он на­чи­на­ет свои нау­ще­ния, ес­ли же он по­ми­на­ет Ал­ла­ха - от­сту­па­ет».

В Мус­на­де има­ма Ах­ма­да от Аб­дель-Ази­за ибн Абу Су­ла­мы Аль-Ма­ди­шун от Муа­за ибн Джа­ба­ла пе­ре­да­ет­ся, что по­слан­ник Ал­ла­ха (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) ска­зал: «По­ми­на­ние Ал­ла­ха — са­мый луч­ший спо­соб спа­се­ния от на­ка­за­ния Ал­ла­ха».

Му­аз го­во­рил, что по­слан­ник Ал­ла­ха (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) ска­зал: «Не со­об­щить ли мне вам о луч­шем и наи­бо­лее чис­том из дел пе­ред ва­шим Вла­ды­кой, бла­го­да­ря ко­то­ро­му вы воз­не­се­тесь к наи­выс­шей сте­пе­ни, и ко­то­рое луч­ше для вас, чем встре­ча с ва­шим вра­гом, ко­то­рым вы ста­не­те ру­бить их го­ло­вы и они ста­нут ру­бить ва­ши го­ло­вы? » Они ска­за­ли: «Ко­неч­но, да! » И то­гда про­рок, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет, ска­зал: «Это по­ми­на­ние Ал­ла­ха, Ве­лик Он и Сла­вен»[82].

    В «Сбор­ни­ке дос­то­вер­ных ха­ди­сов» има­ма Мус­ли­ма от Абу Ху­рай­ры при­во­дит­ся ха­дис, что од­на­ж­ды по­слан­ник Ал­ла­ха (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) ехал по мек­кан­ской до­ро­ге и про­ез­жая воз­ле го­ры Джум­дан, ска­зал: «Про­ез­жай­те Джум­дан и опе­ре­ди­ли «му­фар­ри­дун» (про­све­щен­ные)! » (Лю­ди) спро­си­ли: «Кто они? » На что про­рок от­ве­тил: «(Это) муж­чи­ны и жен­щи­ны, час­то по­ми­наю­щие Ал­ла­ха» [83].

В «Су­на­нах» со слов Абу Ху­рай­ры, да бу­дет до­во­лен им Ал­лах, пе­ре­да­ют, что по­слан­ник Ал­ла­ха (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) ска­зал: «Лю­ди, по­ки­даю­щие со­б­ра­ние, в ко­то­ром они не по­ми­на­ют Ал­ла­ха Все­выш­не­го, (все­гда) по­ки­да­ют не­что по­доб­ное ту­ше мерт­во­го ос­ла и ис­пы­та­ют (из-за это­го) от­чая­ние»[84].

У Тир­ми­зи при­во­дит­ся дру­гая ва­риа­ция (это­го ха­ди­са): «Ес­ли лю­ди на­хо­ди­лись в та­ком со­б­ра­нии, где они не по­ми­на­ли Ал­ла­ха Все­выш­не­го и не об­ра­ща­лись с моль­ба­ми за сво­его про­ро­ка, их обя­за­тель­но по­сти­га­ет от­мще­ние, и ес­ли (Ал­лах) по­же­ла­ет, то под­верг­нет их на­ка­за­нию, а ес­ли по­же­ла­ет, то про­стит»[85].

В «Сбор­ни­ке дос­то­вер­ных ха­ди­сов» има­ма Мус­ли­ма Агар ибн Аби Мус­ли­ма го­во­рит, что Абу Ху­рай­ра и Абу Са­ид слы­ша­ли как про­рок (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) ска­зал: «Лю­дей, ко­то­рые со­би­ра­ют­ся, что­бы по­ми­нать Все­выш­не­го Ал­ла­ха, ок­ру­жа­ют ан­ге­лы, по­кры­ва­ет их ми­лость и нис­хо­дит на них ми­лость, а Ал­лах по­ми­на­ет их сре­ди тех, кто (на­хо­дит­ся) при нем»[86].

     У Тир­ми­зи со слов Аб­дул­лы ибн Буср при­во­дит­ся, что один че­ло­век ска­зал: «О, По­слан­ник Ал­ла­ха, (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет), по­ис­ти­не, две­рей до­б­ра очень мно­го и я не мо­гу вы­пол­нить все, рас­ска­жи мне де­ло, ко­то­рое я по­пы­та­юсь по­сто­ян­но со­вер­шать, но не го­во­ри слиш­ком мно­го, по­то­му что я мо­гу за­быть…». Есть дру­гой ва­ри­ант это­го ха­ди­са: «О, По­слан­ник Ал­ла­ха (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет), по­ис­ти­не, ис­лам­ских дел очень мно­го, рас­ска­жи мне про од­но де­ло, ко­то­рое я бу­ду дер­жать­ся”. Про­рок (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) ему ска­зал: “Пусть твой язык не пе­ре­ста­ет быть влаж­ным от по­ми­на­ния Все­выш­не­го Ал­ла­ха»[87].

В «Сбор­ни­ке дос­то­вер­ных ха­ди­сов Бу­ха­ри» от слов Абу Му­сы пе­ре­да­ет­ся, что про­рок (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) ска­зал: «По­ми­наю­щий сво­его Гос­по­да и не по­ми­наю­щий сво­его Гос­по­да по­доб­ны жи­во­му и мерт­во­му»[88].

В обо­их «Дос­то­вер­ных сбор­ни­ках» от слов Абу Ху­рай­ры при­во­дит­ся, что по­слан­ник Ал­ла­ха (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) ска­зал: «Все­выш­ний Ал­лах го­во­рит: «Я (бу­ду та­ким), ка­ким счи­та­ет Ме­ня Мой раб, и Я на­хо­жусь ря­дом с ним, ко­гда он по­ми­на­ет Ме­ня. Ес­ли он по­мя­нет Ме­ня про се­бя, то и Я по­мя­ну про Се­бя, а ес­ли он по­мя­нет Ме­ня в об­ще­ст­ве, то Я по­мя­ну его сре­ди тех, кто луч­ше (их). Ес­ли он при­бли­зит­ся ко Мне на пядь, Я при­бли­жусь к Не­му на ло­коть. Ес­ли он при­бли­зит­ся ко Мне на ло­коть, Я при­бли­жусь к не­му на са­жень. Ес­ли он пой­дет ко Мне пеш­ком, Я при­ду к не­му бе­гом»»[89].

     Тир­ми­зи пе­ре­дал от Ана­са, да бу­дет до­во­лен им Ал­лах, что По­слан­ник Ал­ла­ха (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) ска­зал: " Ес­ли бу­де­те про­хо­дить (воз­ле) са­дов Рая, ос­та­вай­тесь там". Спро­си­ли: " О По­слан­ник Ал­ла­ха, что это за са­ды Рая? " Он ска­зал: " Со­б­ра­ния для зи­кра" [90].

Тир­ми­зи пе­ре­дал, что по­слан­ник Ал­ла­ха, мир ему, ска­зал: «Луч­ший из луч­ших ра­бов Мо­их тот, кто по­ми­на­ет Ал­ла­ха в раз­гар бит­вы»[91].

В этом ха­ди­се яс­ное ука­за­ние на дос­то­ин­ст­ва по­ми­наю­ще­го и бор­ца на пу­ти Ал­ла­ха. Во­ин, по­ми­наю­щий Ал­ла­ха луч­ше про­сто по­ми­наю­ще­го или не­бреж­но­го бо­рю­ще­го. По­ми­наю­щий без джи­ха­да луч­ше, чем не­бреж­ный к по­ми­на­нию во­ин. Са­мый луч­шие по­ми­наю­щие — вои­ны на пу­ти Ал­ла­ха, са­мые луч­шие вои­ны — это те, кто по­ми­на­ет Ал­ла­ха.

Все­выш­ний Ал­лах ска­зал: «O вы, кoтopыe yвepoвaли! Koгдa вcтpeчaeтe oтpяд, тo бyдьтe cтoйки и пoминaйтe Aллaxa мнoгo, - [92]мoжeт быть, вы пoлyчитe ycпex! ». Так­же Все­выш­ний Ал­лах ска­зал: «O тe, кoтopыe yвepoвaли! Bcпoминaйтe Aллaxa чacтым пoминaниeм»[93]. Все­выш­ний Ал­лах ска­зал: «…пoминaющиe и пoминaющия Aллaxa мнoгo…»[94]. Все­выш­ний Ал­лах ска­зал: «А ко­гда ис­пол­ни­те все об­ря­ды ва­ши, по­ми­най­те Ал­ла­ха ча­ще, чем по­ми­на­ли ва­ши пред­ки»[95].

В этих ая­тах при­ка­за­но по­ми­нать Все­выш­не­го Ал­ла­ха час­то и упор­но, по­то­му что раб ну­ж­да­ет­ся в Нем и по­сто­ян­но за­ви­сит от Не­го. Лю­бое мгно­ве­ние, про­ве­ден­ное без по­ми­на­ния Ал­ла­ха, за­пи­сы­ва­ет­ся про­тив не­го и он не­сет ог­ром­ные убыт­ки в эти мо­мен­ты, да­же ес­ли при­нес се­бе ка­кую-то мир­скую поль­зу.

Не­ко­то­рые знаю­щие го­во­ри­ли, что че­ло­век, ко­то­рый был уст­рем­лен к Ал­ла­ху в те­че­ние дол­гих лет, а по­том от­влек­ся на мгно­ве­ние, по­те­ря­ет боль­ше, чем при­об­рел за эти го­ды.

Бей­ха­ки при­во­дит от Ай­ши, что по­слан­ник Ал­ла­ха ска­зал: «В День Вос­кре­се­ния раб Ал­ла­ха бу­дет жа­леть о зем­ных ча­сах, ко­то­рые он про­вел без по­ми­на­ния Ал­ла­ха»[96].

От Муа­за ибн Джа­ба­ла пе­ре­да­ет­ся, что оби­та­те­ли Рая бу­дут жа­леть о ча­сах это­го ми­ра, ко­то­рые они про­ве­ли без по­ми­на­ния Ал­ла­ха.

От Ум­мы Ха­би­бы, же­ны по­слан­ни­ка Ал­ла­ха, пе­ре­да­ет­ся, что про­рок, мир ему, ска­зал: «Все сло­ва че­ло­ве­ка за­пи­сы­ва­ют­ся про­тив не­го, кро­ме при­ка­зов к одоб­ряе­мо­му и за­пре­тов по­ри­цае­мо­го, или по­ми­на­ния Ал­ла­ха»[97].

Му­аз ибн Джа­бал спро­сил про­ро­ка, мир ему: «Ка­кое де­ло Ал­лах лю­бит боль­ше все­го? » И он от­ве­тил: «Что­бы да­же на смерт­ном од­ре по­ми­на­лось имя Его»[98].

Абу Дар­да го­во­рил: «У ка­ж­дой ве­щи есть свой очи­сти­тель, у серд­ца — это по­ми­на­ние Ал­ла­ха».

Бай­ха­ки пе­ре­да­ет от Аб­дул­лы ибн Ума­ра, что про­рок (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) го­во­рил: «У ка­ж­дой ве­щи есть свой очи­сти­тель, а у серд­ца — это по­ми­на­ние Ал­ла­ха. Так­же по­ми­на­ние Ал­ла­ха — са­мый луч­ший спо­соб спа­се­ния от на­ка­за­ния Ал­ла­ха».

    Его спро­си­ли: «Оно луч­ше джи­ха­да? » Он от­ве­тил: «Да, да­же ес­ли бу­дешь бить ме­чом, по­ка он не сло­ма­ет­ся! »[99].

Не­со­мнен­но, серд­це по­кры­ва­ет­ся ржав­чи­ной так же как медь, се­реб­ро и дру­гие ме­тал­лы. По­ли­ру­ет­ся — по­ми­на­ни­ем Все­выш­не­го Ал­ла­ха. Мож­но очи­стить его на­столь­ко, что она ста­нет си­ять как зер­ка­ло. Без зи­кра ду­ша — за­гряз­ня­ет­ся, вме­сте с ним — по­ли­ру­ет­ся.

При­чи­на за­гряз­не­ния ду­ши в двух ве­щах: рас­се­ян­ность и гре­хи. Очи­ще­ние ее в ис­пра­ши­ва­ние про­ще­ния и по­ми­на­ние Ал­ла­ха. По­сто­ян­ная не­бреж­ность по­кры­ва­ет серд­це не­про­ни­цае­мым на­ле­том, и оно аде­к­ват­но пе­ре­ста­ет ото­бра­жать ок­ру­жаю­щий мир. Ложь ви­дит­ся ему в фор­ме ис­ти­ны, прав­да в фор­ме лжи. Чем боль­ше гре­хов, тем тем­нее на ду­ше че­ло­ве­ка, тем ху­же ему вид­ны реа­лии ми­ра. Из­ме­ня­ют­ся пред­став­ле­ния и вос­при­ятие. Она уже не при­ни­ма­ет прав­ды и не от­ри­ца­ет ложь. Это са­мое страш­ное на­ка­за­ние для серд­ца. При­чи­на это­го — рас­се­ян­ность и сле­до­ва­ние стра­стям. Эти ве­щи га­сят свет серд­ца и ос­ле­п­ля­ют его ви­де­ние.

Все­выш­ний Ал­лах ска­зал: «…и нe пoвинyйcя тeм, cepдцe кoтopыx Mы cдeлaли нeбpeгyщим к пoминaнию o Hac и ктo пocлeдoвaл зa cвoeй cтpacтью, и дeлo eгo oкaзaлocь чpeзмepным»[100].

Раб же­лаю­щий под­ра­жать ко­му-ни­будь, брать при­мер с ко­го-то, дол­жен по-смот­реть яв­ляе­те­ся ли этот че­ло­век из по­ми­наю­щих Ал­ла­ха или же он из не­бреж­ных. Управ­ля­ет ли им зем­ная страсть или Бо­же­ст­вен­ное от­кро­ве­ние. Ес­ли им управ­ля­ет пер­вое, то он из не­бреж­ных и де­ло его пло­хо, нель­зя под­ра­жать ему, так как он ве­дет к по­ги­бе­ли.

Сло­во «фу­ра­та» пе­ре­во­дить­ся как бе­за­ла­бер­ность, то есть ос­та­вил де­ло, за ко­то­рым он дол­жен был сле­дить. Кто-то объ­яс­ня­ет это сло­во как — пре­да­ние из­ли­ше­ст­вам, кто-то тол­ку­ет как по­ги­бель, кто-то как про­ти­во­ре­чие Ис­ти­не. Все эти мне­ния близ­ки друг к дру­гу.

По­ды­то­жив мож­но ска­зать, что Все­выш­ний Ал­лах за­пре­тил нам сле­до­вать за тем, в ком есть эти ка­че­ст­ва. Че­ло­век дол­жен про­ана­ли­зи­ро­вать ха­рак­тер сво­его учи­те­ля, его об­ра­зец и то­го за кем он сле­ду­ет. Ес­ли он со­дер­жит в се­бе вы­ше­пе­ре­чис­лен­ные чер­ты, он дол­жен уй­ти от не­го. Ес­ли учи­тель из тех, кто по­ми­на­ет Ал­ла­ха и сле­ду­ет сун­не про­ро­ка, серь­ез­но от­но­сясь к сво­им де­лам — сле­дуй за ним. Ведь раз­ни­ца ме­ж­ду жи­вим и мерт­вым в по­ми­на­нии Ал­ла­ха. Тот, кто по­ми­на­ет Ал­ла­ха — жив, кто нет — тот мертв.

В Мус­на­де при­во­дит­ся ха­дис: «Боль­ше по­ми­най­те Ал­ла­ха, да­же ес­ли про вас ска­жут: «он со­шел с ума»»[101].



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.