Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Цен­но­сти ми­ло­сты­ни



«…Я при­ка­зы­ваю вам тво­рить ми­ло­сты­ню. Даю­щий его, по­хож на че­ло­ве­ка, ко­то­ро­го пле­ни­ли вра­ги, свя­за­ли ему ру­ки к шее, а ко­гда его по­ве­ли на казнь, он пред­ло­жил им: «Да­вай­те я от­ку­п­люсь от вас». И ос­во­бо­дил се­бя та­ким об­ра­зом».

     Ми­ло­сты­ня уди­ви­тель­ным об­ра­зом пре­дот­вра­ща­ет раз­лич­ные бе­ды, да­же у греш­ни­ков, не­чес­тив­цев и не­вер­ных. Ал­лах от­тал­ки­ва­ет ее не­сча­стия, все лю­ди, про­све­щен­ные и про­стые, зна­ют и мо­гут под­твер­дить это, так как ис­про­бо­ва­ли это на сво­ем опы­те.

Тир­ми­зи пе­ре­да­вал от Ана­са ибн Ма­ли­ка, что про­рок (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) ска­зал: «Ми­ло­сты­ня га­сит гнев Гос­по­да и от­тал­ки­ва­ет дур­ную смерть»[70]. Так­же ми­ло­сты­ня ту­шит не толь­ко гнев Гос­по­да, но и гре­хи и ошиб­ки, так же как во­да га­сит пла­мя.

Тир­ми­зи от Муа­за ибн Джа­ба­ла рас­ска­зы­вал: «Я был вме­сте с по­слан­ни­ком Ал­ла­ха в пу­те­ше­ст­вии. Од­но ут­ро я ока­зал­ся ря­дом с ним, и ко­гда мы шли ря­дом (друг с дру­гом), он ска­зал мне: «Ука­зать ли те­бе на вра­та бла­га? Пост — это щит. Ми­ло­сты­ня ту­шит пре­гре­ше­ния, как во­да га­сит огонь. Мо­лит­ва муж­чи­ны глу­бо­кой но­чью — один из при­зна­ков пра­вед­но­сти». По­сле это­го он про­чи­тал (сле­дую­щий) аят: «Их бо­ка от­кло­ня­ют­ся от их лож; они взы­ва­ют к cвoeмy Гocпoдy co cтpaxoм и жeлaниeми pacxoдyют из тoгo, чем Мы иx нaдeлили[71]»[72].

В не­ко­то­рых ис­точ­ни­ках го­во­рит­ся: «Спе­ши­те с ми­ло­сты­ней! По­ис­ти­не, бе-да­не мо­жет пе­ре­шаг­нуть че­рез нее».

В обо­их «Са­хи­хах» со слов Ади бин Ха­ти­ма, да бу­дет до­во­лен им Ал­лах, со-об­ща­ет­ся, что он ска­зал) при­во­дит­ся, что по­слан­ник Ал­ла­ха (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) ска­зал: «Ка­ж­до­му из вас при­дет­ся го­во­рить с Ал­ла­хом без вся­ко­го по­сред­ни­ка, а по­том (че­ло­век) по­смот­рит на­пра­во и не уви­дит ни­че­го, кро­ме со­вер­шён­но­го им рань­ше, и по­смот­рит он на­ле­во и не уви­дит ни­че­го, кро­ме со­вер­шён­но­го им рань­ше, а по­том он по­смот­рит впе­ред и не уви­дит пе­ред ли­цом сво­им ни­че­го, кро­ме пла­ме­ни (Ада), так за­щи­ти­те же се­бя от Ог­ня хо­тя бы с по­мо­щью по­ловин­ки фи­ни­ка! »[73]

Умар ибн Хат­таб го­во­рил: «Мне рас­ска­зы­ва­ли, что ко­гда де­ла хва­лят­ся меж со­бой и ми­ло­сты­ня ут­вер­жда­ет: «Я луч­шая из вас»».

В обо­их «Дос­то­вер­ных сбор­ни­ках» со слов Абу Ху­рай­ры, да бу­дет до­во­лен им Ал­лах, пе­ре­да­ет­ся, что он слы­шал, как по­слан­ник Ал­ла­ха (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) ска­зал:

«Ску­по­го и рас­хо­дую­ще­го мож­но срав­нить с дву­мя людь­ми в же­лез­ных джуб­бах из же­ле­за, (т. е. в коль­чу­гах) от сос­ков до клю­чиц. Что ка­са­ет­ся рас­хо­дую­ще­го, то что бы он ни по­тра­тил, (его джуб­ба коль­чу­га) обя­за­тель­но уд­ли­ня­ет­ся (или: …уве­ли­чи­ва­ет­ся), (по­кры­вая со­бой) его ко­жу, (и так бу­дет про­дол­жать­ся) до тех пор, по­ка она не по­кро­ет со­бой кон­чи­ки паль­цев (его ног) и не ста­нет сгла­жи­вать его сле­ды. Что же ка­са­ет­ся ску­по­го, то вся­кий раз, как воз­на­ме­рит­ся он по­тра­тить что-ни­будь, ка­ж­дое коль­цо её обя­за­тель­но при­ста­ёт к сво­ему мес­ту, и он ста­ра­ет­ся уве­ли­чить (свою джуб­бу коль­чу­гу), но она не уве­ли­чи­ва­ет­ся»[74].

Абу Бур­да от сво­его от­ца пе­ре­дал, что Про­рок (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) ска­зал: «Ка­ж­дый му­суль­ма­нин дол­жен да­вать са­да­ку». (Один че­ло­век) спро­сил: " Ска­жи мне, а ес­ли у не­го ни­че­го не най­дёт­ся (для это­го)? " Он

ска­зал: «Пусть по­тру­дит­ся свои­ми ру­ка­ми, при­не­сёт поль­зу са­мо­му се­бе и даст са­да­ку». (Че­ло­век) спро-сил: «О по­слан­ник Ал­ла­ха, а что ес­ли он не смо­жет сде­лать это­го? » Он ска­зал: «То­гда пусть по­мо­жет ока­зав­ше­му­ся в очень за­труд­ни­тель­ном по­ло­же­нии». (Че­ло­век) спро­сил: «А ес­ли он не смо­жет (сде­лать это­го)? » Он ска­зал: «(То­гда пусть) по­бу­ж­да­ет к одоб­ряе­мо­му (или: к бла­го­му) и воз­дер­жи­ва­ет­ся от со­вер­ше­ния дур­но­го, и это ста­нет са­да­кой»[75].

Все­выш­ний Ал­лах ска­зал: «Пре­ус­пе­ют те, кто бу­дет за­щи­щён от соб­ст­вен­ной ску­по­сти»[76]. Щед­рость бы­ва­ет двух ви­дов:

1) тра­та то­го, что в ру­ках дру­гих. Это наи­худ­ший ва­ри­ант. \

2) рас­хо­до­ва­ние то­го, что в тво­их ру­ках.

Бы­ва­ет, что наи­щед­рей­ший че­ло­век ни­че­го не тра­тит из сво­его кар­ма­на.

Имен­но это име­ют в ви­ду, ко­гда го­во­рят: «Щед­рость — это ко­гда ты рас­хо­ду­ешь свое иму­ще­ст­во, ос­те­ре­га­ясь чу­жих де­нег».

Я слы­шал, что ибн Тай­мия го­во­рил: «Од­на­ж­ды Все­выш­ний Ал­лах спро­сил про­ро­ка Иб­ра­хи­ма: «Зна­ешь, по­че­му Я взял те­бя сво­им при­бли­жен­ным дру­гом? » Он от­ве­тил: «Нет». То­гда Ал­лах ска­зал: «Я уви­дел, что ми­лее и лю­би­мее для те­бя — да­вать, а не брать»».

Из ка­честв Все­выш­не­го то, что Он да­ет, но не бе­рет, кор­мит, но сам Сам не ест. Он са­мый щед­рый и ве­ли­ко­душ­ный. Для Не­го лю­би­мее те ра­бы, ко­то­рые пы­та­ют­ся под­ра­жать Ему в этих свой­ст­вах. Ал­лах щедр и лю­бит щед­рых, Знаю­щий и лю­бит знаю­щих. Мо­гу­ще­ст­вен и Ему нра­вят­ся храб­рые. Кра­си­вый и Он лю­бит кра­со­ту. Тир­ми­зи в сво­ем «Сбор­ни­ке» пи­шет: «Нам пе­ре­дал Му­хам­мад ибн Баш­шар от Абу Ами­ра от Ха­ли­да ибн Иль­я­са от Са­ли­ха ибн Абу Ха­са­на, что он слы­шал, как Са­ид ибн Му­са­иб го­во­рил: «»По­ис­ти­не, Ал­лах Бла­гой и Он лю­бит бла­гое, Чис­тый и Он лю­бит чис­то­ту, Щед­рый и Он лю­бит щед­рость, Ве­ли­ко­ду­шен и Он лю­бит ве­ли­ко­ду­шие. Дер­жи­те ва­ши дво­ры чис­ты­ми, не упо­доб­ляй­тесь в этом ев­ре­ям иу­де­ям». Я рас­ска­зал это Му­хад­жи­ру ибн Мис­ма­ру и он ска­зал, что слы­шал по­доб­ное от Ами­ра ибн Са­да от его от­ца от про­ро­ка, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет, кро­ме слов: «Дер­жи­те ва­ши дво­ры чис­ты­ми». Эта часть ха­ди­са стран­на, так как Ха­лид ибн Иль­яс счи­та­ет­ся сла­бым пе­ре­дат­чи­ком».

Тир­ми­зи в «Кни­ге бла­го­дея­ний» пи­шет: «Нам пе­ре­дал Ха­сан ибн Ара­фа от Саи­да ибн Му­хам­ма­да аль-Вар­ра­ка от Яхья ибн Саи­да от Арад­жа от Абу Ху­рай­ры, что по­слан­ник Ал­ла­ха (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) ска­зал: «Щед­рый бли­зок к Ал­ла­ху, бли­зок к Раю, бли­зок к лю­дям и да­лек от Ог­ня. Ску­пой уда­лен от Ал­ла­ха, да­лек от Рая, да­лек от лю­дей и бли­зок к Ге­ен­не. Щед­рый не­ве­ж­да ми­лее для Ал­ла­ха не­же­ли ску­пой по­клон­ник»»[77].

Так же есть дос­то­вер­ный ха­дис: «По­ис­ти­не, Ал­лах Один и Он лю­бит не­чет­ное»[78].

Все­выш­ний Ал­лах Ми­ло­сер­ден — Он лю­бит ми­ло­серд­ных и про­яв­ля­ет к ним ми­лость. Он скры­ваю­щий — лю­бит тех, кто скры­ва­ет гре­хи Его ра­бов. Снис­хо­ди­те­лен — лю­бит тех, кто от­но­сит­ся снис­хо­ди­тель­но к Его ра­бам. Про­щаю­щий — лю­бит тех, кто про­ща­ет Его ра­бов. Добр — лю­бит до­б­рых. Он не­на­ви­дит гру­бых, жес­то­ких, чер­ст­вых и ску­пых бо­га­чей. Он Кро­ток и Бла­го­де­те­лен и лю­бит та­ко­вых. Спра­вед­лив — лю­бит спра­вед­ли­вость. При­ни­ма­ет оп­рав­да­ния — и лю­бит тех, кто при­ни­ма­ет оп­рав­да­ния у ра­бов Его.

В ха­ди­се при­шло, что: «Тот, кто по­кро­ет му­суль­ма­ни­на, Ал­лах по­кро­ет в этом ми­ре и в День вос­кре­се­ния то­го, кто из­ба­вит му­суль­ма­ни­на от пе­ча­ли это­го ми­ра, Ал­лах из­ба­вит от од­ной из пе­ча­лей Дня вос­кре­се­ния, а то­го, кто об­лег­чит то­му, кто ис­пы­ты­ва­ет за­труд­ни­тель­ное по­ло­же­ние, то­му Ал­лах об­лег­чит рас­чет в День Су­да»[79].

В ха­ди­се, ко­то­рый при­во­дит­ся у Тир­ми­зи и у дру­гих со­ста­ви­те­лей сбор­ни­ков при­во­дит­ся то про­рок, мир ему, од­на­ж­ды ска­зал в про­по­ве­ди: «О те, кто уве­ро­вал толь­ко на сло­вах, то­гда как до сер­дец ва­ших ве­ра не дош­ла! Не оби­жай­те ве­рую­щих и не сле­ди­те не­от­ступ­но за их не­дос­тат­ка­ми, ибо, по­ис­ти­не, Ал­лах вы­ста­вит на­по­каз то­го, кто та­нет не­от­ступ­но сле­дить за не­дос­тат­ка­ми сво­его бра­та в ис­ла­ме, и Он по­кро­ет его по­зо­ром, да­же ес­ли он бу­дет в сво­ем до­ме! »[80].

Те­бя бу­дут су­дить в со­от­вет­ст­вии с тем, как ты от­но­сишь­ся к дру­гим. Жи­ви как по­же­ла­ешь, а Ал­лах даст те­бе в со­от­вет­ст­вии с тем как ты от­но­сишь­ся к Не­му и к Его ра­бам.

    Ли­це­ме­рам внеш­не объ­я­вив­шим при­ня­тие Ис­ла­ма, но за­та­ив­шим в серд­цах не­ве­рие, Все­выш­ний Ал­лах даст свет в День Су­да, что­бы они смог­ли пе­рей­ти Мост. Он не за­ту­шит свет и не по­ме­ша­ет им сде­лать это. Точ­но так же те, ко­то­рые по­ка­зы­ва­ют лю­дям про­тив­ное то­му, что зна­ет о них Все­выш­ний Ал­лах. Он про­явит для них в этом ближ­нем ми­ре и ми­ре бу­ду­щем при­чи­ны уда­чи, ус­пе­ха и по­бе­ды и скро­ет про­ти­во­по­лож­ное. Так­же есть ха­дис: «Ал­лах вы­ста­вит на­по­каз то­го, кто бу­дет де­лать что-ли­бо на­по­каз дру­гим, и обес­сла­вит то­го, кто бу­дет рас­ска­зы­вать»[81].

По­ды­то­жив мож­но ска­зать, что Ал­лах да­ет ще­дро­му по­да­те­лю ми­ло­сты­ни боль­ше, чем ску­по­му на­ко­пи­те­лю. Рас­ши­ря­ет, раз­ви­ва­ет его лич­ность, те­ло­сло­же­ние, рас­ши­ря­ет удел, ду­шу и при­чи­ны для су­ще­ст­во­ва­ния. Воз­дая­ние со­от­вет­ст­ву­ет де­лам.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.