Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Цен­но­сти по­ста



«…Я при­ка­зы­ваю вам со­вер­шать пост. По­стя­щий­ся, по­хож на че­ло­ве­ка в тол­пе. С ним свер­ток, в ко­то­ром ле­жит миск[64], его рас­про­стра­няю­щий за­пах нра­вит­ся как ему са­мо­му, так и дру­гим. За­пах по­стя­ще­го­ся луч­ше пе­ред Все­выш­ним, чем аро­мат это­го мис­ка».

Про­рок (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) срав­нил по­стя­ще­го­ся с че­ло­ве­ком в кар­ма­не, ко­то­ро­го свер­ток аро­мат­но­го, не­ви­ди­мо­го гла­зу по­сто­рон­не­го, мис­ка. Точ­но так же тот, кто дер­жит пост, ни­кто не ви­дит это­го де­ла и не чув­ст­ву­ет. Ис­тин­ный по­стя­щий­ся это тот, кто кон­тро­ли­ру­ет свои ор­га­ны от со­вер­ше­ния гре­ха, язык -ото лжи, не­при­стой­но­стей и че­пу­хи, жи­вот - от еды и пи­тья, по­ло­вые ор­га­ны от со­во­ку­п­ле­ния. Он не го­во­рит и не де­ла­ет то­го, что ис­пор­тить пост. От не­го ис­хо­дят толь­ко пра­вед­ные сло­ва и дей­ст­вия, ко­то­рые упо­доб­ле­ны при­ят­но­му за­па­ху но­си­те­ля сверт­ка мис­ка. Об­щаю­щий­ся с по­стя­щим­ся по­лу­ча­ет поль­зу, он обезо­па­шен от пус­то­сло­вия, лжи, рас­пут­ст­ва и не­спра­вед­ли­во­сти. Это яв­ля­ет­ся по­стом в пол­ном смыс­ле это­го сло­ва, а не про­стое воз­дер­жа­ние от еды и пи­тья. В дос­то­вер­ном ха­ди­се ска­за­но: «Ес­ли (во вре­мя по­ста) че­ло­век не пре­кра­тит лгать и дей­ст­во­вать по лжи, то Ал­ла­ху не нуж­но, что­бы он от­ка­зы­вал­ся от еды и пи­тья»[65], в дру­гом ха­ди­се ска­за­но, что «впол­не воз­мож­но до­ля его от по­ста бу­дет все­го лишь го­лод и жа­ж­да»[66]. То есть пост для ор­га­нов те­ла — это воз­дер­жа­ние от со­вер­ше­ния гре­ха, а для жи­во­та — от пи­тья и еды. Еда и пи­тье пре­ры­ва­ют и на­ру­ша­ют пост, а со­вер­шен­ные гре­хи умень­ша­ют на­гра­ду за не­го и гу­бят его пло­ды, сво­дят на нет это де­ло.

Су­ще­ст­ву­ют раз­но­гла­сия уче­ных на­счет за­па­ха изо рта по­стя­ще­го, име­ет­ся ли в ви­ду этот доль­ный мир или же под­ра­зу­ме­ва­ет­ся бу­ду­щий. Ува­жае­мый шейх Абу Му­хам­мад Изид-Дин ибн Аб­дес-Са­лам скло­нял­ся к мне­нию о том, что это ка­са­ет­ся толь­ко это­го ми­ра, и он на­пи­сал на­счет это­го свое ис­сле­до­ва­ние. Шейх Абу Амр счи­тал, что это ка­са­ет­ся обо­их ми­ров, и на­пи­сал кни­гу для оп­ро­вер­же­ния пер­во­го мне­ния. Абу Амр опи­рал­ся на до­ка­за­тель­ст­ва Абу Ха­ти­ма ибн Хиб­ба­на, в «Сбор­ни­ке дос­то­вер­ных ха­ди­сов», ко­то­ро­го есть гла­ва: «Объ­яс­не­ние то­го, что за­пах изо рта по­стя­ще­го­ся ми­лее для Ал­ла­ха не­же­ли за­пах мис­ка». В ней при­во­дит­ся ха­дис от Ама­ша от Абу Са­ли­ха от Абу Ху­рай­ры, что про­рок, мир ему, ска­зал: «Все де­ла сы­на Ада­ма (де­ла­ет­ся для) не­го же, кро­ме по­ста. По­ис­ти­не, он ра­ди Ме­ня, и Я воз­дам за не­го. А не­при­ят­ный за­пах изо рта по­стя­ще­го­ся бу­дет ми­лее для Ал­ла­ха, не­же­ли аро­мат мус­ку­са». Сле­дую­щая гла­ва на­зы­ва­ет­ся: «Объ­яс­не­ние то­го, что за­пах изо рта по­стя­ще­го­ся в День Су­да ми­лее для Ал­ла­ха не­же­ли за­пах мис­ка». В ней при­ве­ден ха­дис от Джу­рей­джа от Ата от Абу Са­ли­ха аз-Зай­а­та то, что он слы­шал как про­рок, мир ему: «Ве­ли­кий и Мо­гу­чий Ал­лах ска­зал: “ Все де­ла сы­на Ада­ма (де­ла­ет­ся для) не­го же. Кро­ме по­ста, ибо пост — для Ме­ня, и Я воз­на­гра­ж­даю за не­го». А не­при­ят­ный за­пах изо рта по­стя­ще­го­ся в День Су­да для Ал­ла­ха при­ят­нее, чем аро­мат мус­ку­са. И по­стя­щий­ся ис­пы­ты­ва­ет ра­дость два­ж­ды: при раз­го­ве­нии и при встре­че со сво­им Гос­по­дом»[67]. По­сле это­го в гла­ве: «Объ­яс­не­ние то­го, что за­пах изо рта по­стя­ще­го­ся в этом ми­ре ино­гда бы­ва­ет луч­ше аро­ма­та мис­ка» и при­вел ха­дис Шуг­бы от Су­лей­ма­на от За­куа­на от Абу Ху­рай­ры, что про­рок (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) ска­зал: «Вся­кое (бла­гое) де­ло сы­на Ада­ма ум­но­жит­ся(, а наи­мень­шее воз­дая­ние) за доб­рое де­ло бу­дет де­ся­ти­крат­ным(, но мо­жет воз­рас­ти и) до се­ми­со­ткрат­но­го. Ал­лах Все­выш­ний ска­зал: «За ис­клю­че­ни­ем по­ста, ибо, по­ис­ти­не, пост (со­вер­ша­ет­ся) ра­ди Ме­ня, и Я воз­дам за не­го (, так как че­ло­век) от­ка­зы­ва­ет­ся от еды и от пи­тья ра­ди Ме­ня и Я воз­на­гра­жу его! По­стя­ще­го­ся ждут две ра­до­сти: од­на при раз­го­ве­ний его, а дру­гая - при встре­че с его Гос­по­дом, и, по­ис­ти­не, за­пах изо рта по­стя­ще­го­ся ми­лее для Ал­ла­ха, чем бла­го­уха­ние мус­ку­са! »[68].

Шейх Абу Му­хам­мад ар­гу­мен­ти­ру­ет свое мне­ние ха­ди­сом, в ко­то­ром при­ят­ность за­па­ха изо рта по­стя­ще­го­ся упо­мя­нут в кон­тек­сте о Суд­ном Дне.

Мне ос­та­ет­ся до­ба­вить, что есть еще од­но до­ка­за­тель­ст­во пра­виль­но­сти его слов ха­дис, при­во­ди­мый в обо­их дос­то­вер­ных сбор­ни­ках: «Кля­нусь Тем, в Чьей дла­ни ду­ша моя, лю­бой кто по­лу­чит ра­не­ние на пу­ти Ал­ла­ха, обя­за­тель­но явит­ся в День вос­кре­се­ния со сво­ей кро­во­то­ча­щей ра­ной, ко­то­рая бу­дет цве­та кро­ви, а аро­мат (ее) бу­дет аро­ма­том мус­ку­са»[69].

Ибн Аб­бас го­во­рил: «Доб­рое де­ло при­да­ет ли­цу (че­ло­ве­ка), лу­че­зар­ность, да­ет серд­цу свет, те­лу — си­лу, уве­ли­чи­ва­ет про­пи­та­ние и вну­ша­ет тво­ре­ни­ям лю­бовь к не­му. Пло­хое же де­ло очер­ня­ет ли­цо, за­тем­ня­ет серд­це, при­да­ет те­лу сла­бость, умень­ша­ет про­пи­та­ние и вы­зы­ва­ет не­на­висть тво­ре­ний (по от­но­ше­нию к че­ло­ве­ку)».

Ус­ман ибн Аф­фан го­во­рил: «Все что бы ни де­лал че­ло­век, Ал­лах да­ет ему со­от­вет­ст­вую­щее одея­ние. Ес­ли де­ло бла­гое — хо­ро­шее, ес­ли нет — то пло­хое».

Об­ще­из­ве­ст­ный факт, для про­ни­ца­тель­ных лю­дей и для про­стых, что от бла­го­чес­ти­вых бо­го­бо­яз­нен­ных лю­дей ис­хо­дит при­ят­ный, терп­кий аро­мат. Бла­го­уха­ние ду­ха про­пи­ты­ва­ет их те­ло и оде­ж­ду. У лю­дей греш­ных все на­обо­рот. Ду­хов­но боль­ной, то есть че­ло­век, у ко­то­ро­го за­гряз­не­но серд­це, ни то­го, ни это­го не за­ме­тит. «Бо­лезнь» по­ме­ша­ет сде­лать это. Эти сло­ва - пре­дель­но яс­ное из­ло­же­ние про­бле­мы. Все­выш­ний Ал­лах бо­лее све­дущ на­счет пра­виль­но­сти это­го.  



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.