Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Цен­но­сти со­сре­до­то­чен­но­сти в мо­лит­ве



«…Так­же Все­выш­ний при­ка­зы­ва­ет вам со­вер­шать мо­лит­ву, при­чем не на­до от­вле­кать­ся во вре­мя мо­лит­вы, так как в эти мгно­ве­ния лик Все­выш­не­го пе­ред ли­цом ра­ба, при ус­ло­вии, ес­ли он не от­вле­ка­ет­ся».

За­пре­ща­ет­ся от­вле­кать­ся серд­цем и взо­ром, ведь Ал­лах уст­рем­лен к ра­бу, по­ка тот со­сре­до­то­чен в сво­ей мо­лит­ве. Ес­ли же че­ло­век от­вле­ка­ет­ся серд­цем или взгля­дом, Ал­лах от­во­ра­чи­ва­ет­ся от не­го. Од­на­ж­ды про­ро­ка спро­си­ли про лиш­ние дви­же­ния в мо­лит­ве. Он от­ве­тил: «Это то, что во­ру­ет дья­вол из мо­лит­вы ра­ба»[59].

Пе­ре­да­ет­ся, что Все­выш­ний Ал­лах го­во­рит в та­кие мо­мен­ты: «(Ты по­вер­нул­ся) к то­му, кто луч­ше Ме­ня? (Ты по­вер­нул­ся) к то­му, кто луч­ше Ме­ня? ».

То­го, кто от­вле­ка­ет­ся во вре­мя мо­лит­вы мож­но срав­нить с че­ло­ве­ком, ко­то­рый при­шел на ау­ди­ен­цию к ца­рю и сто­ит пе­ред ним. Вот пра­ви­тель об­ра­тил­ся к не­му, на­чал раз­го­вор с ним, и вдруг этот под­чи­нен­ный на­чи­на­ет по­во­ра­чи­вать­ся на­пра­во и на­ле­во, от­вле­ка­ет­ся от раз­го­во­ра, не вни­ка­ет в суть то­го, что ему го­во­рят. Как пра­ви­тель по­сту­пит с та­ким че­ло­ве­ком? Са­мый ща­дя­щий ва­ри­ант — это то, что его про­сто уда­лят вы­го­нят за пре­де­лы дво­ра, его воз­не­на­ви­дят, и ре­пу­та­ция его бу­дет очер­не­на.

   Про­рок, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет, ска­зал: «От­ра­да (про­хла­да) очей мо­их сде­ла­на в мо­лит­ве»[60].

Бакр ибн Бишр пе­ре­да­вал от Саи­да ибн Сан­на­на от Абу За­хи­рий от Абу Шад­жа­ра от Аб­дул­лы ибн Ума­ра сле­дую­щий ха­дис: «Мо­лит­ва ве­рую­ще­го, ко­то­рый пол­ным об­ра­зом вы­пол­ня­ет омо­ве­ние, вста­ет на мо­лит­ву в на­зна­чен­ное вре­мя, вы­пол­няя ее ра­ди Ал­ла­ха, ни­че­го не упус­кая из ее вре­ме­ни, по­яс­ных и зем­ных по­кло­нов и все­го то­го, что ей при­ли­че­ст­ву­ет, под­ни­мет­ся к Ал­ла­ху, Ве­ли­ко­му и Слав­но­му бе­ло­снеж­ной, сияю­щей, лу­че­зар­ной. А мо­лит­ва то­го, кто вста­нет на нее не вы­пол­нив пол­ным об­ра­зом омо­ве­ния, от­сро­чив ее во вре­ме­ни, не­доб­ро­со­ве­ст­но со­вер­шив по­яс­ные, зем­ные по­кло­ны и все­го то­го, что ей при­ли­че­ст­ву­ет, под­ни­мет­ся она от не­го чер­ной, оку­тан­ной мра­ком, не вы­ше его во­лос, го­во­ря (мо­ля­ще­му­ся): «Да уни­зит те­бя Ал­лах, так же как ты уни­зил ме­ня» («Да ос­та­вит те­бя Ал­лах, так же как ты ос­та­вил ме­ня»)»[61].

Мо­лит­ва, как и лю­бое дру­гое де­ло, бу­дет при­ня­то лишь в том слу­чае, ес­ли оно дос­той­но сво­его Гос­по­да.

При­ня­тые де­ла де­лят­ся на две ка­те­го­рии. Пер­вая: мо­лит­вы и лю­бые дру­гие пра­вед­ные де­ла, со­вер­шае­мые с пол­ной при­вя­зан­но­стью к Все­выш­не­му Ал­ла­ху, по­сто­ян­но по­ми­ная Его. Вто­рая: пра­вед­ные де­ла, со­вер­шае­мые ра­бом по при­выч­ке и в со­стоя­нии рас­се­ян­но­сти, од­на­ко цель этих дел — под­чи­не­ние и при­бли­же­ние к Все­выш­не­му.

    Мо­ля­щих­ся мож­но раз­де­лить на пять групп:

1) Не­ра­ди­вый, не­спра­вед­ли­вый к са­мо­му се­бе. Его омо­ве­ние, со­блю­де­ние вре­мен мо­литв, ее гра­ниц и ус­ло­вий ос­тав­ля­ют же­лать луч­ше­го. 2) Тот, кто со­блю­да­ет вре­ме­на, гра­ни­цы, внеш­ние стол­пы и омо­ве­ние, од­на­ко он не бо­рет­ся с нау­ще­ния­ми и ви­та­ет в об­лас­ти ил­лю­зий грез и меч­та­ний.

3) Тот, кто со­блю­да­ет гра­ни­цы и стол­пы мо­лит­вы, бо­рет­ся с са­мим со­бой про­тив нау­ще­ний и (не­нуж­ных) мыс­лей. Он за­нят борь­бой со сво­им вра­гом, что­бы тот ни­че­го не смог по­хи­тить из его мо­лит­вы. Он в мо­лит­ве и джи­ха­де.

4) Тот, кто стре­мит­ся со­блю­дать наи­луч­шим об­ра­зом все пра­ва, ос­но­вы и гра­ни­цы мо­лит­вы. Он всем серд­цем по­гру­жен в этот про­цесс, его ду­ша пол­но­стью за­ня­та мо­лит­вой и по­кло­не­ни­ем сво­его Гос­по­да.

5) Он от­но­сит­ся к мо­лит­ве с та­кой же от­вет­ст­вен­но­стью (что и чет­вер­тая ка­те­го­рия) с той лишь раз­ни­цей, что он взял свое серд­це и по­ло­жил его пе­ред сво­им Гос­по­дом. Он смот­рит на Не­го сво­им серд­цем и на­блю­да­ет за Ним, он буд­то бы ви­дит Его. Его ду­ша пол­на лю­бо­вью и поч­те­ни­ем к Все­выш­не­му и в ней нет нау­ще­ний и (не­нуж­ных) об­ра­зов. За­ве­сы ме­ж­ду ним и Гос­по­дом под­ня­ты. Раз­ни­ца ме­ж­ду ним и дру­ги­ми мо­ля­щи­ми­ся как ме­ж­ду не­бом и зем­лей. Он пол­но­стью со­сре­до­то­чен на сво­ем Гос­по­де и мо­лит­ва для не­го — от­ра­да очей его.

Пер­вая ка­те­го­рия под­ле­жит на­ка­за­нию, вто­рая бу­дет спро­ше­на, у тре­тей ка­те­го­рии бу­дут ис­ку­п­ле­ны гре­хи, чет­вер­тая удо­сто­ит­ся на­гра­ды, пя­тая бу­дет при­бли­же­на к Ал­ла­ху. Ведь, кто на­хо­дит от­ра­ду очей в мо­лит­ве, удо­сто­ит­ся бли­зо­сти к Все­выш­не­му Ал­ла­ху в ми­ре бу­ду­щем, а так­же най­дет от­дох­но­ве­ние в этом ми­ре. Тот, для ко­го Ал­лах от­ра­да очей его, та­ким су­ще­ст­вом бу­дут на­сла­ж­дать­ся взо­ры всех ве­щей. А тот кто не на­хо­дит от­дох­но­ве­ния в этом, ду­ша его бу­дет от­ча­ян­но раз­ры­вать­ся по это­му ближ­не­му ми­ру.

Пе­ре­да­ет­ся, что ко­гда раб вста­ет на мо­лит­ву Все­выш­ний Ал­лах го­во­рит: «Под­ни­ми­те за­ве­сы ме­ж­ду Мной и Мо­им ра­бом». Ес­ли же че­ло­век на­чи­на­ет от­вле­кать­ся, Он го­во­рит: «Опус­ти­те их». То есть ко­гда че­ло­век от­вле­ка­ет­ся серд­цем сво­им от Ал­ла­ха и пе­ре­клю­ча­ет вни­ма­ние на что-то дру­гое, воз­ни­ка­ет пре­гра­да ме­ж­ду ним и Все­выш­ним. И как раз в этот мо­мент по­яв­ля­ет­ся дья­вол и на­чи­на­ет по­ка­зы­вать ему, как от­ра­же­ние в зер­ка­ле, де­ла это­го тлен­но­го ми­ра. Ес­ли раб со­сре­до­то­чен в сво­ей мо­лит­ве и пол­но­стью об­ра­щен к Ал­ла­ху, шай­тан бе­жит от не­го и ни­чем не мо­жет по­ме­шать ему.

Серд­ца бы­ва­ют трех ви­дов:

1) Серд­це, в ко­то­ром нет ве­ры и до­б­ра, в нем тем­но­та и дья­вол от­ды­ха­ет. Здесь не нуж­ны нау­ще­ния. В нем его при­ста­ни­ще, где пол­но­вла­ст­но пра­вит он.

2) Серд­це, оза­рен­ное све­том ве­ры. Есть в нем ее све­тиль­ни­ки, но в ней есть и мрак стра­стей и (по­рой бу­шу­ют) в нем ура­га­ны же­ла­ний. Шай­тан то на­па­да­ет, то от­сту­па­ет. Идет вой­на и по­ка не яс­но кто одер­жит по­бе­ду. Ино­гда вы­иг­ры­ва­ет схват­ку че­ло­век, ино­гда на­вер­ху — про­тив­ник.

3) Серд­це, про­ни­зан­ное и оза­рен­ное лу­чом ве­ры. Ту­ман стра­стей и мрак не­зна­ния рас­сея­лись. Свет оза­ря­ет это серд­це, сжи­га­ет нау­ще­ния. Оно как не­бо, хра­ни­мое звез­да­ми, лишь толь­ко дья­вол хо­чет на­пасть на нее, его по­би­ва­ют кам­ня­ми. Ду­ша ве­рую­ще­го цен­нее, чем не­бо и Ал­лах за­щи­ща­ет ее силь­нее. На не­бе ан­ге­лы по­кло­ня­ют­ся Все­выш­не­му, там ме­сто­рас­по­ло­же­ние от­кро­ве­ния, от­ту­да ис­хо­дят лу­чи бла­гих дел. Серд­це же ве­рую­ще­го — ме­сто еди­но­бо­жия, люб­ви, по­зна­ния и ве­ры. Оно не мень­ше не­ба дос­той­но ох­ра­ны и за­щи­ты от коз­ней Са­та­ны.

Есть пре­крас­ное срав­не­ние серд­це с жи­ли­щем. (Пред­ставь­те) дво­рец ца­ря пол­ный со­кро­вищ, дом про­сто­го че­ло­ве­ка уб­ран­ст­во, ко­то­ро­го, ес­те­ст­вен­но, не­срав­ни­мо с по­коя­ми ца­ря, и за­бро­шен­ный, пус­той дом. В ка­кой из этих до­мов пред­поч­тет за­брать­ся вор? Ес­ли я от­ве­чу: «В пус­той». Вы ска­же­те: «Не­воз­мож­но! Что в нем мож­но ук­расть? » Од­на­ж­ды ибн Аб­ба­су со­об­щи­ли ут­вер­жде­ния иу­де­ев о том, что во вре­мя мо­лит­вы их ни­кто не нау­ща­ет. И он от­ве­тил: «А что де­лать Дья­во­лу в раз­ру­шен­ном до­ме? » Пред­по­ло­же­ние, что вор за­бе­рет­ся в цар­ский дво­рец то­же не­су­ще­ст­вен­ны. Он да­же не смо­жет при­бли­зить­ся к не­му, так как во­круг двор­ца сто­ят страж­ни­ки и вой­ска на­го­то­ве. Ос­та­ет­ся дом про­сто­лю­ди­на. Ту­да то он и на­прав­ля­ет свои ата­ки. Пусть здра­во­мыс­ля­щие лю­ди по­раз­мыш­ля­ют над этим при­ме­ром и про­пус­тят его сквозь свои серд­ца. В серд­це не­вер­но­го и ли­це­ме­ра нет бла­га. В нем обос­но­вал­ся дья­вол, он ох­ра­ня­ет свою оби­тель, в ней он хра­нит свои за­па­сы, со­кро­ви­ща, со­мне­ния, ил­лю­зии и нау­ще­ния. Не­у­же­ли он бу­дет что-то во­ро­вать от­ту­да?

А ка­кой дья­вол ос­ме­лит­ся за­брать­ся в серд­це, в ко­то­ром поч­те­ние, ува­же­ние и лю­бовь к Ал­ла­ху, кон­цен­тра­ция на Нем и ощу­ще­ние сты­да пе­ред Ним. Да что он смо­жет ук­расть от­ту­да? Хо­тя че­ло­век ос­та­ет­ся че­ло­ве­ком и ни­что че­ло­ве­че­ское ему не чу­ж­до. В мо­мен­ты не­бреж­но­сти, рас­се­ян­но­сти и на­по­ра стра­стей Са­та­на все же мо­жет со­вер­шить про­во­ка­цию, но не бо­лее это­го.

Вахб ибн Му­наб­бих пе­ре­да­вал, что в преж­них пи­са­ни­ях бы­ли та­кие сло­ва Ал­ла­ха: «Ме­ня не вме­ща­ют про­сто­ры жи­лищ, ведь да­же не­бе­са ни­что по срав­не­нию с тро­ном Мо­им. Но Я в серд­це вер­но­го, ко­то­рый от­рек­ся от все­го, кро­ме Ме­ня». Есть дру­гой ва­ри­ант этих слов: «Не­бе­са и зем­ли Мои не мо­гут объ­ять Ме­ня, од­на­ко серд­це ра­ба Мое­го вме­ща­ет Ме­ня»[62].

А серд­це, ко­то­рое со­дер­жит при­зна­ние един­ст­вен­но­сти Все­выш­не­го, зна­ния, люб­ви, ве­ры в Не­го и в Его обе­ща­ния, но так­же в ней есть низ­мен­ные стра­сти ду­ши и ее про­яв­ле­ния, по­зы­вы по­хо­ти и ес­те­ст­ва, на­хо­дит­ся на пе­ре­се­че­нии двух фрон­тов. Ино­гда оно от­ве­ча­ет при­зы­ву ве­ры, по­зна­ния, люб­ви к Ал­ла­ху и ис­крен­не­го уст­рем­ле­ния к Не­му, а по­рой скло­ня­ет­ся к зо­ву Са­та­ны, стра­сти и ес­те­ст­ва. Дья­во­лу нра­вят­ся по­доб­ные серд­ца, так как на нем по­рой раз­во­ра­чи­ва­ют­ся со­бы­тия, вы­год­ные для не­го. Но Ал­лах под­дер­жи­ва­ет то­го, ко­го по­же­ла­ет. «По­бе­да при­хо­дит толь­ко от Мо­гу­ще­ст­вен­но­го и Муд­ро­го Ал­ла­ха»[63].

Ору­жие Са­та­ны про­тив та­ко­го серд­ца – по­хоть, со­мне­ния, бес­поч­вен­ные фан­та­зии и лож­ные меч­ты. Весь этот ар­се­нал мо­жет хра­нить­ся в том же серд­це и враг не­пре­мен­но ис­поль­зу­ет его про­тив че­ло­ве­ка, ес­ли толь­ко не най­дет­ся в ней про­ти­во­дей­ст­вую­щей мо­щи ве­ры (в Ал­ла­ха). Без не­го все об­ре­че­но на пол­ный про­вал. Нет мо­щи и си­лы, кро­ме как с Ал­ла­хом. Дья­вол за­хва­ты­ва­ет серд­це толь­ко по­доб­ным об­ра­зом, и го­ре то­му, кто сам раз­ре­шит вра­гу вой­ти в свой дом и вру­чит ему в ру­ки ору­жие для раз­боя.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.