Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Три яру­са сча­стья



Во имя Ал­ла­ха Ми­ло­сти­во­го Ми­ло­серд­но­го. Нет си­лы и мо­щи, кро­ме как у Ал­ла­ха, Вы­со­ко­го, Ве­ли­ко­го, Во­про­шае­мо­го. На не­го воз­ла­га­ем на­де­ж­ду, что Он бу­дет ва­шим по­кро­ви­те­лем в этом ми­ре и бу­ду­щем, ода­рит вас все­ми ви­да­ми яв­ных и скры­тых ми­ло­стей, сде­ла­ет вас из тех, кто бла­го­да­рит, ко­гда ему да­ют, тер­пит, ко­гда его ис­пы­ты­ва­ют и про­сит про­ще­ния, ко­гда со­гре­шит. Ведь эти три ка­че­ст­ва — при­чи­на сча­стья че­ло­ве­ка, при­знак его ус­пе­ха в этом ми­ре и бу­ду­щем. Они не­от­де­ли­мы от сущ­но­сти ра­ба[8], ко­то­ро­му по­сто­ян­но при­хо­дить­ся стал­ки­вать­ся с тре­мя ве­ща­ми.

Пер­вая из них — это бла­га Все­выш­не­го, иду­щие од­но за за дру­гим. Не­об­хо­ди­мость воз­да­вать бла­го­дар­ность за них — обя­за­тель­на. Бла­го­дар­ность, она сто­ит на трех стол­пах: во-пер­вых, не­об­хо­ди­мо­сти внут­рен­нее внут­рен­не­го при­зна­ния (этих благ), во-вто­рых, про­из­не­се­ние про­из­не­се­ния дан­но­го (Все­выш­ним) вслух, в-треть­их, ис­поль­зо­ва­ния этих их благ в том, чем до­во­лен По­кро­ви­тель и Да­ри­тель. Тот, кто со­еди­нил со­став­ные час­ти по­ня­тия бла­го­дар­но­сти, счи­та­ет­ся от­бла­го­да­рив­шим Ал­ла­ха за ми­ло­сти.

Вто­рая — ис­пы­та­ния от Все­выш­не­го Ал­ла­ха, ко­то­ры­ми Он про­ве­ря­ет его, че­ло­ве­ка. Ал­лах пред­пи­сал тер­пе­ние и спо­кой­ст­вие в эти мо­мен­ты. Тер­пе­ние — это сбе­ре­же­ние ду­ши от не­до­воль­ст­ва пре­до­пре­де­лен­ным, язы­ка - от жа­лоб, ор­га­нов те­ла­рук и ног — от гре­ха, в ви­де са­мо­би­че­ва­ния, раз­ры­ва­ния оде­ж­ды на се­бе, вы­ры­ва­ния во­лос и то­му по­доб­но­го. Сущ­ность тер­пе­ния по­ко­ит­ся на этих трех стол­пах. Тот, кто прак­ти­ку­ет их, у то­го ис­пы­та­ние пре­вра­ща­ет­ся в по­да­рок, бе­да в ми­лость, не­на­ви­ст­ное ста­но­вит­ся при­ят­ным. Все­выш­ний ни­ко­гда не ис­пы­ты­ва­ет ра­ба, что­бы по­гу­бить его. Бе­да­ми и не­сча­стия­ми Он про­ве­ря­ет тер­пе­ние и пре­дан­ность по­кло­не­ния Ему. Раб обя­зан по­кло­нять­ся Все­выш­не­му Ал­ла­ху при лю­бых об­стоя­тель­ст­вах, в ра­до­сти и в го­ре, не­за­ви­си­мо от то­го нра­вит­ся ему это по­кло­не­ние или нет. Боль­шин­ст­во соз­да­ний со­вер­ша­ют по­кло­не­ние, ко­гда они оно не слож­но, лег­ко, а ведь глав­ное суть — вы­пол­не­ние его в труд­ных си­туа­ци­ях, по­кло­не­ние в труд­ные мо­мен­ты жиз­ни. Имен­но в этом раз­ли­ча­ют­ся по­ло­же­ния ра­бов, их сте­пень пе­ред Все­выш­ним Ал­ла­хом[9].

Омо­ве­ние хо­лод­ной во­дой в жар­кий день — это по­кло­не­ние, со­во­ку­п­ле­ние за­ня­тие сек­сом с лю­би­мой кра­си­вой же­ной — по­кло­не­ние, рас­хо­ды на нее, на свою се­мью, на са­мо­го се­бя — по­кло­не­ние. Омо­ве­ние же хо­лод­ной во­дой на мо­ро­зе — то­же по­кло­не­ние, ос­тав­ле­ние гре­ха (пре­лю­бо­дея­ния), ко­гда го­ришь от стра­сти, пы­ла­ешь стра­стью, и ря­дом нет ни­ко­го, кто мо­жет по­ме­шать те­бе — по­кло­не­ние, рас­хо­до­ва­ние ми­ло­сты­ни во вре­ме­на ма­те­ри­аль­ных за­труд­не­ний — то­же по­кло­не­ние, од­на­ко, как ве­ли­ка раз­ни­ца ме­ж­ду ни­ми.

Тот, кто яв­ля­ет­ся ра­бом Все­выш­не­го при лю­бых об­стоя­тель­ст­вах, со­блю­да­ет Его пра­ва, нра­вит­ся ему это или нет, за­хо­дит в ка­те­го­рию тех, про ко­го Все­выш­ний ска­зал: «Раз­ве же Ал­лах не­дос­та­то­чен для Сво­его ра­ба? [10]»[11].

Пол­ная дос­та­точ­ность (и не­за­ви­си­мость (от тво­ре­ний) дос­ти­га­ет­ся при мак-си­маль­но це­ло­ст­ном по­кло­не­нии, не­пол­ная — при не­дос­та­точ­ном. А тот, кто взы­щет об­ре­тет доб­ро, пусть вос­хва­ля­ет Все­выш­не­го, кто же най­дет не­что иное, пус­кай ви­нит толь­ко са­мо­го се­бя.

Все­выш­ний ска­зал: «По­ис­ти­не, ра­бы Мои — нет для те­бя над ни­ми вла­сти[12]»[13]. Ко­гда враг Все­выш­не­го Иб­лис по­нял, что Ал­лах не даст ему Сво­их ра­бов и вла­сти над ни­ми, по­это­му он ска­зал: «Кля­нусь же Тво­им ве­ли­чи­ем, я со­бью их всех, кро­ме ра­бов Тво­их сре­ди них ис­крен­них! »[14].

Все­выш­ний Ал­лах ска­зал: «Иб­лис за­ста­вил их при­знать прав­дой его мысль, и они по­сле­до­ва­ли за ним, кро­ме не­мно­гих из ве­рую­щих. Не бы­ло у не­го над ни­ми вла­сти[15], ина­че как для то­го, что бы вы­явить[16] тех, кто ве­ру­ет в бу­ду­щую жизнь, от тех, кто в ней в со­мне­нии[17]»[18].

Он не дал Са­та­не вла­сти над Свои­ми ра­ба­ми, они все они под Его за­щи­той. Од­на­ко, враг мо­жет на­пасть на них, ис­поль­зуя так­ти­ку во­ра, жерт­ва ко­то­ро­го — рас­се­ян­ный про­стой обыч­ный че­ло­век. Ра­бу не сек­рет то, что ра­бу свой­ст­вен­на рас­се­ян­ность, страсть и гнев. Это три ла­зей­ки, че­рез ко­то­рые Дья­вол про­ни­ка­ет в не­го, как бы тот не за­щи­щал­ся. Адам, пра­ро­ди­тель че­ло­ве­че­ст­ва, был од­ним из са­мых бла­го­ра­зум­ных, рас­су­ди­тель­ных и стой­ких тво­ре­ний, од­на­ко по­сто­ян­ная ра­бо­та вра­га Все­выш­не­го над ним, за­ста­ви­ла его оши­бить­ся. А что же го­во­рить о про­стом че­ло­ве­ке смерт­ном, чей ум по срав­не­нию с ра­зу­мом пра­от­ца, мож­но упо­до­бить раз­ве что ка­п­ле в мо­ре?

Что­бы сбить ве­рую­ще­го с пря­мо­го пу­ти, Дья­вол пус­ка­ет в ход все ви­ды со­блаз­нов. Он ис­поль­зу­ет ка­ж­дый миг рас­се­ян­но­сти, и, улу­чив его, ввер­га­ет ра­ба в грех. Он ду­ма­ет, что че­ло­век не смо­жет вновь об­ра­тить­ся к Все­выш­не­му и то, что этот про­сту­пок по­гу­бит его. То, что ми­лость Все­выш­не­го и Его про­ще­ние ос­та­нут­ся да­ле­ко по­за­ди за ним. Од­на­ко, ес­ли Все­выш­ний Ал­лах по­же­ла­ет ра­бу до­б­ра, Он от­кро­ет ему вра­та по­кая­ния, со­жа­ле­ния, уни­чи­жен­но­сти, по­кор­но­сти пе­ред Ним, по­треб­но­сти в Нем, прось­бы по­мо­щи у Не­го, ис­крен­не­го об­ра­ще­ния, по­сто­ян­ной мо­лит­вы и при­бли­же­ния к Не­му при по­мо­щи пра­вед­ных дея­ний. Грех мо­жет стать при­чи­ной нис­хо­ж­де­ния Его ми­ло­сти, и враг Все­выш­не­го го­во­рит: «О, ес­ли бы я ос­та­вил это и не ввя­зы­вал бы его в это!! ». В этом смысл слов не­ко­то­рых пра­вед­ных пред­ше­ст­вен­ни­ков: «раб, мо­жет по­пасть в Рай из-за со­вер­шен­но­го гре­ха, а по при­чи­не бла­го­го дея­ния, мо­жет вой­ти в Ад». Их спро­си­ли: «Как? » и они от­ве­ча­ли: «Кто-то, со­вер­шив грех, бу­дет по­сто­ян­но ви­деть его пе­ред свои­ми гла­за­ми, стра­шась, пла­ча, со­жа­лея о про­ис­шед­шем, стес­ня­ясь Все­выш­не­го. Его го­ло­ва по­ник­нет пе­ред Ним, а серд­це сми­рит­ся. Бла­го­да­ря это­му про­сту­пок, ста­нет при­чи­ной сча­стья и ус­пе­ха ра­ба, на­мно­го по­лез­ней для не­го, не­же­ли мно­же­ст­во бла­гих дел. Его по­след­ст­вия ста­нут при­чи­ной вхо­ж­де­ния ра­ба в Рай. Дру­гой же тво­ря бла­го, бу­дет де­лать это в ви­де одол­же­ния Все­выш­не­му, гор­дит­ся этим по­ступ­ком, вос­хи­щать­ся са­мим со­бой и за­ни­ма­ясь по­ка­зу­хой, над­мен­но го­во­рить всем: «Это сде­лал я, я!! » И это ста­нет при­чи­ной его ги­бе­ли. Ес­ли толь­ко Все­выш­ний не по­же­ла­ет это­му бед­няж­ке до­б­ра и не по­шлет ему то, что сло­ма­ет его, при­гнет его шею, за­ста­вит по­те­рять чув­ст­во соб­ст­вен­ной зна­чи­мо­сти. Ес­ли же Он за­хо­чет не­что дру­гое, ос­та­вит его од­но­го с тще­сла­вие­ми вы­со­ко­ме­ри­ем. А это, од­но­знач­но, вер­ная по­ги­бель»[19].

Все по­знаю­щие (Ис­ти­ну) еди­но­душ­ны в том, что сча­стье — это ко­гда Все­выш­ний не вве­ря­ет те­бя са­мо­му се­бе, а бе­да в том, что че­ло­век ос­тав­ля­ет­ся на про­из­вол сво­ей ду­ши. Ес­ли Все­выш­ний же­ла­ет до­б­ра ра­бу, Он от­кры­ва­ет ему две­ри сми­рен­но­сти и кро­то­сти, по­сто­ян­но­го об­ра­ще­ния к Ал­ла­ху и по­треб­но­сти в Нем, по­ни­ма­ние греш­но­сти ду­ши, при­су­ще­го ей не­ве­же­ст­ва, не­спра­вед­ли­во­сти и аг­рес­сив­но­сти, а так­же по­ни­ма­ние ми­ло­сти и бла­го­дея­ния Гос­по­да, Его ми­ло­сер­дия, щед­ро­сти, до­б­ра по от­но­ше­нию к не­му, Его бо­гат­ст­ва и Сла­вы. По­знаю­щий идет ме­ж­ду ви­де­ни­ем (Бо­же­ст­вен­ной) ми­ло­сти по от­но­ше­нию к не­му и по­ни­ма­ни­ем не­со­вер­шен­но­сти сво­ей ду­ши и дел, дру­го­го пу­ти про­сто нет. По­те­ряв­ший од­ну из них, по­хож на пти­цу с од­ним кры­лом. Шейх-уль­ис­лам[20] го­во­рил: «По­знаю­щий идет к Все­выш­не­му ме­ж­ду ви­де­ни­ем (Бо­же­ст­вен­ной) ми­ло­сти по от­но­ше­нию к не­му и по­ни­ма­ни­ем не­со­вер­шен­но­сти сво­ей ду­ши и дел»[21].

Та­ков смысл слов про­ро­ка (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) при­шед­ших в дос­то­вер­ном ха­ди­се: «Глав­ная мо­лит­ва о про­ще­нии гре­хов, это ко­гда раб го­во­рит: О Ал­лах, Ты мой Гос­подь, нет бо­же­ст­ва, кро­ме Те­бя. Ты соз­дал ме­ня, и я твой раб. Я ве­рен обе­ту и сло­ву, дан­но­му Те­бе по ме­ре мо­их сил. Я при­бе­гаю к Те­бе от зла то­го, что я со­вер­шил. При­зна­юсь Те­бе в Тво­ей ми­ло­сти ко мне, и при­зна­юсь Те­бе в сво­ем гре­хе. Про­сти же ме­ня, ведь, ис­тин­но, ни­кто не про­ща­ет гре­хов, кро­ме Те­бя! »[22]. В его сло­вах: «... при­зна­юсь Те­бе в Тво­ей ми­ло­сти ко мне, и при­зна­юсь Те­бе в сво­ем гре­хе... », связь ме­ж­ду ви­де­ни­ем ми­ло­сти (Все­выш­не­го) и по­ни­ма­ни­ем не­пол­но­цен­но­сти сво­ей ду­ши и дел. Уз­ре­ние ми­ло­сти по­ро­ж­да­ет у че­ло­ве­ка лю­бовь, вос­хва­ле­ние и бла­го­дар­ность к Даю­ще­му это, Бла­го­де­те­лю. По­ни­ма­ние же изъ­я­нов сво­ей ду­ши и дел — при­чи­на кро­то­сти, уни­жен­но­сти пе­ред Ним, по­треб­но­сти в Нем, по­сто­ян­но­го по­кая­ния и то­го, что он ви­дит се­бя пол­ным бан­кро­том. Сле­ду­ет от­ме­тить, что крат­чай­ший путь к Все­выш­не­му про­хо­дит имен­но че­рез вра­та ни­ще­ты, ко­гда раб не ви­дит в се­бе ни­че­го за что он мог бы за­це­пит­ся, то­го, чем он мог бы гор­дить­ся. Имен­но то­гда, ко­гда он под­хо­дит к Все­выш­не­му Ал­ла­ху пол­но­стью опус­то­шен­ным, со­вер­шен­ным бан­кро­том, с серд­цем, раз­би­тый ни­ще­той и бед­но­стью, на­сквозь про­ни­зан­ный сми­рен­но­стью пе­ред Ним, по­няв­шим свою по­треб­ность к сво­ему Гос­по­ду, Ве­лик Он и Сла­вен. Про­чув­ст­во­вав­ший всем сво­им су­ще­ст­вом аб­со­лют­ную ну­ж­ду и бед­ность к Не­му, то что, ос­тав­шись да­же на мгно­ве­ние без Не­го, по­гиб­нет и по­тер­пит не­по­пра­ви­мый убы­ток, ес­ли Все­выш­ний не вер­нет его к Се­бе и ис­пра­вит его по Сво­ей ми­ло­стью. Так что наи­крат­чай­ший путь к Все­выш­не­му Ал­ла­ху — это по­кло­не­ние.

По­кло­не­ние[23] зи­ж­дет­ся на двух стол­пах: на пол­ной люб­ви и на мак­си­маль­ной сми­рен­но­сти, ис­точ­ник ко­то­рых — это два вы­ше­пе­ре­чис­лен­ных по­ня­тия. Ви­де­ние про­яв­лен­ной ми­ло­сти по­ро­ж­да­ет лю­бовь, а зна­ние не­дос­тат­ков сво­ей ду­ши и дея­ний да­ет чув­ст­во сми­рен­но­сти и кро­то­сти. Раб, по­ве­де­ние ко­то­ро­го с Все­выш­ним по­строе­но на этих двух ос­но­вах, не­дос­ту­пен вра­гу, кро­ме как че­рез со­блазн или же че­рез рас­се­ян­ность. Да и то, по­доб­ных лю­дей Ал­лах бы­ст­ро вос­ста­нав­ли­ва­ет, ле­чит и ис­прав­ля­ет по ми­ло­сти Сво­ей.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.