Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





БЛА­ГО­ДАТ­НЫЙ ДОЖДЬ ПРЕ­КРАС­НЫХ СЛОВ[1]



  БЛА­ГО­ДАТ­НЫЙ ДОЖДЬ ПРЕ­КРАС­НЫХ СЛОВ[1]

 

Ав­тор:

Абу Аб­дул­ла Шам­сед­дин Му­хам­мад
ибн Абу Бакр ибн Аюб
ибн Са'д Зур'ий Ди­маш­кий
(ибн Кай­им аль-Джау­зий)

Пе­ре­во­дчик: Сар­бу­ла­тов И. Ф


 

Био­гра­фия ав­то­ра

Хва­ла Ал­ла­ху. Его мы вос­хва­ля­ем и к Не­му взы­ва­ем о по­мо­щи и про­ще­нии. Мы ищем за­щи­ты у Ал­ла­ха от зла на­ших душ и дур­ных дел. Ко­го по­ве­дёт Ал­лах по пря­мо­му пу­ти, то­го ни­кто не смо­жет вве­сти в за­блу­ж­де­ние. А ко­го Он сбил, то­го ни­кто не на­ста­вит на пря­мой путь. Мы сви­де­тель­ст­ву­ем, что нет ни­ко­го дос­той­но­го по­кло­не­ния, кро­ме Ал­ла­ха, нет у Не­го со­то­ва­ри­ща. И сви­де­тель­ст­ву­ем, что Му­хам­мад – раб Ал­ла­ха и по­слан­ник Его.

«О те, ко­то­рые уве­ро­ва­ли! Бой­тесь Ал­ла­ха долж­ным об­ра­зом и уми­рай­те не ина­че, как бу­ду­чи му­суль­ма­на­ми! » [2]

«О лю­ди! Бой­тесь ва­ше­го Гос­по­да, Ко­то­рый со­тво­рил вас из од­но­го че­ло­ве­ка, со­тво­рил из не­го па­ру ему и рас­се­лил мно­го муж­чин и жен­щин, про­изо­шед­ших от них обо­их. Бой­тесь Ал­ла­ха, име­нем Ко­то­ро­го вы про­си­те друг дру­га, и бой­тесь раз­ры­вать род­ст­вен­ные свя­зи. Во­ис­ти­ну, Ал­лах на­блю­да­ет за ва­ми» [3]

«О те, ко­то­рые уве­ро­ва­ли! Бой­тесь Ал­ла­ха и го­во­ри­те пра­вое сло­во. То­гда Он ис­пра­вит для вас ва­ши де­ла и про­стит вам ва­ши гре­хи. А кто по­ви­ну­ет­ся Ал­ла­ху и Его По­слан­ни­ку, тот уже дос­тиг ве­ли­ко­го ус­пе­ха» [4]

По­ис­ти­не, са­мые луч­шие сло­ва – это Кни­га Ал­ла­ха, а луч­шее ру­ко­во­дство – это ру­ко­во­дство Му­хам­ма­да (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет)[5]. Худ­шие же дея­ния – это но­во­вве­де­ния, а ка­ж­дое но­во­вве­де­ние – это ересь, а ка­ж­дая ересь – это за­блу­ж­де­ние, а вся­кое за­блу­ж­де­ние в Ог­не.

А за­тем:

Его имя ма­ло­из­ве­ст­но на­шим со­вре­мен­ни­кам, од­на­ко на му­суль­ман­ском Вос­то­ке оно ок­ру­же­но оре­о­лом сла­вы и поч­те­ния. Вы­со­кая ду­хов­ность его про­из­ве­де­ний, ян­тар­ный блеск не­дю­жин­но­го ума, ал­маз­ная кра­со­та ре­че­ст­роя, мощ­ный на­уч­ный по­тен­ци­ал — все это при­тя­ги­ва­ет чи­та­те­ля к его про­из­ве­де­ни­ям. Абу Аб­дул­ла Шам­сед­дин Му­хам­мад ибн Абу Бакр ибн Аюб ибн Са'д Зур'ий Ди­маш­кий, был из­вес­тен под име­нем ибн Кай­им аль-Джау­зий (бу­к­валь­ный пе­ре­вод — «сын ди­рек­то­ра шко­лы в аль-Джау­зии»), ро­дил­ся в 691 го­ду по хид­жрий­ско­му ка­лен­да­рю, седь­мо­го чис­ла ме­ся­ца Са­фар в де­рев­не Из­раа про­вин­ции Ху­ран. Вос­пи­ты­вал­ся в на­бож­ной се­мье, в оби­те­ли зна­ний и пра­вед­но­сти. Отец был бла­го­чес­ти­вым, све­ду­щим в де­лах ре­ли­гии че­ло­ве­ком, яв­лял­ся ди­рек­то­ром шко­лы в Аль-Джау­зии.

Ибн Кай­им ра­но во­шел в мо­ре зна­ний, бла­го­да­ря это­му он пре­ус­пел во мно­гих нау­ках, та­ких как: тео­ло­гия, фи­ло­со­фия, ком­мен­та­рий к Ко­ра­ну, тер­ми­но­ло­гия ха­ди­са, му­суль­ман­ское пра­во и ее ме­то­до­ло­гия. Хо­ро­шо раз­би­рал­ся в тон­ко­стях араб­ско­го язы­ка. Мно­гие ве­ли­кие уче­ные сви­де­тель­ст­во­ва­ли о глу­би­не его зна­ний в ис­лам­ских нау­ках. Ре­ли­ги­оз­ная дея­тель­ность ибн Кай­и­ма мно­го­гран­на, он был уче­ным-эн­цик­ло­пе­ди­стом. Аль-

ха­физ И'мад-уд-дин ибн Ка­сир пи­сал про сво­его го­ря­чо лю­би­мо­го учи­те­ля сле­дую­щее: «Он бес­пре­стан­но тру­дил­ся дня­ми и но­ча­ми. Час­то со­вер­шал мо­лит­ву и чи­тал Ко­ран. От­ли­чал­ся вы­со­кой нрав­ст­вен­но­стью, был очень при­вет­лив, не дер­жал в серд­це за­вис­ти и зла. Я не знаю ни­ко­го в на­ше вре­мя, кто был бы усерд­нее его в по­кло­не­нии. Его мо­лит­вы его бы­ли очень про­дол­жи­тель­ны, он по­дол­гу за­дер­жи­вал­ся в по­яс­ных и зем­ных по­кло­нах. По­сле ут­рен­ней мо­лит­вы он ос­та­вал­ся на сво­ем мес­те и по­ми­нал Ал­ла­ха, по­ка не вос­хо­ди­ло солн­це, и го­во­рил, что: «Это мой зав­трак, без не­го у ме­ня па­да­ет си­ла»».

Ибн Рад­жаб го­во­рил: «Сре­ди всех ко­го я встре­чал, он имел са­мые об­шир­ные зна­ния о Ко­ра­не, Сун­не и о реа­ли­ях Ве­ры. Он не был не­по­гре­ши­мым, од­на­ко, я не ви­дел ни­ко­го по­доб­но­го ему».

Кад'и Бур­ха­нуд­дин Аль-Аз­дий пи­сал про не­го: «Нет ни­ко­го под сво­дом не­ба, бо­лее знаю­ще­го, чем он».

В его рас­по­ря­же­нии бы­ла ог­ром­ная биб­лио­те­ка, ко­то­рую он дол­го и тща­тель­но со­би­рал. Его уче­ник ибн Рад­жаб пи­сал: «Он ис­пы­ты­вал силь­ную лю­бовь к зна­ни­ям, пись­му, чте­нию, про­све­ще­нию, со­став­ле­нию и со­би­ра­нию книг. В его биб­лио­те­ке бы­ли кни­ги, ко­то­рые ред­ко у ко­го мож­но бы­ло встре­тить».

Ре­зуль­та­том раз­но­сто­рон­них на­уч­ных изы­ска­ний уче­но­го яви­лось мно­го книг. Упо­мя­нем не­ко­то­рые из них: 1) «Клю­чи к Оби­те­ли сча­стья », 2) «Путь двух пере­се­ле­ний и вра­та двух сча­стий», 3) «Муд­ро­сти», 4) «Бо­лезнь и ле­кар­ст­во», 5) «Дух», 6) «Прит­чи Ко­ра­на», 7) «Экс­трак­ты муд­ро­сти», 8) «Боль­шие гре­хи», 9) «Пись­мо в Та­бук», 10) «Сту­пе­ни иду­щих», 11) «Ис­чер­пы­ваю­щий ис­це­ляю­щий от­вет про Спа­сен­ную груп­пу», 12) «На­став­ле­ние  рас­те­ряв­шим­ся. От­ве­ты иу­де­ям и хри­стиа­нам», 13) «От­ве­ты по­клон­ни­кам кре­ста», 14) «Ору­жие тер­пе­ли­вых и при­па­сы бла­го­да­ря­щих», 15) «Ис­це­ле­ние для боль­но­го. Во­про­сы пре­до­пре­де­ле­ния, его муд­ро­сти и при­чи­ны», 16) «Спа­се­ние от­ча­яв­ших­ся от се­тей Са­та­ны», 17) «Са­ды влюб­лен­ных и от­дох­но­ве­ние ув­ле­чен­ных», 18) «Вы­со­кий ми­на­рет (для раз­ли­че­ния) дос­то­вер­ных и сла­бых ха­ди­сов», 19) «Це­ли­тель­ное пись­мо о за­ко­нах двух по­след­них глав Ко­ра­на», 20) «По­ло­же­ние ос­тав­ляю­ще­го мо­лит­ву», 21) «Объ­е­ди­не­ние ис­лам­ских войск про­тив пол­чищ атеи­стов и джах­ми­тов», 22) «Про­ви­ант бу­ду­ще­го ми­ра», 23) «Опи­са­ние рая и на­сла­ж­де­ний ее оби­та­те­лей», 24) «Бла­го­дат­ный дождь пре­крас­ных слов».

Этот спи­сок мож­но про­дол­жить. Не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли[6] на­счи­ты­ва­ют бо­лее де­вя­но­ста шес­ти про­из­ве­де­ний на­пи­сан­ных его ру­кой. К ве­ли­ко­му со­жа­ле­нию, из всех его книг из­да­но лишь око­ло три­дца­ти.

В по­ис­ках зна­ний ибн Кай­им мно­го­крат­но ез­дил в Еги­пет. Мак­ри­зий пи­сал: «Он час­то бы­вал в Егип­те». В кни­ге «Спа­се­ние от­ча­яв­ших­ся из се­тей са­та­ны» он вспо­ми­нал: «Од­но вре­мя я учил­ся у ве­ду­щих вра­чей Егип­та». Так­же в Егип­те он про­во­дил дис­пу­ты с ли­де­ра­ми ев­рей­ских об­щин, да­вал уро­ки в Бей­туль-Мак­ди­се. Ибн Рад­жаб вспо­ми­нал: «Он мно­го­крат­но со­вер­шал хадж. Не­ко­то­рое вре­мя жил в ок­ре­ст­но­стях Мек­ки. Жи­те­ли это­го го­ро­да с вос­хи­ще­ни­ем вспо­ми­на­ют его усерд­ные по­кло­не­ния и час­тые кру­же­ния во­круг Каа­бы»7[7].

     Спи­сок уче­ных, у ко­то­рых он брал зна­ния, ог­ро­мен. Но тот, кто ока­зал наи-боль­шее влия­ние на на­уч­ную карь­е­ру Абу Аб­дул­лыа это шейх-уль-ис­лам ибн Тай­мия — та­лант­ли­вый уче­ный, ре­фор­ма­тор шко­лы са­ля­физ­ма. Встре­ти­лись они в 712 го­ду, ко­гда ибн Тай­мия вер­нул­ся в Да­маск из Егип­та. И на про­тя­же­нии ше­ст­на­дца­ти лет, до са­мой смер­ти учи­те­ля, Ибн Кай­им под­дер­жи­вал с ним тес­ные от­но­ше­ния. Ибн Рад­жаб пи­сал: «Он мно­го­крат­но де­лил ис­пы­та­ния и при­тес­не­ния со сво­им учи­те­лем Та­ки­ет­ди­ном (ибн Тай­ми­ей). В по­след­ний раз их за­клю­чи­ли в тю­рем­ную ци­та­дель, от­дель­но друг от дру­га. Ос­во­бо­ди­ли ибн Кай­и­ма толь­ко по­сле смер­ти шей­ха».

Ибн Кай­им ос­та­вил по­сле се­бя мно­го уче­ни­ков. Все они бле­стя­щие уче­ные, об­ще­при­знан­ные и лю­би­мые во всем ис­лам­ском ми­ре. Са­мы­ми из­вест­ны­ми из них яв­ля­ют­ся За­ха­бий - ши­ро­ко из­вест­ный как ав­тор книг по ха­ди­со­ве­де­нию, ибн Ка­сир — ав­тор об­ще­из­ве­ст­но­го ком­мен­та­рия к Ко­ра­ну, Фай­руз Аба­дий — со­ста­ви­тель од­но­го из са­мых луч­ших тол­ко­вых сло­ва­рей араб­ско­го язы­ка.

Умер в чет­верг 13 чис­ла ме­ся­ца рад­жа­ба в 751 го­ду по му­суль­ман­ско­му ле-то­ис­чис­ле­нию (1350 го­ду по хри­сти­ан­ско­му со­от­вет­ст­вен­но). Не­по­сред­ст­вен­но пе­ред смер­тью ибн Кай­им ви­дел сон, в ко­то­ром он встре­тил ибн Тай­мию и спро­сил его о сво­ем по­ло­же­нии пе­ред Все­выш­ним Ал­ла­хом. Тот ука­зал на его вы­со­кий уро­вень, вы­ше не­ко­то­рых ве­ли­ких под­виж­ни­ков, а по­том до­ба­вил: «Ты поч­ти примк­нул к на­ше­му кру­гу, од­на­ко, ты сей­час на­хо­дишь­ся в яру­се ибн Ху­зай­мы, да по­ми­лу­ет его Ал­лах». Мо­лит­ву за усоп­ше­го вна­ча­ле про­чи­та­ли в со­бор­ной ме­че­ти Аль-Ума­вия, по­том в ме­че­ти Аль-Джа­рах. При по­гре­бе­нии при­сут­ст­во­ва­ло боль­шое ко­ли­че­ст­во лю­дей. По­хо­ро­ни­ли его в Да­ма­ске, на клад­би­ще Баб-ус-са­гир, ря­дом со сво­им от­цом.

Эта кни­га на­пи­са­на на­шим шей­хом, има­мом и уче­ным Шам­сед­ди­ном Абу Аб­дул­лой Му­хам­ме­дом ибн Абу Бак­ром ибн Аю­бом ибн Са'дом, из­вест­ным под име­нем ибн уль-Кай­им, да ос­вя­тит Ал­лах его ду­шу, ос­ве­тит его мо­ги­лу и со­еди­нит нас и его в оби­те­ли Его ми­ло­сти. Он ска­зал:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.