Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





чаях ничто не оживляет в нас воспоминания — когда само прошлое для нас мерт­во, когда оно утратило для нас былое значение. 10 страница



Не только диагностирование, но и самое формирование способностей было бы невозможно, будь способности, свойства личности обособлены от психических процессов, от ее деятельности: закрепляющиеся, как бы оседающие в человеке хо­ды и результаты его деятельности — познавательной, эстетической и т. п. — вхо­дят, как мы видели, в самый состав его способностей.

Аналогично обстоит дело и со свойствами характера. Каждое свойство харак­тера всегда есть тенденция к совершению в определенных условиях определен­ных поступков. Истоки характера человека и ключ к его формированию — в побу­ждениях и мотивах его деятельности. Ситуационно обусловленный мотив или побуждение к тому или иному поступку это и есть личностная черта характера в ее генезисе. Поэтому пытаться строить характерологию как отдельную дисципли­ну, обособленную от психологии, — значит стать на ложный путь.

Более динамические психические состояния личности еще менее могут быть обособлены от процессов. Психические состояния человека — это непосредствен­но динамический эффект его деятельности и фон, на котором они возникают. Та­ковы, прежде всего, аффективные состояния, связанные с успехом или неуспехом действий. Динамика этих состояний и закономерности, которым они подчиняют­


ся, несомненно составляют важный компонент психологии личности, совершен­но очевидно неотрывный от динамики психических процессов. Эти же последние в свою очередь не могут быть обособлены от психических свойств и состояний личности, от соотношения уровня ее достижений и сложившегося в ходе предше­ствующей деятельности уровня ее притязаний (К. Левин). За обособлением пси­хических свойств от психических процессов и тем самым от деятельности, кото­рая ими регулируется, таится мысль о детерминации поведения человека только изнутри, только внутренними условиями; обособление же психических процес­сов от психических свойств и состояний личности скрывает за собой отрицание роли внутренних условий в детерминации психических процессов. Значение, ко­торое имеет личность именно в качестве совокупности внутренних условий всех психических процессов, исключает такое обособление психических процессов от личности, ее свойств и состояний. Обособление друг от друга психических свойств и психических процессов — это производный результат разрыва внешних и внутренних условий, продвинутый внутрь психического.

Общая концепция, согласно которой внешние причины действуют через по­средство внутренних условий, определяющая в конечном счете наш подход к изу­чению психологии человеческой личности, определяет и понимание путей ее пси­хического развития.

В силу того, что внешние причины действуют лишь через внутренние условия, внешняя обусловленность развития личности закономерно сочетается со «спон­танностью» ее развития. Все в психологии формирующейся личности так или иначе обусловлено внешне, но ничто в ее развитии не выводимо непосредственно из внешних воздействий. Внутренние условия, формируясь под воздействием внешних, не являются, однако, их непосредственной механической проекцией. Внутренние условия, складываясь и изменяясь в процессе развития, сами обу­словливают тот специфический круг внешних воздействий, которым данное яв­ление может подвергнуться. Это общее положение имеет особое значение для по­нимания развития личности. Законы внешне обусловленного развития личности — это внутренние законы. Из этого должно исходить подлинное решение важней­шей проблемы развития и обучения, развития и воспитания.

Когда исходят из наивного механистического представления, будто педагоги­ческие воздействия непосредственно проецируются в ребенка, отпадает необхо­димость специально работать над развитием, над формированием, строить педаго­гическую работу так, чтобы обучение давало образовательный эффект, не только сообщало знания, но и развивало мышление, чтобы воспитание не только снабжало правилами поведения, но и формировало характер, внутреннее отношение лично­сти к воздействиям, которым она подвергается. Неверный подход к этой пробле­ме и ее неразработанность в нашей педагогике — одна из существенных помех в деле воспитания подрастающего поколения.

Здесь, как и обычно, подлинно большая теоретическая проблема необходимо оборачивается другой своей стороной как проблема практическая, жизненная.

Собственно всякое познание, как бы теоретично оно ни было, имеет, и не мо­жет не иметь, отношения к жизни, к практике, к судьбам людей, поскольку в каче­стве познания оно раскрывает нам действительность и обусловливает возмож­ность действовать в ней. Теоретическое познание, таким образом, это тоже знание


практическое, но только более далекой и широкой перспективы. В силу этой сво­ей связи с практикой всякое научное познание имеет прямое отношение к судь­бам людей. Поэтому отношение к науке — это вместе с тем и отношение к челове­ку; оно, следовательно, имеет и моральный аспект. Понимать людей, чтобы их совершенствовать, таково истинное назначение психологии. Для этого и нужно понять, как психические явления включаются в жизнь человека в качестве и обу­словленных обстоятельствами его жизни и обусловливающих его деятельность, посредством которой он эти обстоятельства изменяет; это же — часть более общей проблемы о месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материально­го мира. В этой форме выступает для нас здесь основной вопрос философии о со­отношении бытия и сознания.


Итоги

Из всех проблем, которые ставит перед человеческой мыслью Вселенная, самой трудной оказалась та, которая касается собственной природы мысли, сознания, вообще психического. Вопрос о природе психического и месте его в связи явле­ний испокон веков и по сегодняшний день — главное средоточие борьбы мировоз­зрений. В силу сложности психических явлений решение этой проблемы потре­бовало тысячелетних усилий человеческой мысли.

Мы подошли к анализу этой проблемы, прослеживая основные связи и отно­шения, в которые реально включено психическое, с тем, чтобы вскрыть, в каком качестве, с какой характеристикой оно выступает в каждой из этих систем связей.

Решение вопроса о природе психического и месте его среди других явлений существенно осложняется тем, что определения психического как идеального, субъективного и т. д., которые в действительности характеризуют психическое в одной системе отношений, неправомерно генерализуясь, превращаются в универ­сальные, иррадиируя на сферы отношений, к которым они по существу не отно­сятся. Примером может служить перенос противоположности субъективного и объективного, характеризующей психическое в его гносеологическом отношении к объективной реальности, на соотношение психического и физиологического, — перенос, неизбежно приводящий к отрицанию возможности объективного позна­ния психического, к утверждению, будто отражательная деятельность мозга до­ступна объективному научному познанию только в своём физиологическом вы­ражении. На самом деле в каждой существенной для него системе связей и отно­шений психическое выступает в особом качестве, в специфической понятийной характеристике. Фиксация одной из этих характеристик как универсальной для психического вообще, с иррадиированным распространением ее с одной системы отношении, в которых выступает психическое, на все остальные — серьезный тор­моз на пути решения «психофизической проблемы».

Ошибочное представление о дуалистическом раздвоении мира связано преж­де всего с неправомерным распространением на психическое во всех связях и от­ношениях гносеологической противоположности психического как познания и материи как объективной реальности. Бесспорно, психическое в любой своей ха­рактеристике качественно отлично от всех других свойств материального мира. Значительность этого качественного своеобразия психического и порождает тен­денцию противопоставить психическое всему на свете и на этом противопостав­лении расколоть мир надвое. Однако такое противопоставление, приводящее к раздвоению мира, совершенно неправомерно. К тому же сплошь и рядом неверно определяется и коррелят, которому противопоставляется психическое. В форму­лировке так называемой психофизической проблемы психическое противопостав­ляется физическому. Физическое же нередко подставляется на место материаль­ного вообще; таким образом, противопоставление психического и физического


превращается в противопоставление психического и материального. На самом деле реально в ходе развития материального мира одно за другим выступают механиче­ские и физико-химические, биологические, в частности физиологические, свойст­ва материального мира.

Психическое выступает онтологически прежде всего как звено в этом ряду различных свойств материального мира, в ряду деятельностей или проявлений различных форм материи. Нет поэтому никаких оснований ни для того, чтобы из этого ряда выхватить только физическое, ни для того, чтобы противопоставлять именно ему психическое: психическое и физическое как таковые — в качестве членов ряда свойств или проявлений материального мира — не противопоставимы друг другу. Не приходится также противопоставлять психическое как тако­вое, как специфическую деятельность материи на высшей ступени ее развития материальному миру как таковому в целом: психическое — одна из форм деятель­ности одной из форм материального мира.

Правомерное противопоставление психического и материального связано с гносеологическим отношением, в котором материальное выступает в качестве объективной реальности, а психическое — как субъективное и идеальное; в этом качестве психическое и материальное противостоят друг другу. Идеальным явля­ется результативное выражение психической деятельности — образ, идея, осо­бенно когда, объективированные в слове, они выступают как относительно обо­собленные от психической деятельности. Психическая деятельность человека идеальна, поскольку она духовна, т. е. поскольку она вобрала, включила в себя определенное идейное содержание.

Качественное своеобразие психического и противопоставимость психическо­го как познания материальному бытию как объективной реальности не снимают «онтологического» единства бытия, внутри которого впервые возникает познава­тельное отношение субъекта к миру и вместе с ним противоположность психиче­ского как идеального и субъективного материальному бытию как объективной реальности, — относительная и ограниченная сферой именно этих гносеологиче­ских отношений.

Единство мира, основывающееся на его материальности, выражается, во-пер­вых, в том, что отражение одних явлений в других есть общее свойство всех сфер взаимодействия в материальном мире. В каждой сфере взаимодействия эффект отражения выступает конкретно в других явлениях. Вскрыть эту конкретную форму проявления отражения в каждой специфической сфере взаимодействия — дело в каждом случае особого, специального исследования. Здесь достаточно обо­значить общую форму этого отражения; она заключается в том, что любое воздей­ствие одного явления на другое преломляется через внутренние свойства того явления, на которое это воздействие оказывается. Выступая сперва в качестве общей онтологической характеристики бытия, теория отражения получает затем специфическое содержание как теория познания.

Единство материального мира выступает, во-вторых, в том, что более общие законы, элементарных, «ниже ^лежащих сфер бытия распространяют свое дейст­вие на все «выше» лежащие области, не исключая при этом существования специ­фических закономерностей этих последних. Частным выражением этого общего


положения является распространение физиологических закономерностей нейродинамики на психические явления.

Несмотря на характерную для гносеологического плана противоположность субъективного и объективного, единство бытия сохраняется и здесь. Оно основы­вается на том, что гносеологическое содержание восприятия, мышления неотрыв­но от его объекта, что в своем гносеологическом содержании само оно есть форма отраженного существования вещей и явлений материального мира. Не существу­ет образов, обособленных от вещей; существуют лишь образы вещей. Образ — не идеальный предмет, существующий безотносительно к предмету как материаль­ной вещи, а образ предмета, образ вещи. Сказать, что восприятие есть образ вещи, значит отвергнуть представление, будто образ есть идеальная вещь, существую­щая обособленно, независимо от материальных вещей, безотносительно к ним. Сказать, что понятие есть «образ» объективной реальности, значит сказать, что мыслительный психический процесс в своем результативном выражении через свои «продукты» (понятия) переходит в сферу объективного знания — арифме­тического, геометрического, физического и т. д., что понятия одновременно и продукт мыслительной деятельности людей и объективное содержание знания, отражение бытия, форма его отраженного существования. Материалистический монизм сохраняется и в плане гносеологии.

Психическая деятельность субъекта не есть нечто чисто субъективное; связь с объективным миром не приходится привносить в нее извне как нечто для нее по­стороннее, чуждое. Вещи и явления материального мира причастны к самому воз­никновению психических явлений, так как эти последние возникают в результате воздействия вещей на органы чувств, на мозг в ходе рефлекторной нервной дея­тельности мозга. Здесь опять-таки не приходится извне соотносить психическую деятельность с мозгом, с его материальной нервной деятельностью; психическая деятельность сама есть вместе с тем нервная, высшая нервная деятельность.

Отражательная психическая деятельность, являющаяся вместе с тем рефлек­торной нервной деятельностью мозга, возникает в процессе взаимодействия ин­дивида с миром и служит для его осуществления. Обусловленная воздействиями мира, она сама обусловливает поведение индивида. Таким образом, психическая деятельность вплетается во всеобщую взаимосвязь явлений как обусловленное и как обусловливающее. Здесь также, значит, нет места для обособления психиче­ского, для выпадения психических явлений из общей взаимосвязи всех явлений мира. И существо сознательное, человек, при всем своем ни с чем не сравнимом и неповторимом своеобразии единен с миром.

Роль, которую психические явления играют в жизни и деятельности людей, связана с тем фундаментальным фактом, что с развитием психической деятельно­сти мир, который сначала действует на организм как совокупность раздражите­лей, выступает перед человеком как совокупность объектов и объективных об­стоятельств, как раскрывающаяся перед ним, доступная созерцанию объективная реальность. Вместе с тем совершается переход от реакций на раздражители к действиям над объектами и к поступкам по отношению к людям. В переходе от слепых реакций на раздражители к сознательным действиям над все шире и глубже раскрывающимися объектами действия и познания закладываются существенные предпосылки человеческого поведения, человеческой жизни, человеческой исто-


рии. Здесь, в частности, — одно из условий сознательной практической деятель­ности, приводящей вещи во взаимодействие друг с другом и таким путем ведущей ко все более объективному, все более глубокому их познанию. По мере того как, изменяя мир, люди все глубже его осознают, сознание человека все полнее охва­тывает мир во взаимосвязи его явлений, все в большей мере превращается как бы в самосознание мира; мир осознает себя через человека.

Прогрессирующее осознание мира, совершающееся в процессе его изменения, в свою очередь открывает все расширяющиеся возможности для его дальнейшего изменения, для переделки природы и перестройки общества, для построения соз­нательной деятельностью людей нового мира, новых человеческих отношений. Мы видели: сознание обусловливает поведение, деятельность людей, деятельность же людей преобразует природу и перестраивает общество. Таким образом, созна­ние входит как обусловливающее во все, на что распространяется деятельность человека, во всю бесконечную цепь событий, которые ею порождаются в жизни мира и в истории общества. Так на основе фундаментального единства мира и в рамках его осязаемо, весомо, зримо раскрывается значение изменений, которые вносит в мир совершающееся в процессе эволюции, в ходе истории возникнове­ние и развитие человеческого сознания.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.