Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





чаях ничто не оживляет в нас воспоминания — когда само прошлое для нас мерт­во, когда оно утратило для нас былое значение. 12 страница




маскированно выступает закономерная взаимосвязь его сторон (давления, объе­ма, температуры — в законах Бойля—Мариотта и Гей-Люссака).

Объективное определение любого свойства действительности, основанное на взаимоотношении объектов познания и их свойств, необходимо предполагает рас­крытие взаимосвязи различных понятий (абсолютной, идеальной температуры и идеального газа и т. д. ), как это видно из выше приведённого примера определе­ния теплового состояния тел. При этом, чтобы в одном пункте (в нашем примере — при определении теплового состояния тела) перейти от субъективного ощущения к объективному определению данного свойства объекта через взаимоотношение объектов и их свойств, необходимо, проанализировав целый круг взаимосвязан­ных явлений, определить каждое из них в соответствующих понятиях. Лишь в итоге всей этой работы научное мышление приходит к объективному познанию того или иного свойства реальности. При этом вместо одного непосредственного ощущения должна выступать целая система взаимосвязанных понятий и зако­нов. Только через раскрывающиеся таким образом взаимосвязи объектов позна­ния и их свойств можно объективно определить исходное явление.

В выявлении объективных свойств вещей, определяемых их взаимозависимо­стями, и самих этих взаимозависимостей существенную роль играет практика, приводящая вещи во взаимодействие.

Объективное мысленное определение явлений осуществляется, как мы видим, через опосредствованное определение объектов познания их взаимозависимостя­ми друг от друга. Основой этого пути к объективности научного познания являет­ся то фундаментальное положение, что все явления в реальном мира находятся во взаимодействии, во взаимосвязи друг с другом. Каждое из них испытывает воз­действие со стороны других, но при этом всякое внешнее воздействие реализует­ся через посредство внутренних, собственных свойств того явления, на которое оно оказывается, так что вызываемый им эффект является, собственно, продук­том взаимодействия. Внутренние, собственные свойства явления определяют тот круг воздействий, который ему адекватен (наподобие того, как свойства рецеп-торного аппарата выделяют определенный круг раздражителей, адекватных дан­ному рецептору). В соответствии с этим во всеобщей взаимосвязи явлений мира выделяются особые специфические сферы взаимодействия. Решая свой основ­ной — самый простой и вместе с тем самый фундаментальный — старый сократов­ский вопрос («что это есть? »), подхваченный и углубленный Аристотелем, научное мышление выделяет именно эти внутренние, собственные, существенные свойст­ва явления. Для этого мышление путем анализа и абстракции вычленяет явление в чистом виде, преобразованном в результате отвлечения от внешних, привходя­щих обстоятельств, которые осложняют и маскируют его на чувственной поверх­ности действительности. Существенные свойства явления в таком чистом виде — это и есть реальное научное ядро того, что в философии было обозначено как «сущ­ность». Между тем метафизика обособила сущность от явлений и противопоста­вила ее этим последним как якобы единственно, доподлинно «в себе» сущее*.

Обособляя сущность от явлений действительности, метафизика тем самым обособила сущность от существования. Оборачивая эту метафизику сущности наизнанку, экзистенциализм (главным обра­зом, сартровский) противопоставляет существование сущности.


Явление в его отличие от сущности объявлялось лишенным какой бы то ни было реальности.

В противоположность метафизике феноменализм (позитивизм различных тол-ков) признает только явления, лишенные сущности, т. е. того, что в них сущест­венно, и тем самым разрывает явление и сущность, так же как метафизика, обо­ротной стороной которой он является, позитивистический феноменализм полу­чает свое практическое выражение в понимании задач научного познания: они сводятся к описанию того, что наблюдается на поверхности явлений. Все резуль­таты работы научной мысли, направленной на объяснение явлений, на раскрытие законов, выражающих их существенные взаимосвязи, позитивистический фено­менализм объявляет фикцией, — подобно тому, как метафизика объявляет мни­мой кажимостью явления, все то в них, что непосредственно не совпадает с их сущностью. Платформа, на которой метафизика и позитивистический феномена­лизм ведут вслепую свою борьбу, у них общая: как один, так и другой начинает с того, что разрывает «явление» и «сущность». Между тем именно эта их общая предпосылка неправомерна. Нельзя разорвать сущность и явление, обособив их друг от друга, так как сущность есть на самом деле не что иное, как существенное в явлении, т. е. как раз его собственное внутреннее содержание, раскрывающееся путем анализа и абстракции*. Вместе с тем не приходится и отождествлять сущ­ность с явлением, пытаясь непосредственно подвести явление под сущность2.

К стародавнему понятию сущности (и явления) мы идем от диалектико-материалистического понимания взаимосвязи, взаимодействия, взаимозависимости всех явлений в мире; мы идем к нему от принципа детерминизма в его диалектико-материалистическом понимании, согласно которому внешнее воздействие все­гда опосредствуется внутренними условиями. Эти внутренние условия, высту­пающие как основание всех «реакций» данного явления (тела и т. д. ) на внешние воздействия, всех его изменений при взаимодействии с другими явлениями (те­лами и т. д. ), и есть его «сущность» в ее научном выражении. «Сущность» — это внутреннее основание, через которое преломляются все внешние воздействия на явление и которым закономерно обусловлен их эффект.

Наблюдая ряд изменений одного и того же явления, наука находит их зако­номерное объяснение, вскрывая и определяя в научных понятиях то общее осно­вание, в силу которого такому-то изменению внешних обстоятельств отвечает

' Поскольку сущность по самому своему смыслу есть существенное в явлении, как в чем-то реально существующем, — бессмысленно пытаться, как это делала метафизика сущности, вывести сущест­вование из сущности. Признание бытия как чего-то существующего — необходимый исходный пункт всякой не мистифицированной философии. Это признание первичности сущего как сущест­вующего не означает, однако, что можно, как это делает Сартр, по существу, сохраняя прежний раз­рыв сущности и существования, признать исходным существование, лишенное сущности, и выво­дить сущность из него.

2 В попытке такого непосредственного подведения явления конкретной действительности под ею сущность, непосредственного отождествления цены со стоимостью Маркс видел главную методологическую ошибку Смита и Рикардо. Эти попытки кончаются неизбежным крахом, так как явление и сущность непосредственно не совпадают. Переход от явления к сущности связан с а6стракцией, выключающей обстоятельства, осложняющие явления, непосредственно данные на чувственной по­верхности действительности; переход от сущности, от закона к явлению включает в качестве проме­жуточных звеньев ряд привходящих обстоятельств, от которых абстрагируются при определении сущности и закона явлений.


такое-то изменение явления. Определение закономерности явления и раскрытие внутреннего основания, обусловливающего его изменение в строгом соответст­вии с изменением внешних условий, неразрывно взаимосвязаны. 'Исходя из пра­вильно понятых нужд самого научного познания, еще Эйлер, как выше уже отме­чалось, сформулировал это требование. Им вместе с тем определяется научное ядро понятия сущности, которое должно быть сохранено.

В связи с таким пониманием сущности определяется и понятие явления как чего-то реально существующего и происходящего в мире. Нечто реально сущест­вующее представляет собой явление, поскольку оно оказывается проявлением сущности, осложненным и измененным многообразными взаимодействиями, в которые оно включено в действительности. Явление — это характеристика дейст­вительности, реально существующего, форма его существования. Явление — это понятие «онтологическое». Подлинное учение о понимаемых таким образом явле­ниях, неотделимое от учения о сущности как существенном в них, это «онтология».

Мы приходим, следовательно, к понятию явления, коренным образом отлич­ному от того, которое составляет ядро феноменализма. Сведение явления к тому, что в нем непосредственно дано субъекту, — таков первый ход феноменализма. Отрыв от сущности и связанное с этим опустошение явления, изъятие из него то­го, что в нем существенно, — таков следующий его ход. Изъятие из явления сущ­ности, существенных свойств, сведение его к тому, что из него непосредственно выступает в восприятии, и трактовка бытия как явления в таком понимании — та­кова суть феноменализма. На самом деле явление — это нечто существующее ре­ально, независимо от способа его данности субъекту; оно определяется отношения­ми, которые складываются внутри реально существующей конкретной действи­тельности между результатами многообразных взаимодействий и осложняемой, видоизменяемой ими основой явления.

Подобно тому как феноменализм подставляет на место реально существующего явления его отражение в чувственном восприятии, «объективный» идеализм под­ставляет на место сущности понятие, в котором она определяется. Таким образом, явление и сущность обособляются друг от друга и превращаются в проекции субъекта — его восприятия или мышления. Вместе с тем восприятие представля­ется познанием явлений, лишенных того, что для них существенно, а мышление — познанием сущности вне явлений; таким путем обособляются друг от друга также восприятие и мышление, поскольку за каждым из них закрепляется обособлен­ный предмет познания. На самом деле явление и сущность определяются через их взаимосвязи: явления обусловливаются «сущностью», сущность раскрывается через явления. Объединенные «онтологически», они и гносеологически высту­пают как единый объект единого процесса познания. Никак нельзя, изымая из явлений их сущность, отдать познание их в исключительное ведение восприятия. И мышление, а не только восприятие, участвует — и притом существеннейшим образом — в познании явлений, раскрывая существенное в них. Никак нельзя так­же оторвать познание сущности, т. е. существенного в явлениях, от чувственного восприятия этих последних. Познание исходит из явлений и к ним же возвраща­ется, но оно начинает с того, что непосредственно дано субъекту в восприятии на еще не проанализированной поверхности явлений; в процессе их познания мыш­ление, научное познание мира, неразлучное с его практическим изменением, все глубже и глубже вскрывает глубинные закономерности бытия, далеко выходя за


пределы того, что доступно непосредственному чувственному восприятию; ври этом исходные явления, включаясь в новые связи, раскрываются в новом содер­жании, с новых сторон, в новом качестве; вместе с тем открываются все новые яв­ления, требующие дальнейшего, все более глубокого раскрытия неисчерпаемого богатства мира.

Самое определение явления как явления, т. е. являющегося познающему его субъекту, имеет гносеологический характер. Но здесь, как и вообще, гносеология неотделима от онтологии. Данная выше характеристика явления как конкретного бытия, в котором перекрещиваются разные взаимодействия, определяет объек­тивную природу явления — того, что является. Является же оно на разных ступе­нях процесса познания по-разному. На начальных этапах познания выступает лишь внешняя «оболочка» явлений, суммарный эффект еще не познанных, не раскрытых взаимодействий. По мере того как продвигается аналитическая и син­тетическая работа мышления, познание асимптотически все более приближается к раскрытию того, что является; в познанном явлении все полнее, содержательнее раскрывается его сущность и через нее самое явление. Сущность, таким образом, необходимо вовлечена в процесс перехода явления как онтологического образо­вания в факт познания, в явление познанное. Не считающееся с этим ошибочное обособление явления от сущности и гносеологической его характеристики — от онтологической породило то специфическое и порочное понятие «явления» (Erscheinung), которое выступило у Канта, обособившего явление от сущности. Затем позитивистический феноменализм вовсе устранил сущность и подставил на ее место явления (в начавшем складываться у Канта их понимании).

Новый смысл получило понятие явления, феномена в современной феномено­логии.

Для того чтобы еще определеннее очертить выше намеченное понятие явле­ния, целесообразно будет сопоставить его с понятием «феномена», составляюще­го ядро идущего от Гуссерля феноменалистического направления (и связанного с ним экзистенциализма).

И для Хайдеггера (М. Heidegger) и для Сартра (J. P. Sartre) понятие феномена является центральным*. В своем обосновании феноменологии как онтологии они

' Heidegger М. Sein und Zeit. Einleitung. Die Exposition der Frage nach dem Sinn von Sein. Tubingen, 1953. См. особенно p. 28-31 («Der Begriff des Phanomens») и p. 34-39 («Der Vorbegriff der Phanomenologie»); Sartre J. P. L'etre et le neant. — Paris, 1955. Introduction a la recherche de 1'etre. I «L'idee de phenomene», p. 11-14.

Смысл утверждения понятия феномена как центрального понятия феноменологической филосо­фии Сартр видит в том, что этим, по его словам, отвергаются «потусторонние миры». Однако этим Сартр отвергает не только понятие сущности или вещи в себе как чего-то трансцендентного, обособ­ленного от явления; Сартр снимает заодно и отношение того, что непосредственно дано на поверх­ности явления, к тому, более глубокому содержанию, которое лежит за поверхностью явлений. От­ношение явления — «феномена» в его непосредственной данности к тому, что опосредствованно раскрывается за его поверхностью, Сартр заменяет отношением единичного явления и бесконечно­го ряда явлений, лежащих как бы на одной плоскости. К такому ряду феноменов Сартр и сводит бы­тие. «Наша теория феномена, — пишет он, — заменяет реальность вещи объективностью феномена, которую она обосновывает ссылкой на бесконечный ряд феноменов». Таким образом, исходное (фе­номенологическое) понимание феномена у Сартра, собственно, вплотную примыкает к феноменалистической трактовке. Оно очень мало пригодно для обоснования феноменалистической онтоло­гии, к чему, следуя за Хайдеггером и Гуссерлем, стремится Сартр. Неудивительно, что когда перед ним затем встает вопрос о сущности человека, он вынужден установить между существованием


исходят из егоанализа. Особенно поучительно для характеристики феноменоло­гии понятие феномена выступает у Хайдеггера.

Феномен для Хайдеггера — это сущее, которое само себя являет и обнаруживает (" Phanomen" это " das Sich-an-ihm-selbst-zeigende, das Offenbare". Иначе говоря, феномен — это явление, которое непосредственно отождествляется с сущим. В этом и заключается основной смысл и основной порок феноменологии как онтологии.

Определяя понятие феномена, Хайдеггер одновременно стремится непосред­ственно слить его с сущим и отмежевать от явления. Коренное отличие феномена как являющегося бытия от явления в понимании Хайдеггера состоит в том, что явление — это нечто, что дает о себе знать (sich meldet) опосредствованно — через признаки, симптомы, символы. То, посредством чего оповещает о себе (sich mel­det) явление, само должно непосредственно себя обнаруживать (sich zeigen).

Феномен прямо противопоставляется явлению, потому что последнее позна­ется опосредствованно, феномен же — это бытие, которое само в себе раскрывает­ся. Это представление о феномене и есть тот основной ход, посредством которого феноменология выдает себя за онтологию.

Явление, по Хайдеггеру, предполагает феномен — т. е. бытие, которое «само се­бя в себе показывает». Все при этом переворачивается вверх дном. Мы идем ко все более глубокому опосредствованному познанию сущего не от явлений; по Хай­деггеру, к ним можно подойти лишь после того, как сущее само в себе себя обна­ружило и показало в виде феноменов.

Квалифицируя бытие как феномен и объявляя феномен бытием, феноменоло­гия Хайдеггера утверждает, что бытие само себя в себе обнаруживает.

Сами феномены могут быть от нас скрытыми или неадекватно раскрытыми;

для их адекватного раскрытия нужна познавательная работа, нужен феноменоло­гический анализ. Необходимость его не отрицается феноменологией; но дело в том, как этот анализ понимается. Феноменологический анализ, с точки зрения феноменологического метода, должен лишь устранить то, что закрывает или ис­кажает феномены, и тогда они сами нам себя покажут. Феноменологический ана­лиз лишь снимает завесу, которая заслоняет феномен от нас. Познание бытия не совершается путем соотнесения и анализа его собственного содержания в его взаи­мосвязях и опосредствованиях. Познание ничего, собственно, не выявляет в бы­тии, не познает в нем, а лишь устраняет то, что скрывает бытие от нас и мешает ему самому себя нам показать. Познание не проникает в самое бытие, в его содер­жание, не прослеживает, как различные его стороны друг друга опосредствуют. Феноменология — прямой антипод всякой диалектики. Она — интуитивное со­зерцание обособленных данностей, исключающее из бытия всякую взаимообу­словленность, а из познания — всякое опосредствование. Познание выпадает из бытия и не мыслится как проникновение в него познающего человека2; именно поэтому представляется, будто бытие в качестве феномена само себя нам показы­вает, что само оно непосредственно дано на своей обращенной к нам поверхности.

человека как явления, как «феномена» и сущностью одностороннее отношение и, просто оборачи­вая старую метафизику наизнанку, признать сущность лишь чем-то производным от несуществен­ного существования. См. SartreJ. P. L'Existentialisme est un Humanisme. — Paris, 1946. ' Heidegger M. Sein und Zeit. Tubingen. - 1953. - S. 28.

В этом, между прочим, — гносеологические корни общей концепции человеческого существования как «брошенности» человека в мире (Geworfenheit in die Welt), в силу которой основным чувством человека, выражающим самый модус его существования, является тревога (Angst).


Сопоставление намеченного нами выше понятия явления с понятием феноме­на, составляющим ядро столь влиятельного в современной философии феноме­нологического направления, позволяет еще яснее и резче определить пути, кото-рь1ми мы идем.

* * *

Таким образом, исследование научного мышления как познания показывает, что основными его процессами являются анализ и синтез. Оно показывает также, в чем заключаются анализ и синтез на уровне отвлеченного мышления.

Анализ выступил прежде всего в движении познания от непроанализирован­ной конкретности чувственного созерцания к абстрактным понятиям; это ана­лиз — абстракция. Синтез выступил прежде всего в движении познания от абст­рактных понятий к мысленному восстановлению конкретного как проанализиро­ванного целого в соотношении его многообразных определений. Это никак не оз­начает, что анализ и синтез внеположны, обособлены друг от друга, а только то, что в движении познания от конкретного, взятого как еще не проанализирован­ное целое, к абстрактному на передний план выступает анализ, а в движении от абстракции к конкретному — синтез. Но при этом каждое звено анализа нераз­рывно связано с синтезом (как вдох и выдох, по выражению Гёте) и точно так же каждое движение синтеза — с анализом.

На каждом этапе того пути, который в целом может быть охарактеризован как аналитический, поскольку анализ выступает в нем на передний план, анализ не­прерывно переходит в синтез и наоборот; подобно этому на каждом этапе того пу­ти, который в целом может быть охарактеризован как синтетический, поскольку в нем синтез выступает на передний план, синтез непрерывно переходит в анализ и наоборот: они взаимообусловлены. Соотносительность анализа и синтеза на всем пути движения мышления обусловлена уже тем, что, насколько синтетической ни была бы понятийная характеристика какого-либо явления, она все равно пред­ставляет собой продукт анализа действительности и абстракции от ряда ее сто­рон. Подобно этому, насколько далеко ни был бы продолжен анализ, ведущий к какому-нибудь понятию, это последнее все же заключает в себе закономерную связь (синтез) существенных сторон явления. И чем дальше продвинут анализ, тем шире синтез, который осуществляет заключенное в понятии обобщение. Соб­ственно, строго говоря, вообще нет двух путей или двух отрезков пути познания, из которых один представлял бы собой анализ, а другой — синтез. Анализ и син­тез — две стороны единого процесса. Каждое звено познания, каждая категория мышления есть абстрактный продукт анализа конкретной действительности и вместе с тем звено синтетического процесса — мысленного восстановления кон­кретного в его уж проанализированной закономерности.

Анализ и синтез формируются в практической деятельности и в зависимости от ее уровня выступают в разных формах. Задача изучения мышления в этом от­ношении состоит не в том, чтобы везде констатировать наличие анализа вообще или синтеза вообще, а в том, чтобы проследить движение анализа и синтеза и вы­явить те качественно различные формы, которые они принимают на различных уровнях и этапах познания. На уровне чувственного отражения анализ выступает в двух формах — различения и дифференцировки. Дифференцировка совершается через замыкание связи дифференцируемого раздражителя с ответной реакцией


организма; дифференцирование — это анализ, осуществляемый посредством син­теза. Дифференцировка тех или иных чувственных свойств совершается ко мере того, как новые стороны вещей приобретают сигнальное значение для поведения'.

От анализа-дифференцировки надо отличать анализ-различение. Как и диф-ференцировка, элементарное чувственное различение осуществляется анализа­торным аппаратом, адекватным действующим на него раздражителям, в силу своей структуры способным их анализировать. (И. П. Павлов потому и назвал эти аппа­раты анализаторами. ) В результате анализа, совершающегося в процессе взаи­модействия анализатора с действующими на него раздражителями, в результате воздействия раздражителя на рецепторную часть анализатора — в его ответной деятельности совершается чувственное различение окружающих вещей. Оно об­разует ту канву, на которой дифференцировка чертит свой узор. Различение — предпосылка для синтеза элементов, выделяемых в ходе этого различения. Синте­зом является всякое соотнесение, сопоставление, всякое установление связи меж­ду различными элементами. В чувственном познании, в восприятии синтез вы­ступает в виде изменения чувственных элементов, их конфигурации, структуры, формы и той или иной их интерпретации в результате соотнесения выделенных анализом составных частей его смыслового содержания.

Единство синтеза и анализа на уровне эмпирического познания отчетливо вы­ступает в сравнении. На начальных стадиях ознакомления с окружающим миром вещи познаются прежде всего путем сравнения. Сравнение начинается с соотне­сения или сопоставления явлений, т. е. с синтетического акта, посредством кото­рого производится анализ сравниваемых явлений — выделение в них общего и различного; выступающее в результате анализа общее, в свою очередь, объединя­ет, т. е. синтезирует, обобщаемые явления. Таким образом сравнение — это ана­лиз, который осуществляется посредством синтеза и ведет к обобщению и новому синтезу. Сравнение — это конкретная форма взаимосвязи синтеза и анализа, осу­ществляющая эмпирическое обобщение и классификацию явлений. Роль сравне­ния особенно велика на уровне эмпирического познания, на начальных его ступе­нях, в частности у ребенка.

На уровне теоретического познания анализ и синтез выступают в новых фор­мах. Анализ, вычленяя существенные свойства явлений из несущественных, не­обходимые из случайных, общие из частных, переходит в абстракцию. Синтез вы­ступает в переходе от абстракции к мысленно восстанавливаемому на его основе конкретному. Он осуществляется здесь: 1) путем соотнесения при объяснении конкретных явлений нескольких закономерностей (например, законом Бойля—

' Так, когда при доставании обезьяной пищи (плода) через решетку в процессе проб, которые являются средством практического анализа окружающего, обезьяна достает плод палкой и не может достать его шляпой с широкими полями, не проходящей через решетку, обезьяна приходит к дифференцировке формы предмета; форма палки становится сигнальным признаком орудия для доставания пи­щи. Затем таким же образом она приходит к дифференцировке размера, длины предмета, когда в процессе проб при доставании далеко расположенного плода оперирование короткой палкой не по­лучает подкрепления. В ходе практической деятельности людей дифференцируются, по преимуще­ству, те стороны вещей, учет которых оказывается необходимым для успеха этой деятельности. См. «Павловские среды», т. II, стр. 294-296, 385-388. Об анализе и синтезе у обезьян см. Воро­нин Л. Г. Анализ и синтез сложных раздражителей нормальными и поврежденными полушариями головного мозга собаки. — М., 1948. и Войтонис Н. Ю. Предыстория интеллекта (К проблеме антро­погенеза). - М.; Л., 1949.


Мариотта, Гей-Люссака и т. д. ), полученных в результате аналитического расчленения перекрещивающихся зависимостей; 2) путем введения каждой из этих зако­номерностей в новые конкретные обстоятельства, в которых исходные категории получают новую форму проявления (например, прибавочная стоимость в услови­ях капиталистического общества выступает в виде прибылей) и т. д.

В теоретическом познании синтез выступает в виде «построения» новых, все более сложных объектов (геометрических фигур, чисел и т. д. ), т. е. введения их в поле рассмотрения на основе закономерных соотношений их с исходными объек­тами (в геометрическом рассуждении с линиями, углами и т. п. ) и включения, та­ким образом, этих последних во все новые связи.

Научное мышление совершается в абстрактных понятиях. В связи с этим су­щественно важно хотя бы в самых общих чертах раскрыть природу не только ана­лиза и синтеза, но и абстракции и обобщения.

На двух крайних полюсах познавательной деятельности абстракция выступает в двух отчетливо различимых формах. Первая, элементарная форма абстракции необходимо имеется уже в каждом акте чувственного познания и заключается в отвлечении от одних свойств чувственно воспринимаемого предмета при высту-пании других. В основе такой элементарной абстракции лежит то, что некоторые свойства воспринимаемого оказываются «сильными»- раздражителями, в силу этого они выступают на передний план. Вызывая сильный процесс возбуждения, эти раздражители по нейродинамическому закону индукции тормозят дифференциа­цию других свойств предмета, являющихся более слабыми раздражителями. В ос­нове такой формы абстракции лежит, следовательно, торможение дифференцировки свойств, т. е. определенной формы анализа. Сильными при этом являются свойства биологически наиболее значимые, т. е. связанные с природными потреб­ностями; специально для человека такими являются также свойства, связанные с потребностями общественной практики.

Эта элементарная форма чувственной абстракции остается в пределах чувствен­ного, не приводит к обнаружению никаких новых, чувственно не данных свойств предметов; ее положительная познавательная функция заключается в моделиро­вании чувственно познаваемого в соответствии с потребностями практического действия. Момент абстракции есть уже в каждом рефлекторном акте, поскольку он отвечает на определенный — сигнальный — раздражитель относительно неза­висимо от других, одновременно действующих. И здесь уже выступает та сущест­венная черта абстракции, что она не только от чего-то отвлекается, но и что-то вы­деляет. При данной форме абстракции выделяется сигнальный раздражитель путем отвлечения от несигнальных; сигнальный же раздражитель выделяется, диффе­ренцируется через соотнесение его с подкрепляемым ответным действием; его дифференцировка — это анализ, осуществляемый через синтез, через соотнесен­ность с подкрепляющим эффектом действия. Сигнальность и сила раздражите­ля — это непосредственное чувственно-практическое выражение его существен­ности для потребностей жизни, для практического действия.

Абстракция в действительности всегда есть отвлечение существенных свойств предмета или явления от несущественных; абстракция всегда имеет двойной ас­пект — позитивный и негативный: абстрагировать — это значит не только от­влечься отчего-то, но и отвлечь что-то от чего-то другого, а значит, и отвлечься от одних сторон явления, и извлечь, выделить другие. Охарактеризовать абстракцию


вообще как отвлечение от каких-то обстоятельств или сторон явления, не опреде­лив, какие стороны явления и от каких отвлекаются, — значит упустить самое су­щественное. Дать подлинное определение абстракции — значит указать, что от чего абстрагируется. На самом деле решающим является то, что научная абстракция — это отвлечение от привходящего, несущественного, маскирующего природу или " сущность" изучаемого явления и извлечение, выявление, выделение этой последней: абстракция — это отвлечение существенного от несущественного, поэтому I она неотделима от анализа (в свою очередь неотрывного от синтеза). При этом на­учная абстракция, характеризующая отвлеченное научное мышление, — это не акт субъективного произвола. Научная абстракция объективно обусловлена.

Такова, например, абстракция от температуры тела, закономерно практикуе­мая научным мышлением при изучении изменений давления газа, вообще так на­зываемых изотермических явлений, т. е. явлений, изменение которых как тако­вых обыкновенно не зависит от температуры. Примененная к исследованию этих явлений, абстракция от температуры приводит к открытию закономерности дав­ления и объема газа (закон Бойля—Мариотта), которая не выступает, пока мысль не абстрагируется от привходящих обстоятельств. Но абстракция от температуры не применяется в науке при изучении, например, звуковых волн и вообще так на­зываемых адиабатических явлений, которые объективно связаны с температур­ными изменениями. Абстракция в научном мышлении направлена на раскрытие собственных, внутренних, существенных свойств явлений в закономерных зави­симостях, в соответствии с которыми она совершается.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.