Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





чаях ничто не оживляет в нас воспоминания — когда само прошлое для нас мерт­во, когда оно утратило для нас былое значение. 11 страница




На вышеприведенных примерах отчетливо видно, как научное мышление ре­шает задачу познания действительности. Они полностью подтверждают сформу­лированные выше положения.

Генеральная задача научного познания заключается в том, чтобы: а) отправля­ясь от чувственно, непосредственно данной картины действительности, абстра­гируясь от сторонних, привходящих обстоятельств, затемняющих существенные свойства явлений, определить в понятиях природу изучаемых явлений и б) исхо­дя из фиксированных в этих понятиях существенных свойств вещей, научно объ­яснить, как они проявляются на чувственно наблюдаемой поверхности явлений.

Исследование научного познания, в частности вышеприведенные примеры по­казывают, что эта познавательная задача разрешается мышлением посредством двух основных операций — анализа и синтеза. Положение, согласно которому анализ и синтез являются основными операциями мышления, так что мышление может быть охарактеризовано как аналитико-синтетическая деятельность, — необ­ходимый вывод из исследования мышления как познания бытия. Характеристика мышления как аналитико-синтетической деятельности есть основная и вместе с тем самая общая его характеристика.

Исследование научного познания позволяет определить, в чем, собственно, за­ключается анализ и синтез на уровне отвлеченного мышления.

Анализ здесь заключается в расчленении перекрывающих друг друга зависи­мостей, которые перекрещиваются на непосредственно, чувственно наблюдаемой поверхности явлений, в абстракции от привходящих обстоятельств и выявлений собственных «внутренних» свойств явлений в их закономерных взаимосвязях. Анализ, характеризующий научное мышление, неотделим от абстракции. Это путь от нерасчлененной конкретности воспринимаемого к выделяемым в процес­се анализа абстракциям, фиксируемым в понятиях. Такова основная форма ана­лиза, присущая научному мышлению.

Синтез, осуществляемый научным мышлением, — это мыслительная операция или совокупность мыслительных операций, посредством которых совершается обратный переход от выделенных анализом абстрактных понятий и положений к мысленному восстановлению в новом, проанализированном виде и к объяснению непосредственно наблюдаемых явлений.

Синтез заключается: а) в соотнесении при объяснении одного и того же явле­ния, взятого в его конкретности, двух или нескольких закономерностей, которые были выделены в чистом виде в результате аналитического расчленения соответ­ствующих эмпирических зависимостей и аналитического исследования каждой из них в абстракции от другой; б) в соотнесении исходных закономерностей с но­выми обстоятельствами, от которых для их открытия надо было сперва абстраги­роваться, с тем чтобы путем введения их в более конкретные условия шаг за ша­гом переходить от общих закономерностей, взятых в «чистом», абстрактном виде, ко все более специальным формам их проявления. Такова основная форма синте­за, характерная для научного мышления. Так же как анализ не сводится к расчле­нению целого на части, так и синтез не состоит в простом соединении частей в це­лое. Эти виды анализа и синтеза, присущие элементарным формам чувственного познания, уступают место другим формам, осложненным соотношением абст­рактного и конкретного.


Синтез, заключающийся в соотнесении абстрактных законов со асе более спе­циализированными условиями, позволяет теоретически выводить из одних зако­номерностей другие, а также теоретически обосновывать и доказывать эмпириче­ски устанавливаемые зависимости. Теоретическое познание, теоретическая наука (механика, физика и т. д. ) — результат углубленного анализа эмпирических дан­ных и опирающегося на него синтеза.

Все положения, продемонстрированные нами на примере физики, выступают с особой отчетливостью по отношению к другой, далекой от физики области — к логике «Капитала»'. К. Маркс с предельной выпуклостью выявил логическую структуру научного знания применительно к политической экономии. В «Заме­чаниях на книгу Адольфа Вагнера» он называл свой метод аналитическим; во вве­дении к работе «К критике политической экономии» он охарактеризовал его как метод «восхождения от абстрактного к конкретному», т. е. синтетический.

«Научный анализ конкуренции, — писал Маркс, — становится возможным лишь после того, как познана внутренняя природа капитала, — совершенно так же, как кажущееся движение небесных тел делается понятным лишь для того, кто знает их действительное, но не воспринимаемое непосредственно движение»2. «Вульгарный экономист не имеет ни малейшего представления о том, что дейст­вительные, обыденные отношения обмена и величины стоимости не могут быть непосредственно тождественными... Вульгарный экономист думает, что делает великое открытие, когда он раскрытию внутренней связи гордо противопоставля­ет тот факт, что в явлениях вещи иначе выглядят. И выходит, что он гордится тем, что пресмыкается перед видимостью, принимает видимость за конечное. К чему же тогда вообще наука? »3.

«... Если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпада­ли, — писал Маркс, — то всякая наука была бы излишня... »4. «... Задача науки, — писал он, — заключается в том, чтобы видимое, выступающее на поверхности яв­лений движение свести к действительному внутреннему движению... »5

«Исследование должно детально освоиться с материалом, проанализировать различные формы его развития, проследить их внутреннюю связь. Лишь после того как эта работа закончена, может быть надлежащим образом изображено дей­ствительное движение»6. Отправляясь от непосредственно данной, внешней ви­димости явлений, наука вскрывает внутреннюю природу явлений — их сущность во внутреннем движении, внутренних связях и закономерностях.

Этим пониманием задач науки определяется и ее метод как метод аналитиче­ский и синтетический, как метод «восхождения» от абстрактного к конкретному. Конкретное — «исходный пункт в действительности и, вследствие этого, также исходный пункт созерцания и представления». Для того чтобы конкретное высту-

1Анализ «логики» «Капитала» дал М. М. Розенталь в книге «Вопросы диалектики в " Капитале" Маркса» (М.: Госполитиздат, 1955). При нижеследующем изложении метода Маркса мы использо­вали этот труд.

2 Маркс К. Капитал, т. I, 1955. - С. 322.

3Письмо Маркса Л. Кугельману // Маркс К. и Энгельс Ф. Избр. письма. - М.: Госполитиздат, 1953. — С. 209.

4 Маркс К. Капитал, т. III. - М.: Госполитиздат, 1953. - С. 830.

а Там же. - С. 324.

" Там же, т. I. - С. 19.


пило как таковое для мышления, оно должно быть проанализировано. В мышле­нии конкретное выступает как «сочетание многочисленных определений, являясь единством многообразного»1, как результат, а не как исходный пункт. Задача, на­учного познания восстановить действительность в ее конкретности. Все абстрак­ции, к которым приходит и через которые проходит мышление в процессе позна­ния, подчинены этой цели. Для мышления конкретное в действительности сначала выступает не как «богатая совокупность с многочисленными определениями и отношениями», а лишь как «хаотическое представление о целом». Путь научного познания начинается поэтому с анализа этого конкретного, данного сначала как хаотическое представление о целом, с тем чтобы в итоге восстановить его как «со­четание многочисленных определений», как «единство многообразного». Анализ Маркса направлен на то, чтобы раскрыть явления в их чистом виде, не осложнен­ном, не замаскированном привходящими обстоятельствами. Маркс ставит себе задачу «рассматривать явления в их закономерном, отвечающем их понятию ви­де, т. е. рассматривать их независимо от... их внешней видимости... »2. Такой ана­лиз с необходимостью ведет к абстракции. Так, «если цены действительно откло­няются от стоимостей, то необходимо их сначала привести к последним, т. е. отвлечься от этого обстоятельства как совершенно случайного, чтобы получить в чистом виде явление образования капитала на почве товарного обмена и чтобы при исследовании его не дать ввести себя в заблуждение этим побочным обстоя­тельством, затемняющим истинный ход процесса»3.

Для того чтобы вскрыть закон стоимости в чистом виде, Маркс также абстра­гируется от колебаний спроса и предложения, соотношением которых вульгарная политическая экономия хотела объяснить стоимость. Он указывает, что спрос и предложение во всяком случае ничего не могут объяснить там, где они оказыва­ются равны друг другу. В действительности это бывает редко и лишь случайно. «Однако в политической экономии, — пишет Маркс, — предполагается, что они покрывают друг друга... Это делается для того чтобы рассматривать явления в их закономерном, отвечающем их понятию виде, т. е. рассматривать их независимо от той их внешней видимости, которая порождается колебаниями спроса и пред­ложения; с другой стороны, — для того чтобы найти действительную тенденцию их движения, известным образом фиксировать ее»4. В научном анализе влияние спроса и предложения как привходящее обстоятельство снимается путем абст­ракции. Зависимость цен от колебания спроса и предложения мысленно выклю­чается посредством их уравнивания; в результате как основа цены товара высту­пает его стоимость в ее собственных, внутренних закономерностях.

В ходе научного исследования эта же операция абстракции неоднократно по­вторяется на разных уровнях анализа. Так, возвращаясь к понятию стоимости, после того как им были введены понятия постоянного и переменного капитала, Маркс пишет: «... Анализ процесса в его чистом виде требует, чтобы мы совершенно абстрагировались от той части стоимости продукта, в которой лишь вновь появ­ляется постоянная капитальная стоимость, т. е. чтобы мы постоянный капитал...

' См. Маркс К. К критике политической экономии. — М.: Госполитиздат, 1951. — С. 213.

2 Маркс К. Капитал, т. III. - С. 197.

3 Там же, т. I. - С. 172. (Примечание).

4 Там же, т. III. - С. 197.


приравняли нулю... »'. При изучении накопления капитала* Маркс тоже сначала абстрагируется от расщепления прибавочной стоимости на различные доли. Он пишет: «... расщепление прибавочной стоимости и посредствующее движение обра­щения затемняют простую основную форму процесса накопления. Поэтому ана­лиз последнего в его чистом виде требует предварительного отвлечения от всех явлений, скрывающих внутреннюю игру его механизма»2.

Путем такого анализа, ведущего к абстракции, Маркс приходит в «Капитале» ко всем экономическим категориям и законам политической экономии; путь этот совершенно совпадает с тем, которым, как мы видели, идут к своим абстрактным понятиям и законам механика и физика.

Анализ непосредственно, чувственно данных явлений, приводящий к фикси­руемым в научных понятиях абстракциям, — таков необходимый путь научного познания; но этим не исчерпывается его задача. В конечном счете, надо понять и объяснить действительность в ее конкретности и вместе с тем — закономерности.

Для того чтобы понять явления в их закономерности и объяснить их, необхо­димы анализ и абстракция; но анализ и абстракция нужны, в конце концов, для того, чтобы понять и объяснить явления. Чтобы понять и объяснить прибыль — промышленную, торговую, финансовую (процент), ренту — в ее источнике, надо путем анализа и абстракции прийти к понятию прибавочной стоимости и вскрыть ее источник; но понятие прибавочной стоимости и закон ее образования нужны, в конечном счете, для того, чтобы объяснить источник прибыли, процента, ренты.

Поэтому метод научного познания, представляющийся сначала аналитическим методом, методом анализа, ведущим к абстракции, неизбежно выступает вместе с тем как метод восхождения от абстрактного к конкретному.

В процессе этого восхождения научное познание шаг за шагом восстанавлива­ет непосредственно видимую картину явления, но уже в проанализированном ви­де, на основе законов, вскрытых в результате абстракции от затемняющих, маски­рующих или осложняющих их обстоятельств.

В первом томе «Капитала» Маркс исследовал процесс производства в его «внут­ренней жизни», в абстракции от явлений обращения; во втором томе анализу под­верглись эти последние; в третьем томе, посвященном, согласно подзаголовку, «процессу капиталистического производства, взятому в целом», Маркс пишет:

«... здесь необходимо найти и описать те конкретные формы, которые возникают из процесса движения капитала, рассматриваемого как целое. В своем действи­тельном движении капиталы противостоят друг другу в таких конкретных формах, по отношению к которым вид [Gestalt] капитала в непосредственном процессе про­изводства, так же как и его вид в процессе обращения, выступают лишь в качестве особых моментов. Видоизменения [Gestaltungen] капитала, как мы их развиваем в этой книге, шаг за шагом приближаются, таким образом, к той форме, в которой они выступают на поверхности общества, в воздействии разных капиталов друг на друга, в конкуренции и в обыденном сознании самих агентов производства»3.

В процессе этого восхождения от абстрактного к конкретному подвергшиеся анализу явления выступают вновь, но уже в новом виде — в качестве внешней

Маркс К. Капитал, т. I. - С. 220. ' Там же. - С. 569. Там же, т. III. - С. 27.


формы проявления их сущности, вскрытой в результате анализа и абстракции:

цены товаров выступают как форма проявления стоимости; прибыль, процент, рента — как форма проявления прибавочной стоимости; на поверхности явлений стоимость выступает в форме цены, прибавочная стоимость — в виде прибыли» процента, ренты; на поверхности явлений эмпирические зависимости выступают как проявление законов, выявленных в чистом виде анализом и абстракцией. «За­дача науки, — писал Маркс, — состоит именно в том, чтобы объяснить, как прояв­ляется закон... »'. Однако явление, будучи формой проявления сущности, с ней непосредственно не совпадает, так же как сущность не совпадает с явлением. Закон обычно не выступает в чистом виде на поверхности явлений; его поэтому непра­вомерно пытаться непосредственно подставить на место эмпирической зависимо­сти, в которой он проявляется по-разному в различных конкретных условиях;

и, наоборот, к закону невозможно прийти в результате непосредственного возве­дения случайных эмпирических совпадений в ранг закономерностей. (В непосред­ственно» подстановке стоимости на место цены, сущности — на место явления, в попытке исходить из предположения об их непосредственном совпадении Маркс усматривал основную ошибку классической политической экономии Смита и Рикардо. ) Понятие о явлении и само это явление, каким оно выступает в нетипич­ных для него условиях, непосредственно не совпадают. На поверхности явлений закон, выведенный в результате абстракции от привходящих обстоятельств, несу­щественных для данных явлений, выступает в видоизмененном виде.

Путь от абстрактного к мысленному восстановлению явлений в их конкретно­сти совершается посредством операций, обратных тем, которые приводят к абст­рактному. Если углубление в область абстрактного совершалось путем выключе­ния привходящих обстоятельств и случайно перекрещивающихся зависимостей, то обратный путь осуществляется путем включения добытых посредством анали­за и абстракции понятий и положений в новые, шаг за шагом включаемые связи, в их введении во все более конкретные условия и соответствующем видоизменении исходных абстрактных определений. Соотнесение абстрактных положений, выде­ленных анализом, со все новыми и новыми условиями и обстоятельствами есть синтетический акт: восхождение от абстрактного к конкретному осуществляется посредством синтеза полученных в результате анализа абстрактных определений с обстоятельствами, от которых исследование первоначально абстрагировалось. Это синтез или, точнее, форма, которую он приобретает на уровне теоретического мышления. Мысленное восстановление конкретного, исходя из абстрактного, осуществляется в результате:

1) подстановки в общую формулу закона частных значений на место заключен­ных в ней переменных;

2) соотнесения, т. е. синтезирования, двух или нескольких друг друга дополняю­щих закономерностей (например, закона Бойля—Мариотта и закона Гей-Люс-сака — см. выше);

3) «введения» исходных закономерностей в новые условия, соотнесения их с но­выми обстоятельствами, в результате чего исходные закономерности, а значит, и исходные абстрактные понятия получают новую специализированную фор­му проявления.

Маркс К. и Энгельс Ф. Письмо Маркса Кугельману // Избранные письма. — 1953. — С. 209.


Вседостроение «Капитала» осуществляется посредством такого синтеза, соче­тающегося с анализом. Ход мыслей «Капитала» в принципе всегда один и тот же:

сначала явление определяется в абстракции от привходящих обстоятельств и рас­крывается в своем «чистом», неосложненном виде, или в своих существенных свойствах, фиксируемых в абстрактных определениях. Затем начинают одно за другим включаться дополнительные обстоятельства; первоначально абстрактно взятые определения вводятся во все более конкретные условия, видоизменяясь в соответствии с ними. Особенно рельефно синтетический ход мысли, ведущий от фиксированных в понятиях абстракций к восстановлению явлений в их конкрет­ности, выступает в третьем томе «Капитала», который ставит себе задачей не только вскрыть внутреннюю основу капиталистического производства, но и по­казать, как она проявляется в конкретной действительности*.

Анализ эмпирических данных, приводящих к абстракции от привходящих об­стоятельств, и синтез, соотносящий результаты абстракции с дополнительно про­анализированными обстоятельствами, модифицирующими их, от которых иссле­дование первоначально абстрагировалось, и образуют теоретическое мышление, теоретическое знание, теоретическую науку — механику, физику, политическую экономию, в которых, как писал Маркс в предисловии к «Капиталу», — идеальное отражение «жизни материала» выступает перед нами как якобы «априорная кон­струкция». «Исследование должно, — писал он, — детально освоиться с материа­лом, проанализировать различные формы его развития, проследить их внутрен­нюю связь. Лишь после того как эта работа закончена, может быть надлежащим образом изображено действительное движение. Раз это удалось и жизнь материа­ла получила свое идеальное отражение, то на первый взгляд может показаться, что перед нами априорная конструкция»2.

Таким образом, анализ структуры научного познания, осуществляемого абст­рактным мышлением на материале разных и притом далеко друг от друга отстоя­щих наук — физики и политической экономии, — приводит к совпадающим ре­зультатам: он показывает, что основными формами научного мышления являются анализ и синтез, и вскрывает те специфические формы, в которых они выступают в абстрактном мышлении.

Специфическая познавательная задача, которую разрешает мышление, связана, как мы видим, с тем, что на поверхности явлений, в восприятии непосредственно дан нерасчлененный суммарный эффект различных взаимодействий, непроана­лизированное в должной мере конкретное. Этот суммарный эффект различных взаимодействий включает и нерасчлененное, непроанализированное взаимодей­ствие субъекта и объекта, сплетение субъективного и объективного. Так, ощуще­ние тепла при определении теплового состояния тела на" ощупь не определяется только тепловым состоянием этого последнего, а зависит также от состояния опре­деляющего его субъекта. Эта субъективность определения свойств объекта (в ча­стности, теплового состояния тела и т. п. ) преодолевается мышлением по мере того,

Детальный анализ этого процесса восстановления конкретной картины экономической жизни ка­питалистического общества в «Капитале» и происходящего при этом перехода от абстрактных эко­номических категорий ко все более конкретным, богатым многообразными определениями формам их проявления см. в кн.: Розенталь М. М. Вопросы диалектики в «Капитале» Маркса. — М., 1955 (особенно с. 328-341). Маркс К. Капитал, т. I. — М.: Госполитиздат, 1949. — Послесловие ко 2-му изд. — С. 19.


как оно переходит к определению объектов познания и их свойств (вещей, про­цессов, явлений) через их закономерные зависимости друг от друга. Эту задачу мышление разрешает по мере того, как оно посредством анализа и абстракции раскрывает закономерные зависимости между явлениями, взятыми в чистом виде, в абстракции от привходящих обстоятельств, маскирующих закономерные взаи­мозависимости явлений. Таким образом, весь процесс мышления, вся работа ана­лиза (неотделимого от синтеза), абстракции и обобщения, в результате которой явления определяются в понятиях «в чистом виде» — в абстракции от сторонних, несущественных, привходящих обстоятельств, есть вместе с тем и процесс пере­хода от субъективности непосредственного восприятия к объективности научно­го познания.                                                     •

Исследуя мир, выступающий непосредственно в чувственном восприятии, мышление вычленяет явления в чистом виде путем абстракции от сторонних, ос­ложняющих их, привходящих обстоятельств, выявляет их существенные свойст­ва и закономерные взаимосвязи. Однако в непосредственном чувственном вос­приятии действительности даны в нерасчлененном виде не только различные перекрещивающиеся взаимодействия вещей друг с другом: в непосредственно воспринимаемом нами суммарном эффекте различных взаимодействий сплета­ются также субъект и объект, субъективное и объективное. Между тем познание по самому своему существу есть познание объективной реальности. Его основная задача заключается в том, чтобы из того сплетения субъективного и объективно­го, каким является непосредственно нами воспринимаемое, вычленить объектив­ную реальность — такой, как она есть на самом деле, независимо от способов ее познания тем или иным субъектом. Этой задаче подчинена вся работа познания — в том числе и вся работа анализа и синтеза при переходе от непроанализирован­ной конкретности непосредственно, чувственно воспринимаемого к абстрактным понятиям научной мысли и от них — к мысленному восстановлению и объясне­нию действительности в. ее конкретности. В качестве выразителя основного требо­вания — независимости объекта познания от способа, которым он определяется, в методологии научного познания выступает критерий инвариантности всех опре­делений объективной действительности по отношению к наблюдателю — к его субъективной «перспективе» и способу, которым он пользуется в познании объ­ективной реальности. Этот критерий красной нитью проходит через все позна­ние — от самых элементарных до самых высших его форм — и получает заострен­ное выражение в общей теории относительности'.

Перед нами, таким образом, снова встает вопрос о субъективном и объектив­ном. Для мышления этот общий вопрос приобретает специфические формы.

Понять процесс познания в различии его ступеней или форм — это значит вме­сте с тем понять, в чем заключается его специфическая объективность на каждой из ступеней. В противовес субъективному идеализму, совершенно отрицавшему объективность ощущения и восприятия и подрывавшему таким образом всякую возможность объективного познания в его истоках, мы утверждали не только

' Нужно, однако, сказать, что нечто не потому объективно, что оно инвариантно, а потому инвариант­но, что объективно. Инвариантность — это лишь индикатор, а не основа объективности.


субъективность ощущения и восприятия (т. е. их обусловленность воспринимаю­щим субъектом), но вместе с тем и его объективность (т. е. в той или иной мере адекватность его объекту). Однако применительно к чувственному познанию, к ощущению и восприятию эта объективность при более конкретном рассмотрении сводится прежде всего к тому, что вопреки основному тезису субъективного идеализма ощущаются и воспринимаются не ощущения и восприятия, а предметы и явления объективной действительности. Ощущения и восприятия — это не лишь субъективные состояния, это познание действительности в собственном смысле слова. Объективная действительность не находится «по ту сторону» ощущения и восприятия; ощущения и восприятия не обособлены от нее; возникновение ощу­щения, восприятия означает, что «вещь в себе» становится вещью для нас. В ощу­щении и восприятии нам даны сами вещи. Но не подлежит также сомнению и то, что в них объективная действительность дана такой, какой она выступает на сво­ей «поверхности», обращенной к субъекту; мы видим, как Солнце движется во­круг Земли, — таково непосредственное свидетельство восприятия; на самом же деле, в объективной действительности Земля движется вокруг Солнца — таков вывод научного мышления. Значит, соотношение субъективного и объективного в мышлении иное, чем в ощущении и восприятии. В картине действительности, которую дает нам восприятие, непосредственно учтено отношение, в котором на­ходится к явлениям воспринимающий. Эта картина может изменяться с измене­нием точки зрения воспринимающего, его перспективы, его отношения к воспри­нимаемому объекту, а не только в зависимости от изменения этого последнего. Абстрактное научное мышление объективно в иной мере и в ином смысле, чем восприятие. Именно в недоступности для восприятия объективности в том смыс­ле, в каком она оказывается доступной для мышления, и заключается объектив­ная необходимость перехода от чувственного познания к отвлеченному, от ощу­щения и восприятия к мышлению.

Мышление преодолевает субъективность, отягощающую чувственное позна­ние, и достигает доступной лишь ему объективности тем, что переходит от более или менее непосредственного определения свойств объекта субъектом в ощуще­нии и восприятии к опосредствованному определению этих свойств через взаимо­отношения объектов познания и их свойств друг к другу.

Типичным примером может служить переход при определении теплового со­стояния тел от непосредственного ощущения теплоты к понятию температуры. Одно и то же тело в одно и то же время ощущается разными субъектами и даже одним и тем же субъектом то как теплое, то как холодное, в зависимости от того, с более холодным или с более теплым телом субъект соприкасался непосредствен­но перед тем. Определение теплового состояния тела на ощупь не однозначно оп­ределяется состоянием данного тела; оно зависит и от субъективного состояния субъекта, который его определяет. Этим обусловлена неточность такого опреде­ления, а также ограниченность шкалы состояний нагретости и охлажденности, доступных для него.

Переходя в понятии температуры к опосредствованному определению тепло­вого состояния через взаимозависимости тел и их свойств, научная мысль пре­одолевает субъективность такого определения. Равной считается температура тел, в которых при их соприкосновении не возникает теплообмена и связанных с этим изменений других свойств. Для определения температуры выбирается «тер­


мометрическое» тело (ртуть, спирт, воздух, водород, гелий) и какой-либо признак его, по изменению которого судят об изменении теплового состояния. Таким при­знаком может быть любое свойство, которое изменяется с изменением теплового состояния тела в линейной зависимости от него. Обычно температура определя­ется по изменению объема термометрического тела. Таким образом, понятие тем­пературы своей предпосылкой имеет закономерную — линейную — зависимость между тепловым состоянием тела и его объемом. Опыт показывает, что определе­ние температуры не остается инвариантным при использовании различных тер­мометрических тел. Разные (ртутный, воздушный, водородный, гелиевый) термо­метры дают более или менее расходящиеся эмпирические температуры. Поэтому для однозначного определения температуры переходят к ее определению на осно­ве температурной шкалы по так называемому идеальному газу, т. е. газу, для кото­рого строго соблюдаются законы Бойля—Мариотта и Гей-Люссака (см. выше). Законы Бойля—Мариотта и Гей-Люссака, как мы видели, не действительны ни для одного газа, при любых условиях, но при определенных условиях — достаточ­ной разреженности — они непреложны для всякого газа. Как всякий закон, они выражают не непосредственно то, что повсеместно наблюдается на поверхности явлений, а те закономерные зависимости, которые вычленяются, когда путем ана­лиза и абстракции мы берем явления в тех объективных условиях, при которых они выступают в «чистом», идеальном виде, не отягченные привходящими сто­ронними обстоятельствами. Температуру, определяемую по шкале «идеального газа», называют абсолютной идеальной или просто абсолютной температурой. Температурные коэффициенты объема и давления идеального газа не зависят от температуры и равны друг другу = 0, 00366). Равным изменениям идеально-газо­вой температуры соответствуют равные изменения объема идеального газа (при постоянном давлении) или давления (при постоянном объеме). Обычно темпера­тура в газовом термометре измеряется по изменению давления при постоянном объеме. Для термометра, непосредственно показывающего абсолютную, идеаль­ную температуру, в принципе может быть использован любой газ: надо лишь, что­бы он был достаточно разрежен. На практике приходится пользоваться не очень разреженным газом и для получения абсолютной, идеальной температуры вно­сить в получаемые при этих условиях показания термометра некоторые поправки. В отличие от эмпирической температуры идеальная или абсолютная температура независима от выбора термометрического тела: при выборе любого термометри­ческого тела получается одна и та же инвариантная температура — объективная характеристика теплового состояния тела.

На этом примере ясно виден путь, в результате которого научное мышление приходит от отягощенного большой долей субъективности определения свойств действительности непосредственно, в ощущении и восприятии, к их объективно­му определению в научном понятии. Переход к объективному познанию открыва­ется для мышления благодаря опосредствованному определению свойств одного объекта через его взаимозависимость с другими (в данном случае через теплооб­мен между телом, температура которого измеряется, и термометрическим телом и через связь теплового состояния тела с его объемом и давлением). Для раскрытия этих закономерных связей между объектом познания и его свойствами необходи­мо, как мы видели, вскрыть явление в чистом виде, в абстракции от привходящих, несущественных внешних обстоятельств, так как лишь при этих условиях неза-



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.