Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





чаях ничто не оживляет в нас воспоминания — когда само прошлое для нас мерт­во, когда оно утратило для нас былое значение. 10 страница




ет прежде всего, что мы ощущаем и воспринимаем не ощущения и восприятия, а их объект; посредством ощущений и восприятии мы познаем самые вещи. Но в ощущениях и восприятиях нам непосредственно дан суммарный эффект взаимо­действия субъекта и объекта. В чувственном образе вещь всегда выступает преоб­разованной в соответствии с условиями ее восприятия субъектом.

Объективное, обусловленное самим предметом, и субъективное, зависящее от условий восприятия предмета субъектом, благодаря чувственной практике начи­нают дифференцироваться уже в ощущении и восприятии, но процесс этой диф­ференциации, начинаясь в области чувственного, неизбежно переходит в сферу абстрактного мышления. Этот переход в сферу абстрактного мышления необхо­дим потому, что объективное определение явлений достигается посредством рас­крытия их взаимоотношений лишь тогда, когда явления берутся в чистом виде, в их закономерных отношениях, т. е. в абстракции от сторонних, привходящих об­стоятельств, маскирующих сущность явлений. Таким образом, процесс познания начинается в сфере чувственного (ощущения, восприятия) и, никогда, собствен­но, не покидая вовсе этой сферы, он вместе с тем не может замкнуться в ней, ею ограничиться. Разрешение задач, которые стоят перед познанием, требует еще иных средств — средств абстрактного мышления. Недостаточность средств, кото­рыми располагают ощущение и восприятие, для решения познавательных и прак­тических задач, возникающих уже в рамках чувственной практики, чувственного познания, обусловливает объективную необходимость перехода к отвлеченному мышлению. Начинаясь в форме чувственных образов, процесс познания продол­жается в форме отвлеченного мышления.

Характеризуя возможности и пределы чувственного познания, ощущения и восприятия, надо учитывать не только то, что они сами дают, но и все то, что в них включается в ходе познания, взятого в целом. В восприятии мыслящего человека, освоившего систему научных знаний, чувственные признаки явлений и вещей, связываясь с их понятийными характеристиками, приобретают новое содержание. В результате мыслящий человек, воспринимая какой-нибудь предмет, познает, воспринимает его как предмет, обладающий свойствами, зафиксированными и в понятийных характеристиках этого предмета. Выявленные абстрактным мышле­нием, они — посредством связей, устанавливающихся между чувственно данными признаками и понятийными характеристиками тех же вещей, как бы откладыва­ются в восприятии этих последних. Познание чувственно нами воспринимаемых вещей представляет собой комплекс чувственных и нечувственных, абстрактных элементов, слитых в единое целое. Чувственному познанию, обогащенному таким образом результатами познания абстрактного, познание существенного, общего доступно в мере, значительно превышающей возможности обособленно взятого чувственного познания как такового. Но это не только не опровергает, а наоборот, подтверждает объективную необходимость перехода от познания чувственного к отвлеченному мышлению.

5. Мышление как познание

Мышление — это познавательная деятельность субъекта, но в мышлении ничего нельзя понять, если рассматривать его сначала как чисто субъективную деятель­ность и затем вторично соотносить с бытием; в мышлении ничего нельзя понять,


если не рассматривать его изначально как познание бытия. Даже внутреннюю структуру мышления, состав его операций и их соотношение можно понять, лишь отправляясь от того, что мышление есть познание, знание, отражение бытия. В та­ком подходе к мышлению и проявляется линия материалистического монизма в теории познания: мышление есть деятельность субъекта и вместе с тем отраже­ние бытия.

Познание начинается ощущением, восприятием — как чувственное позна­ние — и продолжается как абстрактное мышление, отправляющееся от чувствен­ного и выходящее за его пределы, никогда, однако, не отрываясь от него. Ни сен­суализм, сводящий все познание к чувственному, ни рационализм, вовсе отвер­гающий познавательное значение чувственного, односторонне подчеркивающий недостоверность чувственных данных и перелагающий всю задачу познания на отвлеченное мышление, не отвечают действительности. В действительности су­ществует единый процесс познания, который по необходимости начинается с чув­ственного и с такой же необходимостью выходит за его пределы — в абстрактное мышление. Мышление невозможно без чувственного познания — ощущения, вос­приятия — потому, что лишь в чувственности заключены исходные данные, от которых только и может отправляться мышление. Но, начинаясь с чувственных данных — ощущения, восприятия, — познание не может остановиться на них.

В действительности все взаимосвязано, взаимозависимо, все — продукт всеоб­щего взаимодействия, причем каждое внешнее воздействие преломляется через специфические внутренние свойства вещей. На чувственной поверхности дейст­вительности, отображенной в восприятии того или иного субъекта, как правило, выступает суммарный эффект различных, в данной точке скрещивающихся воз­действий. Этим и определяется задача, которую непосредственно, чувственно данный мир ставит перед мышлением. Она заключается в том, чтобы подвергнуть анализу суммарный итоговый эффект еще неизвестных воздействий, преломив­шихся через еще неизвестные внутренние свойства вещей, расчленить различные воздействия, которым подвергаются вещи, выделив из них основные, вычленить в суммарном эффекте каждого из воздействий на вещь воздействие и внутренние свойства вещи (явления), преломляясь через которые эти воздействия дают дан­ный эффект, и, таким образом, определить внутренние, т. е. собственные, свойства вещей или явлений, с тем чтобы затем, соотнося, синтезируя данные, полученные в результате такого анализа, восстановить целостную картину действительности и объяснить ее.

Анализ, выделяющий внутренние, т. е. собственные, свойства вещи, связан с абстракцией от эффекта других воздействий на ту же вещь и того же воздейст­вия на другие свойства этой вещи. Это — абстракция посредством выключения привходящих обстоятельств и определение выступающих при этом в чистом виде собственных свойств вещи. Такова позитивная познавательная задача абстрак­ции и вообще абстрактного мышления.

Абстракция — это не только отвлечение от чего-то; она имеет не только нега­тивный, но и положительный аспект, она что-то от чего-то отвлекает.

В научной абстракции отвлекаются от несущественных, привходящих обстоя­тельств и выделяют существенные определения изучаемых явлений.

Абстракция от привходящих, побочных, несущественных свойств и выделение основных, существенных — это две стороны единого процесса анализа.


Такая абстракция реально осуществляется в ходе исследования тем, что усло­вия, от которых надо абстрагироваться, уравниваются, сохраняются константны­ми; таким образом, эффект их воздействий выключается. Так, при установлении соотношения между давлением и объемом газа (закон Бойля—Мариотта) предпо­лагается, что при изменении давления и объема газа его температура остается по­стоянной: отношения, выражаемые законом Бойля—Мариотта, — это изотерми­ческие отношения. Подобно этому, для того чтобы перейти от цены к стоимости, Маркс предполагает, что спрос и предложение равны; их роль, таким образом, исключается и открывается способ — посредством анализа отношений, склады­вающихся в процессе производства, отвлекаясь от отношений, возникающих в процессе обмена, вскрыть понятие стоимости в ее внутренних закономерностях. Абстракция, следовательно, менее всего заключается в субъективном акте нега­тивного порядка — неучета, необращения внимания на те или иные обстоятельства;

она состоит в выявлении того, какими выступают вещь, явление и их зависимость от других явлений, когда выключаются маскирующие или видоизменяющие их внешние обстоятельства. Собственные внутренние свойства вещи — это те, кото­рые выступают в «чистом виде», когда выключается маскирующий их эффект всех привходящих обстоятельств, в которых они обычно бывают даны в воспри­ятии. Эти собственные, внутренние свойства вещи в отличие от осложненной привходящими обстоятельствами формы их проявления на поверхности действи­тельности и составляют то, что обычно на философском языке обозначают как «сущность», вещей, — их существенные свойства в их закономерных связях.

Раскрытие существенных, собственных, внутренних свойств вещи составляет естественную цель познания. В восприятии собственные, внутренние, существен­ные свойства вещей выступают лишь в специальных условиях и с некоторым при­ближением; обычно же в восприятии они маскируются, видоизменяются, пере­крываются множеством привходящих обстоятельств и перекрещивающихся воз­действий. Анализ, направленный на выделение существенных свойств явлений в их существенных, закономерных взаимосвязях и зависимостях, необходимо сопря­жен с абстракцией от привходящих обстоятельств и случайных связей. Собствен­ные свойства вещи в чистом виде, выступающие в абстракции от непосредствен­но, чувственно данного, могут быть определены лишь в отвлеченных понятиях. Так же как анализ, направленный на выделение существенных свойств явлений в их закономерных связях, ведет к абстракции, так в свою очередь научная абстрак­ция сопряжена с анализом. Поскольку она извлекает из явлений существенное, отвлекаясь от несущественного, она необходимо ведет к обобщению.

Свойства, существенные для явлений определенного рода, тем самым оказыва­ются общими для них. Поэтому мышление как нацеленное на познание собствен­ных свойств вещей и явлений по необходимости переходит от ощущений и вос­приятии к абстрактным понятиям.

Когда в результате аналитической работы мышления вскрываются существен­ные, внутренние свойства вещи, зависимость между ними выступает как закон. Законы — это и есть внутренние зависимости, т. е. зависимости между внутренни­ми свойствами вещей, явлений, процессов. Законы, т. е. внутренние зависимости, открываемые в ходе исследования, входят затем в самое определение вещей и яв­лений, как, например, законы Ньютона — в определение «изменения движения», закон Бойля—Мариотта — в определение «идеального газа» (см. дальше).


Как ни важна аналитическая работа мышления, расчленяющая данный в вос­приятии суммарный эффект различных еще не известных, не выделенных, не проанализированных взаимосвязей и взаимодействий, приводящая нас в сферу абстракции, она не исчерпывает задач познания. В конечном счете, нам нужно не уйти из окружающего нас непосредственно, чувственно данного мира в сферу аб­стракции, а понять, осмыслить, объяснить этот мир явлений, в котором мы живем и действуем.

Расчленив данный в восприятии суммарный эффект различных перекрещи­вающихся взаимодействий, необходимо затем мысленно восстановить этот итого­вый эффект, исходя из тех компонентов, которые мы вычленили из него анализи­рующей, абстрагирующей работой мысли.

В неразрывной связи с аналитической деятельностью необходимо выступает деятельность синтетическая (см. с. 143). Проделывая тот же путь, что и анализ, но только в обратном направлении, синтез осуществляет двоякую работу и соответ­ственно выступает в двух основных формах: 1) соотнося свойства и зависимости, выделенные анализом при абстракции из всех привходящих специальных обстоя­тельств, со все более специальными условиями, синтез, отправляясь от собствен­ных внутренних свойств вещей, выводит все более специальные формы их прояв­ления; 2) синтез не ограничивается прослеживанием специальных форм прояв­ления одного и того же свойства; последовательно вводя и включая различные свойства и зависимости, которые были расчленены анализом, синтез соотносит их друг с другом.

В результате этой двойной мыслительной работы анализа и синтеза, снова с той или иной, все возрастающей мерой приближения, постепенно, шаг за шагом, звено за звеном мысленно восстанавливается исходная конкретность, но уже про­анализированная в своем содержании.

Движение мысли, взятое в целом, проделывает, таким образом, путь от непро­анализированной конкретной действительности, данной в непосредственном чув­ственном созерцании, к раскрытию ее законов в понятиях отвлеченной мысли и от них — к объяснению действительности, в условиях которой мы живем и дей­ствуем.

Движение познания совершает, следовательно, путь от созерцания к мышле­нию и от мышления к практике, к уже проанализированным и познанным явле­ниям, с которыми последняя непосредственно имеет дело.

В свою очередь практика играет существенную роль в процессе познания. Познание мира неотделимо от его изменения. Изменяя вещи, практика анализи­рует их и ведет, таким образом, к вычленению их существенных свойств.

В результате анализа эмпирических данных и синтеза данных анализа склады­вается теория, создается возможность теоретического познания эмпирических явлений. Именно таким путем анализа и абстракции создается теоретическая ме­ханика, теоретическая физика, теоретическая политическая экономия, вообще всякая теоретическая наука, всякое теоретическое познание.

Конкретное как цель познания определяет, в конечном счете, весь путь научно­го мышления, совершающегося через абстракцию.

Абстрактное — это то, через что познание необходимо проходит; конкрет­ное — это то, к чему познание, в конечном счете, идет.


Нетрудно убедиться в том, что научное познание совершается именно таким образом. Так, например, в физике, отправляясь от эмпирических данных, разли­чают недеформируемые твердые тела и тела деформируемые, т. е. такие, форма которых изменяется под действием приложенных к ним внешних сил; к этим по­следним относятся упругие тела, жидкости и газы.

Вообще говоря, сила, приложенная к любому телу, вызывает двойной эф­фект — движение тела и некоторую его деформацию. Для того чтобы исследовать каждый из этих процессов в чистом виде и вскрыть его закономерности, научный анализ членит их: понятие неизменно твердого тела позволяет выключить дефор­мационный эффект приложения силы к какому-нибудь телу и, таким образом, изучить другой ее эффект — движение в его закономерностях. Под неизменяемым твердым телом разумеется, как известно, тело, которое удовлетворяет двум усло­виям: 1) точки его находятся на неизменном расстоянии друг от друга, 2) точку приложения силы, действующей на неизменяемое твердое тело, можно перено­сить в любую точку тела по прямой, на которой эта сила лежит, не изменяя ее дей­ствия'. Таким образом, в самом определении твердого тела: 1) фиксирована абст­ракция от другого эффекта приложенных к твердому телу сил помимо движения, а именно от деформации этого тела, и 2) сформулировано существенное условие, от которого зависит действие на твердое тело сил, вызывающих его движение. Ис­пользуя это исходное условие, можно вывести основные положения механики твердого тела, касающиеся сложения сил, приложенных к твердому телу, теории моментов и пар сил, и на основе их сформулировать условие равновесия тела.

Для того чтобы все эти положения механики (статики и динамики) твердого тела имели точный смысл и определенное научное содержание, необходимо было совершить много дальше идущую абстракцию и предпослать механике твердого тела механику так называемой материальной точки. Под материальной точкой при этом разумеется тело, обладающее некоторой массой, положение которого, как и положение геометрической точки, может быть однозначно определено тре­мя координатами по отношению к избранной системе отсчета. Законы, полученные в условиях такой предельной абстракции, сводящей тело к материальной точке, затем распространяются на более конкретную сферу протяженного твердого тела. Только при такой абстракции, сводящей тело к точке и позволяющей пренебречь изменением его формы и вращение2, приобретает точный смысл понятие измене­ния равновесия и создается предпосылка для определения основного понятия си­лы, в которое входит «изменение равновесия»: действие силы выражается в изме­нении состояния равновесия или движения тела.

Точный смысл понятий изменения равновесия и движения определяется зако­нами Ньютона — основными законами механики.

Здесь, как и в ряде других случаев, например при определении понятия «иде­ального газа» как газа, по отношению к которому строго действует закон Бойля—Мариотта, — определение какого-нибудь явления в соответствующем понятии и формулировка основной зависимости, которой это явление подчиняется, совер­шаются заодно: закон, которому данное явление подчиняется, включается в его определение. Так, в определении массы, которое в скрытом (имплицитном) виде

' См.: Курс физики / Под ред. акад. Н. Д. Папалекси. - М.; Л.: Гостехиздат, 1948. - Т. I. - С. 137. ' Там же. - С. 56-59.


есть уже у Гадился', был, по существу, заключен закон импульса (второй закон механики)2.

Таким именно образом наука и приходит к реализации положения, сформу­лированного еще Эйлером, согласно которому все «изменения, происходящие с телами, имеют свое основание в сущности и свойствах самих тел», т. е. все они подчиняются внутренним законам (Alle Veranderungen, welche sich an den Korpem ereignen, mussen ihren Grund in dem Wesen und den Eigenschaften der Korper selbs't haben)3.

Всякий строгий закон так называемой точной науки есть внутренний закон, выражающий существенные свойства самих вещей и явлений, выявляющихся в их взаимодействии с другими вещами (явлениями).

Этой последней формулой одновременно снимаются как механистические по­пытки объяснить явления непосредственным механическим воздействием (толч­ком) извне, так и идеалистические теории «самодвижения», которое якобы никак внешне не обусловлено.

Сущность вещи — это не что иное, как заключенное в ней самой основание всех изменений, с ней происходящих при взаимодействии с другими вещами. Та­ким образом, понятно, что наука идет к раскрытию законов путем анализа, вычле­няющего абстракцией собственные свойства явлений из их зависимости от мас­кирующих их в непосредственном чувственном познании (восприятии), привхо­дящих, сторонних обстоятельств и случайных связей. Результаты исследования, выявляющего законы явлений, по мере их раскрытия включаются в понятие об этих явлениях.

Анализ, приведший к понятию твердого тела, позволил исследовать один эф­фект силы, приложенной к телу, — изменение состояния его равновесия или дви­жения, абстрагируясь от другого ее эффекта — деформации тела. Этот последний в свою очередь вычленяется анализом и исследуется особо при изучении дефор­мируемых тел — упругих тел, жидкостей и газов.

Дифференциация твердых упругих тел, с одной стороны, и жидкостей и газов («жидкостей» в широком смысле) — с другой, совершается на основе анализа раз­личных видов деформации.

В отличие от упругих твердых тел в жидкостях и газах деформация сдвига (на­пример, скольжение одного слоя жидкости над другим) может расти неограни­ченно без возникновения противодействия в виде упругих сил, в то время как по отношению к деформациям объемного сжатия жидкости и газы существенно не отличаются от упругих твердых тел4. По отношению к деформации сдвига жидко­сти и газы дифференцируются от упругих твердых тел. (Черты, дифференцирую­щие жидкости и газы от твердых тел, являются общими для них. ) Это служит ос­нованием для понятия жидкости в широком смысле, в котором объединяются собственно жидкости и газы. Жидкости и газы дифференцируются друг от друга по их реакции на объемное сжатие.

* См. Hermann Weyl. Philosophic der Mathematik und Naturwissenschaft. Munchen und Berlin, 1927. — S. 100-101.

2 Там же. - С. 109.

3 EulerL. Opera postuma. Physica. Anieitung zur Naturlehre, Cap. 1, 2. Petropoli, 1862, S. 450.

4 См. Курс физики, т. 1. — С. 187.


Исследование передачи давления в жидкостях (в широком смысле, т. е. в жид­костях и газах), приводящее к закону Паскаля, как и исследование сил, действую­щих в жидкости на находящееся в ней тело, которое приводит к закону Архимеда, исходит из предположения, что плотность жидкости не зависит от давления. За­коны Паскаля и Архимеда выводятся, таким образом, как строгие законы путем абстракции от сжимаемости «жидкости» в результате давления. Затем эта анали­тически выделенная зависимость подвергается особому исследованию. Сжимае­мость газов — зависимость их объема от давления — выражается законом Бойля—Мариотта, согласно которому произведение давления данной массы газа на его объем при постоянной температуре есть величина постоянная. Закон Бойля—Мариотта есть закон «изотермического» сжатия: он предполагает, что изме­нение давления происходит при неизменной температуре; при постоянной темпе­ратуре для данной массы давление газа меняется обратно пропорционально его объему. Таким образом, с одной стороны, влияние температуры выключается по­средством ее уравнивания, являющегося объективным эквивалентом абстракции, с другой, — поскольку, согласно закону Бойля—Мариотта, для данной массы газа при неизменной температуре произведение давления газа на его объем есть вели­чина постоянная, открывается возможность особо исследовать его зависимость от изменения температуры. Для того чтобы это положение приобрело точный науч­ный смысл, нужно, таким образом, еще определить понятие температуры и спосо­бы ее измерения (см. об этом дальше).

Закон Бойля—Мариотта оставляет открытым вопрос о том, как зависит объем и давление газов от их температуры. Ответ на этот вопрос и дает закон Гей-Люссака. Согласно этому закону, давление данной массы газа при постоянном объеме и ее объем при постоянном давлении меняются линейно с температурой. Соотне­сение законов Бойля—Мариотта и Гей-Люссака отчетливо показывает, как науч­ный анализ расчленяет перекрещивающиеся зависимости и, абстрагируясь от од­ной из них, возводит другую, выявляя ее в чистом виде, до уровня закона. Таким образом, в результате анализа хаотической картины, выступающей на поверхно­сти явлений, где перекрещиваются различные взаимодействия, одна за другой выступают закономерности, определяющие ход событий. Однако сначала они еще далеки от того, чтобы дать возможность закономерно объяснить действительность во всей ее конкретности.

Закон Гей-Люссака вскрывает зависимость объема и давления газа только от температуры. Между тем факты свидетельствуют о том, что произведение давле­ния на объем меняется с изменением давления и при одной и той же температуре, при изотермическом изменении давления. (Закон Бойля—Мариотта абстрагиру­ется от этой зависимости. ) В свою очередь, зависимость этого произведения от давления для разных температур оказывается различной; она к тому же различна для разных газов. Для воздуха произведение pv (сжатия на объем) при низких температурах сначала убывает с ростом р (давления), т. е. объем воздуха сначала при сжатии уменьшается быстрее, чем по закону Бойля—Мариотта, и затем начи­нает возрастать. При высоких температурах произведение pv растет с ростом р:

объем при сжатии уменьшается слабее, чем по закону Бойля—Мариотта. Для мно­гих других газов, в частности для СО2, зависимость произведения давления на объем от давления выражена еще резче. В силу этого представляется, что в дейст­


вительности ни один газ не подчиняется закону Бойля—Мариотта*. На самом де­ле при определенных условиях, а именно, когда газ достаточно разрежен, этот за­кон сохраняет силу для любого газа. Газ, отвечающий закону Бойля—Мариотта, обычно называют «идеальным газом». Говоря об идеальном газе, его как бы проти­вопоставляют реальным газам; следуя этой установке, приходят к выводу, что «такого газа в действительности не существует», что он является «воображаемым веществом»2. «Несуществование» идеального газа означает только то, что поня­тие не совпадает с непосредственно наблюдаемыми явлениями, поскольку оно плод анализа этих явлений, связанного с многократной абстракцией от привходя­щих обстоятельств. Вместе с тем всякий газ в определенном состоянии — при до­статочной разреженности — выступает непосредственно как идеальный газ. Все газы подчиняются закону Бойля—Мариотта, но подчиняются, непосредственно не совпадая с ним. То, что идеальный газ — это газ, отвечающий закону Бой­ля—Мариотта, означает, по существу, что понятие газ определяется основным за­коном, которому подчиняется соответствующее явление.

Как и закон Бойля—Мариотта, закон Гей-Люссака относится, строго говоря, к идеальным газам (идеальный газ — это газ, подчиняющийся законам Бойля—Ма­риотта и Гей-Люссака). Это значит, что закон Гей-Люссака предполагает тот же уровень анализа и абстракции, что и закон Бойля—Мариотта, и непосредственно выступает на поверхности явления в тех же условиях — достаточно значительной разреженности, как и этот последний.

Это типичный пример того, какую роль играет в науке абстракция3.

При непосредственном наблюдении на поверхности явлений мы имеем карти­ну предельной пестроты: соотношение давления и объема (произведение давле­ния на объем) оказывается различным не только при разных температурах, но и при разных давлениях; зависимость объема от давления оказывается при этом разной при разных температурах; зависимости от давления и от температуры, та­ким образом, перекрещиваются. Кривая изменения произведения pv (давления на объем) с ростом р (давления) изменяется по-разному при низких и при высо­ких температурах. Эта эмпирическая кривая оказывается для каждого газа раз­личной: она одна, скажем, для воздуха, другая — для СО2 и третья — для водорода. Так, непроанализированная, взятая в своей непосредственной видимости дейст­вительность являет картину исключительной пестроты, в которой как будто без­раздельно царит случайность. Анализ и абстракция, как мы видели, вычленяют из этой пестроты одну за другой закономерные зависимости явлений.

При решении любой практической задачи надо синтетически соотнести зако­номерности, каждая из которых вычленена путем анализа и абстракции, и мыс­ленно восстановить конкретную ситуацию, в которой приходится действовать, в ее закономерностях.

' См. Курс физики, т. I. — С. 407.

' Там же. - С. 408.

3 Современная физика, в частности квантовая механика, дает поучи- тельные образцы еще значи­тельно дальше идущих абстракций, которые, допуская очень большой «отлет» от того, что дано на поверхности явлений, приводят к раскрытию их закономерностей и позволяют предсказывать и от­крывать новые явления. Но мы предпочли обратиться к классической физике: роль, которую играет абстракция в ее работе, делает еще очевиднее, что этим путем идет всякая паука, всякое теоретиче­ское познание действительности.


Так, при расчете потолка стратостата приходится считаться с изменением вы­соты, обусловливающим давление и плотность воздуха. Распределение давления воздуха по высоте можно узнать, исходя из закона Бойля—Мариотта, на основе формул, показывающих распределение давлений в поле силы тяжести (т. е. син­тетически соотнеся общие законы распределения давлений в «жидкости», их спе­цификации для сил тяжести и закон Бойля—Мариотта); поскольку этот расчет делается на основе закона Бойля—Мариотта, он абстрагируется от изменения температуры воздуха с высотой. Поэтому результаты его имеют лишь грубо при­ближенный характер. Для того чтобы восстановить реальную картину явлений, нужно дополнительно учесть эффект изменения температуры, связанного с изме­нением высоты. При расчете практического потолка подъема воздушного шара должен быть дополнительно учтен и ряд других данных.

Для объяснения конкретных явлений закон Бойля—Мариотта и вообще вся­кий закон соотносится, «синтезируется» с другими законами, как это имеет место, например, в отношении закона Бойля—Мариотта и формул, определяющих рас­пределение давления в поле тяжести при определении распределения давления воздуха по высоте (см. выше); в общую формулу закона для каждого частного случая подставляются специальные значения; полученные результаты модифи­цируют с учетом дополнительных данных и зависимостей, от которых этот закон абстрагируется, например, с учетом изменения температуры воздуха с изменени­ем высоты, от которого абстрагируются при расчете изменения давления с высо­той, исходя из закона Бойля—Мариотта.

Путем такого учета дополнительных обстоятельств, от которых абстрагирует­ся закон, — с сохранением этого последнего в качестве основы, — наука идет при объяснении всех явлений, по отношению к которым может быть соблюдено ос­новное условие значимости закона. Применительно к явлениям, для которых это основное условие действия закона не может быть соблюдено, вместо него должен выступить другой закон. Так обстоит, например, дело с законом Бойля—Мариот­та, основанном на предположении, что изменение объема газа происходит при по­стоянной температуре, — в тех явлениях, где, как, например, в звуковых волнах, это условие не может быть соблюдено, вследствие того что нагревание и охлажде­ние газа, связанные с его сжатиями и разрежениями в звуковых волнах, не успева­ют выравниваться, принимая температуру окружающей среды. В отношении та­ких неизотермических (адиабатических) явлений, к которым не применим закон Бойля—Мариотта, выступает другая закономерность, выражаемая законом Пуас­сона. При малых изменениях давления, какие имеют место в звуковых волнах, вместо этого закона, относящегося к плотностям и давлениям, выступает другой, относящийся к изменениям плотностей и давлений. В этих условиях избыточное давление связано с избыточной плотностью отношением простой пропорциональ­ности. Закон Бойля—Мариотта, который исходит из равенства температур при изменении давления, абстрагируясь от изменения температур при изменении дав­ления, применим к изотермическим явлениям; для адиабатических явлений суще­ствует другой закон сжимаемости газов — закон Пуассона и производная от него формула при малых изменениях давления. Правомерность абстракции от измене­ния температуры зависит, таким образом, от природы изучаемых явлений. На дан­ном частном случае отчетливо выявляется и роль абстракции в научном познании и зависимость научной абстракции от природы самих исследуемых явлений.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.