Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





чаях ничто не оживляет в нас воспоминания — когда само прошлое для нас мерт­во, когда оно утратило для нас былое значение. 9 страница



Механистически понятая «причинная теория восприятия» привела к выводу, что мы познаем не вещи, а лишь эффект, который их воздействие производит в нас, в нашем сознании, — «чувственные»2. О существовании вещей и их свойствах мы будто бы лишь «умозаключаем» на основе чувственных данных как единст­венных непосредственных объектов нашего познания. Предпосылкой этого по­строения служит позитивистское отождествление объекта познания с непосред­ственно данным. Объективно якобы только то, что дано помимо познавательной деятельности. Из познания исключается анализ и синтез, который ведет от данного к объективно существующему. Механистическое понимание детерминированно­сти психических явлений непосредственно внешними воздействиями, минуя по­знавательную деятельность субъекта, аналитико-синтетическую деятельность моз­га, влечет за собой позитивистское отождествление объективного с непосредст­венно данным. Это последнее положение служит основанием для идеалистиче­ской подстановки чувственных данных как непосредственных объектов познания на место вещей. Существует внутренняя солидарность между рецепторной теорией-, согласно которой ощущения возникают в результате пассивной рецепции внеш­них воздействий, и позитивистическим отождествлением непосредственно дан­ного с объективным — в гносеологии.

Этот круг идеалистических идей связан, как мы видели, в своих истоках с ме­ханистическим представлением об ощущениях и восприятиях как непосредствен­ных механических результатах воздействия вещей и позитивистической доктри­ной, согласно которой может быть познано только то, что непосредственно дано субъекту. В результате единственным непосредственным и достоверным объек­том познания оказываются «чувственные данные»; познание — это рецепция, ис­ключающая какую-либо деятельность субъекта — по анализу, обобщению и т. д.

* Эта схоластическая теория пыталась обосновать познание вещей, — исходя из тождества умопости­гаемых сущностей, определяющих и вещи и познание.

2 Связь теории «чувственных данных» с «причинной» теорией восприятия совсем обнаженно высту­пает у Б. Рассела, защищающего и причинную теорию восприятия и теорию чувственных данных. О «причинной теории» восприятия у Рассела см. Russell Berti'and. The Analysis of Matter. «Dover Publications». - New York, 1954. - Part II. XX. «The Causal Theory of Perception». - P. 197-217.


Если исходить из механистического понимания воздействия вещей на мозг и представлять себе мозг как аппарат, приспособленный только для того, чтобы пас­сивно принимать и механически регистрировать воздействия, которым он под­вергается, то анализ, синтез, обобщение, посредством которых осуществляется познание, неизбежно отделяется от мозга как чисто духовная, умственная дея­тельность и представляется как «конструирование» объектов познания. Это мы и видим у представителей другой — кантианской — разновидности идеализма1.

Согласно этой теории, восприятие вещей внешнего мира состоит якобы из двух составных частей: 1) из порожденных непосредственно внешним воздействием «чувственных данных», рецепции которых не включают никакой деятельности по их анализу, синтезу, обобщению, и 2) отправляющейся от них деятельности, на­правленной на познание внешних, физических объектов, которая сама как тако­вая не обусловлена внешним воздействием вещей.

Однако познание вещей, таким образом, оказывается невозможным: «чувст­венные данные» не могут дать познания самих вещей, поскольку они не включа­ют в себя деятельности анализа и синтеза (дифференцировки и генерализации), выявляющей объективные свойства вещей. На самом деле ощущения — тоже про­дукт аналитической деятельности мозга, дифференцировки внешних воздей­ствий; с другой стороны, мыслительная деятельность тоже обусловлена воздей­ствием вещей. Ни восприятие, ни познание мира в целом не состоит из двух раз­нородных компонентов, из которых один якобы обусловлен только извне, а дру­гой — только изнутри. Ощущение, восприятие, мышление — формы связи субъ­екта с объективным миром. Все они возникают в результате воздействия вещей на мозг и его отражательной деятельности в процессе взаимодействия человека с миром, т. е. под контролем практики. Обусловленная внешним воздействием ве­щей деятельность мозга выявляет путем анализа и синтеза, дифференцировки и генерализации природу вещей так, что материальные вещи вне нас, а не эффек­ты их воздействия («чувственные данные»), выступают как объекты нашего по­знания. Всякое познание — это обусловленная внешним воздействием, осуществ­ляемая мозгом познавательная деятельность человека, взаимодействующего с миром.

При этом восприятие как процесс включается в практическую деятельность и выполняет в ней жизненно важную роль. Восприятие человека может и само стать жизненно значимой «теоретической» деятельностью наблюдения (в ходе

1 В основе столь распространенного в зарубежной гносеологии представления о том, что научное по­знание конструирует реальность, лежит та верная мысль, что познание есть деятельность субъекта. Но это верное положение искажается ошибочным противопоставлением познавательной деятель­ности субъекта объективному бытию. Именно в силу их дуалистического противопоставления ре­зультат деятельности субъекта ошибочно представляется как конструирование бытия; между тем, на самом деле этот результат является более или менее адекватным, более или менее глубоким отра­жением бытия. Сторонники теории научного познания как конструирования реальности, защищая эту концепцию, обычно сосредоточивают свою аргументацию на первом верном положении, что по­знание бытия является результатом деятельности субъекта; дополнительная предпосылка — отме­ченное выше дуалистическое противопоставление результатов познавательной деятельности субъ­екта и объективного бытия — оставляется в тени. Между тем именно в ней — основа неверной итоговой концепции. Первая посылка без второй не оправдывает всей концепции. Критикуя эту по­следнюю, надо расчленить обе посылки, солидаризироваться с первой и, показав несостоятельность второй, таким образом обнаружить несостоятельность и итогового положения.


опыта и т. п. ) или эстетического восприятия. Во всех случаях восприятие — не пассивная рецепция данного, а его переработка — анализ, синтез, обобщение.

Идеализм стремится объявить анализ, синтез, обобщение специальным до­стоянием мышления и исключить их из восприятия и вообще из чувственного по­знания. Идеализм стремится урезать, обеднить чувственность, извлечь из нее все содержание и перенести его в мышление.

Конечная стратегическая задача идеализма заключается в том, чтобы подор­вать возможность чувственного, а тем самым и всякого познания вещей внешнего материального мира и открыть, таким образом, путь для агностицизма или под­становки чувственных данных на место вещей. Для разрешения этой своей задачи идеализм и опустошает чувственность. Вынося все связи из чувственности в сфе­ру мышления, духовной деятельности, духа, идеализм противопоставляет мыш­ление ощущению, отрывает мышление от его чувственной основы и, раскалывая восприятие, превращает его в производное от двух разнородных компонентов — ощущения и мышления. Идеализм отчуждает восприятие от ощущения; выклю­чает ощущения из связей, их определяющих; в конце концов, и ощущения и вос­приятия теряют свою связь с объективной действительностью.

Пора восстановить чувственность в ее правах! Чувственное познание — исход­ная форма познания. Ощущение — это тоже анализ и синтез, чувственная дифференцировка и генерализация внешних воздействий. Восприятие действительно выступает как чувственное познание, отражение вещей и их свойств в их много­образных и сложных взаимоотношениях именно благодаря тому, что само вос­приятие как форма чувственности заключает в себе анализ и синтез, дифференцировку и генерализацию явлений действительности. (Конечно, при этом самый характер анализа и синтеза на разных ступенях познания различен. ) В силу этого восприятие и есть то, чем оно представляется, — чувственное познание вещей внешнего материального мира.

Поскольку восприятие отражает объективную действительность, оно стано­вится необходимой предпосылкой действия, отвечающего объективным условиям. Восприятие само является началом действия. «Мотив», в силу которого человек направляет свое восприятие на те или иные предметы, явления, стороны действи­тельности, лежит в том деле, которое он делает. Восприятие ситуации входит в действие как его необходимая составная часть.

Связь восприятия с действием выступает с полной очевидностью, если подой­ти к восприятию генетически. В инстинктивном поведении животных воспри­ятие ими определенных объектов получает свое непосредственное продолжение в их действиях. Вид пищи или хищного зверя перестраивает органические функ­ции животного и влечет за собой двигательные (как и секреторные) реакции. Весь процесс, начиная с воздействия внешних раздражителей и кончая ответной реак­цией животного, представляет собой единый рефлекторный акт взаимодействия животного с окружающим миром, с условиями жизни. Всякое так называемое произвольное движение животного есть продукт анализа, синтеза, дифференци­ровки и генерализации чувственных сигналов, поступающих от окружающих предметов и движущегося органа. Чувственные сигналы регулируют движение по отношению к предметам и действиям с ними. Движение возникает, как пока­зал И. П. Павлов, в коре как чувствительном приборе и затем готовый результат аналитико-синтетической работы коры передается в эффекторные механизмы,


несущие лишь исполнительские функции. Так называемые произвольные движе­ния возможны благодаря только, во-первых, образованию условных связей меж­ду чувственными сигналами от движущегося органа и от предметов и, во-вторых, обратимости этой связи, в силу чего воспринимаемые предметы начинают условно-рефлекторно регулировать движение. В сколько-нибудь сложной деятельно­сти восприятие окружающих вещей и явлений, связанных с потребностями жизни, и движения, действия, ход которых непрерывно регулируется анализом и синте­зом экстеро- и проприоцептивных чувственных сигналов, — постоянно переходят друг в друга.

У человека восприятие вещей и явлений действительности приобретает зна­чительную автономию по отношению к изменяющимся потребностям действия. Посредством включающегося в восприятие значения слова, продукта более или менее сложного обобщения, абстрагирующегося от бесконечного числа изменчи­вых свойств вещи, в восприятии предмета фиксируется его основное, устойчивое постоянное (инвариантное) содержание. Это — с одной стороны. С другой — дейст­вие не определяется так непосредственно восприятием наличной ситуации. Меж­ду непосредственно наличной ситуацией и действующим субъектом вклинивает­ся в качестве опосредствующей их связи весь «внутренний мир» человека, весь его опыт. Вся внутренняя работа по анализу, синтезу, обобщению воспринимае­мых предметов и явлений объективируется и закрепляется в слове. Посредством слова продукты этой работы могут быть в любую минуту актуализированы. Одна­ко и у человека восприятие окружающих его вещей носит в себе явные и неизгла­димые следы их связи с его жизнью и деятельностью.

Вещи обладают многообразными «функциональными» свойствами, связанны­ми с их способностью оказывать воздействие на жизнь человека и служить ору­диями его деятельности. Эти свойства выявляются в процессе взаимодействия человека с вещами. Они отражаются в восприятии благодаря образующимся на основе опыта сигнальным связям между исходными чувственными свойствами вещи и ее «функциональными» свойствами, связанными с ролью, которую они играют в жизни и деятельности людей. Таким образом, предметы воспринимаются не только в своих исходных физических качествах (такой-то цвет, форма и т. д. ), но и как объекты, имеющие определенное жизненное значение, играющие ту или иную роль в жизни и деятельности людей, как условие их жизни.

Психология, для которой оказывается недоступным такое понимание воспри­ятия объектов, для которой все сводится лишь к восприятию элементарных физи­ческих свойств вещей, не преодолевает механистического миропонимания. Она не в состоянии объяснить восприятие как форму связи живого существа с окру­жающим миром и тем более не может понять восприятие человеком предметов, включенных в общественную практику. Совсем недоступным для такой теории остается восприятие человеком человека; это последнее вовсе выпадает из «науч­ной» теории восприятия. Практика не мирится с таким урезанным пониманием восприятия; поэтому, наряду с этим искусственно суженным «научным» поняти­ем восприятия, в языке сохраняется другое, значительно более широкое. Теория восприятия должна ликвидировать этот разрыв.

Теория восприятия, до сих пор остающаяся в плену механистического пони­мания вещей, игнорирует сигнальные связи и функциональные свойства вещей. Учет этих функциональных свойств и сигнальных связей открывает путь для по­


строения теории восприятия вещей как предметов, включенных в жизнь и прак­тику людей'.

Связь с практической деятельностью проходит через весь процесс познания и прежде всего через чувственное познание внешнего мира.

1) Всякое ощущение, всякое восприятие возникает в процессе осуществляемо­го мозгом взаимодействия индивида с окружающим миром; 2) все внутреннее со­держание и структура восприятия вещей носит на себе отпечаток того, что эти ве­щи являются объектами его деятельности; 3) развитие общественной практики вносит в развитие восприятия человека как общественного, исторического суще­ства свои, в процессе истории изменяющиеся особенности.

Ощущение является результатом специфического вида анализа раздражите­лей — их дифференцировки. Дифференцировка же — это анализ раздражителей, осуществляемый посредством их связей с ответной деятельностью индивида. «Подкрепление» этой ответной деятельности действительностью закрепляет дифференцировку соответствующих свойств в ощущении. Таким образом, связь с практической деятельностью обусловливает ощущение в самом его возникнове­нии. Исследование показывает, что как только раздражитель приобретает сигналь­ное значение по отношению к осуществляемой человеком деятельности, чувстви­тельность по отношению к нему повышается («пороги» снижаются). Физически слабый сигнальный раздражитель (т. е. раздражитель, служащий сигналом для деятельности человека) фактически оказывается действеннее, сильнее других раз­дражителей, физически более сильных, но индифферентных для выполняемой человеком деятельности2.

Эти экспериментально установленные факты находят себе многочисленные подтверждения в жизненных наблюдениях. Так, известно, что ткачи, работающие с черными тканями, различают десятки оттенков черного цвета, между тем как глаз других может различать не более трех-четырех; опытные шлифовщики раз­личают на глаз просвет в 1/2000 миллиметра, между тем как обычно человек раз­личает просвет до 1/100 миллиметра; сталевары чрезвычайно тонко различают оттенки светло-голубого тона, служащие сигналом температуры плавки; у работ­ников гончарной и фарфоровой промышленности, определяющих качество изде­лия по звуку, получающемуся при легком постукивании, вырабатывается тонкий «технический» слух. Подобно этому специфический технический слух вырабаты­вается у летчика по отношению к звукам мотора, сигнализирующим его неис­правность, у врача — по отношению к тонам сердца. Ряд специальных психологи­ческих исследований показал зависимость всех видов чувствительности от той

* Зависимость восприятия предмета от потребностей и действий индивида подчеркивала теория вос­приятия прагматистов. Но прагматисты попросту превращали при этом предмет в проекцию по­требностей и действий индивида, в продукт его поведенческих реакций; предмет как устойчивая ма­териальная реальность вовсе исчезал. Это грубо ошибочная точка зрения. Таким образом, создавалась ложная альтернатива: с одной стороны, в восприятии материальная вещь выступала только как физическая реальность, безотносительно к связям с нею индивида, с другой — вещь превращалась в голую проекцию потребностей и реакций индивида, лишенную вся­кой материальной основы. Правильное решение вопроса отбрасывает субъективизм прагматистов и вместе с тем преодолевает механистическое представление, разрывающее связи человека с вещью.

2 Соколов Е. Н. Высшая нервная деятельность и проблема восприятия // Вопросы психологии. — 1955. - № 1.


практической деятельности, в которой она формируется, — слух скрипача и на­стройщика (В. И. Кауфман), вкус дегустатора (И. К. Гусев) и т. д. '

Это явление отнюдь не объясняется упражнением просто как многократным повторением одних и тех же операций; самый эффект «упражнений» обусловлен тем, что при этом дифференцируются чувственные свойства, имеющие сигналь­ное значение для выполняемой деятельности, и их дифференцировка «подкреп­ляется» результатом регулируемой ими деятельности. Практика как бы модели­рует образ вещей.

В ходе жизни и деятельности выступают то одни, то другие функциональные свойства вещей, и в связи с этим изменяется и значение сигнализирующих их чувственных качеств. Те, которые в данных условиях приобретают особое значе­ние, выступают в восприятии на передний план (в силу распространения на них вторичного возбуждения от актуализации функциональных свойств, ими сигна­лизируемых). Восприятие других свойств вещи тем самым в силу отрицательной индукции тормозится: они как бы отступают на задний план. Восприятия этих за­торможенных свойств в других условиях, когда сигнализируемые ими свойства по ходу жизни и деятельности приобретают особое значение, растормаживаются и в свою очередь в силу того же закона отрицательной индукции затормаживают восприятие свойств, прежде выступавших на первый план. Отсюда динамика, жизнь восприятия. Речь идет, таким образом, не о внешнем присоединении прак­тики, практической деятельности людей к чувственному познанию, а о включе­нии ее в самый процесс чувственного познания.

С изменением отношения человека к вещам, с перемещением по ходу жизни и деятельности центра тяжести с одних их свойств на другие, изменяется и само восприятие. Образ вещи моделируется по-новому. Восприятие, включенное в жизнь человека, живет и изменяется вместе с ним. Эта динамика восприятия как процесса не исключает его относительной устойчивости, соответствующей устой­чивости вещей и их функций в системе общественной практики. Основное, обоб­щенное и стабилизированное значение вещи, которое она приобретает в системе общественной практики, фиксируется посредством слова. Посредством слова в восприятие человека включается обобщенное знание о предмете, сложившееся в результате общественной практики.

Действия человека как общественного существа являются актами, не только на­правленными на удовлетворение его индивидуальных, личных потребностей; они образуют общественную практику людей, определяемую потребностями и задача­ми общественной жизни. Поэтому речь должна идти не только о связи восприятия с индивидуальным поведением и особенностями данного человека, но, что особен­но важно, и о зависимости его восприятия от общественной практики. Такая связь выступает в историческом развитии человеческого восприятия. К. Маркс особенно подчеркнул этот исторический аспект восприятия, которое изменяется в резуль­тате создания в процессе общественной практики новых предметов восприятия. «Лишь благодаря предметно развернутому богатству человеческого существа, —

Исследования по проблеме чувствительности / Под ред. В. П. Осипова и Б. Г. Ананьева. «Труды Гос. ин-та по изучению мозга им. Бехтерева», т. XIII. — Л., 1940; Вопросы психофизиологии и кли­ники чувствительности / Под ред. Б. Г. Ананьева. «Труды Гос. ин-та по изучению мозга им. Бехтере­ва», т. XV. —Л., 1947. См. также Лнакьев 5. Г. Труд как важнейшее условие развития чувствительно­сти // Вопросы психологии. - 1955. - № 1.


писал Маркс, — развивается, а частью и впервые порождается, богатство субъек­тивной человеческой чувственности: музыкальное ухо, чувствующий красоту фор­мы глаз, — короче говоря, такие чувства, которые способны к человеческим насла­ждениям и которые утверждают себя как человеческие сущностные силы... Обра­зование пяти внешних чувств — это работа всей до сих пор протекшей всемирной истории»'. Характеристика любой познавательной деятельности включает в каче­стве завершающего звена определение ее жизненной роли. Так завершающая и решающая черта ощущения заключается в его сигнальной функции, в способно­сти вызывать благодаря рефлекторной связи чувственного возбуждения с рабочи­ми органами целесообразные реакции организма; в этом — «жизненный смысл» ощущения. Без этой действенной функции ощущение было бы ни к чему не нуж­ным дубликатом отражаемого явления внешнего мира. Подобно этому, нельзя дать законченную психологическую характеристику восприятия, не раскрыв его «жизненного смысла», той роли, которую оно выполняет в жизни.

Давая устойчивый, расчлененный образ предметов и явлений окружающего, восприятие служит для различения условий действия и открывает, таким обра­зом, возможность для действий, соответствующих этим условиям. Но восприятие выполняет не только эту осведомительную роль. Восприятие предметов, явлений объективной действительности участвует, как и ощущение, — только в других формах — в направлении и регулировании самих действий человека. Когда мы слышим телефонный звонок, мы не только анализируем качество этого звука, но и испытываем побуждение взять в руки и поднести к уху телефонную трубку. Не только чувство или желание, но и восприятие включается в число «идеальных по­будительных сил» (Маркс—Энгельс), посредством которых реальные движущие причины, лежащие в материальной жизни, определяют поведение людей.

Всякий акт восприятия включен в жизнь человека и всякий предмет воспри­ятия так или иначе связан с его потребностями и действиями, направленными на их удовлетворение. Каждый предмет, сделанный руками человека, имеет опреде­ленное назначение и в силу этого заключает в себе побуждение к соответствую­щим действиям. Вообще, предметы, которые человек воспринимает и с которыми он вступает в практический, жизненный контакт, приобретают для него в ходе жизни определенное значение.

Психология восприятия должна учитывать специфичность объектов воспри­ятия, жизненно важных для человека, а потому соответственно формирующих его чувствительность, откладывающихся в ней в виде специфических форм вос­приятия.

Можно продемонстрировать это положение, например, на слухе. Мы имеем в области слуха, в деятельности одного анализатора различные сферы — техниче­ского, тембрового слуха, слуха речевого (фонематического) и музыкального (по преимуществу звуковысотного). Это не просто многообразие слуховых явлений, а многообразие форм слуха, сложившихся под воздействием определенных пред­метных форм и сфер деятельности. Изучение таких конкретных форм воспри­ятия составляет важнейшую задачу психологического исследования. Неверно думать, как это делают обычно, будто там, где начинается изучение восприятия звуков речи и музыки, начинается область какой-то специальной или прикладной

Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. — М., 1956. — С. 593-594.


психологии (психологии речи или музыки) и кончается область общего психоло­гического исследования. В действительности здесь-то оно и приобретает содер­жательность. Именно на конкретном материале технического, речевого, музы­кального слуха выявляются подлинно содержательные общие закономерности слуха. Строящаяся таким образом психология слухового и всякого вообще вос­приятия непосредственно входит в жизнь и приобретает подлинно жизненное значение.

Психология речевого, фонематического слуха, раскрывающая психологические закономерности его формирования в процессе речевого общения, приобретает практическое значение для обучения детей родному языку, для обучения детей и взрослых иностранному языку, для более успешного исправления недостатков речи в логопедической работе, для обучения дикторов, актеров и т. д. — вообще для овладения речью и, значит, возможности человеческого общения.

Психология музыкального слуха создает предпосылки для более успешного обучения музыке и формирования таким образом слуха, способного наслаждать­ся красотой музыки и в ритме, мелодии и гармонии звуков постигать всю динами­ку и полноту жизни человека и вселенной — ее то сдерживаемый враждебными силами, замедленный, то быстрый, поступательный ход, ее конфликты, бурные диссонансы и их гармоническое разрешение, ее мелодию, тот особый «лад», кото­рый характеризует каждую своеобразную, индивидуально яркую жизнь.

Подлинная психология восприятия должна раскрыть восприятие конкретных предметов, включенных в многообразную ткань человеческих отношений, скла­дывающихся в ходе исторического развития общественной жизни. Построенная таким образом психология зрительного восприятия естественно и закономерно, в силу объективной логики вещей, а не в порядке внешнего приложения к чужерод­ной области подойдет к решению целого ряда таких практических вопросов, как, скажем, музейная экспозиция или архитектурное оформление зданий, отвечаю­щие требованиям приемлемой для глаза соразмерности.

* * *

В заключение необходимо определить гносеологическое значение ощущения и восприятия как чувственного познания. Выше это было сделано лишь частично, в связи с одним, правда, основным положением, согласно которому объектом вос­приятия являются сами вещи, сама объективная реальность. Сейчас надо поста­вить этот вопрос шире.

Всякое познание исходит из чувственных, эмпирических данных, и только из них оно и может исходить. Но, начинаясь с них, познание затем переходит к от­влеченному мышлению. Объективная необходимость перехода к абстрактному мышлению диктуется невозможностью полностью разрешить задачи познания, оставаясь только в сфере чувственного. Каковы же его возможности и границы — пусть гибкие, подвижные?

В гносеологической литературе широко распространена та точка зрения, что чувственному познанию доступны только явления, а не сущность, только случай­ное, а не необходимое, только единичное, а не общее, только субъективное, а не объективное. В какой мере это действительно так?

Прежде всего: поскольку объектом ощущения и восприятия является объек­тивная реальность, ясно, что в самом их объекте заключены и единичное и общее,


и случайное и необходимое, и явление и сущность (т. е. существенное в явле­ниях). Ясна, далее, невозможность такого метафизического обособления друг от друга явления и сущности, единичного и общего, случайного и необходимого, которое предполагается отнесением к ощущению и восприятию только явления (в отрыве от сущности), только единичного (в отрыве от общего), только случай­ного (в отрыве от необходимого). Для того чтобы всесторонне рассмотреть и пра­вильно решить этот вопрос, надо учесть следующие факты и соображения.

В ходе эволюции могли сформироваться и сформировались лишь приборы, приспособленные для регистрации раздражителей, существенных для жизни ор­ганизма и его ориентировки в окружающей среде; поэтому ощущения, которые эти приборы дают под воздействием адекватных им раздражителей (точнее, раз­дражителей, для рецепции которых они адекватны), неизбежно отражают свойст­ва среды, существенные для организма, такие, существенность которых провере­на всем ходом эволюции. Таким образом, никак не приходится попросту относить к чувственному лишь несущественное, относя все существенное только к мышле­нию. Вернее будет говорить о разных уровнях познания существенного.

Аналогично обстоит дело и с проблемой единичного и общего. Вопреки широко распространенному представлению о том, что чувственное познание есть позна­ние единичного, а не общего, на самом деле: а) единичное не определяется путем только непосредственного чувственного познания, б) вместе с тем чувственное познание не может не обладать той или иной степенью общности: уже животное, чувственное познание которого не было бы генерализированным, никак не могло бы приспособиться к изменяющимся условиям жизни. Естественно поэтому, что к числу основных процессов корковой деятельности анализаторов, в результате которой возникают ощущения, заодно с дифференцировкой — как показали ис­следования И. П. Павлова — принадлежит и генерализация раздражителей.

Таким образом, и здесь различие между ощущением и мышлением заключает­ся не в том, что в первом вообще отсутствует обобщение (генерализация), что вся­кое обобщение — будто бы дело только мышления. Обобщение есть и в ощущении и в мышлении, но характер этого обобщения различен. Первоначальная чувствен­ная генерализация совершается по так называемому «сильному» признаку, т. е., собственно, по тому признаку, который является существенным непосредственно для жизни организма, не выступая в качестве существенного во взаимодействии вещей друг с другом. При переходе к мышлению познание существенного углуб­ляется; признание того или иного явления или свойства существенным выступает по-особому, по мере того как расширяется и вместе с тем специфицируется сфера взаимодействия, внутри которой оно выявляется. В связи с этим перестраивается и обобщение (см. об этом подробнее дальше, в главе о мышлении). Общие свойст­ва вещей и явлений познаются уже ощущением и восприятием, но только в мыш­лении общее выступает как таковое — в своем отношении к частному.

Аналогично обстоит дело и с проблемой субъективного и объективного. Вся­кое познание и объективно и субъективно. Нельзя считать восприятие только субъективным, а объективное — доступным только мышлению. Однако объектив­ность и субъективность мышления иная, чем объективность и субъективность вос­приятия.

Вопреки субъективному идеализму можно и нужно — как мы это выше и дела­ли — утверждать объективность восприятия. Объективность восприятия означа-



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.