Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





чаях ничто не оживляет в нас воспоминания — когда само прошлое для нас мерт­во, когда оно утратило для нас былое значение. 7 страница



По мере того как воспринимаемое включается в новые связи, оно выступает во все новых характеристиках, фиксируемых в понятиях, все более глубоко и всесто­ронне раскрывающих его сущность. В силу этого весь процесс познания, включая его отвлеченное содержание, раскрываемое мышлением, непрерывно как бы воз­вращается в сферу чувственного, откладывается в нем. Не приходится, значит, представлять себе процесс познания как состоящий из двух отдельных отрезков, лежащих на одной прямой; неадекватным будет даже представление о нем как о единой прямой линии, один конец которой все дальше отходит от другого; ближе к истине представление о линии, по которой движется процесс познания, перехо­дя от чувственного к абстрактному и от абстрактного к чувственному, как о беско­нечной спирали: за каждым удалением от чувственного следует новый возврат к нему, но точка, к которой при этом возвращается познание, все время перемеща­ется вперед в результате непрерывного откладывания в чувственном, в воспри­ятии действительности того, что открылось в ходе отвлеченного познания. Все абстракции отвлеченного мышления, в конце концов, служат для того, чтобы по­нять и объяснить то, что прямо или косвенно выступает на чувственной поверхно­сти действительности, в которой мы живем и действуем. Дистанция, на которую теоретическая мысль отдаляется от того, что так или иначе, как угодно косвенно и отдаленно контролируется в сфере чувственного познания чувственными данны­ми практики, служит мерой не только продвижения научной мысли, но и ее отхо­да от требований, которым научная мысль должна удовлетворять.

Вместе с тем научное, теоретическое знание и чувственное познание никак, ко­нечно, непосредственно не совпадают (если бы они совпадали, не было бы ника­кой нужды в научном, теоретическом, отвлеченном познании). Более того, они иногда приходят в прямое противоречие: чувственное познание повседневно де­монстрирует нам движение Солнца вокруг Земли; научное познание утверждает, что движется не Солнце вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца.

Чтобы иметь полную и адекватную картину процесса познания, надо, следова­тельно, рассматривать его как единый процесс во взаимосвязи его частей. Но это не значит, конечно, что не нужно дифференцировать его составные части. Напро­тив, без анализа различных звеньев познавательного процесса в их специфиче­ских особенностях и процесс познания в целом не выступит в своей конкретно­сти, в реальной взаимосвязи своих звеньев. :

Ощущение и восприятие, взятые так, как они существуют в действительно­сти, — это прежде всего реальные процессы. В результативном выражении они выступают как чувственные образования, которые в своем гносеологическом от­ношении к вещам и явлениям, к объективной реальности выступают как ее образ,


отражение, познание, как знание о ней. Мы различаем понятия: а) ощущения и восприятия как функции органа, взаимодействующего с раздражителями, и 6) чувственного опыта человека, взаимодействующего с объективным миром. Понятия ощущения и восприятия в вышеуказанном смысле — это категории психологические. Чувственный опыт, чувственное познание, чувственные дан­ные практики человека — категории гносеологические. Чувственный опыт, чувст­венные данные практики — это ощущения и восприятия как образы, включенные во взаимодействие человека с миром, в его практику.

Процесс чувственного отражения действительности начинается с различения и дифференцировки раздражителей.

В ходе эволюции лишь для минимального числа раздражителей у животных и человека выработались специальные приборы («органы чувств»), приспособлен­ные к рецепции именно данных раздражителей. Чувственный образ целого ряда других свойств действительности, как-то: форма, величина предметов, их отда­ленность друг от друга и от наблюдателя и многие другие — формируется в ре­зультате взаимодействия этих рецепторов, посредством взаимосвязи их показа­ний. Как первые, так и вторые чувственные свойства связываются сигнальными связями с другими жизненно важными свойствами предметов — сначала главным образом с такими, которые оказывают непосредственное влияние на жизнь орга­низма, на его биологические функции, а затем — у человека все в большей мере — с теми, которые играют ту или иную роль в практической деятельности людей*. Для правильного раскрытия гносеологического содержания чувственного отра­жения действительности надо учитывать и эти сигнальные связи, так как они су­щественным образом определяют объективное содержание чувственного образа и ту реакцию, которую он вызывает со стороны индивида.

Чувственное различение раздражителей осуществляется приспособленным для соответствующей рецепции чувствительным прибором в силу наследственно закрепленных структурных и функциональных свойств этого последнего, выра-

' Сигнальная связь — это, как известно, связь между индифферентным раздражителем — явлением или свойством предмета — и свойством, значимым для потребностей индивида и деятельности, на­правленной на их удовлетворение. В результате установления такой связи явление, само по себе ин­дифферентное для индивида, становится сигналом существенного.

В ходе павловских исследований сигнальных связей обнаружились два факта, имеющие, мы полага­ем, особенно существенное значение для теории восприятия. Первый из них заключается в том, что сигнальная связь устанавливается особенно легко, почти мгновенно, между свойствами одного и то­го же предмета, в то время как установление сигнальной связи между двумя разными предметами или явлениями требует длительной выработки (опыты Вартанова). Этот факт дает основание пред­положить, что сигнальные связи входят в самое восприятие предмета, что посредством них в вос­приятие предмета включаются не только свойства физических агентов, непосредственно действую­щих на анализаторы, но и свойства, которые ими сигнализируются. Это предположение находит себе косвенное подтверждение в другом факте. И. П. Павлов неоднократно отмечал, что собака ли­зала электрическую лампочку, ставшую в ходе опытов сигналом пищи. Лампа становилась для со­баки пищевым предметом. В тех случаях, когда сигналом подачи пищи в опытах был звук, собака лапой пыталась уловить его: пищевым предметом становился звук. В этих фактах в искусственных условиях опыта получила, можно думать, свое извращенное выражение одна из основных законо­мерностей восприятия. Свое нормальное выражение эта закономерность имела в тех случаях, когда сигнализирующее и сигнализируемое суть свойства одного предмета. В этом нормальном случае по­ведение собаки, отмеченное И. П. Павловым, утратило бы всякую парадоксальность. Реагировать на предмет, обладающий признаками пищевого, как на пищевой предмет, более чем нормально. По это­му принципу строится всякое поведение и всякое восприятие.


ботавшихся в ходе эволюции под воздействием раздражителей, жизненно важ­ных для организма. Результатом чувственного различения является то, что можно было бы условно обозначить как первичное чувственное впечатление — в отличие от собственно ощущения, с которым оно обычно отождествляется. Тогда под ощу­щением в более узком, специальном смысле можно разуметь результат чувствен­ной дифференцировки раздражителей, т. е. их анализа, осуществляемого через синтетический акт их соотнесения с ответной реакцией организма, через замыка­ние условных связей. Ощущение в этом специфическом смысле слова образуется по мере того, как непосредственно закрепленная, безусловно-рефлекторная осно­ва впечатления обрастает условными связями'. Благодаря этим условным связям ощущение, образовавшееся в результате дифференцировки определенного свой­ства раздражителя в его отношении к другим свойствам этого и других раздра­жителей, начинает сигнализировать другие свойства этого или других жизненно важных раздражителей. В силу этого объективное гносеологическое содержание ощущения в этом специальном смысле уже не ограничивается отдельным свойст­вом раздражителя, отраженным в соответствующем чувственном впечатлении, а включает и его отношение к тому более существенному свойству раздражителя, с которым оно по ходу жизни и деятельности индивида связывается; это послед­нее определяет сигнальное значение ощущения и, соответственно, ту объектив­ную реакцию, которую оно вызывает.

Переход от ощущения к восприятию совершается по мере того, как чувствен­ные впечатления или ощущения начинают не только функционировать в качест­ве сигналов, но и в виде образа предмета. Под образом в собственном, гносеологи­ческом смысле надо разуметь отнюдь не всякое чувственное впечатление, а лишь такое, в котором явления, их свойства (форма, величина) и отношения предметов выступают перед нами как предметы или объекты познания. Это и составляет ос­новную характеристику восприятия в собственном смысле слова2. Таким обра­зом, понятно, в частности, почему в области интеро- и проприоцепции мы имеем лишь ощущения, а восприятия составляют преимущественный удел экстероцепции. В экстероцепторах тормозятся и не доходят до сознания все импульсы, сиг­нализирующие об изменениях в состоянии самих приборов, т. е. интероцептивные импульсы от экстероцепторов. Поэтому в сознании возникает лишь образ стоящего перед нами предмета. В силу этой же необходимости — отражать преж-

' Только при условии такого расчленения обычного понятия ощущения на два образования — одно более примитивное, менее дифференцированное, которое мы условно обозначили как впечатление, и ощущение в более узком, вышеуказанном смысле — можно сохранить выдвигавшийся К. М. Бы­ковым тезис, согласно которому ощущение существует только там, где есть условный рефлекс. См. Быков К. М., Пшоник А. Т. О природе условного рефлекса // Физиологический журнал СССР им. И. М. Сеченова. - 1949. - Т. XXXV, № 5. - С. 509-524. В противном случае этот тезис должен неизбежно вовсе отпасть, так как трудно сомневаться в том, что чувственное различение раздражи­телей осуществляется приспособленным для этой рецепции прибором уже в силу наследственно за­крепленных структурных и функциональных свойств этого последнего, т. е. безусловно-рефлекторно.

2 Сеченов писал: «Когда на наш глаз падает свет от какого-нибудь предмета, мы ощущаем не то изме­нение, которое он производит в сетчатке глаза, как бы следовало ожидать, а внешнюю причину ощу­щения — стоящий перед нами (т. е. вне нас) предмет». Сеченов И. М. Избр. филос. и психолог, про-изв. — М., Госполитиздат, 1947. — С. 433.

Еще у Маркса читаем: «Световое воздействие вещи на зрительный нерв воспринимается не как субъективное раздражение самого зрительного нерва, а как объективная форма вещи, находящейся вне глаза» (Маркс К. Капитал. — М.: Госполитиздат, 1953. — Т. 1. — С. 78).


де всего внешний мир, чтобы успешно действовать в нем, — в значительной мере тормозятся и остаются в сфере подсознательного все импульсы от интероцепторов (рецепторов, принимающих импульсы из внутренней среды организма)*.

Переход от ощущения к восприятию — это переход от анализа, в частности дифференцировки раздражителей, к анализу (и синтезу) отраженных в ощуще­нии чувственных свойств объектов. Восприятие есть чувственное познание более высокого уровня. Об этом свидетельствует ряд данных. Исследуя деятельность зрительного анализатора, И. П. Павлов2 выделял «предметное зрение» (зритель­ное восприятие) как высший уровень зрительного анализа и синтеза. К этому вы­воду его привело изучение случаев, когда (у собак) сохранялась довольно тонкая дифференцировка световых раздражителей различной интенсивности, а «пред­метное зрение» было нарушено.

Данные патологии и процесс восстановления (у людей) функций зрения, на­рушенных в результате различных травм, свидетельствуют о том, что предметное зрение первым нарушается и последним восстанавливается. В последнюю оче­редь нарушается и в первую очередь восстанавливается светоошущение: человек различает свет и тени и не различает формы предметов; позже восстанавливается различение цветов (сначала ахроматических, а затем хроматических). При восста­новлении предметного зрения (зрительного восприятия предметов) образ предме­та имеет сначала неустойчивый, как бы мерцающий характер. Постепенно предмет, сначала слабо очерченный, видимый смутно, как бы в тумане, выступает отчетли­во, становится ясным контур предмета, обособляющий его в пространстве3. В вос­приятии внешнего мира существенную роль играют пространственные свойства и отношения предметов, их пространственная характеристика. Предмет выступает как обособленная в пространстве вещь во взаимосвязи своих свойств. И. М. Сече­нов специально отметил значение контуро-разграничительной линии двух разно­родных сред — как первую важнейшую черту зрительно-осязательного воспри­ятия предметов внешнего мира4. Пространственная обособленность предмета и взаимосвязь свойств, благодаря которым он выступает как единое целое, — важ­нейшие особенности восприятия.

Мы воспринимаем вещи как находящиеся вне нас в тех или иных пространст­венных взаимоотношениях к нам и к другим вещам, воспринимаем их форму, контур, рельеф, величину, отстояние от других предметов и от нас5.

2 Павлов И. П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга // Поли. собр. соч., т. IV. — М.;

Л., 1951. — Лекция восьмая.

3 См.: Преображенская Н. С. К вопросу о нарушении и восстановлении зрительных функций при травматических повреждениях затылочных долей мозга // Вопросы физиологии и патологии зре­ния. — М., 1950. — С. 173-175; Ананьев Б. Г. Некоторые вопросы восприятия // Ученые записки Ле-нингр. гос. ун-та. Серия философских наук, вып. 3. — Л., 1949. — С. 7-9. Сеченов И. М. Впечатления и действительность // Избр. филос. и психол. произв. — М.: Госполитиз­дат, 1947.

Нейродинамической основой восприятия вещей в их пространственных свойствах и отношениях являются связи, объединяющие разные раздражители в один комплексный раздражитель. Так, ней-родинамическую основу восприятия величины предмета образуют связи на комплексный раздра­житель, состоящий из величины сетчаткового образа и мышечных сигналов от приспособления гла­за к отстоянию предмета, подкрепляемых осязательно проверяемой величиной предмета.


Пространство и время не могут восприниматься обособленно от восприятия предметов и явлений, как это сплошь и рядом представлялось в психологии под прямым влиянием кантовского понимания пространства и времени как априор­ных форм, которые накладываются на непространственное многообразие ощуще­ний и образуют вместилище, где затем размещаются вещи. Такой разрыв про­странства и предмета противоречит фактам; он прямо направлен на то, чтобы оторвать чувственность от внешнего мира. Восприятия предмета внешнего мира и его пространственных свойств неотделимы друг от друга, так же как восприятия времени и изменяющихся во времени явлений.

Сопротивляемость, плотность, непроницаемость и т. п. свойства воспринима­ются нами первично посредством осязания'. Именно они составляют ядро вос­приятия предмета как материальной вещи2. Эти осязательно воспринимаемые качества вещи включаются и в зрительное восприятие, проступая в ее фактуре. Только благодаря этому, между прочим, возможно изображение вещей на карти­не: мы зрительно воспринимаем, видим осязательные качества предмета как мате­риальной вещи.

Слитие данных различных «модальностей», в силу которого мы через одну из них воспринимаем качества, относящиеся к другой, является существенной чер­той в структуре восприятия3.

Объединение зрительных и осязательных ощущений осуществляется посред­ством условно-рефлекторных связей, образование которых само по себе не осоз­нается. В сознании поэтому выступает не зрительное качество плюс осязательное, плюс связь между ними, а единое слитное зрительно-осязательное образование, отражающее свойство определенного предмета.

Взаимосвязь данных зрения и осязания основывается на том, что зрительные и осязательные ощущения отражают в разных модальностях — по крайней мере,

Восприятие пространственных свойств и отношений вещей, или вещей в их пространственных свойствах и отношениях, осуществляется благодаря тому, что восприятие включает чувственный анализ и синтез, дифференцировку раздражителей и объединение их связями в единое целое

1 С этим связано значение теории осязания для общей теории восприятия. Разработка теории осяза­ния в вышеуказанном духе проводилась в советской психологии Л. А. Шифманом. См. Шиф-мт Л. А. К вопросу о взаимосвязи органов чувств // Исследования по психологии восприятия. — М.; Л., 1948.

2 Еще Кондильяк, как известно, подчеркивал роль осязания в связи с тем, что именно в осязании пре­жде всего выявляется материальность вещей как противостоящих нам; в осязании выступает основ­ное свойство всех тел — непроницаемость. Кондильяк писал, что ощущение твердости отличается от ощущений звука, цветов и запаха, которые душа, не знающая своего тела, воспринимает естест­венно как модификации, в которых она находится и в которых она находит только себя; так как спе­цифическая особенность ощущения твердости заключается в том, чтобы представить одновременно две вещи, которые исключают друг друга, то душа не сможет воспринимать твердость как одну из тех модификаций, в которых она находит только себя самое. Отмечая роль контура в восприятии предмета, И. М. Сеченов правильно подчеркивал, что контур выступает при этом как «раздельная грань двух реальностей». «Чувствование контура, — писал Сеченов, — предполагает две вещи: раз­личение двух соприкасающихся разнородных сред и орудие для определения формы пограничной черты между ними. Различию сред, чувствуемому глазом, соответствует так называемая оптическая разнородность веществ, а разнице, определяемой осязанием, — разные степени плотности или, точ­нее, сопротивляемости веществ давлению» (Сеченов И. М. Впечатления и действительность // Избр. филос. и психол. произв. — 1947. — С. 335).

3 Так, например, музыкант, читающий ноты «с листа», зрительно воспринимает музыкальные звуча­ния. Внутренний слух — это, собственно, и есть «слышание глазами». С другой стороны, у музыканта, композитора и дирижера слышимые звучания выступают в сознании зрительно в виде нотной записи.


частично — одни и те же свойства предмета (его форму, величину и т. д. ). Зрение и осязание не остаются поэтому обособленными сферами (модальностями) чув­ствительности: они имеют общую основу в свойствах отражаемого ими предмета. Зависимость той или иной системы межанализаторных связей от подлежащих отражению предметов является первичной, зависимость отражения предмета от сложившейся в результате предшествующего опыта системы связей — производ­ной, вторичной. Поэтому по-настоящему понять деятельность анализаторов мож­но только, отправляясь от необходимости, которая их закономерно породила, — от необходимости отражать мир, чтобы жить и действовать в нем. Тогда и только тогда становятся понятными и биологическая роль и гносеологическое значение анализаторов.

Нейродинамической основой образа предмета является система корковых свя­зей, в которой объединяются различные анализаторы. В зрительный образ вещи осязательно воспринимаемые ее свойства включаются благодаря тому, что в основе восприятия лежат центральные корковые связи, образующиеся не только внутри одного, но и между разными анализаторами. В основе зрительного восприятия ве­щи лежит не сам по себе сетчатковый образ; он образует лишь отправную точку формирования зрительного восприятия вещи. «Сетчатковая», т. е. перифериче­ская, психология зрения, как и всех других органов чувств, потерпела крах1.

В систему корковых связей, образующих нейродинамическую основу чувст­венного образа предмета, включаются не только наличные раздражения, но, по­средством условных связей, и следовые раздражители — результат прошлого опы­та. Верно писал А. А. Ухтомский: «... в зрительной рецепции предметов человек руководится отнюдь не исключительно тем диоптическим построением, которое получаем мы в отдельной камере глаза, но прежде всего проекцией сетчаткового образа на кору полушарий и затем теми связями, которые входят в кортикальный образ по мере его формирования, со стороны одновременных рецепций слухово­го, вестибуляторного, тактильного и проприоцептивного аппарата. Окончатель­ный зрительный образ есть плод разнообразной практической корреляции и про­верки^2. Поскольку зрительное восприятие предмета — не просто субъективная модификация зрения, зрительной чувствительности, а восприятие предмета, оно закономерно вбирает в себя и включает в единое образование то, что характеризу­ет не специально и исключительно зрение как форму чувствительности, а воспри­нимаемый предмет. Формирование зрительного образа предмета — результат не обособленной деятельности зрительного рецептора, а опыта и практики человека.

В осуществлении адекватного восприятия действительности существенную роль играет так называемая константность восприятия. Константность воспри­ятия величины, формы предмета и т. д. заключается в том, -что мы воспринимаем остающуюся постоянной величину, форму предмета и т. д. в соответствии с его собственной величиной, формой и т. д. независимо от изменения — в известных пределах — условий их восприятия (их удаленности от нас, угла, под которым мы их видим, и т. п. ), хотя отображения их на сетчатке при этом изменяются. Послед­няя формулировка обнаруживает, в силу чего факт константности превращается

Рубинштейн С. Л. Учение И. П. Павлова и проблемы психологии и Соколов Е. Н. Взаимосвязь ана­лизаторов в отражении внешнего мира // Учение И. П. Павлова и философские вопросы психоло-2 гии. - 1952. - С. 209, 287-290. Ухтомский А. А. Очерки физиологии нервной системы. Собр. соч. Т. IV. - Л., 1954 - С. 175.


в проблему. Проблемой, притом, собственно, неразрешимой, константность вос­приятия предметов (их величины, формы и т. д. ) становится, как только мы начи­наем непосредственно соотносить образ предмета с периферическим, сетчатковым образом. С изменением отстояния предметов от глаза и угла, под которым предмет расположен по отношению к нему, проекция предмета на сетчатку изме­няется. Поэтому с позиций периферической теории необъяснимо сохранение при этом неизменного (константного) восприятия нами действительной величины и формы предмета.

Проблема константности становится разрешимой лишь при переходе к кон­цепции «анализаторов», согласно которой периферический рецептор, проводя­щие пути и центральный корковый его конец функционируют как единое целое1.

Старая концепция искала решения этой проблемы в своего рода теории двух факторов, согласно которой ощущение, возникающее в результате действия пе­риферического рецептора, «аконстантно»: оно изменяется с каждым изменением изображения, проецируемого на сетчатку, и не соответствует действительной ве­личине и форме воспринимаемого предмета. Этот «аконстантный» образ затем корригируется, «трансформируется» и т. п. центральными факторами уже не чув­ственного, а интеллектуального порядка, присоединяющимися к перифериче­ским. Такова, по существу, «классическая» точка зрения, которую можно найти уже у Гельмгольца. В тех или иных вариациях она держалась до сих пор. Такая точка зрения органически связана с дуалистической двухфакторной теорией вос­приятия, согласно которой восприятие есть продукт двух разнородных факто­ров — периферического и центрального, чувственного и интеллектуального. Вме­сте с этой дуалистической теорией восприятия отпадает и связанное с ней «объяс­нение» константности.

Вопреки попыткам отнести константность исключительно за счет внешнего вмешательства интеллектуальных факторов2, надо признать, что она есть отве­чающее действительности восприятие пространственных и других (чувственных) свойств предмета и обусловлена первично самой организацией чувственного про­цесса восприятия. Чтобы это понять, надо учесть, что, как выше отмечалось, чув­ственный образ предмета строится в результате сложной корковой деятельности и является продуктом многообразных связей с рецепциями других аппаратов — осязательного, проприоцептивного и др., в которые включается проекция сетчат­кового образа, и разнообразной практической корреляции и проверки.

Интеллектуальные факторы (узнавание предмета, знание его свойств на осно­вании прошлого опыта) благоприятствуют константному восприятию (как об этом, в частности, свидетельствуют данные Бейн в отношении восприятия вели-

' О восприятии действительной величины и глубины в этом плане прежде всего см. Павлов И. П. Ес­тествознание и мозг. Полн. собр. — Т. III. Кн. 1. См. также Соколов Е. Н. Проблема константности восприятия в свете учения И. П. Павлова // Со­ветская педагогика. — 1953. — № 4. — С. 67-77.

2 Такую точку зрения высказывал Выготский, пытавшийся подтвердить ее онтогенетически. Хотя не­которыми авторами наблюдается небольшой рост константности восприятия в возрасте от двух до четырех лет, но целый ряд исследований (Франка, Бейрля, Климпфингера, Брунсвика) свидетель­ствует о том, что в основном константность восприятия величины, формы и цвета есть уже в двух­летнем возрасте. Согласно тем же исследованиям, в возрасте 16-18 лет она падает. См. 9. Klimpfin-ger. Die Entwicklung der GestaltKonstanz vom Kind zum Erwachsenen (в серии работ: Brunswick Е. Untersuchung uber Wahrnehmungsgegenstande) // Archiv fur die gesammte Psychologie. — Heft 88, 3-4.

 

чины предметов)'. Однако 1) нельзя отнести константность восприятия величи­ны, а также формы и других свойств предметов, только за счет этих интеллекту­альных факторов; взятые обособленно, они не в состоянии объяснить явление константности в целом и 2) эти интеллектуальные факторы — представления, знания о свойствах воспринимаемого предмета, сложившиеся в результате прак­тики, опыта, — обусловливают константность восприятия не тем, что они извне «трансформируют» чувственные восприятия, первично якобы аконстантные, а в принципе так же, как и данные других рецепций, — включаясь посредством обра­зующихся в коре связей в единый процесс восприятия предметов.

Комплекс зрительно-осязательных свойств образует остов восприятия вещи. Осязанием первично познаются — как уже отмечалось — основные свойства пред­мета как материальной вещи. Активное осязание движущейся руки помимо того проверяет, контролирует показания зрения о других, в частности пространствен­ных, свойствах вещей. Вместе с тем исследование показывает, что данные, полу­чаемые осязанием при ощупывании вещи, входят в образ вещи, предварительно визуализируясь, получая зрительное выражение. Образное восприятие действи­тельности человеком носит по преимуществу зрительный характер. Зрительный образ вещи как бы вбирает, синтезирует, организует вокруг себя данные осталь­ных органов чувств. Основные показания, которые вбирает в себя зрительный об­раз, составляют данные осязания.

Данные всех остальных рецепций Организуются вокруг этого центра, выявля­ют свойства очерченной таким образом вещи. Так, например, слуховые ощущения ориентируются по зрительно данному предмету как источнику исходящих от не­го звуков.

Такая организация восприятия формируется в ходе онтогенетического разви­тия, по мере того как у ребенка образуются соответствующие условно-рефлектор­ные связи. Приблизительно на втором месяце жизни у детей уже начинает наблю­даться перенесение зрительных осей на звучащий предмет, звук начинает вызы­вать у ребенка зрительные поиски этого предмета.

Показания всех видов чувствительности организуются вокруг данных той «модальности», в которой наиболее отчетливо выступает предмет восприятия. Об этом определенно свидетельствуют многочисленные факты. Так, наблюдения над локализацией звуков речи в радиофицированном зале показывают, что звук, который локализовался в ближайшем громкоговорителе, пока слушающий не ви­дел говорящего, тотчас же переносится к последнему, как только говорящий по­казался в поле зрения слушателя2. Смысл этого факта не в том, что слуховые вос­приятия подчиняются зрительным, а в том, что любые восприятия, в том числе и слуховые, ориентируются по предмету, выступающему наиболее отчетливо в чув­ствительности того или иного рода (зрение, слух, осязание и т. п. ).

Суть дела в том, что локализуется не слуховое ощущение, а звук как отражен­ное в слуховом образе физическое явление, воспринимаемое посредством слуха;

поэтому звук локализуется в зависимости от зрительно воспринимаемого место-

См. Бейн Э. С. К вопросу с константности воспринимаемой величины // Исследования по психоло-гии восприятия. - М.; Л., 1948. - С. 167-199.

См. описание запротоколированного нами наблюдения в «Основах общей психологии» (М.; Л., 1946. — С. 222), которое было экспериментально проверено в исследовании Кулагина, изучавшего условно-рефлекторный механизм этого явления.


нахождения предмета, являющегося его источником1. Подобно этому, зрительно воспринимаемый предмет в свою очередь локализуется там, где он выступает для активного осязания, для направленного на него действия. Локализуются, как и воспринимаются, собственно, не зрительные образы, а зрительно воспринимае­мые предметы, материальные вещи, так как и само восприятие — это восприятие не образов (что значило бы восприятие восприятия), а предметов — материаль­ных вещей.

То же наблюдается и в области осязания, кинестезии. Когда мы двигаем ки­стью руки, в движение приводятся также мышцы плеча и предплечия, но осозна­ются нами не сигналы от мышечных перемещений, а те предметы, которые обу­словливают движения. Действуя рукой, вооруженной орудием, мы ощущаем осо­бенности того материала, к которому прикасается орудие. Так, когда мы пишем, мы ощущаем сопротивление, которое поверхность стола оказывает при нажиме карандашом; хирург ощущает сопротивление органов, к которым прикасается скальпель. Подобно этому при ходьбе мы осознаем не импульсы от сокращаю­щихся мышц, а характер поверхности, по которой ступаем.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.