Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





чаях ничто не оживляет в нас воспоминания — когда само прошлое для нас мерт­во, когда оно утратило для нас былое значение. 6 страница



Это красочное убранство мир приобрел в процессе эволюции, подобно тому как в процессе той же эволюции он оглашается пленяющей нас музыкой своих звучаний. Это красочное убранство мира — как и музыка его звучаний — стало достоянием мира, когда в ходе его развития в его составе в ходе развития неорга­нического мира и под его воздействием появились организмы с соответствующи-

' ЛоккДж. Опыт о человеческом разуме. - М., 1898. - С. 110. К этому можно добавить, что первичные свойства тоже раскрываются в процессе познания. Поэто­му, если считать субъективным — как это делали сторонники субъективности вторичных качеств — все, что связано с познавательной деятельностью субъекта, то положение о субъективности вторич­ных свойств пришлось бы неизбежно распространить и на первичные. Сами эти приборы сформировались в холе эволюции пол воздействием соответствующих свойств вещей.


ми чувствительными приборами, во взаимодействии с которыми свойства неорга­нического мира смогли выступить в виде цветов, запахов, звуков.

В силу всеобщей взаимосвязи всех явлений мира появление новых форм мате­рии, в частности органической материи (организмов), вызывало новые проявле­ния всех других форм бытия, с которыми эти новые формы вступали во взаимо­действие.

Анализ тезиса о субъективности так называемых вторичных качеств показы­вает, как все спутывается, если забыть, что сам субъект есть объективно сущест­вующая материальная реальность, а не обособленная субъективность «чистого» сознания или бесплотного духа.

Для правильного понимания истинного соотношения объективного и субъек­тивного надо учесть, что объективно не только то и не все то, что дано субъекту помимо его деятельности. Напротив, то, что нам непосредственно дано, сплошь и рядом может быть в той или иной мере «субъективным», кажущимся, только «ви­димым». Объективные свойства предмета выявляются познавательной деятель­ностью субъекта; объективная истина — всегда плод его познавательной работы. Субъект, овладевший знаниями, накопленными человечеством, может быть в большей мере носителем объективности, чем тот или иной единичный факт, взя­тый в тех случайных связях, в которых он иногда бывает дан восприятию. Объек­тивность истины не в том, что она открылась помимо познавательной деятельно­сти субъекта, а в том, что открытое субъектом, его познавательной деятельностью адекватно объекту.

Противоположность субъективного и объективного имеет жизненное, фунда­ментальное значение для познания: познание есть в известном смысле непрерыв­ный процесс размежевания субъективного и объективного, преодоления субъек­тивного и выявления объективного, переход от субъективного к объективному. Поэтому так важно правильно понять соотношение субъективного и объективно­го. Важно прежде всего осознать, что субъективное, всегда являясь преломлением объективного, никак не может быть вовсе обособлено от объективного. Обособле­ние психического как субъективного от объективной реальности — прямой путь к субъективизму, к неверному, субъективистическому пониманию субъективного. Для дуализма нет места не только в соотношении психической деятельности и мозга, но и в области гносеологического соотношения субъективного и объектив­ного. Материалистический монизм не останавливается у порога теории познания. Он распространяется и на гносеологическое соотношение субъекта и объективно­го мира и определяет истинное понимание субъективности.

В чем же заключается субъективность психического?

Субъективность психического в первом, исходном ее значении связана с при­надлежностью всего психического индивиду, человеку как субъекту. Не существу­ет ничьих ощущений, мыслей, чувств*. Всякое ощущение, всякая мысль — всегда есть ощущение, мысль определенного человека. Субъективность психического означает, что это деятельность субъекта.

Субъективной в этом общем смысле слова является всякая психическая, вся­кая познавательная деятельность — в том числе и та, которая раскрывает челове­ку объективную реальность и выражается в объективной истине. Не существует,

Ленин В. И. Соч. - Т. 14. - С. 214.


 


значит, никакой несовместимости между субъективностью как общей характери­стикой всякой психической, всякой познавательной деятельности как деятельно­сти человеческой и объективностью ее содержания, ее результата. Субъективность в вышеуказанном смысле никак не означает неадекватности объективному. Субъ­ективность в таком ее понимании ни в какой мере не может служить обосновани­ем или отправной точкой для агностицизма'. Субъективность психического как познания бытия выступает еще в другом, более специальном смысле — в смысле неполной его адекватности бытию, объекту познания. Субъективность — в пер­вом значении слова — выражает принадлежность психического субъекту; субъек­тивность — во втором, более специальном значении — связана с более или менее адекватным отношением психического к бытию как объекту.

1 Заодно с таким решением проблемы субъективного и объективного решается в принципе и спор де­терминизма и индетерминизма, разгоревшийся в современной физике. Защита индетерминизма в современной физике исходит из того, что приборы, которыми пользует­ся экспериментатор, сами участвуют в той физической ситуации, которая посредством них исследу­ется. Индетерминистический вывод, который из этого положения делается, исходит из той невер­ной предпосылки, будто природа вещей не выявляется из их взаимодействия, будто объективная природа вещей — это нечто данное, противостоящее всякому воздействию, как чему-то по отноше­нию к нему внешнему. Иными словами, индетерминистический вывод в этом аргументе основыва­ется на отрицании взаимодействия как такового, на представлении о всяком воздействии как внеш­нем толчке, который наталкивается на внешнюю ему данность. Он обусловлен, таким образом, механистическим пониманием детерминизма. Между тем в принципе природа вещей и явлений всегда раскрывается в их взаимодействии и иначе вообще раскрываться не" может. Надо лишь осоз­нать это и, учитывая, что непосредственно данное явление всегда есть эффект взаимодействия, уметь опосредствованно определить собственную природу участвующих в нем тел. Но соображение о воздействии приборов является лишь первым звеном аргументации в пользу ин­детерминизма. Воздействие приборов на ситуацию, которая с их помощью исследуется, потому осо­бенно рассматривается как аргумент против детерминизма, что речь идет здесь об отношении по­знающего субъекта и объективного мира. В одной из новейших работ, посвященных проблеме детерминизма и индетерминизма в современной физике, вся проблема, в конечном счете, упирается в одну точку: индетерминизм, к которому приходит физика, связан с невозможностью дать объек­тивную картину внешнего мира, которая была бы независима от деятельности познающего субъек­та. Этот последний сам включается в ситуацию, которую он исследует. Сама изучаемая физическая система испытывает воздействие тех операций, которые совершает физик, производя свои измере­ния, а физическая теория, в которой физик формулирует результаты своего изучения физических явлений, находится к тому же в зависимости от мыслительной деятельности, от рассуждений, по­средством которых строится теория. За этими рассуждениями стоит неверное противопоставление деятельности субъекта, посредством которой он познает мир, и объективности ее результатов; за ними стоит позптивистическая догма, согласно которой объективно только то, что непосредственно дано. Альтернатива, — согласно которой либо нечто объективно и тогда оно непосредственно дано, помимо всякой деятельности субъекта, либо оно — продукт познавательной деятельности субъекта, людей и тогда оно не объективно, а лишь субъективно, — это ложная, мнимая альтернатива. На са­мом деле, не только положения современной физики, но и вообще всякой науки есть результат по­знавательной деятельности людей, связанной с их практической деятельностью, и это ни в коей мере не исключает их объективности. Утверждение же, что в новой физике результаты экспериментально­го исследования зависят от действий экспериментатора, в то время как в классической физике они выражали объективные свойства наблюдаемой физической системы (Fevriez Paulette. Determinisme et Indeterminisme. — Paris, 1955, p. 224), свидетельствует только о том, что старая физика казалась еще совместимой с механистическим пониманием детерминизма и внешним противопоставлением субъективного и объективного, между тем как на современном уровне развития науки неизбежным становится переход к диалектическому пониманию как детерминизма, так и отношения субъектив­ного и объективного. То, что многие современные физики принимают за крах детерминизма и тор­жество индетерминизма, есть на самом деле крах механистического детерминизма, свидетельствую­щий не о правоте индетерминизма, а о необходимости перехода к детерминизму диалектическому.


Субъективность в этом смысле выявляется прежде всего в чувственном позна­нии, в восприятии. Опыт учит, что одна и та же вещь разными людьми в одно и то же время и одним и тем же человеком в разное время, вообще, в разных условиях воспринимается по-разному. С этим связано осознание человеком субъективно­сти его восприятия уже в другом, более специальном смысле. Субъективность восприятия и в этом смысле сама объективна, закономерно зависит от условий восприятия. Поэтому на основании закономерной зависимости изменений образа одной и той же вещи от изменяющихся условий ее восприятия мы можем перейти к опосредствованному определению объективных свойств самой вещи. Так, на­пример, по перспективному изменению изображения предмета при удалении от него мы можем определить подлинную величину предмета. Таков обычный ход научного познания. Субъективное восприятие вещи — это ступенька, и притом необходимая ступенька, на пути объективного познания.

Субъективность превращается в «кажимость», иллюзорность, неистинность только тогда, когда образ предмета берется безотносительно к условиям, объек­тивно его определяющим, и непосредственно относится к вещи, когда не учитыва­ется различие условий восприятия вещи и условий ее существования. Ошибки, неистинность не есть просто отсутствие истины, а ее нарушение, искажение. На­личие ошибки, неистинность — это факт, требующий объяснения. Отрыв содер­жания познания от условий его возникновения и отнесение этого содержания к другим условиям — таков основной источник всяческих ошибок.

То, что мы видим солнце таким, как мы его видим, само по себе есть объективный факт, закономерно обусловленный объективными размерами солнца как внешней причиной и законами работы зрительного анализатора как внутренними усло­виями, через посредство которых действуют внешние причины. Образ вещи так же объективно, закономерно зависит от условий ее восприятия, как сама вещь — от условий ее существования. Правильное понимание субъективности заключает­ся в том, чтобы не оправдывать, а исключать всякий субъективизм, всякое изъя­тие чего бы то ни было в качестве субъективного из всеобщей объективной зако­номерности всех процессов и явлений в мире.

Основной путь к преодолению субъективизма — не в отрицании, а в правиль­ном понимании субъективного как формы проявления объективного. Неадекват­ное представление о действительных размерах солнца получается только в том случае, если размеры его образа в моем восприятии отрываются от условий, в ко­торых восприятие совершается, и непосредственно переносятся на само солнце. Вместе с тем действительные размеры солнца определяются, исходя опять-таки из чувственных данных восприятия. Оно приводит к истинным результатам, ко­гда соотносится с условиями, их породившими, и преобразуется в соответствии с изменением этих условий. Иллюзорность, неистинность, неадекватность объек­тивному не тяготеет с необходимостью над всем субъективным. Самое познание бытия, повседневно проверяемое и подтверждаемое практикой, есть непрерывное доказательство совместимости субъективности и объективности, связи субъек­тивного с объективным.

Истинное познание — это познание объективное, адекватное бытию. Однако правильно понятая объективность никак не означает отчужденности от субъекта, от его жизни. Объективная истина, преломляясь не только через мышление, но и через жизнь, через переживания и действия человека, переходит в убеждения


субъекта, определяющие его поведение. Только переходя в убеждение человека, объективная истина приобретает действенность; только через субъекта и руково­димые ею действия людей объективная истина переходит в практику, в жизнь лю­дей. Истина, воплощаемая в жизнь, ставшая убеждением, мировоззрением людей, и объективна, и субъективна1.

Обособление психического, сознания как субъективного порождает ложное субъективистическое понимание психического. Именно оно и составляет ядро интроспективной психологии, опирающейся на дуалистическую гносеологию.

Идеалистическое понимание субъективности психического, лежащее в основе интроспективной психологии, состоит в том, что психическое понимается как особый, замкнутый в себе внутренний мир лишь субъективно переживаемого (из такого же понимания сознания исходит и так называемый репрезентативный реа­лизм в гносеологии). Психическое обособляется от внешнего материального мира, и бытие его сводится к переживанию субъекта: оно якобы существует, лишь по­скольку оно сознается, и так, как оно осознается2. Сознание отстраняется от внеш­него мира и обращается на самое себя. Сознание подменяется самосознанием.

Если проанализировать интроспективную концепцию, то в основе ее, как опре­деляющее положение, мы найдем принцип непосредственности психического. Все материальное, внешнее, физическое опосредствовано через сознание, через пси­хику; психика же есть первичная, непосредственная данность. В своей непосред­ственности она замыкается во внутренний мир и превращается в сугубо личност­ное достояние. Каждому субъекту даны только явления его сознания; они даны только ему и принципиально недоступны другому наблюдателю. Возможность объективного познания чужой психики, которое могло бы быть лишь опосредст­вованным, неизбежно отпадает. Но вместе с тем невозможным становится объек­тивное познание психики и со стороны переживающего ее субъекта. Крайние и, в сущности, единственно последовательные интроспекционисты утверждали, что данные интроспекции абсолютно достоверны3. Это значит, что их нельзя опро­вергнуть; это так же справедливо, как и то, что их нельзя подтвердить. Если пси­хическое непосредственно и не определяется в собственном своем содержании объективными опосредствованиями, то нет вообще объективной инстанции для того, чтобы проверить данные интроспекции. Возможность проверки, отличаю­щей знание от веры, для психологии, таким образом, отпадает.

Нужно различать самонаблюдение как наблюдение, направленное на самого себя, на самопознание, и собственно интроспекцию, т. е. определенную порочную трактовку самонаблюдения. Суть интроспекционизма и интроспективного само­

понимание объективности абсолютной идеи Гегелем, у которого реально существующий субъект исчезает в идее, подставляемой на его место, и представление о субъекте и его существовании, исхо­дящее от родоначальника современного экзистенциализма Кьеркегора (S. Kierkegaard), согласно которому человек тем менее существует, чем более объективно он мыслит, это — при всей их проти­воположности — две стороны одной и той же ложной концепции. Лишь субъективистическое пони­мание субъекта и субъективности, общее как субъективизму, так и тому ложному объективизму, ко­торый является его оборотной стороной, мешает это понять. Гуссерль выразил этот тезис интроспекционизма в положении: для психического сущность и явле­ние совпадают.

Очень ярко и последовательно эта точка зрения в русской литературе сформулирована Гротом, См. его «Основания экспериментальной психологии», опубликованные в качестве введения к вы­шедшему под его реакцией переводу «Очерка психологии» Вундта (М., 1897).


наблюдения и его порок не в том, что в нем познание субъекта направлено на са­мого себя. Никак не приходится отрицать возможности и необходимости самопо­знания, самосознания, самоотчета в целях самоконтроля. Направленность на само­го себя в интроспекции не исходная, не основная, не определяющая, а производ­ная черта. Смысл интроспекции — в утверждении самоотражения психического в самом себе: психическое — замкнутый мир «чистого» сознания, обособленного от материального мира; это дух, познающий себя через самого себя, непосредствен­но, минуя всякое материальное опосредствование.

Необходимость идти к познанию психики других людей через их поведение, через материальное опосредствование очевидна. Поэтому интроспекционизм об­ращается к самонаблюдению, которое как будто позволяет миновать всякое опо­средствование через материальное. Здесь представляется иллюзорная возмож­ность осуществлять познание психического, собственных переживаний субъекта, не выходя за пределы психического, оставаясь якобы в обособленном от матери­ального, замкнутом духовном мире чистого сознания. В этом корень зла; против этого должна быть направлена критика, а не против самонаблюдения как такового.

Отрицание интроспекции и интроспекционизма никак не означает отрицания возможности самонаблюдения (в смысле наблюдения над самим собой). Отри­цать самонаблюдение у человека означало бы в конечном счете отрицать самосо­знание, возможность самопознания. Самопознание же возможно и необходимо. Самонаблюдение может давать реальное познание, если оно не превращается в интроспекцию в вышеуказанном специфическом смысле, если оно строится, как и познание других людей, путем психологического анализа данных поведения'. В испытании жизни познаем мы самих себя. Нередко какой-нибудь наш поступок или реакция на поведение других людей впервые открывает нам самим глаза на чувство, которое до того мы до конца не осознавали. Самопознание и процесс са­мосознания такие, как они на самом деле есть, так же мало оправдывают интрос­пекционизм и отвечают идеалу интроспекции, интроспективного самонаблюде­ния, как и психологическое познание других людей.

Интроспекция как метод предназначалась специально для того, чтобы добы­вать «чистое» психологическое содержание, обособленное от материального мира. Основное требование, которое теоретики интроспекции и интроспективной тео­рии сознания предъявляли к самонаблюдению (интроспекции) состояло именно в том, чтобы вычленить психическое содержание из всякой «предметной отнесен-

* Однако при оценке исследований, строившихся на данных самонаблюдения, надо учитывать одно существенное дополнительное обстоятельство. Исследования эти строятся обычно на данных само­наблюдения испытуемых. Недостаток использования исследователем данных самонаблюдения ис­пытуемых заключается прежде всего в своеобразном смешении функций, попросту говоря в том, что исследователь при этом передоверяет свои функции испытуемому и сам превращается в прото­колиста, регистрирующего данные, не являющиеся результатом его исследования. Показания же са­монаблюдения испытуемых, не ставящих себе исследовательских целей, по большей части не удов­летворяют требованиям, предъявляемым к подлинно научному наблюдению, не заключают в себе достаточного анализа данных наблюдения, основанного на их всестороннем сопоставлении. Итак, самонаблюдение не только возможно, но и необходимо. Наблюдение за собой в принципе не менее возможно, чем наблюдение за другими людьми. Оно может быть и столь же объективно, как и наблюдение за другими людьми, оно только должно и может удовлетворять тем требованиям, кото­рые вообще предъявляются ко всякому наблюдению, для того чтобы результаты его могли быть признаны объективными, т. е. научными.


ности». Очень обнаженно эта порочная тенденция выступила у Титченера. Ос­новная «ошибка», которую, по мнению Титченера, делают «наивные» люди, не вытренированные специально для интроспекции, когда им предлагают дать отчет в том, что они переживают, ощущают, думают, заключается в том, что они при этом упоминают об объекте своих восприятии и представлений, о предмете своих ощущений и переживаний, о предмете своих дум. Эту «ошибку» Титченер назвал ошибкой стимула (stimulus error); она, согласно Титченеру, заключается в указа­нии на объект, служащий «стимулом» переживания, ощущения, мысли и т. п„ ко­гда требуется охарактеризовать эти последние. Конечно, предмет мысли и мысль о предмете — не одно и то же. Но интроспекционист, как будто прикрываясь ино­гда этим положением, утверждает другое: в самой мысли о предмете он хочет ото­рвать мысль от предмета. Так Титченер и приходит к своему психологическому «экзистенциализму», утверждающему психическое как бытие особого рода, суще­ствующее якобы безотносительно к материальному объективному миру.

Таким образом, ясно, что теория интроспекции и теория отражения — это про­тивоположности: одна отрицает то, что утверждает другая. Только теория отраже­ния и ее понимание субъективности психического отвечает действительному по­ложению дел: мысль неотделима от своего предмета, ощущение — от ощущаемого объекта, образ, восприятие от вещи, отображением которой он является. Поэтому субъективность психического — не абсолютная, не метафизическая; субъектив­ное по форме, оно объективно по своему предметному содержанию, по своему ис­точнику; это — во-первых. С этим связано второе: в субъективном образе объек­тивного мира субъект познает прежде всего объективный мир, а не самого себя, не субъективную обусловленность своего образа. Эту последнюю он осознает как раз меньше и позже всего. Акт самонаблюдения, обращенный на самого себя, на субъективно переживаемое, может отсутствовать, а сложившийся у субъекта образ объективного мира будет делать свое дело, выполнять свою объективную роль — соответственно регулировать поведение, действия человека. В этой объективной роли, выполняемой образом в жизни и деятельности человека, в службе, которую образ несет, заключается его бытие, которое отнюдь не сводится к тому, что образ субъективно переживается. Он может существовать и действовать, не становясь предметом самонаблюдения. Когда он становится предметом самонаблюдения, субъективно переживаемым, бытие его этим не исчерпывается. Поэтому психоло­гическое состояние субъекта может выступать в его самонаблюдении не адекват­но. То, что люди сами о себе думают и что они на самом деле есть, далеко не всегда совпадает. Мало того, самое осознание своих собственных переживаний в акте самонаблюдения — тоже не только субъективное переживание, а объективный факт, имеющий объективные последствия. Человек, осознав свои переживания, служащие мотивами его поведения, действует иначе, чем человек, их не осознав­ший. В этом и заключается объективное бытие актов самосознания, самонаблюде­ния. И в самом самонаблюдении бытие психического не сводится к его данности переживающему субъекту.

Преодоление субъективизма в понимании психического никак не означает от­рицания его субъективности. Как раз наоборот. Раскрытие подлинного научного понимания субъективности необходимо ведет к преодолению субъективизма, опи­рающегося на обособление субъективного от объективного.


Отвергая и преодолевая субъективизм, мы не отвергаем, а утверждаем субъек­та и субъективное — субъективный, личный, «внутренний мир» человека в его ис­тинном понимании. Речь идет лишь о том, чтобы вывести его из уединения, кото­рое его обедняет, преодолеть обособление, от которого он неизбежно оскудевает, раскрыть и сделать доступными, близкими для субъективности человека дали и горизонты мира, укрепить связь «внутреннего мира» индивида с большим миром человечества, вселенной. (Лирика — подлинная, сокровеннейшая стихия душев­ной жизни человека — это, в сущности, и есть не что иное, как глубочайшая, ин­тимнейшая субъективность, способная, выходя из своего уединения — в лице пре­жде всего другого человека — обнять весь мир. ) Для преодоления субъективизма и утверждения субъективности в ее истинном понимании надо прежде всего пре­одолеть обособление психического, сознания от мира, от объективной реальности

Мы говорили до сих пор об идеальности психического и его субъективности в общей форме, не специфицируя этих характеристик применительно к различным формам или уровням познания. Между тем и идеальность и субъективность вы­ступают по-разному в восприятии и мышлении. На разных этапах или уровнях познания изменяются и они сами и их соотношение.

Психическое как идеальное в отношении к вещи, к материальному предмету — это, как выше отмечалось, лишь момент, сторона, аспект в отношении субъекта познания и действия к объективной реальности; на разных ступенях чувственного познания этот аспект идеального выделяется в более сложном целом — в познава­тельном отношении субъекта к объективному миру лишь при его анализе — в ре­зультате научной абстракции. Положение меняется уже с включением слова; объ­ективированное в нем чувственное содержание начинает объективно выделяться как идеальное. Еще по-иному выступает идеальность содержания понятия, объек­тивированного в слове, включенного в систему знания. В системе исторически сложившегося знания идеальное содержание выступает для субъекта как некая реально выделившаяся «объективная реальность» (наподобие того, как — по заме­чанию Маркса — абстракция труда вообще приобретает реальность с развитием капиталистического общества). В качестве идеального реально выступает по пре­имуществу понятие. Не случайно именно оно обособлялось и противопоставля­лось объективным идеализмом материальному миру чувственно данных вещей.

Аналогично конкретно-различный смысл приобретает в восприятии и мышле­нии также положение о субъективности (и объективности) познания. Восприятие объективно в том смысле, что его объектом являются сами вещи и явления дейст­вительности (см. об этом ниже); но при этом в рамках восприятия выступающий в нем суммарный эффект взаимодействия субъекта с объектом познания не может быть расчленен так, чтобы чувственный образ вещи и ее свойств был однозначно определен только самой вещью. Так, например, ощущение тепла, которое дает ру­ка, прикасающаяся к какому-нибудь телу, не однозначно характеризует тепловое состояние этого последнего, поскольку это ощущение определяется не только те­пловым состоянием тела, а зависит и от состояния субъекта, его воспринимающе­го аппарата, от того, к каким — более теплым или более холодным — телам при­касался человек до того. Невозможность в рамках только чувственного познания до конца расчленить суммарный эффект взаимодействия субъекта с объектом


и прийти, таким образом, к однозначному, инвариантному определению свойств объекта, зависящему только от них самих, и обусловливает объективную необхо­димость перехода познания к отвлеченному мышлению.

Можно, конечно, дать общее определение объективности познания, распро­страняющееся на все формы, на все ступени познания: объективность познания в этом общем ее значении — это адекватность познания бытию; можно указать и об­щий для всех ступеней или форм познания критерий объективности: этот крите­рий — практика. Но вместе с тем на каждой ступени познания по-иному выступа­ет объективность и субъективность. Восприятие в его первичных формах — это по преимуществу созерцание более или менее непосредственно данного объекта;

процесс восприятия как таковой в сознании не выступает (если не включать в вос­приятие целенаправленное наблюдение, которое является, собственно, чувствен­ным мышлением). Мышление скорей выступает как мыслительная деятельность человека, субъекта мыслительной деятельности; в этом смысле в мышлении в боль­шей мере, чем в восприятии, выступает его «субъективность» — в первом из выше выделенных, более общем значении этого слова; вместе с тем по содержанию аб­страктное мышление достигает такой объективности, которая недоступна ощуще­нию и восприятию.

Для того чтобы проблема субъективного — объективного (а также идеального) выступила в своих конкретных формах, надо обратиться к анализу самого про­цесса познания.

4. Процесс познания. Восприятие как чувственное познание мира

Познание, начинаясь с ощущений и восприятии и продолжаясь отвлеченным мыш­лением в понятиях, представляет собой единый процесс. Поскольку ощущение и понятие существенно отличаются друг от друга, есть все основания различать в этом процессе разные звенья и даже констатировать известный «скачок», кото­рый совершает познание, переходя к отвлеченной мысли. Однако нельзя все же — как это нередко делают — обособлять и внешне противопоставлять друг другу чув­ственную и логическую или рациональную ступень познания. Их внешнее проти­вопоставление не выдерживает критики и не соответствует действительному хо­ду процесса познания.

Нетрудно убедиться, что чувственное и абстрактное взаимосвязаны. Прежде всего никакое отвлеченное познание невозможно в отрыве от чувственного. Это верно не только в том смысле, что любое теоретическое мышление исходит, в ко­нечном счете, из эмпирических данных и приходит даже к самому отвлеченному содержанию в результате более или менее глубокого анализа чувственных данных, но и в том, более глубоком смысле, что то или иное, пусть очень редуцированное чувственное содержание всегда заключено и внутри отвлеченного мышления, об­разуя как бы его подоплеку. Во всякое понятийное обобщение, как правило, вкра­плена чувственная генерализация. Чувственные элементы, включенные в отвле­ченное мышление, то и дело выступают в виде чувственных схем, интуитивных решений отвлеченных проблем и т. д.


С другой стороны, в ходе познавательного процесса и чувственная его сторона непрерывно обогащается. С включением исходных чувственных данных во все. новые связи восприятие непрерывно преобразуется и углубляется. Для того чтобы в этом убедиться, стоит только сопоставить восприятие показаний какого-нибудь научного прибора человеком, ничего не знающим о явлениях, которые показания этого прибора сигнализируют, с восприятием ученого, умеющего эти показания прочесть: те же чувственные впечатления приобретают в последнем случае новое значение, в них воспринимается новое объективное содержание.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.