Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





чаях ничто не оживляет в нас воспоминания — когда само прошлое для нас мерт­во, когда оно утратило для нас былое значение. 5 страница



Очевидно, что, если бы мышление никак не отвечало логическому строю объ­екта мысли, не было бы логики и в мыслях. В фактическом ходе формирования мышления в процессе индивидуального развития логический строй объекта мыс­ли определяет строение мышления и через его посредство логику мыслей.

Ход исторического развития системы научного знания приводит к выявлению все новых логических форм, отвечающих природе объекта. Так, логика Аристоте­ля выразила закономерности классифицирующего естествознания. Новейшие исследования по математической логике выявили новые логические операции, выходящие за пределы аристотелевских силлогистических умозаключений, и от­крыли возможность разрешать логические задачи, недоступные для традицион­ной логики, сложившейся на основе достижений предшествующего этапа разви­тия научного познания.

В ходе исторического развития научного познания, прежде чем человечество пришло к осознанию законов логики и сформулировало их как таковые (впервые у Аристотеля и затем далее вплоть до Буля и его продолжателей), отраженная

а наука, раскрывающая внутреннюю сущность человеческой жизни, подлинно человеческих отно­шений. Она вскрывает условия, которым удовлетворяют подлинно человеческие отношения, и затем уже формулирует эти условия как нормы поведения, как требования, которые должны быть соблю­дены в отношениях между людьми. Идеал, который формулирует этика, приобретает реальное зна­чение, если при этом учитываются возможность и перспективы развития человеческих отношений. Этика неотрывна от политики, но не сводится к политике. Человеческие отношения, определяемые этикой, это отношения общественно-обусловленные (как все в человеке), но это не общественные отношения в смысле отношений, в которые вступает общество. В этических нормах есть ядро, кото­рое сохраняет свою силу для человеческих отношений при всех изменениях политической ситуа­ции. Однако этика не может быть оторвана от конкретных реальностей политики. Этика, которая отгораживается от политики, — это маниловщина или нечто еще худшее, это ханжество и лицеме­рие, желание во всеуслышание провозгласить нравственный идеал и скрытое нежелание, чтобы он претворился в действительность, перестал быть только «идеалом», только чем-то, что должно быть, но чего на самом деле нет.


в них объективная логика бытия как объекта мысли практически осваивалась че­ловечеством в ходе всего процесса познания мира.

Мышление людей во все большей мере стало фактически совершаться в соот­ветствии с законами логики прежде, чем люди осознали самые эти законы и смог­ли перейти к мышлению на основе сознательного их применения. И после того как законы логики были осознаны, открыты, люди обычно мыслят, просто следуя логике предмета мысли, а не проделывая как бы упражнения на применение той или иной логической формулы. Этот объективный логический строй, отложив­шийся в системе научного знания, а не правила логики, первично определяет формирование мышления человека. Правила логики, с которыми потом знако­мится человек, служат для того, чтобы контролировать мысль и выправить ее в случае отклонения от правильного пути.

Можно пояснить ход формирования логического строя мысли аналогией с развитием речи. В ходе своего индивидуального развития человек овладевает грамматическим строем родного языка сперва не посредством изучения и приме­нения правил грамматики, а практически, в силу того, что грамматический строй самого языка (а не отражающие его законы или правила грамматики) в процессе общения детерминирует складывающееся грамматическое строение речи; приоб­ретаемое затем знание грамматики лишь помогает осознавать, контролировать грамматическую структуру речи. Подобно этому строение мышления в ходе умст­венного развития складывается у человека, у ребенка в соответствии с законами логики, по мере того как он овладевает системой научных знаний с отложившим­ся в них логическим строем мыслей, отражающим объективную логику предмета.

По мере того как подрастающий человек в процессе обучения овладевает сис­темой научных знаний, он практически осваивает заключенный в них логический строй мыслей. У него складывается строй мышления, детерминированный объек­том мыслительной деятельности и все более точно отвечающий все более слож­ной логической системе. Поэтому посредством логической характеристики строя мыслей, доступного ребенку, можно охарактеризовать строение мыслительной деятельности, формирующейся у него на данной ступени развития*.

Таким образом, «классическая» логика и «классическая» философская психо­логия были не совсем неправы, утверждая, что законы логики в какой-то мере вы­ражают и фактическую структуру мышления. Но выражая структуру мышления, поскольку мышление в той или иной мере отвечает им, законы логики не опре­деляют, однако, причинно процесса мышления, как полагали «логицисты» в пси­хологии, — так же как психологические законы, отражающие объективную зако­номерность процесса мышления, не обосновывают законов логики, как думают «психологисты» в логике.

Ошибка психологизма заключается не в том, что он рассматривал познава­тельную деятельность индивида как психический процесс, а в том, что он пытался свести логические соотношения между содержанием мыслей, являющиеся усло-

' Попытку дать такую характеристику различных уровней развития мышления ребенка, выражая в формулах логики доступный им на каждой ступени строй мыслей, сделал в своих работах Пиаже. См. Piaget J. Logic and Psychology. II «Psychological Development of Operations», p. 18-22; IV «Conclusion: The psychological Meaning of the logical Structures». — P. 38-48. — Manchester Univer­sity Press, 1953.


виями их адекватности бытию, к соотношению различных этапов мыслительного процесса и в их зависимости от условий его протекания. Несостоятельность пси­хологизма состоит, следовательно, в том, что познавательная деятельность высту­пает для него только в том аспекте, который характерен для психологического ис­следования (а не в том, что она вообще выступает и в этом аспекте), в том, что он сводит логические отношения между мыслями к психологическим закономерно­стям, выражающим взаимоотношения между последовательными этапами про­цесса мышления, т. е. — в конечном счете — в том, что он смешивает две разные системы отношений, в которые объективно входит познание мира индивидом и в которых оно должно быть изучено.

С другой стороны, фиксируя логические соотношения, существующие между мыслями, адекватными бытию, не приходится игнорировать того, что речь при этом идет о логической характеристике познавательной деятельности в ее резуль­тативном выражении. Ошибка логицизма в психологии, параллельная ошибке психологизма в логике, заключается в том, что логические закономерности, вы­ражающие соотношения между мыслями, подставляются на место закономерно­стей, выражающих соотношения между последовательными этапами процесса мышления. Отвергнута должна быть именно эта подстановка, это смешение раз­ных систем связей, отношений, в которых выступает познавательная деятель­ность индивида, а не возможность (и необходимость) дать и психологическую и логическую характеристики одной и той же познавательной деятельности челове­ка. То, что обычно обозначают как логический процесс — анализа, синтеза, индук­ции и т. д., — это на самом деле не особая, логическая деятельность, а познаватель­ная деятельность, взятая в ее логическом выражении. Это частное выражение общего положения о единстве логики и теории познания.

Особых логических процессов, логических процессов в «чистом» виде (обо­собленных от познавательных процессов, допускающих не только логическую, но и психологическую характеристику) у индивида не существует. (В этом заключает­ся объективная основа для отрицания операций, процессов, деятельности в сфере «чистой» логики Расселом, Кутюра и др. ) Логическая операция — анализа, синте­за, вывода и т. п. — это познавательный акт, определенный через логические соот­ношения отправного пункта познавательного процесса и его результата. В плане психологического исследования исходным и в этом смысле основным является не операция, а процесс. Операция — это психический процесс, уже сложившийся в определенную логическую структуру, а психический процесс, если это процесс мышления, как правило, есть операция в стадии становления.

В логическом исследовании познавательный акт выступает в качестве опера­ции, в психологическом — в качестве процесса; за каждой операцией психологи­ческое исследование должно вскрывать процесс ее формирования и применения. Превращение в психологическом исследовании операций в исходные единицы грозит стиранием всякой грани между психологическим исследованием и иссле­дованием логическим'.

Проблема операций и отношений осложняется другой, связанной с ней проблемой - операции и действия, мышления и практической деятельности.

В логике Гобло (GoblotEd. Traite de Logique. - Paris, 1929) выдвигал мысль, что нервом всякого рас­суждения является действие и притом не особое умственное действие, а в уме воспроизведенное рактическое действие. Этот неверный тезис, стирающий, по существу, всякое различие между


Говоря о процессе познания, нельзя, очевидно, ограничиться только процес­сом индивидуального познания, познания мира индивидом, нужно иметь в виду и процесс исторического развития знания; самый процесс познания мира индиви­дом опосредствован развитием познания мира человечеством, историческим раз­витием научного знания, как, с другой стороны, процесс исторического развития научного знания опосредствован познавательной деятельностью индивидов. (Изу­чение этого последнего, т. е. процесса познания, мышления индивида, опосредст­вованного процессом исторического развития познания, результаты которого ин­дивид осваивает в процессе обучения, составляет предмет психологии; изучение же исторического развития познания — предмет теории познания, гносеологии, эпистемологии — теории научного познания. ) Процесс исторического развития познания есть, по существу, процесс развития знания, он по преимуществу имеет дело с соотношением объективированных результатов познания, исторически проверенных и консолидировавшихся в систему науки. В применении к ним за­кономерно выступает логическая, а не психологическая характеристика познава­тельных процессов. При этом, однако, так же как индивидуальное познание и мышление индивида опосредствовано общественно-историческим развитием зна­ния, исторический процесс развития научного знания опосредствован познава-

практической и теоретической деятельностью, между действием и познанием, Гобло пытается обос­новать посредством верного и важного положения, что в своей основе рассуждение заключается не в соотношении принципов между собой, а во введении в ход рассуждения все новых объектов, в оперировании этими последними в соответствии с принципами. Этим доказывается невозможность сведения рассуждения к соотношению принципов, необходимость оперирования над объектами рассуждения, но не оправдывается сведение теоретического познавательного акта к умственно со­вершающемуся воспроизведению практического действия; действие, согласно этой концепции, не нуждается в познании, а познание ничего не прибавляет к действию. В психологии Жане и его продолжатели, не отожествляя прямо мыслительную операцию или умст­венное действие с практическим действием, стали трактовать операцию, умственное действие как «интериоризованное» внешнее практическое действие, как результат перехода последнего во внут­ренний план. Логика этой концепции ведет к тому, что мышление превращается в редуцированный дубликат действия, воспроизводит его особенности, а не отражает свой объект. В мыслительной деятельности выступает то, что она есть деятельность, и сводится более или менее на нет то, что она — мышление, познание. Между тем действие человека требует познания и невозможно без него. Практическое действие не может быть сведено к внешнему деланию, к оперированию, к своей ис­полнительской части, к движениям, посредством которых оно осуществляется. Оно необходимо включает и чувственную, познавательную часть; самые движения, посредством которых осуществ­ляется действие, тоже «афферентируются», управляются, регулируются чувственными сигналами, ощущениями. Чувственное познание включается в действие как его необходимая составная часть, как его регуляторный «механизм». Поэтому нельзя, разрывая единство подлинного действия и под­ставляя внешнюю исполнительскую часть действия на место последнего в его целостности, выдви­гать действие, сведенное к его исполнительской части, как первичное, пытаясь представить вырван­ное из него познание как нечто производное от него, как его идеальный, «умственный» дубликат. Практическая деятельность, действительно, предшествует теоретической; в процессе исторического развития идеи сначала вплетены, как говорил Маркс, в практическую деятельность, лишь затем производство идей выделяется в особую теоретическую деятельность. В ходе индивидуального раз­вития человек (ребенок) тоже сначала решает задачу посредством проб в плане внешнего действия с предметом и лишь затем — в плане внутреннем, идеальном. Однако этот переход от решения задачи посредством проб в плане внешнего действия к решению в идеальном, внутреннем плане означает не переход от практического действия без познания к познанию без практического действия; он означает переход от низшего уровня необобщенного познания условий действия, при котором решение не может быть достигнуто иначе как посредством ряда единичных проб, к более высокому, обобщенно­му его уровню, при котором единичные пробы, естественно, отпадают. Это переход, связанный с из­менением характера познания, при котором всегда сохраняется взаимосвязь познания и действия.


. тельной деятельностью индивидов, людей, трудами которых осуществляется раз­витие научного знания.

Таким образом, уясняется соотношение психологического, гносеологического и логического подходов к познавательной деятельности. Этим преодолевается как антипсихологизм объективного идеализма, так и психологизм субъективного идеализма. Сформулированное выше положение, согласно которому знание, его идейное содержание, как бы ни было оно объективно, никогда не возникает поми­мо познавательной деятельности человека как субъекта познания и не существует безотносительно к ней, приобретает теперь совершенно определенный смысл, ис­ключающий всякую возможность соскальзывания в психологизм, т. е. субъектив­ный идеализм.

За обособлением идей от чувственно данных вещей падает и обособление их от познавательной деятельности субъекта. Идеи включены в познавательное от­ношение человека к объективной реальности, в познавательную деятельность субъекта, взаимодействующего с миром. Отношение образа, идеи к вещи, в кото­ром психическое и выступает в качестве идеального, является лишь моментом во взаимоотношении человека как субъекта с объективным миром. Характеристика психического как идеального выражает выделяемую научной абстракцией сторо­ну, аспект характеристики психического как субъективного.

3. О психическом как субъективном

Отношение человека как субъекта к объективной реальности — это исходное, ос­новное отношение для постановки гносеологической проблемы. В этой связи пси­хическое выступает как субъективное.

Марксистский диалектический материализм преодолевает ограниченность все­го домарксовского материализма, для которого, как указывал Маркс1, бытие вы­ступало только в форме объекта, вследствие чего субъект целиком отдавался в ве­дение идеализма. Для марксизма бытие выступает не только в форме объекта и его созерцания, но и в форме субъекта и его деятельности. Единство (диалектика) субъекта и объекта обнаруживается как в практической деятельности человека, так и в познании. В своей практической деятельности человек может осуществить свою цель и соответственно этой цели изменить объект, лишь сообразуя свои дей­ствия с собственной природой объекта, на который он воздействует. В познании деятельность субъекта заключается в том, чтобы выявить объект, обнаружить его собственную природу.

Для того чтобы материалистически понять бытие не только в форме объекта, но и в форме субъекта, надо прийти к подлинному научному пониманию субъек­тивности. Психология — плацдарм, на котором конкретно решается эта задача. Речь идет не о том, чтобы отрицать субъективный характер психического, а о том, чтобы неверному, идеалистическому пониманию субъективности психического противопоставить научное понимание субъективности и объективности и таким образом преодолеть субъективизм в понимании психического.

Противоположность субъективного и объективного — это гносеологическая противоположность. В корне неверно переносить это противопоставление субъ­ективного объективному — как это нередко делается — на отношение психическо-

См. Маркс К. и Энгельс Ф. Избр. произв. т. II. - С. 383.


го и его материального субстрата, психического и физиологического1. Трактовать отношения психического к нервному как отношение субъективного к объектив­ному — значит утверждать, что отражательная деятельность мозга объективна лишь в своем физиологическом выражении; это значит отрицать возможность объективного научного познания психического как якобы лишь субъективно пе­реживаемого. Соотнесение психического и физиологического как субъективного и объективного приводит к выводу, что законен и возможен только один путь ис­следования отражательной деятельности мозга — путь исключительно физиоло­гического ее анализа. Поиски объективного метода в психологии на такой основе беспредметны. Толкование «слития» психологического с физиологическим как единства субъективного и объективного, по существу, исключает возможность объективного, т. е. научного, психологического познания. Это понимание соотно­шения психического и физиологического следует отвергнуть как неверное. Рас­пространение противоположности субъективного и объективного на психическое и его материальный физиологический субстрат означает отрицание психологии как науки, как объективного знания. На самом же деле отражательная деятель­ность мозга в целом — в своей психологической характеристике, так же как и в физиологической, — есть объективная реальность. Только таким образом расчи­щается путь для психологического познания и создаются первые предпосылки для построения психологической науки.

Неправильная попытка переноса противоположности субъективного и объек­тивного на соотношение психического и физиологического является показатель­ной иллюстрацией исходного положения (см. гл. I) о том, что в каждой специфи­ческой системе отношений психическое получает свою, к нему именно относя­щуюся, понятийную характеристику (как идеального, субъективного и т. п. ). Не­правомерно фиксировать какую-либо из этих характеристик как универсальную и распространять ее на психическое в целом в любой системе отношений.

Понятие субъективного противостоит понятию объективного. Что прежде всего следует разуметь под объектом и объективным? Термин объективный в настоя­щее время неоднозначен. Под объективными свойствами бытия, действительно­сти и т. п. разумеют собственные свойства бытия, действительности того или иного явления такими, каковы они есть — в отличие от того, какими они представляют­ся тому или иному субъекту, воспринимающему их. Противоположность объек­тивного субъективному означает здесь разграничение того, что на самом деле есть, от того, каким оно представляется неадекватному ему познанию субъекта.

' Значительную роль в распространении такой точки зрения у нас сыграл доклад А. Г. Иванова-Смо­ленского на Павловской сессии Академии наук СССР и Академии медицинских наук. Докладчик выдвинул тезис, что психическая деятельность есть «единство субъективного и объективного». Но обосновывая это положение, Иванов-Смоленский привел сначала высказывания Ленина, которые все касаются только отношения психического как субъективного образа к объективному миру, а за­тем подвел под ту же формулу «наложение явлений психической деятельности на физиологические факты, " слитие" психологического с физиологическим, установление соотношений и совпадение между тем, что было ранее описано субъективно-психологическим путем, и тем, что получено путем объективно-физиологического исследования" (Научная сессия, посвященная проблемам физиоло­гического учения академика И. П. Павлова: Стенографический отчет. — М„ 1950. — С. 69 и 70). Формула «единство субъективного и объективного» для характеристики связи отношения психиче­ского к его физиологическому нервному субстрату получила у нас в последнее время широкое хож­дение и почти всеобщее признание. Между тем это — порочная формула.


Когда познание адекватно своему объекту или'асимптотически приближает­ся к адекватности, характеристика объективного переносится на само познание. В этом случае противоположность объективного и субъективного есть противо­положность адекватного и неадекватного познания.

Но и по отношению к адекватному и в этом смысле объективному познанию сохраняется противоположность познания и объекта. Бесспорно, что все в бытии всегда объективно — в первом смысле — оно есть то, что оно есть, независимо от того, каким оно познается и даже от того, познается ли оно вообще. Однако и того, что бытие «объективно» в этом смысле, т. е. что оно независимо от того, как оно познается и познается ли оно вообще, никак не следует, что можно отожествлять понятия бытия и объекта. Из этого следует как раз обратное.

Для сознания субъекта бытие всегда выступает как противостоящая ему объ­ективная реальность. Там, где есть сознание, есть и это противопоставление; где есть сознание, бытие выступает перед ним в этом качестве. Сознание невозможно без отношения к бытию как объективной реальности, однако бытие, мир может существовать и не становясь объектом для субъекта, для его сознания, может су­ществовать и не выступая в этом качестве.

В отожествлении понятия бытия и объекта' в признании бытия только в фор­ме объекта заключался, как выше отмечалось, главный недостаток всего домарксовского материализма. Отожествление понятия бытия и объекта использовал, с другой стороны, идеализм. Субъективный идеализм отрицает независимое от субъекта существование бытия — на том основании, что в качестве объекта оно существует только для субъекта. Это ложный аргумент: объект б этом качестве существует только для субъекта, но бытие существует не только в качестве объек­та для субъекта. Чтобы быть объектом для кого-нибудь, надо существовать, но чтобы существовать, не обязательно быть объектом для субъекта. Неверно не то,

) Мы различаем, таким образом, понятия объекта и бытия. Первое представляет собой гносеологиче­скую, второе — онтологическую характеристику. Нельзя абсолютизировать ни одну, ни другую. Из гипостазирования онтологической характеристики возникли все ложные проблемы метафизики, включая знаменитый онтологический аргумент. Термин «бытие» пытается определить нечто по то­му, что оно есть, но при этом неизвестным остается, что оно есть. Существование этого неизвестного никак не в состоянии определить его сущности. В конце концов «бытие» расщепляется на сущность и существование. Традиционная метафизика пыталась — безуспешно — вывести из сущности суще­ствование. Современный экзистенциализм не видит ничего лучшего, как, сохраняя, по существу, тот же понятийный аппарат, лишь переворачивая установленные старой метафизикой отношения на обратные, признать приоритет существования и производность сущности. Особенно резко это выражено у Сартра (Sartre J. P. L'Existentialisme est un Humanisme. — Paris, 1946). При этом экзистенциализм резервирует термин «существование» для человека. Но именно по отно­шению к человеку этот термин звучит особенно неудовлетворительно. Сказать про человеческую жизнь, что она — существование, это, собственно, самое опустошительное и уничтожающее, что про нее можно сказать. Жить, да еще человеческой жизнью, это значит неизмеримо больше, чем лишь существовать. Необходима другая и более радикальная перестройка философской мысли. Дело не в том, чтобы заменить одну гипостазированную абстракцию другой (бытие сущностью или сущность существованием): нужно вообще отказаться от того, чтобы принимать ту или иную гипостазирован­ную абстракцию за первичную реальность. Исходный реальный субъект всех «онтологических» по­нятийных характеристик это Мир, Космос, Вселенная. В фундаменте ее — неорганическая материя. Мир, Космос, Вселенная имеют свою реальную историю. В ходе ее совершается переход от неорга­нической материи к материи органической, ко все более и более сложным и высоким формам жиз­ни, каждая из которых имеет свой способ существования. Все онтологические характеристики вы­ступают в системе отношений, складывающихся внутри Вселенной.


что в качестве объекта нечто существует только для субъекта; неверно, что бытие существует только в качестве объекта для субъекта. Бытие существует и незави­симо от субъекта, но в качестве объекта оно соотносительно с субъектом. Вещи, существующие независимо от субъекта, становятся объектами по мере того, как субъект вступает в связь с вещью и она выступает в процессе познания и действия как вещь для нас. Объективной реальностью в смысле объекта для субъекта бытие, материальный мир становится в ходе эволюции, когда в процессе его развития возникают индивиды, способные осознавать, познавать его. Тогда бытие выступа­ет в этой роли, в этом качестве. (Объективная реальность — это существующее и безотносительно к субъекту бытие, вещь в себе, становящаяся вещью для нас. )

Объективной истиной является познание вещи, адекватное самой вещи, по­знание, содержание которого выражает собственные свойства вещи независимо от произвола, от «точки зрения» познающего. Объективным является познание, раскрывающее собственные свойства вещи, того, что существует независимо от субъекта. Объективность выступает, таким образом, как характеристика познава­тельной деятельности субъекта. Ясна, таким образом, невозможность внешнего противопоставления субъективного и объективного.

Неправомерность обособления субъективного от объективного отчетливо вы­ступает в различении так называемых первичных и вторичных качеств, согласно которому якобы первичные качества объективны, а вторичные — субъективны. К первичным относились, например, пространственные свойства вещи — вообще свойства, которые могут быть определены на основании соотношений вещей (на­ложение одного предмета на другой и совмещение их друг с другом). К вторичным свойствам относились такие, как, например, цвет (а также вкус и т. п. ), поскольку цветом, вкусом и т. п. вещь не может обладать безотносительно к воспринимающе­му субъекту с соответствующими рецепторными приборами (органами чувств):

первые поэтому объективны, вторые — субъективны.

Такое понимание первичных и вторичных свойств обычно ведут от Локка. На самом деле теория Локка не так упрощенна. Под первичными (или «первоначаль­ными») качествами тел Локк разумеет такие их свойства, без которых ни одно тело не может существовать (к ним Локк относит плотность, протяженность, фигуру и подвижность). Эти качества порождают в нас «идеи», являющиеся их «подобия­ми». Под вторичными качествами Локк разумеет такие, которые на деле не нахо­дятся в самих вещах, но суть силы, производящие в нас различные ощущения своими первичными качествами, т. е. объемом, фигурой, связью и движением час­тиц, как цвет, звук, вкус и т. д. 1 В то время как «идеи» первичных качеств тел суть их «подобия», «идеи... вторичных качеств вовсе не имеют подобий»2. Таким обра­зом, Локк отрицает, что «идеи» вторичных качеств подобны тому в телах, что служит их причиной, основанием, что их порождает, но он не отрицает того, что «идеи» вторичных качеств имеют свое основание, причину в самих вещах. Таким образом, теория первичных и вторичных качеств Локка менее прямолинейна, чем она выступает в ходячем субъективистическом ее изложении, ограничивающемся конечными выводами из нее без учета хода мысли Локка. Локк говорит, что пер­вичные качества присущи самим телам и неотделимы от них, а вторичные «на де-

' Локк Дж. Опыт о человеческом разуме. — М., 1898. — С. 110. 2 Там же. - С. 112.


ле не находятся в самих вещах»1, но он тотчас же поясняет и уточняет эту мысль. В каком-то смысле и вторичные качества, согласно Локку, принадлежат самим вещам, но лишь как «силы», порождающие в ощущении чувственные качества (цвет, звук, запах), а не как самые эти качества или «подобия» их.

Тем не менее в целом Локк толкал на субъективистическую точку зрения, со­гласно которой вторичные качества не принадлежат самим вещам. В противовес сторонникам локковской точки зрения их противники утверждают, что и цвет, например, есть объективное свойство вещи.

Спор о субъективности или объективности вторичных качеств обычно заво­дил в тупик из-за ложной антитезы, из которой он исходил. Вопрос стоял так: либо цвет, вкус и т. п. выступают лишь в отношении к субъекту, и тогда они субъектив­ны; либо они — объективные свойства вещей, и тогда они существуют безотноси­тельно к субъекту. На самом деле — цветность как таковая существует лишь соот­носительно с субъектом, с индивидом, обладающим соответствующими прибора­ми, и вместе с тем она объективна.

Прежде всего не подлежит сомнению, что окраска предмета выражает объек­тивные свойства поверхности предмета поглощать одни лучи и отражать другие. Форма проявления этого свойства поверхности тела в виде цветности тоже объ­ективна, поскольку в виде цветности она выступает во взаимодействии с глазом, со зрительным прибором индивида, являющимся такой же реальностью, как и световые волны, на него воздействующие, и поверхность тела, которая их отража­ет. Нет поэтому оснований считать первые объективными, а вторые лишь субъек­тивными2. Думать, что свойства, выявляющиеся во взаимодействии вещей друг с другом, — это объективные свойства самых вещей, а свойства, выявляющиеся во взаимодействии вещей с органами чувств, — лишь субъективная характеристика этих последних, значит незаметно — сознательно или бессознательно — подстав­лять на место органов чувств ощущения, а на место субъекта его сознание. Если не делать этой совершенно неправомерной подстановки, то сама собой отпадет ложная альтернатива, в которую упирается спор о вторичных качествах. В форме цвета свойства вещей выступают лишь во взаимодействии с организмом, обла­дающим соответствующими приборами (органами чувств), но во взаимодействии с этими приборами3 выступают свойства самих вещей. Цвета — это не только субъективные модификации нашей чувствительности. Сам окружающий мир вы­ступает перед нами в чудесной красочности, которая чарует взор человека и про­буждает в нем художника.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.