Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





чаях ничто не оживляет в нас воспоминания — когда само прошлое для нас мерт­во, когда оно утратило для нас былое значение. 4 страница




и то, что основой этого единства служит объект. В таком понимании психических явлений получает свое исходное выражение материалистический монизм в тео­рии познания.

В гносеологическом отношении психических явлений к их объекту выступает противоположность субъективного и объективного, существенная в гносеологи­ческом плане. Однако для того, чтобы подчеркивание этой противоположности не привело к дуализму, необходимо раскрыть и то единство, в рамках которого она раскрывается. Поэтому важно подчеркнуть не только противоположность, но и исходное единство ощущений, мыслей, сознания и объективной реальности, от­ражением, осознанием которой они являются.

Идеалистическое мировоззрение исходит из замкнутого в себе внутреннего «мира» субъективных психических явлений. Находящаяся в плену у этого ми­ровоззрения философская мысль безуспешно бьется над тем, как прорваться и можно ли прорваться из этой замкнутой субъективности к объективному миру. Материалистический монизм диалектического материализма сразу же исходит из внешнего объективного мира. Отправляясь от него, теория отражения идет к психическим явлениям. Таков коперниковский переворот, осуществляемый тео­рией отражения.

Итак, первая коренная отличительная черта теории отражения диалектиче­ского материализма заключается в том, что она снимает обособление и дуалисти­ческое противопоставление образа предмету. Гносеологическое содержание об­раза (ощущения, восприятия и т. д. ) неотрывно от предмета..

Подобно тому как образ не может быть обособлен от предмета, образ неотде­лим также от процесса отражения, от познавательной деятельности субъекта.

Отрыв образа от процесса отражения означает порочную субстанциализацию об­раза, ведет к уничтожению самого предмета психологического исследования и дает простор для всяческих превратных представлений как об одном, так и о другом'. Весь процесс отражения, таким образом, мистифицируется: на одной стороне ока­зывается материальный физиологический процесс, на другой — неизвестно как выступающий из него идеальный образ. При этом образ как идеальный неизбежно противопоставляется материальному процессу и тем самым обособляется от него. (Это обособление и осуществлял Рассел, когда он стоял на позициях объективно­го идеализма. ) Не приходится специально доказывать, что признание обособлен­ного существования чего-то чисто идеального — это квинтэссенция идеализма.

' Расчленение образа и процесса, его порождающего, обособление их друг от друга является, в част­ности, основным приемом, посредством которого современные англо-американские неореалисты и прагматисты реализуют свои теоретические замыслы. Очень обнаженно и грубо это выступает — как уже отмечалось, — например, у Рассела. Так, в восприятии он отчленяет образ восприятия (percept) от восприятия (perception) как процесса Отрыв образа от психического процесса потому и нужен неореалисту, продолжателю махизма, что он развязывает руки для подстановки образа на ме­сто вещи. С другой стороны, процесс, из которого выпал образ, теряет свое психологическое содер­жание, перестает быть психическим процессом. Психическое, как предмет психологического иссле­дования, испаряется. В психологии неореалиста и прагматиста поэтому торжествует бихевиоризм' сознание изъято из человека и подставлено на место бытия. У человека, как предмета психологии, остаются только реакции!

Расчленение восприятия на образ (percept) и процесс (perception) Рассел использует как доказа­тельство своей «нейтральности» в борьбе материализма и идеализма, как свидетельство того, что он якобы стоит над обеими борющимися сторонами


В действительности мы нигде не встречаем образа как обособленно существую­щего идеального. Он не существует помимо отражательной деятельности субъек­та его мозга. При этом деятельность, в процессе которой выступает чувственный образ предмета, — это не единый акт сотворения образа, отделяющегося от чуже­родных ему материальных физиологических процессов, а координированный ряд чувственных деятельностей — чувственного анализа и дифференцировки раз­личных свойств предмета и чувственного синтеза, связывающего отдельные чув­ственные качества в цельный образ предмета. Образ связан с отражательной дея­тельностью не только по происхождению, но и по существу.

Таким образом, неразрывно связывая образ с отражательной деятельностью субъекта, теория отражения борется против всякой субстанциализации образа как идеального, против всякого его гипостазирования.

С этим связана вторая, не менее существенная черта теории отражения диалек­тического материализма, отличающая ее от Bildtheorie метафизического материа­лизма. «Основная беЭд» метафизического материализма есть, — писал Ленин, — неумение применить диалектики к Bildertheorie, к процессу и развитию познания»'.

Для представителей домарксовского материализма отражение представляло собой пассивный отпечаток вещи в результате ее механического воздействия на то, в чем она отражается. Дидро прямо сравнивал мозг с воском, на котором вещи оставляют свой отпечаток. Для домарксовского материализма отражение — это пассивная рецепция внешнего воздействия субъектом, его мозгом: для диалекти­ческого материализма — это результат взаимодействия субъекта с объективным миром, воздействия внешнего мира и им обусловленного ответного действия субъекта, его мозга. Отражение — не статический образ, возникающий в результа­те пассивной рецепции механического воздействия вещи; само отражение объек­тивной реальности есть процесс, деятельность субъекта, в ходе которой образ предмета становится все более адекватным своему объекту.

Только перейдя от статического образа, идеи к процессу, к деятельности по­знания, к конкретной диалектике субъекта и объективного мира в их взаимодей­ствии, можно адекватно разрешить проблему познания, проблему идеального и материального — основной вопрос философии.

То, что психическая деятельность есть отражение, означает вместе с тем, что отражение есть деятельность, процесс. С этим положением связана глубокая пе­рестройка самого понятия отражения, которое домарксовский материализм счи­тал отношением между вещью и ее идеальным отпечатком. В теории отражения домарксовского материализма в качестве основного выступает непосредственное соотношение вещи и образа. Для диалектико-материалистической теории отра­жения исходным является взаимодействие человека как субъекта с миром; соот­ношение этих двух реальностей выступает здесь как основное, исходное. Образ, идея существует лишь в познавательной деятельности субъекта, взаимодейст­вующего с объективным миром. Взятое в своей конкретности отношение психи­ческого к миру выступает в единстве познавательного процесса как отношение субъективного к объективному. Отношение идеи, или образа, как идеального к предмету как материальной вещи есть лишь абстрактно выделенная сторона, мо­мент, аспект этого исходного отношения. Выделение этого специального аспекта —

Ленин В. И. Философские тетради. — М.: Госполитиздат, 1947 — С. 330.


это только абстракция, правомерная, нужная абстракция, но все же абстракция, вскрывающая лишь момент, аспект, сторону реального отношения психической деятельности к миру, отношения, взятого в его конкретности. Само это отноше­ние — процесс, деятельность, взаимодействие. Включенный в этот процесс, в ко­тором он только и существует, образ выходит из якобы статического отношения к предмету. Это отношение выступает в своем истинном виде как процесс познава­тельной деятельности субъекта, в которой одно определение, один образ предмета снимается другим, более адекватным, более глубоким. В динамике этого процесса диалектически осуществляется непрерывное приближение образа к предмету, все более полное раскрытие предмета в образе, все же никогда не способное исчер­пать его бесконечного богатства (см. также главу III, § 2 и главу IV § 1 (б) настоя­щей работы).

Теория отражения диалектического материализма представляет собой, собст­венно, распространение на процесс познания принципа детерминизма в его диалектико-материалистическом понимании, согласно которому, как отмечалось вы­ше, внешние причины действуют через внутренние условия. Всякий процесс детер­минируется внешними объективными условиями, преломляющимися через внут­ренние закономерности данного процесса. Это относится и к процессу познания. Можно определить теорию отражения диалектического материализма посредст­вом распространения на процесс познания выше сформулированного принципа детерминизма.

Мышление определяется своим объектом, но объект не непосредственно опре­деляет мышление, а опосредствованно через внутренние законы мыслительной деятельности — законы анализа, синтеза, абстракции и обобщения, — преобра­зующей чувственные данные, не выявляющие в чистом виде существенные свой­ства объекта, и приводящей к его мысленному восстановлению.

2. О психическом как идеальном

В гносеологическом отношении к объективной реальности психические явления выступают как ее образ. Именно с этим отношением образа к предмету, идеи к ве­щи связана характеристика психических явлений как идеальных; именно в гно­сеологическом плане психическое выступает как идеальное. Это, разумеется, не значит, что психические явления перестают быть идеальными, когда они рассмат­риваются в другой связи, например как функция мозга. Характеристика психиче­ских явлений — как и любых других — не зависит от точки зрения, с которой они рассматриваются. Психические явления объективно как таковые всегда стоят в гносеологическом отношении к объективной реальности и поэтому они всегда со­храняют эту характеристику идеального. Но иррадиированное распространение характеристики психического как идеального за пределы той системы связей, в которой оно действительно выступает в этом качестве, на психическое в целом, во всех его связях и опосредствованиях, ничего кроме теоретической путаницы по­родить не может.

Характеристика психического как идеального относится, собственно, к про­дукту или результату психической деятельности — к образу или идее в их отно­шениях к предмету или вещи. Превращение отношения идея — вещь в основное гносеологическое отношение (каковым в действительности является взаимодействие человека как субъекта с миром) служит источником универсализации ха­рактеристики психического как идеального (см. пред. стр. ). Возникновение про­блемы идеального в платонизме недаром было связано с противопоставлением идей и чувственно данных вещей. Идеальность по преимуществу характеризует идею или образ, по мере того как они, объективируясь в слове, включаясь в систему общественно выработанного знания, являющегося для индивида некоей данной ему «объективной реальностью», приобретают, таким образом, относительную самостоятельность, как бы вычленяясь из психической деятельности индивида. На психическую деятельность идеальность распространяется опосредствованно, вторично, поскольку ее продукт, ее результат -- это идея, образ. Психическая дея­тельность идеальна преимущественно в своем результативном выражении. Про­тивопоставляться материальному психическая деятельность может лишь в каче­стве духовной, поскольку она оказывается насыщенной идейным содержанием, приобретенным в процессе общественно организованного познания.

В результате выделения анализом отношения образа или идеи к предмету или вещи выступает противопоставление идеального материальному и возникает опас­ность обособления идеального от материального, внешнего дуалистического про­тивопоставления первого второму. Вековая дискуссия по этому вопросу открыва­ется еще борьбой Аристотеля против «хорисмоса», против обособления идей от вещей у Платона.

Признание существования идеального, его специфичности и относительной самостоятельности по отношению к материальному миру чувственно данных ве­щей и вместе с тем преодоление его обособления — имеет два взаимосвязанных аспекта. Один из них связан с отношением образа, идеи к предмету, к вещи, дру­гой — с их отношением к субъекту, к его познавательной деятельности.

Путь к решению этой проблемы в первом ее аспекте открывает теория отраже­ния, реализующая в теории познания материалистический монизм. Положение, согласно которому гносеологическое содержание ощущения, восприятия и т. д. неотрывно от предмета (а то, что они образ вещи, именно это и означает), есть преодоление обособления образа, идеи от предмета; этим и определяется способ, которым теория отражения диалектического материализма завершает начатую еще Аристотелем борьбу против обособления идей.

Образ, идея (понятие, мысль), не обособимые в своем гносеологическом со­держании от предмета, вещи, от объективной реальности, существующей незави­симо от них, вместе с тем не совпадают непосредственно со своим предметом, во-первых, потому что они никогда не исчерпывают всего бесконечного богатства, всей полноты содержания предмета, и, во-вторых, потому что исходное, непосред­ственно, чувственно данное содержание его преобразуется в процессе познания — в результате анализа и синтеза, абстракции и обобщения, посредством которых мышление идет ко все более всестороннему и глубокому раскрытию бытия своего предмета. Это несовпадение идеи с чувственно данной вещью служит отправным пунктом и мнимым основанием для обособления идеи от вещи.

В неразрывной связи с вопросом об отношении образа к предмету, идеи к вещи стоит вопрос об отношении образа, идеи к субъекту, к его познавательной дея­тельности. Необходимо преодолеть обособление образа, идеи и в этом отноше­нии: идеи (понятия) не возникают помимо познавательной деятельности субъек­та, образ не существует вне отражения мира, объективной реальности субъектом.


При этом вопрос об отношении образа, идеи к объекту и его отношении к субъек­ту — это единый вопрос о месте и роли образа, идеи во взаимодействии субъекта с объективным миром.

Относительное обособление идей от вещей, содержания знания — от чувствен­но данного бытия связано с тем, что идеи, знания формируются в результате по­знавательной деятельности субъекта, путем анализа и синтеза, абстракции и обоб­щения, преобразующих исходные эмпирические данные, в которых непосредст­венно выступают вещи и явления действительности: с другой стороны, независи­мость идеального содержания знания от субъекта, его объективность обусловлена его зависимостью от бытия, отражением которого оно является. Правильное по­нимание отношения образов, идей, мыслей, идеального содержания знания к чув­ственно данным вещам и явлениям, к объекту познания, предполагает правиль­ное понимание их отношения к субъекту, к его познавательной деятельности, и, наоборот, правильное понимание отношения содержания знания к познаватель­ной деятельности субъекта невозможно без правильного понимания его отноше­ния к объекту познания; не поняв правильно одно, нельзя правильно понять и другое.

Отрицание идеалистического обособления и дуалистического противопостав­ления идеального материальному миру как объективной реальности и взаимодей­ствующему с ней субъекту не исключает относительной самостоятельности идей­ного содержания научной мысли, познания, знания по отношению как к чувствен­но данным материальным вещам, так и к субъекту, не исключает объективности идеального содержания знания.

Объективируясь в слове, продукты познавательной деятельности человека (чувственные образы, мысли, идеи) сами становятся объектами дальнейшей мыс­лительной работы. Взаимосвязь, взаимозависимость идей, понятий делает их отно­сительно независимыми от мыслительной деятельности субъекта (и от эмпириче­ски данного содержания отдельного объекта). Включаясь в эти связи, содержание познавательной деятельности субъекта выступает в преобразованном виде. Мыс­лимый в потенциально бесконечном богатстве своего, преобразованного при этом содержания, каждый член этой системы выступает уже не как мысль индивида, а как ее идеальный объект. Так, например, любое число, возникая в результате работы мысли, вскрывающей количественные отношения между множествами предметов, включается в систему, в бесконечный ряд чисел, с которым любое еди­ничное число связано определенными отношениями. В любой из этих бесчислен­ных связей с бесконечным количеством других чисел каждое число выступает в новом качестве (скажем, 4 как 3 + 1, 2 + 2, как 2х2, 22, кaк 5-1, 6-2, как 3/64 и т. д. ). В этом своем многообразии каждое число выступает как неисчерпаемый мыслью индивида идеальный ее объект.

Система, в которую, преобразуясь при этом, входят мысли индивида, продукт его познавательной деятельности, — это система научного знания, формирующая­ся в ходе общественно-исторического развития. Она выступает для мышления индивида как «объективная реальность», которую он преднаходит как сущест­вующее независимо от него общественное достояние и должен своей познаватель­ной деятельностью усвоить. В процессе обучения, неотрывного общественно ор­ганизованного познания человека, сложившаяся в ходе исторического развития система научного знания выступает перед индивидом как объект усвоения.

Через продукты психической деятельности как деятельности познавательной совершается переход из сферы психического как предмета психологического изу­чения в сферу идеального содержания знания, математического, физического и т. п. (именно оно и является идеальным в собственном смысле слова), отражаю­щего определенные стороны бытия, существующего вне и независимо от познава­тельной деятельности. Это и значит, что психическая деятельность есть отраже­ние объективной реальности или, иначе, что в результативном выражении, через свои продукты, она переходит в нечто качественно иное, специфическое — мате­матическое, физическое и т. д. знание тех или иных сторон или свойств бытия. Игнорирование этого фундаментального положения, сведение объективного иде­ального содержания знания к мыслям индивида, взятым лишь в их зависимости от последовательных стадий мыслительного (психического) процесса, который к ним привел, вне взаимозависимости объективного содержания мыслей, отражаю­щих закономерность объективной реальности, — это суть так называемого психо­логизма, составляющего ядро субъективного идеализма.

В силу своей зависимости от бытия и взаимозависимости различных частей системы знания содержание его приобретает в известном отношении независи­мость от субъекта. В этом гносеологические корни платонизма — классической фор­мы, в которой исторически выступил так называемый объективный идеализм; гно­сеологические корни всякого объективного идеализма, который обособляет идеи, идеальное содержание знания от чувственно данных вещей материального мира и вместе с тем противопоставляет их познающему субъекту его мыслительной дея­тельности. (Поскольку идейное содержание знания обособляется объективным идеализмом от познавательной, психической деятельности субъекта, объектив­ный идеализм выступает в виде так называемого антипсихологизма — подобно то­му как так называемый психологизм образует ядро субъективного идеализма. )

Позиция объективного идеализма, как и идеализма субъективного (а, в конеч­ном счете, также антипсихологизма и психологизма), связана с довлеющей над этими направлениями философской мысли ложной альтернативой, согласно ко­торой содержание знания либо объективно — тогда оно существует помимо по­знавательной деятельности субъекта, либо оно продукт познавательной деятель­ности субъекта — тогда оно только субъективно. Между тем в действительности никакие идеи, понятия, знания не возникают помимо познавательной деятельно­сти субъекта, что не исключает, однако, их объективности. Объективность знания не предполагает того, что оно возникает помимо познавательной деятельности че­ловека; все идеальное содержание знания — это и отражение бытия и результат познавательной деятельности субъекта. Всякое научное понятие — это и конст­рукция мысли, и отражение бытия.

Для платоновского объективного идеализма идеи, понятия, содержание науч­ного знания представляются непосредственно интуитивно данными*. Таким об­разом, снимается мыслительная деятельность, в результате которой и возникают понятия, идеи. В соответствии с этой исходной позицией сознание индивида рас­сматривается как простая проекция объективного состава знания. Все, что заклю-

' Такова позиция и Гуссерля и Рассела. (Здесь имеются в виду работы Рассела в ранний период его научной деятельности, когда он вместе с Уайтхедом был еще платоником, до того как он затем стал то юмистом, то берклеанцем. )


чено в объективном составе знания, непосредственно переносится в индивидуаль­ное сознание, предполагается непосредственно данным ему. Таким образом, по существу, снимается мыслительная деятельность индивида, посредством которой он, анализируя наличную систему знаний, сложившуюся в процессе обществен­но-исторического развития, переводит ее в план своего индивидуального созна­ния, усваивает ее и применяет к решению встающих перед ним задач. Мыслитель­ная деятельность индивида, процесс мышления вовсе перечеркивается: мышление как предмет психологического исследования вовсе ликвидируется объективным идеализмом. Реализуя эту установку, представители объективного идеализма платоновского типа стремились уничтожить какие бы то ни было мыслительные операции, сведя их к совокупности отношений между якобы извечно данными статическими терминами, членами этих отношений' (Рассел, Кутюра).

В отличие от платоновского идеализма в идеализме Гегеля движение мысли выступает как деятельность и опосредствование, однако сама идея превращается в субъекта, подставляется на его место. Таким образом, движение мысли сводится к движению продуктов мышления, подставляемого на место познавательной дея­тельности субъекта. Историческое развитие знаний изображается как деятель­ность субъекта.

Не подлежит сомнению, что всякая обоснованная мыслительная операция основывается на определенных логически формулируемых отношениях и их свой­ствах. Так, отношение импликации между двумя положениями (р > g; из р выте­кает g) выступает в качестве логической операции, позволяющей из двух совместно данных гипотетических положений вывести третье в силу свойства транзитивно-

1 В соответствии с этим ученые, стоящие на позициях объективного идеализма, строят теорию чисел, основы геометрии и т. д., пытаясь устранить всякую деятельность по «конструированию» новых идеальных объектов, сводя все к соотношениям изначально данных элементов. Критикуя позицию объективного идеализма, Пиаже противопоставляет ей «операционализм», вос­ходящий к Бриджмену. Нам представляется, что Пиаже без достаточных оснований как будто безо­говорочно солидаризируется с операционалпзмом Бриджмена, стоящего на позициях откровенного релятивизма. Во главу угла Бриджмен ставит зависимость результата познания от способов позна­ния (определенной величины — от способов измерения и т. п. ); при этом вовсе выпадает основная зависимость результатов познания (измерения и т. п. ) от самого объекта. Не приходится отрицать зависимости результата познания (измерения и т. п. ) от способов, которыми оно осуществляется, но эта зависимость лишь опосредует основную и решающую зависимость результатов познания от объекта, свойствами которого обусловлены и самые способы измерения. Именно поэтому при ис­пользовании различных способов измерения и вообще познания одного и того же объекта требуется соблюдение определенных закономерных отношений, позволяющих переходить от одного способа измерения, определения величины и т. д. к другому так, чтобы соблюдена была инвариантность ре­зультата. Но самую же инвариантность как основное требование к операциям, приводящим к науч­ному понятию, Пиаже выводит лишь из взаимоотношений операций, из их взаимного уравновеши­вания. В результате инвариантность выступает как будто не только как критерий, но и как основа объективности конструируемого мыслью понятия, между тем как на самом деле эта инвариант­ность — лишь индикатор его объективности, основой которой является адекватность объекту. По­нятие объективно, не поскольку оно инвариантно; оно должно быть инвариантно, поскольку оно объективно: основа в этом. В своих исследованиях мыслительных операций Пиаже подчеркивает принцип инвариантности. Пиаже рассматривает операции как высший уровень в уравновешивании индивида с внешним миром; постольку на передний план должно бы выступить познание внешнего мира, учет объективных условий жизни. Однако мыслительные операции у Пиаже нередко как буд­то выступают скорее непосредственно как способы приспособления, чем как собственно способы познания. Это и сближает Пиаже с Бриджменом. См. PiagetJ. Logic and Psychology. — Manchester University Press, 1953. - I «History and Status of the Problem». - P. 1-8.


сти (р > Я, g > г, р > г), которым характеризуется отношение «импликации». Но не менее несомненно, что сами эти логические отношения открываются в итоге мыс­лительной деятельности, в результате мыслительных операций.

Основной порок объективного идеализма платоновского образца заключается в том, что он изображает раз и навсегда данным, помимо познавательной деятель­ности субъекта, то, что на самом деле является ее результатом; он фиктивно выда­ет никогда не законченный результат никогда не завершенной познавательной деятельности за нечто изначально данное ей. Основной вывод, который следует из понимания этого порока, состоит в том, что знание, его идейное содержание — как бы ни было оно объективно — никогда не возникает помимо познавательной деятельности субъекта и не существует безотносительно к ней.

Для того чтобы это положение имело однозначный смысл и, противопоставля­ясь объективному идеализму, не открыло бы путь идеализму субъективному, пси­хологизму, не привело бы к релятивистической субъективизации человеческого знания, необходимо уточнить соотношение логического и психологического в ха­рактеристике познавательной деятельности.

Представители объективного идеализма, стремящиеся свести операции к от­ношениям между данными терминами (Рассел раннего периода, Кутюра и др. ), изгоняют всякую деятельность из сферы объективного познания (тем самым они изымают и все объективное, логическое: в понимании познавательной деятельно­сти они — психологисты). В познавательной деятельности они видят лишь ее субъективно-психологический аспект. Их логицизм является оборотной сторо­ной психологизма. Психологизм и антипсихологизм — две стороны одной и той же позиции, два проявления одной и той же исходной принципиальной ошибки. Для того чтобы по существу преодолеть как антипсихологизм объективного идеа­лизма, так и психологизм идеализма субъективного, нужно преодолеть их общую основу. Нужно правильно понять соотношение психологического и логического в познавательной, в мыслительной деятельности.

И логика и психология изучают мышление в процессе его развития. Но логика изучает его в процессе исторического развития объективированных продуктов знания; психология же имеет дело только с мышлением индивида. Всякая позна­вательная (мыслительная) деятельность индивида есть психическая деятельность, которая как таковая может быть предметом психологического исследования. Пред­метом психологического исследования является мышление индивида в причин­ной зависимости процесса мышления от условий, в которых он совершается. Психические законы — это законы мышления как процесса, как мыслительной деятельности индивида; они определяют ход его мышления в закономерной (при­чинной) зависимости от условий, в которых совершается мыслительный процесс. Логика же формулирует те соотношения мыслей (продуктов мыслительной дея­тельности), которые имеют место, когда мышление адекватно своему объекту — бытию, объективной реальности*. Значит, одна и та же познавательная деятель-

' Ясно, таким образом, что логика — не нормативная дисциплина, ее законы говорят не о том, что должно быть, а сперва о том, что есть, — о том, каким условиям отвечает мысль, адекватная своему объекту. Лишь поэтому можно затем, обратив вторично законы логики в нормы, относящиеся не к тому, что есть, а к тому, что должно быть, сказать, что мышление, чтобы быть истинным, должно следовать законам логики.

Подобно этому и этика в своей основе — не нормативная дисциплина: она первично говорит не о том, что должно быть, а анализирует то, что есть. Она не извне навязываемое морализирование,


ность индивида является предметом и психологического и логического исследова­ний. При этом процесс и его результат — образ — в познавательной деятельности индивида неразрывно взаимосвязаны. Поэтому нельзя отнести психологические исследования к процессу, взятому безотносительно к его «продукту» или результату, так же как нельзя, анализируя соотношения мыслей в познавательном содержании, вовсе оторвать их от процесса мышления, в результате которого они возникают.

Основным предметом психологического исследования является раскрытие при­чинных закономерностей того протекания процесса мышления, который приво­дит к познавательным результатам, удовлетворяющим соотношениям, выража­емым положениями логики.

Ключ к подлинному решению вопроса о взаимоотношениях психологии и ло­гики, преодолевающему как психологизм, так и антипсихологизм, заключается в том, что мысль — это одновременно и продукт мышления, результативное выраже­ние мыслительного процесса, и форма отраженного существования ее объекта. Эти два положения сочетаются в единое целое, потому что сам процесс мышле­ния детерминируется объектом, который в нем раскрывается в форме мысли. Мышление опосредствует зависимость мысли от объекта и само детерминирует­ся им. В силу этого в процессе познания «логика» бытия как объекта мысли пере­ходит в строение мышления. Мышление складывается у человека в процессе ин­дивидуального развития по мере того, как этот переход совершается.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.