Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





чаях ничто не оживляет в нас воспоминания — когда само прошлое для нас мерт­во, когда оно утратило для нас былое значение. 3 страница




логии в начале XX столетия проводят также виталисты (Дриш1 и др. ). Опираясь на Аристотеля, они стремятся противопоставить декартовскому дуализму спири­туалистический монизм2 В противоположность «нейтральному» монизму, яв­ляющемуся монизмом «эпистемологическим», в этих концепциях спиритуали­стического монизма проблема психического вновь целиком превращается в во­прос о взаимоотношениях духовной и материальной природы человека; гносеоло­гический аспект проблемы психического, его специфическое познавательное от­ношение к окружающему миру как объективной реальности опять отпадает.

Значительную роль в развитии спиритуалистических тенденций, крепнущих с нарастанием реакции, сыграл Джеме3, давший сперва толчок к появлению но­вых разновидностей «нейтрального» монизма. Спиритуалистические тенденции Джемса проявились уже в его солидаризации с концепцией Бергсона, согласно которой мозг — это не орган мышления, а лишь инструмент, посредством кото­рого мышление переходит в действие. Мозг это, по Бергсону, аппарат, посредст­вом которого мысль управляет движением и воплощается в материальном мире (Бергсон пытается доказать это положение, отвечающее его исходным позициям, интерпретацией ряда патологических фактов нарушения деятельности мозга — апраксии и т. д. ). Таким образом, мысль связана с мозгом; наличие этой связи и порождает, согласно Бергсону, иллюзию правильности материалистического по­ложения, что мозг — орган мышления; но связь эта имеет, по Бергсону, совсем другой характер, отвечающий не материалистическому, а спиритуалистическому взгляду на вещи. (Эта философская концепция определяет его психологическое учение о памяти и восприятии4. ) Джеме полностью солидаризируется с бергсоновским пониманием соотношения мысли и мозга.

После Первой мировой войны в связи с усиливающейся политической и идео­логической реакцией спиритуалистические тенденции сильно развиваются. Их наиболее воинствующим носителем становится католическая томистская психо­логия, приобретающая значительное влияние во Франции, Италии и особенно в США. Эта философия воскрешает идеи главного авторитета средневековой схо­ластики — Фомы Аквинского5.

* Driesch H. Leib und Seele. Eine Untersuchung uber das psycho-physische Problem. — Leipzig, 1920.

2 «He приходится спрашивать, — писал Аристотель в трактате " О душе". — едины ли тело и душа или они раздвоены — человек единен, а он и душа и тело». (О значении этого положения 'в истории «психофизической проблемы» и его месте в психологии Аристотеля см. «Die Geschichte der Philosophic» («Lehrbuch der Philosophic» hrsg. von Max Dessoir. Zweiter Teil, параграф о психологии;

см. особенно с. 192 и ел. )

3 В идейной эволюции Джемса прослеживается неоднократная смена вех. Некоторый фактический материал об идейной эволюции Джемса можно найти в кн. Perry R. В. In the Spirit of William James. — New Haven, Yale University Press, 1938. Перри различает в эволюции Джемса три фазы:

психологическую, феноменологическую и метафизическую. См. в указанной книге раздел III «The Metaphysics of Experience», p. 75-123.

4 См. особенно его работу «Материя и память». Beigson H. Matiere et memoire. Essai sur la relation dn corps et de Fesprit. Paris, 1914. Русский перевод: Бергсон А. Материя и память: Пер. В. Базарова // Собр. соч. - СПб., 1914. - Т. 3.

5 Появление спиритуалистических тенденций у Джемса тоже было, несомненно, связано с религи­озными мотивами, но только не католического, томистского, а лютеранского толка. Многообраз­ные тому доказательства дает его переписка, опубликованная его сыном (см. The Letters of William James, ed. by his Son Henry James, vol. 1-11. - Boston, 1920). См. также Perry R. В. The Thought and Character of William James. - Boston, vol. II, 1935, p. 330. См., в частности, письмо

 

(Одним из наиболее активных представителей и пропагандистов этой томистской психологии в США является Бреннан'. )

Не очень свежий запас своих психологических идей томизм стремится подкре­пить блоком с фрейдизмом2.

Этот блок католической церкви с фрейдизмом на первый взгляд представляется удивительным ввиду позитивистических тенденций Фрейда и роли, которую в системе его идей играет сексуальность. Однако блок этот не случаен. Фрейдист­ское решение проблемы психического носит, по существу, спиритуалистический характер. В самом деле, Фрейд, как известно, утверждает строжайший психоло­гический «детерминизм»; все психическое, по Фрейду, всегда детерминируется психическим же (бессознательное отчасти потому и нужно Фрейду, что в плане сознания такая непрерывность ряда психических явлений явно отсутствует) — это во-первых. Во-вторых, по-своему толкуя и неправомерно обобщая случаи психогенных заболеваний, Фрейд рассматривает психические явления как пер­вичные, а соматические, телесные изменения как вторичные, производные от пси­хических. Таким образом, телесные явления определялись психическими, а пси­хические — всегда психическими же. Это, по существу, спиритуалистическая постановка вопроса о психическом. Она-то и роднит в теоретическом плане фрей­дизм со спиритуалистическим религиозным мировоззрением3, подобно тому как в плане практическом, политическом реакционные круги прельщает во фрейдиз­ме то, что он выдает якобы неизменную психологическую природу человека, его органические инстинкты, влечения за причину всего поведения людей не только в личной, но и общественной жизни. Усматривая основание господствующего по­литического строя, войн и т. д. во влечениях, заложенных в природе человека, а не в общественных отношениях, фрейдизм является, таким образом, наиболее дей­ственной разновидностью реакционной идеалистической психологизированной социологии, выступающей под именем социальной психологии.

Джемса от 31 марта 1901 г. к профессору Бостонского университета методисту Borden P. Boune, в котором Джеме пишет, что «старинное лютеранское чувство» у него в крови. ' См. Вrеппап R. Е. General Psychology. An Interpretation of the Science of Mind based on Thomas Aquinas. — New York, 1937; Его же. History of Psychology from the Standpoint of a Thomist. — New York, 1945. Эти книги вышли с разрешения католической цензуры, с грифами на обложке титульно­го листа: на первой из них — архиепископа нью-йоркского, на второй — монреальского. Другим об­разчиком «томистской психологии» может служить книга: DonceelJ. F. Philosophical Psychology. — New York, 1955, вышедшая с санкции католической церкви за подписью епископа скрантонского. Эта книга также представляет собой попытку использовать некоторые экспериментальные данные для закрепления позиций католической, томистской концепции в психологии. Поучительным показателем этого блока может служить книга Мортимера Адлера. См. Аdler М. What Man has made of Man. — New York, 1938. В этой книге томист Адлер всячески поднимает на щит Фрейда (см. особенно Lecture 4. Psychoanalysis as Psychology, p. 94-123), а директор Психоана­литического (фрейдистского) института в Чикаго Александер снабжает книгу Мортимера Адлера предисловием, в котором поддерживает позиции ее автора (см. там же, р. IX-XVI). См. Nicholl D. Recent Thought in Focus. A Catholic Looks at recent Developments in Existentialism, logical Positivism, Freudianism and other modern Philosophies. — New York, 1953. Николь пишет:

«Фрейд заметил, что большое число физических недугов происходит от душевных конфликтов па­циента. Он видел, что душевные конфликты могут привести к болезни тела. Поэтому в противопо­ложность широко распространенному мнению Фрейд показал неадекватность чисто физического подхода к человеку, солидаризируясь в том вопросе с Фомой Аквинским» (р. 197). Психоаналити­ческие концепции кладет в основу своей трактовки личности и томистская психология Донсиля (см. DonceeleJ. F. Philosophical Psychology. Part five «Man as a Person». § 20. - New York, 1955, P. 288-317).


В противоположность всем разновидностям идеалистического монизма — как «нейтрального», маскирующегося, так и откровенного, спиритуалистического — и всем формам психофизического параллелизма, т. е. дуализма, материализм всегда утверждает первичность материальных процессов и вторичность, производность психического. В обосновании этого положения заключается большая историче­ская заслуга великих материалистов XVII-XVIII вв. Их идеи получили дальней­шее творческое развитие у русских революционных демократов второй половины XIX столетия. Вульгарный материализм конца прошлого столетия (Бюхнер, Молешотт), трактуя психические явления как отправление мозга, подобно выделе­нию желчи печенью, не видит качественной специфики психических явлений; он поэтому не столько решает, сколько пытается упразднить требующую решения проблему психического. Материализм Бюхнера — Молешотта рассматривает про­блему психического в замкнутой сфере внутриорганических отношений; познава­тельное отношение к внешнему миру для него никак не входит в исходную харак­теристику природы психического. Поскольку при этом психическое как изнутри детерминированное отправление организма обособляется от бытия, отражением которого оно на самом деле является, психическое лишается всякой объективно­сти. Вульгарный материализм поэтому легко соскальзывает на позиции субъектив­но-идеалистической трактовки психического. Борьба материализма и идеализма в решении проблемы духа и материи, души и тела, сознания и природы продолжа­ется и по сей день. И хотя в философии капиталистических стран преобладают различные идеалистические течения, в ней выступают и передовые мыслители, которые стремятся обосновать «новый» естественнонаучный материализм (как, например, Селларс'); а такие как Валлон прямо становятся на позиции диалекти­ческого материализма2.

Этот краткий обзор — конечно, в крайне беглых чертах — показывает, как ста­вилась проблема психического дуализмом, «нейтральным» эпистемологическим монизмом и монизмом спиритуалистическим. Каков будет наш путь? Мы видим свою задачу не в том, чтобы в противовес всем этим «измам» — догматически пре­поднести ряд хорошо известных конечных, итоговых формул диалектического ма­териализма, в которых обычно резюмируется решение так называемого основного вопроса философии. Сделать так — значило бы продемонстрировать верность бу­кве, но не духу марксизма. Марксистская философия неразрывно связана с нау­кой, т. е. с исследованием конкретных явлений; ее положения — это итоговое фи­лософское обобщение результатов научных исследований. Поэтому мы начинаем не с итоговых формул, а с выяснения существенных связей, в которых реально выступают психические явления, с тем чтобы дать характеристику психического в каждой системе связей и таким образом в результате соответствующего иссле­дования прийти к обобщающим философским положениям о природе психи­ческого.

Такой анализ вопроса о природе психического и месте психических явлений в системе существенных для них связей намечает принципиальную основу для

} См. Sellars R. W. The Philosophy of physical Realism. Ch. XVI «Consciousness and the Brain-Mind». —

New York, 1932. - P. 406-443. 2 См. Wallon H. Psychologie et materialisme dialectique. Estratto dalla Rivista «societa». Anno VII, № 2.

Giugno, 1951. См. также «Encyclopedic Francaise», t. VIII «La vie Mentale». — Paris, 1938; Henri

Wallon. Introduction a 1'Etude de la vie mentale.

его решения. Этой основой служит диалектико-материалистическое понимание взаимосвязи всех явлений в мире как их взаимодействия. Принцип детерминиз­ма, в котором диалектико-материалистическое понимание взаимосвязи явлений получает свое методологическое выражение, лежит в основе и рефлекторной тео­рии психической деятельности и гносеологической теории отражения, которые, таким образом, смыкаются в единое, монолитное, целое.

Этот предварительный анализ определяет также и узловые вопросы дальней­шего исследования. В качестве таковых выступают прежде всего два взаимосвя­занных вопроса: о гносеологическом отношении психических явлений к матери­альному миру как объективной реальности и о их связи с мозгом как органом психической деятельности. Поскольку мозг представляет собой орган, осуществ­ляющий взаимоотношения организма, индивида, человека с внешним миром, пра­вильно поставленный вопрос о связи психических явлений с мозгом неизбежно переходит в вопрос о зависимости психических явлений от взаимодействия че­ловека с миром, от его жизни. Взаимодействие человека с миром, его жизнь, прак­тика — такова реальная основа, в рамках которой раскрывается и формируется психическая деятельность как деятельность, осуществляющая познание мира и руководство действиями людей.

Из двух узловых вопросов дальнейшего исследования — как выше уже отмеча­лось — анализу должен будет сперва подвергнуться вопрос о познавательном от­ношении психических явлений к миру как объективной реальности; затем, идя в процессе познания от конечного результата к природным причинам, его обуслов­ливающим, анализ обращается к раскрытию связи психических явлений с мозгом как органом, служащим для осуществления взаимодействия человека с внешним миром. Соотнося результаты исследования обоих этих вопросов, можно будет сформулировать итоговую философскую характеристику психического.

 

 

ГЛАВА 2

Психическая деятельность и объективная реальность. Проблема познания

1. Теория отражения

Познавательное отношение человека к миру возникает с появлением психиче­ской деятельности мозга как органа, служащего для осуществления взаимоотно­шений организма с окружающим миром. Взаимодействие индивида с миром — жизнь, у человека — практика образуют онтологическую предпосылку возникно­вения познавательного отношения индивида к миру. В специфическом смысле как общественный, исторический процесс познание человека связано с появлени­ем языка. Только возникновение слова дает возможность фиксировать результа­ты познания и создает преемственность в познании, которое не сводится лишь к повторяющимся и по существу изолированным актам; появляется исторический процесс познания.

С возникновением познавательного отношения индивида к миру как объек­тивной реальности встает гносеологическая проблема.

На вопрос о том, что представляет собой познание, теория отражения диалек­тического материализма отвечает так: познание — это отражение мира как объек­тивной реальности. Ощущение, восприятие, сознание есть образ внешнего мира.

Понятие образа (Image, Bild, Picture) имеет широкое хождение в философской литературе различных направлений. Мало, значит, просто повторить исходную (или итоговую) формулу, согласно которой психические явления — ощущения, восприятия и т. д. — суть образы внешнего мира, существующего вне сознания и независимо от него. Надо еще — и это главное — уточнить то позитивное гносео­логическое содержание, которое связывается с этой формулой в теории отраже­ния диалектического материализма. Конечно, все разновидности Bildtheorie имеют и общие черты. Они заключаются прежде всего в признании существования ве­щей, независимых от их образа, — в противоположность идеалистическому «эпистемологическому» монизму (берклеанству, махизму и т. д. ), подставляющему ощущение на место вещей. Само собой разумеется, никак не приходится недооце­нивать фундаментального значения этой общей черты всякой теории отражения. Но задача, стоящая перед нами, заключается в том, чтобы, учитывая эту общую черту, выявить специфические особенности теории отражения диалектического материализма, отличающие ее от старых разновидностей теории образов.


То, что ощущение, восприятие, сознание — образ внешнего мира, в теории отра­жения диалектического материализма означает, что их гносеологическое содержа­ние неотрывно от их предмета. Образ — не идеальная вещь, существующая наряду с предметом, а образ предмета. Теория отражения диалектического материализ­ма — это реализация линии материалистического монизма в решении гносеологи­ческого вопроса о соотношении образа и вещи. Это существеннейшим образом отличает теорию отражения диалектического материализма от picture-theory (или Bildtheorie), так называемого репрезентативного реализма (Декарта, Локка и их продолжателей)'. Образ — это всегда образ чего-то, находящегося вне его. Самое понятие образа предполагает отношение к тому, что он отображает. Образом ощу­щение, восприятие и т. д. становятся лишь в силу своего отношения к предмету, образом которого они являются. Поэтому образ — не идеальная вещь, существую­щая во внутреннем мире сознания наподобие того, как реальная вещь существует в материальном мире, и вещь — это не экстериоризированный образ. Образ как таковой конституируется познавательным отношением чувственного впечатле­ния к реальности, находящейся вне его и не исчерпывающейся его содержанием.

В центре современной гносеологической дискуссии в зарубежной, особенно англо-американской философии стоит борьба репрезентационизма и презента-ционизма, т. е. теории, согласно которой познается лишь непосредственно данное, так называемые sense-data (см. дальше в главе о восприятии). Спор между этими теориями по существу воспроизводит борьбу Беркли против Локка. Репрезента-ционизм объявляет себя «реализмом»; он признает, что объектом познания яв­ляются вещи, но поскольку для него идеи — это чисто субъективные состояния, отношение идей, ощущений, мыслей к вещам оказывается лишь соответствием между разнородными по существу членами двух параллельных рядов. Презентационизм, пользуясь слабостью репрезентационизма, пытается доказать, что един­ственными объектами, действительно доступными познанию, являются непосред­ственные чувственные данные — sense-data; таким образом, презентационизм — это феноменализм.

Так называемый репрезентативный реализм исходит из обособления и внеш­него противопоставления образа и предмета, вещи. Образ превращается в некую идеальную вещь, которая существует сначала безотносительно к предмету в соз­нании, подобно тому как материальный предмет, вещь существует в материаль­ном мире. Образ и предмет представляются как две вещи, принадлежащие к двум мирам: первый — к внутреннему духовному миру сознания, второй — к внешнему миру материальной действительности. Такое понятие образа является вместе с тем и основным понятием интроспективной психологии. Репрезентативный реа­лизм стремится доказать, что эти субъективные образы, идеи все же представи­тельствуют — «репрезентируют» вещи и «соответствуют» им. Однако указанное соответствие идей вещам — при дуалистических предпосылках, из которых исхо­дит этот реализм, — повисало в воздухе. Установить наличие такого соответствия, исходя из представления «репрезентативного» реализма об «идеях» как чисто субъективных состояниях сознания, представлялось невозможным: сознание,

О так называемом репрезентативном реализме см. Roy Wood Sellaus. The Philosophy of physical Realism. Ch. II «Idealism an Interlude», § «Traditional representative Realism». - New York, 1932. -P. 31—38.


замкнутое в сфере своих «идей», никак не могло «сличить» их с вещами. Идеа­лизм, стремящийся свести истину к соответствию идей с идеями же, использовал это обстоятельство.

Основной аргумент идеализма: в процессе познания нам никак не «выпрыг­нуть» из ощущений, восприятии, мыслей; значит, нам не попасть в сферу вещей;

поэтому надо признать, что сами ощущения и восприятия — единственно возмож­ный объект познания. В основе этого «классического» аргумента идеализма лежит мысль, что, для того чтобы попасть в сферу реальных вещей, надо «выскочить» из сферы ощущений, восприятии, мыслей, что, конечно, для познания невозможно.

Этот ход мыслей заранее предполагает доказанным то, что он стремится дока­зать. Заранее предполагается, что ощущение и восприятие — это только субъек­тивные образования, внешние по отношению к вещам, к объективной реальности. Между тем в действительности вещи причастны к самому возникновению ощу­щений; ощущения, возникая в результате воздействия вещей на органы чувств, на мозг, связаны с вещами в своем генезисе.

Еще Беркли в свое время именно на критике репрезентативного реализма с его неспособностью обосновать познание внешнего мира попытался утвердить взгляд, что сами чувственные данные являются единственными объектами познания, и подставить, таким образом, чувственные данные на место вещей. Сейчас этим же путем идет неореализм. Действительно, если принять исходные посылки репрезен­тативного реализма — признание образов, идей чисто субъективными состояниями сознания (хотя бы и вызванными в нашем сознании внешним воздействием), то все попытки выйти из сферы субъективного мира, мира идей, сознания в мир ре­альных, физических, материальных вещей окажутся тщетными. Ошибка репрезентационализма, однако, не исправляется, а усугубляется, если сами эти чувст­венные данные подставить — как это делают Беркли и современный неореализм — на место вещей в качестве единственных непосредственных объектов познания.

Дуалистическое обособление образов, идей, явлений сознания от материаль­ных вещей ведет к параллелизму. Соответствие идей вещам может быть только соотнесенностью — неизвестно как и кем устанавливаемой — разнородных чле­нов двух параллельных рядов. При таком параллелизме явлений сознания и явле­ний материального мира образы и идеи могут быть в лучшем случае только знака­ми материальных реальностей, находящимися лишь в формальном соответствии с ними, совпадающими с этими реальностями по внешним соотношениям, но ни­как не раскрывающими сущности вещей. Подлинное познание вещей становится невозможным, гносеологическая проблема — неразрешимой.

Такое понимание образа неизбежно приводит к роковым последствиям. Приняв его, уже нельзя выпутаться из противоречий, из фиктивных и потому неразреши­мых проблем. Учение о восприятии увязает в необходимости разрешить загадку:

как внутренний образ сознания выносится вовне и из мира сознания проникает во внешний материальный мир вещей. Поскольку образ, согласно исходной пред­посылке, мыслится как особый идеальный предмет, по внутренней своей природе безотносительный к предметам материального мира, возможность правильного решения вопроса о связи образа с предметом заранее исключена.

На самом деле, существует не образ как идеальный предмет, обособленный от предмета материального или подставленный на его место, а образ предмета. Но образ предмета не есть его знак. Образ вообще, безотносительно к предмету, ото-


бражением которого он является, не существует. Мы воспринимаем не образы, а предметы, материальные вещи — в образах. Нельзя оторвать образ от предмета, не разрушив самого образа. Первоначальный путь. ведет не от сознания к вещи, а от вещи к сознанию. Поэтому вопрос о том, как восприятие переходит от образов к вещам, это ложно поставленный вопрос. Пытаться ответить на него в такой поста­новке — значит идти в ловушку и попасть вместе с идеализмом в тупик*.

Для дуалиста, разрывающего внутреннюю связь образа и вещи, остаются лишь две возможности.

1. Образ противопоставляется вещи, замыкаясь во внутреннем мире сознания (дуализм образа как явления сознания и вещи в себе, духовного и материаль­ного мира или внешнего и внутреннего опыта; в гносеологии — репрезентатив­ный реализм, в психологии — интроспекционизм).

2. Образ подставляется на место материальной вещи. Таков в философии путь Бергсона2, махистов, неореалистов, позитивистов-феноменалистов, прагмати­стов, различных разновидностей эпистемологического монизма и т. д.

Теория отражения, строящаяся на основе материалистического монизма, пре­одолевает как все формы и последствия дуализма образа и вещи, так и все разно­видности эпистемологического монизма откровенных идеалистов, неореалистов, позитивистов, прагматистов и т. д., который заключается в том, что образы, чувст­венные данные, идеи отожествляются с вещами, причем первые подставляются на место вторых. Свою идеалистическую установку эпистемологические монисты ошибочно выдают за преодоление субъективизма, потому что идеи, образы пе­реводятся из статуса субъективных состояний в статус реальных вещей, отсюда «реализм» этих идеалистов.

Материалистический монизм определяет коренное, принципиальное отличие теории отражения диалектического материализма от так называемой picture-theorie или Bildtheorie (теория образа) репрезентативного реализма, которая строи­лась на дуалистической основе.

Конкретным выражением материалистического монизма в вопросе о гносео­логическом отношении образа и вещи является положение: образ вещи — это иде-

Все вышесказанное о восприятии в принципе может быть распространено и на представление. Представления по преимуществу выступают и часто трактуются как «внутренние» образы, обособ­ленные от вещей, поскольку представление — это в отличие от восприятия образ предмета, в дан­ный момент отсутствующего. Однако и образы представлений являются образами предмета, они возникают в результате воздействия вещей; их воспроизводство вызывается первоначально опять-таки воздействием вещей, если не тех самых, то других, связанных в прошлом с воспроизво­димой в представлении вещью. В тех случаях, когда субъект произвольно актуализирует то или иное представление в отсутствие вещи, которая в нем представлена, это обусловлено тем, что, объективируясь у человека в слове, представление может быть актуализировано без непосредственного воздействия вещей (первосигнальных раздражителей) посредством слова (второсигнального раз­дражителя). Значит, и представление является внутренним образом совсем не в смысле идеалисти­ческой интроспективной психологии, обособляющей образ, как принадлежащий к якобы замкнуто­му внутреннему миру сознания, от внешнего мира материальных предметов. Характеристика представления как внутреннего образа правомерна, лишь поскольку она выражает отличие пред­ставления от восприятия, а не обособление его от вещи, от предмета, в нем представленного. Beigson H. Matiere et memoire. Ch. I «De la selection des images pour la representation. Le role du corps», p. 58-71; ch. IV «De la delimitation et de la fixation des images. Perception et matiere. Ameet corps», p. 244-249. Ed. 2. Paris, 1914.


альная, т. е. отраженная в субъекте, в его мозгу, форма отраженного существова­ния вещи. Содержание этой формулы таково: это значит, что образ вещи — не сама вещь и вместе с тем не знак вещи, а ее отражение.

Принципиальное отличие теории отражения диалектического материализма от традиционной теории образа (Bildtheorie) находит выражение и в коренном от­личии диалектико-материалистического учения об истине как адекватности мыш­ления бытию от представления репрезентативного реализма о соответствии мыш­ления бытию. Согласно репрезентативному реализму, всякое суждение (Л есть В) утверждает нечто в отношении моих мыслей; это утверждение оказывается ис­тинным, если обнаруживается, что так же, как в моих мыслях, дело обстоит в дей­ствительности. (Неизвестно только, как это может обнаружиться, поскольку со­гласно исходной позиции бытие выступает для меня лишь в мыслях, в явлениях сознания. ) Здесь адекватность мысли бытию, характеризующая истину, трактует­ся как внешнее соответствие членов одного ряда членам другого — в духе дуали­стического параллелизма. На самом деле суждение есть утверждение не о мыслях, а об объекте этих мыслей, о бытии. Истинность суждений — в адекватности утвер­ждения о бытии, объекте наших мыслей, самому бытию, а не в адекватности бы­тию того, что мы утверждаем о наших мыслях. Эта последняя постановка вопроса, по существу, исключает истину в подлинном ее значении. Истина не есть нечто внешнее по отношению к познанию, поскольку познание не есть нечто внешнее по отношению к бытию. Само познание есть выявление бытия субъектом, кото­рый существует не потому, что он мыслит, познает, а наоборот, мыслит, познает потому, что он существует. Сказать о мыслях, что они истинны, и сказать, что они — познание своего объекта, это одно и то же. Познание не является внешним по отношению к бытию, истина не является внешней по отношению к познанию, нормальный статус мыслей — быть познанием, т. е. формой отраженного сущест­вования их объекта.

Истина объективна в силу адекватности своему объекту, не зависимому от субъ­екта — человека и человечества. Вместе с тем как истина она не существует вне и помимо познавательной деятельности людей. Объективная истина — не есть са­ма объективная реальность, а объективное познание этой реальности субъектом. Таким образом, в понятии объективной истины получает конденсированное вы­ражение единство познавательной деятельности субъекта и объекта познания.

Если в исходной посылке признать чистую субъективность психических явле­ний, то никакими последующими аргументами этой ошибки не исправить, не вос­становить связи психического с объективной реальностью и не объяснить воз­можности ее познания. Необходимо исключить такое субъективистическое пони­мание психических явлений в исходных позициях. Психические явления возни­кают в процессе взаимодействия субъекта с объективным миром, начинающегося с воздействия вещи на человека. В вещах — источник происхождения всех пред­ставлений о них. Связь психических явлений с объективной реальностью заложе­на в самом их возникновении, она — основа их существования. По самому смыслу и существу сознание — всегда есть осознание чего-то, что находится вне его. Со­знание — это осознание вне его находящегося объекта, который в процессе осоз­нания трансформируется и выступает в форме, в виде ощущения, мысли. Этим, конечно, не отрицается различие сознания и его объекта — бытия, но вместе с тем подчеркивается единство сознания, ощущения, мышления и т. д. с их объектом



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.