Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Собиборский мятеж. Были реабилитированы



Собиборский мятеж

Одной из немногих успешных попыток восстания в немецких концлагерях стал знаменитый мятеж в Собиборе 14 октября 1943-го. Его возглавил советский военнопленный лейтенант Александр Печерский. В августе и сентябре 1943 года в лагере организовали подпольную группу, которая разрабатывала план массового побега. Чтобы все получилось, решили перебить весь персонал лагеря и захватить склад с оружием.

 

Александр Аронович Печерский — руководитель восстания пленных в концлагере " Собибор" | Источник: РИА " Новости"

В день восстания мятежники, распределив надзирателей между собой, под различными предлогами выманивали их в заранее оговоренные места и расправлялись безо всякой пощады. Восставшим удалось ликвидировать 11 эсэсовцев и нескольких охранников-украинцев, но захватить арсенал они не смогли.

Надзиратели подняли тревогу и открыли по пленным огонь. Заключенные, смяв охрану, вырвались на минное поле и устремились к ближайшему лесу.

Около 80 человек погибли при побеге, еще 130 из 550 пленных не приняли участие в восстании и были убиты на следующий день. Остальным удалось скрыться.

Руководство лагеря развернуло масштабную поисковую операцию. В последующие недели немцы нашли и убили еще 170 беглецов. Печерский вместе с восемью узниками-евреями добрался до Белоруссии, там они вступили в партизаны. До конца войны дожили 53 участников собиборского восстания.

Были реабилитированы

Далеко не всем советским военнопленным, бежавшим из немецких лагерей, удавалось доказать контрразведке, что они не предатели и не переходили на сторону врага.

Летчика 14-го гвардейского истребительного полка младшего лейтенанта Николая Лошакова сбили 27 мая 1943-го. Он получил ранение во время атаки, но смог выброситься из своего Як-1Б с парашютом. В лагере немцы стали склонять умелого пилота к сотрудничеству, пытаясь привлечь его к службе в так называемой авиации РОА, комплектуемой из предателей Родины. После многочисленных допросов Лошаков согласился, решив, что так он получит шанс для побега.

Летчика отправили на немецкий аэродром под Псковом. Там он сразу же сошелся с заправщиком — пленным сержантом Иваном Денисюком. Тот имел доступ к самолетам, запоминал расположение приборов в кабине и рисовал для Лошакова схемы. Точной даты побега они назначить не успели, все получилось спонтанно.

Одиннадцатого августа 1943-го товарищи обратили внимание на легкомоторный самолет-разведчик «Шторьх», стоявший заправленным на взлетно-посадочной полосе. Рядом никого не было. Лошаков и Денисюк забрались в кабину и успешно взлетели. За ними послали истребители, пилота ранило пулеметной очередью, но ему удалось оторваться от преследования. Совершив 400-километровый перелет, самолет приземлился в Новгородской области.

Беглецов немедленно арестовала контрразведка. На допросах обоих признали виновными в измене Родине. Четвертого декабря того же года Ивана Денисюка приговорили к 20 годам тюрьмы, а Николая Лошакова — к трем годам лишения свободы.

В августе 1945-го летчика освободили раньше срока в связи со снятием судимости. Денисюк вышел из тюрьмы лишь в 1951-м. Обоих впоследствии полностью реабилитировали.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.