|
|||
Пролог. Картина первая
Олег Толченое Бесценное сокровище Действующие лица: Кот ученый Красуля Кот Свирепун
Хорошо, если зал и сценическая площадка будут оформлены в стиле сказочных пейзажей русских художников, например, Ивана Яковлевича Билибина. Но гораздо важнее обеспечить зал аппаратурой для световых эффектов. Если такой возможности нет, то режиссеры, должны найти доступное художественно-постановочное решение. Например, используя ширмы, можно легко решить проблему смены времени и места действия. Аппликации на ширмах могут не только дополнять образную структуру спектакля, но и быть основным элементом художественного оформления. ^ Представление состоит из пяти картин и это дает возможность детскому саду играть его в течение пяти дней, положим, во время проведения недели русской сказки
Пролог В зале медленно гаснет свет. Вначале тихо, затем все громче звучит плясовая скоморошья, гудошная музыка, которая прерывается грохотом, истошным мяуканьем, заполошным звоном колокольчика. Наконец, зрители слышат, как кто-то то ли прыгает, то ли падает, а точнее плюхается на сценическую площадку КОТ. Ну и шмякнулся я, ну и мяумякнулся... Если бы я не был самым прыгучим прыгуном, не собрать бы мне косточек... Вот что значит путешествовать во времени и пространстве! Однако куда же я попал? А, ну-ка, мой волшебный колокольчик просвети меня, а еще лучше освети... все вокруг меня! (Трижды звонит в колокольчик. В зале появляется свет. ) Ура, попал прямо в яблочко! Точнее в " Солнышко", в детский сад... Ай, да мяу, ай да я! Слава Коту ученому! М-у-р-р-а! (К детям. ) А вы почему меня не славите, муру не кричите? Думаете легко попасть из тридевятого царства, тридесятого государства прямо к вам?! Отнюдь! Это даже не каждому коту. по силам, а только тем, кто хорошо учится и, мяу, много знает, поскольку учение — свет, а знание — сила! У неучей и невежд и у прочей ленивой, м-у-р-р-ы, публики ничего не получится. А у меня получилось, потому что я Кот ученый и самый-самый вежда всех лучших сказок, абсолютно всех времен и народов! Поэтому, мяу, здравствуйте! ДЕТИ. Здравствуйте! КОТ. Вы оказывается тоже самые, мяу, вежливые. Как же нам быть, ведь двух самых-самых не бывает... Придумал! Давайте я буду самым вежливым среди зверей, а вы — среди детей. У вас своя самая-самая детская вежливость, а у меня самая-самая звериная. Правда, моя вежливость вежливее вашей. Вы уж не огорчайтесь, ведь известно, что все звериное сильнее человеческого. Например, про детей, которые хорошо едят кашу говорят, что у них зверский аппетит. А вы-то хорошо едите мяшу, то есть кашу? ^ Дети отвечают Это вы правильно делаете, молодцы! Тренируйтесь хорошо есть с детства, в жизни пригодится. Вдруг когда-нибудь вы попадете в сказку, а там пир горой. Будете плохо есть — все сразу догадаются, что вы не из сказки, а из детского садика. А раз догадаются — прогонят из сказки, как пить дать! Уж это-то я хорошо знаю, я к вам прямо с такого пира свалился, из сказки " Семь Симеонов". Знаете такую сказку? А заканчивается эта сказка пиром в честь свадьбы принцессы и царя. По моим усам на этом пиру мед-пиво текло, а в рот не попало. И все от того, что усы у котов для этого, мяу, то есть мало приспособлены — больно редкие... А вы, если хотите на сказочном пиру чего-нибудь попробовать, побыстрее отращивайте себе усы да погуще, как у Карабаса-Барабаса! Дети, кто из вас помнит, что я делал в сказке " Семь Симеонов"? ^ Дети отвечают Правильно, забавлял царевну, прыгал через палочку, делал всякие " немецкие штучки". А что еще любят делать ученые коты? Дети отвечают Все-то вы знаете! Действительно, мы, коты ученые, умеем " песни заводить", " ходить по цепи кругом", можем запросто обмануть и съесть людоеда, напугать до смерти любого лютого зверя... но больше всего на свете мы любим играть с детишками и рассказывать им сказки. Расскажу-ка я вам сегодня сказку про самое драгоценное, а вернее, про самое бесценное сокровище. Вы думаете, что сокровища бывают только в сказках или где-нибудь в земле зарыты, или в музеях да в сейфах? Ничего подобного! У каждого из вас эти сокровища могут появиться очень просто и абсолютно бесплатно, надо только... А вот что надо сделать, чтобы завладеть бесценным сокровищем, вы и узнаете из моей сказки. ^ Звонит колокольчик. Свет гаснет. Кот высвечивается прожектором В некотором царстве, в некотором государстве жила-была Мачеха. И была у нее родная, ненаглядная дочка Красуля и неродная, нелюбимая падчерица Аленушка... Вообщем, ошибся я, все неправильно вам сказал, это Аленушка жила-была, а Мачеха и Красуля не жили, а так — существовали, как существуют, например, пауки-тараканы. Вот однажды... ^ Звонит колокольчик. Свет гаснет полностью. Кот исчезает
Картина первая Звучит русская народная мелодия. Появляется свет. На сценической площадке — интерьер деревенской избы. В избе МАЧЕХА, КРАСУЛЯ и АЛЕНУШКА. Мачеха сидит на стуле, йоги в тазике. Аленушка моет Мачехе ноги. Красуля вертится перед зеркалом, одета она богато, неопрятно, все у нее топорщится: один чулок спущен, другой перекручен, косички торчат, как рожки, вообщем — неряха МАЧЕХА (поет) Трынди-брынди, балалайка, (Шлепает Аленушку по голове. ) Ноги лучше мой, лентяйка, (Бьет Аленушку. ) Непослушна, шаловлива... ^ Аленушка берет ведра, пытается выйти. Мачеха останавливает ее Трынди-брынди, балалайка, (Бросает полотенце в лицо Аленушке. ) Ну-ка, ноги вытирай-ка! (Бьет Аленушку по голове, умильно смотрит на Красулю. ) Ох, умна, моя Красуля (Посылает Красуле воздушный поцелуй. ) Мой цветочек, моя зайка, КРАСУЛЯ. Мамуля, бери по два, один рупь — мне! МАЧЕХА. Ax, ты моя умничка, ах, ты мой матема тик-геометрик. Ну, вылитый бухгалтер! (Поет. ) Бухгалтер, милый мой бухгалтер... КРАСУЛЯ (вначале подпевает, затем орет истошным голосом). Мамуля, мне скучна-а-а! МАЧЕХА. Ахти, ахти, прискучило моей Красулечке-лапуличке! Это от усердия, от трудов великих... Надорвалась, солнышко мое! Да и то сказать: все утро, спины не разгибая, у зеркала просидела... А ты съешь-ка чего-нибудь. КРАСУЛЯ. " Твикса" хочу, " Марсу"! МАЧЕХА. Ахти, тростиночка моя ненаглядная, кончился " Твикс". Вот, ужо, батюшка на ярмарку поедет, привезет тебе и " Твиксу", и миксу, и райского наслаждения, и сладкую парочку со " Сникерсом". КРАСУЛЯ. Ску-у-у-ш-н-а-а-а! МАЧЕХА. А ты поди-ка, Аленку побей, вот и потешишься... КРАСУЛЯ (передразнивая Мачеху). Побей, побей... у меня, чай, руки-то не железные, ведь болеть будут... МАЧЕХА. А ты ремнем, ремне... КРАСУЛЯ. Ну да еще руками махать! Али я — ветряная мельница, али махалка какая... МАЧЕХА. Ну, тады поиграй! КРАСУЛЯ. С кем? С Аленкой? МАЧЕХА. Ты Аленку на это дело не трожь, ей положено не играть, а работать. Ей воды надо наносить бочку сорокаведерную, печь истопить, кур-свиней накормить, корову подоить, двор подместь, нам сварить — дел у нее не счесть, некогда присесть. А присядет к печке, вздремнет у огня — получит ремня. Все это ей на пользу, потому как труд облагораживает... гы, гы... (Смеется вместе с Красулей. )А ты вон с ними играй (показывает на детей). Видно, они тоже работать не любят, такие же белоручки, как и ты, Красулечка моя ненаглядная! КРАСУЛЯ (смотрит в зал). И верно, такие же, как я, холененькие и ленивенькие... Будто они мне родные братья и сестры. У-тю-тю-тю-тю! (Поет. ) Братишки и сестренки Только самые шустрые победят в этой игре! Вставайте в круг, шустрики, эта игра вам хорошо знакома. Когда вы входите в вагон метро, трамвая, в троллейбус, автобус, сломя голову, несетесь занимать места. И в этой игре почти то же самое надо делать: занять место, а кто не займет — тот " невеста без места". Ну-ка, шустрики, ко мне! КОТ (появляясь). Отставить! (К Красуле. ) Ты зачем детей учишь хамству и невежливости!? Они же со стыда сгорят, если будут сидеть, когда дедушки и бабушки стоят. Эх, надо бы тебя за это хоть в угол поставить да времени у меня нет возиться с тобой. У меня важное некоторо государственное дело — царев указ объявлять. (Достает свиток, разворачивает и торжественно читает. ) Нынче, люди, я для вас, Мне, признаться, стыдно очень, что кот у Бабы-яги служит. Однако и среди котов немало скотов... МАЧЕХА (перебивая Кота). Ты чего, Красуля, стоишь рот разинувши?! Чего зенки-то на Кота пялишь? Давай, скорехонько собирайся в дорогу да беги раньше других за яблочком... КРАСУЛЯ (ревет). Не хочу за яблочком. Не хочу ноженьки мои белые бить по корягам да буеракам... МАЧЕХА. Ничего, побьешь немножко, зато царицею станешь. КРАСУЛЯ. Ага, а как Свирепун с Бабой-ягой съедят меня... МАЧЕХА. Кого боишься-то? Ты у меня эвон какой мерзавочкой выросла — померзавее любой Бабы-яги будешь... да и тетка она тебе родная. Кто ж потом Бабой-ягой станет, коли тебя не станет! Собирайся, беги быстрее... Да дуй прямой дорогой! КРАСУЛЯ. А я знаю эту прямую дорогу-то? МАЧЕХА. Слухай сюды! . КРАСУЛЯ.
МАЧЕХА. Вот и ладненько, вот и чудесненько! Беги за яблочком, лети черным вороном, моя Красотулечка, волком серым скачи... (Обращается к Коту. ) А ты чего стоишь, усищи растопырил — иди к царю, пусть свадебный пир готовит, а сам пущай пострижется, побреется, пыль из собольей мантии повыколотит... Да шею помыть не забудет! Не идти же под венец с грязной шеей. Чай, Аленка мою Красулечку отмоет — она, как новый пятак заблестит! Давай, живо лети: одна нога здесь, друга — там! (Кот уходит. ) КРАСУЛЯ. Ну, ладно. Пошла. Чао, Мамулия! (Уходит. ) МАЧЕХА. Скатертью тебе дорожка, царевна моя ненаглядная! (Обращаясь к Аленушке. ) Чего стоишь будто каланча, ну-ка быстро чистить, скрести, мести! Царь с часу на час в дом пожалует, а тут черт ногу сломит. А царь хоть и зять, ан все равно царь, его по чину никак нельзя в неметеной избе чествовать! ^ Аленушка принимается за уборку. Мачеха уходит. Свет на сценической площадке и в зале гаснет.
|
|||
|