|
|||
Межпоселенческая районная библиотекаМежпоселенческая районная библиотека Верховского района Орловской области
Берёза – национальный символ России
Дайджест Верховье
Россия! Край тысяч серебряных родников и белых берез… Через века сохранил русский народ хрустальную душу свою! Откуда все, что есть лучшего в нас? Может, от веры православной, которая осветила и укрепила в нас любовь к отечеству? Может, от неба лазурного, от полей бескрайних, от снежной вьюги, от белоствольных берез? Русь моя, люблю твои березы, писал современный поэт Николай Рубцов. Под сенью берез создавали свои прекрасные музыкальные произведения русские композиторы: Глинка и Мусоргский, Римский-Корсаков и Чайковский, Даргомыжский, Прокофьев, Свиридов. Лирической задушевностью наполнены пейзажи на полотнах русских художников: Саврасова и Куинджи, Левитана и Шишкина, Грабаря, Юона и многих других. Березка вдохновляла русских писателей и поэтов. Люблю дымок спаленной жнивы, Это Михаил Юрьевич Лермонтов.
А это Федор Иванович Тютчев: Лист зеленеет молодой.
Березу, конечно, видели все. А знаете ли вы, что существует около ста двадцати видов берез, а у нас в стране около пятидесяти? Произрастает береза в умеренных и холодных поясах северного полушария; наибольшее хозяйственное значение имеет береза бородавчатая и береза пушистая. Продолжительность жизни березы – двести пятьдесят лет. Ее высота может достигать тридцати метров. А знаете ли вы, что ствол березы даже в сильную жару и на солнце не нагревается? Удивительно, правда? Впрочем, вы легко поймете причину этого явления, если вспомните, что белый цвет отражает солнечные лучи. Березу цвет ее коры предохраняет от ожогов: сама-то кора у нее тонкая, не то что у дуба или сосны. А как вы думаете, у березы бывают цветы? Это березовые сережки. Они состоят из множества мелких цветочков. Когда они отцветают, появляются семена. Семена разносит ветер – так береза распространяется. Древесина березы – отличное топливо, горит ярко, дает много тепла? Из нее делали лучины. Из березы делают фанеру, доски. Из березовой коры получают сажу, деготь, дубильные (то есть применяемые для обработки кожи) вещества, бумагу. Из высушенной древесины березы делают спортивные лодки каноэ. У березы даурской, каменной, древесина по сопротивлению на изгиб близка к железу. Из нее делают ткацкие челноки, а также используют в машиностроении, где иногда нужны прочные деревянные детали. Из редких пород березы изготавливают мебель, предметы быта, произведения искусства. В 1817 году указом царя Александра I были утверждены правила “Об устройстве почтовых трактов”? Под дорогу отводилась полоса шириной 30 саженей (что составляет около 60 метров): проезжая часть, канавы (кюветы) и придорожные березовые аллеи, состоящие из двух рядов деревьев. 2 Они нужны были для защиты дорог от снежных заносов. Березки воспевались в песнях ямщиков и надолго врезались в народную память. Сколько песен о березе сложено, недаром ее называют песенным деревом. Ты не радуйся, осина, Или вот ещё: Березынька кудрявая,
Во поле березка стояла, Веками складывался образ жизни русского народа. Чтобы душа не оскудела от утомительного каждодневного труда, люди придумали праздники. Во время весенних праздников крестьяне отогревались от зимней стужи, готовились к напряженной весенней страде. Береза просыпается первой. Она была символом расцветающей природы, ее красоты. В России верили, что береза спасает от колдовства, особенно чудодейственными считались березовые украшения, сделанные на Троицу. Существовало поверье, что береза сулит плодородие, о ней слагали множество легенд, песен и стихов. Как у нас в году три праздника, Народный праздник семик приходится на четверг, что на седьмой неделе после Пасхи, за два дня до Троицы. В этот день убирают дома березками, усыпают пол травою. В народных праздниках зеленые ветви, травы, цветы – символ вечно обновляющегося мира. Празднование семика обыкновенно происходило в рощах, лесах, на реках и озерах. Наготовив пирогов, сдобных куличков, меду, квасу, вареных яиц и другого угощенья, шли в лес, где складывали все под березу. В лесу березки украшали, завивали на ветвях венки, заплетали березке косы лентами; связывали верхушки двух березок, чтобы образовать ворота; перевязывали концы деревьев кольцами, сплетали березовые верхушки с травой, пригнув березу к земле. Венок, образованный ветвями, представлял собой магический круг. После плетения венков пели, кумовались – целовались через венок, говоря: “Здравствуй, кум и кума”. Обменивались кольцами и серьгами. Затем в сени деревьев начинали пированье, по окончании которого заводили хоровод, пели песни, играли в горелки, веселились. После кидали венки в воду и по ним гадали, а одну березку несли домой с пением. В Троицын день приходили снова в тот же лес развивать свои венки. Девушки следили за венками, завитыми на березе: если венок сохнет, роняли его с головы в речку и смотрели, куда он поплывет. И где венок пристанет, с той стороны и быть жениху. Чей венок принесется водою первым к берегу, та прежде своих подруг и выйдет замуж; если венок на одном месте – не выйдет, если венок потонет – плохо, смерть. Как и все календарные праздники, эти обряды были связаны с будущим плодородием: урожаем и свадьбой. Главные действующие лица во время летних святок (конец весны – начало лета, май–июнь, русальная неделя) – девушки, главная героиня песен – березка, воплощение животворной, растительной силы. Эй, девчонки-хохотушки, Какие красивые вещи делают из березы. Дерево всегда было и остается одним из самых привлекательных материалов в декоративном искусстве. Этот материал ценят не только за красоту, но и потому, что дерево – живое, оно росло, тянулось к солнцу. Тепло дерева, неповторимую структуру умельцы стремились выявить и подчеркнуть в своих работах. Вещи получались красивые, добрые! Раньше на Руси каждый мальчишка резал из дерева. И неудивительно – ведь вокруг, куда ни глянь, леса! Березу издавна использовали для изготовления различных предметов быта. Древесина редких пород (таких, как вишневая, максимовка) похожа на красное дерево. Ее используют для отделки, инкрустации. Особенно ценна и красива карельская береза. Из нее изготавливают мебель, декоративные изделия, предметы быта: подсвечники, вазы, ларцы, шкатулки, конфетницы, письменные приборы… Береста, или берёста, – наружная часть коры березы. Она была излюбленным материалом для изготовления бытовых изделий. Береста – материал прочный, обладающий редкими достоинствами: непромокаемый, не поддающийся гниению, способный длительное время сохранять вкусовые качества продукта. Лучшей берестой обладают березы, растущие в умеренно-влажных и умеренно-тенистых лесах, не старше пятнадцати лет (диаметром 50–75 см). Заготовка сырья производилась весной (конец мая – начало июня, три-четыре недели), когда деревья были в полном соку. Как говорят мастера, “береста линяет”, то есть свободно отделяется от древесины. Деревья при этом не портятся, продолжают расти. Сырье сушили в тени, разглаживали под прессом, хранили в помещениях, защищенных от ветра, солнца и сырости. Из бересты изготовляли туески, кружки, хлебницы, короба и другие предметы быта. Это берестяной туесок. В таких туесках хранили сухие травы, ягоды, грибы Лыко – внутренняя (лубяная) часть коры березы. Из лыка плели лапти, чемоданы, баулы и другие изделия. В старину прибегали к трем способам плетения: диагональному (косому) – вещи с углами; шахматному (прямому) – вещи цилиндрической формы; узорному. Лапти из березы назывались берестянки. Русские лапти имели названия: пятерик, шестерик, семерик. Виды лаптей: “закрайки”, “опушник”. Каждая часть лаптя имела свое название: носок – “личико”, пяточная часть – “пятка”, середина лаптя – “плетень”. Русский лапоть начинали заплетать с пятки, работа чаще всего велась в технике диагонального плетения. Плетению лаптей каждый мужчина обучался с раннего детства. В дальнейшем он был обязан обеспечить семью обувью. Искусство плести лапти трудное, давалось не каждому. Как любое творчество, это дело требовало вдохновения и упорства. Мастера, хорошо обеспеченные сырьем, изготовление лаптей делали своим промыслом. А поскольку лапти довольно быстро изнашивались, на рынках они были ходовым товаром. На плетении лаптей специализировались целые деревни и округа, соперничавшие своим мастерством. Некоторые мастера достигали виртуозности: плели лапти как детские игрушки или совсем крошечные – семь пар могли поместиться в спичечном коробке. Насколько сложна наука плетения лаптей, настолько просты и доступны инструменты для их изготовления. Это кочедык и колодка. Рабочая часть кочедыка – металлическая, а ручка – деревянная. Богата традициями жизнь русского народа. Обязательным подарком жениха невесте были лапти. Это как бы гарантировало привязанность будущей жены к дому. Если невеста принимала подарок, это означало ее согласие на брак. Подаренные лапти принято было подавать невесте через стол. В день свадьбы она должна была надеть подарок жениха. Вот перед вами старинные русские плетеные лапти. Замечательный поэт Сергей Есенин посвятил много стихотворений русской березке: Белая береза И стоит береза Раньше ученые, извлекая при раскопках различные предметы: поплавки, сапожные колодки, днища бочек, помеченные именами или инициалами их владельцев, – предполагали, что грамотность в России имела широкое распространение. Доказательство тому – берестяные грамоты. Берестяные грамоты – древнерусские письмена и документы XI–XV веков. Это ценные свидетельства далекой эпохи. В древности береста была самым распространенным писчим материалом – ведь она во много раз дешевле пергамента и бумаги, а значит, более доступна. На бересте, вероятно, писали не богатые люди, а простые крестьяне и горожане. Берестяные рукописи могли рассказать о жизни и быте русских людей, о повседневных заботах, горестях и радостях крестьян и ремесленников, о важных событиях того времени. Поэтому ученые-археологи вели упорные поиски. Они начались еще в 1932 году. В древнем русском городе Новгороде археологическая экспедиция под руководством профессора А. В. Арциховского 26 июля 1951 года при раскопках на древней Холопьей улице нашла первую берестяную грамоту. После его смерти в 1962 году экспедицию возглавил его ученик, ныне академик В. Л. Янин. С 1951 по 1999 год найдено около тысячи грамот и не только в Новгороде (915 грамот), но и в других городах: Смоленске, Пскове, Витебске, Старой Руссе. Берестяные грамоты подтвердили догадки ученых о распространении грамотности среди простого народа. На бересте писали не чернилами и перьями, а процарапывали буквы костяной или металлической заостренной палочкой, которую в древней Руси называли “писало” и хранили в кожаных чехлах. Берестяные грамоты встречаются во всех слоях, где находятся предметы XI–XVI веков. Вот что на них писали: “Поклон от Семена к невесте моей. А же будешь не поминала, ино у тебе солоду было, а солод ржаной в подклети, и ты возьми колобью, а муке колко надобь. И ты испеки в меру. А мясо на сеннике. А цто рубль дыть Игнату, и ты дай”. В этой грамоте Семен объясняет своей невестке, где что в доме лежит. Солод – это пророщенные хлебные зерна. Он нужен для закваски, которую используют при выпечке хлеба, в приготовлении кваса. Из этой грамоты историк узнает, что подклетью в новгородском доме назывался нижний этаж, а сенником – сарай. А вот еще: “Поклон от Марины к сыну моему Григорию. Купи мне зендянцу добрую. А куны я дала Давыду Прибыше. И ты, чадо, купи сам да сюда”. Мать просит сына купить ей зендяницу – хлопчатобумажную ткань, сделанную в далеком городе Бухаре, и пересылает ему деньги на эту покупку. А историку это письмо дает очень ценные сведения: во-первых, автор письма – женщина, значит, грамотными были не только мужчины; во-вторых, упоминание восточной (бухарской) ткани говорит о широко распространенных торговых связях Новгорода. Или вот такая грамота: “Поклон от Петра к Марье. Покосил я пожню, а озеричи у меня сено отняли. Спиши список с купчей грамоты да пришли сюда, чтобы по грамоте получить мне то, что причитается мне по праву”. Обидели Петра озеричи, то есть живущие на озере. Издалека приехал он сюда на свою пожню (покос), на берег Ильмень-озера, скосил траву, а потом пришла толпа местных крестьян и отобрала у него сено. Одна надежда на купчую грамоту, где записаны права Петра на его пожню. Это было написано шесть веков назад. Многие современные поэты и композиторы писали стихи и песни, посвященные березе (песня М. Фрадкина на слова В. Лазарева “Березы”): Я трогаю русые косы, А это стихи Александра Прокофьева: Люблю березку русскую, С давних времен березу используют в медицинских целях для лечения различных болезней, чаще всего в виде настоев. А вы знаете, что в березе лечебного? Березовые почки, листья, сережки, а также березовый гриб – чага. Свежее или высушенное сырье заливают кипятком, настаивают и пьют. Пьют и березовый сок, который собирают ранней весной, а еще на нем готовят квас. Достоинств березового сока не счесть. В нем и яблочная кислота, и белок, и малоизученное ароматическое вещество. Он уникальный лекарь: отлично очищает кровь, помогает излечивать ангину, фурункулы, цингу, ревматизм, болезни кожи; способствует заживлению ран. Пьют березовый сок и как витаминное средство – бодрящий, придающий силу напиток. Как же сделать так, чтобы сок набрать не во вред дереву? Для этого надо собирать сок не со ствола, а из ветвей. Срезают ветку и просовывают ее конец в горлышко бутылки, закрепляют и ждут, пока наполнится. Помните: березовый сок полезен только из ветвей! Березу используют в бане. Слово “баня” происходит от латинского слова “бальнеум” и означает “прогнать хворь, боль, грусть”. Главными в банной процедуре считались прежде всего ее целебные, оздоровительные свойства. Великий медик Гиппократ, живший в V–VI веках до нашей эры, назначал бани для лечения больных, считая их могучим средством терапии. Жар во время болезни – очищающая сила, а чередование температур (из горячего – в холодное) оказывает закаливающее действие, укрепляет терморегуляцию организма. В России бани появились с первых веков нашей эры, то есть две тысячи лет назад. Иностранцы воспринимали славянскую баню как чудо, а русский народ сложил о ней пословицы и поговорки: “С легким паром! ” – говорили тому, кто выходил из бани. “Пар костей не ломит! ” – говорили, когда лежали на полке. И еще поговорки: “Вылечился Ваня – помогла ему баня! ”, “Который день паришься – тот день не старишься! ”, “Баня парит, баня правит”, “Веник в бане – всем начальник”. Во влажной русской бане веник снижает температуру на поверхности тела и предупреждает от ожогов. В венике самое ценное – эфирные, то есть летучие масла, которые, попадая на кожу, когда хлещутся веником, улучшают обмен веществ. Веники бывают разные: дубовые, липовые, пихтовые и другие. А вот березовый веник помогает при болях, ломоте в мышцах, суставах, хорошо очищает кожу, ускоряет заживление ран и ссадин. Его особое достоинство – сильное расширение в березовом пару мелких бронхов. После такой бани особенно легко дышится. “…Бродил я по приморскому парку… и вдруг увидел среди заморских кущ три березки. Глазам своим не поверил… От них нельзя было оторвать глаз. Белые стволы берез пестрели, как веселые сороки, а на нежной зелени листьев было так хорошо, покойно взгляду. Чем же пахнут березы? Я глядел на эти березы и видел деревенскую улицу мою, ворота, резные наличники окон и березку под ними в зеленой тени листвы. Березы пахнут Родиной! ” (Виктор Петрович Астафьева). Природа – хранительница красоты. И если человек заботливо оберегает природу, то и природа благодарно сохраняет в нем чувство красоты, земли, родины.
Библиография:
0. Бутримова. И. Календарная обрядовая поэзия : традиции и современность / И. В. Бутримова. – Орёл ОРЛИК; Изд. А. Воробьёв, 2004. – С. 89 – 100.
0. Костин, В. И. Фольклор земли Орловской / В. И. Костин, О. В. Бережнова, И. В. Бутримова, Э. В. Сальникова. – Орёл: изд-во ОРАГС, 2004. – С. 133 – 145.
0. Поклонись берёзке // Миловский, А. Песть жар – птицы: рассказы о народных праздниках / А. Миловский. – М. : Дет лит-ра, 1087. – С. 8 - 9, 61 – 71.
0. Пономаренко, Е. Берёзы – сверстники социальных перемен / Е. Пономаренко // Наука и жизнь. – 1992. - № 5 – 6. – С. 10 – 13.
0. Скворцов, А. К. Берёза / А. К. Скворцов // Большая Российская энциклопедия: в 30-ти т. Т. 3 «Банкетная кампании» 1904 – Большой Иргиз. – М. : БРЭ, 2005. – С. 353 – 355.
0. Чаус, Т. А. Щедрый жар / Т. А. Чаус // Читаем, учимся, играем. – 1009. – № 4. – С. 84 – 89. Составитель: Л. Величкина, ведущий библиограф.
|
|||
|