|
|||
Ю.О8.2ОООг.. «Заря Севера». Г. Горчаков. Четыре ипостаси березыЮ. О8. 2ОООг. «Заря Севера» 7 стр.
Прододжение. Начало в №№ 83, 85, 86, 88 На протяжении столетий душистый берёзовый веник был и остается лучшим русским лекарем. Веник делается не из всякой березы. Её в народе называют " чистохой". Листья у неё гляцевитые, крупные, цвета темнозеленого, а у берёзы боро-давчатой листья шероховатые и гораздо светлее. У чистохи на веточках в местах развилок нет бугорков /бородавок/, которые весьма больно бьют по распаренной коже. Из чистохи веник мягкий, нежный и ласковый. Сено к стогу носили обычно на носилках - двух длинных обструганных жердях. Но иногда подтаскивали сено к стогу и на волокушах, запряженных лошадью. Для этого не надо никакой повозки. Да ни одна из повозок по ямам, бочажинам, кол-добоинам, по кочкам и не проедет. Просто вырубали две молодые кудрявые берёзки. Ветки очищали. Стволы берёзок служили оглоблями, а на ветки накидывали копну сена. Ветки удерживали на себе сено, пока лошадь тащила его к стогу. И переметы через стог, чтоб ветер не поднял сено, делали из двух берёзок, связав их вершинками и перебросив через стог. Можно, конечно, ивовые или черемуховые делать, но они и реже растут, да и лягут на стог неровно, а берёза с её удивительными расположениями ветвей плотно прижмется к крыше стога. Вилы-тройчатки деревянные делали тоже из крепко сросшихся берёзовых сучков. Самый главный химический продукт, который получали из берёзы -деготь. Деготь гнали в каждой де-ревне-лримитивным, но оригинальным способом. В крутой низкой горке вырывали квадратную пещерку-печь довольно внушительных размеров - метра два в ширину, высоту и глубину. А под ней вырывали в земле печку, которая соединялась отверстием-дымоходом с верхней печью. Драли в лесу бересто громадными полотнищами - скалье. Загружали этим скальем пещерку и замазывали ее отверстие слоем из глины. А в противоположной от дымохода стороне на уровне пола пещерки вмазывали для стекания дегтя трубу или просто оставляли дырку - леток, В поду верхней печи делали канавку. Разводили в нижней топке огонь. Дым и жар через дымоход проникали в верхнюю лечь и бересто без доступа воздуха не горело, а сначала чернело, потом выделяло жидкий деготь, который струйкой тек в ведро или прямо в бочку. Чистый деготь ценится высоко в народе, как лекарство. Опарил мужик ноги в сенокос - лучшее лекарство деготь из березового корня. Я проникнут глубоким уважением к целительному свойству дегтя. В войну моя сестра обварила себе шею и спину кипящим молоком. В больнице, куда возила ее мама, рукой махнули: " Помрет девочка, не вылечить", А вот бабушка Христина Прокопьевна, царство ей небесное! - вылечила чистым дегтем мою сестру. Да и меня бабушка вылечила этим же народным целительным лекарством. От смерти спасла. Но об этом рассказ особый. Нельзя путать чистый деготь из берёзового корня с дегтем из сосновых смолистых пеньков и кореньев. Дегтем смазывали кожаные сапоги и ботинки женские - для праздничного глянца и для смягчения кожи - " для сносу". Кожаные, особенно " работающие" части сбруи - гужи, чересседельник, шлею - для смягчения и крепости на разрыв тоже смазывали дегтем. Деготь использовали как черную краску при строительстве домов, нумеруя венцы сруба. Ну, а вымазать дегтем ворота дома, где живет девушка, это уж крайне ославить её. Но в деревенской истории случая такого не было. Я имею в виду нашу деревню Скочково, Большим мастером смолокурения слыл в послевоенные годы в Скоч-кове Иван Дмитриевич Горчаков, брат моей матери. Следы его завода по изготовлению дегтя и смолы сохранились до наших дней на развилке дорог в Кудангу и Дворище на берегу речки Суборная. Продолжение следует.
|
|||
|