|
||||||||
«Заря Севера». Г. Горчаков
Продолжение, Начало в. №№ 83, 86, 86. В сумерках подруливали хвостовую оплотйну к берегу. Самый бойкий и сильный плотогон хватал рач и выпрыгивал на берег. Течение уносило плот. Громадная берёзрвая змея начинала раскручиваться. И когда она полностью скрутилась, плотогон начинал медленно заостренным концом рача пахать землю. Громадная сила плота все глубже уводила рач в землю. И, наконец, уменье плотогона вознаграждено - плот, вогнав рач на метровую глубину, останавливался. Умение плотогона требуется немалое. Надо не просто определить грунт берега- песок не удер-житрач. Но " пахать" рачом надо под таким наклоном, чтоб не произошло его выпрямления в земле. А тогда уж никакое умение не поможет - рач в глубине земли не повернёшь, не' исправишь. Сила, влекущая его-, громадна. Бывали вырывы рача из земли столь стремительные, что приводило и к трагедии. А как же на утро? Чал рубят? Нет. Выход был найден старыми плотогонами, как всегда, простой. Выкапывают землю впереди рача лопатой, всё время тонко чувствуя поведение плота, -как он тянет рач. Надо копать медленно и осторожно, сумев вовремя остановиться и дать сигнал плотогонам. А там не зевай, отбрасывай рач в сторону и догоняй плот, вытягивай березовый канат, укладывай его на место. XXX Четыре самых главных принадлежности домашнего ткацкого стана делались непременно из берёзы. Это навой - задний вал, на который навивали нитки основы. Это пришвица - передний вал, на который навивалось уже готовое полотно. Стан по много месяцев стоял в избе и дерево, естественно, рассыхалось, раскалывалось, Так вот для большей прочности на раскол на концах навоя и пришвицы оставляли несодран-ной бересту, и она хорошо предохраняла от раскола. Из берёзы же были и набелки-ледедки, через которые перекинуты бечевки, соединенные с под- ножками и с нитченицами. Наступая на подножки, бечевки заставляют две нитченицы подниматься вверх и опускаться вниз, разъединяя на зев два слоя основы, чтоб можно было пробросить челнок с утком. И, наконец, створки берда, уплотняющего ткань и выдерживающие довольно сильный удар о полотно, делались из берёзы. Были и другие детали стана, которые могли быть тоже из берёзы, но эти четыре делались только из неё. Жернов ручной мельницы - это берёзовый спил высотой сантиметров 20. Посередине его отверстие, в которое сыпали левой рукой сухое зерно из лукошка. Правой рукой вращали жернов за стоячий деревянный стержень, вбитый у края на верхней стороне жернова. Для того, чтобы жернов не раскололся при высыхании, бересту с него не снимали. Нижний спил этого берёзового жернова был сплошь забит осколками разбитого поваренного чугуна. Нижний жернов был каменный. Осколки чугуна, плотно притертые к камню, и размалывали зерно. Соединял оба жернова широкий пояс из луба липы, а иногда и из бересты. Пояс нужен был для того, чтоб муку не распыливало, и она высыпалась в одно маленькое отверстие между нижним жерновом и поясом. Ручная мельница была почти в каждой избе. Да её без труда можно было и перенести из дому в дом. XXX Дрова пилили на берёзовых козлах. Берёзовые, часто неколкие дрова кололи при помощи деревян^ ной берёзовой колотушки. Иногда колотушку делали из капа -прочного, никогда не трескавшегося свилеватого нароста на берёзе. Колотушкой колотили по обуху топора, чтоб не сломать стальной топор ударом другого топора, или колотили по сухому берёзовому клину. XXX Из берёзового полена вытачн-. -вали красивые веретена для прях. ' Вытачивали их на скромном самодельном токарном станке, вращая свободно закрепленную между стойками станка болванку-заготовку. Иногда веретена раскрашивали. Кроме веретен на токарном станке вытачивали из березы солонки, ложки. Длинную и громадную, ложку-черпалку пивовары делали только из капа. Тут был расчет на другое свойство капа. На ложку клали большие раскаленные докрасна камни, а кап очень плотен и трудно поддается горению. Из капа вырезали иногда и миски кухонные. XXX О вениках-голиках можно много писать, но о банном'венике и поэму сложить можно. В древнейшей летописи " Повести временных лет" рассказывается о легендарном путешествии в Новгородскую землю ученика Иисуса Христа Апостола Андрея /Андрей Первозванный/. В летописи отмечено его большое удивление - новгородцы, моясь в банях, почему-то сами себя хлещут прутьями. Продолжениеследует
|
||||||||
|