|
|||
Монтеверди
Барокко - один из значимых стилей в культурной жизни Европы. Наибольшей популярности он достиг в таких странах, как Германия, Испания, Россия, Франция. Родиной его считается Италия. Эпоха барокко охватывает около двух столетий - с конца 16 до середины 18 века. Барокко (итал. - причудливый, вычурный, странный) - художественный стиль в европейском искусстве и литературе конца XVI -1-й половины XVIII века. Существуют разные версии происхождения термина «барокко»: 1. от португ. perolabarocca - жемчужина неправильной формы; 2. от лат. bаroco - обозначение одного из понятий схоластической логики; 3. от имени итальянского художника Ф. Бароччи (1528-1612).
Искусство барокко противоречиво. Одна из сторон барокко апеллирует к внешности явлений и тяготеет к пышности, грандиозности, декоративности, асимметрии. Излюбленным художественным приёмом становится метафора, аллегория, эмблема. Другая сторона барокко характеризуется интересом к внутреннему, а не внешнему, стремлением выразить неоднозначную сложность мира и отношения человека к действительности (в отличие от искусства Возрождения, где человек предстаёт в гармонии с окружающим миром). Поэтому искусству барокко свойственны драматизм и патетика, динамика и экспрессивные контрасты. Все это приводит к новому пониманию Господа как Творца мироздания. Бог рассматривался лишь как создатель насущного, человек же управлял живым и неживым. Эпоха барокко – одна из наиболее значимых в истории развития человечества. Именно в это время зарождаются новые стили и направления в искусстве: литературе, музыке, живописи, архитектуре. Формируются новые взгляды на религию и человека. Возникают новые направления в науке. Несмотря на некую напыщенность, этот период подарил мировой культуре множество памятников культуры, кои высоко ценятся и в наше время. Имена мастеров и деятелей искусства эпохи барокко до сих пор гремят на весь мир. Закономерным продолжение этого стиля стал рококо, сформировавшийся в первой половине 18 века. Ему удалось сохранить свои позиции вплоть до конца 18 столетия. Представители искусства барокко · в музыке: Монтеверди Пёрселл Вивальди Гендель Глюк Бах
Характерные черты музыкальной культуры барокко: · появление вокальных и музыкально-театральных жанров – оперы, оратории, кантаты, пассионов; · интенсивное развитие инструментальной музыки и исполнительства; · появление крупномасштабных циклических форм инструментальной музыки - concertogrosso, ансамблевой и сольной сонаты, сюиты; · сосуществование полифонии свободного стиля с гомофонией; · появление инструментальных полифонических жанров – ричеркар, канцона, фантазия, токката, каприччио, фуга; · утверждение новых музыкально-композиционных средств: генерал-бас, мажорно-минорная тональная система, концертирование; · широкое распространение теории аффектов и музыкальной риторики и использование лежащих в их основе символов (например, в музыке И. С. Баха). Наряду с барокко в XVII - XVIII в. сосуществовали стили классицизм (во многом противостоял Б., но нередко и тесно взаимодействовал с ним), маньеризм, галантный стиль (рококо), сентиментализм. Рококо (франц. от rocaille - орнаментальный мотив, букв. - ракушка) - стиль в европейском искусстве 1-й пол. 18 века, получивший развитие прежде всего во Франции. Ярче всего рококо сказалось в изобразительном искусстве и декоративном оформлении дворцовых интерьеров (манерная вычурность и прихотливость линий в предметах обстановки, изощрённость, обилие орнаментальных рисунков в настенных росписях). Рококо в музыке проявилось в творчестве французских клавесинистов (Л. К. Дакен, Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо и др. ). Для их творчества характерны: · камерность и миниатюрность форм, · господство хрупких, грациозно-кокетливых и игривых образов, · обилие изысканной мелизматики (украшений), · лёгкая и прозрачная фактура, · программность (простейший вид - картинная изобразительность: «Будильник», «Маленькие ветряные мельницы», «Жнецы», «Сборщицы винограда» Куперена; «Курица», «Тамбурин» Рамо; «Кукушка» Дакена). · Музыкальная культура эпохи барокко характеризуется появлением и развитием следующих вокальных и музыкально-театральных жанров: оперы, оратории, кантаты, пассионов (страстей). · Оратория. Оратория зародилась почти одновременно с оперой в Риме. Оратория представляла собой композицию для хора, солистов и оркестра на библейский сюжет и исполнялась в ораториях – особых помещениях при церкви, где собирались верующие (отсюда и название жанра). Первая оратория – «Представление о душе и теле» (1600) Эмилио Кавальери. Писали оратории также итальянец АлессандроСтраделла (1644 – 1682, оратория «Иоанн Креститель»), А. Скарлатти, Гендель (32 оратории), И. С. Бах (оратории «Рождественская», «Пасхальная»). · Кантата. Кантата – от итал. cantare – петь. Схожа с ораторией, отличается от неё, как правило, меньшими размерами. В XVII веке сольная кантата получила распространение в Риме. Оркестровое сопровождение утвердилось в кантате неаполитанских композиторов. В протестантской Германии термин «кантата» не употреблялся в церковной музыке до XVIII века (использовалось понятие Kirchenmusic). В отличие от итальянской кантаты, преимущественно светской, немецкая кантата XVII-XVIII века развивалась как церковная (у И. С. Баха свыше 200 духовных и свыше 20 светских кантат). · Страсти Страсти (лат. пассионы – «страдание») – разновидность оратории. В основе сюжета – главы из Евангелия, в которых говорится о страданиях Христа. Зародившись в недрах католической церкви, они особенно яркое развитие получили в немецком протестантском искусстве. Вершина развития жанра – в творчестве И. С. Баха («Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну»). Инструментальная музыка барокко развивалась преимущественно в трёх направлениях: · Органная музыка · Клавирная · Скрипичная
Орган – ведущий инструмент эпохи барокко. Главным жанром органной музыки стала фуга. Для органа также писали канцоны, ричеркары, токкаты, фантазии, прелюдии, каприччио, чаконы, пассакалии, хоральные прелюдии. Жанры клавирной музыкибарокко: · Сюита (франц. «ряд», «последовательность»; итал. название сюиты - партита) – цикл, чаще танцевальный. В состав сюиты в качестве обязательных танцев входили: немецкая аллеманда, подвижная французская куранта, медленная испанская сарабанда, стремительная английская жига. Нередко к ним присоединялись дополнительные: французский буре, гавот, менуэт, польский полонез. Включались и нетанцевальные пьесы – ария, рондо. Преамбулой служила прелюдия или французская увертюра. · Соната (итал. – sonare - звучать): две разновидности – сольная клавирная и ансамблевая (скрипичная, виолончельная, флейтовая с фортепианным сопровождением). · Концерт (от лат. «состязаюсь») – произведение, в основе которого лежит контраст звучания полного исполнительского состава - tutti (либо отдельных инструментальных групп) и solo. Разновидности: · сольный концерт (оркестру противостоит один инструмент); · Concertogrosso («большой концерт», всему составу оркестра – tutti (concertogrosso) противостоит группа инструментов - concertino); · духовный (с использованием органа); · светский (с использованием клавесина).
· Опера. Родина оперы – Италия(Флоренция). Она возникла на рубеже XVI-XVII веков. Первые оперы создали деятели Флорентийской камераты: Якопо Пери (1561-1633, «Дафна», «Эвридика») и Джулио Каччини (1550-1618, «Эвридика»). Первые оперы назывались Dramapermusica (буквально «драма на музыке») и их создание было связано с возрождением древнегреческой драмы (Эсхил, Софокл, Эврипид). Флорентийская камерата (итал. камерата – компания, корпорация) – объединение поэтов, музыкантов, учёных, любителей музыки, сложившееся к 1580 г. во Флоренции. В состав Флорентийской камераты входили: Якопо Пери, Джулио Каччини, поэт ОттавиоРинуччини, Винченцо Галилей (отец знаменитого астронома Галилео Галилея) – теоретик, композитор, лютнист и математик. В сочинениях флорентийцев преобладал гомофонно-гармонический склад(мелодия в сопровождении гармонического аккомпанемента), вытеснивший господствовавшую на протяжении нескольких веков полифонию. Типы итальянских арий: · бравурная · патетическая · характерная · dacapo · lamento Типы речитативов: · secco (сухой) – стандартные декламационные обороты в сопровождении скупых аккордов клавесина · accompagnato (аккомпанированный) – мелодически насыщен и исполняется в сопровождении оркестра. Типы дуэтов: · ссоры · согласия. Итальянские оперные композиторы – мастера бельканто(итал. прекрасное пение). Бельканто – стиль вокального исполнительства, отличающийся лёгкостью и красотой звучания, мелодической связностью (кантиленой), изяществом и виртуозным совершенством (колоратуры – виртуозные пассажи и мелизмы в вокальной партии). Возник в Италии в середине XVII века. В XVIII веке среди мастеров бельканто – певцы-кастраты Кифарелли, Фаринелли.
|
|||
|